– Можно не смотреть на указатели, – сказал Виктор. Было сыро и холодно.
Этих-то двух пунктов и было достаточно для того, чтобы его жизнь сделалась неугодной. К написанию этих строк подвигнута появившаяся в «Известиях» заметка о том, как китайские власти расправились с уйгурами (19 июля 2011г. ), возмечтавшими о каком-то послаблении существующего режима или даже о независимости своей земли именуемой ими «Восточный Туркестан». «Ты сухого привезла, шкелета», – стали ругаться члены двадцатки. Потом дедушка сказал мне: Ты пока собирайся, а мы с владыкой побеседуем. Власти расправились с ним очень жестоко.
Даже лучшие каменеют, самое большее, на что их хватает, – не совершать больших подлостей. Гости были смущены, сначала отвечали кто робко, кто холодно, но потом оттаяли. Молодые люди чуть отошли в сторонку. Целый месяц батюшка, ожидая у Патриарха, ночевал на вокзале. Насколько я понял из его доклада, виновные были расстреляны по решению военного трибунала.
На въезде в поселок стоит огромный ажурный кованый крест. Николая Чудотворца и сказала: Если нет моего Николая, потанцую со святым Николаем. На могиле крест с домовиной. После поздравления отца Серафима с праздниками Рождества Христова и Богоявления, а также с Новолетием следует указание: «Ваш Церковный совет написал уполномоченному жалобу, что Вы ежедневно служите в храме, что служба в будние дни не оправдывает расходов, связанных со службой. Для церкви это были тяжёлые годы. Здесь все устроено по-хозяйски. В домике при храме он занимал комнатку, где ничего не было, кроме кровати, стола и табуретки.
И чему удивляешься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества. Иначе мы не сможем выполнить возложенную на нас миссию.
Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Узнав, что там есть служащий священник, он сказал, что не сможет принять приход, «на живое место» не пойдет. Но мы продолжаем терпеть. Друг мой стал решительно возражать: крюк был немалый – верст 300–400. Любовь и сострадание к ближнему не могли ему позволить оставить людей и уединиться в молитве.
И не будем почитать жизнию время, проведенное без милосердия. На обращения к нему людей старец часто отвечал: «Помолился». Дороги плохие, меня бросает из стороны в сторону. Я был очень удивлён этой неземной беседой. Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год.
После Сочи, объявленного южной столицей, где чуть ли не под каждой пальмой набросаны горы мусора, меня особенно потрясли дорожные знаки: «До ближайшей помойки 200 метров». Вежливые, внимательные.
Она с матушкой ушла, а я сел в крытую грузовую машину и поехал. Поживем – увидим. Все, кто видели фотографию, отмечали, что в центре должен быть Христос.
Благой вестью назвал сообщение о том, что готовятся документы по канонизации архимандрита Серафима (Тяпочкина) один из старейших архиереев Русской Православной Церкви как по возрасту, так и по хиротонии митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (в 2011 году он отошел ко Господу). Я перестал плакать и потерял сознание. А еще, добавим, посылочки из Днепропетровска.
В нем все было просто и добротно, чистота и какой-то особенный уют. Позапрошлым летом я возвращался из Краснодара в Петербург. Димитрий был последним ребенком в большой и дружной семье Тяпочкиных. Один студент сказал мне, что у них не найти лозунга «Бери от жизни все. ». Благой вестью назвал сообщение о том, что готовятся документы по канонизации архимандрита Серафима (Тяпочкина) один из старейших архиереев Русской Православной Церкви как по возрасту, так и по хиротонии митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (в 2011 году он отошел ко Господу). Запомнил лишь некоторые.
Часть выступления пастыря была посвящена светлому образу архимандрита Серафима (Тяпочкина), служившего последние 20 с лишним лет своей жизни в Свято-Никольском храме в поселке Ракитное. Вскоре появились другие люди: и пожилые и молодые. Но он служил изо дня в день еще до начала восстановительных работ. Но на то была воля Божия. Но вдруг застыла, словно обратившись в статую. Певчими были сами заключенные.
21 апреля в среду Светлой седмицы архиепископ Курский и Белгородский Хризостом при большом стечении духовенства и мирян, преданных и любящих чад отца Серафима, совершил Божественную литургию и отпевание по пасхальному чину. А традиции нужны еще и потому, что без них мы не сможем наследовать жизнь вечную. И третий светильник – архимандрит Серафим (Тяпочкин). Духовные чада не сразу поверили в его смерть. Господь ему открывал, какой подход более всего приемлем в том или ином случае. С тех пор душой мы вместе, надеюсь, навсегда».
Ленинская теория провозглашала необходимость «обращения на службу молодому советскому государству достижений культуры прежнего времени». О. Серафим устроил печки в алтаре и в храме, добыл угля. Люди, знавшие отца Серафима, говорят, что у него получилось. Вернись к ним.
После панихиды было непрерывное чтение Евангелия у гроба почившего. Небесным покровителем его становится особенно близкий ему святой, преп. Так и простояла несколько месяцев, а отец Серафим (Полоз) всё это время о ней заботился, принял образ из её рук, вымолил у Бога прощение для несчастной. Никто не мог запретить архимандриту молиться.
В Чтениях принимают участие известные русские и зарубежные ученые (историки, филологи, политологи), священнослужители, писатели, журналисты. У жены оказалось 200, у мужа – под 500. Судьба тех, кто останется там, будет трагична, но не безнадежна. А соль сохраняет от тления, придает вкус. Об этом рассказал односельчанам случайно забредший в храм человек. НАТО – гарант этого мира. Человек всего более должен учиться милосердию ибо оно-то и делает его человеком.
На одном из них были немецкие номера. Ключ у старосты, а она живет в соседнем селе, может, приедет к вечерне. А на ней батюшкин лик. Посмотрев в глаза отца Серафима, понимаешь, что он знает, что происходит в твоей душе.
А Николай. Тот приехал с инспекцией и с амвона обратился к народу: «Что вы сюда ездите. 5, 3–5). Из бесед старца можно почувствовать, как он переживал сложившуюся ситуацию. Мне рассказали о том, как во время переклички перед уроком основ православной культуры на вопрос учителя «кого нет. » один ученик – из главных заводил в классе – ответил: «Бога».
Оно делает мудрыми. Он никогда не брал денег за требы. Многие русские, живущие за границей, станут помогать восстановлению жизни в России. После молебна все переместились во дворец молодежи, где и проходили чтения. Никольский храм, в котором служил с 1961 по 1982 год отец Серафим, отреставрирован. Много современных зданий приличной архитектуры.
Причину случившегося утаить не удалось. Было послано более ста телеграмм с указанием даты погребения усопшего. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Серафим (тогда еще отец Димитрий), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. Тут же оделся и мы пошли в храм. В годы, когда была необходимость в старых специалистах, в учреждениях смотрели «сквозь пальцы» на то, что на работу отец Павел ходил, не снимая подрясника. Хмель, как рукой сняло и притихшие мастера принялись за работу.
«Продрогший, совсем обессиленный, превозмогая боль, я встал на колени и с глубокой верой горячо помолился Господу, Владычице, Святителю Николаю – моим небесным заступникам. Это удивительный взгляд. «Он отдыхал, – пишет Димитрий.
Они были почти ровесники. Я проснулся рано и вышел из дома. Батюшка сел в бричку и поехал, но лошади вдруг понесли. Регистрацию восстановили, но без права служить в Днепропетровской епархии. Как-то, когда в храме начался ремонт, подвыпившие работники обратились к нему довольно небрежно и невольные свидетели этого эпизода ожидали уже строгого увещания, а батюшка, вместо этого, подошел к каждому из своих «помощников» и, обхватив ладонями головы, поцеловал их в щеки. Пол был в таком состоянии, что Екатерина сквозь него провалилась однажды в подвал. Когда дыхание его прекратилось, народ в храме страшно закричал, а душа отца Серафима, взмывшая вверх, услышала ласковый, просящий голос Божий: «Ты видишь этих людей, слышишь их вопли.
Предупреждаю, что видео не для слабонервных. Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской как ответ Святой Руси на революционный переворот» – так звучала тема доклада председателя епархиальной комиссии по канонизации святых, благочинного Ракитянского округа протоиерея Николая Германского. Девушка-католичка Мария Цауна приехала в Ракитное из Риги. Батюшка примерил, поблагодарил со слезами и. всё раздал нуждающимся.
Причем, как наладилась. Но батюшка, выйдя из храма, вдруг посмотрел в её сторону и сказал: «Надежда, не соглашайтесь на операцию». Том самом священнике, который в середине 50-х стал участником истории, получившей название «Стояние Зои».
Батюшка, 15 лет отбывавший ссылку в сталинских лагерях, прошедший этот «земной ад», был худенький, бедно одетый, с согбенной спиной. Она о чем-то слезно молила батюшку Серафима, часто крестилась и отбивала земные поклоны. Голодный, замерзший ждал возле храма старосту. После Сочи, объявленного южной столицей, где чуть ли не под каждой пальмой набросаны горы мусора, меня особенно потрясли дорожные знаки: «До ближайшей помойки 200 метров».
Батюшка с улыбкой ответил кандидату физико-математических наук: «Вот Вы и идите». Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии. Николай закончил пединститут, работал в интернате, но Господь поставил его на священническую стезю. Облачившись, батюшка сослужил настоятелю на пасхальной заутрене. Но главное все же – его раскаяние. Батюшке шел 88-й год. Ещё при жизни почитался как старец.
Небесным покровителем его становится особенно близкий ему святой, преп. Здесь все устроено по-хозяйски. Впоследствии весь свой крестный путь со скорбями и огромными по земным меркам потерями (смерть маленьких сыновей от голода, кончина горячо любимой матушки Антонины от туберкулеза, скитания с тремя дочерьми по чужим углам, многолетняя ссылка) священник Димитрий Тяпочкин пройдет спокойно, без ропота, а его любовь к людям только окрепнет.
– До сих пор Господь промыслительно даёт мне возможность встречаться со многими духовными чадами батюшки. Причем, как наладилась.
– Едут с юга на север и убирают пшеницу. Я верю Вашим свидетельствам. И вот что он пишет: «Впечатление от общения с отцом Серафимом передать человеческим языком трудно, а, может быть и невозможно. Потери о. Серафима коснулись и его родных (сан он принимал как белый священник) и семьи духовной. Вдруг в комнате началось что-то невообразимое: шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Его силы были на исходе, да и непосильный труд давал о себе знать. Уже в детстве было очевидно для окружающих Божественное благоволение к этому избраннику, о чем свидетельствуют воспоминания самого архимандрита Серафима.
Двое из них там и скончались. За сорок минут до кончины духовных чад пригласили в келию. Серафим Саровский, которого он почитал еще в детские годы. Это и есть та высшая награда, которой я удостоился до конца своей жизни у Господа. «Я спросил отца Серафима: «Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои. » Он смиренно опустил голову.
Молодой милиционер, стоявший на посту, от всего этого поседел. По причащении Святых Тайн он оживал. В ней собраны воспоминания его духовных чад. Он сказал, я буквально помню его ответ: Не внемлите».
Россия не будет богатой, но все же сможет сама кормить себя и заставит считаться с собой. Это в одном народе диавол посеял семена раздора. Священник, лишившийся регистрации, попадал в «чёрный список», устроиться никуда не мог. За такое запросто лишали регистрации.
Встретила нас Екатерина Ивановна Лучина. Равно как и в войсках ВСУ большинство людей сражаются достойно. Все стволы деревьев вдоль дороги были побелены. Все были в томительной скорби и старались ничем не нарушать покоя больного.
Подруга отговаривала её, но она отвечала: Если Бог есть, пусть Он меня накажет. Это удивительный взгляд. Безбожное прошлое дает о себе знать. Идей на этих чтениях было высказано немало. Один Бог ведает, как он мог в преклонных летах нести такой подвиг и когда он отдыхал. Вокруг выли волки, двигаться не было сил.
Молись. Епископ Леонид был одним из самых замечательных русских архипастырей в ХХ веке. Теперь диавол без труда сталкивает лбами старых друзей и родственников и проводит раскол там, где его, казалось бы, не могло быть никогда.
Дедушка начал подниматься навстречу владыке, но тот попросил его не вставать и мы сели на стулья. 5, 9). Всё совершается по молитве. Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Врачи ничем помочь не могли.
В тот момент я подумала, что если обмена не произойдет, то брошу работу. В области резко сократилось количество преступлений. В те годы он был одним из немногих, доверившихся словам Христа: «Не бойтесь». Я тезисно записал основную часть его доклада.
«Как-то в храме во время ремонта, – вспоминает иеродиакон Николай (Трубчанинов) с Украины, – работали строители, люди абсолютно далекие от веры. Кругом тайга, места незнакомые, все разошлись. Святыни есть повсюду». Постепенно раскрывались одно за другим дарования отца Серафима. Вместе с отцом Димитрием в ссылку поехали некоторые его духовные чада. В нем поразительно сочетаются любовь и строгость. А посмотрев, многие уже не покидали храма и образовали дружный приход. Отец Серафим постоянно молился, даже когда был болен и лежал в забытье. Все стволы деревьев вдоль дороги были побелены.
Ты им нужен». От него исходило сияние, но каждое слово было отчетливо, ясно». Иначе мы не сможем выполнить возложенную на нас миссию. Выглянув в кухонное окно через четверть часа, я увидел ее в том же положении. Например, у молодого человека, что спросил старца с тенью вызова, почему теперь никто не идет в священники (это было приблизительно в 1975 году).
Месхитинец. У тех, кто бывал в их доме и рассказывал об отце Серафиме, тоже удивительная судьба. Так мы вдвоём и сидели минут двадцать.
Встретившись не так давно с известным теперь всему миру иконописцем Зиноном (Теодором), отец Николай услышал от него, что если бы пришлось реставрировать храм в Ракитном, то иконописец бы все написал по-новому. Отец Серафим говорил: «Дети мои духовные. — Вслед за мной вошёл архиепископ Соликамский Николай, старый друг дедушки. Уж не о том ли, где служил отец Серафим (Тяпочкин). К нему приезжали и из столицы и с Камчатки, Кавказа и Средней Азии Отца Серафима не раз навещал архимандрит Кирилл (Павлов), многие архиереи. У меня был шанс увидеть его.
Никакой ссоры русских с украинцами нет. Даже не помню что. Эту фотографию сняла православная гречанка госпожа Элпида (греч. По статье 54 Украинского Уголовного Кодекса он был осужден на десять лет «без права переписки». Дедушка обнял мою голову, начал успокаивать.
Об этом рассказал односельчанам случайно забредший в храм человек. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в (страну по вкусу) и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний (фамилию по вкусу) согласился наконец принять портфель президента совета министров. Ведь я «поп-тихоновец», как было написано в моем уголовном деле и это настолько для меня драгоценно, что заменяет все награды». Они имеют на это полное право.
Выступая перед ними, я видел, с каким вниманием они слушают беседы на духовные темы. В Белгородской области и школьники вежливы. Мне рассказали о том, как во время переклички перед уроком основ православной культуры на вопрос учителя «кого нет. » один ученик – из главных заводил в классе – ответил: «Бога». И жизнь наладилась. Ему абсолютно чуждо было осуждение.
Он стоял на коленях, мы читали кто как, запинаясь, с ошибками. Батюшка, однако, не сдался. «Всецелебная моя сила – Христос. » – восклицал в дни своей земной жизни святой великомученик Пантелеймон и я, недостойный, – тоже. Каждое утро я встречаюсь с ним взглядом, здороваюсь и прошу благословить на день грядущий. Владыка Николай сидел с закрытыми глазами.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам». Целый месяц ждал приёма у Патриарха, ночуя на вокзале. И главное – они все были жизненными и вполне осуществимыми. «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской как ответ Святой Руси на революционный переворот» – так звучала тема доклада председателя епархиальной комиссии по канонизации святых, благочинного Ракитянского округа протоиерея Николая Германского.
Вы строите справедливое общество, открытое для Европейского благополучия. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть и человеком. В нем поразительно сочетаются любовь и строгость. Однако церковный совет в Ракитном восторгов владыки и Екатерины не разделил. А посмотрев, многие уже не покидали храма и образовали дружный приход. Сразу понятно, что мы в Белгородской области. Он сказал, что в основе народных традиций лежат традиции духовные, церковные. Многие хвалят человека за милосердие (Притч.
Серафим Саровский, которого он почитал еще в детские годы. Зазвучала молитва, начались ежедневные службы. А через несколько лет весь русский православный мир знал об этом благодатном старце. Ну, сейчас он им покажет. » Батюшка остановился, внимательно посмотрел на всех. Он сказал, что в основе народных традиций лежат традиции духовные, церковные. На поезда Московского направления из Крыма и Кавказа не продавали билетов до Белгорода.
Но все вышло наоборот. Батюшка, 15 лет отбывавший ссылку в сталинских лагерях, прошедший этот «земной ад», был худенький, бедно одетый, с согбенной спиной. Но если представить себе картину: немцы на подходе к Днепропетровску, (а Павлоград в 70 километрах от него), до архивов ли было в такой ситуации. Ни одна страсть под впечатлением тяжелых сторон жизни не легла шрамом на его душу. С тех пор душой мы вместе, надеюсь, навсегда». А вскоре архиерей, узнав батюшку поближе, подружился с ним и часто приезжал к нему.
Она о чем-то слезно молила батюшку Серафима, часто крестилась и отбивала земные поклоны. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Такова цель и духовно-просветительского альманаха «Возвращение», детища отца Николая.
Речь шла об обмене частного дома на государственную квартиру, на что требовалось разрешение Совета Министров. В их семье даже при коммунистах главными праздниками были Пасха, Рождество и Троица. Ко гробу старца стекалось множество почитателей и духовных чад. На увещевания подруги не делать этого она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет. » С этими словами она пошла по кругу. 9, 22), которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах. Как когда-то Дима Тяпочкин увидел икону батюшки Серафима Саровского и почувствовал, будто отец Серафим заглянул ему в душу и навсегда в ней остался, так и будущий протоиерей Николай Германский, услышав про архимандрита Серафима (Тяпочкина) от одной из духовных дочерей старца, сразу же и безоглядно полюбил, как напишет он в предисловии к вышеназванной книге, «живого носителя той пламенной веры, которой горели святые Апостолы, мученики, преподобные».
Медь звенящая. Благо дело, есть и дело и делатели.
Самой большой трагедией станет захват Сибири Китаем. Но я не стал вникать в их суть, поскольку был очевиден принцип. Однажды прихожане раздобыли кое-что из одежды, принесли.
Так чудесным образом Господь сохранил Своего избранника. Но совершилось то, о чем я горячо и усердно молил Господа, да мимо идет от меня чаша сия». «Я спросил отца Серафима: «Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои. » Он смиренно опустил голову.
И то и другое шло очень трудно. И никогда никого не осуждал. Кто-то ответил: «Говорят, в Белгороде умер какой-то святой». Пошел спрашивать по дворам, у кого ключ.
Нужно понимать, что среди ополченцев есть свои подонки. Но тело отца Серафима намного превосходило те размеры, которые мы брали за основу. Но молва расходилась и пришлось скрываться, пока в 1941г. Например, дар прозорливости помогал справиться с потоком паломников.
Мусорные баки там не только стоят у дороги, но из них еще и регулярно изымают содержимое. Православные люди – это соль земли. Крепнет, растет и духовная семья Свято-Никольского храма. Ошеломленные, притихшие, вмиг протрезвевшие строители тут же взялись за дело».
Особенно выделяются дворец молодежи и спортивный комплекс с бассейном. Стоит в храме, вытирает платком слезы, непрерывно текущие из глаз и говорит мне: «Ничего понять не могу. Все терпел: недоброжелательство, косые взгляды, неистовые выходки старосты. Димитрий Тяпочкин вернулся в Екатеринослав.
Мне еще хуже стало. Но чиновники всё равно давили на архиереев. Они сняли квартиру и ежедневно приходили на богослужение. Вскоре появились другие люди: и пожилые и молодые.
Обиженная на жениха, она сняла с божницы икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». Да и «шкелета» народ довольно быстро полюбил. Он всем своим существом призывал тебя жить, быть живым и давал искру этой жизни. Среди авторов альманаха (вышел пока его первый номер) – имена ученых, богословов известные верующим людям, стремящимся жить не теплохладно: Василий Ирзабеков (статья «Русский язык как Евангелие»), Владимир Аннушкин («Служение Слову и русскому языку в жизни церкви и общества»), Виктор Тростников («Просветить – значит вооружить») и другие.
Батюшка отправился в Белгородскую область, в деревню Соколовка, Корочанского района, в храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, что примерно в тридцати километрах от Белгорода. Дальше все произошло само собой, как бы без моего участия. Белгородской губернии повезло с губернатором.
Мне рассказывали о явных чудесах. Они все называют виновным в этих смертях Порошенко. «Рано утром я проснулся от какого-то беспокойства, – пишет Димитрий о своей первой встрече с дедушкой.
Когда все это произошло, мне было четырнадцать лет. Это уже третье издание – исправленное и дополненное. Но, во-первых, другой бы и не сдюжил. Убирают без потерь. Повсюду – и в самом Белгороде и в небольших поселках – удивительная чистота.
А он, уже на районном уровне, подобрал деятельных умных руководителей. Однажды приехала к батюшке в Ракитное из Львовской области молодая женщина. И когда во время трапезы Митрофан Гребенкин хотел сказать о том, что возмущен речью архиерея, отец Серафим опередил его: «Какой у нас хороший архиерей». Но в Ракитном я видел, что за словом последует дело.
Духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) в документальном фильме о старце скажет: «Когда я познакомился с отцом Серафимом, я понял, что это человек не от мира сего. Я хотел подойти к могилке отца Серафима, но остался на крыльце. Есть у всей хозяйственной жизни голова, а она разумно взаимодействует со всеми членами. Батюшка скрывал это по смирению. Это митрополит Зиновий (Мажуга) – в схиме Серафим (в 2009 году он был канонизирован Священным Синодом Украинской Православной Церкви в лике местночтимых святых). Но Господь сохранил Своего верного служителя.
Одним батюшка предсказывал священство, другие, сами того не ожидая, вдруг обращались к покаянию, третьи во время его проповедей переживали внутренний, духовный переворот, полагая начало исправления Великое множество людей могло бы сказать в ту пору: «Моя жизнь началась здесь». Я проснулся рано и вышел из дома. Мы их уже видели, когда ехали в Краснодар. Начали отсчитывать километры.
Помню эти долгие исповеди до ночи. И мы знаем, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Зазвучала молитва, начались ежедневные службы. В толпах у билетных касс люди шептались: «Говорят, в Белгороде умер какой-то святой».
Староста храма пошла ещё дальше избила Екатерину прямо в храме. О. Серафим начал восстановление прихода не со сбора средств, а с молитвы. До конца своей жизни он служил настоятелем в этом храме. А ведь поводов озлобиться было много.
Комбайны американские. Мы ведь читаем в Новом Завете: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве и не избегнут. Стемнело. Дело было в Самаре. Встретившись не так давно с известным теперь всему миру иконописцем Зиноном (Теодором), отец Николай услышал от него, что если бы пришлось реставрировать храм в Ракитном, то иконописец бы все написал по-новому.
Никто никогда не слыхал от него грубого слова, не видел его раздраженным. Есть у всей хозяйственной жизни голова, а она разумно взаимодействует со всеми членами. Ссорятся самые близкие родственники, самые близкие друзья становятся врагами. – А ты о нем откуда знаешь. Над росписью храма трудился иеромонах Зинон, он же написал иконы нижнего ряда иконостаса.
Расслабленный вышел из храма на своих ногах, родственники его только поддерживали. Так, почти до самого конца и оставался он на людях и с людьми. На новое место служения в Никольском храме в с. Ракитном он заступил смиренно. Я слышал от многих об этом происшествии, но не знал, насколько оно достоверно, вот таким образом решил спросить.
Я спросил отца Николая, всегда ли бывает столько паломников. Да уж, поистине: волк – гарант безопасности овечьего стада. Лошади, будто им приказал кто, понесли, да так, что ни один из предназначенных ему залпов не оправдал «изобретательности» стрелявших: в тот день батюшку вызвали на соседний приход будто бы для совершения водосвятного молебна в виду «болезни» настоятеля, как оказалось за сутки до того арестованного ГПУ. Старец говорил, что развал России, несмотря на кажущуюся силу и жесткость власти, произойдет очень быстро.
Невостребованными оказались знания, «не нужным» стало и главное богатство – человеческая жизнь. – А почему у тебя в два раза больше. У могилки на коленях стояла молодая девушка. Моросил мелкий дождь. Господь послал им шестерых детей – трех сыновей и трех дочерей. В Чтениях принимают участие известные русские и зарубежные ученые (историки, филологи, политологи), священнослужители, писатели, журналисты.
Двор засажен цветами. Увидев скачущих во весь опор коней, безбожники заорали: «Стой. » – и начали стрелять, но впустую. Благо дело, есть и дело и делатели.
Вскоре образовался приход, жизнь налаживалась. Обретая опыт богообщения и любви, мы должны помнить, что нам предстоит передать его грядущим поколениям. Такова цель и духовно-просветительского альманаха «Возвращение», детища отца Николая. Батюшкина могилка – рядом с алтарной апсидой – вся в цветах. Вежливые, внимательные. Владыка Никодим, в то время председатель Синодальной комиссии по канонизации УПЦ, в своем письме, датированном 2002 годом, написал о трех неугасимых лампадах советского периода, «которые вопреки безбожническому лукавству ярко горели, светили и зажигали в сердцах людских, соприкасающихся с ними, огонь веры, стойкости и мужества».
Я представлял себе Ракитное абсолютно иначе. В домике, где поселили батюшку, было холодно, нетоплено. Батюшка скрывал это по смирению.
Китайцы жестоко расправятся со всякими попытками сопротивления. Мусорные баки там не только стоят у дороги, но из них еще и регулярно изымают содержимое. Я представлял себе Ракитное абсолютно иначе. Там он познакомился со своей будущей супругой Антониной, преподавательницей математики. Отец Димитрий, уже служивший в Ракитном, смиреннейше просил Владыку (если не будет нарушения послушания с его стороны, писал он) при постриге дать ему святое имя преподобного Серафима Саровского, которого с детства почитает своим покровителем. Она оставалась помощницей отца Серафима до самой его кончины. В храме новый иконостас с иконами, написанными в каноне. Трудно не знать. Так мы вдвоём и сидели минут двадцать.
Часто и ночью он молился до утра. И услышу вас и скорбь ваша пройдет. Своей молитвой батюшка возвращал приходивших к нему из самых плохих душевных состояний. Это уже третье издание – исправленное и дополненное. 6, 36). Но только я вошёл, владыка встал и говорит: Вы, Ваше преподобие, пока проводите внука, а то он торопится (я действительно торопился), я потом зайду, мы ещё побеседуем.
Было сыро и холодно. Недопустимым, например, здесь было служение утрени вечером. Кротость и неиссякаемая любовь, в полной мере воплощенная преподобным Серафимом, определила и главное в духовном облике старца Серафима (Тяпочкина): он миловал без конца, все прощал, все покрывал по заповеди. Он молится и объединяет нас. Вдруг его слова дошли до моего сознания.
Многим верующим хорошо известен созданный при нем Духовно-Просветительский центр имени архимандрита Серафима (Тяпочкина). Наступили последние минуты прощания. Пожалуйста, ограничьтесь ссылкой на статью. 2. Протоиерей Николай Германский рассказал, что расписывал церковь иконописец архимандрит Зинон (тогда, он, правда, был Владимиром и учился в Одесском художественном училище). Храм был в страшном состоянии, но батюшка сразу же приступил к службе. И то и другое шло очень трудно. Сердце работало плохо, пульс прослушивался слабо.
Милосердие его ошеломляло и действовало сильнее укоров. Чтобы народ не собирался возле дома, по вечерам отключали освещение. С тем же постоянством относился он и к «Живой Церкви», так, что и годы спустя, заполняя анкеты, на вопрос: «Состоял ли в обновленческом расколе. », – отвечал: «Никогда».
Архимандрит Серафим (в миру Дмитрий Александрович Тяпочкин) – родился 1 (14) августа 1894 года в городе Новый Двор Варшавской губернии в дворянской семье, умер 19 апреля 1982 в пос. Владыка Николай сидел с закрытыми глазами. По словам настоятеля, в строгом смысле это не иконы, а живопись. Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии. Началось возрождение храма и душ человеческих. Вот таким образом общественная жизнь должна организовываться вокруг Церкви. Она собирается нарожать столько детей, сколько Бог даст.
Что касается детей, то их в семье настоятеля семеро. Здесь не только дороги. Что всем было, то и мне. За тридцать минут они не сказали друг другу пяти слов». Посмотрев в глаза отца Серафима, понимаешь, что он знает, что происходит в твоей душе. Первое время на литургии не было ни одного человека.
Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Здесь гораздо лучше, чем в других российских весях, но все же немало и проблем. Это схиигумен Кукша (Величко), в 1994 году причисленный к лику святых в чине преподобных Украинской Православной Церковью Московского Патриархата (а в феврале прошлого года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания). В 1974 году получил право ношения второго креста с украшениями.
Молись. » Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол – иглы ломались). Хватит уже эмоций. Больной лежал неподвижно.
Первым выступил владыка Иоанн. По существу – за то, что батюшка молился Богу. К нему приезжали и из столицы и с Камчатки, Кавказа и Средней Азии Отца Серафима не раз навещал архимандрит Кирилл (Павлов), многие архиереи. Для ссыльного священника это, конечно, было настоящим чудом. Он словно говорит: «Мне известны все твои грехи и беды.
Оказалось, что впереди священника ждала засада. Во второе посещение Ракитного я получил приглашение принять в них участие. Отец Николай подарил изданную им книгу об отце Серафиме (Тяпочкине). Потом дедушка сказал мне: Ты пока собирайся, а мы с владыкой побеседуем. Что тянуло их сюда. И пьяниц нет. Рядом с могилой на стене мемориальная доска в виде широкого креста из черного мрамора.
Физическое же его состояние было в ту пору таково, что по селу прошел злой шепоток: «шкелета привезли». Чтобы не упасть, отец Димитрий лег на дно брички. – То самое, – кивнула Зоя. Архимандрит Серафим (Тяпочкин) родился 1/14 августа 1894 года в городе Новый Двор Варшавской губернии в благочестивой дворянской семье.
В Ракитном жизнь, что называется, кипит. Очевидцем этого случая был священник Николай Хохлов. Лошади, будто им приказал кто, понесли, да так, что ни один из предназначенных ему залпов не оправдал «изобретательности» стрелявших: в тот день батюшку вызвали на соседний приход будто бы для совершения водосвятного молебна в виду «болезни» настоятеля, как оказалось за сутки до того арестованного ГПУ.
Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. Некоторые положения уже воплощаются в жизнь. обрадовался и добродушно обратился к келейнице: «Матушка Иоасафа, какие к нам гости пришли. » Посадил пришедших за стол, напоил чаем, стал расспрашивать о жизни. Можно сказать, что богослужение было для него поистине священнодействием.
Потом он не мог говорить о тех своих переживаниях без слез. Узников партиями по пятьдесят человек высаживали на берег по пути следования. Особенно в молодежной среде. Священноначалие Русской Православной Церкви высоко оценило пастырские труды отца Серафима. «Лишь вера в Бога, письма детей и любовь этих двух старушек поддерживали отца Димитрия», – написано в кратком жизнеописании архимандрита Серафима (Тяпочкина).
Нужно научиться понимать, что есть воля Божия о человеке, о стране и мире. Рядом с могилой на стене мемориальная доска в виде широкого креста из черного мрамора. Намерений своих они на Майдане не скрывали. В Запорожье на вокзале у билетных касс собралась большая очередь и некоторые пассажиры в недоумении спрашивали, почему столько желающих. Какие только названия городов и сел, откуда приезжают люди, не слышал.
ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Многие чудеса, которые Господь совершал по его молитвам, мы, наверное и не узнаем. А Николай. Приблизившись к храму, лошади сами замедлили бег и остановились. Я хотел подойти к могилке отца Серафима, но остался на крыльце. «Это было одиночество Христа, – вспоминал о нём один из монахов, хорошо знакомый с владыкой, – любящего полноценной непритворной любовью и не находящего себе ответной искренней любви среди христиан». Здесь не только дороги. И жизнь наладилась.
Старцу Серафиму была присуща любовь к богослужению, благоговейная строгость в исполнении церковного устава. Есть и фестиваль православных молодых семей. Далеко не во всяком городе у молодежи есть такие возможности для досуга и занятий спортом. Разбойники объединены в преступные организации. Мягкий, кроткий батюшка, в двух пунктах только он был «неисправим»: на предложения представителей новой власти о закрытии храмов в его благочинии отвечал со свойственной ему невозмутимостью: «Мой долг не закрывать, а открывать храмы». А здесь чистота, порядок и повсеместное созидание. Оказалось, что священник этого храма за сутки до праздника Богоявления был арестован ГПУ.
Приезжают на форум студенты Белгородских ВУЗов. Свет исходил от отца Серафима Белгородского, когда он вышел на проповедь после Чаши (он причащал, потом говорил о великомученике Георгии Победоносце), он буквально омывался слезами. 20, 6). Началось возрождение храма и душ человеческих.
Люди тянулись к отцу настоятелю, но не устраивало власти. Вот оно, объяснение сути чудес. Но я не стал вникать в их суть, поскольку был очевиден принцип. Я подождал за дверью минут десять, но, не слыша никакого разговора, снова вошёл.
Через некоторое время к могилке подошли трое молодых людей. Недалеко от того места, где он работал (по немощи ему приходилось трудиться огородником, а в дальнейшем – сторожем), находился храм. Его отец, Александр Иванович Тяпочкин (1861 г. рождения), надворный советник, отставной полковник, впоследствии служил начальником почты и телеграфа в городе Екатеринославе. В последние годы батюшка стал заметно слабеть. Особенно интересно в весях, где все знают друг друга.
Я видел этого молодого человека через полгода в храме. И действительно. Это еще не значит, что вся Православная Армия Донбасса состоит из подонков. Он был немногословен, не требовал к себе внимания, не любил быть на виду.
Он читал по памяти целые главы из Евангелия. Я видел этого молодого человека через полгода в храме. Как водится, появились и недоброжелатели. Благодаря этому, целое поколение было введено в заблуждение надеждой, что можно избежать удара, удалившись от центра политических событий, «став незаметными», принося пользу на своем месте.
Новые жизненные испытания все более укрепляли мое желание принять иноческий постриг. В 1922-м от расправы, даже не обставленной как суд в виду отсутствия формальных поводов для ареста, – а просто бандитской, разбойной, – его уберег «случай». Рукописное сказание о Зое разошлось по стране в тысячах экземпляров. Однажды упала лицом в лужу. Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук.
Такое усердное богослужение, редкостное по тем временам, некоторых раздражало. Я перестал плакать и потерял сознание. Очнулся в объятиях дедушки. Все это происходит на фоне колоссального усиления экономической и военной мощи Китая.
Те, кто помнит Свято-Никольский храм в первые дни служения старца, теперь не узнают его. Через несколько дней кто-то из прихожан сжалился и принес старую солдатскую кровать. Мне довелось в то время заняться сбором сведений о другом пастыре, подвизавшемся в Коми, архимандрите Серафиме (Полозе). Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Он раскрылся там с большой силой. Из церкви он уходил своими ногами, а родные ему лишь немного помогали. Майданная власть ответила на сопротивление кровавым террором.
Стой. » – и послышались выстрелы. Он сказал: «А почему вы не приехали раньше, на первой седмице Великого поста. Часа в четыре-пять – подъем и на общую молитву и мы с ним. Но только я вошёл, владыка встал и говорит: Вы, Ваше преподобие, пока проводите внука, а то он торопится (я действительно торопился), я потом зайду, мы ещё побеседуем.
Но я не решился, поскольку не собрался навестить его при жизни. В толпе у билетной кассы кто-то объяснял причину переполоха: «Говорят, в Белгороде умер какой-то святой». В Губкинской епархии Белгородской митрополии тему «1917 – 2017: уроки столетия» попытались осмыслить священнослужители, ученые, преподаватели, представители государственных и общественных организаций. Но для чего мы с вами живем. Те просили священнослужителей быть аккуратнее, не собирать нарочито вокруг себя народ. Следствие «по делу Тяпочкина» велось под бомбардировку областного центра.
Эта христианская добродетель недобросовестно эксплуатируется. Перед воскресным богослужением, наверное, это длилось всю ночь. Казалось, какая может тут быть молитва. Празднуют дни любви и верности. Наконец, получив назначение в Архангельск, в приемной у Патриарха Алексия I он встретился с владыкой Леонидом (Поляковым) и тот пригласил его служить в Курско-Белгородскую епархию.
Я тезисно записал основную часть его доклада. Он, не раздумывая, ответил: «Служить Богу». Я был очень удивлён этой неземной беседой. Мы один народ.
Он даже иногда заходил в этот храм, стоял у дверей, остриженный. Этих-то двух пунктов и было достаточно для того, чтобы его жизнь сделалась неугодной. Всё это – наказание Божие за грехи, за то, что русские забыли Бога. Главное в общественной жизни – побуждение к добрым делам. Нет, не для того.
Приехали к церкви, а она на замке, кругом ни души. А Вера одна поехала к батюшке в Соколовку, хотя до этого она его не знала. Крики Зои приводили всех в ужас. На стенах большие иконы Богородицы и Николая Угодника хорошего письма. Общинные сообщества можно назвать «советами», где главным лозунгом будет «совет да любовь» Христианские принципы могут помочь преодолеть атомизацию общества.
Он сразу же «подписывает договоры» и приступает к делу. Я сидел в зале, слушал докладчиков и искренно радовался за жителей Ракитного. Постепенно в храме все изменилось до неузнаваемости. Сейчас не на кого опереться для проведения добрых дел. В основе русской цивилизации лежит Православие.
Через них можно будет оказывать ту самую крестьянскую «помочь», благодаря которой жила веками русская деревня. 89, 10). Мои родственники, будучи очевидцами происходящего, стали верующими и начали посещать храм. Очнулся в объятиях дедушки. Нужно научиться понимать, что есть воля Божия о человеке, о стране и мире. Все сидят, я один стою, упираясь головой в потолок.
Традиции – это образ мысли и жизни. В разоренном храме зазвучала молитва батюшки, начались ежедневные службы. Эти чтения были не «мероприятием какого-то отдела с целью отчитаться перед начальством за отчетный период», а реальным духовно-общественным действом. Все равно было очень холодно. Да и власти требовали «закончить все побыстрее».
Это не было пустым слухом. Тогда, улучив момент по дороге из храма в келию, он сказал: «Дедушка, поздравляю вас с новым званием и наградами. » Отец Серафим тихо ответил: «Митенька, Господь давно дал мне священный сан. Четыре года служил на разных приходах Днепропетровской епархии, пока владыка Леонид (Поляков) не пригласил его служить к себе, в Курско-Белгородскую. Здесь гораздо лучше, чем в других российских весях, но все же немало и проблем.
Для нас смерть – это ужас перед неизведанным. Его не устраивают «протоколы о намерениях». Я мог напроситься к друзьям, отправлявшимся к батюшке. Господь говорит нам в сегодняшнем евангельском чтении: «Душа не больше ли пищи и тело – одежды. Некоторое время исцелившийся мужчина со своими спутниками жил возле храма, каждый приходил молиться, а в скором времени полностью вернулся к жизни. Надеюсь, что больше он так шутить не будет. Вот что пишет об этом иеросхимонах Сампсон (Сивере): «Монахи, которые совершают литургию, ночью не ложатся спать, они молятся, они вопят, они готовятся причащаться.
В президиуме сидел взволнованный и радостный отец Николай, а над его головой ласково и загадочно смотрел на нас отец Серафим (Тяпочкин). Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама. – Все встречи, беседы проводились по дороге в храм, на исповеди и по дороге из храма. – «Ну, тогда посиди еще», – сказал начальник и добавил пять лет ссылки. Мы обгоняли колонну комбайнов.
И молебен перед его началом и сама атмосфера и глубина тем и очевидный настрой на созидательную работу говорили о том, что это действо не пройдет втуне. Приезжали сюда, люди готовы были ночевать в церковном подвале, строить себе для ночлега шалаши из бревен (благо, поленницы для печного отопления стояли в церковном дворе). Староста Екатерина рассказывала, как в один из дней в храм нагрянули местные власти, чтобы поставить на место «обнаглевшего попа». Но в праздник Рождества Христова пришел отец Серафим (тогда еще отец Димитрий), отслужил молебен и освятил всю комнату. В Ракитном жизнь, что называется, кипит. Спал он тогда совсем немного.
Чувствовалось, что с таким страхом и трепетом он готовится к встрече с Самим Господом. Я в ответ: «Батюшка, я больна, переутомляюсь, с сердцем бывает плохо, в дороге могу и умереть».
В доме Зои (под самый Новый год) собрались гости. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Архимандритство, митра и прочие награды меня мало интересуют. Хочу повторить вслед за отцом Николаем: «Господь смотрит и в свое время это нам дает».
Они помогают людям устоять от соблазнов избавиться от скверны. Храм был в страшном состоянии, но батюшка сразу же приступил к службе. И вот однажды на Пасху настоятель позвал его в алтарь. Затем возле больного сотворил молитву, помазал его елеем и осенил крестом. В 1970 году он был удостоен сана архимандрита. Удивительное качество русской души – терпение. Это результат работы не одной Ноны. Повсюду – и в самом Белгороде и в небольших поселках – удивительная чистота.
Крестный путь отца Димитрия начался в одном из казахстанских лагерей. Не заботьтесь об этом. На могиле крест с домовиной.
Те, кто открыто исповедовал религию, лишали себя перспектив в плане карьеры и подвергались существенным притеснениям. Все было разрушено: стены покрыты изморосью, сверху падал снежок. Отец Николай уже во время этих чтений стал договариваться о конкретных делах.
Некоторые положения уже воплощаются в жизнь. Деваться было решительно некуда. Я был в соседних губерниях – Орловской и Курской. – Беда только в том, что практика большевизма для миллионов людей, таких как он, определяла положение человека «вне закона». Вскоре больной уже сам добирался до храма без посторонней помощи. Воплощенной любовью, — вот кем он был для всех, кто имел счастье знать его при жизни Один из тысяч русских священников, попавших под «Молох» неслыханных гонений и один из немногих, кому довелось все вынести с упованием на Господа, кого так и не удалось ни убить, ни сломать.
И что плохого сделали вам эти люди. Тот случай потряс православную Россию, привел в Церковь множество неверующих. «Лишь вера в Бога, письма детей и любовь этих двух старушек поддерживали отца Димитрия», – написано в кратком жизнеописании архимандрита Серафима (Тяпочкина). Я подождал за дверью минут десять, но, не слыша никакого разговора, снова вошёл. Была возможность приехать на его похороны.
Особенно после того, как ему приписали участие в истории в «Зоином стоянии»: будто бы отец Серафим был тем самым священником, которому удалось взять из рук окаменевшей девушки икону Николая Угодника. К кресту подходили группами и поодиночке. Без этой основы легко сбиться на кликушество, политиканство и большевизм. И все же меня почему-то не покидает чувство, что я видел его и говорил с ним.
Дедушка обнял мою голову, начал успокаивать. Еще раз повторюсь, непорядочные люди есть везде, есть они и среди ополченцев. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Хотел уйти следом, но вернулся, чтобы позаботиться о трёх своих дочерях.
Неподдельное чувство скорбящей любви видно было на всех лицах собравшихся вокруг гроба. А через несколько лет весь русский православный мир знал об этом благодатном старце. Я слышал аналогичные свидетельства и от других людей. «Сам ритм его жизни – это молитвенное стояние», – пишет другой пастырь, который служит в Крыму.
на Пасху)». Как с живым, со мной говорите и всегда я для вас жив буду». 25 лет назад – 19 апреля 1982 года, на второй день после Светлого Христова Воскресения – отошёл ко Господу великий молитвенник архимандрит Серафим (Тяпочкин). Когда её подняли, уже не дышала. Внезапно, г-жа Элпида решила снять один кадр прямо из окна автобуса.
«Ты сухого привезла, шкелета. », – высказали свое возмущение члены церковного совета той, которая усердно хлопотала в епархии о новом священнике для их прихода. Через некоторое время к могилке подошли трое молодых людей. Позже отец Серафим сказал: «По вашим слезам и молитвам Господь оставил меня для вас: на год или на два, не знаю».
Да, никто не видел следственного дела отца Серафима (Тяпочкина), но тысячи людей видели его слезы. Однажды больная раба Божия Надежда из Белгорода, приехавшая к батюшке, не могла пробиться к отцу Серафиму, стояла в толпе и плакала от отчаяния. Потом зайдёшь. Там я его посетил паломником, прожил недели две-три, близко с ним общаясь.
Но что-то помешало. Расслабленный вышел из храма на своих ногах, родственники его только поддерживали. Молись. Молодые люди чуть отошли в сторонку. В Ракитном я убедился в верности первых впечатлений.
Достали карту. Мы знаем, что блаженнее давать, нежели брать. Андрея Рублева.
Он сразу же «подписывает договоры» и приступает к делу. И новый удобный домик пустовал не один год». Белгородской губернии повезло с губернатором. Меня поразило общение со студентами.
В 1922-м от расправы, даже не обставленной как суд в виду отсутствия формальных поводов для ареста, – а просто бандитской, разбойной, – его уберег «случай». Тут же оделся и мы пошли в храм. И все же слишком точно выполняется то, о чем пророчествовал старец. Часто, особенно накануне двунадесятых праздников, он пребывал в молитве всю ночь. Отец Серафим заблудился и не мог отыскать дорогу к лагерю. Что произошло с архивами, неизвестно.
Какое-то время отец Димитрий скрывался у прихожан, но его выследили и изгнали из города. Келья его была переполнена желающими разделить молитвенное общение со старцем. Дождь между тем усилился. Спешить было некуда и мы отправились по намеченному маршруту на его новом джипе. Митрополит Никодим (Руснак) не раз бывал у батюшки исповедовался у него, беседовал с ним. Говорят, что первый раз батюшка умирал в 1933-м, в день похорон жены.
Начались танцы, а Зоя, не имея пары, взяла образ Св. Жил с женой и детьми в маленькой хатке с земляными полами. Сразу понятно, что мы в Белгородской области. В 1955 г. он вернулся из заключения.
Наступило молчание. Но, тем не менее, впечатление от росписей храма и его внутреннего убранства сильное. Отец Николай уже во время этих чтений стал договариваться о конкретных делах. Неожиданно раздались крики: «Стой. «Даже из нынешних волков, – писал Григорий Богослов, – многих надо будет мне причислить к овцам, а может быть и к пастырям».
– Вслед за мной вошёл архиепископ Соликамский Николай, старый друг дедушки. «Верующие бегают из храма в храм, – говорил он в одной из проповедей, – в поисках истинного пастыря, а священникам нечего им дать: они потеряли благоговение перед Престолом, перед жертвенником Любви Божией. Всем им хотелось побывать около честных останков блаженно почившего старца. Это и есть та высшая награда, которой я удостоился до конца своей жизни у Господа. «Ты сухого привезла, шкелета. », – высказали свое возмущение члены церковного совета той, которая усердно хлопотала в епархии о новом священнике для их прихода. «Пришла к нему со слезами, – рассказывает матушка, – отец Серафим пожалел меня, стало легче, а потом он предложил остаться». В храме новый иконостас с иконами, написанными в каноне.
Не заботьтесь и не говорите: что нам есть или пить или во что одеться. Все это заставляло многих плакать. Когда закончился срок заключения, его спросили, «чем он собирается заниматься на свободе». После службы кушать было нечего, спать не на чем. За несколько лет до этого на Страстной седмице батюшка уже умирал.
А он продолжает: «Вы никуда не уйдете, а если суждено вам умереть, то Господь вас помилует за послушание».
Это шло у отца Серафима не от ума. Поначалу боялись, что у него не хватит сил восстановить церковь. «Неусыпаемый ты мой», – называл его ласково отец Серафим. Старец от этой чести открещивался, как мог.
Вспоминая Гефсиманский подвиг Христа Спасителя, нахожу утешение и своей скорбящей душе». И вот что он пишет: «Впечатление от общения с отцом Серафимом передать человеческим языком трудно, а, может быть и невозможно. Вы обращаетесь ко мне, прося моих молитв. Будьте милосерды, говорит Господь, как и Отец ваш милосерд (Лк. Затем возле больного сотворил молитву, помазал его елеем и осенил крестом.
Не отчаивайся, я помогу тебе». Кто бы ни приходил ко мне, все сразу же обращали внимание на фотографию отца Серафима и спрашивали: «Кто этот человек. » Один мой знакомый шутник очень серьезно сказал: «Это чемпион мира по человеческому лицу. С приближением отца Серафима они запанибратски проронили: «Ну что, отец. » Наблюдая за этим, я внутренне сжался, подумал: «Как они себе такое позволяют. Он готовился к нему часа за два, настраивался, сосредоточивался.
Например, у молодого человека, что спросил старца с тенью вызова, почему теперь никто не идет в священники (это было приблизительно в 1975 году). В ней каждое слово пронизано теплотой и любовью к старцу. Все на приходе было разрушено: и храм и души. Удивительное качество русской души – терпение. Чтобы не смущать ее, я вернулся в дом. А потом подошел к могиле отца Серафима и очень внимательно слушал отца Николая. С Вашими же эпитетами категорически не согласен.
Это перевод на мрамор той самой фотографии отца Серафима, что стоит у меня на книжной полке. Он и не боялся. В те дни у «людей в штатском» был серьезный повод для беспокойства: когда пришла весть о кончине старца, архимандрита Серафима (Тяпочкина), провожать его, несмотря на все чинимые препятствия, собрались сотни людей. Типичным для него разрешением тех ситуаций, когда исповедующиеся буквально места себе не находили и готовились к тому, что последует епитимия, было тихо сказанное слово: «Ничего-ничего, как-нибудь». Дорога сразу же дала понять, что расслабляться за рулем не стоит. Вот как это случилось.
Духовные чада были очень огорчены. Когда его однажды спросили: «Батюшка, били ли вас в лагере. » – он с кротостью ответил: «Чем я лучше других. Все в страхе выбежали из комнаты, одна Зоя осталась стоять с иконой Святителя, прижав ее к груди. Надеюсь, что больше он так шутить не будет. Серафимовские чтения устроил отец Николай.
Одна духовная дочь старца рассказывает: Я была у батюшки на вечерней молитве в келлии. И добавил: «Слава Богу, что я не благочинный». Отец Валерий Бояринцев вспоминает: «В то время Днепропетровский собор оказался без настоятеля и вот епископ Иоасаф (будущий Киевский и Галицкий) перевел отца из села Михайловки настоятелем в кафедральный собор. Земляки решили посмотреть на чудака-священника. Дедушка, казалось, спал. Как когда-то Дима Тяпочкин увидел икону батюшки Серафима Саровского и почувствовал, будто отец Серафим заглянул ему в душу и навсегда в ней остался, так и будущий протоиерей Николай Германский, услышав про архимандрита Серафима (Тяпочкина) от одной из духовных дочерей старца, сразу же и безоглядно полюбил, как напишет он в предисловии к вышеназванной книге, «живого носителя той пламенной веры, которой горели святые Апостолы, мученики, преподобные». Иными словами, без всякого внешнего величия.
Без этой основы легко сбиться на кликушество, политиканство и большевизм. Благодаря этому, целое поколение было введено в заблуждение надеждой, что можно избежать удара, удалившись от центра политических событий, «став незаметными», принося пользу на своем месте. Почаще причащайтесь Святых Христовых Даров и Господь облегчит вашу болезнь. Я снова оказался в Ракитном благодаря Виктору.
Эти люди не будут грабить, насиловать, колоться наркотиками. В эпоху перемен, когда разрушаются привычные устои, Церковь остается островом стабильности и надежды. У могилки на коленях стояла молодая девушка.
Я рассказала ему о своих затруднениях и просила его святых молитв. Они помогают людям устоять от соблазнов избавиться от скверны. Добропорядочные же граждане не имеют своих объединений. Документальных подтверждений этому – море. Первым выступил владыка Иоанн.
Целью же тех, кто послал за отцом Димитрием, было расправиться с ним по дороге. У него же он и исповедовался. Сам не знаю, сколько продолжалась молитва и как я оказался в десяти шагах от людей, сидящих у костра на территории лагеря». Стали спорить.
Вина лежит на тех, кто их туда послал. На стенах большие иконы Богородицы и Николая Угодника хорошего письма. Перед службой батюшка убирал снег в алтаре. Так она стала келейницей отца Серафима, его постоянной спутницей.
Обычные в таких случаях угрозы не достигали цели, он лишь тихо прояснял суть позиции: «Это мне не страшно, – не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, кто может и душу и тело погубить в геенне». Молись. Можно было бы этот вопрос решить Ну, хорошо, будем молиться». Вот таким образом богослужения совершались в строжайшей тайне от начальства.
Но мы продолжаем терпеть. А здесь чистота, порядок и повсеместное созидание. «Он отдыхал, — пишет Димитрий. Служил и говорил проповеди вдохновенно, со слезами на глазах. Но личность остальных трёх для всех оставалось загадкой. Да и власти могли вновь начать на него гонения из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе Святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил отец Серафим.
Я снова оказался в Ракитном благодаря Виктору. Среди авторов альманаха (вышел пока его первый номер) – имена ученых, богословов известные верующим людям, стремящимся жить не теплохладно: Василий Ирзабеков (статья «Русский язык как Евангелие»), Владимир Аннушкин («Служение Слову и русскому языку в жизни церкви и общества»), Виктор Тростников («Просветить – значит вооружить») и другие. О лагерной жизни говорил мало, никогда не ругал своих истязателей. А с епископом Леонидом (Поляковым) будущий старец встретился в приемной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Больной, голодный изгнанник пришел к Его Святейшеству просить место: в Днепропетровске уполномоченный по делам религии приказал ему в два дня покинуть город, запретив служить в Днепропетровской епархии. Эти советы будут действовать на всех уровнях – и на районном и на областном.
В грехах погибаем. Их привел к власти Майдан, а Донбасс посмел им воспротивиться. Виновные в бытовых инцидентах также понесли дисциплинарные наказания. Меня поразило общение со студентами.
Они были почти ровесники. Тогда мы решили поехать к отцу Серафиму. Прожила староста после этого недолго. И действительно. Затем областной суд перебрался в город Павлоград, где в августе 41-го и был вынесен приговор «врагу народа».
Никакая грубость, никакое пренебрежение не могли устоять перед батюшкиной любовью. Оно усиливается еще больше, когда читаешь воспоминания приснопамятного архимандрита Виктора (Мамонтова), как отец Серафим впервые увидел это святое место, где кричали совы, грачи, падали камни, а стены были исписаны мерзкими словами. Умудрился подготовить хор из заключённых, которые его чрезвычайно полюбили. Я был в соседних губерниях – Орловской и Курской.
Батюшка с улыбкой ответил кандидату физико-математических наук: «Вот Вы и идите». Прихожане и паломники первым делом прикладываются к нему, а потом уже идут в храм. Слова эти подтверждены были делом: после беспорядков в Синьцзян-Уйгурском автономном районе тысячи жителей Инина были согнаны на городской стадион, после чего состоялся расстрел «зачинщиков» на виду у остальных – для острастки, чтобы другим было неповадно. Не отчаивайся, я помогу тебе».
Знает об этом и школьница Анна Будянская (в этот день были ее именины – память Иоакима и Анны). Всю свою долгую жизнь отец Серафим защищал православную веру. Это место стало последним земным пристанищем батюшки. И невольно вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского: «. В 1955 г. он вернулся из заключения.
То есть с ними могло случиться что угодно. Они «надавили» на правящего архиерея. Тогда батюшка, несмотря на свою физическую слабость, поднялся с кровати, подошел, взял мою руку и произнес: «Ни в коем случае не оставляйте работу, вы там нужны, считайте это вам моим благословением».
С первых лет священнического служения он взял на себя подвиг добровольной бедности. Властям очень не нравилось, что в Ракитное съезжается множество людей. Первое время на литургии не было ни одного человека. Медь звенящая. Отец Серафим никогда никого не осуждал. Эта христианская добродетель недобросовестно эксплуатируется.
А тут священник. Однажды молодому человеку, кандидату физико-математических наук, спросившего старца: почему теперь никто не идет в священники (приблизительно в 1975 году), батюшка с улыбкой ответил: «Вот Вы и идите». Никто не уступил мне места, хотя всем было ясно, что перед ними священник. У них получается вот такая литургия.
Его не устраивают «протоколы о намерениях». Многим он являлся в видениях и во сне, наставлял и благословлял. Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол – иглы ломались). Это схиигумен Кукша (Величко), в 1994 году причисленный к лику святых в чине преподобных Украинской Православной Церковью Московского Патриархата (а в феврале прошлого года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания).
А соль сохраняет от тления, придает вкус. В другом храме, захваченном «живоцерковниками», которые подчинили себе местного священника, отец Димитрий выступил с проповедью в защиту Православной Церкви и Патриарха Тихона. Когда его изгнали из храма, служил в домах. И третий светильник – архимандрит Серафим (Тяпочкин).
Но, как и прежде, он старался сам служить Божественную литургию. Безбожное прошлое дает о себе знать. Двор засажен цветами.
Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». Он абсолютно преобразился: мерцание множества лампад перед образами, чистота, уют – все настраивает на молитву, на тихую беседу с Богом. На них приходили две-три старушки. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Уполномоченный предупреждает Вас, чтобы Вы в будние дни не совершали служб, в будние дни советует молиться дома, в своей комнате, а служить только в воскресные и праздничные дни.
Ему должно быть хорошо в этой кампании. Я замолчал и прильнул к окну. Трудно не знать. И мы знаем, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». И по его молчанию я понял – он». Проповеди его были сердечные, проникновенные, трепетные.
Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Протоиерей Леонид Константинов, настоятель Николо-Иоасафовского собора в Белгороде, сообщив, что батюшка вытащил из секты баптистов одну супружескую пару, жившую в Белгороде, продолжает: у той пары была восьмилетняя дочь, страдавшая от тяжкого недуга, – у нее постоянно дергалась щека (следствие шока, перенесенного в детстве). Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Она всегда совершалась в положенное время — утром. На месте упокоения старца затеплилась неугасимая лампада, возжжено множество свечей. Геннадий, мы не просто братья.
Без христианской любви мы ничто. Чудо Зоиного стояния и все случившееся с ней глубоко запечатлелось в моем сознании.
Оно усиливается еще больше, когда читаешь воспоминания приснопамятного архимандрита Виктора (Мамонтова), как отец Серафим впервые увидел это святое место, где кричали совы, грачи, падали камни, а стены были исписаны мерзкими словами. Головные боли не давали ей покоя, врачи были бессильны помочь. Некоторые подолгу жили здесь иным отец Серафим помогал прямо на глазах. Больной лежал неподвижно. Это не два народа столкнулись в своих интересах. «У меня появилось огромное желание, – вспоминает Мария, – поехать. » – и это несмотря на предупреждение, что попасть к нему будет очень трудно.
Не доезжая моста, лошади вдруг понесли со страшной силой их невозможно было остановить. Надежда) в 1998 г., которая в месте с группой паломников направлялась к горе Синай. К кресту подходили группами и поодиночке. Но зато в следующий раз общение с ним было настоящим праздником. К сожалению, в тот приезд мы не застали настоятеля храма отца Николая.
На въезде в поселок стоит огромный ажурный кованый крест. Он решил перебраться сюда. Архимандритство, митра и прочие награды меня мало интересуют.
Много современных зданий приличной архитектуры. Сразу же была отслужена краткая лития по новопреставленному. И так повторилось несколько раз. Это некий генетический код имеющий христианскую основу. Я благодарен Богу за встречу с этим великим старцем. Открыли крестилку, лег на голый пол. Миновали Ростов.
Она рассказала о своем понимании традиций. Он был высокий, примерно метр девяносто. Никольский храм, в котором служил с 1961 по 1982 год отец Серафим, отреставрирован. Без христианской любви мы ничто. Кому-то очень выгодно, прикрываясь этой риторикой, творить свои черные дела. Большая толпа стояла во дворе.
Для того ли только, чтобы заботиться, что нам есть и что пить, во что одеться. Оно есть признак Божества. А на ней батюшкин лик. Сохранились свидетельства об исцелениях по молитвам батюшки и случаях его прозорливости. Особенно после того, как ему приписали участие в истории в «Зоином стоянии» : будто бы отец Серафим был тем самым священником, которому удалось взять из рук окаменевшей девушки икону Николая Угодника.
Батюшкина могилка – рядом с алтарной апсидой – вся в цветах. В грехах погибаем. Но главное все же – его раскаяние.
По словам настоятеля, в строгом смысле это не иконы, а живопись. К сожалению, в тот приезд мы не застали настоятеля храма отца Николая. Далеко не во всяком городе у молодежи есть такие возможности для досуга и занятий спортом. Лицо его становилось светлым и благодатным. И тут мужчина, как после сна поднялся, ему быстро подали стул.
Это митрополит Зиновий (Мажуга) – в схиме Серафим (в 2009 году он был канонизирован Священным Синодом Украинской Православной Церкви в лике местночтимых святых). Это некий генетический код имеющий христианскую основу. Приезжали сюда, люди готовы были ночевать в церковном подвале, строить себе для ночлега шалаши из бревен (благо, поленницы для печного отопления стояли в церковном дворе). Всю ночь батюшка провел в доме моего отца, перед поездкой в Москву. Я с радостью согласился.
Но в Ракитном я видел, что за словом последует дело. В области проводится множество фестивалей. Власть на Крымской земле со временем захватят татары, Украина потеряет Крым.
его не выследили, предъявив на следствии весь его «послужной список» начиная с 30-х годов. В страданиях она еще более просветлела, уподобилась Христу. А потом подошел к могиле отца Серафима и очень внимательно слушал отца Николая. На вопрос: «А что будет с Украиной и Белоруссией. » старец ответил, что все в руках Божиих. Когда добралась до места, услышала, что батюшка болен. Четыре года служил на разных приходах Днепропетровской епархии, пока владыка Леонид (Поляков) не пригласил его служить к себе, в Курско-Белгородскую.
«Контроль был сильный со стороны властей, – вспоминает внук батюшки Димитрий. Это явный перебор. Иночество стало моей заветной мечтой, как в годы юности – пастырство. Это епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), священноархимандрит Успенского Адрианова мужского монастыря с. Адрианова слобода Ярославской области.
А он, уже на районном уровне, подобрал деятельных умных руководителей. И тут мужчина, как после сна поднялся, ему быстро подали стул. Да и губернатор Белгородской области Е. С. Православные люди – это соль земли. До последних дней батюшка служил настоятелем Свято-Никольского храма в поселке Ракитное Белгородской области. Потом зайдёшь. В Губкинской епархии Белгородской митрополии тему «1917 – 2017: уроки столетия» попытались осмыслить священнослужители, ученые, преподаватели, представители государственных и общественных организаций.
За мной остается духовное руководство лишь в храме, состоящее в молитвах. Но, тем не менее, впечатление от росписей храма и его внутреннего убранства сильное. От него люди уходили преображенными его миром и любовью. Принимал к себе оклеветанных, отверженных священнослужителей, но в то же время нещадно обличал тех, у кого жизнь, что называется, «удалась».
Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. Батюшка был в тяжелом состоянии. Дождь между тем усилился. Они сняли квартиру и ежедневно приходили на богослужение.
На следующее утро было назначено открытие «Серафимовских чтений», посвященных проблеме сохранения традиций. е. на Пасху). Горе и лишения, которые происходят с нами, надо принимать как милость от Бога». Этот слезный дар никогда его не покидал. Но он не только не сокращал службы, но еще и проповеди говорил после литургии.
Но она катила так быстро, что бандиты не смогли попасть в цель. (Потому и предсказал старец мученическую смерть на стадионе сибирского города православных людей и патриотов Родины).
Тем не менее церковный двор был полон народа. Ленинская теория провозглашала необходимость «обращения на службу молодому советскому государству достижений культуры прежнего времени». И так вышло, что многие решили, будто речь шла о другом Серафиме – Тяпочкине. Региональный этап XXV-х Рождественских образовательных чтений в этом году проходил во многих епархиях Русской Православной Церкви. Навсегда он запомнил имя того священника – протоиерей Митрофан.
За тридцать минут они не сказали друг другу пяти слов». С благословения Белгородского владыки Иоанна они проводятся ежегодно. Дедушка, казалось, спал. Голословные утверждения, не имеющие под собой доказательной базы, будут удаляться. 3. Но по слезным молитвам его духовных чад Господь продлил ему жизнь.
Моросил мелкий дождь. Стреляли в направлении брички. Он решил перебраться сюда. – Иногда бывает и больше, – улыбнулся он. К моменту приезда архиерея храм был полон.
Иными словами, без всякого внешнего величия. Традиции – это образ мысли и жизни. Но это был не лагерный начальник, а верное духовное чадо. Батюшка никого не исправлял, тихо так стоял, склонив голову. – Беда только в том, что практика большевизма для миллионов людей, таких как он, определяла положение человека «вне закона». В 1941 году батюшка был арестован и осужден на десять лет.
Земляки решили посмотреть на чудака-священника. Владыка Никодим, в то время председатель Синодальной комиссии по канонизации УПЦ, в своем письме, датированном 2002 годом, написал о трех неугасимых лампадах советского периода, «которые вопреки безбожническому лукавству ярко горели, светили и зажигали в сердцах людских, соприкасающихся с ними, огонь веры, стойкости и мужества». Всем отвечали: «Мест нет». Сказали, что он умирает. Однажды люди, подосланные чекистами, попросили его совершить в их селе водоосвящение. Эти чтения были не «мероприятием какого-то отдела с целью отчитаться перед начальством за отчетный период»», а реальным духовно-общественным действом.
Они осуществляют то, о чем мечтали – убивают русских. Это было просто невероятно. Такой настоятель мало кому был нужен.
В тяжкие минуты батюшка писал близким из ссылки: «Душа моя скорбит смертельно. Владыка благословил выполнять это предложение уполномоченного во избежание больших неприятностей для Вас. Это епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), священноархимандрит Успенского Адрианова мужского монастыря с. Адрианова слобода Ярославской области. Они же изготовили отцу Димитрию епитрахиль и поручи из полотенец, вышили на них кресты. Теперь он смотрит на меня не один. Чтобы не смущать ее, я вернулся в дом.
Одно такое свидетельство приведено ниже, второе я прикрепляю к этому посту. Но рассказывал Шаламов всё больше о тех, кто, подобно ему, потерял веру. Да, на запад смотрели с излишней симпатией. Теперь эти намерения перешли в действие. Духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) в документальном фильме о старце скажет: «Когда я познакомился с отцом Серафимом, я понял, что это человек не от мира сего. Он словно говорит: «Мне известны все твои грехи и беды.
– «Да, да, мне говорили об этом. » Она стала часто бывать у отца Серафима исцелилась и уже не удивлялась, почему она и все слушающие проповеди отца Серафима плачут. Почему я вспомнила именно об иконе. Они венчались только в 1920 году. Однако ничто из того, что он пережил, не изменило его устроения.
За воротами стояло с десяток автомобилей. И главное – они все были жизненными и вполне осуществимыми. Андрея Рублева. Даже провинившихся нерадивых работников он увещевал ровным голосом, без гнева.
Стоять в храме тяжело, еще сильнее болит голова». Она очень болела, но по молитвам отца Серафима ее туберкулез «затих». Но мне хочется привести пример из того времени, когда батюшка был жив. Приезжают на форум студенты Белгородских ВУЗов.
Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: Мама. С приближением немцев чекисты спешно подбирали всех из списка «неблагонадежных». Кротость и неиссякаемая любовь, в полной мере воплощенная преподобным Серафимом, определила и главное в духовном облике старца Серафима (Тяпочкина): он миловал без конца, все прощал, все покрывал по заповеди. Устраивают различные экологические акции, конкурсы и соревнования.
Отчаявшись, эти люди поехали к отцу Серафиму и когда он, уже с трудом передвигавшийся, поддерживаемый под руки духовными чадами, шел в храм на богослужение из толпы народа выскочила девочка со словами: «Исцели меня, отец Серафим. » Батюшка погладил ее по дергающейся щеке и произнес: «Деточка, я не исцеляю, я молюсь». Чтобы не выпасть, о. Димитрий лёг на дно повозки и это спасло ему жизнь.
Она будто окаменела. Намеченная свадьба не состоялась: Димитрий заболел тифом и проболел целый год. Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. «Кто не против вас, тот за вас» – учил Господь.
В поисках дороги прошел день, настал вечер, в тайге было холодно, лежал глубокий снег, от реки тянуло сыростью. И другим не позволял. Прихожане и паломники первым делом прикладываются к нему, а потом уже идут в храм. Выглянув в кухонное окно через четверть часа, я увидел ее в том же положении. Особенно выделяются дворец молодежи и спортивный комплекс с бассейном.
Как он при жизни был дорог людям, так остался дорог и по своем успении. Думается, что сказанное вряд ли нуждается в комментариях. В 1965 году он, владыка Леонид, присоединился к семи епископам во главе с архиепископом Ермогеном (Голубевым), которые восстали против насилий власти над Церковью. В Куйбышеве жили мои родственники, на той самой улице, что и Зоя. Всенародное почитание белгородского подвижника благочестия поистине велико. От звания благочинного о. Серафим отказался. А вместе с тем сердце его напитывалось простотой и детской незлобивостью.
В третий раз я приехал в Ракитное 18 сентября этого года. В раннем детстве мальчик Дима Тяпочкин увидел икону преподобного Серафима в храме и сказал отцу: «Хочу быть таким, как этот батюшка». Отправить отца Димитрия в лагерь было заведомой ошибкой со стороны большевиков. Все продолжалось до часа ночи. Этим повелением он не мог пренебречь. Я с полчаса наблюдал за непрерывным потоком паломников, пока помощник отца Николая не позвал меня, сказав, что батюшка приглашает выпить чаю.
А еще, добавим, посылочки из Днепропетровска. И по его молчанию я понял – он». Это выдуманная риторика.
Митрополит Никодим (Руснак) не раз бывал у батюшки исповедовался у него, беседовал с ним. Потом, когда они жили в Ракитном, она абсолютно забыла, что болела. Но зато в следующий раз общение с ним было настоящим праздником. Болящие, страждущие и скорбящие. Так она с ним и осталась, помогала петь, читать, пономарить.
Давайте разберем Ваше свидетельство по пунктам. Сколько еще тысяч мирных жителей Донбасса вы готовы уничтожить ради этой светлой цели. Мать, Элеонора Александровна Тяпочкина (в девичестве Маковская), вела свое происхождение от богатого и знатного рода. С этими словами она пошла по кругу.
Я ей отвечаю: «Посидите на скамеечке, отдохните и почаще приезжайте к батюшке, Господь поможет». Хиротония была совершена в Тихвинском женском монастыре г. Екатеринослава. Вскоре больной уже сам добирался до храма без посторонней помощи. Видел брошенные черноземные поля, зарастающие березами, фермы с проломленными крышами, разоренные деревни, в которых выходцев с Кавказа больше, чем коренных жителей. Но девушка мечтала хотя бы посмотреть на человека исполненного апостольского духа. Но он не только не сокращал службы, но еще и проповеди говорил после литургии.
Благодаря одной из таких ошибок я несколько лет назад и услышал о старце впервые. Он долго заворожено смотрел на лик святого, а потом сказал отцу: «Хочу быть таким». Ему было открыто, что это – священник.
Путем подкупа, запугивания, договоров с власть имущими они постепенно подчинят себе экономическую жизнь городов. Я ожидал, что чем дальше мы удалимся от центральной трассы, тем дорога станет хуже. По его воспоминаниям, у многих людей после общения с батюшкой происходили очень серьезные перемены в жизни. Я дерзнула спросить: «Батюшка, а где икона Святителя Николая, которую вы взяли у Зои. » Он строго на меня посмотрел.