В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций.
Сценка откровенно театральна. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. На переднем плане мы видим ученого, который сосредоточенно настраивает армиллярную сферу, определяющую положение светил, Суходольский наглядно продемонстрировал весь арсенал астрономических приборов того времени. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. В этом смысле рококо, как и барокко, все еще принадлежит к миру Возрождения. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли).
В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. При Людовике XV стены покоев стали покрывать резными узорами небывалого изящества, паутиной орнаментов, расписывать цветочными гирляндами, фигурками птиц, животных, резвых амурчиков, пастушек, причудливо завитых раковин. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность.
Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. 1754, ГТГ).
— бесконечно ценным, заставляющим вновь и вновь его разглядывать. Так родилось название нового стиля.
Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Основные элементы стиля: рокайль— завиток и картель— забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ).
Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. В конце 60-х гг. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
Казалось бы, после «малых голландцев» и фламандцев, что можно еще изобразить в натюрморте. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Рококо – стиль, основанный на детали.
Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
(иллюстрации см. Для раскрытия внутренней сути вещей Шарден прибегает к обоб щению форм, видоизменяя их внешний вид и фактуру, но не стремясь к тщательному прописы ванию деталей. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции.
В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Юные пары приехали на Киферу, остров любви, отдать долг богине Венере, образ которой в обрамлении гирлянд виднеется вдали справа.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Идеализированные портреты в стиле рококо изображали моделей в образах мифологических героев. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
ниже). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Одна из главных его черт – динамизм, которым охвачены и фигуры и вся красочная структура картины. Во Франции рококо ассо циируется в эпохой Людовика XV (1715—1765), с которой оно почти совпадает хронологически. И женщины и мужчины носили шелковые одежды нежных тонов, кружева и напудренные парики, у женщин – с завитыми в спирали локонами, у мужчин – с косичками. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. И здесь рококо ждало открытие.
Картелль (франц. В конце 70-х гг. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). В 70-е гг. Модным словом становится пустяк, безделушка.
Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей).
В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчленённость жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр – с парком и самим образом жизни салона, хореография – с этикетом и манерами поведения. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Художественную манеруЖана-БатистаСимеона Шардена (1699—1779)можно отнести к рококо только с оговорками.
Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Продумывая изображение, Б. В. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Ножки мебели выгнуты изящной линией. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью.
В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.
Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист.
В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Другой, характерной чертой того времени, была эротика. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Фрагонара).
312). Появился во Франции в начале XVIII века, при украшении парковых павильонов – гротов деталями имитирующими природные элементы – морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал. Об становка на его натюрмортах выглядит, как правило, одинаково скромно — в отличие от своих голландских предшественников, он не стремится к «облагораживанию предмета». Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
19). С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел.
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Под него надевали камзол. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Приложение 5). Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре.
в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. пущен в Академию за его «Паломничество на остров Киферу» (илл.
От этого узла симметрично в обе стороны спускаются по линиям рук, ног и по складкам одежды основные направляющие линии, образующие равнобедренный треугольник. Центральное место, конечно, занимает статуя Меркурия. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Повсеместно использовался мотив раковины – это часть поверхности стены или предмета в резной раме причудливо извилистых очертаний.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Мебель эпохи рококо очень изящна. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Но вскоре Батони встает на путь самостоятельных занятий, пристально изучая и копируя картины Рафаэля и Аннибале Карраччи, а также неустанно зарисовывая античные статуи, наполнявшие тогдашний Рим.
В конце 70-х и в 80-е гг. Жак Луи Давид — французский художник, художник просветительского классицизма и ампира, а также один из основоположников нового искусства — родился в 1748 г. в семье состоятельного парижского коммерсанта.
Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). В 80-е гг. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Музей изобразительных искусств им. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см.
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Шарден — лучший французский художник этого направления. Для приема Ватто в академию была создана новая категория — «fetes galantes» («галантных праздников»). Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина).
Помимо их форм, цвета и фактуры, они дороги ему и как символы жизни простого народа. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Приложение 6).
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. по документу из РГИА). Форма в работах Фрагонара строится именно цветом: она лепится текучими и широкими мазками и пятнами краски или резкими, короткими ударами кисти, нервными штрихами. Его образы, сохраняя радостную легкость и пикантность, приобретают правдивость и жизненность, наполняются поэзией. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Картины Фрагонара конца 70-х гг.
Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). «Рубенсисты» защищали цвет за его большую близость к натуре. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. 1709).
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Они вот-вотсядут на корабль, в окружении сонма амуров. Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Кроме фарфора— в моде серебро.
В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. В 1780-е гг. стр.
Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. по документу из РГИА).
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Он пришел на смену достаточно тяжеловесному стилю барокко, при этом представляя собой определенный логический результат развития этого стиля, но в то же время и его противоположностью. При взгляде на изображение возникает впечатление, что в саркофаге лежит не обычный человек, а слепленная с него скульптура. А. С. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789).
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Его использовали с негативным оттенком. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19-го века.
художник лишается и заказчиков и славы. Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. стр. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа.
Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои».
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества.
Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Рококо первым из стилей продемонстрировал ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным избранным и возвышенным.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. Показательно, что в середине восемнадцатого века отмечался всплеск интереса к астрономическим наблюдениям в связи с появлением кометы Галлея. Едва ли удивительно то, что прямолинейная система Французской Академии (см.
В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. ниже).
Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Каждый предмет пред ставляется художнику — и нам вместе с ним. Стены оформляются деревянными панелями. В произведении соединены формы европейского стиля рококо и живая традиция русского средневековья. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны.
Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. К концу века в Академии образовалось две враждующие фракции по вопросу об отношении рисунка к цвету: «пуссенисты» (или консерваторы) против «рубенсистов». стр.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. В 1736г. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции.
Его излюбленной техникой был бистр с размывом и сангина, позволявшие добиться бесконечного богатства градаций теплых коричневатых тонов. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. Бернардо Беллотто работал также в Германии.
В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо.
Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Замечательна система световых рефлексов на картине. Он создает образы людей, довольных своей жизнью и богатством, которое они охотно выставляют напоказ. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Чаще всего художник писал знатных лиц.
Фирсов, Б. В. Суходольский. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Пастельная цветовая гамма, светлый колорит, преобладание серебристых, розовых и голубых тонов, сияющих красноватых, золотисто-жёлтых оттенков, поэзия полутонов, воздушность фактуры, плавность контуров были призваны вызывать впечатление нежного изящества и благородства, камерной и хрупкой декоративности. Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру.
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Наиболее ярким представителем данного стиля во французской скульптуре является Фальконе, хотя в его деятельности преобладали статуи и рельефы, которые предназначены для украшения интерьеров, а именно бюсты, в том числе и из терракоты. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей.
Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Его творчество начала 60-х гг. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо4. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду украшать парковые павильоны – гроты, стилизованные под естественные пещеры, грубо обработанными камнями, лепными украшениями в форме раковин, переплетающимися стеблями растений, ассоциирующимися с темой моря и атрибутами морского бога Посейдона.
Большое внимание уделяется шторам. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг.
Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Другой, характерной чертой того времени была эротика.
Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). «Паломничество на остров Киферу» включает в себя еще один элемент: классическую мифологию.
На карманах— огромные клапаны. Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп.
Они не только прогуливаются, но и погружены в созерцание окружающей природы, заняты учеными опытами. В его «Кухонном натюрморте» (илл. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму.
В композициях полотен господствует тема любви или её неразделённости, моменты её проявления в ревности, легкой влюблённости, капризном кокетстве.
Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ).
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя.
В 90-е гг. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи.
Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». «Пуссенисты» против «рубенсистов». Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Стилевая система его строится на зрительном преодолении материальной весомости конструкций, на свободной и абстрактной пластической моделировке пространственных и орнаментальных композиций, на тонко прочувствованной линии лёгкого, полного непринужденности аппликационного живописного декора, в котором проявилось непревзойденное, блистательное мастерство стилизации.
С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Меняется и формальный строй его работ. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года.
Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Отсутствие индивидуального конкретного момента, характерного для исторических композиций, Давид компенсирует созданием портретов г-на Пекуль и г-жи Пекуль. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь.
Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Приложение 8).
Своей работой Давид не столько хотел запечатлеть убитого, сколько создать образ патриота своей родины и напомнить о той опасности, которой подвергается молодая республика. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). В 1750-х гг. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
Видным художником является Пьетро Лонги. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. (см.
Как художник конца столетия Фрагонар суммировал и подытожил многие художественные тенденции своей эпохи и при этом перебросил мост к последующему искусству: явился во многом предшественником классицизма, романтизма и реализма ХIХ века. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
На рукавах были широкие обшлага. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). «Рубенсисты», помимо прочего, подготовили почву и для возрождения интереса к натюрморту и жанровой живописи гол ландских и фламандских мастеров. В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Поверхность листа мерцает и живет, кажется одновременно бархатистой и прозрачной в моделировке форм нежнейшее туше сочетается с отточенным, экспрессивным рисунком. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. В искусстве длинные тени наложили на рококо Пуссен и Рубенс. Художник представляет нам сцену в парке.
В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Так изменились критерии физической красоты. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок.
Приложение 1). Шарден. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера.
В живописи Фрагонара варьируются все галантно-эротические мотивы XVIII столетия: шаловливая игра и страстное любовное объятие, обнаженные купальщицы, похожие на речные божества и почти жанровые любовные сценки. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Мягкие пастельные жемчужно-серые, золотистые или серебряные тона, блестящие плоскости зеркал, тихо позванивающие хрустальные люстры делали эти комнаты похожими на музыкальные шкатулки. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. 1767). 320—321) не дала больших художников.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Жан Антуан Ватто (1684 – 1721) Для живописи Ватто чрезвычайно характерны театральные, маскарадные элементы. Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Оно передано иллюзорно-вещественно. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).