С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Этостекающая вниз линия, которая создает определенный ритм жизни формы. Авот вся композиция в«Primavera»– этосплошная музыка, просто музыка. Известно, чтоона была женщиной необычайной красоты ибыла прекрасной дамой воФлоренции. Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской).
После смерти Симонетта становится прекрасной дамой Боттичелли. Этобыла главенствующая тема придворе Медичи, прилюбом рыцарском дворе, вкультуре, гдепрославляется прекрасная дама, гдеидея прекрасной дамы была соединена точно сименем Симонетты Веспуччи, сименем Джулиано илиЛоренцо Медичи, сименем Анджело Полициано, который пишет поэму «Турнир». В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Емунежалко было вкладывать деньги вбессмертие, онменял деньги набессмертие. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Тамбыло представлено «Поклонение волхвов»: когда смотришь наавтопортрет Боттичелли, удивительно, какон выпукло соединяется собщей композицией– друзья Академии, семья ивместе стем, какон отделен вправой нижней части отвсего этого.
УБоттичелли нет этого героизма. Заподозрить вчем-то человека, который имеет эту функцию, просто невозможно, вголову никогда непридет. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1.
Только Флора справой стороны входит втройку фигур, аМадонна– слевой стороны. Иунего нетолько есть эта магия ритма, которая так характерна дляБоттичелли, нетолько определенное чувство музыкальности, нодаже повнутреннему состоянию он очень близок Боттичелли.
Чтоже касается членов Академии изображенных накартине, тоневсе отождествлены. Икакон смотрит нанас: онобращен только кнам, эточеловек систорическим сознанием.
Есть стихи, посвященныеей, акогда ее хоронили, стихи написал сам Лоренцо Великолепный. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Инепростым придворным, онбыл театральным художником.
Тывлюблен, каквженщину иликаквкакую-то мечту илиидею. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Инепотому, чтоподделывают, апотому, чтоточное авторство установить сложно. Чтоответил Микеланджело. Очень большое впечатление производит «Пьета», одна изего поздних картин.
Иэто все-таки одна итаже модель уТициана сидит. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Авсе остальные вздыхали иговорили: «Ах, ну какая красавица, какая богиня. » Этоже говорил иБоттичелли.
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. ВБоттичелли было какое-то особое ощущение женственности иутраты инаэтом хотелосьбы остановиться. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Этобыли одаренные люди, втом числе боковая линия, которая потом приходит квласти.
В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. Медичи– непросто просвещенные деньги мира илипример того, чтотакое просвещенные деньги вкультуре. Ивот таким образом художники эпохи Возрождения рассказывали старые истории нановый лад. Вот таким образом ифилософская неоплатоническая тема любви ивесь хмель двора Лоренцо Медичи итрагическая мечта снять зазеркалье Боттичелли– они, конечно, полностью выражены только вкартине «Primavera». Тамжестковато эта композиция разбита, онанесколько угловата. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Именно после смерти Джулиано, в1478году, онпишет свою картину «Весна». Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты.
Ноболее всего он был другом младшего брата Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Первая– когда он был, таксказать, пажом илидругом своего герцога Джулиано ивторая– когда он начал вспоминать, когда он остался безних, когда он начал писать эти картины, когда он написал «Весну». Вот таким образом, может быть, Боттичелли остается единственным художником, который так остро, тактрагически понял свое время, выразил его рубежными вещами, праздничными, угарными вещами мечты исна, какими были «Primavera» и«Рождение Венеры».
Нонасамом деле я– мост». Этовосхищение, этожелание, ноотнюдь непознание. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. XXвек обожает эту красоту, этокрасота особая, немного ущербная.
Докакой степени точно он осознает эту двойную позицию. Нет, егоинтересует ее функция, еевнешняя форма. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Этоодинокий голос. Боттичелли служил женской красоте. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Вообще, еготворчество необыкновенно неровное. Онвовсе небыл таким, каквсе остальные художники Флоренции этого времени. Вот, справой стороны группа изтрех фигур. Новот уБоттичелли эти линии стекают вертикально, завиваются извиваются. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика.
Былобы прекрасно реставрировать музыку идать аккомпанемент кэтим картинам. Ониникогда ненаступают наземлю, онипарят навершок надземлей. Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату.
По распоряжению Сикста IV Боттичелли был назначен главным по выполнению работ, в настоящее время фрески мастера считаются более ценными по сравнению с произведениями других художников. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Боттичелли оставил нам очень интересный автопортрет. Джулиано Медичи позаконам того времени был отчаянно влюблен водну очаровательную женщину. Она не замечала скромного художника и не подозревала о том, что была для него идеалом красоты. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Идело невтом, чтоона лишена «квадратного» содержания, тоесть повествовательности, онаочень метафизична. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе.
Онвписан втой части, гдеизображены портреты Академии Медичи. Дело втом, чтопринцип художественной организации пространства очень необычен. Былли Боттичелли внее влюблен, каквженщину.
Ивзеркале Хлои, которая бежит отБорея сэтим цветком хмеля взубах. Время великих композиторов еще ненастало. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
КакКаспар, Мельхиор иБальтазар, тривеликих волхва, пришли первые, нопосле пастухов, вясли. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Итак было всегда. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Во-первых, тамузыка, которую они исполняли сами. Ктоеще изображен наэтой картине, помимо самого художника. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Носамым неприятным сточки зрения гигиены была посуда. Сохранилась переписка Микеланджело иВиттории Колонны. Говорят, чтоон был забыт уже прижизни. В«Рождении Венеры», всамой композиции, есть жестковатость, разделенность направую илевую половину: нараковину, накоторой она стоит инаусловный лес, какдекорация втех постановках, которые оформлял Боттичелли, сэтой феей, богиней леса, которая выходит излеса сплащом, который она хочет накинуть наплечи Венеры.
Происходит такое смещение: именем Боттичелли подписывается целый ряд других художников. Вчесть нее устраивались турниры, охоты, ейсочиняли сонеты, ейвсе поклонялись. Ведь вкаждую эпоху такой тип всегда существовал исуществует. Онкакникто знал ивещи Боттичелли иего иллюстрации к«Божественной комедии». Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Сандро Боттичелли (или, какего звали, Алессандро Филипепи) родился в1445году.
Этобыла очень большая редкость. Собственно говоря, этоавтопортрет любого художника. Если брать францисканское представление олюбви, кнему больше подходит тема братства– «ты мой брат», тема связи людей, братства человеческого итема понимания. Этоестественно.
Павел Муратов написал, чтоплащ уВенеры (илиБогородицы) итуника уМеркурия одинакового цвета иэто правда. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Козимо продолжал линию Лоренцо, только уже вXVIвеке, визменившихся условиях. Тамвсе. Онсказал: «Акто через сто лет будет знать, похож илинепохож. » Через сто, через пятьсот лет, ктобудет знать, похож илинепохож.
Определенность вэтих вопросах вовсе ненужна. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Боттичелли был художником-романтиком. Итальянцы живут наземле античности изих жил античная кровь неуходила никогда иникуда. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Гений излодейство существовали вместе, одновременно.
Нетолько тогда, когда ушла Симонетта, атогда, когда иДжулиано ушел тоже. Никогда уже двери неоткроются иникогда уже ничего невернется. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Ивдруг именно это произведение наряду с«Джокондой» становится предметом такой невероятной агрессии. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Этого никто незнает.
Возможно, оннеписал стихов, ноон был поэтом-романтиком, который выразил себя вискусстве. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Музыка вдрапировках. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Какэто можно знать. Конечно, всенесводилось кСимонетте Веспуччи, было очень много мастерских, было очень много политики, было очень много денег, было очень много разных устремлений.
Справа ислева расположены члены семьи Медичи. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Длилось это недолго: Симонетта очень рано умерла, ввозрасте 29лет, отбытовой чахотки. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Большинство портретов Симонетты появилось уже после её смерти.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Сандро Боттичелли (или, какего звали, Алессандро Филипепи) родился в1445году. Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
Онстоит усамого края картины исмотрит нанас. Сандро Боттичелли находится одновременно внутри двора Медичи, онпридворный, онсреди придворных ивтоже время он находится внедвора. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Вообще, резонанс Боттичелли вкультуре XXвека огромен.
Ноэто был тип, который был признан типом модной ипрекрасной женщины. Такое впечатление, чтоФилиппино Липпи толи ее писал, толи кого-тоеще. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира.
Этозамечательно описано уБулгакова, когда он в«Мастере иМаргарите» это вкладывает вуста героя: «Помянут меня, – сейчасже помянут итебя. » Вот их помянут– иего помянут. Онабыла его музой, онаподстегнула его гениальность ивэтом главное. Мыпросто знаем, чтоприжизни Джулиано, дозаговора (онаже умерла задва года дозаговора), онбыл внее влюблен иэто было афишировано, этовходило вкультуру, этовходило втрадицию. Иодна бездругой несуществует.
Онистали себя осознавать, онистали осознавать себя исторически. Онистали мадоннами, музами художников ипоэтов, этобыло новое время. Отелло абсолютно неволнуется внутренним миром Дездемоны, онсовсем ее непонимает. Еелучше некасаться. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Этофигура Меркурия. Егозанятием были охоты, турниры, праздники, любовь. Так как они ели изпосуды, которая очень плохо мылась, которую трудно было хорошо вымыть. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Этоочень мощная картина, также, как«Покинутая»– этофигура, сидящая наступеньках зазакрытыми дверями. Боттичелли сказал вэтой картиневсе. «Primavera»– картина действительно необыкновенная, так как, когда вы ее видите вУффици, выневерите своим глазам– такая это красота. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Онабыла несубъектом, аобъектом. Нолюбовь земная– этоможет быть иуличная девушка, услугами которых они тоже пользовались.
Ачто значит писать. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Это – гимн и природе и человечеству. Ятолько частично был.
Посвоему рождению, посвоему обучению, посвоей жизни он был флорентинцем. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Этонетолько невозможно повторить, этодаже невозможно описать словами. Её ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с неё Венеру и Весну. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. И, конечно, это породило особое искусство.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Относительно настоящих больших музыкантов эпохи Боттичелли сказать особо нечего. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Этосоединение темы любви, которая есть вэтой картине, стемой весны.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Боттичелли– дегероизированный художник. Итолько тогда понял инаписал: «Этоже был мой Сандро». Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции.
Впечатление она нанего производила, вероятно, необычайно сильное. Наверное, оназамечательно звучалабы, еслибы ее найти.
Этоочень трагический финал. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх. Аиногда пишут, чтоГирландайо– Боттичелли.
Сних новое время иначалось. Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года.
Этакартина недавно была наочень большой выставке вЛувре, посвященной дому Медичи. Посвоему рождению, посвоему обучению, посвоей жизни он был флорентинцем.
Таквот, дети «Primavera»– этодети весны, этожизнь заново. Меркурий гасит пору цветения всентябре. Небудем говорить отом, сколько он там наврал, ноон написал эти мемуары. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Нет. Есть указания нато, чтоМедичи были создателями какой-то определенной организации, ккоторой принадлежали они ипосвященные люди икоторая называлась «орден волхвов». Да, ему Академия иэти люди нужны были нетолько потому, чтоон свои деньги менял набессмертие, онбыл часть этой среды.
Конечно, онбыл чувствилищем времени ивеликим поэтом-романтиком. Итретья нота, отделяющаяся отних, – Primavera, Весна. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Этотакаяже дружба, которая описана в«Двенадцатой ночи», когда Виола изображала изсебя мужчину ивместе сОрсино восхищалась красотой Оливии.
Дляискусства это абсолютно неважно инаэтот вопрос очень трудно ответить. К сожалению, этот штандарт не сохранился. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В«Primavera» мы видим сразу большое количество слоев. Двевместе– ветер Борей иХлоя. Дляпоэта иромантика это имеет очень большое значение. Онневедает, вкого икакон попадет.
Онбыл, какмы уже говорили, очень похож нагерцога Орсино из«Двенадцатой ночи», такогоже типа молодой человек. Этобыло удивительно: картины начинали петь, звучать идышать иначе. Судьба этой картины, которая была написана в1482году (посудите сами– более 500лет назад), необыкновенная.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Иони играли напрекрасных духовых инструментах, восновном это были флейтные звуки. Какэто можно обсуждать.
Икакинтересно живут эти деревья. Вискусстве очень важно, когда ты сказал все инесказал ничего. Туткомплекс признаков. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Образы Амедео Модильяни очень близки образам Боттичелли. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Итакойже был его дед Козимо. Этовидно также уТициана: мужчины– личности, аженщины– красавицы, Венеры. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Надо сказать обэтом автопортрете еще очень важную вещь. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Считается, чтоздесь еще есть период полгода, ровно полгода– смарта посентябрь. Тамсидит натроне Мадонна смладенцем (конечно, вее чертах мы узнаем все туже Симонетту), стоит Иосиф.
Сколько нисмотри натрех граций, наэти прозрачные драпировки, абсолютно непонятно, какони написаны, какнаписаны эти тела, касающиеся инекасающиеся земли, теневые иполные чувственной женственной прелести. Неслучайно это время очень хорошо разделяло две вещи: любовь земную илюбовь небесную. Разве можно описать дуновение гения. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. ВоФлоренции XVвека художники часто пишут этот сюжет, этокакое-то общее место, каждый должен это сделать. Онсвою лепту вносил вэту среду.
Ноя недумаю, чтобы сама культура обсуждала эти качества женские имважны были другие вещи. Этитри грации тоже сцеплены ссобой. Ивот в«Primavera» очень глубокая тайна ивот таким образом доконца она неназываема.
Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Особенно «Рождение Венеры», гдеона стоит, прикасаясь кончиками ног краковине иразвеваются ее золотые волосы. Онавходит вэтот мир иунее платье заткано цветами иизподола своего она разбрасывает цветы иэти цветы становятся цветами земли. Онпоказывает, содной стороны, себя внутри очень определенной картины– это«Поклонение волхвов». Модильяни– итальянец, флорентинец, окончивший флорентийскую Академию. Каждая эпоха имела своих звезд, свой тип красоты, носителем которого был некий прототип.
Онписал их бесконечно. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Этоиесть любовь земная илюбовь небесная– одно лицо, нопросто по-разному. Онавообще всегда читается справа налево.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Очевидно, такова была система отношений.
Иэто семья Медичи, онпоказывает, чтобыл частью этой семьи. Всяэта картина Боттичелли написана так, каквего время художники неписали. Хмель варили, когда все зацветает, этоозначало, чтопришла весна.
Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Внем есть образ любви ипоражения. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
Наочень иочень многих картинах показаны эти концерты. Когда муж привез ее воФлоренцию она стала настоящей звездой, эталоном идеалом красоты. Мысейчас называем их словом «звезда».
Этотакой всеплач, общее рыдание иэнергетика мощнейшая вэтой картине, гораздо больше, чемвдругих его вещах, в«Клевете» илив«Святом Зиновии». Так как он смотрит нанас, так как идут века имы проходим мимо этой картины. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Онбыл настоящим поэтом, так как дляпоэта важна любовь. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Наней женился родственник путешественника Америго Веспуччи иона стала называться Симонетта Веспуччи. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Этобыли мастерские, этобыли какие-то заказы, ночто интересно– типженский повторяется, онодин итотже. Вообще, мыотом времени неочень много знаем изнания эти отрывочны. Иногда подкартинами Филиппино Липпи ставят вопрос: этоБоттичелли илиэто Филиппино Липпи. Боттичелли пишет эту картину каксвой бесконечно повторяющийся сон обутрате. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Этоочень красивые картины: и«Рождение Венеры» и«Primavera». Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Хотя, конечно, судьба уэтих произведений невероятная. Можно полностью уничтожить произведение припомощи вот такой популяризации, но, повсей вероятности, ни«Джоконда», ни«Весна», нидаже Венера Милосская этой ликвидации неподлежат. Картину «Primavera» можно прочитать внескольких абсолютно разных вариантах. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Боттичелли, видимо, ужетогда начал писать эту Симонетту Каттанео Веспуччи. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Пауза, цезура. Боттичелли абсолютно другой. Картина Боттичелли «Primavera» («Весна») – одна из самых лирических и поэтичных во всей истории мировой живописи, а ее автора нередко называют «художником Весны», хотя он создал немало знаменитых и узнаваемых картин и фресок. Ачто зачеловек была Симонетта. Какон писал линию, какон писал музыку линии. Онаразделила трагическую участь Венеры Милосской, «Джоконды», «Черного квадрата» Казимира Малевича, так как эту картину растащили нацитаты.
Волхвы– первые, ктопришли возвестить новую эпоху, ктопришли возвестить новое время. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Даже уТициана есть такая картина «Любовь земная илюбовь небесная». Важно толькото, чему равен итог этих переживаний, платонических иличувственных.
Именно в этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи, признанными правителями Флоренции. В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен.
Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». Нодело невтом, какая картина больше известна, автом, чтовся полнота философских, поэтических, художественных, каких-то еще очень собственных внутренних интимных мыслей более широко развернута в«Primavera», чемв«Рождении Венеры». Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Этаэпоха продолжалась. Вообще, вдрапировках музыка есть всегда.
Каждая эпоха предлагает нам свой тип красавицы. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с древом познания. В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия».
Правильно онем всегда пишут, чтоон непревзойденный поэт линии. По своей специальности Мариано был кожевником. Внем совершенно никогда нет чувства мышцы ипобеды. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Можноли сказать, чтоона была носительницей исключительных качеств.
Атам, гдестоят Мадонна (илиВенера, тутуже трудно сказать) итри грации, надеревьях вдруг одновременно ицветы флердоранжа– образ свадеб, любви ибольшие оранжевые плоды. «Primavera» ненаписана какповествование. АвСредние века эти драпировки, которых очень много, скрывают тела, делая их бестелесными. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Намочень трудно сейчас понять вообще, ачто это такое было. Этиоркестры изображены накартинах венецианских художников, натойже самой картине «Концерт». Таместь очень интимная, очень глубокая нота. Вэтой картине перспективная точка сходится наместе, которое называется ясли иливертеп.
Онобманывается все время. Зато в«Primave-ra» это зеркально дробный образ, то, чтоназывается «отразившийся вовсех зеркалах». «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Известно, чтотворчество Боттичелли делится надве части. Тамтотже самый Браманте, Полициано, тампортреты современников итам он изображает себя.
Ихконцерты показаны накартинах очень многих художников. Обратимся кее изначалью, ктому, какона была написана, чтопослужило основой дляее написания, кембыл Сандро Боттичелли ичем была его знаменитая картина «Primavera» вте далекие времена, впоследней трети XVвека.
Онасидела натурнире, вее цвета были одеты люди, выступающие натурнире, вее цвета была одета свита Джулиано, онговорил: «Посмотрите, какона прекрасна. » Ивсе говорили: «О, какона прекрасна. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Если влюблен, каквженщину, торазве это обязательно жажда обладания.
Неисключено, чтокто-то изних ибыл внее влюблен. Фигура, стоящая отдельно, абсолютно отдельно, такой одинокий голос. Например, один инструмент называется виола, виола дамур, виола да гамба. Этоозначает, чтоих больше нет, ониушли.
Ведь «Primavera»– этосовершенно элитарное произведение искусства, очень изысканное, онотаит всебе огромное количество стилистических загадок. Онииграли наинструментах, которые сейчас остались разве что вретро-оркестрах. Уних запросто случались иотношения смужчинами какая разница. Потом втом месте, гдевозникает Флора– сама весна, ониначинают давать плоды, ониуже цветут. Есть такой образ– КарлV, подающий кисти Тициану.
Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Онвидел себя ичерез сто лет ичерез двести ичерез триста, онмыслил себя исторически.
Чтоэто законцертная музыка. Какиебы нибыли Медичи, ноих писали великие художники иим служили воФлоренции. Если время великих композиторов вискусстве, тоесть великих мастеров больших симфонических композиций вживописи, настает вXIII– XIVвеках, томузыка настоящая, оркестровая, концертная, появляется вXVIвеке вВенеции, этострана музыки. Этому никогда неуделяли достаточного внимания, ноэто так.
Стиль Боттичелли, егообраз постоянно мелькают, даже впесенках Вертинского они есть. Короче говоря, судьба этой картины необычна идвусмысленна. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Апотом– переход ктаким картинам, как«Покинутая», как«Саломея сголовой святого Иоанна Крестителя», какпоздние его вещи «Реквием» и«Положение вогроб». Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова.
Через него пройдет время. Ивот левая фигура, фигура Меркурия, одетая вплащ. Справа стоит Лоренцо ион очень хорошо виден. Новся династия Медичи (ведь все-таки ЛевX был папой)– проних нельзя сказать, чтоони только покупали эти должности илитолько делали карьеру.
Этовот такой феномен любви. Иэто точное соединение сименем Боттичелли, длякоторого оба имени были сокровенными. Варнавы. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Именно орден волхвов, так как они чувствовали себя волхвами.
Значит, онабыла великая женщина того времени, необыкновенная умница. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая». Вотвэтих словах– «мой Сандро»– вэтом любовь инежность Леонардо, которые небыли ему свойственны. Еерастащили накалендари, наженские платки, надизайн, растащили целиком, поэлементам. Чего стоят только воспоминания Бенвенуто Челлини.
Художники невсегда называют своих отцов. Трифигуры справа, которые составляют аккорд. Ивсе-таки извсех картин, наверное именно «Весна» производит самое мощное иглубокое впечатление. Ивот таким образом художники пишут ито идругое, ноони пишут, каклюди нового времени.
Таквот в«Весне» какраз есть все эти оттенки. Онипереписывались, существует переписка, онистали писать иписать очень много. Онаимела определенный тембр, высокий игрудной, очень нежный, очень сладостный звук. Этоответ очень банальный, нодело обстояло именно так.
Боттичелли был художником итальянским, флорентийским, художником Возрождения XVвека. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Ивсе– жизнь кончилась, двери закрыли илоскут синего неба там застеной. Всеего фигуры– непросто очерченные, форма какбы создается через линию. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Оннаписал картину, которая называется «Поклонение волхвов». Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Трудно сказать, такэто было илинетак, ноесть такие сведения.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Наэтот вопрос трудно ответить. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Былинебыл. Между двумя картинами, «Primavera» и«Рождение Венеры», конечно, очень большая связь, хотябы потому, чтоони были выполнены какдиптих: позамыслу художника одна картина была какбы продолжением другой. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Например, накартине Пьеро делла Франческа «Рождество» показан этот оркестрик. Какая музыка адекватна той музыке, которая звучит вкартине «Весна». Когда душа сознательно или полу осознано, устремляется ввысь и очищает все в своем движении. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо».
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Нодело невэтом, адело втом, чтоМодильяни, также, какиБоттичелли, – великий поэт линии. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Надней царит Купидон– маленький беспощадный бог, конечноже, слепой. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Обратимся кее изначалью, ктому, какона была написана, чтопослужило основой дляее написания, кембыл Сандро Боттичелли ичем была его знаменитая картина «Primavera» вте далекие времена, впоследней трети XVвека. Только настоящий поэт чувствует эпоху, какникто.
Есть еще много источников, нововсяком случае то, очем мы сейчас говорим, безусловно, было. Именем Боттичелли называются картины, которых он неписал. Писалли он ее доее смерти. Иеще можно кэтому добавить, опять сославшись наШекспира: в«Отелло» ивочень многих других произведениях Шекспира прекрасно выражено это ренессансное отношение кженщине– точно также, какв«Двенадцатой ночи», гдеОливия– предмет поклонения.
Вообще, ничего никогда небывает однозначно. Тема любви, которая так важна вообще дляИталии, которая важна была длятреченто, которая очень важна длякватроченто (тоесть дляXVвека), которая очень важна длявсей философии Медичи, двора Медичи, времени, онаимеет определенную этапность. Ион никак немог понять, кого она ему напоминала ипрошел мимо. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти.
Небыло нихудожника, нискульптора– никого, ктоненаписалбы «Поклонение волхвов». Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Этоавтопортрет врост, оннепогрудный инепрофильный. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Писать осебе. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Почему мы говорим «мост надбездной». Онипили очень часто все изодного кубка.
В«Двенадцатой ночи» Шекспира описаны двор герцога Орсино иего отношения сОливией ивсе это точно соответствует тому, чтопроисходило воФлоренции. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины. Авот последователь унего (сам он никогда этого неговорил, но, посути, этотак есть) только один– этоАмедео Модильяни.
Онпишет ее икакчеловек своего времени.
.