Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором. Порыв может быть и в природе и в жизни человека. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstcke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.
Ноктюрн – один из характерных жанров романтического искусства. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» ( 12 — лирический ноктюрн). Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Термин этот появился в музыке XVIII века. В природе – это сильный, внезапный вихрь, порыв ветра.
Роману всего двадцать два года, но он уже признанный мастер. Мечтательные или поэтичные, строгие или скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано. Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы. Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Слушая эту пьесу, можно себе представить фантастическую картину взбунтовавшейся природы или просто слушать, следя за сменой чувств и настроений.
Не зря художника называют сыном Тараса с земли Манаса. Он заимствовал название у художника Джеймса Макнейла Уистлера, чьим поклонником являлся. В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. Пьеса «Порыв» входит в сборник Роберта Шумана «Фантастические пьесы».
Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века. Душевный порыв – это резкая перемена настроения, внезапно нахлынувшее сильное чувство, устремление. К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта). В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Известно, что Шуман был фантазёром, выдумщиком, не случайно именно ему принадлежит создание этого сборника.
Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами». Сюита имеет три части – «Облака», «Празднества», «Сирены». Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси. В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Он написал 21 такую пьесу.
Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня).
Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). За его плечами – четыре персональные выставки.