Жизненная правда — вот основное правило создания композиции картины. Лучше всего прогрессирующий ритм можно понять на примере раковины наутилуса. Ритм как эскизный импульс проявляется во всех явлениях природы. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур.
Ко второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов. Садовое кольцо» и «Раздолье». Этот спокойный и торжественный ритм создает тихую, умиротворенную мелодию.
Динамическая симметрия отрезков золотой пропорции порождат ощущение движения неподвижного. Однако они не «выпирают», не выставляются напоказ, наоборот, они уравновешиваются, только не горизонтальными линиями, а диагональными. – Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застёжки-молнии. Стволы винтовок как черные восклицательные знаки за их спинами.
В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. 3, б. Равновесие в композиции достигается равномерным распределением элементов изображения на плоскости картины слева и справа, вверху и внизу.
Под ее воздействием прямоугольник F преобразуется в себя. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. 53) – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной (см. Ритм вудачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) иобъединяет их. Этоуказывает насвязь ритма с композиционным законом цельности. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына».
Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание. Мы можем видеть, что движение в картине распределяется по условным линиям, которые можно сопоставить с буквой «И». К такому изображению зритель равнодушен. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). ил. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. В картине П. П. «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже.
Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Одежды ложатся упругими повторяющимися складками. Она достигается путем вращения элемента композиции вокруг центра (оси) и фиксирования его через определенные промежутки дуги окружности. Например, обращением точки вокруг центра на плоскости образовывается центрально-симметричная фигура– круг, в пространстве– сфера.
Если же композиционный центр сопряжен с диагональю картины s (рис. В пейзаже Левитана «Летний вечер» почти нет ничего привлекательного по своим объектам: на первом плане ворота, кусочек поля и лес вдали, но как он прекрасен своим вечерним колоритом. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке.
Вслед за этим мы переходим к нижнему левому углу и, по слегка наклоненной фигуре главного персонажа, двигаемся вверх к правому углу. Потакому жепринципу строит Дейнека иполотна «Эстафета. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. И его правильное использование, направленное на положительные цели (например, создание позитивного настроя), может решать не только эстетические, но и другие, более серьезные задачи.
Изменился и характер ритма — он стал более динамичным. Лето дождливое было изба тесная, потолок низкий. В картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репин освещает только центральную группу — отца и сына. О том, как зародилась композиция картины. «Меншиков в Березове», Суриков вспоминал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Погоны – наплечные знаки различия на форменной одежде военнослужащих. Меншиков. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи.
Композиция, построенная на основе контраста, выразительна и надолго удерживается в памяти. В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольницы помещена злорадно посмеивающаяся физиономия возницы и тут же недалеко голова мальчика, который глуповато смеется. По своей конфигурации они могут быть прямыми, овальными, с углами. В основном они применяются для создания рисунка на тканях. Каждый шаг повтора прогрессирует, последовательно увеличивая или уменьшая такие изменения. Определение ритма – чередование элементов.
В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства.
Почему же ритм передает движение. Действительно, ритм сопровождает нас всю жизнь. Вид вышивки определяется назначением изделия. 65). Одностороннее изменение в подчеркнуто симметричной форме полностью недопустимо.
Карманы бывают прорезные, накладные, расположенные в швах изделий. Метрические композиции широко используются в декоративно-прикладном искусстве. Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью. Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань. Пата – небольшая, часто декоративная деталь одежды прямоугольной формы.
Вертикальные линии создадут ощущение лёгкости, полёта, устремлённости вверх. Аналогично повтору, ритм отвечает за расположение элементов на холсте. Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. Рассмотрим некоторые из этих средств.
Бывает ритм возрастающий и убывающий. Косая симметрия также является инволюцией. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Изменился ихарактер ритма — онстал более динамичным. Если речь идёт о композиции, то необходима равномерность. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Это музыка непреклонной решимости и веры в победу. Она не будет отвечать специфике зрительного восприятия.
В своем эссе «О духовном в искусстве» он сопоставляет видение цвета со звучанием музыкальных инструментов.
В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. А зная персоналию художника, всё становится на свои места. Садовое кольцо» и«Раздолье». Ритм – универсальное природное свойство.
Один из таких видов ритма — называется прогрессирующим. Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом. Композиционный центр находится почти у края картины. Удар – время, удар – время Элемент – пауза, элемент – пауза. На рисунке 1а приведен пример ортогональной симметрии.
В технике по этому принципу построена формагребного винта и гребного колеса. Винтовая симметрия – образуется при вращательном движении линии или плоскости (точки, фигуры) вокруг неподвижной оси с постоянной угловой скоростью при одновременном поступательном движении вдоль оси. Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски. На рис. Приведем примеры композиций с такими конструкциями.
В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Формат картины русского живописца В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» близок к прямоугольнику золотого сечения (рис. Ритмическая организация способствует достижению гармонической ясности или острой экспрессии художественного образа, чёткости восприятия произведения зрителем. Характер ритма значительно усложнился.
Дождь идет и работать нельзя. ил. Такая композиция может зрительно распасться на части. Понимание особенностей восприятия ритма поможет выявить скрытые резервы ритмического ряда и в какой-то мере предотвратить неправильное использование ритма в художественном конструировании».
Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавливается композиционный центр. 466)- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия (ил. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. В композициях картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. Суриков использовал типичную обстановку Красной площади и старых московских улиц. На столе округлая общая чаша 151 символ единения и композиционный центр иконы.
Самый простой метр – одинаковые элементы и пробелы по размеру. И при этом не важно, кто именно «барабанит»: помешанный на чистоте и порядке или творческая личность, для которой жизнь в состоянии «хаоса» – это норма. Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами) и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Пояс – модная деталь одежды для закрепления на фигуре человека (помещаемая на талии или чуть ниже) и декоративного оформления. Приугасании тональных ицветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже приналичии контрастов величин илиположений предметов впространстве (дальше— ближе).
Пример (рис. Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции – картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» (ил. Таким образом, суть понятия «ритм»заключается вчередовании элементов композиций какряда звеньев, объединенных принадлежностью кодному явлению вего обобщенно-образном представлении. В картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом в главных персонажах изображаемого события фигура сына, лицо и руки отца.
Также есть способ, при котором рисование ведется на ритме угасания цветовых пятен. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и вот таким образом наиболее контрастны. Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. По конструкции их можно разделить на застёгивающиеся и завязывающиеся. Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно.
Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше 151 ближе).
5б), то конструкция определяется косой симметрией (Дейнека А. «Натурщица с мячом»). Но, действительно, равновесия в симметричной форме достигнуть проще. В моде XX в. погоны использовались в стиле милитари на пальто, плащах, жакетах. Ритм в живописи не всегда заметен зрителю.
Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. В то же самое время ритм движения раненых на мосту сбивчив и неорганизован. Вышивка может быть ручная и машинная выполненная нитками, бисером, блёстками-пайетками.
Таким образом, создаётся определённый цветовой климат. Также, как и в музыке, в изобразительном искусстве ритм может различаться по скорости. Таким образом, повинуясь общему движению в картине, мы обнаруживаем здесь определенный ритмический рисунок («И»), в котором гармонично сосуществуют движение и стабильность. Все человеческие чувства подвластны ритму, он воспринимается и зрительно и на слух.
Излишний контраст может огрубить композицию, сделать ее примитивно-схематической. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух: стихотворение, в котором выдержан ритм, легче запоминается, однообразный стук колес поезда успокаивает, «усыпляет», быстрая ритмичная музыка заставляет двигаться. 4—9). Способы их обнаружения, фиксации и изъятия. Прямоугольный, вытянутый вертикально формат создает развитие движения вверх.
Используя отделки этой группы можно изменить назначение и характер модели. Лишенная любых контрастов форма становится вялой и неинтересной полное отсутствие контраста создает монотонность (что притупляет внимание), делает композицию менее выразительной и даже скучной. В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом мрачной и темной избы. Таким образом, художнику удалось сочетать динамику и спокойные ритмы.
Вспомним еще одну картину И. Левитана —«Владимирка». К первому относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определенных временных рамках. Сведённая к простым плавным линиям фигура кричащего вторит волнообразным линиям пейзажа. Онвыполняет организующую и эстетическую роль в композиции.
В результате ритм может строиться на контрастах объемов. По форме воротники делятся на 5 групп (рис. В картине В. Серова «Петр Первый» величественности и беспрепятственному движению Петра противопоставлен робкий шаг не поспевающей за ним свиты. Непременным условием должно быть требование, чтобы диагональ прямоугольника F совпадала с диагональю прямоугольного поля картины. Таким конструкциям присвоим название И-1. Мрачный полусумрак подвального помещения действует на человека угнетающе.
Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматические), ритмы, выраженные фактурой. Он наиболее ритмически уравновешен и гармоничен. Он находится в центре поля зрения и его мы видим с подробностями и четко. В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре 151 на контрастах объемов).
Пример: человек. Осевая– симметрия предмета или композиции относительно оси (линии). Самые простые проявления ритма и самые сложные одинаково реализуются в характерных повторениях одних и тех же форм в одинаковых интервалах (античные колонны, например и балконы и окна любого здания), это можно наблюдать повсеместно. Принципы применения приемов симметрии и асимметрии: Гармония. Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции.
сразу все пришло — всю композицию целиком увидел». В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Хлястики в плечевых изделиях расположены на спинке, полочках, карманах, рукавах.
Вышивка вносит в одежду элемент нарядности и часто может быть центром композиции. Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану. Движение в картине – выразитель времени. Этот формат часто используется для сложных, многоплановых композиций. Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя.
Точнее, человеческий мозг воспринимает ритмы в живописи подсознательно. Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометрических мотивов. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью. – Отделки другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, бархат, кружевное полотно, ткани.
Действие под открытым небом требует некоторого пространства. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линии и пятен, темного и светлого, теплого и холодного, насыщенного и приглушенного.
При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему. Вышеперечисленные основные детали подчёркивают стиль одежды (спортивный, классический), создают форму и силуэт (могут уменьшать и увеличивать форму). Основные виды симметрии (рис. Силовые линии также активно участвуют в ритмической организации.
Ритм свойственен не только движению, но и статичным предметам. Изначальное название картины так и звучало – «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Применение симметрии еще этого не гарантирует. Вот эта закономерность и будет положена в основу инволюционной конструкции картины.
Такой же эксперимент можно проделать с весами. Объяснить принцип построения ритма в визуальном искусстве достаточно непросто. Пример: цилиндр. Центральная (поворотная)– симметрия относительно центра (точки). Один из исследователей ритма в технике П. А. Плавность и округлость контуров ангелов подчеркивается мотивом прямых линий.
Мы видим, как разворачиваются ряды уходящих на фронт ополченцев. Однако если присмотреться. В музыке и поэзии ритм даёт ощущение выразительности мелодии, настраивает на нужный лад. Сложный ритм мывидим, например, вкартине «Тайная вечеря» Тинторетто, гдедиагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур.
Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – «метр». Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Более того, любой статический предмет по-своему ритмичен.
Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Этот ритм выявляет целеустремленное движение. Егодейственность основывается назаконах композиции, натональных и цветовых контрастах (в скульптуре — наконтрастах объемов).
Просто мы их не замечаем. Последние – легкие, разнонаправленные, кроме центральной – линии тела Вакха. В«Эстафете» передается движение подиагонали. В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции.
Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности. Но: неправильно утверждать, что симметричная форма лучше, чем асимметричная. 2). Из всех средств композиции ритм особенно связан с психофизиологией восприятия.
3, а деревья сосредоточены слева, а справа — пустой горизонт. Ритм всегда подразумевает движение. В картине Сурикова «Меншиков в Березове» композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, благодаря чему создается впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке. Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью. Кудин определил его значение следующим образом: «Для решения многих задач в художественном конструировании важно знать, во-первых, как воспринимается тот или иной ритм во-вторых, каким образом он влияет на направление перемещения взора и влияет ли в-третьих, какие элементы ритма привлекают внимание в большей степени, а какие в меньшей. Все остальное погружено в тень.
Основные детали в костюме должны быть увязаны единством формы, отделки. Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. Увеличение количества элементов обычно усиливает выразительность ритма.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому — картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Исстари такие ткани назывались набивными или «набойками».
А равномерность чередования элементов в композиции называется метром. В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства. Картина маленькая по своим размерам, но сюжет становится понятным сразу и на большом расстоянии. Статика – это состояние покоя, равновесия.
Хлястики в брюках предназначены для регулирования их ширины вверху. Именно вот таким образом цвет доминанты нужно поддержать аксессуарами или текстилем.
В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины. А теперь давайте поищем музыку и ритмы на картинах выдающихся художников. Картина посвящена гражданской войне. Ряд за рядом, словно накатывающиеся волны, плечом к плечу идут бойцы.
Характеристика контраста как художественного приема: Контраст позволяет выделить и гиперболизировать свойства предмета по сравнению с его антиподом (например, тонкий рядом с толстым тонкий кажется еще худее, как Дон Кихот и Санчо Панса). Существенная роль в композиции отводится ритму. Такая композиция потребовала иболее энергичных контрастов величин, тонов, красок. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету.
Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил.
Пример: рис. Воротник может быть съёмным, являясь декоративным дополнением костюма (кружевной воротник, меховой воротник). Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета. В картине И. Левитана «У омута» верно переданное состояние сумерек, сырость и прохлада заросшего пруда вызывают впечатление таинственности и сказочности пейзажа.
Все эти элементы позволяют создать движение и наполнить жизнью плоскую поверхность картины. И, вопреки фактам о нестабильном душевном состоянии Ван Гога в период создания картины «Звёздная ночь», ритм этой картины вполне спокойный, уравновешенный и гармоничный. Русское искусство XIX столетия стремилось активно использовать ритм для организации картинной плоскости.
Акцент, чередуясь с интервалом, образует ритмический ряд. Почему же так происходит. Симметрия – это наиболее очевидный и простой способ достичь в композиции равновесия. Вот таким образом этот замечательный инструмент всегда должен быть в «арсенале» художника. По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета.
Залитая светом комната будет производить на человека иное впечатление. Функциональная пата служит для регулирования ширины детали (например, рукава внизу). Только так художник может повысить в картинах выразительность колорита.
Второстепенные фигуры или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много внимания, не «забивали» главные образы, При таком выделении внимание зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном, которое, как многие инструменты в оркестре, не мешает главному, а только аккомпанирует, помогает ему.
Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. Она пишет: «Раковина» Врубеля производит сильнейшее впечатление и кажется, что оно зависит только от красоты цветовых переливов, ни от чего другого. Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Упругий маршевый шаг. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому— картина «Клятва взале дляигры вмяч» Л. Давида). Интенсивно окрашенный предмет воспринимается в первую очередь. Различают три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетчатый.
Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых изобразительных). Метричность – это равномерность в движении типа механического. Его деятельность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах. Говорят еще: ритмичные движения, ритмичная работа, ритм жизни. Объединение всех вышеперечисленных типов ритмичности в одной картине называется текущим ритмом.
С давних пор симметрия – синоним гармонии. В окружающей реальной действительности художник находит не только типаж для своих картин, но и основу композиционного построения. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени.
В определением ритма этой картины не всё так просто. Колорит, как и все составные элементы композиции, находится в тесной связи с замыслом и помогает зрителю воспринимать содержание.
Различные свойства могут меняться параллельно (например, одновременное возрастание величин и яркости элементов) или встречно (наоборот). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Детали различаются по половозрастному признаку (мужские, женские, детские). Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, вчастности «Ночной дозор» и«Возвращение блудного сына». Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции. Понятие «ритм» знакомо, вероятно, всем читателям. Итак, опираясь на составленный рисунок. Скучно.
Вся композиция вписывается в слегка вытянутый круг. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на одну деталь.
Здесь важно всё: форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. 5. 3): воротники-стойки воротники с застежкой доверху с закрытой горловиной (стояче-отложной, отлож-ной, плосколежащий) воротники с открытой горловиной и с лацканами (отложной открытый, апаш, пиджачный) воротники цельновыкроенные (шалька, матросский) воротники фантазийные («хомут», драпированный). Понятие метра относится также и к музыке, поэзии, танцу.
Восприятие. Изменился и характер ритма 151 он стал более динамичным. Но тем не менее, создавая композиции, в основе которых лежит метр, необходимо продумывать пластические связи одного метра со следующим. Он присутствует во многих явлениях действительности. Либо фигура в центре полотна выступает резонатором крика самой природы.
66, 67). Под его воздействием фигура F преобразуется в саму себя. Она достигается путем обращения формы относительно оси симметрии.
Чередование может происходить с закономерным ускорением или замедлением, а также без регулярности и закономерности, когда метр между элементами отсутствует. Различают неотлетные (притачные и накладные) и отлетные кокетки. Сходство же состоит в том, что как в изображении, так и в музыке происходит затрата времени на восприятие чередования.
Ритм в этой картине говорит о воле, решимости, тяжелых страданиях и о несгибаемой воле защитников Петрограда. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Синий цвет одеяния центрального ангела откликается в одеянии двух других. Ритмические построения достигаются с помощью различных элементов симметрии, а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиционного характера — контрастами или соответствиями масс, отдельных предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен, пространственных членений и пр.
Кроме того, этот рисунок органично вписан в форму квадрата. Нарушение симметрии. Плоскость, которая разделяет предмет на две равные части, является плоскостью симметрии.
Например, на картине К. Коровина «Зимой» (ил. Рисунок задумывался таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков. Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана. Они создают единство композиционного решения.
Отступления могут касаться лишь деталей, а не геометрической основы формы. Оптический центр находится приблизительно посредине. Ритм в картине как бы застывший, неподвижный, но он дает ей жизнь.
Так, например, основой для построения композиции «Крестного хода» И. Репина стал яркий образ увиденной им в жизни огромной толпы. Она имеет декоративное и утилитарное значение (например, применение в меховом пальто планки и манжет из кожи повышает износоустойчивость изделия). Воротник – деталь одежды, которой оформляется вырез горловины.
Ведь если музыка и поэзия сами «ведут» нас во времени — нужно только, подобно усталому пловцу, отдаться их течению, — то здесь существенную роль в восприятии ритма играет последовательность перемещения взгляда вдоль изображений, т. е. развитие ритма в конечном счете устанавливает сам зритель. Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Этот недостаток отсутствует на рис. 5. Движение в картине — выразитель времени. В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины. Одним из самых универсальных элементов творчества является, несомненно, ритм. Размеры светлых пятен, расстояния между ними не случайны.
Появился как элемент костюма в XIII в. Большинство воротников имеют обычно 2 основные части – отложную (отлёт) и стойку. Пояса были известны уже в бронзовом веке. Искусствовед Н. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» приводит убедительный пример того, что цвет в живописи обладает красотой и воздействием на чувства людей до тех пор, пока он относится к предметному изображению. Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. Например, при строгом чередовании фигур, объемов, оттенков цвета с точным соблюдением интервалов, пауз, рядов (по величине, расстоянию) получится орнаментальная сетка. Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами – наиболее декоративны. Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах.
Следовательно, ритм органически созвучен не только природе (суточные ритмы, сезонные. ), но и человеку. Связь музыки и танца была очень важна для Анри Матисса. Как натянутые струны звенят конструкции переходного моста. «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже. Чаще всего используется прямоугольный формат «золотого сечения».
Именно так работает ритм в живописи. Она украшает форму, создает зрительное движение на её поверхности. Серое небо, однообразная пустынная дорога тянется вдаль к горизонту. Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже надалеком расстоянии. Чередование элементов в композиции побуждает зрителя размышлять, воспринимать сюжет вего развитии. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке.
В фотографии точно так же: в любом сюжете можно найти несколько повторяющихся композиционных элементов, просто мы не всегда (а иногда и никогда) не задумываемся, что это такое и зачем это нужно. Все это создает определенное минорное настроение. То есть, если композиционный центр группируется около вертикальной оси i (рис. 5а), то конструкция изображения будет связана с симметрией (Дейнека А. «Натурщица»). Метрическая композиция строится на строгом отсчете времени и пространства. – Отделка деталей изделия печатным рисунком. Готовых рецептов композиционных построений не может быть.
Примеров тому немало: рисунок на кафеле, обоях, коврах. В «Эстафете» передается движение по диагонали.
Левая сторона явно перегружена в ущерб правой. Вкомпозициях, гдебольшую роль играли эффекты света итени, роль ритма неснижалась, напротив, онусиливал эмоциональное воздействие произведения искусства иоткрывал зрителю новое видение известных предметов иявлений. Пол Клее продолжил исследовать тему создания ритма при помощи цветовой гармонии.
Например, размер объекта может увеличиваться согласно геометрической прогрессии. Художник сказал: Мужество имеет свой ритм и динамику. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Например, винт, шуруп, в природе – листва на стебле. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Перед нами два чистых холста K и F (рис. 5а и 5б). Если интервалы изменяются, повышается сложность и выразительность ритма. Садовое кольцо» и «Раздолье». Но прогрессирующий ритм делает это особенно выразительно. Панический страх, ужас, отчаяние и безумие – все это отразилось на поведении людей их позах, жестах, действиях, лицах.
Роль количества элементов в восприятии метроритмического рядаПри создании ритмического повтора чересчур короткий ряд не в состоянии взять на себя организующую роль. Существуют различные виды ритмического повтора. Верно найденные пропорции фигур и деталей использование контрастов — все способствует восприятию логики происходящего события. Способы их фиксации и изъятия.
Вы не замечали, что, отбивая пальцами «чечетку» по столу, мы невольно стремимся упорядочить эти звуки, проще говоря, опять же создать ритм, равномерное чередование. Ощущение ритма появляется только при наличии не менее пяти повторений. 37).
В«Раздолье» показано движение спортсменок снизу, среки накрутой берег, сначала прямо назрителя, потом параллельно плоскости картины. Эмблема европейского экспрессионизма, работа норвежского художника Эдварда Мунка, «Крик» является одной из самых «звучащих», ритмичных работ современности. Ритм образуют такие ритмические элементы, как акцент и интервал. Колорит природы подобен мажору или минору в музыке. Правдивость вечернего состояния делает картину поэтичной.
Вот таким образом асимметрию часто используют для усиления выразительности формы. Нельзя строить композицию картины только, например, по принципу «треугольника» или «диагонали», который применяли старые мастера. Именно вот таким образом, глядя на ту или иную картину и даже не понимая до конца её сюжет, вы можете испытывать то, казалось бы, беспричинную радость, то тревогу, то умиротворение, то меланхолию. Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Характер ритма значительно усложнился. Только добившись этого, можно рассчитывать наактивное действие ритма ипомощь егов закономерной организации произведения. Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра.
Силовые линии пронизывают любую живописную работу. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет.
– Отделки вышивкой, аппликацией, эмблемами – наиболее декоративны. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. И вдруг.
В «Эстафете133» передается движение по диагонали. В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, очаровывается ее женственностью и прекрасным живописным мастерством художника. И в этом случае ритм является главным средством выразительности.
К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» Русское искусство XIX столетия стремилось активно использовать ритм для организации картинной плоскости. Храм Василия Блаженного занимает в картине 38 частей.
Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Именно вот таким образом «ритмичные изображения» всегда привлекают к себе внимание. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра.
Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. Контраст активизирует композицию. Динамичные интерьеры любят современный стиль, поскольку нарушенные законы композиции в интерьерах появились совсем недавно – в двадцатом веке.
Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изделия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне – в основе всех этих процессов лежит «метр». Линии присутствуют как сами по себе, так и в силуэте цветовых пятен из которых организуется живописное полотно и воссоздается предметный мир на картинной плоскости. Движение в картине – выразитель времени.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Но это лишь на первый взгляд. По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. Горизонтальный формат выглядит «распахнутым» ослабляется чувство замкнутости, в некоторых случаях уменьшается значение композиционного центра, который, при рассмотрении его как части ритмической организации, является главным акцентом.
Фигура стрельца, прощающегося с народом, фиксирует середину холста. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Произвольное расположение – это способ создания композиции без какой-либо структуры.
Вот почему важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, застёжки-молнии. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях.
Это не правильно. Зеркальная и осевая симметрии являются взаимообусловленными. Изготавливаются из различных материалов. Равновесие. Простейшие формы ритма, так же как симметрия, любимы русским народным творчеством. Доминанта может быть выражена в цвете или в масштабе.
В живописи изобразительным элементом выступают точка, линия, пятно, которые могут менять свои свойства: местоположение, пропорции, форму, цвет, тон, пластику и т. д., тем самым помогают зрителю воспринимать изобразительную плоскость с тем или иным темпом, в том или ином направлении, создавая «мелодию» живописного произведения. Путём изменения очертаний отлёта и стойки можно получить различные варианты воротников. В художественном творчестве случайные отступления от симметрии (а тем более такие, когда форма находится на грани между симметрией и асимметрией) вызывают неприятные зрительные ощущения. Такого вида метрические композиции называют еще раппортом или раппортными композициями. Обычно в композициях на тканях используются растительные, животные и геометрические мотивы.
Таким образом, суть понятия «ритм» заключается в чередовании элементов композиций как ряда звеньев, объединенных принадлежностью к одному явлению в его обобщенно-образном представлении. И вот таким образом такая конструкция может быть использована в построении композиции картины. Сформулировав понятие, перейдем к некоторым особенностям применения данного правила.
Возможные темы: «Праздничные фанфары», «Современный промышленный город», «Одиночество», «Спортивный праздник», «Ярмарка» и т. д. Композиции выполняются любыми изобразительными средствами. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому 151 картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Для метрических композиций характерна статика. Длинные тонкие посохи, четкие линии стола и сидений создают свой ритмический узор. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного, убежденного в своих взглядах революционера контрастирует с образом равнодушного священника. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины.
Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. Вы слышите, грохочут сапоги. Выразительность. Кокетка – верхняя отрезная часть спинки, полочки (переда) изделия, а также юбки и брюк. Представители академического направления в искусстве XIXвека, несмотря наограничительные рамки этого течения (в частности, вобласти содержания иправил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию сучастием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета вобрисовке фигур, расположенных вопределенном ритмическом порядке.
Такой тип предполагает искривление и изгиб мотива и пространства полотна. Отсюда и происходит закон цельности и даже композиционный закон самой жизни. Ярким примером метрического ряда служит орнамент. Ритм в картине организован художником.
Нарушение симметрии влечет за собой ощущение беспокойства, динамики, сложности. Это используется в композиции для правильного размещения цветовых пятен. Тем не менее в данной композиции будет присутствовать ритм. Подготовка материалов для экспертизы.
Правда, вэтих картинах ритм отличается большей сложностью. Вышивка может быть ручная и машинная выполненная нитками, бисером, блёстками-пайетками. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др. ). Существуют следующие виды ритмов в одежде: – простой равномерный ритм двух видов (в повторности форм и элементов, при которой интервал является границей членения формы в повторности форм с сохранением равных интервалов между ними) – пропорционально–последовательный ритм – ритмическое построение на основе симметрии – радиально-лучевой ритм двух видов (простая равномерная закономерность прогрессирующий радиально-лучевой ритм) – ритмические построения, совмещающие различные виды ритмов. Вотпочему очень важно определить основные контрасты ужев эскизах композиции.
Характер ритма значительно усложнился. Ритм может передавать и плоское изображение. Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Глядя на картину, создаётся двойственное впечатление. Несколько равнозначных композиционных центров разрушат единство и целостность композиции. Размеры работы приблизительно 75 х 55 см. При этом нарушение ритмического ряда выглядит как явление явно негативное.
Ритмом называется закономерное чередование однородных элементов (звуковых, речевых изобразительных).