Стоит отметить, что ближе к середине XVIII века в Западной Европе излишняя легкомысленность рококо стала постепенно выходить из моды, а вот в самом центре континента это направление в искусстве было популярным практически до самого конца столетия.
В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).
Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Из предметов мебели приобрели особую популярность кресла и диваны с мягкими сиденьями и удобными спинками изящные комоды с ящичками. В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
стиль Людовика XV. Отделка предметов достигает высочайшего уровня. по документу из РГИА). Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
В орнаментике искусство музыкального рококо и в первую очередь французского, может считаться верхом изысканности и утонченности. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Видным художником является Пьетро Лонги.
Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Мейссонье. Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе.
В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах). Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.
Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
ниже). Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы».
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии.
Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. На рубеже XVIII-XIX вв. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др.
Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Популярным был и жанр пасторали с галантными пастухами и пастушками. В инструментальной музыке также господствовала портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра. Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега».
Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами.
Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко.
Идеи гедонизма становятся основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Китайское влияние сказалось и на том, что в отделке жилых помещений стали использовать бумажные обои, которые раньше во Франции не применялись.
На картинах П. Ротари (т. н. ниже).
В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели). Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. (это направление получило наименование «греческого вкуса» предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы.
Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»). Остров Цитера обретает космические очертания. На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). В искусстве рококо господствует орнаментальный ритм.
В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
Главным (как и в любое время) было мировоззрение.
То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками. Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам. Существовали обеденные столы и столы для завтрака, подвижные столы на колёсах для подачи пищи, столы для посуды и подносов, кофейные, карточные столы и столы для игры в шашки, столы для цветов, столы для вязания, туалетные столы, подвижные столы для различных предметов для рукоделия, столы-тумбы у изголовья кровати, столы-подзеркальники, столы-консоли, рабочие столики, письменные столы, столы-конторки, декоративные столы на одной или четырех ножках и др.
Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Другой, характерной чертой того времени, была эротика.
по документу из РГИА). Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. китайщиной – шинуазери (от фр.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо4. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. К стилю рококо относится живопись Ватто, скульптура Лемуана, пред-меты майссенского и севрского фарфора и др.
Под него надевали камзол. Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Фрагонар. Атласные, шелковые, бархатные, парчовые, украшенные лентами, бантами, оборками, вышивкой – многослойные юбки этих платьев были пышны, как полностью распустившаяся перевернутая роза и с каждым годом становились все пышнее. Женственность чувствовалась совершенно во всем.
Крупнейшие представители рококо в Германии – архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, художники Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом). Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов. ниже).
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. (иллюстрации см. А в макияже все женщины выглядят исключительно двадцатилетними, молоденькими девушками, в этом им помогают румяна и пудра.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники.
Рококо (фр. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком. Иллюзия торжествует. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в. Мебель эпохи рококо очень изящна.
Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище. На карманах— огромные клапаны. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер.
Кстати, благодаря этой моде употребление китового уса возросло настолько, что в 1772 году генеральные штаты Нидерландов выделили 600 тысяч флоринов на развитие фрисландского общества китоловов. К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. «головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. Музей изобразительных искусств им. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню.
На рукавах были широкие обшлага. На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо. Кроме фарфора— в моде серебро. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
rococo, от rocaile – мелкие камешки, ракушки), художественный стиль, получивший развитие в изобразительном искусстве и литературе первой половины 18в. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. по документу из РГИА). Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто.
В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Отсюда родилось название нового стиля – рококо.
Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский). Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). rococo, от фр.
(иллюстрации см. некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в крупных монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин».
В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Юноша задумал соблазнить красивую робкую деревенскую девушку и поселяется неподалеку под видом отшельника. Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. Но теперь её форма резко изменилась.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Идейная основа стиля— вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях.
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты.
В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778). Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля.
Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами Амуры божества любви превращаются в — putti — рококо». Также находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. А. С. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины). – рококо в его французском варианте, т. е. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами – голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей.
Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми). Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. Рококо – стиль, основанный на детали.
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. (франц.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. франц. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Натье, Ф. Буше, Ж. О.
по документу из РГИА). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Крупнейшим представителем рококо конца 18в. Его использовали с негативным оттенком. Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом. Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса.
Налицо повальное увлечение т. н. Мебель изящна и легка. 18в. Была даже особая специализация среди художников— квадратурист.
Модным словом становится bagatelle (фр. Его родиной стала Франция. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Другой, характерной чертой того времени была эротика.
Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором.
Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Развитию рококо способствовали художники-декораторы, граверы, резчики, ювелиры, бронзовщики издававшие альбомы рисунков и гравюр с декоративными элементами. пустяк, безделушка).
Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни.
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски». Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером.
Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости.
Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр.
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. фр.
В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г.
chinoiserie – китайщина). В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом.
cartel – карта, свиток бумаги). О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т. д. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Стены оформляются деревянными панелями. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. (фр. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов.
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр.
За стилем барокко следует стиль рококо. Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). rococo, от rocaille – декоративный мотив в виде раковины) – стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины ХVIII в. Для рококо характерны уход от жизни в мир фантазии, театрализованные игры, мифологические и пасторальные сюжеты интимные и эротические ситуации. франц. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см.
Скульптура и живопись изящны и декоративны.