И это не просто виртуозная игра «мастера светотени», как называют гениального голландца историки и знатоки его творчества. Заказы хотя и были, но довольно однообразные и не увлекали.
Мы не знаем, что выражает его лицо. Юноша – франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Из-за неурожая, пришел голод, работников никто не брал. Отец с нежностью обнял сына за плечи. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Откуда проявляется суть человека, кем создано и как меняется то, что определяет бытие.
Он признал свою вину и попросил прощения. Отец при встрече с сыном приказал заколоть лучшего теленка и устроить праздник. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая.
А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Это аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви. В 1635 году он создаёт картину «Автопортрет с Саскией на коленях», отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство.
Что же до информации о самом Рембрандте, то последние десятилетия она собирается буквально по крупицам – при жизни художника многое было утеряно, не говоря уже о том, что никто целенаправленно не вел его жизнеописание. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Младший же был недоволен тихой семейной жизнью.
Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Как считается, оно написано в последний год жизни художника. Характерной особенностью в картинах Рембрандта является реалистичность передачи. Среди достижений Рембрандта было много известных картин, одна из наиболее известных «Возвращениеблудногосына». На холсте художник создал свою собственную интерпретацию библейской истории. Необычное использование техники светотени и темная цветовая гамма (в основном желтый, красный и коричневый) создают необычный и интригующий образ. Картина «Возвращение блудного сына» была написана в 60-е годы семнадцатого века, в эпоху барокко, масляными красками. Это одно из самых известных произведений этого периода.
Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Даже дом ушел с молотка. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. Исторически относясь ко времени расцвета голландской живописи XXVII века, он не позволяет обнаружить явной привязки к ней ни по темам, затрагиваемым в картинах, ни по художественным средствам, с помощью которых он эти темы раскрывает. Рембрандт и сам обращается к этому сюжету неоднократно – известны его офорты с названием «Блудный сын».
Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Еврейская книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел «Тшува» использующая аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога (вариацию притчи), в XVII веке появилась в Амстердаме. Старший же сын, вернувшись с полевых работ и узнав, почему затеян праздник, разгневался: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Лицо, не смевшее взглядом встречатся с отцовским. Медленно и выразительно обрисовал он положение дела.
Отец принимает в объятия сына, упавшего перед ним на колени в горьком раскаянии. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Друзья, предававшиеся вместе с ним веселью, тут же отвернулись от него.
Это изображение предельно одухотворенно и избавлено от всех анекдотических аспектов. Вынужденный отказ или препятствие выводили нас из себя и лишали покоя. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта. Множество других произведений искусства основано на библейской притче о блудном сыне. С этой точки зрения радость бытия, которую излучают полотна мастера, написанные в самые счастливые периоды жизни, дополняется немного другим оттенком. Конечно не только в офортах, в больших полотнах также.
Вместо этого, эта страна стала известна миру живописи благодаря картинам в жанре реализм, в том числа портретам и натюрмортам (особенно в жанре Ванитас). Он скорбит об утраченной молодости и сожалеет о невозможности изменить текущие дни. Тогда он решил вернуться, чтобы попроситься к отцу на работу. Краски лежат на холсте густыми мазками.
Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Он писал ее портрет в различных одеяниях и образах. Исхудавший, в оборванной одежде, пребывая в отчаянии, младший сын пожалел, что ушел из дома, обидел отца. После смерти Саскии Рембрандт на некоторое время впал в депрессию, даже перестал работать. И только он один знает, как изменилась его душа. Даже для автопортретов Рембрандт наряжался в заморское и примерял на себя новые образы.
Трудно сказать, кто эти люди. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Его авторитет был непререкаем в пору расцвета творчества и превращен в ничто дикой завистью коллег по цеху после разорения амстердамского живописца.
Молодой человек получил, что просил и покинул отчий дом. Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его.
выделяются выпукло наложенной краской. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу2, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына).
Барокко. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Перед ней свирепая толпа бросает камни в несчастную жертву, Св.
Блудный сын, да, да именно так. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. В похоронной процессии шла только его дочь Корнелия от Хендрикье Стоффелс, третьей жены (не официальной, а, можно выразиться, гражданской). Рембрандт позволил себе отойти от классического текста. ".
Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Да к тому же в стране настали тяжелые времена.
В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. О притче читателю напоминает описание картины «Блудный сын», которая висит на стене в доме отца. Композитор Прокофьев написал балет, Бриттен – оперу. Возможно, это изображение матери блудного сына.
Можно сказать, что «Возвращение блудного сына» это иллюстрация того, как в одном человеке в конце его жизни происходит объединение внутреннего, духовного и внешнего, подверженного страстям мира. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Но на гравюре эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. Нидерланды (Голландия).
«Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией)его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери) и за это была отлучена от церкви.
Он и не заметил, как у него закончились все деньги. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания.
Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. Изображение святого не идеализировано, а грубо реалистично. Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно – служанка или ещё одна персонифицированная аллегория и мужская), труднее поддаются отгадке. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви и, вдобавок имеет красный медальон в форме сердца. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет.
Если для большинства «малых голландцев» и созвучных им художников характерно стремление к точному и ощутимому изображению вещей, выражению их материальной сущности, то у Рембрандта предметы проступают из небытия или «из тьмы былого», находясь в тесной взаимосвязи с ходом времени, с историей. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Традиционная датировка 1668—1669 годами, впрочем, некоторыми считается спорной. Существует предположения, что на самом деле второй брат – это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну.
175, 5 x 210, 5 см. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Но разве это можно написать. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Один из них свалился с ноги и зритель видит заскорузлую его пятку. Обстоятельства написания полотна загадочны.
равных Шекспиру. Дело с темой о блудном сыне Рембрандт имел и ранее, как гравер, а также создавал эскизы и рисунки, но в этой монументальной версии можно видеть самое трогательное и психологически сложное противостояние братьев.
Данное полотно явилось результатом сомнений и мучительных переживаний зрелого автора. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях.
Но не только родственники преследовали Рембрандта. ведь он не знает, что делать дальше, а руки кажется трясутся от их усталости. Он был погребен на кладбище для нищих. Его одолевала скука.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Старший сын держится отстраненно. Блудный сын осознал свою ошибку и сделал то, что многим не под силу.
Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Человек из разъяренной толпы готов ударить его по голове огромной глыбой. Композиционный центр находится почти у края картины.
Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя – на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви и, вдобавок имеет красный медальон в форме сердца. Осталось только удерживать в памяти виденное. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Богатые одежды, в которых изображены герои, были частью коллекции художника. Кисти рук старика, его лицо и нарукавники.
Лоб отца как бы излучает свет и это самое светлое место в картине. Сын повёрнут к нам спиной. В классическом тексте он приходит, когда уже в доме идет подготовка к празднованию по случаю возвращения младшего брата. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом. Люди были готовы недоедать, но не скупились на картины.
И все из-за того, что он не пожелал мириться с отцовскими порядками. Живопись главных фигур вызывает непреодолимое ощущение осязаемости. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. В Картине «Мученичество Святого Стефана» (Рис. 5) художник сузил и затенил пространство, в котором заключены персонажи картины, чтобы создать удушающую атмосферу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники — самый простой люд. Помимо главных героев Рембрандт изобразил на полотне и других людей.
Их лица, выражения и позы демонстрируют целую гамму эмоций. Также в комнате на заднем плане можно наблюдать заинтересованных слуг. Страшный финал несбывшихся надежд.
Рембрандт чувствовал себя таким грешником, блудным сыном, пришедшим в конце жизни к покаянию, которым и стала его картина «Возвращение блудного сына». Как известно, лысыми в то время были каторжники. Воротник хранит намёк на былую роскошь. «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Праздная жизнь, в которую пустился младший сын, длилась недолго. «Возвращение блудного сына» – возможно, последняя картина Рембрандта.
Вот он – младший сын, который живет в нас. Возможно, это изображение матери блудного сына. Отец согласился. В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Когда же все деньги были истрачены, в той стране, где он находился, начался голод.
Настала очередь выступить ван дер Питу – адвокату художника. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Многие художники XVII века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий – это были и серьёзные картины, полотна и карикатуры иллюстрации, прикольные картинки с надписями. Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы.
И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. Рембрандту тема блудного сына сопутствовала в течение многих лет жизни.
«Возвращение блудного сына» – картина, которую принято считать завещанием гениального художника. Нельзя не видеть, что рельеф красочного слоя был существенным для художника не только потому, что обогащал цвет (этим приемом Рембрандт пользовался в живописи украшений и раньше), но и потому, что усиливал выразительность. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций.
Сюжет строится по композиционной схеме отклик»3. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Он ещё не вошёл в дом, а упал на колени перед отцом, который вышел его встречать. Картина – классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения.
Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном». Вспомните младшего сына, который захотел немедленно получить часть состояния отца.
Историки искусства обычно датируют её 1663 годом – годом смерти маэстро. Настала очередь выступить ван дер Питу — адвокату художника. Поначалу это были небольшого формата офорты (гравюры на металле – ред. ) на евангельские сюжеты, в которых художник экспериментировал со светом и тенью.
Дело в том, что в каждом из нас есть что-то от блудного сына, что-то от гордеца старшего сына и что-то от всепрощающего отца. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Воротник хранит намёк на былую роскошь.
Работа закипела после переезда в Амстердам. Кто из нас, увидев какую-то вещь, не испытывал желания заполучить ее сейчас и немедленно. Сколько в этом жесте любви и отцовской нежности. В небесах на гравюре на греческом иврите и латыни написано «Бог». Медленно и выразительно обрисовал он положение дела.
В XVII веке Голландия была сильнейшей экономикой мира. Старший во всем слушался отца, помогал ему в делах.
Саския была его музой, вдохновением, светочем. Настала очередь выступить ван дер Питу – адвокату художника. Рубище сына, его голые грязные пятки – как можно было иначе, не прибегая к подобным «низким» деталям передать ту отчаянную нищету, в которую впал этот человек. Одна из последних картин мастера не содержит свойственного ему динамизма. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его.
Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Один из них свалился с ноги и зритель видит заскорузлую его пятку. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Сюжет картины «Возвращение блудного сына» не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта.
Композиционный центр находится почти у края картины. Отучившись три года (что было достаточно для начала собственного дела, как тогда считалось) у своего дяди – профессионального художника, – Рембрандт с другом открыл мастерскую в Лейдене. Кассель. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом.
Однако не украшения стали предметом всеобщего любования. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его.
Однако его не поняли. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни. Оборванная одежда говорит о том, что он сам заработал на нее деньги, выполняя рабский труд.
В-третьих, сама встреча описана иначе. Его лица не видно, голова написана в profil perdu. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Юноша острижен наголо. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе.
«Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа. Во время работы над картиной «Ночной дозор» умерла любимая жена Рембрандта Саския. Написав «Возвращение блудного сына», Рембрандт подтвердил свою верность особой атмосфере, присущей только ему, которая выделяет главное на полотне, не обделяя светом ни единой важной детали.
В голландские порты стекались диковинные товары. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. Кисти его рук крепко сжаты – видна внутренняя борьба, которая происходит в нем. Зритель не имеет возможности рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени. А отец, склонившись к бродяге, с бережной нежностью прижимает его к себе. Он бросал убедительные, едкие и страстные слова: "Пусть сгорят от стыда те, кто во имя ничтожных денежных сумм, которые не грозят им ни малейшим убытком или несчастьем, хотят сделать Рембрандта нищим/ Я, ван дер Пит, говорю здесь не только как адвокат должника, я говорю от имени всего человечества, которое хочет отвести незаслуженные удары судьбы от одного из великих сыновей его.
Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. После смерти Рембрандта Корнелия вышла замуж и уехала в Индонезию.
Юноша много странствовал, много испытал и пережил: его голова покрыта струпьями, башмаки стоптаны. Трудиться и преумножать семейный достаток он не желал. Еврейская книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел «Тшува» использующая аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога (вариацию притчи), в XVII веке появилась в Амстердаме.
Холст, масло. Он прокутил состояние, растратив его на удовольствия, азартные игры и женщин. Сюжет притчи послужил основой для многих литературных произведений. Сегодня мы даже не знаем, где находятся останки художника. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта.
Его лица не видно, голова написана в. Это он заставляет терять рассудок, совершать глупости и творить плохие поступки. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Это свойство живописи Рембрандта созревает с течением жизни мастера, достигая максимума к концу её.
Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. 1669 год. Картина сложна и интересна.
Чахотка поразила любимого сына Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок. Рассуждения на эту тему обнаруживаются исследователями творчества Рембрандта даже в такой знаменитой вещи мастера, как «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына». Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына».
Не случайно у него было много учеников, поклонников и еще больше завистников. Все эти произведения содержали различные моралистические послания. Именно таким художником-протестантом и стал Рембрандт.
Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» («Пир блудного сына»). «Глубина пространства передаётся последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. Для начала, нужно внимательно посмотреть на персонажей.
Внешне менее драматичное, чем произведения его современника Питера Пауля Рубенса, обширное наследие Рембрандта отражает сдержанные эмоции и дух благочестия кальвинистской Голландии. Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Жил был один богатый старик. Так в повести Пушкина «Станционный смотритель» героями являются обедневший отец и живущая в достатке дочь. Сюжет строится по композиционной схеме отклик».
Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. И не была картина столь убедительна, если бы не эти жилистые старческие руки. Обрадованный отец выбегает навстречу сыну и падает перед ним на колени. Рембрандту тема «блудного сына» сопутствовала в течение многих лет жизни. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом.
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Встал и пошел к отцу своему. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Не удивительно, что голландцы пришли к «протестантскому искусству». Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были и возвращает ему Свои милости и дары.
Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Теплая и гармоничная цветовая палитра, включающая в себя оттенки охры, золота, оливковых и алых тонов создают необыкновенное чувство спокойствия и нежности. Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников.
«Возвращение блудного сына» – картина о завершении всех земных путей, где в конце будет золотой луч, подобный тому, что осветил встретившихся, осветил один из самых выдающихся рембрандтовских образов – голову отца.
Их полускрытый замысел и непостоянность. Было у него два сына. О тяжести красного цвета мы уже говорили.
Он скажет всем, что пишет «Возвращение блудного сына». В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын – высокий мужчина справа. Но более известен он как евангельский сюжет: притчу о блудном сыне мы читаем в Евангелии от Луки (Лк. : 15:11-32). Из сумрака комнаты свет выхватывает две фигуры: отца и сына.
Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картинная галерея. В XVII веке большую популярность приобрел сюжет о блудном сыне.
Наверняка, он видел всю грязь этого мира, все пороки. Работал он над картиной безмятежно и неторопливо. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.
На картине изображён заключительный эпизод притчи: блудный сын возвратился домой. Корабли ее купцов, казалось, были везде – даже с Японией шла торговля (больше Япония ни с кем в то время и не торговала). Но на гравюре эти фигуры надписаны – Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда.
На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. И это был их первый и последний (если не считать рисунков) совместный портрет. Его жесты сопровождены молчанием, глаза полузакрыты. Там следы ее семьи теряются. Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами.
Он был готов выполнять самую унизительную работу – пасти свиней, но ему доставались жалкие крохи, хозяин кормил животных лучше, чем работника. Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта. Туфли изношены, причем трогательная деталь – одна упала, когда сын становился на колени. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.
Это тоже своеобразное «Возвращение блудного сына» – картина, которая трактуется ими как иллюстрация той части притчи, которая повествует о мотовстве сына, бездумно тратящего отцовское наследство. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Композиционный центр находится почти у края картины.
Его обувь изношена так, что видны дыры. Гравюры, выполненные в технике сухой кисти (рисунок процарапывается твердой иглой непосредственно на металлической доске, а не на слое кислотно-упорного лака, как в офорте) с удовольствием скупались (самые знаменитые «Христос исцеливший больных», «Се Человек», «Христос в Эммаусе») и приносили Рембрандту серьезный доход. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Историки искусства Г. Герсон и И. Линник предложили датировать картину 1661 или 1663 годами.
Но не только родственники преследовали Рембрандта. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Все это потом использовалось в работе. Кто они, точно сказать нельзя.
Этот луч – милосердие, на которое стоит надеяться всем заблудшим. Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.
Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке». Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек.
Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Причем одна ладонь выглядит как мягкая, ласкающая, материнская, а вторая – как сильная, удерживающая, отцовская. С другой – это старший сын, в котором воплощается совесть. Рембрандт родился в Лейдене в семье зажиточного голландца – владельца мельницы. Старый отец принимает и прощает блудного сына, невзирая на его ошибки.
Рембрандт – новатор. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Сюжет строится по композиционной схеме отклик».
Художник регулярно прогуливался там и скупал необычные ткани, украшения, оружие. Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория и мужская), труднее поддаются отгадке. Они темные. Лицо которого уставшее и мудрое показывает его нулевое состояие, если можно так сказать.
Картина «Возвращение блудного сына» (Рис. 6) основывается на Библейском сюжете и является воплощением духовного и плотского, небесного и земного начал. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк 15:18-21). То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира. Во-первых, он изобразил отца слепым. Эта пауза не беззвучная – она звенит Ведь слишком много потеряно – его голова обрита, как у каторжника, его обувь стерлась, у него не осталось ни сил, ни средств чего-то добиваться, ни даже желаний и амбиций. В небесах на гравюре на греческом иврите и латыни написано «Бог».
Главное отличие творчества Рембрандта ван Рейна – его вневременной характер. И вот он лишен того, что ценил.
Композиционный центр находится почти у края картины.