Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Но еще до того, как наступило царствование импрессионизма, преклоняющегося перед извечным движением вселенной, были произведения, которые всячески стремились преодолеть плоскость – картины Питера Пауля Рубенса. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Но Идас камнем сразил Полидевка.
Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный в нескольких милях к югу от Антверпена.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Настоящие чудеса света и цвета, эти картины часто носят личностый характер, они гораздо сильнее прочувствованы им, чем многие крупные сцены, написанные прежде. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Художника увлекали высокие примеры стойкости, несломленности человеческого духа («Христос в терновом венце»), героическое начало в человеке, его способность к подвигу («Отцелюбие римлянки»). Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место.
Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Так, положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (около 1618) популярный в живописи XVI—XVII веков евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Соперничество кончилось трагедией. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Именно ему в своем творчестве удалось передать невероятную динамичность, яркое стремление к жизни и эмоциональность барочной европейской живописи.
Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Присматриваясь к изображенным на картинах образам, можно с удивлением поймать себя на мысли, что они невероятно похожи на живых. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить».
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. В конце концов, потерпев в 1631—1632 годах неудачу в очередных переговорах по поводу возможности заключения перемирия с Голландией, Рубенс, «возненавидев дворы» и ощутив всю тщету своих усилий в мире, раздираемом противоречиями «железного века», оставляет дипломатическую деятельность, всецело отдавшись творчеству. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Деятельность Рубенса на протяжении 1620-х годов поражает своей разносторонностью. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Как придворный художник Рубенс мог иметь неограниченное число помощников и учеников. Презентацию можно просматривать несколько раз в день длительностью не более 5 минут. Пожалуй, во всей истории живописи не найдется еще одного примера такой талантливой личности, которая бы оказала такое сильное влияние и имела бы подобный художественный фурор.
Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.
Контуры персонажей словно растворяются в световоздушной среде, желтые, розовые, красные, голубые пятна цвета сливаются в красочном потоке. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Он руководит работой граверов и живописцев своей обширной мастерской, оформляет книги самого разнообразного содержания для издательства Плантена, делает картоны для шпалер, выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественного ремесла, задумывает вместе с Пейреском издание гравюр с античных гемм и камей, наконец, смолоду интересуясь архитектурой, выпускает в свет двухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами» (1622). Один лишь перечень основных ее направлений свидетельствует о поистине ренессансном богатстве его натуры.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Однако организация большой мастерской поставила перед Рубенсом и другие задачи. Разве что истинный талант.
Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Затем он садился за мольберт, работая всегда в присутствии чтеца, читавшего ему вслух Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным. Презентация Картины Рубенса познакомит ваших детей с потрясающим художником 16 века.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Первые же годы пребывания в Антверпене стали временем всеобщего признания, победного триумфа его искусства. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. С наслаждением писал местные пейзажи. Выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640) был человеком редкого по масштабу гения, который обладал всеми достоинствами, столь необходимыми как для великих свершений в искусстве, так и для успеха в обществе, — мощным интеллектом, кипучей энергией, крепким здоровьем, приятной внешностью, удивительным даром гармонии и, в придачу, ясной головой для творческой и деловой активности. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
Кажется, что герой едва сдерживает движение, а белокурая богиня вот-вот задышит полной грудью. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями.
Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей ища спасения от жестокого террора герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Смотрим палитры в приглушенном (dull) и ярком (vibrant) вариантах. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Первый крупный заказ, полученный Рубенсом по возвращении на родину, — большая картина «Поклонение волхвов», дебют художника в родном городе и особенно исполнение им двух огромных триптихов — «Водружение креста» и «Снятие с креста» быстро выдвинули имя мастера на первое место, как ведущего живописца Антверпена.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
Несмотря на то что, художник прославился своими потрясающими монументальными мифологическими и религиозными полотнами, Рубенс также являлся искусным мастером пейзажа и портрета. Решение этой задачи как раз и составило основное содержание работ так называемого «классицистического периода» творчества Рубенса, то есть 1611—1615 годов — первых лет существования его мастерской. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Уже в 1611 году, по свидетельству антверпенского купца Яна ле Грана, Рубенса называли «богом живописцев». Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Гравюра Желая, чтобы создаваемые по его картинам гравюры стилистически соответствовали оригиналам, передавая градациями черного и белого все особенности его живописи или, говоря иначе, требуя от гравюры «эффекта картины», Рубенс внимательнейшим образом следил за самим процессом создания подготовительных рисунков, предназначавшихся для гравирования.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Содержание картины Питера Пауля Рубенса зачастую сцены из библейского писания, а также мифологические сюжеты.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». и не стремлюсь ни к чему на свете, кроме мирной жизни». К их изготовлению он привлекал обычно учеников и помощников своей живописной мастерской.
Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям. Тяжело переживая это новое горе, художник, чтобы как-то заглушить боль, глубоко погружается в пучину дипломатической деятельности.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Исполнение обоих заказов (вариант большой картины для главного алтаря церкви ораторианцев Санта-Мария ин Валличелла и «Поклонение пастухов») позволило молодому фламандцу войти в число первых живописцев Рима. При желании каждую страничку презентации можно распечатать на принтере. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Его религиозной живописи была чужда отвлеченность церковной догматики. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Для просмотра презентации необходима программа Power Point. Много дала Рубенсу поездка в Рим.
Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Рубенс был красив во всем. Драматизм, движение и контраст в его картинах обретают полноценное воплощение и достигают совершенства. Рубенс — создатель огромных барочных композиций.
Недаром в одном из поздних писем он назвал именно ее своей «любимой профессией». За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
.