На материале западноевропейской живописи, начиная с эпохи Ренессанса, а также русской живописи Х1Хвека и некоторых образцах живописи ХХвека ритм рассматривается им в связи с такими категориями как метр и симметрия,, . Но ритм проходит сквозь всю живописную работу, начиная с самых первых уровней восприятия изобразительной стороны живописного произведения, от характера выбранного автором формата, до структуры живописного мазка. Ритм в искусстве рисунка и живописи (от греч.
Тема диссертации подготовлена многочисленными теоретическими работами, так или иначе касающимися ритма в живописи, художественном творчестве в целом, затрагивающими различные его аспекты. Данный параграф посвящен также функционированию ритма в образно-композиционной системе живописи, в связи с этим – выделению различных его уровней в теоретическом контексте. Данными аспектами определяется обращение к ритму как образнокомпозиционному средству в живописи в контексте исторических стилей, представленных в диссертации. Между тем изучение исторических стилевых особенностей ритма в живописи представляет несомненную актуальность. Целью исследования является выявление сущности ритма в искусстве как содержательно—композиционной особенности произведения на различных этапах развития живописи.
Целью исследования является выявление сущности ритма в искусстве как содержательно-композиционной особенности произведения на различных этапах развития живописи. Во втором параграфе «Ритм в беспредметной живописи» проблема ритма в образно-композиционной системе абстрактной живописи на примере произведений В. Кандинского и Дж. Анализ ритмической организации произведения живописи – самый сложный из этапов стилистического разбора.
Ритм в живописи как сложная система элементов существует в пространстве, которое может быть подразделено на изображаемое пространство, пространство холста (настенное пространство) и перцептуальное пространство. Но живопись, ритм придали иконе удивительную тонкость, глубину и многозначительность. Предмет исследования: образно-композиционные особенности ритма в живописи на различных исторических этапах развития искусства. Первый параграф «Ритм в живописи символизма как основной модернистской тенденции» посвящен анализу ритма в символизме как основной модернистской тенденции на примере живописи В. Э.
Анализируются образно-композиционные особенности живописного ритма эпохи Возрождения как основы дальнейшего развития ритма в реалистической живописи на примере работ Джотто ди Бондоне и Эль Греко. Вопрос о ритмо-динамическом восприятии занимает важное место в теоретических работах и публикациях американского эстетика и психолога Р. Арнхейма, который подчеркивает активный творческий характер восприятия, регулируемый, тем не менее, самим построением живописного произведения. В статье рассматриваются особенности живописной композиции и выделяется ритм как основное организующее начало.
Во второй главе «Историческое развитие ритма как содержательно-композиционной особенности в живописи» анализируются различные аспекты образно-композиционных уровней ритма в историческом контексте на различных этапах развития живописи, в различных исторических стилях. В абстрактной живописи, отказавшейся от предметного изображения, роль воздействия ритма возрастает, что наряду со стремлением к творческой легкости и быстроте исполнения, приводит к созданию бесчисленных вариаций. Определяются стороны живописной композиции, в организации которых применяется ритм. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.
Проблемы проявления39 тех или иных ритмических нюансов как в живописи различных исторических стилей в целом, так и в конкретных произведениях затрагивались в работах таких отечественных исследователей, как М. В. В первом параграфе «Ритм средневековой живописи» данная проблема рассматривается на примере средневековой иконописной живописи А. Рублева и Дионисия.
В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Особую важность здесь приобретают схемы вариантов движения, приведенные Е. Ручьевской, которая в числе прочих приводит и вертикальное объединение фрагментов с разным ритмом и синтаксисом. Ритм является одной из "волшебных палочек", с помощью которых можно передать движение на плоскости. И тогда под закономерным движением мы будем понимать закономерное развитие (изменение) формы и положения живописного пятна на картинной плоскости. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же.
Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Например, при строгом чередовании фигур, объемов, оттенков цвета с точным соблюдением интервалов, пауз, рядов (по величине, расстоянию) получится орнаментальная сетка. Также есть способ, при котором рисование ведется на ритме угасания цветовых пятен. Нет, не может. В связи с этим, при рассмотрении образно-содержательного уровня частей композиции, важным представляется именно принцип «зональности» картины (который можно проследить и во временных искусствах, в частности, - в музыке, в основе частей которой также лежат музыкальные образы- темы, серии и т. п. ) наконец, элементами, составляющими композиционную целостность живописного произведения, являются линейно-цветовые элементы: линии, цветовые пятна, очертания и размеры форм. Способы их обнаружения, фиксации и изъятия.
Ритм – универсальное природное свойство. Сложный ритм мывидим, например, вкартине «Тайная вечеря» Тинторетто, гдедиагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. На рис. Вот почему важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. В частности, решающую роль музыкальных мелодий и ритмов в пифагорейском учении эстетического воспитания, а также у Аристотеля упоминает М. Ф. Эти преобразования не сохраняют ни равенства отрезков, ни равенства углов.
Это прослеживается в его работах, например, в картине «Пасифая». Шеллинга, Г. Ф. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного, убежденного в своих взглядах революционера контрастирует с образом равнодушного священника. 65).
Каждый может проделать такой несложный опыт и на его основании убедиться, что скорость движения мячика зависит от величины наклона книги. «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже. Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.
Движение в картине — выразитель времени. Естественно, что это изображение Поллока, как и многие другие его произведения, косвенно напоминает водоворот первичной материи из которого возникла жизнь. Для живописи будет уместнее всего применять понятие «движение» в более широком смысле, а именно: движение есть развитие. Так, JI. C.
Пол Клее продолжил исследовать тему создания ритма при помощи цветовой гармонии. Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. Рисунок задумывался таким образом, чтобы как можно меньше были заметны линии стыков. Он находится в центре поля зрения и его мы видим с подробностями и четко.
Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. В своем эссе «О духовном в искусстве» он сопоставляет видение цвета со звучанием музыкальных инструментов. Если бы художник передал другое состояние пейзажа, солнечное освещение, весенние цветы вдоль дороги, он внес бы в пейзаж и совсем иное настроение. Кроме того, этот рисунок органично вписан в форму квадрата. В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Горизонтальный формат выглядит «распахнутым» ослабляется чувство замкнутости, в некоторых случаях уменьшается значение композиционного центра, который, при рассмотрении его как части ритмической организации, является главным акцентом. Одним из самых универсальных элементов творчества является, несомненно, ритм.
Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В. Волковой: «Художественные ритмы воздействуют в характерном для эстетического восприятия направлении. Сходство же состоит в том, что как в изображении, так и в музыке происходит затрата времени на восприятие чередования.
Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. В «Эстафете133» передается движение по диагонали. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Метрические композиции широко используются в декоративно-прикладном искусстве. Исповедальность европейского искусства есть качество, сформированное христианской духовностью. Прежде всего, необходимо отметить книгу Л. Ф. Прямоугольный, вытянутый вертикально формат создает развитие движения вверх. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Изменился и характер ритма 151 он стал более динамичным.
Лучше всего это состояние реализуется с помощью симметричных геометрических мотивов. Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности. 4—9). Т. М.
Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой. Движение в картине – выразитель времени. Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами) и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. 5.
Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. 2). Фигура стрельца, прощающегося с народом, фиксирует середину холста. Живопись Средневековья отражает начало формирования христианской культуры. В абстрактной живописи, отказавшейся от предметного изображения, роль воздействия ритма возрастает и приближается по своему значению к музыкальному.
Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому— картина «Клятва взале дляигры вмяч» Л. Давида). Ритмичное воспринимается как имеющее естественный порядок, правильное.
Значимость представляет охватывание более обширного, в сравнении с имеющимися работами исторического промежутка, а также более подробное раскрытие ритма в живописи, в отличие от работ, затрагивающих данное явление в контексте отдельных композиционных элементов.
Скучно. Это связано не только с потребностью человека окружать себя предметами, которые создают определенный психологический климат, но и с технологией изготовления того или иного произведения. Художники используют ритм не только как начало, организующее композицию, но и как эстетическую составляющую всего произведения. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.
53) – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной (см. Асимметричность, впервые появившаяся в Возрождение, достигает максимума и приводит к разнонаправленности ритмического движения, которое в зависимости от заложенного в произведение эмоционального отношения может колебаться от практически полного отсутствия ритмо-динамических ощущений до чувства максимальной динамичности ритмов, ощущения непрерывного, безудержного движения (особенно характерному для американской абстрактной живописи).
Она не будет отвечать специфике зрительного восприятия. Даже в поэзии уловить ритм не составляет никакого труда, а благодаря этой составляющей поэты придают своим произведениям торжественность (как в маршах), жесткость или наоборот меланхолическое настроение. Правда, вэтих картинах ритм отличается большей сложностью.
Характер ритма значительно усложнился. Ритм в картине организован художником. В иконе отсутствуют какие-либо детали, способные даже в небольшой степени «раздробить» ритм.
Почему же так происходит. Она достигается путем вращения элемента композиции вокруг центра (оси) и фиксирования его через определенные промежутки дуги окружности. Например, обращением точки вокруг центра на плоскости образовывается центрально-симметричная фигура– круг, в пространстве– сфера.
Симметрия – это наиболее очевидный и простой способ достичь в композиции равновесия. Синий цвет одеяния центрального ангела откликается в одеянии двух других. Стволы винтовок как черные восклицательные знаки за их спинами. Ритм всегда подразумевает движение. Таким образом, создаётся определённый цветовой климат.
Исходя из того, что ритм проявляется «в последовательном изменении свойств ряда сопоставляемых элементов» А. В. новаторства живописи Возрождения обусловливает огромное значение линии горизонта. Если ритм – это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения – «метр». Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т. д.
Если в живописи Возрождения увеличивается количество планов, то в музыке количество голосов возрастает до четырех, шести и более, каждый из которых ритмически практически дублирует остальные голоса. Итак, опираясь на составленный рисунок. Онвыполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Доминантными в этой сфере являются концепции Ф. -В. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени.
Так, стремление к творческой легкости и быстроте исполнения, характерное для искусства ХХвека (в американской музыкальной культуре проявившееся в джазовой импровизационности ритма), приводит к созданию в новых композициях бесчисленных вариаций ритма, максимально захватывающей чувством беспрерывного движения. Эстетика Гегеля подготовлена предшествующими попытками в направлении создания общетеоретических художественных концепций, в частности, «Философией искусства» Ф. - В. Шеллинга, однако работа Гегеля опровергает самодостаточность в искусстве эмоциональной составляющей, провозглашенную Шеллингом, аргументируя это тем, что психологические процессы «возбуждения чувств, эмоциональных состояний и переживаний. Все полотно «Пасифаи» обладает совершенно одинаковой ритмо-динамической напряженностью. Иконников и Г. П. Отступления могут касаться лишь деталей, а не геометрической основы формы. Почему же ритм передает движение.
Характер ритма значительно усложнился.
И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел. Ритм в живописи не всегда заметен зрителю. Теоретическая и практическая значимость, диссертации. Так, в «Троице» А. Рублева жестикуляция центрального ангела, также как и жесты других ангелов, создает ощущение ритмической неторопливости.
Различают три вида таких композиций: сетчатый, полосообразный и клетчатый. В результате ритм может строиться на контрастах объемов.
Жегин выдвинул систему композиционных сеток. Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому — картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида). Благодаря комплексному подходу к изучению ритма наибольший интерес представляют материалы сборника «Ритм и форма», где ритм раскрывается в музыкальном искусстве как аспект музыкальной формы в музыке разных жанров и стилей: от стилевой специфики ритма в древнерусском знаменном пении до ритмических особенностей инструментальной музыки, оперы Барокко, романтической музыки, музыки ХХвека. При большом количестве элементов сложнее ощутить, в какой момент ряд перестает восприниматься как завершенность. Упругий маршевый шаг.
Но: неправильно утверждать, что симметричная форма лучше, чем асимметричная. Бывает ритм возрастающий и убывающий. С давних пор симметрия – синоним гармонии. Вспомним еще одну картину И. Левитана —«Владимирка». В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет.
Лето дождливое было изба тесная, потолок низкий. Гегеля, П. А. Силовые линии также активно участвуют в ритмической организации. Аспект вертикальности движения ритма связан с вертикальным объединением элементов.
Таким образом, художнику удалось сочетать динамику и спокойные ритмы. Степанов дают анализ различных ритмических структур. Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью.
Приугасании тональных ицветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже приналичии контрастов величин илиположений предметов впространстве (дальше— ближе). Готовых рецептов композиционных построений не может быть. Контраст активизирует композицию.
Так, например, основой для построения композиции «Крестного хода» И. Репина стал яркий образ увиденной им в жизни огромной толпы. Все остальное погружено в тень. Определение ритма – чередование элементов. Оптический центр находится приблизительно посредине.
Действительно, ритм сопровождает нас всю жизнь. Так, картина Э. Делакруа «Резня на Хиосе» принесла ему положение главы романтической школы. Ко второму (пассивному) типу относятся ритмы в архитектуре, живописи, скульптуре, графике, где пластические формы находятся постоянно и ощущение ритма возникает из соотношения реально существующих элементов. По материалам диссертации был разработан учебный курс «Символизм в русском изобразительном искусстве».
В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Такого вида метрические композиции называют еще раппортом или раппортными композициями. Искусствовед Н. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» приводит убедительный пример того, что цвет в живописи обладает красотой и воздействием на чувства людей до тех пор, пока он относится к предметному изображению.
Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Меняя свое направление, размер интенсивность, пластику они также замедляют или ускоряют восприятие зрителя. Это используется в композиции для правильного размещения цветовых пятен. Второстепенные фигуры или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много внимания, не «забивали» главные образы, При таком выделении внимание зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном, которое, как многие инструменты в оркестре, не мешает главному, а только аккомпанирует, помогает ему. Равновесие. Опираясь на полученный нами рисунок, мы можем проанализировать, как располагаются основные линии и каких линий больше – горизонтальных, вертикальных или диагональных ломаных или закругленных.
Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Он считал, что передача ощущения движения в картине вызывает «наивысшую хвалу живописцу и требует всех его талантов». Вертикальные линии создадут ощущение лёгкости, полёта, устремлённости вверх. Если речь идёт о композиции, то необходима равномерность.
Глядя на картину, создаётся двойственное впечатление. Ритм вудачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) иобъединяет их. Этоуказывает насвязь ритма с композиционным законом цельности. Ритмо—композиционная структура фрески «Оплакивание Христа» может быть ясно прослежена на схеме. Она достигается путем обращения формы относительно оси симметрии. Однако они не «выпирают», не выставляются напоказ, наоборот, они уравновешиваются, только не горизонтальными линиями, а диагональными. В «Эстафете» передается движение по диагонали. В живописи изобразительным элементом выступают точка, линия, пятно, которые могут менять свои свойства: местоположение, пропорции, форму, цвет, тон, пластику и т. д., тем самым помогают зрителю воспринимать изобразительную плоскость с тем или иным темпом, в том или ином направлении, создавая «мелодию» живописного произведения.
Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно. Восприятие. Различные свойства могут меняться параллельно (например, одновременное возрастание величин и яркости элементов) или встречно (наоборот). Проблема ритма затрагивается в различных источниках на всем протяжении развития теоретической мысли. Она пишет: «Раковина» Врубеля производит сильнейшее впечатление и кажется, что оно зависит только от красоты цветовых переливов, ни от чего другого. В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом мрачной и темной избы. А равномерность чередования элементов в композиции называется метром. Расписывал ли художник керамику, резал ли деревянные изделия, шил ли иглой, стучал ли по наковальне – в основе всех этих процессов лежит «метр».
Но, действительно, равновесия в симметричной форме достигнуть проще. Ряд за рядом, словно накатывающиеся волны, плечом к плечу идут бойцы. Этот ритм выявляет целеустремленное движение.
Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию. Изобретая свой стиль «all-over», он стремился распространять по всему произведению раздражающий и стеснительный момент, чтобы в лабиринте клубков и переплетений взгляд никогда не находил покоя. Именно так работает ритм в живописи. Вы слышите, грохочут сапоги.
Изначальное название картины так и звучало – «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Таким образом, суть понятия «ритм»заключается вчередовании элементов композиций какряда звеньев, объединенных принадлежностью кодному явлению вего обобщенно-образном представлении. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д. Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Композиция, построенная на основе контраста, выразительна и надолго удерживается в памяти. Также, как и в музыке, в изобразительном искусстве ритм может различаться по скорости. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке.
В обоих случаях закономерное движение осуществляется на разных ритмических основаниях. А зная персоналию художника, всё становится на свои места. Движение в картине – выразитель времени. Когда мы смотрим на предметы действительности, в зрительном поле они распределены равномерно. Понятие «ритм» знакомо, вероятно, всем читателям. Пример: человек. Осевая– симметрия предмета или композиции относительно оси (линии).
Говорят еще: ритмичные движения, ритмичная работа, ритм жизни. В картине Сурикова «Меншиков в Березове» композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, благодаря чему создается впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке. Со всей определенностью можно сказать, что образным «насыщением» модерна «занимался» символизм, в котором мир трактуется как вечная загадка.
Дождь идет и работать нельзя. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. XX века, автора трудов «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости», множества публикаций и докладов – В. Кандинского (18661944).
Длинные тонкие посохи, четкие линии стола и сидений создают свой ритмический узор. «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже.
Ощущение ритма появляется только при наличии не менее пяти повторений. Связь музыки и танца была очень важна для Анри Матисса. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. По материалам диссертации был разработан учебный курс «Символизм в русском изобразительном искусстве». В результате наложения на этот ритм элемента (чаши), помещенного в центре композиции, образуется усложненная39 метрическая последовательность в основной части композиции – «А» (в аспекте зонального деления трактующаяся как «зона земного»), В этой части иконы может быть прослежен один из видов композиционного построения, выявленный Л. Ф.
Одностороннее изменение в подчеркнуто симметричной форме полностью недопустимо. Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции.
Удар – время, удар – время Элемент – пауза, элемент – пауза. Все это создает определенное минорное настроение.
В картине В. Серова «Петр Первый» величественности и беспрепятственному движению Петра противопоставлен робкий шаг не поспевающей за ним свиты. Для определенных специализаций это упражнение имеет смысл выполнить в рельефе используя бумагу, картон. Самый простой метр – одинаковые элементы и пробелы по размеру. Вотпочему очень важно определить основные контрасты ужев эскизах композиции.
Вот таким образом этот замечательный инструмент всегда должен быть в «арсенале» художника. В картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репин освещает только центральную группу — отца и сына.
ил. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Эмблема европейского экспрессионизма, работа норвежского художника Эдварда Мунка, «Крик» является одной из самых «звучащих», ритмичных работ современности.
Движение, как одно из свойств композиции картины, было введено еще Альберти. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Вот таким образом асимметрию часто используют для усиления выразительности формы. В«Эстафете» передается движение подиагонали. Именно в это время тактовая ритмика, которой мы.
Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями. Даниловой «От Средних веков к Возрождению» особое внимание уделяется исследованию проблемы художественно-изобразительной организованности, получившей плодотворное развитие в живописи ХУвека. Ритм – греческое слово и переводится как «мерное течение».
В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции. Более того, любой статический предмет по-своему ритмичен. Но это лишь на первый взгляд. В окружающей реальной действительности художник находит не только типаж для своих картин, но и основу композиционного построения.
Способы их фиксации и изъятия. Лучше всего прогрессирующий ритм можно понять на примере раковины наутилуса. Это музыка непреклонной решимости и веры в победу. Это граничит с преобладающим типом сознания и мировоззрением.
Возьмем, к примеру, процесс нанесения рисунка на ткань. Динамическая симметрия отрезков золотой пропорции порождат ощущение движения неподвижного. Существенная роль в композиции отводится ритму. Алпатова «Художественные проблемы итальянского Возрождения» и И. Е. Поворотная симметрия наблюдается в композиции формы многих цветов: цветок можно повернуть так, что каждый лепесток займет положение соседнего лепестка.
Доминанта может быть выражена в цвете или в масштабе. В то же самое время ритм движения раненых на мосту сбивчив и неорганизован. Такая композиция потребовала иболее энергичных контрастов величин, тонов, красок. Ритмом в музыке, поэзии называют периодическую повторяемость одинаковых или схожих элементов. Ему вторил Леонардо: «Жесты и движения должны быть вестниками души того, кто их производит» (см. Но симметрия – не единственный способ ритмической организации картины. Материя, движущаяся в пространстве – времени имеет в себе самой тенденцию бесконечно. Аналогично повтору, ритм отвечает за расположение элементов на холсте. Возможные темы: «Праздничные фанфары», «Современный промышленный город», «Одиночество», «Спортивный праздник», «Ярмарка» и т. д. Композиции выполняются любыми изобразительными средствами.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. сразу все пришло — всю композицию целиком увидел». На основе данного подхода Л. Ф.
По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. Жегина «Язык живописного произведения», включающую в себя все более ранние объяснения как частные фрагменты и отличающуюся глубиной научного поиска и разносторонним освещением проблемы динамических особенностей живописи.
Ритмические построения достигаются с помощью различных элементов симметрии, а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиционного характера — контрастами или соответствиями масс, отдельных предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен, пространственных членений и пр.
И, вопреки фактам о нестабильном душевном состоянии Ван Гога в период создания картины «Звёздная ночь», ритм этой картины вполне спокойный, уравновешенный и гармоничный. В художественном творчестве случайные отступления от симметрии (а тем более такие, когда форма находится на грани между симметрией и асимметрией) вызывают неприятные зрительные ощущения. Каждый шаг повтора прогрессирует, последовательно увеличивая или уменьшая такие изменения. Если на картине изображены резко приближенные части человеческого тела, то зритель оказывается в положении «любовника», он «неприлично» приближен к фигуре.
Здесь фигуры, меняясь в размере, сохраняют свою форму. 3. Наряду с широким кругом вопросов, таких как иконография сюжетов, проблемы света и тени в их конкретном и символическом толковании, затронуты вопросы о представлениях средневекового и ренессансного художников о пространстве и времени и преломлении этих представлений в живописно-композиционных построениях. На столе округлая общая чаша 151 символ единения и композиционный центр иконы. Одежды ложатся упругими повторяющимися складками.
Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Ведь если музыка и поэзия сами «ведут» нас во времени — нужно только, подобно усталому пловцу, отдаться их течению, — то здесь существенную роль в восприятии ритма играет последовательность перемещения взгляда вдоль изображений, т. е. развитие ритма в конечном счете устанавливает сам зритель. К первому относятся звуковые (музыкальные), танцевальные, световые и другие ритмы, то есть ритмы, которые появляются и исчезают в определенных временных рамках.
Например, на картине К. Коровина «Зимой» (ил. Левая сторона явно перегружена в ущерб правой. Новое, усложненное мироощущение эпохи Возрождения отразилось в живописи (по аналогии с музыкальным увеличением голосов) увеличением количества планов («зон»), каждый из которых имеет свою линейную и цветовую ритмику, подчиненную идее целого, что стало характерным для всей последующей реалистической живописи. Садовое кольцо» и «Раздолье».
А теперь давайте поищем музыку и ритмы на картинах выдающихся художников. Представляя собой проявление одного из фундаментальных явлений, живописный ритм всегда будет представлять интерес. Размеры светлых пятен, расстояния между ними не случайны. Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. В книге «Основы архитектурной композиции» имеющей особое значение для изучения выбранной нами темы, А. В.
Их изучением занимается раздел геометрии под названием «геометрические преобразования». Такой тип предполагает искривление и изгиб мотива и пространства полотна. Закономерные связи фигур весьма разнообразны. Вся композиция вписывается в слегка вытянутый круг.
Зеркальная и осевая симметрии являются взаимообусловленными. Впервые появившаяся в живописных композициях асимметрия, значительно менее четкая по сравнению со средневековой живописью ритмо-динамическая направленность к центру в раннее Возрождение (например, во фресковой живописи Джотто ди Бондоне), либо ее разнонаправленность в более поздний период (Эль Греко), также создают ощущение повышенной скорости, живости ритмов. Пример (рис. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.
Здесь важно всё: форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Существуют различные виды ритмического повтора.
Но прогрессирующий ритм делает это особенно выразительно. Действие под открытым небом требует некоторого пространства. Залитая светом комната будет производить на человека иное впечатление. Сведённая к простым плавным линиям фигура кричащего вторит волнообразным линиям пейзажа.
Увеличение количества элементов обычно усиливает выразительность ритма. Надо отметить, что все символисты и, особенно, Борисов-Мусатов, стремились к приближению живописной структуры к музыкальному образу, к пространственной (вневременной) «музыкальности» — уподоблению композиции, состоящей из линейно-цветовых элементов, музыкальной композиции из звуков. В композициях картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. Суриков использовал типичную обстановку Красной площади и старых московских улиц.
В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции. Любая личность находится в системе развития всего человечества, живущего на Земле, а Земля в свою очередь является частью Вселенной, которая также имеет свое развитие и движение, то есть определенный ритм. там же).
Характер ритма значительно усложнился. Ритм образуют такие ритмические элементы, как акцент и интервал.
Если интервалы изменяются, повышается сложность и выразительность ритма. Лишенная любых контрастов форма становится вялой и неинтересной полное отсутствие контраста создает монотонность (что притупляет внимание), делает композицию менее выразительной и даже скучной.
Но ведь композиционное свойство должно быть универсальным по отношению ко всем жанрам живописи. Каким же смыслом должно быть наполнено понятие «движение», что бы оно отвечало этому требованию. Именно в таком смысле это понятие использовалось и другими исследователями при описании движения как свойства композиции. Но давайте поставим вопрос – а может ли в таком значении понятие «движение» быть композиционным свойством в живописи вообще.
Акцент, чередуясь с интервалом, образует ритмический ряд. Ритм является одной из основополагающих установок человеческого восприятия. Например, винт, шуруп, в природе – листва на стебле. Фрейда и, отстаивая принцип бессознательного в творчестве. Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, вчастности «Ночной дозор» и«Возвращение блудного сына». Ритм является одной из волшебных палочек, с помощью которых можно передать движение на плоскости.
Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Мы видим, как разворачиваются ряды уходящих на фронт ополченцев. Колорит природы подобен мажору или минору в музыке. Актуальность исследования. Ритм обладает огромными возможностями.
Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, разной степени значимости, выражает энергию и эмоциональную составляющую произведения. 3, а деревья сосредоточены слева, а справа — пустой горизонт. Отсюда и происходит закон цельности и даже композиционный закон самой жизни. Плавность и округлость контуров ангелов подчеркивается мотивом прямых линий.
Каган отмечает его двойственность, которая состоит в том, что оно должно заключать в себе восприятие одновременно и реальной пространственно-временной структуры и радикально от нее отличной структуры художественного времени и пространства. Как натянутые струны звенят конструкции переходного моста.
Меншиков. Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавливается композиционный центр. Представители академического направления в искусстве XIXвека, несмотря наограничительные рамки этого течения (в частности, вобласти содержания иправил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию сучастием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета вобрисовке фигур, расположенных вопределенном ритмическом порядке. О том, как зародилась композиция картины. «Меншиков в Березове», Суриков вспоминал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Силовые линии пронизывают любую живописную работу.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Символический аспект представлен и в линейной составляющей иконы, в самом очертании фигур. М. В.
Плоскость, которая разделяет предмет на две равные части, является плоскостью симметрии. Интенсивно окрашенный предмет воспринимается в первую очередь. Он присутствует во многих явлениях действительности. комплекс задуман как единое целое. Нарушение симметрии влечет за собой ощущение беспокойства, динамики, сложности.
Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя.
В технике по этому принципу построена формагребного винта и гребного колеса. Винтовая симметрия – образуется при вращательном движении линии или плоскости (точки, фигуры) вокруг неподвижной оси с постоянной угловой скоростью при одновременном поступательном движении вдоль оси. Что же такое движение, ритм, конструкция в композиции картины. Объединение всех вышеперечисленных типов ритмичности в одной картине называется текущим ритмом. Исстари такие ткани назывались набивными или «набойками». К такому изображению зритель равнодушен. Жегиным, – «композиция в кругах». Эта логика, в отличие от Романтической, несколько видоизменяется.
Садовое кольцо» и«Раздолье». Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому 151 картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида).
И по характерным свойствам все они делятся на четыре группы: ортогональные, подобные, аффинные и проективные преобразования. Изменения проявились, прежде всего, в самом принципе зональности. Этот основной аспект живописно-композиционного.
Ритмически организуются зоны внутреннего, эмоционального мира. В пейзаже Левитана «Летний вечер» почти нет ничего привлекательного по своим объектам: на первом плане ворота, кусочек поля и лес вдали, но как он прекрасен своим вечерним колоритом. В картине П. П. Чаще всего используется прямоугольный формат «золотого сечения».
Храм Василия Блаженного занимает в картине 38 частей. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Рассмотрим некоторые из этих средств. Для метрических композиций характерна статика.
Жизненная правда — вот основное правило создания композиции картины. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др. ). Принципы применения приемов симметрии и асимметрии: Гармония. Тем не менее в данной композиции будет присутствовать ритм. При этом организм как бы настраивается на внешний источник ритма и адаптируется к нему.
Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски. Художник сказал: Мужество имеет свой ритм и динамику. Серое небо, однообразная пустынная дорога тянется вдаль к горизонту.
Ритмически организуются зоны внутреннего, эмоционального мира. Крупный масштаб при изображении обнаженного тела очень редко использовался до XX века и чаще всего в картинах, которые не выставлялись, считаясь неприличными, как например, скандальная картина Г. Курбе «Происхождение мира» или «Даная» Г. Климта. Такая композиция может зрительно распасться на части. Вместе с тем, объединение голосов в консонирующие гармонии, которые господствуют в музыке этого периода, а также строгое ограничение необходимо присутствующих диссонансов создает единство музыкальной композиции.
Жегина, «небесный сегмент», может рассматриваться как подчиненная основной, второстепенная часть (или зона) «В». Этот недостаток отсутствует на рис. Это свойство ритма определяет его связь с композиционным законом жизненности, который требует от художника проникать в движение внутреннее, а не ограничиваться показом движения внешнего. Например, симметрия – тип связи между фигурами F и F1, M и M1 (и т. д. )живописных пятен «Тайной вечери» Леонардо да Винчи (рис. 1). Метрическая композиция строится на строгом отсчете времени и пространства. Мы можем видеть, что движение в картине распределяется по условным линиям, которые можно сопоставить с буквой «И».
По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины. В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет. Потакому жепринципу строит Дейнека иполотна «Эстафета.
Здесь использовано вертикально-горизонтальное объединение элементов, три из которых равны по величине, расположены на равных интервалах по горизонтали (фигуры ангелов). Физиологи и психологи установили, что человек реагирует не только на свои собственные ритмы, но и способен усваивать ритмы идущие извне. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание. Произвольное расположение – это способ создания композиции без какой-либо структуры. В«Раздолье» показано движение спортсменок снизу, среки накрутой берег, сначала прямо назрителя, потом параллельно плоскости картины. Флоренского. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Этот спокойный и торжественный ритм создает тихую, умиротворенную мелодию.
Проективные преобразования – коллинеации, в частности – гомологии. Егодейственность основывается назаконах композиции, натональных и цветовых контрастах (в скульптуре — наконтрастах объемов).
Ритм применяется в живописи. Размеры работы приблизительно 75 х 55 см. В работе И. Е. живописи ХХвека, будь то символизм либо абстрактная живопись, более правомерно, по мнению автора, проводить аналогии частей картины не с планами, а с символическими композиционными «зонами». Как известно, Средневековье – период становления и формирования христианства.
466)- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия (ил. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. ил. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Последние – легкие, разнонаправленные, кроме центральной – линии тела Вакха. Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен, что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. Группа деревьев за мостиком и тень под мостиком организуют живописные пятна, которые можно представить фигурами М и М1, подобными по форме (рис. 2). пользуемся и поныне, вытесняет мензуральную средневековую.
Он наиболее ритмически уравновешен и гармоничен. Композиционное движение является закономерным. Изменился и характер ритма — он стал более динамичным. Только так художник может повысить в картинах выразительность колорита.
Так, например, в зависимости от освещения мы испытываем неодинаковые переживания при восходе солнца или заходе, днем или в лунную ночь, в туман или в дождливый день. Этот формат часто используется для сложных, многоплановых композиций. Ритм в картине как бы застывший, неподвижный, но он дает ей жизнь. Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану.
Художники XVII -XVIII столетий стали свободнее оперировать перспективой: вводя в композиции высокие и низкие точки зрения, они добивались правдоподобного изображения трудных и замысловатых ракурсов. И в этом случае ритм является главным средством выразительности. Сформулировав понятие, перейдем к некоторым особенностям применения данного правила. Искусство Средневековья отражает это формирование христианской культуры.
В основном они применяются для создания рисунка на тканях. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим. В искусстве ритм понимается как синтез количества и качества в выражении художественной формы.
По-новому, скоординированная структура композиции, складывающаяся со стремительной скоростью, образно репрезентируется не снизу вверх (или наоборот, сверху вниз), не слева направо, либо наоборот, как это происходит в средневековой иконе, но вглубь художественного пространства. Чередование элементов в композиции побуждает зрителя размышлять, воспринимать сюжет вего развитии. Хронологические рамки, очерченные в диссертации, определяются следующими аспектами. Ритм получил подробное исследование в теории музыки. В формате уже заложено ритмическое чередование — чередование горизонтали и вертикали, также он задает в определенной степени направление движения восприятия и если формат приближается к квадрату, то ритмически он более статичный, если вытянутый, то внутренняя структура его более динамична.
Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре 151 на контрастах объемов). Простейшие формы ритма, так же как симметрия, любимы русским народным творчеством. Даниловой «От Средних веков к Возрождению». В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства. Излишний контраст может огрубить композицию, сделать ее примитивно-схематической.
Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра. Садовое кольцо» и «Раздолье».
Но они до сих пор привлекают своей неповторимой декоративностью. Правдивость вечернего состояния делает картину поэтичной. Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже надалеком расстоянии. И вдруг.
Самые простые проявления ритма и самые сложные одинаково реализуются в характерных повторениях одних и тех же форм в одинаковых интервалах (античные колонны, например и балконы и окна любого здания), это можно наблюдать повсеместно. В определением ритма этой картины не всё так просто. Его деятельность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах.
Формат картины русского живописца В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» близок к прямоугольнику золотого сечения (рис. Нельзя строить композицию картины только, например, по принципу «треугольника» или «диагонали», который применяли старые мастера. Ритм сопутствует любому закономерному процессу, в том числе и закономерному движению.
Овсянников. Ритмическая связь между ними может быть осуществлена при помощи гомотетии (подобное преобразование) с центром О. Таким образом, в структуре этой картины доминируют два мотива, занимающих большую часть площади картины и определяющих ритмику всей картины. Все человеческие чувства подвластны ритму, он воспринимается и зрительно и на слух. Несколько равнозначных композиционных центров разрушат единство и целостность композиции.
Изменился ихарактер ритма — онстал более динамичным. Метричность – это равномерность в движении типа механического. Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета. Форму живописного пятна фиксирует плоская фигура, ограничивающая это пятно. Доминанта – визуальный центр, первым бросающийся в глаза, лишь потом человек начинает видеть и рассматривать остальное. Применение симметрии еще этого не гарантирует.
Таким образом, суть понятия «ритм» заключается в чередовании элементов композиций как ряда звеньев, объединенных принадлежностью к одному явлению в его обобщенно-образном представлении. Мрачный полусумрак подвального помещения действует на человека угнетающе. Выразительность.
Ярким примером метрического ряда служит орнамент. К. П. Брюллов «Последний день Помпеи» Русское искусство XIX столетия стремилось активно использовать ритм для организации картинной плоскости. Пример: цилиндр. Центральная (поворотная)– симметрия относительно центра (точки). Объяснить принцип построения ритма в визуальном искусстве достаточно непросто. В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь пространства.
Точнее, человеческий мозг воспринимает ритмы в живописи подсознательно. «Пасифая» – произведение, в котором эмоция выражается очень сильным и насыщенным наложением краски оно структурировано ритмами линейных элементов. Основные виды симметрии (рис. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции.
В связи с этим, надо сказать о двойственности искусства.
В картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом в главных персонажах изображаемого события фигура сына, лицо и руки отца. Вертикально -горизонтальное объединение ритмов обеих зон создает ощущение умеренности ритмо-динамической полифонии иконографической схемы деисусного ряда. Поллок создает однородную поверхность без кульминационной точки и без центра средоточия. Раскрывая механизм художественного восприятия, М. С.
Например, размер объекта может увеличиваться согласно геометрической прогрессии. В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, очаровывается ее женственностью и прекрасным живописным мастерством художника. Таким образом, повинуясь общему движению в картине, мы обнаруживаем здесь определенный ритмический рисунок («И»), в котором гармонично сосуществуют движение и стабильность. Статика – это состояние покоя, равновесия. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше 151 ближе).
Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Усложнение здесь стало возможным благодаря изменению самой фактуры произведений. Известно, что В. В.
В музыке и поэзии ритм даёт ощущение выразительности мелодии, настраивает на нужный лад. (по одной из классификаций существует двадцать девять видов аффинных преобразований). В картине И. Левитана «У омута» верно переданное состояние сумерек, сырость и прохлада заросшего пруда вызывают впечатление таинственности и сказочности пейзажа.
Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Именно вот таким образом цвет доминанты нужно поддержать аксессуарами или текстилем. В результате претворения новой абстракционистской логики построения живописного пространства, все концепции которой сводятся к выявлению эмоциональности путем линии и цвета, разделение на такие основные части, отображающие реальный мир, как небесное и земное, отсутствуют. Делакруа развертывает перед зрителем целую симфонию горя, страдания, отчаяния. Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке.
Иконников и Г. П. Пример: рис. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Возможно, преобладает динамика, как основная черта ритма жизни в постмодерне. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое.
В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольницы помещена злорадно посмеивающаяся физиономия возницы и тут же недалеко голова мальчика, который глуповато смеется. Степанской, . В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. И можно сказать, что ритм есть форма реализации закономерного движения. Именно ритм помогает художнику передать движение в картине.
Один из таких видов ритма — называется прогрессирующим. Картина посвящена гражданской войне. Нарушение симметрии. Либо фигура в центре полотна выступает резонатором крика самой природы. Характеристика контраста как художественного приема: Контраст позволяет выделить и гиперболизировать свойства предмета по сравнению с его антиподом (например, тонкий рядом с толстым тонкий кажется еще худее, как Дон Кихот и Санчо Панса).
Подготовка материалов для экспертизы. Ритм может выражаться с помощью всех изобразительных средств: существуют ритмы форм (точки, линии, пятна и их сочетания), ритмы цвета (ахроматические и хроматические), ритмы, выраженные фактурой. Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Ритм не только обогащает композиции, но и помогает их организовать. Понятие метра относится также и к музыке, поэзии, танцу.
Это не правильно. В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины. – вот вопросы, которые мы постараемся осветить в данной статье.