Моду эпохи рококо во всём её блеске можно увидеть на картинах художников той эпохи – Ватто, Буше, Шарден, Фрагонар. – 517 с. В плане портретной живописи периода рококо особенно выделялись картины Антропова и Рокотова, Антуана Ватто, Франуса Буше, Тьеполо, Каналетто, Беллотто, Лонги, Котс, Гюбер и проч. Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие.
Рокайльным антуражем картин рококо становится сказочная природа с куртинами, россыпями цветов. Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер. Живопись рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью и ассиметричностью композиций. На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей.
Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. Каталог БигАртШоп представляет известные картины ярких представителей рококо Артуро Риччи, Франсуа Буше и др.
В жанровом разнообразии, которое проявилось в стиле живописи рококо, особенно выделялись натюрморт, портрет, бытовой жанр и пейзаж. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. Мебель эпохи рококо очень изящна. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Появилась тяга к камерности и личному комфорту – именно вот таким образом черты рококо появились прежде всего в области декора спален, будуаров, а также в садово-парковой архитектуре. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. В рококо была достигнута почти первобытная синкретическая нерасчленённость жанров искусства: скульптура и живопись сливались с архитектурой, театр – с парком и самим образом жизни салона, хореография – с этикетом и манерами поведения.
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Картины Фрагонара конца 70-х гг.
Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Его творчество начала 60-х гг.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В садах виллы дЭсте в Тиволи и других итальянских вилл, куда Сен-Нон пригласил молодых художников, Фрагонар впервые создает подлинно оригинальные, отмеченные печатью величия произведения. Сценка откровенно театральна. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах». Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями.
Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо.
В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай.
Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной).
Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. ниже). Он мастер мимолетного наброска с натуры. Так изменились критерии физической красоты. Одним из основоположников стиля рококо был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века». Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей.
Эмалевые створки, расписанные на чисто светский житейский сюжет любовного характера, обрамлены узким бордюром вогнуто-выпуклой формы. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Видным художником является Пьетро Лонги.
Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. В 80-е гг. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре.
В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Живопись рококо, которая тесно связана с интерьером отеля, получила своё развитие в станковых и декоративных камерных формах. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). И здесь рококо ждало открытие. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
В 70-е гг. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание».
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Ножки мебели выгнуты изящной линией. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ). В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса.
На рукавах были широкие обшлага. Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фигурки полны грации и изящества, выписаны со всей присущей художнику тонкостью, свободой и экспрессией, являя собой чудесный букет терракотовых, розовых, золотистых, сиреневых, охристо-красных и изумрудных тонов.
Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Музей изобразительных искусств им. Его использовали с негативным оттенком. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Мазки чистого цвета, которые впоследствии вызывали восхищение импрессионистов, сочетаются со смешанной палитрой.
портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными. (иллюстрации см. А. С. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Все вещи – напольные, настольные вазы, статуэтки, фарфоровые сервизы, подсвечники и канделябры оформлены позолотой, рокайлями, завиточками – они говорят, но не кричат о роскоши.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси).
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Кроме фарфора— в моде серебро. Чаще всего художник писал знатных лиц. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). В конце 70-х гг. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях.
Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Данный стиль преподносит нам искусство как наслаждение и его основной целью является пробуждение приятных и легких эмоций, развлечение, привлечение взгляда причудливыми узорами линий и изысканными сочетаниями красок. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Впервые картины художников стали не только пропагандой, поддержкой религии или культуры, но и способом декора, который не обязательно должен поучать или наставлять зрителя.
Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. В России, Чехии и других странах Европы рококо стало серьезной попыткой выйти за грани традиционной живописи. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты).
Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Приложение 5). Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. художник лишается и заказчиков и славы.
В эпоху рококо строили сравнительно небольшие и внешне простые здания – дворцы и жилые дома для одной семьи. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Меняется и формальный строй его работ. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. по документу из РГИА). Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы.
Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо.
Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой.
выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. В 1780-е гг. Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
Приложение 6). Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи.
«осколки раковины». Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных.
Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. по документу из РГИА). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм.
Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»).
Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Его излюбленной техникой был бистр с размывом и сангина, позволявшие добиться бесконечного богатства градаций теплых коричневатых тонов. Бернардо Беллотто работал также в Германии.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). На карманах— огромные клапаны. Да и сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Приложение 1). А использование в композиции рисунка изгибающихся линий позволяет придавать произведениям живописи особую вычурность и нарядность. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Фрагонара).
Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. В конце 70-х и в 80-е гг.
Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Абсолютно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Жан Жозеф де Мондонвиль, Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Боден де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Картина была удостоена римской премии, однако поездке в Рим по установленному обычаю предшествовала длительная стажировка в Париже. Под него надевали камзол. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция). В работах Фрагонара тот же набор буколически-галантных, театрализованных персонажей эпохи рококо: прекрасные садовницы, пастушки, купидоны, аллегорические фигуры, олицетворяющие искусства или времена суток, Венеры и Дианы.
Помимо Франции, музыка рококо развивалась и в странах Германии, так как этому стилю благоволили Мария Терезия и Фридрих Великий. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Приложение 8). Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко.
На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи.
(см. Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко. в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции.
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. В 90-е гг. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. В конце 60-х гг. Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» – это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» – это мастер, создающий такие убранства. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Мягкие пастельные жемчужно-серые, золотистые или серебряные тона, блестящие плоскости зеркал, тихо позванивающие хрустальные люстры делали эти комнаты похожими на музыкальные шкатулки. Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Тоже самое и в моде, во времена барокко в моде были яркие цвета, а макияж делал всех женщин старше по возрасту, смотря на женщин эпохи барокко можно было смело говорить, что им всем далеко за тридцать и все они неимоверно важные, значимые дамы. Стены оформляются деревянными панелями.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля».
Повсеместно использовался мотив раковины – это часть поверхности стены или предмета в резной раме причудливо извилистых очертаний. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости. Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом.
Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»). В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму.
ниже). активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).