Картина Жан-Леона Жером Римский рынок рабов: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Как можно узнать раба на улицах Рима. Возможно, все, кого мы видим вокруг, поступают подобным образом у себя дома. А как известно, закату любой империи присуща атмосфера роскоши и гедонизма. «Что так. » – «Да как же. — спросил он посредника.
Следующий факс пришел уже с подписью. Сначала занялись авангардом двадцатых. Счастливцы из зрителей, к которым обращался батча с такими многозначительными взглядами и улыбками, таяли от удовольствия и в отплату за лестное внимание принимали возможно униженные позы, придавали своему лицу подобострастные, умильные выражения. Их заставляли ходить им стучали по спине и по груди им велели показывать язык.
Кого здесь только нет, кого только не выставили на продажу. За рабами приезжали из других государств по приказам правителей.
Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. В пейзаже тоже стоит отметить перенос интереса с исторической (малоазиатской) городской Турции на Египет, Сирию и Палестину, страны с другим типом природных ландшафтов на мир за пределами больших городов и городов вообще.
Точно так же – своего рода филиалами гаремов – выглядят публичные бани, еще одно пространство разрешенной женской наготы (у Жерома мавританские бани – один из главных сюжетов). Главная фаворитка носит обыкновенно какой-нибудь особый титул или, вернее, курьезное прозвище, официально за ней закрепляемое, как, например, «услада государства», «утешение страны» и т. п. удивительные клички. Раб, несомненно, заинтересован в успехе своего предприятия, ведь его жизнь будет выгодно отличаться от жизни его собратьев, он будет пользоваться уважением хозяина, а если сумеет, то, получив свободу (что вполне вероятно при наличии уважения со стороны господина), сможет завести свое дело и выбиться в люди. Это значит, что душа картины и душа зрителя заговорили меж собой, как души влюбленных. Предпочтение к пейзажным мотивам заставляет его даже гаремы выводить на прогулку в сад – разумеется, полностью одетыми (Угол сада в гареме, Прогулка гарема).
А ваши голубки, ваши арлекины, ваши влюбленные. ». Уж они искусству попомнят. мелочь, а неприятно) никого не заботили. Так называемое актуальное искусство, обслуживающее современный средний класс, завершило процесс. Но пейзаж с ракитой нарисовать можно, спрос на ракиты немереный. Картина «Продажа невольницы» была написана в 1884 году8.
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Это не гермафродиты и не мужчины, как сегодня многие могут подумать. Дикое существование искусства в современном западном обществе довольно точно воспроизводит феномен, описанный выражением «потемкинская деревня». Про женское обрезание есть фильмы, я ужаснулась от увиденного. Ктому же цены на новые картины растут намного быстрее, чем на старые. Именно об этом легенда о Пигмалионе и его ожившем творении, Галатее.
Масло, холст. Интересная публикация. А во всем Древнем мире, не только у римлян, рабство в порядке вещей.
Какие могут быть противоречия. Салон (то есть усредненное представление о моде и потребностях общества) побеждал всегда. Карпелло считает, что само слово «немцы» стало своего рода торговой маркой, означавшей качество высочайшего уровня. Они сжигали деревни, похищали людей и утаскивали их на юг по знакомым маршрутам, отмеченным на картах того времени как «черные дороги» работорговли.
Для богачей есть еще одна форма инвестиций: можно выдать способному рабу некоторую сумму денег (называемую пекулий — peculium), приобрести ему мастерскую и положить начало его деятельности в качестве ремесленника, безусловно доходной. И как вообще становятся рабами. Через два года купленную картину можно продать вдва-три раза дороже.
Когда упал «железный занавес», русские художники начали активно продавать свои работы за бесценок, по 100–200долларов. Тогда же он начал писать целые серии условных «гаремных» картин с обнажённой натурой («Продажа невольниц», «Одалиска», «Мавританская баня» и многие другие). Я в хороших отношениях была с одной такой несчастной женщиной. Известный критик ответил художнику открытым письмом «Пикассо, вы смеетесь над нами. ». Проходя мимо лавки, мы останавливаемся, заслышав крики.
Оба источника нельзя считать до конца надежными, так как польские дворяне были заинтересованы в преувеличении потерь, в то время как московские правители сводили их к минимуму из страха показаться неспособными контролировать ситуацию. Заметьте – здесь лишь наложницы. Но ощущения драмы не возникает все равно в таких случаях, очевидно, действует своеобразный эффект Верещагина, когда эпический, отстраненный, чисто описательный характер стиля устраняет предполагаемый драматизм и даже трагизм сюжета. выглядывает из под платья красота, а срамота сокрыта от глаз. Покупатель не заказывал «типичного Рембрандта» или «двух-трех поздних Рембрандтов» — нет, он покупал именно «Блудного сына», оттого что душа произведения была созвучна его душе, заставляла ее трепетать. А другой сорт рабов, который не поименован так обидно ни в одном учебнике, но который тем не менее представляет самый ужасный вид невольничества – матери, жены, дочери среднеазиатских дикарей, разве не испытывают медленного, но неотразимого влияния на их положение и судьбу кяфирских («кяфир» – неверный) законов и всех кяфирских порядков.
Рынку нужны адекватные функционеры. Так было до возникновения рынка искусств.
Хотя конкурирующие завистницы поговаривали, что дело вовсе не в чудодейственной рубашке, а в положении супруга госпожи Фуад, на благосклонность которого рассчитывали щедрые покупатели. Сильным ударом для него стала кончина Буланже, последовавшая в 1888 году. То, что присовокупляется к вложенному художником труду, есть душа произведения. В годы учебы в гимназии он выполнил копию картины Декампа. Ее увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жерома, после чего отец все же решился отпустить сына в Париж. В случае неудачи через год, по условию отца, ему предстояло вернуться в родительский дом.
Даже опиумные курильни выглядят вполне идиллически – или, может быть, они особенно. Главная и наиболее популярная часть дворцового цикла сюжетов – гаремные сцены. Его студия была местом встречи художников, актёров и писателей, а сам Жером стал легендарным и уважаемым мастером известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, однако жёстко регламентированными методами преподавания и крайней враждебностью к импрессионизму1234. Несколько меняется – с появлением Жерома – и стиль живописи.
В то же время композиции всех этих картин отсылают зрителя к другой более ранней и известной работе Жерома 1861 года — «Фрина перед ареопагом» (Гамбургский кунстхалле)1316. С изумлением мы замечаем, что он тащит за собой на веревке другого человека, на котором из одежды лишь набедренная повязка: светловолосого, высокого, мускулистого юношу. Письмо наделало много шума: автор — весьма известный художник (правда, отодвинутый несколько в сторону новыми американскими коллегами, в то время мода как раз сместилась в Штаты).
Это значит вот что. Высказывание Энди Уорхола «В будущем у каждого будет пятнадцать минут славы» стало руководством к производству и сбыту. Унижение и насилие в отношении рабов — обычные повседневные вещи. А, насчёт замужества, да, родители договариваются и отдают девушку замуж не по её воле.
Эти две системы несовместимы: либо одна, либо другая. Она в отчаянии прикрыла лицо рукой, дабы никто не видел владеющего ею отчаяния и муки. Величественное заменили на уютное (сообразно потребностям демократического общества) — и уютное стали считать великим. Рабская психология отрицательно влияла как на самого раба, так и на его господина. По поводу бровей : на Востоке на лице женщины, что самое главное-это брови. Ярко выраженные, черные, очерченные или сросшиеся -означают то, что женщина может родить здоровое потомство. Брови-символ плодородия. Я живу в Иране 8 лет. Могу сказать, у женщин Ирана просто культ бровей. Сейчас сросшиеся брови встретишь очень редко. У всех персиянок ухоженные брови, формы разнообразные. 1-2 раза в месяц женщины корректируют форму бровей, татуаж бровей практически у каждой. Выщипывание бровей и волос на лице -процедура болезненная, но она того стоит. Делается красота при помощи специальным образом перекрученной ниточки (кто жил на Востоке или Кавказе имеет предствление об этой процедуре). Мы, европейские женщины тоже приобщились к этим процедурам, . На Востоке есть поговорка связанная с бровями, дословно перевести можно так: нет бровей – нет. ума.
Или, к примеру, сходить на форум Траяна, в базилику Ульпия, куда был перенесен старинный Atrium libertatis (буквально Дом свободы) и внести его в цензорские списки в качестве римского гражданина. У подлинного художника все картины — живые и разные. Хан Бухары тоже отправлял своих подданных на поиски девочек–немок.
Ориенталисты, как правило, были людьми, воспитанными в строгом европейском христианстве. Документальные заявления, сделанные польскими дворянами, которым было разрешено требовать налоговые льготы за крестьян, взятых в плен в результате татарских набегов, сохранялись в Львове в 1603 –33 годах и использовались для экстраполяции средних годовых потерь государства в размере 7000 человек. У Жерома одалиски – скорее традиционные ню в специальных «изящных», эстетских позах, отсылающих к неоклассицизму Энгра, а то и вообще к бессюжетным учебным постановкам Школы изящных искусств.
Здесь можно согласиться с обличителями ориентализма: это всего лишь мир фантазий европейского человека мужского пола, для которого гарем является пространство совершенной сексуальной свободы, полной власти мужчины над женщиной (в духе маркиза де Сада) и да, разрешенная порнография времен Второй империи иногда сопровождаемая ханжеским моральным негодованием по поводу дикости восточных нравов. Эпический и одновременно подчеркнуто научный, документально-этнографический стиль 60-х годов (со степенью точности значительно большей, чем в искусстве предыдущей эпохи) отчасти формируется новой этнографией, полностью лишенной анекдотизма костюмных постановок 30-х годов. В конце концов, самовыражение у всех одинаковое. Реальные фото, действительно, поразили.
Эти сооружения ограничивали свободу передвижения татар и в конечном счете (правда, только в 1760–х) сделали масштабные набеги невозможными. Тогда вРоссии это были хорошие деньги, но этой дешевизной они сильно испортили рынок. Способ же отделываться от успевших уже надоесть жен и фавориток очень прост, скор и не лишен остроумия. Эти две характеристики встречаются в обществах прошлого (вплоть до недавнего времени, достаточно вспомнить американский институт рабства) или в современных обществах у представителей архаических культур, где имеет место крайняя нищета и обездоленность. Один из величайших художников человечества Козимо Тура (сегодняшний читатель не знает этого имени, зато знаком с успешным фигурантом рынка Энди Уорхолом) на склоне лет писал жалкое письмо, адресованное синьору Эрколе дЭсте, в котором просил три (. ) дуката.
Рабы с дальнего севера были очень востребованы из–за цвета кожи. — спросил халиф. Пикассо умер, спор остался незавершенным. Рынок искусства возник недавно.
Не потому, что мы вешаем им на шею бирки с именами, а потому, что полностью распоряжаемся их жизнью: покупаем, продаем, кастрируем Мы торгуем их детенышами (как поступали римляне с рабами). И то и другое — актуальное искусство. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое и когда я пою и пляшу, то искушаю, а если приукрашусь и надушусь, то убиваю. Великий русский историк Василий Ключевский в конце 19 века, в период, когда неспособность России идти в ногу с развивающимся западом являлась первостепенной политической проблемой, отметил, что «если учесть, сколько времени, духовных и материальных сил было потрачено на жестокое, тяжелое и болезненное преследование степных хищников (татар), не будет нужды спрашивать, чем были заняты люди в Восточной Европе в то время, как Западная Европа продвинулась в промышленности, торговле, уровне общественной жизни, в искусстве и науках».
Они вступали в союз то с одной державой, то с другой. Освобождения представляют собой источник постоянного обновления и пополнения римского общества новыми гражданами (весьма активными в плане социального продвижения). Где-где, в Лас-Вегасе.
Чтобы лучше понять, чем является раб в Траяновом Риме, попытаемся проникнуть в образ мыслей римлянина той эпохи. Большинство были просто рабынями-одалисками (от турецкого «одалык» — «горничная») и находились на самой нижней ступеньке гаремной иерархии, в услужении у других обитательниц. «Радость моя, сердце мое», – раздавалось со всех сторон. Отныне душой искусства (смыслом, содержанием, гордостью, страстью) распоряжается ведомство кураторов. Без энергии и технологии женщина до сих пор оставалась бы в положении своих прабабушек: почти поголовно неграмотных, каждый день трудившихся в поле, стиравших вручную белье, носивших воду из колодца, мывших посуду, готовивших на огне, латавших одежду при свете масляной лампы, рожавших кучу детей (ведь смертность была очень высокой) и так далее. Торговля ими процветала в течении 16 века.
Они хорошо знали вкусы своих покупателей и разбирались в их предпочтениях. В результате работы должно случиться чудо, тогда произведение оживет. «Последние дни приходят. » – говорит он и машет отчаянно рукою.
План ее состоял в том, чтобы околдовывать потенциальных клиентов. Имкажется, что их как-то обманули. И не нужны они свободному обществу — но сколь же возросла роль куратора. Жером получил заказ на официальное полотно, запечатлевшее это событие для художника это был весьма выгодный заказ, а, кроме того, его картина «Приём сиамских послов в Фонтенбло 27 июня 1861 года» предназначалась для Версаля. Потерю родственников Жан-Леон переживал очень тяжело, поскольку с Альбером дружил, реализовывал через него свои работы и брал его с собою в путешествия. Разумеется, прибыль от искусства целиком зависит от менеджмента.
Жан-Леон Жером родился в 1824 году во французском Везуле в семье ювелира Пьера Жерома. Написал он следующее: «Настоящими художниками были Джотто и Рембрандт, я же лишь клоун, который понял свое время». А потом никто брать замуж не хотел, как бы не полноценная.
Когда они возвращались из путешествий их рассказы формировали мифы и влекли на восток новых «исследователей». Политика также выполняла жизненно важную роль в поддержке восточной работорговли. Обыкновенно не практикуется ни традиционный мешок для бросания в море, ни удушения, ни отравления, – все происходит очень миролюбиво: какого-нибудь провинциального генерала или и самого губернатора, уведомляют, что его величество шах, «прибежище вселенной» и проч., жалует ему жену из своего сераля – и царский подарок принимается с величайшим восторгом.
Прогресс все изменил.
У галериста (как у всякого продавца) есть две несовместимые задачи: продвинуть товар, но не дать производителю сменить посредника. Пленных из Скандинавии московиты называли Немцами.
Как, свободолюбивые закорючки — мещанство. Слева от неё на полу сидит ещё одна обнажённая женщина, угрюмо ждущая своей судьбы. В конце XIX-XX вв. Так возник проект «актуального искусства», соответствующий стандартам художественного рынка развитых капиталистических стран.
Вместе произведения Рембрандта образуют семью — но никак не совокупный продукт. Никто не пытался перепродать Сикстинскую капеллу, картины Андреа Мантеньи не были меновым эквивалентом, Карл Пятый не обменивал свой портрет кисти Тициана на пейзаж Рубенса. О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь. Далее место шествия занимает сидение или стояние, участие в молчаливой церемонии, ожидание или просто бездействие (позирование исполнение некой роли). Мои рейтинги ненастоящие.
Пока они одеваются, вам могут показать самых молодых. Открылись ворота и во двор, словно школьницы на переменке, вбежала стайка темнокожих девочек. Как и везде, кому как в жизни повезет. И дела госпожи Фуад действительно быстро пошли на лад. Среди этого изобилия подделок очень сложно определить, где настоящее.
Как это, натюрморт с ветчиной — пошлость. Ежегодно в мире проходят десятки ярмарок, актуальное искусство устраивает смотры достижений. Она подходит только для тебя, а ты подходишь только для нее».
Но подлинный расцвет художественного рынка связан с постоянным производством дешевой энергии — так называемого второго авангарда, символа свободы победившей демократии. Рабы стоят дорого, вот таким образом их силы берегут и занимают лишь работой по дому. Не античные герои, да и не стремимся — а ведь как хорошо живем, уютно, достойно. Воистину, в Египте на земле работают лишь феллахи. Директор отреагировал: а где же на картине подпись.
Отличаются – тематически, по крайней мере – сюжеты продажи и покупки женщин, рынки рабов (например, сюжет с проверкой зубов у рабыни – с пальцами, засунутыми в рот) здесь общая идиллия ориентализма 60-70-х годов несколько нарушается. Правда, лишь немногие из обитательниц гарема хотя бы раз видели султана. Их отбирали не только по красоте и здоровью, но и по уму: «дурочек» не брали, ведь султану был нужна не просто женщина, но и собеседница. Административные документы обеспечивают более надежные данные.
Наша система гибкая и сложно организованная, римская — жесткая и архаичная. На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Это исследование и родившиеся в его процессе произведения искусства получили впоследствии название «ориентализм». А ваши деньги, простите, какого происхождения. Т. е. Хозяин может указать это в письме или завещании (весьма распространенное явление). Но успехи начинающего художника были столь заметны, что его отец в конце концов одобрил его занятия и стал ежегодно посылать 1000 франков содержания, что позволяло Жерому заниматься только живописью. Комиссар биеннале авторитетно утверждает: великих художников больше нет.
Однако сопутствующая деятельность (организация и презентация выставок, реклама, пресса, транспорт, страховка, каталоги, фильмы и т. п. ) требует огромных денег и стоимость этого процесса входит в совокупную цену произведения. Поступившие в гарем проходили двухгодичное обучение под руководством кальф (от турецкого kalfa — «начальник») — старых опытных рабынь, помнящих ещё дедов царствующих султанов.
Еще одна присела на корточки, обхватила колени руками и смотрит куда-то вбок. Показательна судьба Рембрандта, который в молодости удовлетворял вкусу голландских буржуа, а достигнув величия, перестал — стал слишком сложен для существования на вторичном рынке. Затем идут осужденные уголовные преступники, дети-отказники, подобранные на улицах и выращенные бессердечными людьми, превратившими их в рабов (подобная участь ожидает и детей, похищенных бандитами или пиратами). Он может оставить вас у себя или продать, чтобы на этом заработать.
Эту прелестницу зовут Величие Государства (жёлтая фотография). Сравнительная стоимость выявлялась при обмене и вторичной продаже — а ни то, ни другое не практиковали. Они продаются обыкновенно в возрасте 12–13 лет, но бывали случаи продажи 6–7-летних.
Преобладающий тип пейзажа – это панорама пустыни, эпическая сама по себе именно пустота, однообразие и суровость (иногда мрачность) пустынного ландшафта создает ощущение мира начала времен это впечатление немного похоже на то, которое производят акварели Дэвида Робертса (только там оно создается характером архитектуры, а не природы и создается слишком простыми средствами, главным образом контрастом масштаба), но радикально отличается от анекдотизма натуральной школы в духе Декана. Особенно Жерома привлекали альмеи (альмехи) — египетские танцовщицы. Рынок голландской живописи семнадцатого века есть прообраз рынка сегодняшнего: сотни художников обрели тысячи заказчиков потому, что поняли (отчасти и спроектировали) общественное сознание.
Сегодняшний рынок увеличивает количество посредников при сбыте товара обратно пропорционально труду, затраченному на изготовление продукта. Где влюбленные. Ханы использовали кровную вражду между католической Польшей и православной Московией.
Делают так затем, чтобы имена живых оказались в выигрышной компании. И тот ответил: Цена за нее остановилась на десяти тысячах динаров и ее владелец клянется, что эти десять тысяч динаров не покроют стоимости цыплят, которых она съела и напитков и одежд, которыми она наградила своих учителей, так как она изучила чистописание и грамматику и язык и толкование Корана и основы законоведения и религии и врачевание и времяисчисление и игру на увеселяющих инструментах».
Впрочем, нельзя исключать, что просто владельцу гарема нравились «усатые» дамы. Все это необходимо для работы — но этого недостаточно. Так же искартиной— чем больше она светится, тем дороже становится. Но это лишь недавнее явление, плод развитого благополучного общества (в котором для домашних питомцев придумывают все более дорогие и изощренные корма и игрушки). Точно так же нет никакого героического или драматического пафоса в другой известной картине Жерома, посвященного Египетскому походу – Наполеон перед сфинксом в Гизе (1868) Наполеон здесь выступает скорее в роли туриста, разглядывающего местные достопримечательности. В качестве поджанра можно упомянуть изображения башибузуков – не столь нарядных, как дворцовые стражи, но зато увешанных оружием (огромными пистолетами и кинжалами, засунутыми за пояс и производящими несколько комическое впечатление).
Как не огорчиться таким расколом и как не угадать виновников всей этой ереси. «На фото действительно женщины.
Интерьеры (с характерной облицовкой), посуда, мебель, костюмы, мелочи быта – вот что интересует Жерома. Если у наложницы рождался сын, то она вступала в ряды элиты гарема и именовалась «хасеки кадын» или даже «хасеки султана». С ними случилось примерно то же, что некогда с Рембрандтом среди «малых голландцев»: они оказались слишком драматичными для клиентов, слишком проблемными для третьего сословия. Самый крупный арт-рынок вмире сейчас— это Китай. Этой дешевой энергией стало пресловутое «самовыражение», не обремененное ни знаниями, ни умениями, ни старанием.
Многие девушки из кишлаков не знали в какое место детей делают. Разгуливая по городу, мы набрели на необычную площадь.
По поводу растительности – для восточных женщин это характерно. В 1884 году ещё до открытия Парижского салона картина «Продажа невольницы» была куплена у Жерома великим князем Сергеем Александровичем для своей жены Елизаветы Федоровны21. Их общественная роль — уберечь рынок от героического и великого. Почему-то кураторы внешним видом своим копируют киногероев (тяга казаться героическим сохранилась, хотя героизм и отменили) — они одеваются в темное, сжимают губы в ниточку и буравят пространство взглядом. Но что поражает больше и глубже всего — это полнейшее безразличие прохожих. На медальоне, прикрепленном к другому бронзовому ошейнику, сегодня выставленному среди экспонатов Национального римского музея терм Диоклетиана, можно прочесть, что будет выдано вознаграждение в размере одного солида (золотая монета, введенная Константином, от названия которой происходит итальянское слово сольдо) тому, кто вернет раба (в случае побега) владельцу по имени Зонин (Fugi, tene me cum revocaveris me domino meo Zonino accipis solidum). Это нелегко, что подтверждает и греческий историк Аппиан.
Эрмитаж, Санкт-Петербург, Российская Федерация. Батча тихо, плавно начал ходить по кругу он мерно, в такт тихо вторивших бубен и ударов в ладоши зрителей выступал, грациозно изгибаясь телом играя руками и поводя головою. Он невысокого роста, полноватый, движения его резкие и бесцеремонные. Но его трактовки по стилю носят именно пейзажный, а не интерьерный характер – с эффектами пленера, с ярким солнечным светом, с сильными контрастами освещенных и затененных пространств (хотя и сохраняющих насыщенность локального цвета, как и у Жерома) его живописная техника совсем другая, намного более свободная. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».
Галерист снабжает вывеску заведения перечнем «своих» художников — у крупных воротил этого бизнеса такой список наполовину состоит из имен известных покойников. Большая часть рабов, однако, родились свободными, внутри или за пределами империи, а затем попали в рабство: это военнопленные, которых римское государство продает частным лицам (даже в мирное время кое-где ведутся боевые действия и за каждым выступающим легионом следуют работорговцы, скупающие пленных). Он писал «Фрину» по фотографии обнажённой женщины работы Надара, более известного своими портретами писателей, художников и политиков17. Обычно из художников получаются плохие продюсеры собственных работ. Цены на людей, разумеется, различны, смотря по времени и большему или меньшему приливу «товара». Те, кому сегодня семьдесят пять — последние наследники множества поколений, чей образ жизни не столь уж разительно отличался от представителей множества предшествующих столетий (включая и римлян): масляные лампы, повозки, ушаты с водой вместо душа и ванн и так далее.
Обычно возраст молодых рабынь составлял 12-14 лет. Перед нами бывший раб, ныне отпущенник, осыпает тумаками и пощечинами юношу, своего раба.
В период расцвета Османской империи количество потенциальных наложниц в гареме исчислялось сотнями, а по некоторым источникам и превосходило тысячу, так что султан мог позволить себе видеться с большинством наложниц только по одному разу и этот раз был единственным шансом для дальнейшего «карьерного роста» — рождения ребенка царского рода. Парадокс состоит в том, что лучшее не значит великое. От совсем еще ребенка до чернокожей девушки. Цена на них колеблется от 1000 до 20 000 франков или около этого. Ни один Хан, желавший остаться у власти, не мог себе позволить их остановить.
Мы со все большим трудом прокладываем себе дорогу в толпе, как на рынке. На вторичный рынок выбросили немереное количество продукта, производили его штабелями. На этом строится вся жанровая система ориентализма 60-х годов. Когда коллекционер приобретал «Блудного сына», он вступал в отношения именно с этой картиной. Люди вместе – и в то же время разобщены.
Хозяин стал его патроном и эти обязанности бывшего раба называются operaе. Нетолько эксперты ошибаются, но исамо время любит путать карты. Хозяйка делает им одежду, учит их вести себя прилично, а также говорить по-турецки. Не найдя других способов сбыта своей «продукции», госпожа Фуад решила прибегнуть к потусторонним силам.
И это еще не все. Возрождение знало заказ, но рынка не было. Персидские женщины красивые. имеются ввиду персиянки чистокровные, у них светлая кожа, миндалевидный разрез глаз. Встречаются с голубыми и зелёными глазами, волосы тёмные. эти настоящие красавицы. Много проживает арабов, курдов, афганцев, турок. Эти представительницы прерасного пола все смуглые, черты лица погрубее, с крупными носами, Сейчас появилась тенденция у молодых и состоятелых женщин и мужчин прибегать к ринопластике, Меняют свою восточную колоритную форму носика на европейскую. Местные врачи- косметологи преуспели на этом поприще. В клиники Шираза, Тегерана, Исфагана едут к пластическим хирургам со всего света, качество и относительная дешевизна (по сравнению с Европой) делают своё дело. Особенно привлекает внимание фигура высокой девушки с наполовину обнаженной грудью. Итальянец Альберто Пазини, в сущности, близок если не к Жерому, то к искусству 60-х годов в целом характером сюжетов – шествий, построений конной гвардии (Черкесские всадники, ждущие своего командира, несколько вариантов Эскорт паши) есть у него и караваны идущие через пустыню (Караван в пустыне, 1867).
Действительно, многие рабы возвращают свободу с помощью манумиссии (manumissio), то есть освобождения, которое может производиться различными способами. Своеобразное величие, заключающееся в спокойствии и невозмутимости – в самой бездеятельности и бесцельности существования (с точки зрения вечно занятого и спешащего европейского человека) – и создает главный эпический эффект. «Выпускницы» султанского гарема высоко ценились в империи за образованность и всестороннюю подготовку, а получить от султана в подарок одалиску с приданым, особенно ещё не побывавшую в царской постели, было невероятно высокой честью. Сравните положение этих невольников с положением рабов в Америке. Характерно, что великие «постимпрессионисты» (Сезанн, Ван Гог, Гоген), то есть те, кто пытался вернуть уютному пейзажу героическое звучание, рынком были отвергнуты. А юбочки – недоумение одно.
Мне представлялось невозможным, чтобы европеец прибегнул к подобной недостойной оговорке, даже в том случае, если его действительно обманули. Завершение этой эволюции можно наблюдать, например, в «Путешествии волхвов» (1894) Джеймса Тиссо: волхвы верхом на верблюдах выглядят у него как шейхи арабских племен. Центральный сюжет ориентализма XIX века – эпоха 60-х годов, эпоха Второй империи в целом (поскольку речь главным образом о французском салонном ориентализме), эпоха Жерома.
Но град оскорблений и побоев повергает нас в шок. Распространено мнение, будто рынок двигает искусство, помогает выявить лучшее произведение. Сюжеты уличной жизни и домашнего быта столь же спокойны, хотя и чуть более разнообразны: торговцы у дверей своих лавок, уличные фокусники (заклинатели змей), нищие играющие в шахматы посетители кофеен. Такая метафора существенно преуменьшает масштабы рабства в Крыму.
Туда потянулись европейские ученые, художники, писатели в поисках вдохновения, новых впечатлений и просто приключений. С этого момента наложница султана именовалась «икбаль» («осчастливленная») и немедленно получала персональную комнату и прислугу как знак нового статуса. Да сделает ее Аллах для тебя благословенной. Впрочем, современный рынок нуждается не в величии, а в адекватности. — Мое имя Таваддуд, — отвечала невольница. Для того чтобы заплатить последнюю сумму, невольница должна быть необычайной красоты.
Даже военный сюжет, вторжение и завоевание (очевидно, главный идеологический сюжет в контексте империализма и колониализма, столь любимом разоблачителями ориенталистской живописи) – например, «Наполеон и его генеральный штаб» Жерома (1863) на фоне пустыни – выглядят скорее паломничеством или этнографической экспедицией, то есть вполне мирной и даже идиллической процессией. Я почувствовал, как у меня сжалось сердце. Чем больше увас граф врезюме ибольше опыта работы, тем дороже вы стоите. Объявив данное искусство символом свободного самовыражения, куратор вправе рассчитывать, что цивилизация (которая провозглашает свободу своей главной целью) хорошо данный символ оплатит. Приобретения для гарема делаются довольно часто и иногда гуртом. Почти одновременно по той же теме Жером создал другую работу под названием «Римский невольничий рынок» (Художественный музей Уолтерса), на которой рабыня изображена со спины, благодаря чему зритель может вглядеться в лица рабовладельцев12.
А по поводу красоты Как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Сросшиеся брови были в то время модны, а полнота была синонимом красоты.
По-разному. Крепости там впервые начали возводить только к конце 16 века. Позвольте, а ваши рейтинги что, настоящие. Цены на них были примерно в десять раз выше средней цены на обычного раба. поэтесса Лейла Саз, которая происходила из знатного турецкого рода, рассказала в своих воспоминаниях: «Некоторые черкесские женщины специально растили своих дочерей в роскоши и богатстве для того, чтобы подготовить их к будущей жизни в гареме падишаха».
Уже упоминавшаяся в связи с Леоном Белли, с «бегством в Египет» (и отчасти с Орасом Верне), сюжетная новация привела к радикальным изменениям в интерпретации когда-то главного круга сюжетов: под влиянием ориентализма (и этнографического натурализма) сначала ветхозаветные, а затем и новозаветные темы стали трактоваться как жанровые сюжеты из современного ближневосточного быта. Женщин в гареме специально очень плотно кормили и не давали им активно двигаться». Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин — Альбер Гупиль — и его отец Адольф. Все это кажется поразительным для столь раннего периода. Завершение жеромовской традиции поколением подражателей полностью выявляет и доводит до предела заложенные в ней тенденции: с одной стороны, необыкновенно тщательной, педантичной – уже не интерьерной, а скорее натюрмортной – разработке деталей предметов быта, одежды, украшений (Рудольф Свобода с его торговцами коврами, Уолтер Чарльз Хорсли, Дьюла Торнаи) с другой, уже не салонной, а кичевой миловидной округлости лиц и гладкости форм (Жан-Жюль Антуан «Белая рабыня»).
Труд художника сам по себе ничего не стоит, но, проходя через соответствующие инстанции (мнение галереи, рекомендации кураторов, сертификаты музеев), он превращается в товар. Понятно, что гаремы Жерома с точки зрения «правды жизни» – чистая условность (несмотря на кажущуюся документальность интерьеров и предметов быта, которые могут быть взяты откуда угодно из любого другого помещения дворца) набор слухов и легенд скорее всего, Жером не видел ни одного из них, как и остальные художники-ориенталисты. Но мы-то теперь строим общество свободы и прогресса. Их отличительные черты фиксировались в учетных книгах не очень тщательно, для торговли человеческими страданиями вполне хватало записи: «светлая кожа, светлые волосы».
Устаревшие институты (Министерство культуры, союзы художников) были разумно замещены «школами кураторов» — собраниями тех, кто инициировал художественный процесс. В «Тысяче и одной ночи» описываются достоинства, которыми должны были обладать будущие наложницы: «И посредник на некоторое время скрылся и пришла с ним девушка стройная станом, с высокой грудью, насурьмленным оком и овальным лицом, с худощавым телом и тяжкими бедрами, в лучшей одежде, какая есть из одежд и со слюной слаще патоки и ее стан был стройнее гибких веток и речи нежнее ветерка на заре.
Для Крыма это было обычным явлением. Это «маленькое ощущение» есть не что иное, как душа. Да, я тоже наблюдала, что под платьем штаны сшиты из ситца-штапеля. Понятие «произведение» заменили «проектом».
В 2012—2013 годах картина в рамках масштабной выставки работ французских художников-современников Жерома, в частности представителей импрессионизма, неоклассицизма и романтизма, экспонировалась в музее Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды)22. Те, кто обладал внешностью, талантом и удачей, могли даже чего–то добиться своей жизни. Даже сейчас в Средней Азии с национальными платьями носят шаровары. Обычно римляне презирают этих торговцев, многие из которых — восточного происхождения. Тщеславие зрителей было утешено тем, что неказистый ландшафт, пошловатый достаток, вульгарный быт увековечены на правах мифологических сюжетов.
Отличить рабов от остальных легко – на груди у каждого табличка с полной информацией о каждом «экземпляре».
Это не такое сложное уравнение, как кажется. Жан-Леон Жером – не только центральная фигура ориентализма XIX века по влиянию, по количеству подражаний он – герой многих обличительных текстов и один из главных пунктов современной дискуссии об ориентализме: Линда Нохлин уделяет много внимания его «Заклинателю змей» именуемому «визуальным документом колонизаторской идеологии девятнадцатого века», Саид помещает эту картину на обложку своей книги. Гораздо суровее, как по мне, эксплуатация трудовая, чем сексуальная. С одним добавлением: в этих фантазиях нет ничего специфически восточного примерно так же выглядят фантазии – в том числе и эротические – на античные сюжеты (в том числе и рынки рабов, а не только лупанары так, Рынок рабов Жерома просто существует в двух вариантах – античном, более раннем, называющемся «Покупка рабыни» и восточном то есть готовый, полностью – до деталей – разработанный античный сюжет просто перенесен в восточный контекст). Редко самосожжение.
Так как больше всего доставляют рабов Средней Азии несчастные, смежные с туркменскими племенами персидские границы, то удачи или неудачи охотничьих подвигов туркменцев в этих местах главным образом устанавливают цену на рабов в Хиве, Бухаре и в Коканде но иногда войны и неизбежные при этом обращения в рабство всех пленных, если они не мусульмане сунитского толка (в противном случае, захват и перепродажа всех рабов побежденной стороны), значительно и разом на всех этих рынках изменяют цены: в таких случаях человек идет за очень дешевую цену – за несколько десятков рублей иногда даже за 10 рублей. То, что однажды было предложено авангардом в качестве протеста против коммерциализации искусства, было цивилизацией присвоено и использовано для наживы. Таким образом, первый сюжет эпического стиля – шествие (неторопливое шествие каравана верблюдов через пустыню) – как бы задает характер остальных сюжетов и общий пафос эпического стиля.
Таким образом, 80 всех рабов в этом регионе были девушками в возрасте от 8 до 24 лет. У меня просили пять кошельков (шестьсот двадцать пять франков) мне хотелось заплатить только четыре но, вспомнив, что речь шла о покупке женщины, я подумал, что подобный торг неуместен. Я был свидетелем того, как директору Бохумского музея прислали факс с репродукцией картины Малевича. Ситуация забавная: зависимый человек ищущий покровительства банкиров и чиновников (галерист), опирается на стоящего ниже себя на социальной лестнице (художника), чтобы улучшить собственный имидж. Внешне он весьма похож на свободного гражданина.
Зачем вам покупать завод, который ничего не производит. Мои квадратики — неподлинные. Муж и гарем. Многие рабы покупаются за границей у торговцев из Восточной Европы, Азии или Африки (как в прошлые века ко дворам арабских или европейских правителей или в поместья американских латифундистов поставляли рабов из Черной Африки). Тема Востока уже многие годы привлекает внимание мастеров и посетителей Ярмарки Мастеров. После 1600 года выкупы пленных рабов ежегодно обходились в 6 миллионов рублей. «Возьми жизнь мою, – кричали ему, – она ничто перед одною твоею улыбкою» и т. п. Вот музыка заиграла чаще и громче следуя ей, танец сделался оживленнее ноги – батча танцует босиком – стали выделывать ловкие, быстрые движения руки змеями завертелись около заходившего корпуса бубны застучали еще чаще, еще громче еще быстрее завертелся батча, так что сотни глаз едва успевали следить за его движениями наконец, при отчаянном треске музыки и неистовом возгласе зрителей воспоследовала заключительная фигура, после которой танцор или танцовщица, как угодно, освежившись немного поданным ему чаем, снова тихо заходил по сцене, плавно размахивая руками, раздавая улыбки и бросая направо и налево свои нежные, томные, лукавые взгляды. Тот, хотя и мог бы легко разделаться с ним (разница в телосложении впечатляющая. ), однако, никак не реагирует, у него связаны руки, взгляд покорно опущен к земле.
Человек, обученный считать прибыль, может учесть и эти обстоятельства. Имев еще в городе мало знакомых, я просил С. А. нарочно устроить «тамашу» и раз, поздним вечером, по уведомлению его, что представление приготовлено и скоро начнется, мы, компанией в несколько человек, отправились к нему в дом. Эту разницу мы ощущаем, гуляя по римским улицам. Мы не придаем этому значения, так как родились в домах, где уже было электричество. В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. В 1930 году работа была оценена конторой «Антиквариат»15, после чего попала в коллекцию Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (Россия), где и находится в настоящее время под инвентарным номером ГЭ-62948.
«Тамаша» даются почти каждый день в том или в другом доме города, а иногда и во многих разом, перед постом главного праздника байрама, когда бывает наиболее всего свадеб, сопровождающихся обыкновенно подобными представлениями. Безмятежное спокойствие неба и причудливые узоры, которые выписывали во дворе солнечные лучи, тщетно восставали против этого красноречивого отчаяния. Другие одалиски из сераля. Не получил. Такого рода мотивов и сцен особенно много у Шарля-Теодора Фрера, работавшего сначала в Алжире, затем в Египте («Караван в пустыне», «Караван, пересекающий пустыню» – часто повторяющиеся названия, «Привал в оазисе»).
Здесь торговали белыми рабами, большая часть которых была родом из степей Дикого Поля. Феномен рынка искусств свелся к перманентному развлечению — и надо этому соответствовать. К этому времени для некогда могущественной Османской империи наступил период заката. Продажа рабыни. Это называется провенансом картины— аналог резюме.
А как же просвещение и свобода взглядов, которые мы пестуем. Тот, кто сможет кривляться, останется на плаву, «прочие не будут опознаны как художники». Черты лица, выдающие принадлежность к определенной народности, нам не помогут. «Пилигримы, направляющиеся в Мекку» (1861) Леона Белли считаются одной из первых вещей нового ориентализма 60-х годов, большого стиля (в том числе и по размеру).
Отдали замуж (а любила другого), а муж оказался не способным к интимной близости. Сегодня, покупая «актуально-радикально-мейнстримную» инсталляцию, обыватель тешит себя тем, что встал в ряды модных людей, обладает раскрепощенным сознанием идет в ногу с прогрессом. Вообразите такую страшную сказку: ожившую Галатею заставляют окаменеть заново из произведений искусства — картин, статуй, рисунков — специальным прибором изымают душу, то самое «маленькое ощущение», которое искал Сезанн.
Где же они находят рабов на продажу. В1990-е же любой неопытный эксперт мог провести анализ ипоставить свою подпись. Вот куратор стоит под лучами юпитеров, суровый человек, проницательный и адекватный.
Вот та огромная разница, которая существует между невольниками в турецких и христианских странах. Абд-аль-Керим отошел от нас, чтобы поговорить с покупателями-турками, затем вернулся и сказал, что сейчас одевают абиссинок, которых он хочет мне показать. — Они живут в моем гареме, — сказал он, — и с ними обращаются как с членами семьи они едят вместе с моими женами. Уж они поставят на место этих выскочек. Шьют их, кстати, до колена дорогая ткань, а выше что попало, экономят. Позади же них обеих стоит закутанная в платок мать с тремя голыми детьми.
Мы не знаем, в чем тот виноват. В том числе социально. Учитывая, что число финских пленных, доезжавших до Крыма было очень маленьким, можно говорить об активной торговле, которая включала в себя специальную терминологию, широкую торговую сеть и расчет прибылей, а также возможности делать «заказы» на рабов с определенными отличительными чертами.
Новый горизонт в его творчестве открыли доспехи гладиаторов, найденные на раскопках в Помпеях и помещенные в Неаполитанском музее. Для каждого адвоката, дантиста, риелтера невозможно нарисовать «Взятие крестоносцами Константинополя» и не всякому дантисту это событие интересно. Включая женскую эмансипацию.
Куратор — это уже не продавец, но менеджер по маркетингу. Западный рынок перенасытился работами русских художников итеперь они не так высоко ценятся. Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 92 74см8. Многие рабы там получали свободу спустя четверть века. Каждую среду в серале происходить своеобразный смотр. Подобное впечатление дополняется характером освещения иногда довольно сложным – полуденным (с солнцем, пробивающимся сквозь пыль) или закатным.
Ни Речь Посполитая (которая была до 1660–х годов главной мощью в восточной Европе), ни ее более слабый сосед, Московия, не имели закрепленной южной границы. А прогресс можно обслуживать только актуальным искусством, не так ли. Моделью для фотографа была Мари-Кристин Леру18, одна из лишь трёх женщин, которых Надар фотографировал обнажёнными за время своей карьеры17. Во время своего путешествия по северным берегам Черного моря в 1664 году знаменитый османский писатель Эвлия Челеби записал несколько фраз на местном диалекте, которые, как он полагал окажутся полезными для других путешественников по этим землям.
Девушкам преподавали Коран (все попавшие в гарем принимали ислам), танцы игру на музыкальных инструментах изящную словесность (многие одалиски писали хорошие стихи), каллиграфию искусство беседы и рукоделие. Отменить предыдущую историю искусств, забыть унылых пейзажистов и портретистов было тем легче, что за словосочетанием «союз художников» вставал призрак казарменного общества. Среди них можно выделить такие работы, как «Покупка рабыни» 1857 года (частная коллекция)13 и «Арабский рынок наложниц» 1866 года (Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк)14. Призванный ею маг снабдил эту удивительную особу «волшебной рубашкой, обладавшей свойством придавать неотразимую прелесть той особе, которая ее надевает».
Иногда эти фигуры довольно интересны – это, например, дворцовые стражи, позирующие в роскошных шелковых нарядах («Страж гарема», 1859), в сопровождении длинноногих собак («Араб с собаками», 1875) или экзотических птиц («Марабу», 1888). Искусство становится искусством при возникновении чего-то иррационального. Французский художник Жан-Леон Жером (1824—1904) был учеником знаменитых художников Поля Делароша и Шарля Глейра, от которых он на всю оставшуюся жизнь почерпнул страсть к путешествиям изучению обычаев разных народов, а также особую любовь к Востоку.
На одной из картин он изобразил альмею с сигаретой, что подчёркивало европеизацию Египта, начавшуюся в то время. Вон она, виднеется в конце улицы. Работорговцы Крымского Ханства очень умело распоряжались своим товаром – мусульманам они предлагали рабов–христиан, а христианам рабов–мусульман. Характерно, что в общей ровной массе так называемых малых голландцев великий Рембрандт оказался лишним.
«Блудный сын» Рембрандта наделен иной душой, нежели «Иудейская невеста» того же мастера или «Ночной дозор». И все это случилось в основном за последние два поколения. Если в альбомной этнографии 30-х годов преобладали пышные, богато украшенные турецкие наряды (главным образом женские), то в новой этнографии господствуют простые и суровые бурнусы бедуинов. Акварелист Карл Хааг (немец, принявший британское подданство), путешествующий по Синайскому полуострову и Палестине, живущий в палатке среди пустыни – определенно новый тип художника-этнографа примеры его штудий – «Каир, араб на закате перед пирамидами» (1858) и «Ауватт, слуга в монастыре на Синае» (1858).
Судьбы Ван Гога, Модильяни, Филонова наглядно демонстрируют возможности рынка. Именно это пытался объяснить Сезанн, когда говорил, что самое трудное в картине — «маленькое ощущение».