Картина Тициана Сельский концерт : описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
На картине явно представлена античная мифология, но – без указания конкретного сюжета, как бы «в настроении», в обобщённом виде. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». То наполняют они кувшины плещущей влагой, То выливают ее.
Верность Тициана гуманистическим принципам, вера в волю, разум и возможности человека, мощный колоризм сообщают его произведениям громадную притягательную силу. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Но преобладающую роль, дающую отпечаток всей эпохе, несомненно играют художники, которых можно назвать или «стилизаторами» или «символистами». «СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ» (итал. Сюжет этой аллегории, так же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Среди «рассказчиков», продолжающих традиции Филиппо Липпи и Беноццо Гоццоли, на первое место должен быть поставлен Доменико Гирландайо, самый популярный флорентийский мастер фрески в конце XV века.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Себастьян» (ок. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
(Ок. В этом виден «почерк» Джорджоне (темой его другой прославленной картины «Спящая Венера» также является параллельное существование двух миров: материального и духовного, мысленного). Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику. С одной из фресок этого цикла изображающей святого Иеронима, мы уже знакомы.
Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Тихий «беллиниевский» пейзаж символизирует гармонию (сравн. Рим, галлерея Боргезе) — одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Важной стилистической предпосылкой этой «второй готики», как я уже указывал по поводу скульптуры, Является североевропейское влияние, в особенности более тесное соприкосновение с нидерландской живописью.
Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. находятся с ними в различных мирах.
На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела.
Рассказывать он умеет блестяще, но глубины чувства его искусство лишено. И в этой фреске архаизмы смешиваются с нидерландскими впечатлениями. свой «Сельский концерт». Прибытие этого замечательного произведения нидерландской живописи во Флоренцию встречается в художественных кругах с чрезвычайным восторгом и центральная часть триптиха-«Поклонение пастухов»-делается для флорентийских художников таким же источником кропотливого изучения, какими в первой половине века были фрески Мазаччо.
Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), где мощное дыхание жизни ощущается в самой атмосфере, в бегущих облаках, в толпе апостолов, с восхищением и удивлением взирающих на фигуру возносящейся в небо Марии, строго-величавую, патетичную. Природа на них не молчалива и статична, а полна жизни, как и люди, населяющие ее, переполнены чувств и движения. Главные этапы этого нидерландского влияния таковы. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников.
Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. А в картине Гирландайо сразу же бросается в глаза, невзирая на национальные особенности и различия темпераментов, сильная зависимость концепции от «Алтаря Портинари».
Цель Тициана — передать определенное душевное состояние. Но прежде чем перейти к их характеристике, осмотримся немного в других направлениях эпохи. Нахождение в разных реальностях подтверждается тем, что герои картины пластически не взаимодействуют друг с другом. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Вне зависимости от того изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема», написанной в 1467г. ) или, что менее вероятно, символизируют любовь земную и небесную — ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи.
На переднем плане буквально светятся фигуры Марии и Христа. К архаизмам можно отнести плоский нимб у Христа, мелкий рисунок листвы, обилие птиц. С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита — результат времени) создают впечатление спокойной радости.
1570 г., Ленинград, Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея Академии). Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. 1570 г., Мюнхен, Пинакотека), «Св.
Общая поэтическая атмосфера смягчает несколько двусмысленное восприятие композиции с двумя обнаженными женщинами, являющимися то ли аллегорическими фигурами, то ли куртизанками, выехавшими на природу. В картине «Венера Урбинская» (ок.
В самой Флоренции скрещивается и борется целый ряд направлений, новых и старых «проблемистов» и «рассказчиков». В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом. В этом пейзаже «дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники, леса, поля и луга.
Он работает во множестве техник: в живописи, в рисунке, в гравюре и фотографии, создает театральные декорации и расширяет границы любого медиума, за который берется. Мартин Гейфорд – штатный художественный критик еженедельника Spectator и автор известных работ о Ван Гоге, Констебле и Микеланджело. Так и в «Сельском концерте» одна из них — со свирелью в руках, подобная своему далекому прообразу – обнаженной флейтистке на рельефе изваянном на Троне Людовизи и V веке до н. э. и другая — с кувшином у водоёма – составляют единое целое с пейзажем. 1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Как статичный образ на холсте или экране может вобрать в себя время и пространство.
«Любовь земная и небесная» (1510-е гг. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. На заднем плане сидит старец с черепами в руках. 1554 г., Мадрид, Прадо). Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния.
Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой. Слава Тициана распространилась далеко за пределы Венеции и число заказов непрестанно возрастало. Насколько сильно в искусстве Гирландайо отразилось влияние нидерландской живописи, особенно Гуго ван дер Гуса, можно видеть на картине «Поклонение пастухов», написанной после появления «Алтаря Портинари» во Флоренции. Что показывают картины: правду или ложь.
На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576). Но Иисус стыдливо прикрывает свою наготу саваном, произнеся «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции.
Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии. В знаменитом «Сельском концерте» Джорджоне, хранящемся в Лувре, звучит поэтическая тема досуга на лоне прекрасной природы. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз.
1555 г., Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Даная» (ок. Лаврентия» (1550—1555, Венеция, церковь Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (ок. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. «Святая аллегория).
Что заставляет людей делать метки на плоской поверхности. Для него характерен постепенный переход от мягкой моделировки форм и мягкого сдержанного, холодного сияния красок Джорджоне к мощным, залитым светом колористическим симфониям периода творческой зрелости, то есть начиная с 1515—1516 гг.
Не только в угоду новой центрической композиции Гирландайо отступает от итальянских традиций, но он буквально повторяет ряд реалистических деталей своего первоисточника — крестьянские типы пастухов их жесты, хомут и седло ослика, даже соломенную крышу хижины, подпираемую античными пилястрами (у ван дер Гуса — колонна). В 1540—1550-х гг. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита.
Гирландайо не хватает, однако, самых главных свойств нидерландского оригинала — сияющего блеска масляных красок (картина Гирландайо написана темперой), сочного синего тона во всех оттенках, силы света интимности и глубокой искренности переживаний. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир.
Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Характеризуя флорентийских скульпторов того же периода, конца XV века, я назвал их стиль «второй готикой» или «готикой в Ренессансе». Следует отметить прежде всего существенное отличие от традиционной в итальянской живописи композиции «Поклонение».
Музыка же, которая раздаётся на картине отовсюду (музыкален пастух, музыкальны молодые люди на переднем плане одна из нимф играет на флейте, другая издаёт журчащие звуки, выливая воду из кувшина), символизирует мир невидимый идеальный. К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью.
Боккаччьо, П. Бембо, А. Полициано. Среди многих гипотез о содержании картины наиболее убедительной является «музыкальная». Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Джорджоне был очень ярким художником, внесшим большой вклад в развитие живописи.
Фигура пастуха со стадом в правой части картины является одновременно напоминанием об античных пасторалях (пастухи первыми приносили дары лесным нимфам) и приметой материального мира, а музыка, неслышно пронизывающая картину, — мира идеального, воображаемого (или снящегося). Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца. Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв. II если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. Расположенная в правой части картины фигура пастуха со стадом служит одновременно и намёком на античные пасторали (дары лесным нимфам первыми приносили пастухи) и знаком физического мира.
В 1530—1540 гг. В его произведениях 1518—1530 гг. Но во фреске «Тайная вечеря» уже больше чувствуется то новое, чем Гирландайо обогатил повествовательный стиль своих предшественников и что делает из него важного предшественника Высокого Ренессанса. Можно ли верить фотографиям.
Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V». Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Мощные удары света заставляют сиять и переливаться краски. Но нидерландские влияния вносят в них новый оттенок.
Четыре больших фресковых цикла составляют главное наследие Гирландайо. А спустя три с половиной столетия другой художник использует композицию картины Джорджоне для выражения собственных живописных идей (картина «Завтрак на траве»). Ноги и грудь обнажив, лазурные носятсянимфы. Доменико Гирландайо (Доменико ди Томмазо Бигорди, прозванный Гирландайо) родился в 1449 году, прошел ювелирную школу и выработал свой стиль под воздействием сначала Алессо Бальдовинетти, а затем нидерландской живописи.
Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Картина написана в последние годы жизни художника (преждевременно скончавшегося от чумы), в 1508 – 1509 гг., вероятно по частному заказу. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. В этих картинах полностью проявилась поздняя живописная манера художника, приобретающая более свободный и широкий характер и закладывающая основы тональной живописи 17 в. Отказываясь от ярких, ликующих красок, он обращается к пасмурным, стальным, оливковым сложнейшим оттенкам, подчиняя все общему золотистому тону.
Италия, в период позднего Возрождения оставшаяся в стороне от магистрального пути дальнейшего развития капиталистических отношений, оказалась исторически неспособной создать единое национальное государство, подпала под власть иностранных держав, стала главным оплотом феодально-католической реакции. полностью граничит с художественными идеалами Высокого Возрождения. Разносторонность его дарования проявилась в разработке различных жанров и тем лирических и драматических. Тициан. Сюжет разворачивается на фоне пейзажа — высокого дерева изображенного в центре холста, справа по холму «бежит» тропинка к домам, вдали виднеется море.
При этом деятельность мастерской Гирландайо скоро принимает настолько широкий характер, что сам мастер успевает собственноручно закончить только немногие главные фрески, все остальное предоставляя исполнять по своим эскизам многочисленным ученикам. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Спустя несколько лет Тициан повторит фигуру нимфы в картине «Любовь земная и любовь небесная», а также отчасти настроение джорджониевских «поэзий» и тему источника.
Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей. Беллини, друга и наставника Тициана, музыканта и поэта. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. К образу Христа Тициан будет обращаться не раз.
К тихому журчанию струи, бегущей из прозрачного стеклянного сосуда, прислушивается, облокотившись о мраморный колодец, вторая женщина. Для сравнения напомню центральную часть полиптиха Гуго ван дер Гуса. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. «Concerto Campestre») — шедевр мирового искусства, картина венецианского живописца Джорджоне да Кастельфранко (1476 – 1510), ученика Дж. Второй цикл фресок Гирландайо писал для флорентийской церкви Оньисанти.
Но здесь Гирландайо стремится заимствовать у северных живописцев не только их внешние приемы, но самый дух — уютную тесноту помещения, задумчиво-интимную позу Иеронима. Разумеется искусство Гирландайо в целом можно рассматривать как продолжение повествовательных тенденций Филиппо Липпи и Беноццо Гоццоли. В «Мадонне семьи Пезаро» (1519—1526, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Предполагают, что картину мог завершить Тициан.
Примечательно также плавное, как бы замедленное движение нимфы, завораживающее изяществом и неясностью («то наполняют они кувшины плещущей влагой, то выливают ее. ») и магическая тишина природы: лютнист еще не коснулся струн, а свирель еще не поднесена к губам нимфы. В руках у него лютня, по струнам которой он вот-вот ударит. «Сельский концерт» (ок. Творчество Тициана до 1540-х гг. Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок. Внутренняя жизнь сосредоточена во взгляде, одновременно напряженном и рассеянном, в нем горечь сомнений и разочарований.
Обнаженные тела нимф моделированы с помощью тончайших градаций света и тени, напоминающих знаменитое «сфумато», прозрачную дымку, окутывающую формы в картинах Леонардо да Винчи. Торжественно-звучны глубокие красные и синие тона. Еще в большей степени эти названия применимы к третьему поколению живописцев кватроченто.
1500 г. ) Источник на картине Джорджоне осеняет дерево лавра — символ поэтической славы. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Скорее всего, — это Муза. Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. Силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать в области культуры (Кампанелла, Джордано Бруно), но социальная база их была слишком слаба.
История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря» (1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея. Мир воспринимается в изменчивости и движении. Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа.
В самой жизни он находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы, — «Венера перед зеркалом» (ок. Еще одной ранней картиной является «Не прикасайся ко мне» («Noli me tangere», около 1512, Национальная галерея, Лондон). Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина. В этом улавливается своеобразный авторский почерк Джорджоне, который и в другой своей знаменитой картине «Спящая Венера» также изображает сосуществование двух миров – материального и духовного. С 1508 начался «золотой век» Возрождения.
Другой образец — «Тайная вечеря». 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична.