Чем же любит заниматься данный вид нежити. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. А я неплохо знаю историю древней Руси и как происходило ее крещение. Если пришли за грибами, ягодами или какой другой добычей – попросите у Лесовика (или Водяного) чтобы навёл Вас на грибы, ягоды, рыбные места, а уходя – поблагодарите, да не ленитесь хоть слегка да поклониться. Чтобы обезопасить себя от проказ и гнева домового, ему приносили жертву (немного еды, табак и т. п. ).
Всё окаянное — дамы, малыши, представители сильного пола, пища, вещи — стают его добычей. Обычно символизирующий жизнь и бессмертие, предстаёт в образе древа смерти. Чтобы мельница стояла благополучно, её хозяин порой заключал договор с водяным. // СПб, «Наука», 2001.
Первая (болотная) – подружка Лесовика. Победить его возможно исключительно мольбой и постом. В свои длинные волосы вплетает болотную траву. За это сома называет народ — чертова лошадь. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. В лесу он хозяин и все подчиняется его правилам. На свете мало таких заповедных святых уголков, куда не могли бы проникнуть бесы.
Кстати избушка Яги обзавелась куриными лапами только благодаря советскому кинематографу. Однако, несомненно, с нечистью и нежитью связан целый пласт национальной культуры. Душа таких людей после смерти не могла попасть в Вырий (Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. В её обязанности входит делать мелкие пакости хозяевам иногда воровать детей. Любого вида нечистой силы в природе водится огромное количество. Иногда на своей мельнице мельник-колдун мог подрядить работать и чертей.
// М., «Советская энциклопедия», 1982. Вид её ужасен и страшен.
Отличительная его черта — увеличенные клыки и особой формы уши, обычно заострённые. Я ещё выделяю отдельной статьёй Болотного. // СПб, «Азбука-классика», 2001. 4.
Афанасьевым. Упырь (вурдалак, вампир) — мертвец-кровосос, встающий ночью из могилы и нападающий на людей и животных, дабы полакомиться их кровью. Увидеть кикимору наяву — к несчастью. Если в полночь возле бани она задерёт юбку и банник прикоснётся к ней мохнатой лапой, то жених её будет богатый, а если голой рукой — бедный. Мифы древних славян.
И после этого уже можно говорить свою просьбу. Иногда просто так от нечего делать он швыряется посудой. Обыкновенно водяной ездит верхом на соме, в некоторых местностях рыбу эту называют «чёртовым конём». К заложным покойникам имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не путать с домовыми) и упыри — это не духи, а мертвяки. Но иногда вила-мать могла забрать ребёнка с собой. Банника чаще всего описывают маленьким, но сильным злым старичком с радужными глазами и с длинной бородой, покрытой плесенью. Спустя время жертвоприношения водяному стали намного умеренней.
Ступа, пест и метла – неизменные атрибуты бабы Яги. Принято считать, что в качестве жертвы водяной готов довольствоваться скромной едой или привязанным для него возле мельницы чёрным петухом. Авт. Столетний дуб — старый и дуплистый, но всё же могучий. Бабушка Яга — лесная старуха-волшебница, «большуха над колдуньями», злобная скверная ведьма.
Велесова книга. Сам утонул, а лихо выплыло и пошло, как ни в чём не бывало искать себе новую наживу». По одной версии имя «Яга» происходит от глагола «ягать» «ругаться, вздорить», а по другой — от огрублённого слова «Яшка». И обязательно догадается о каждой, даже самой невинной интрижке своего избранника.
Его супругой считается Мара — демон колдовства, ночной тьмы, дурных снов и кошмаров. Даля и народным русским сказкам, собранным А. Н. Часто можно слышать истории о связи смертного мужчины с русалкой. Когда идёте за добычей – обязательно.
В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники. Мифы народов мира. Хлеб надобно положить на пень – для Лесовика, бросить в воду – Водяному, оставить на меже – для Житного деда. Особенно упыри любят сосать кровь младенцев. Чем больше узнавали от природы тем легче было выживать, вот таким образом исследования природы, т. е. На святках она рожает детей, которые сразу вылетают в трубу и остаются среди людей до Крещения.
Разной породы камни обладают разными свойствами. Лесной дух-оборотень. Художественная литература также не раз обращалась к подобным загадочным существам. Заманят черти туда глупую бабу, заставят её танцевать, закрутят в танце, завертят. Самый зловещий из всей нежити, людям приносит один лишь вред.
В нынешние времена суеверные люди причисляют к бесовскому занятию и просто игру в карты. Однако кикимора домашняя тоже предпочитает оставаться невидимой. «Нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой отнесена прямо к бесовским вымыслам и науке». Во-первых, так как люблю и знаю болота – абсолютно особый мир, мир где Вода и Земля сосуществуют неразрывно, но и неслиянно, мир, несводимый ни к воде, ни к суше.
Водяной почти всегда враждебен людям. Он — воплощение живого остова, олицетворение смерти, «косящий и собирающий зловещий кошт, урожай мёртвых». Обитает в прудах, омутах, озёрах и водоворотах рек, преимущественно в чёрной воде. Ходит он в длинной рубахе из мешковины, достающей до пят, всегда босой. Вот и получила избушка мистической Яги такой погребальный атрибут – курьи ножки.
В его ведении все жилые и хозяйственные помещения дома. Прежде всего, следует соблюдать вежество. Плохой приметой считалось идти в баню к «четвёртому пару», так как этот пар Банник считает своим.
Рано или поздно вила обманом и хитростью выманивала свои крылья обратно и улетала. Есть сонмы данных духов и число их не поддаётся исчислению. // М., «Художественная литература», 1979. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. Власти над водой и лесом русалки не имеют, полностью подчиняются водяному.
Собственно их трое – Полевик, Водяной и Леший. Все неприятные происшествия в бане (кто-то ошпарился или угорел и прочее) приписывались Баннику. Время от времени имеет возможность летать по воздуху на помеле либо кочерге. Снопы, вязаные в бабку — место, где может притаиться полевик. Делает он это исключительно с целью поразвлечь себя. Согласен, люди жили в уединении с природой и поклонялись ей.
От лешего у лешачихи появляются малыши — лешени. Вид её страшен и ужасен. Леший (лешак) — лесной дух, агрессивный человеку, владелец леса. умерших неестественной смертью и тоже определённо причисляются к нежити.
Она считалась проводником из мира живых (Яви) в мир мертвых (Навь). Но волкодлак не всегда мертвец. Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. Действия лешего непредсказуемы: то украдёт ребёнка, то сбережёт от одичавшего зверька. Одно из преданий о происхождении огня на земле говорит, что «первый огонь изобрели бесы в то самое время, когда они были изгнаны с неба». Толстого и др.
Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, обыкновенно лежит на лавке, постоянно прядёт кудель и в тот момент «очами в поле гусей пасёт, а носом заместо кочерги и ухвата в печи поварует». Большой толковый словарь русского языка. В простонародном воображении змея во всякие времена оставалась живым олицетворением всего нечистого, злого, лукавого и вредоносного. Один из них сразу был ею зарезан и съеден. Смерть Кащея таится на кончике иглы, спрятанной в яйце (само же яйцо хранится в утке, утка — в зайце, заяц — в сундуке, сундук — на могучем дубе, а дуб на необитаемом острове).
Толковый словарь живого великорусского языка. Ложе её представляет собой гору из костей съеденных ею людей. Однако чёрт может появиться в любом месте. Навии (навьи) – от древнерусского навь – духи смерти, духи умерших иноплеменников. 13.
Но берегись счастливчик. Боится Леший чёрных петухов, трёхцветных кошек и «четырёхглазых» собак. Также русалки боятся ладана и травы полынь. Так баба ни за что и пропадёт, целой косточки от неё не останется, всю в муку её и перемелют. Любимая еда жар-птиц – фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые. Мстителен, хитёр и коварен, само олицетворение зла.
У вышеперечисленных персонажей есть одна общая черта, все они по своей сути — оборотни. Леший — оборотень, может являться зверем, птицей, грибом или кустом. Русалка – верная жена, заботливая мать и прекрасная хозяйка, но такой брак почти всегда заканчивается для человека плохо.
Следует немедленно покинуть баню и вызвать на помощь Домового. Поступки лешего непредсказуемы: то украдёт ребёнка, то сбережёт от дикого зверя. Трудятся на мельнице тринадцать чертей, один из которых главный. Леший подходит греться к кострам, но прячет рожу. Мудрая сова — советница бабы Яги.
Пушкина, Н. В. Любимое занятие кикиморы — рукоделье. На картинке изображены Полевик и Полуденица. Когда чёрт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Живёт она, как и домовой, в подполье или около печи. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника.
Яшей в славянских песнях называли ящура — некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого, отсюда название «ящур». От прочей нечисти отличается свободой передвижения и мест обитания. Покровительствует домовым бог Велес, от которого духам досталось несколько способностей, например, возможность предсказывать будущее, но главное, конечно, это мудрость и умение лечить людей и животных. Дубовик способен обернуться усачом дубовым, жуком известным каждому энтомологу.
Имеет облик безобразного старика с отдельными чертами животного. Бог приложил палочку и, когда она загорелась, бесы вздумали её отнимать. Переходное звено от нежити к нечисти имеющей очевидно земное возникновение — русалки (их тип шишиги, мавки), в отдельных вариантах они наделены бесплатно речи. Но лишь где-то далеко прокричит петух, всё останавливается, черти разбегаются кто куда. Жертва, погибшая от зубов упыря, тоже в свою очередь может стать упырём. Русалки.
Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают. Чтобы избавиться от лешачихи, нужно надеть ей крест на шею или отстегать рябиновой веткой. Т. 1 – 2. А через печную трубу она вылетает в своей ступе. Я удивилась, что он вообще помылся.
Филин, «совкин деверь», постоянный спутник лешего, а сычи — его гонцы. Живёт это существо в болоте, одевается в одежду из ряски и мхов. Хозяином леса славяне считали лешего. Посещает, собственно из спины незваного постояльца вырезает ремень. Выбравшись на волю, он отправился домой, но по дороге увидал воткнутый в дерево топор. Страшная, лохматая старушка и появляется в виде кошки.
Входя в баню, люди говорят: «Крещёный на полок, некрещёный с полка». Углич). Происходит от славянского обозначения «без», а дальше следует любое положительное понятие, например: безсовести, Бога, справедливости, понятия, добра, чести и т. д. Существует поверье, что только девушки, которые утонули в болоте, становятся кикиморами. И нет жены заботливее, нежнее и вернее чем пленная полудница.
Кащей (Кощей, Кош, Кощун) — злой дух, божество мрачных подземелий, языческий демон, символизирующий окостенение и оцепенение природы в зимнюю пору. Змей-Горыныч способен летать и извергать огонь. Волосы на голове, когда есть, зачёсывает влево.
Леший — оборотень имеет возможность считаться зверьком, птицей, грибом либо кустиком. Криничная Н. А. Бес (чёрт, шиш, лукавый и т. д. ) — злобное бесплотное существо, враг рода человеческого. Королёв К. // М., «Локид», «Миф», 1997.
Сразу убежать он не смог, — старуха уселась возле двери. Бес наделён почти всеми человечьими чертами. Собственные огромные зубы повсевременно подтачивает. Он остроголовый имеет козьи уши, рога и бороду. Домовой обитает практически в каждом доме, выбирая для проживания укромные места. Чтобы кикимора кур не воровала, вешают над насестом отшибленное горло кувшина или камень со сквозной природною дырой — «куриный бог».
Привлекательные на вид плоды его ядовиты имя им – волчьи ягоды. О таком мельнике в момент разносилась молва как о колдуне, знающемся с нечистой силой. 7. Иногда схватывает свою жертву, когда та пригибается к воде. Злому духу тяжело попасть в дом, так как его туда не пускает домовой, но если уж ему удалось проскользнуть в жилище, то избавится от него очень непросто. Банник (банный, баенник, лазьник) — злой дух, особая порода домового, поселяющегося в бане.
Ветряная мельница — типичное прибежище нечистой силы. Словарь славянской мифологии. Борода и усы опутаны тиной и отливают зелёным цветом. Кащей — жестокий чародей, способный к различным перевоплощениям. Чтобы покончить с упырём, необходимо вбить в его могилу осиновый кол.
От лешего у лешачихи рождаются дети — лешени. Хозяйство каждаго, по их мнению, находится под влиянием домового. В упыря может превратиться «заложный» покойник, то есть самоубийца, умерший неестественной смертью, обязательно двоедушник, при жизни имевший два естества — человеческое и демоническое, а также человек, отлучённый от Церкви и особенно колдун. Вредный домашний и дворовый дух, враг домового. Народные русские сказки. Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А.
Баба Яга изначально прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо, воинственная) рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства. Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Супруга его лешачиха (лешуха, лисунка) — безобразное, неопрятное, высочайшее создание прекрасного пола, с длинноватыми грудями, закинутыми за плечи.
К заложным мертвецам имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не перепутывать с домовыми) и упыри — данное не духи, а мертвяки. Типичные представители нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. Считается, что своим прилётом к людскому жилью ворон приносит несчастье. Также надобно приносить им требы.
Ему приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха или чёрную свинью. Защитой от них служит крест и начерченный на земле круг, осенённый крестным знамением. Он низкоросл, с кривыми ногами, рожками и хвостом, увенчанным кисточкой. Также лешие умеют имитировать голоса человека, заводя ауканьем в чащобы путников.
Баба Яга — оборотень, может оборачиваться в разных животных, чаще в собаку, свинью, змею, сороку, куст или пень. Всю ответственность за свои поступки они тупо перекладывают на своего Бога. Кащей хотя и называет себя бессмертным, власть его недолговечна. В женском роде в бане командует баниха, обдериха.
Отделаться от лешего возможно крестным знамением и мольбой. Банный дух. Изображение оскаленного черепа на спине бражника «мёртвая голова» придаёт бабочке зловещий вид и, соответственно, право разорять соты лесных пчёл. Как и прочей нежити полевику суеверный люд приносит дары. Живёт ворон до трёхсот лет, а всё оттого, что питается одной только мертвечиной. Говорят хозяйкой лесных животных и хранительницей леса.
5. Я бы грязная осталась. Предстаёт в облике высокой и худой старой женщины с одним глазом. Используется бабой Ягой в качестве самокатной колесницы.
Дедушка Лесовичок или Честной Лес, вот как к нему следует обращаться. Люди умирали от ран. Выглядит домовой как маленький старик (ростом 20—30 сантиметров) с большой бородой.
Иногда мельницу черти строят сами, чтобы перемалывать на ней человеческие кости. Иногда живёт на болотах. Бес (чёрт, шиш, коварный и так далее) — злое бесплотное создание, неприятель семейства людского. Особо усердствует на Святки. А эти адепты нечистой силы, как двоедушники и волкодлаки — именно это не духи и вовсе не мертвяки, они имеют и душу и тело, у двоедушника в том числе и 2 души.
Он бродит по улицам с палкой. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром. // СПб, «Норинт», 1998. Одолеть его можно только молитвой и постом.
Бесы способны входить в людей и могут овладеть человеком в полной мере. И Водяного тоже следует величать дедушкой, дедом – так в славянских странах принято было обращаться к старшим, к предкам. Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ.
Мой сын обычно мылся в бане с моим отцом. Само её присутствие в семье приносит дому богатство и процветание. Леший. Леший нем и бессловесен, но голосист, поёт голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Они не переносят женщин и всячески стараются соблазнить мужчин. Упырь должен вернуться в свою могилу до рассвета и первых криков петухов. Дети полевика луговики и межевики бегают по межам, шугая птиц и грызунов. Пар выживает его временно, а в нетопленой бане он живёт всегда.
Оно было похоже на огромную собаку, однако в нём угадывались человеческие черты лица. Обычные адепты нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. Обычно она проказит с веретёнами, прялкой и начатой пряжей. Общеславянское слово, того же корня, что и «бояться». На просьбу русалки дать ей одежду, женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, а девушки — венки, то ли чтоб задобрить русалку, то ли из жалости к ней. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. Употребляется бабушкой Ягой в виде самокатной колесницы. Постоянное место обитания чёрта — пекло (ад), где он и его собратья всячески мучают грешные души. О повериях, суевериях и преданиях русского народа.
Леший может принять облик любого лесного существа или растения. У него могут быть рога и козлиные ноги. Я говорю «Ага». К той же группы возможно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё данное бесплотные духи из разряда «заложных» мертвецов, то есть погибших ненатуральной гибелью и также определённо причисляются к нежити. Когда девушка обратилась в полицию, к её рассказу отнеслись скептически. Там она запутывает человека, заманивает его в непроходимые места.
Разъезжает она по белу свету в ступе и погоняет ступу стальным пестом, отпечатки ведь заметает помелом. У полевика большие лапы и кривые ноги, он бородатый и волосатый. – Материалы по русской демонологии. Увидеть его непросто и передвигается он очень быстро. // Н. Новгород, «Русский купец», «Братья славяне», 1995.
Да-да, тот самый Бабай, которым многих пугали в детстве. Собственной наружности они не любят, а изображений в своём истинном обличье, т. е. Водяной похож на лешего, но не оброс шерстью, у него «коровье брюхо», зелёные усы и борода, весь опутан тиной.
Над всеми одичавшими животными имеет она безграничную власть. Известно, что змеиный яд являлся обязательным ингредиентом варимого ведьмами зелья. В своей бане банник защищает людей от других нечистых. К соседям он относится уважительно — будь то полевик (повелитель полей) или домовой. // М., «Северный паломник», 2002.
6. Такой безобидный старичок домовичек. Рассказывает мне потом: «Раздеваюсь в темноте и слышу из бани дедушкин голос: «Пришёл. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому дракону с тремя головами. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Этой чужой жизненной силой и воспользовался Кащей для сбережения собственного бессмертия. А чтоб не оставлять за собой отпечатков, заметает их помелом, в других вариантах приделанным к ступе.
Он прозван «бессмертным» и скрывает тайну своего бессмертия. Избавиться от лешего можно крестным знамением и молитвой. Избушка на курьих ножках — дом бабы Яги. Даже церкви и храмы некому строить было — приглашали итальянских архитекторов.
Армия нацистов была тоже христианской. Жена его лешачиха (лешуха, лисунка) — некрасивое, неряшливое, высокое существо женского пола, с длинными грудями, закинутыми за плечи. Переходное звено от нежити к нечисти имеющей явно земное происхождение — русалки (их разновидность шишиги, мавки), в отдельных случаях они наделены даром речи.
Изначально же слово курьи обозначало совсем другое. Леший представлялся в виде косматого старика иногда даже обросшего корой. В брак черти в основном вступают с ведьмами. Вот таким образом, согласно поверьям, колдуны и вампиры не отражаются в зеркалах.
Особенно любит наказывать рассеянных людей, но сильнее карает за произнесение проклятий. Всё проклятое — женщины, дети, мужчины, еда, вещи — становятся его добычей. А уж у Водяного с Лесовиком и подавно.
Как и все ведьмы, она имеет маленький хвост, а также большие груди, свисающие до земли. Бывало, что в омут сталкивали и случайного путника. 11. Сост. Т. 1 – 4. Характерная черта в облике русалок — длинные, крупные груди.
и т. п. Сломанный конец иглы знаменует смерть Кащея, крушение его царства и злых чар». По этим синякам судят, о какой ни будь неприятности особенно, если синяк больно. Голова чай не отвалится, а хозяину приятно.
Очевидно, что если какие-либо рисунки иллюстрации или иконы с изображениями нечистой силы приводят кого-то в неистовство, то, вероятнее всего, такой человек не иначе как одержим бесами. Русалка (мавка, берегиня, водяница) — вредоносное существо женского пола из числа нежити, злой дух. Например, просить вывести на грибы или просить о богатом улове. Разделся, зашёл в баню, а там никого нет. Всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Из сборника А. Н. Афанасьева. Дети, рождённые в таком браке, часто оставались брошенными на отца.
Вне дома кикимора поселяется в лесу или на болоте. Он «обходит» человека, зашедшего в лес, то есть заставляет долго плутать на одном месте. А ведьма шла за ним следом и уже приближалась. Баба Яга — лесная старуха-волшебница, «большуха над ведьмами», злая гнусная колдунья.
Если же кто случайно или нарочно унесёт нож, то оборотень человеком стать уже не сможет и вынужден будет остаться волком навеки. Другая кикимора – домашняя, является таким же злым духом. Бывает, собственно бабушка Яга хватает малышей, которые «прогуливаются одни по полям и огородам, кидает их в собственную ступу, толчёт и употребляет в пищу». В давние времена во время бури в реку или озеро бросали людей по жребию. Грушко Е. А., Медведев Ю. М.
Сам он моется после всех в четвёртую очередь. Леший любит заманивать в лес женщин, до которых особенно охоч, ворует у людей скот.
Открытой стороной она обращена к недоступному для нас потустороннему свету, а закрытой — к видимому нам миру. Пропп В. Я. Тот, кто был укушен волкодлаком, со временем превращается в такого же оборотня иногда вопреки своей воле. Иногда доброхот весёлого и шутливого нрава.
Она конфискует в жилищах оставленную в отсутствии благословения еду, ворует малышей оборотившись в девушку, берёт для себя в хахали путников, остановившихся в лесных избушках. Водяному приписывают тоже значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». У зеркал есть тоже свои владычицы — их называют Зеркалицами. Для кого то обязательно нужно было следовать этим нормам морали, чтобы не покарали. И делайте это от чистого сердца, они ведь нас насквозь видят. Можно с ним и поладить: оставить хороший пар, тазик воды, хороший веник. Водяной тоже требует себе уважения.
Крутятся жернова, перемалывают чьи-то косточки. Они владели колодцами и озёрами, обладали способностями «запирать» воды. А это зрелище не из приятных.
Зеркалица является добрым духом и не переносит нечистую силу. и так далее Эти все твари молчаливы и готовы говорить разве исключительно в притчах. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими.
Жена водяного водяниха имеет большие отвислые груди и длинные волосы. Гоголя, А. К. Если оседлает человека, то тогда у того пойдёт всё наперекосяк.
12. Достаточно вспомнить произведения классиков русской литературы: А. С. Нечистая сила на игральных картах», 7995 г., СПб). Соприкосновение с этим растением для человека часто оборачивается тяжёлыми последствиями.
Они отбирали у вилы крылья, а затем брали в жёны. 1. «Не дерзают злые духи прикидываться петухами — вестниками приближения светлого дня, который столь ненавистен всякой злой силе». Различной породы камешки владеют различными качествами. Обычно её просят или ей приказывают: «Встань избушка, ко мне передом, а к лесу задом. » Бывает, что у избушки нет ни окон, ни дверей.
В избе обязательно стоит печь, в которой баба Яга зажаривает непрошеных гостей. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. А по морали тут вопрос относительный. Волосы на голове, если есть, зачёсывает налево. Да не вздумайте назвать его лешим. Не считая чёрного кота ей работают совы, филины, вороны, а время от времени мыши. 8.
Из куста шипуля, за ногу типуля, кто. И поселения с такими обитателями предпочитает обходить стороной. Если русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание. Вид пресмыкающейся гадюки у суеверных людей всегда вызывал смешанное с ужасом отвращение. Не зная имени, она не в силах причинить вред. Кикимора считается женой домового. Обиженным и бедным он обыкновенно подсобляет.
За ложь, жадность и злобу накажут. В другой притче лихо уселось мужику на шею. Он остроголовый имеет козьи уши, рога и бороду. Бесы же и их подвид анчутки (помесь чёрта и утки) — племя особое, наделены душой, почти такой же, как у людей и наиболее точное этому семейству определение — чертовщина. наука не возбранялась в той мере как при христианстве.
В дупле всякого старого дуба живёт злой дух дубовик. Бывает, что из спины незваного гостя вырезает ремень. Иногда «сидит на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на кожухе».
В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». 10. Похищает баба Яга и пожирает людей. А кому удобно осуществлять свои цели и перекладывать ответственность на бога. Может вредить домашним животным, в особенности курам. Черти особенно опасны в «нечистых» местах в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на святки и в канун Купалы). «Банник не любит тех, кто парится по ночам и душит таких смельчаков, особенно если они творят омовение без молитвы».
Иногда может летать по воздуху на помеле или кочерге. Домашняя кикимора может превращаться в кошку. Если они найдут спящего в меже человека, то наваливаются на него и душат. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена.
Энциклопедия сверхъестественных существ. Полевик (полевой) — злой дух, полевой демон, дальний родственник домового. Потом навьи стали и днем появляться на конях, но были невидимы.
К этой же категории можно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё это бесплотные духи из разряда «заложных» покойников, т. е. Свои большие зубы постоянно подтачивает. Как правило, селится в домах, построенных на «нечистых» местах. Проходящему мимо путнику он может предложить отведать яства из мухоморов. Дело в августе было, перед отъездом.
Опасен для тех, кто моется в «третий пар», может испугать, задушить, содрать с них живьём кожу. Существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному. с рогами и копытами, не переносят. // М., «Лабиринт», 1998.
Забор вокруг избы из человеческих костей, увенчанный людскими черепами с глазами. Искушать людей соблазнами — основная цель пребывания их на земле. Хотел его взять, но рука пристала к топорищу так, что невозможно было её оторвать. Тем более что в русском народе их хорошо знают и уважают. 3.
Водяной (водяник, водяной дедушка) — злой дух, хозяин водоёмов. Русские суеверия. Навий можно было и умилостивить. Избушка сама по себе небольшая, стоит на куриных ногах, почти всегда на поляне возле дремучего леса или на берегу моря. На земле сила его слабеет, в воде же всё ему подвластно.
Этим нередко пользовались молодые мужчины. Широко известна притча о двух мужиках, которые от хорошей жизни отправились искать лиха.
Все эти твари бессловесны и способны разговаривать разве только в сказках. Вбивают кол наотмашь осиновым поленом одним ударом, затем труп сжигают на осиновом костре. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. В Европе войны могли начаться только из-за разницы в толковании писания. Такое мистическое существо, как кикимора болотная, знакомо всем.
В поверьях северных районов России бабай – страшный кривобокий старик. Домовой – добрый дух, хранитель дома и всего, что в нем находится. Хозяин и сторож бани. Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше: бегают по полям, висят на деревьях эту неделю называют русальной и купаться в это время нельзя, особенно в понедельник (Духов день). Она заманивает, ловит, набрасывается на людей, а затем пожирает их.
Бес наделён многими человеческими чертами. Чаще всего Водяной предстает в образе старика с выпученными глазами и рыбьим хвостом. Они могут напустить мор на домашний скот, наслать проливной дождь и град. 2.
Встреча с ним опасна, особенно для детей. Кикимора (шишимора) – злой дух женского рода, живущий в доме, чертиха. Существуют сонмы этих духов и количество их не поддаётся исчислению.
В дупле всякого старого дуба часто обитает злой древесный дух — дубовик. Антропоморфное существо, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. Если Полевик разозлится, то в пору сенокоса у работника может быть солнечный удар. В русской мифологии род Нежити, один из немногочисленных подвидов нечистой силы, что творит свои чёрные дела не ночью, а средь бела дня. Это слово однокоренное с окуриванием – медленным горением. Мужику ничего больше не оставалось, как ножом отрезать себе руку. Не раз находила отражение эта тема и в изобразительном искусстве. Она заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго там блуждать.
Над всеми дикими зверями имеет она неограниченную власть. Все ползучие гады в народных поверьях восточных славян — воплощение коварства и зла. Особенно старается вредить ленивым и нерадивым хозяевам.
Нечистая, неведомая сила (главы из книги). ».
Кроме чёрного кота ей служат совы, филины, вороны, а иногда мыши. Музей мифов и суеверий русского народа (г. «В игре для чертей нет удержу и законов: проигрывают всё, что есть за душой». Мы жили летом в деревне.
Он может принимать и человеческий облик. Когда выясняется, что на мельнице завелась нечисть, такую мельницу называют чёртовой. Если юноша сумеет украсть платье и крылья вилы, он может взять её в жёны.
Во время жатвы она ходит по полосам ржи и тех, кто в самый полдень работает, «берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли». Или же кикимору могут напустить плотники и печники, желающие навредить хозяину, не уплатившему денег за работу.
Он товарищ лешему и полевому, недруг домовому. К нежити относится и ряд менее известных духов, таких как овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, а также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т. д. Черти — духи дьявольской породы, самый многочисленный род нечистой силы. Как скоро бабушка Яга в ней ходит, то заставляет ступу бегать быстрее, ударяя её стальным пестом. Из нежити ближе всего к ним водяной, которого нередко называют чёртом. На вид космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память.
Данные духи находятся в подчинении у навьи. // М., «Русский язык», 1980. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Тут мне страшно стало, помылся наскоро и бегом домой». Развивали, пока орды варваров-христиан не сожгли александрийскую библиотеку, а потом и вовсе отбросили человечество на тысячу лет назад.
Подъемом она достаточно знаменита. Яга – не просто старуха-колдунья, живущая в лесу в избушке на курьих лапах. «Водяниха из воды выходит нагою в полночь и садится на камень тут она расчёсывает свои волосы большим гребнем». А основная из них, злобная баба Яга, сама способна была обернуться подколодной змеюкой. У неё костлявые руки, костяная нога и длинный синий нос. Змей-Горыныч – олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян.
// СПб, «Литера», 1996. Живёт банник за каменкой или под полком. Название "бабай", видимо, произошло от тюркского "баба", бабай – старик, дедушка. Этим словом (возможно и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. Старается изжарить украденных детей, которых забрасывает в печь на лопате. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Еще один широко известный сказочный персонаж.
Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, обычно лежит на лавке, вечно прядёт кудель и в то же время «глазами в поле гусей пасёт, а носом вместо кочерги и ухвата в печи поварует». А ещё русалки ставят условия, например, не трогать её гребень. Чтоб отделаться от лешачихи, необходимо одеть ей крест на шейку либо отстегать рябиновой веткой. Так сохранились свидетельства о существовании целых селений, жители которых были упырями.
Баба Яга очень чувствительна к запахам, запах живого человека переносит с трудом, она плохо видит, но прекрасно слышит. Всего пять лет назад в Англии был зафиксирован случай появления оборотня. И так до следующей полночи. Деревянные фигурки домовых встречаются при раскопках древних славянских поселений.
Русалки очень опасны, так как обижены на мир людей. Практически постоянно безмужняя.
С изумрудными глазами и зелёными волосами. Так что вопрос о пользе или вреде еще не один десяток лет будет открытым. Они невелики по размерам, способны на всё — от невинных шалостей до убийств. Лихо (лихо одноглазое) — демоническое существо, олицетворение злой доли, персонифицированное воплощение несчастья, нужды и горя.
Даль В. И. В последнем случае мельник хитростью заманивал какого-нибудь прохожего и сталкивал несчастного под колесо, причём подобная жертва могла приноситься ежегодно. Жертвенных даров ему не приносят. Стоит нарушить это условие и русалка навсегда уйдёт под воду.
Не видно было, есть одежда чья-то или нет. Отрицательные эмоции, вызываемые этими проделками у живущих людей, служили пищей таким духам.
(Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами. ) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. 9. Считается хозяйкой лесных зверей и хранительницей леса. Ростом она довольно велика. Мстителен, хитёр и коварен, само воплощение злобна.
Кустарнику волчье лыко название такое дано неспроста — это растение-оборотень. Дальше рисуем долгие ручки с большими ладошками. На ночлег остановились в избе великанши. После этого мы по одному в баню не ходили.
Случается, что баба Яга хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою ступу, толчёт и ест». Также обладают способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще — в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого — соседа, мужа и т. п. ). (Из статьи Демиденко Ю. Б. Однако не многие знают, что помимо болотной твари, есть домашняя кикимора. Полевик в хорошем расположении духа помогает сберечь свой дом — поле. Ещё говорят что они крылаты и могут оборачиваться птицами. Даль В. И.
Собака девушки испугалась и завизжала. Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. Представление о сове всегда связывалось с понятием о мудрости.
По другим поверьям, черти соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри. В ветвях дуба поселился ворон — птица вещая. Змей-Горыныч – общее название драконоподобных существ. Согласно народным поверьям, сова сторожит клады. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. Ради шутки способен придушить сонного, но никогда насмерть. Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу. » Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу.
Также использовались и другие эпитеты: нежить, лукавый, нечистый, окаянный. До принятия христианства на Руси покойников сжигали, устанавливая домовину (гроб) на костер. Прогнать кикимору крайне сложно. Леший подходит нагреваться к кострам, хотя прячет морду. Есть у полевика сподручница — полевой дух полудница (она же ржица), по виду красивая высокая девушка, одетая во всё белое. Всегда безмужняя.
Тело Горыныча покрывает чешуя красного или черного цвета, на лапах у змия большие когти медного цвета с металлическим отблеском, сам он имеет большие размеры и внушительный размах крыльев. Обиженным и убогим он обычно помогает. Но хотя она и прядёт — рубахи от неё не дождёшься.
С помощью банника девушка может узнать, за кого выйдет замуж. Живет Банник за каменкой, чаще всего под полком. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Народ олицетворяет водяного стариком, постоянно покрытого болотною травою. Считается также, что бес непременно хром и остроголов. В самую жаркую пору они любят купаться, оставляя свои платья и крылья на берегу.
Ему также приписывают власть над русалками, которые вот таким образом не составляют самобытного божества. Крови он не сосёт, но нападает на людей и загрызает их. Входя в лес, не постесняйтесь поздороваться с его хозяином. Волосы его похожи либо на траву, либо на солому. Леший (лешак) — лесной дух, враждебный человеку, хозяин леса. Из нежити поближе всего к ним водяной, которого часто именуют чёртом. Бывает, что гладит спящего по лицу мохнатою ладонью, может ущипнуть или сорвать одеяло. // Саратов, «Надежда», 1993.
Но такой брак никогда не заканчивался удачно. Бывает, черти между собой подерутся и разнесут всю мельницу или того хуже – спалят дотла. Это человек (чаще всего колдун), способный оборачиваться каким-либо зверем: медведем, собакой, котом или вороном, а в первую очередь — волком. Говорят, что домовой не любитъ ленивых, особенно ветренные мельницы.
Власова М. Н. Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: в 3 т. Т. 1.
Время от времени «посиживает на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на кожухе». Зеркалица — дух отражений и зеркал, она может отворить двери в иной мир. // М., «Эдельвейс», 1990.
В некоторых случаях, как и прочая нежить, считается полудухом. Злыдень – злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Обычно, соответствующий симптом возникновения демона — удушливый серный аромат. Лопасти мельницы начинают вращаться ровно в полночь и закипает работа на всю ночь. Змея кусает не ради сытости, а ради лихости, — говорят о ней.
Живёт он в углу за печкой, куда следует бросать мусор, «чтобы домовой не перевёлся». Алконост – полуптица-получеловек.
Близкий к упырям род нечисти — волкодлаки. Иногда оставляют угощение — ржаной хлеб с солью. Это действительно был оборотень.
Домовой (постен, суседко) — злой дух, хранитель и обидчик дома. Путает пряжу, бьет посуду, насылает на кур «вертун», когда те кружатся до изнеможения и падают, околев выстригает всю шерсть у овец. Обыкновенно эта стена наваливается на того, кто спитъ на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».
Особенно же важным для него оказалось обращение к Толковому словарю В. И. На Исакия змеиный праздник, змеи собираются и идут поездом на змеиную свадьбу. Для спасения от навий надо было не выходить из дома. Он прежде кончиною кого ни будь в семействе, воет иногда даже показывается, кому ни будь из семейства, производит стук, хлопает дверями и пр. Считалось, что с ним опасно ссориться. Сост.
У неё костистые руки, костяная нога и длиннющий голубий нос. Сост. Но в отличие от сестры, живёт в домах. Как правило, характерный признак появления беса — удушливый серный запах. Таких примеров можно вспомнить очень много. Под его корнями хранится сундук, в котором спрятана смерть Кащея.
Одно из самых любимых их занятий, превратившееся в неутолимую страсть — это игра в карты. Силится изжарить похищенных малышей, которых забрасывает в печь на лопате. Максимов С. В. Но не только фольклорная традиция отличалась вниманием к этим персонажам. Их приглашали помыться в баню, под навесом которой или на крыше оставляли для них пищу.
К нежити относится и ряд наименее узнаваемых духов, в том числе овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т. п. Наделены они некоторыми человеческими качествами, в том числе подвержены многим людским привычкам и слабостям. Ступа, пест и метла – постоянные атрибуты бабы Яги. Чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием. Говорят и еще, собственно бес обязательно хром и остроголов. Полевик живёт в поле, может прятаться в меже или в стогу.
Стоит их мельница где-нибудь за дальним лесом.