Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам. Голова чай не отвалится, а хозяину приятно. Но берегись счастливчик.
К той же группы возможно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё данное бесплотные духи из разряда «заложных» мертвецов, то есть погибших ненатуральной гибелью и также определённо причисляются к нежити. Упырь должен вернуться в свою могилу до рассвета и первых криков петухов. Лопасти мельницы начинают вращаться ровно в полночь и закипает работа на всю ночь.
Они невелики по размерам, способны на всё — от невинных шалостей до убийств. Он похищает детей. Они отбирали у вилы крылья, а затем брали в жёны. В давние времена во время бури в реку или озеро бросали людей по жребию. После этого мы по одному в баню не ходили.
Леший. В брак черти в основном вступают с ведьмами. Русская народная мифологическая проза: истоки и полисемантизм образов: в 3 т. Т. 1. Кащей (Кощей, Кош, Кощун) — злой дух, божество мрачных подземелий, языческий демон, символизирующий окостенение и оцепенение природы в зимнюю пору.
Это человек (чаще всего колдун), способный оборачиваться каким-либо зверем: медведем, собакой, котом или вороном, а в первую очередь — волком. Он появляется в сопровождении волков, его образ козла, который верховодит волками. Широко известна притча о двух мужиках, которые от хорошей жизни отправились искать лиха. Название "бабай", видимо, произошло от тюркского "баба", бабай – старик, дедушка. Этим словом (возможно и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. Избушка на курьих ножках — дом бабы Яги. Также надобно приносить им требы. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта.
Подъемом она достаточно знаменита. Ступа, пест и метла – неизменные атрибуты бабы Яги. Как и прочей нежити полевику суеверный люд приносит дары. Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Так сохранились свидетельства о существовании целых селений, жители которых были упырями.
Сост. Морфология / Исторические корни волшебной сказки. И обязательно догадается о каждой, даже самой невинной интрижке своего избранника. Путает пряжу, бьет посуду, насылает на кур «вертун», когда те кружатся до изнеможения и падают, околев выстригает всю шерсть у овец. Время от времени имеет возможность летать по воздуху на помеле либо кочерге.
Баба Яга — лесная старуха-волшебница, «большуха над ведьмами», злая гнусная колдунья.
Чаще всего Водяной предстает в образе старика с выпученными глазами и рыбьим хвостом. 10. Страшная, лохматая старушка и появляется в виде кошки. 8. Отличительная его черта — увеличенные клыки и особой формы уши, обычно заострённые. Особенно любит наказывать рассеянных людей, но сильнее карает за произнесение проклятий. Чехи до сих пор называют черта Черным богом. Ещё говорят что они крылаты и могут оборачиваться птицами.
Существуют сонмы этих духов и количество их не поддаётся исчислению. Чтобы кикимора кур не воровала, вешают над насестом отшибленное горло кувшина или камень со сквозной природною дырой — «куриный бог». Если русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание. Данные духи находятся в подчинении у навьи. Из нежити поближе всего к ним водяной, которого часто именуют чёртом.
// М., «Русский язык», 1980. Страх перед чертом привел к тому, что его имя избегали называть, пользуясь различными эвфемизмами (враг, пес, черный, лукавый и др. ). Боится Леший чёрных петухов, трёхцветных кошек и «четырёхглазых» собак. Он товарищ лешему и полевому, недруг домовому.
Бывает, что гладит спящего по лицу мохнатою ладонью, может ущипнуть или сорвать одеяло. Его популярность не может быть объяснена христианским благочестием.
Мстителен, хитёр и коварен, само олицетворение зла. Крови он не сосёт, но нападает на людей и загрызает их. На земле сила его слабеет, в воде же всё ему подвластно. Леший (лешак) — лесной дух, агрессивный человеку, владелец леса.
Имеет облик безобразного старика с отдельными чертами животного. В её обязанности входит делать мелкие пакости хозяевам иногда воровать детей. Из куста шипуля, за ногу типуля, кто.
Проходящему мимо путнику он может предложить отведать яства из мухоморов. Кащей хотя и называет себя бессмертным, власть его недолговечна. Т. 1 – 2. Любит поселяться в глухих еловых лесах, почаще в тех, за коими наступает сосняк, водит дружбу с медведями, пасёт волков.
Такой безобидный старичок домовичек. Живет Банник за каменкой, чаще всего под полком. Существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному. Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. «Банник не любит тех, кто парится по ночам и душит таких смельчаков, особенно если они творят омовение без молитвы». Волосы на голове, когда есть, зачёсывает влево.
Избушка сама по себе небольшая, стоит на куриных ногах, почти всегда на поляне возле дремучего леса или на берегу моря. Антропоморфное существо, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостом и копытами. Этой чужой жизненной силой и воспользовался Кащей для сбережения собственного бессмертия. Избавиться от лешего можно крестным знамением и молитвой. Не зная имени, она не в силах причинить вред.
Власти над водой и лесом русалки не имеют, полностью подчиняются водяному. Глаза его пылают зелёным огнём, шкура лохматая, отливает синевой, так как кровь у него голубая. Не говоря о пищевом отравлении, только лишь попадание на кожу ягодного сока может послужить причиной серьёзного ожога, а приятный запах волчьего лыка в результате вызывает сильную головную боль. Хозяин и сторож бани.
Банник (банный, баенник, лазьник) — злой дух, особая порода домового, поселяющегося в бане. Злые духи, которые для последователей Сатаны являлись тем же, что для праведников — ангелы-хранители. Иногда живёт на болотах. Сам он моется после всех в четвёртую очередь.
Народ олицетворяет водяного стариком, постоянно покрытого болотною травою. Они не переносят женщин и всячески стараются соблазнить мужчин. Леший пристрастен к водке. Увидеть его непросто и передвигается он очень быстро.
Углич). По природе своей алконост не агрессивен и не представляет прямой опасности для человека, но, все же, может невзначай навредить ему, если тот подойдет слишком близко к гнездовью или будет находиться рядом, когда птица поет свою песнь. Не раз находила отражение эта тема и в изобразительном искусстве. Я говорю «Ага». Ступа, пест и метла – постоянные атрибуты бабы Яги.
Хозяином леса славяне считали лешего. Яга – не просто старуха-колдунья, живущая в лесу в избушке на курьих лапах. По этим синякам судят, о какой ни будь неприятности особенно, если синяк больно. Опасен для тех, кто моется в «третий пар», может испугать, задушить, содрать с них живьём кожу. Считалось, что с ним опасно ссориться. Над всеми дикими зверями имеет она неограниченную власть.
с рогами и копытами, не переносят. Вредный домашний и дворовый дух, враг домового. Можно с ним и поладить: оставить хороший пар, тазик воды, хороший веник. И поселения с такими обитателями предпочитает обходить стороной.
Словарь славянской мифологии. Бог приложил палочку и, когда она загорелась, бесы вздумали её отнимать. Да-да, тот самый Бабай, которым многих пугали в детстве. Обыкновенно эта стена наваливается на того, кто спитъ на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет». Мы жили летом в деревне.
Леший подходит греться к кострам, но прячет рожу. Жертва, погибшая от зубов упыря, тоже в свою очередь может стать упырём. Различной породы камешки владеют различными качествами. Стоит нарушить это условие и русалка навсегда уйдёт под воду. Живёт ворон до трёхсот лет, а всё оттого, что питается одной только мертвечиной. Считается, что своим прилётом к людскому жилью ворон приносит несчастье.
Леший — оборотень, может являться зверем, птицей, грибом или кустом. Змея кусает не ради сытости, а ради лихости, — говорят о ней. Мифы древних славян.
Я бы грязная осталась. Одно из преданий о происхождении огня на земле говорит, что «первый огонь изобрели бесы в то самое время, когда они были изгнаны с неба». Бывает, что из спины незваного гостя вырезает ремень. Водяному приписывают тоже значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Бесы способны входить в людей и могут овладеть человеком в полной мере. Одолеть его можно только молитвой и постом. Чтобы мельница стояла благополучно, её хозяин порой заключал договор с водяным. Мужику ничего больше не оставалось, как ножом отрезать себе руку.
Собственно их трое – Полевик, Водяной и Леший. Он «обходит» человека, зашедшего в лес, то есть заставляет долго плутать на одном месте. Есть сонмы данных духов и число их не поддаётся исчислению. Искушать людей соблазнами — основная цель пребывания их на земле. Как и леший, представлялся имеющим рога и с хвост.
Музей мифов и суеверий русского народа (г. В его ведении все жилые и хозяйственные помещения дома. Всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Не чужды ему, впрочем и мелкие пакости (особенно если ему не нравятся хозяева): бьет посуду, щиплется до синяков, мучает скотину, кричит, топает и вздыхает по ночам.
Считается также, что бес непременно хром и остроголов. Прогнать кикимору крайне сложно. Обитает в прудах, омутах, озёрах и водоворотах рек, преимущественно в чёрной воде. Следует немедленно покинуть баню и вызвать на помощь Домового.
Общеславянское слово, того же корня, что и «бояться». И после этого уже можно говорить свою просьбу. Если юноша сумеет украсть платье и крылья вилы, он может взять её в жёны. Однако чёрт может появиться в любом месте. Отверстие, куда помещали тело, устанавливалось «передом» к лесу, «задом» — к поселению (совсем как в сказке). Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. Тем более что в русском народе их хорошо знают и уважают. Привлекательные на вид плоды его ядовиты имя им – волчьи ягоды. Один из них сразу был ею зарезан и съеден.
Собака девушки испугалась и завизжала. Трудятся на мельнице тринадцать чертей, один из которых главный. Из всех почитаемых народом духов мы сегодня поговорим о тех, которые относятся к дикой природе. Из сборника А. Н. Афанасьева. По другим поверьям, черти соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри. Свои большие зубы постоянно подтачивает.
Время от времени «посиживает на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на кожухе». Бес (чёрт, шиш, лукавый и т. д. ) — злобное бесплотное существо, враг рода человеческого. // М., «Северный паломник», 2002. Душа таких людей после смерти не могла попасть в Вырий (Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. 2.
Пушкина, Н. В. У него могут быть рога и козлиные ноги. Он может принимать и человеческий облик. Представление о сове всегда связывалось с понятием о мудрости.
Он бродит по улицам с палкой. Королёв К. // М., «Локид», «Миф», 1997. Как правило, характерный признак появления беса — удушливый серный запах. Как скоро бабушка Яга в ней ходит, то заставляет ступу бегать быстрее, ударяя её стальным пестом. Действия лешего непредсказуемы: то украдёт ребёнка, то сбережёт от одичавшего зверька. Изначально же слово курьи обозначало совсем другое.
11. В некоторых случаях, как и прочая нежить, считается полудухом. В самую жаркую пору они любят купаться, оставляя свои платья и крылья на берегу. Обиженным и бедным он обыкновенно подсобляет. «В игре для чертей нет удержу и законов: проигрывают всё, что есть за душой».
У вышеперечисленных персонажей есть одна общая черта, все они по своей сути — оборотни. Дети полевика луговики и межевики бегают по межам, шугая птиц и грызунов. Дело в августе было, перед отъездом. Кикимора считается женой домового.
Яшей в славянских песнях называли ящура — некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого, отсюда название «ящур». Вилы могли летать как птицы, обитали в горах. Иногда «сидит на печном столбе, ноги на лавках, груди на полках, голова на кожухе». К нежити относится и ряд менее известных духов, таких как овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, а также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т. д. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится.
Бывает, черти между собой подерутся и разнесут всю мельницу или того хуже – спалят дотла. В разговорах не называют его домовым, а «дедушкой, хозяином, набольшим или самим». Упырь (вурдалак, вампир) — мертвец-кровосос, встающий ночью из могилы и нападающий на людей и животных, дабы полакомиться их кровью.
Отрицательные эмоции, вызываемые этими проделками у живущих людей, служили пищей таким духам. Чем известны Духи, живущие подле людей. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Тут мне страшно стало, помылся наскоро и бегом домой». Если пришли за грибами, ягодами или какой другой добычей – попросите у Лесовика (или Водяного) чтобы навёл Вас на грибы, ягоды, рыбные места, а уходя – поблагодарите, да не ленитесь хоть слегка да поклониться. К нежити относится и ряд наименее узнаваемых духов, в том числе овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т. п.
Постоянное место обитания чёрта — пекло (ад), где он и его собратья всячески мучают грешные души. Вид пресмыкающейся гадюки у суеверных людей всегда вызывал смешанное с ужасом отвращение. «Не дерзают злые духи прикидываться петухами — вестниками приближения светлого дня, который столь ненавистен всякой злой силе». Но не только фольклорная традиция отличалась вниманием к этим персонажам. Черного цвета.
Дальше рисуем долгие ручки с большими ладошками. Во время жатвы она ходит по полосам ржи и тех, кто в самый полдень работает, «берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли». Случается, что баба Яга хватает детей, которые «ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою ступу, толчёт и ест».
Часто злыдни селятся группами, так что в одном доме их может быть до 12 существ. Однако не многие знают, что помимо болотной твари, есть домашняя кикимора. Хозяйство каждаго, по их мнению, находится под влиянием домового. Произведения изобразительного искусства и художественной литературы стали своеобразными источниками для художника Алексея Орлеанского, взявшегося сделать героями своей карточной колоды самую разнообразную нечисть.
Все ползучие гады в народных поверьях восточных славян — воплощение коварства и зла. Т. 1 – 4. Бес наделён многими человеческими чертами.
// СПб, «Азбука-классика», 2001. Особо усердствует на Святки. В дупле всякого старого дуба живёт злой дух дубовик. Мстителен, хитёр и коварен, само воплощение злобна. умерших неестественной смертью и тоже определённо причисляются к нежити. У неё костлявые руки, костяная нога и длинный синий нос.
Энциклопедия сверхъестественных существ. Обычные адепты нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. Дедушка Лесовичок или Честной Лес, вот как к нему следует обращаться. Изображение оскаленного черепа на спине бражника «мёртвая голова» придаёт бабочке зловещий вид и, соответственно, право разорять соты лесных пчёл.
Может вредить домашним животным, в особенности курам. Хотел его взять, но рука пристала к топорищу так, что невозможно было её оторвать. К заложным покойникам имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не путать с домовыми) и упыри — это не духи, а мертвяки. Русские суеверия. Из воды русалки выходят на Троицу и до Петрова дня блуждают по суше: бегают по полям, висят на деревьях эту неделю называют русальной и купаться в это время нельзя, особенно в понедельник (Духов день).
Черти — духи дьявольской породы, самый многочисленный род нечистой силы. И делайте это от чистого сердца, они ведь нас насквозь видят. Особенно же важным для него оказалось обращение к Толковому словарю В. И.
Его супругой считается Мара — демон колдовства, ночной тьмы, дурных снов и кошмаров. Змей-Горыныч способен летать и извергать огонь. У зеркал есть тоже свои владычицы — их называют Зеркалицами.
В дупле всякого старого дуба часто обитает злой древесный дух — дубовик. Там она запутывает человека, заманивает его в непроходимые места. Вбивают кол наотмашь осиновым поленом одним ударом, затем труп сжигают на осиновом костре.
Все неприятные происшествия в бане (кто-то ошпарился или угорел и прочее) приписывались Баннику. Живёт она, как и домовой, в подполье или около печи. Леший любит заманивать в лес женщин, до которых особенно охоч, ворует у людей скот. Если оседлает человека, то тогда у того пойдёт всё наперекосяк.
Полевик (полевой) — злой дух, полевой демон, дальний родственник домового. Практически постоянно безмужняя. Спустя время жертвоприношения водяному стали намного умеренней. Не видно было, есть одежда чья-то или нет. Предназначавшееся ему приношение клали на топор. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Переходное звено от нежити к нечисти имеющей явно земное происхождение — русалки (их разновидность шишиги, мавки), в отдельных случаях они наделены даром речи.
О таком мельнике в момент разносилась молва как о колдуне, знающемся с нечистой силой. Кстати избушка Яги обзавелась куриными лапами только благодаря советскому кинематографу. Домашняя кикимора может превращаться в кошку. В своей бане банник защищает людей от других нечистых. А основная из них, злобная баба Яга, сама способна была обернуться подколодной змеюкой. Говорят хозяйкой лесных животных и хранительницей леса. А эти адепты нечистой силы, как двоедушники и волкодлаки — именно это не духи и вовсе не мертвяки, они имеют и душу и тело, у двоедушника в том числе и 2 души.
Русалки очень опасны, так как обижены на мир людей.
Сам утонул, а лихо выплыло и пошло, как ни в чём не бывало искать себе новую наживу». Если они найдут спящего в меже человека, то наваливаются на него и душат. В своей книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» Максимов пишет, что в «недалекую старину» (тут речь идет, вероятно, о XVII и даже XVIII веке) это мог быть какой-нибудь запоздалый путник, которого сталкивали в омут, позже жертвами стали мертвые животные (обязательно в шкуре). Филин, «совкин деверь», постоянный спутник лешего, а сычи — его гонцы.
Леший подходит нагреваться к кострам, хотя прячет морду. Рассказывает мне потом: «Раздеваюсь в темноте и слышу из бани дедушкин голос: «Пришёл. 4.
Оно было похоже на огромную собаку, однако в нём угадывались человеческие черты лица. Иногда на своей мельнице мельник-колдун мог подрядить работать и чертей. Крутятся жернова, перемалывают чьи-то косточки. Есть у полевика сподручница — полевой дух полудница (она же ржица), по виду красивая высокая девушка, одетая во всё белое.
Дети, рождённые в таком браке, часто оставались брошенными на отца. Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок.
Само её присутствие в семье приносит дому богатство и процветание. По легенде живёт лихо в лесу в большой избе и держит овец, которые ночуют тут же с нею в доме. Ради шутки способен придушить сонного, но никогда насмерть. А уж у Водяного с Лесовиком и подавно. С приходом весны всё чаще встречают люди Лешего, Водяного, Домового, Русалок да Кимимору. Мой сын обычно мылся в бане с моим отцом.
Когда-то черт был богом. Этим нередко пользовались молодые мужчины. До принятия христианства на Руси покойников сжигали, устанавливая домовину (гроб) на костер. Когда идёте за добычей – обязательно. Дуб столь же бессмертен, как и Кащей, но в отличие от безблагодатного закостенелого бессмертия Кащея в бессмертии дуба заложена особая жизненная сила, передающаяся во времени и пространстве. По поверьям, у водяного есть коровы чёрного цвета, которые выходят из воды по ночам и пасутся на прибрежных лугах.
Толстого и др. Зловещий Кащей с лёгкостью мог перевоплотиться в крылатого огнедышащего змея, пожирающего людей, кем он, по сути и был. Обиженным и убогим он обычно помогает. Говорят, что домовой не любитъ ленивых, особенно ветренные мельницы. Например, просить вывести на грибы или просить о богатом улове.
– Материалы по русской демонологии. Демоны имеют власть над местом и стихиями, они владеют свойством быть невидимыми и поменять по желанию собственный вид. Ложе её представляет собой гору из костей съеденных ею людей. От лешего у лешачихи появляются малыши — лешени.
Раскачиваясь на ветвях, они разматывают пряжу, украденную у женщин, которые ложились спать без молитвы. Банный дух. Силится изжарить похищенных малышей, которых забрасывает в печь на лопате. (Из статьи Демиденко Ю. Б. Она считалась проводником из мира живых (Яви) в мир мертвых (Навь). Задача божества — провести обряд инициации, то есть переродить человека в новое качество.
В свои длинные волосы вплетает болотную траву. За это сома называет народ — чертова лошадь. Похищает баба Яга и пожирает людей.
В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром. Также обладают способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще — в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого — соседа, мужа и т. п. ). Забор вокруг избы из человеческих костей, увенчанный людскими черепами с глазами. 6. Обыкновенно водяной ездит верхом на соме, в некоторых местностях рыбу эту называют «чёртовым конём». Чтобы обезопасить себя от проказ и гнева домового, ему приносили жертву (немного еды, табак и т. п. ).
Но в отличие от сестры, живёт в домах. В нынешние времена суеверные люди причисляют к бесовскому занятию и просто игру в карты. Часто у Лешего нет правого уха, волосы обычно с пробором налево, а зелёные глаза горят, словно угли. Они владели колодцами и озёрами, обладали способностями «запирать» воды. Все эти твари бессловесны и способны разговаривать разве только в сказках. Кащей — жестокий чародей, способный к различным перевоплощениям. Черти особенно опасны в «нечистых» местах в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на святки и в канун Купалы).
Из нежити ближе всего к ним водяной, которого нередко называют чёртом. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами. ) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Если отнять у них крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Входя в лес, не постесняйтесь поздороваться с его хозяином.
Сломанный конец иглы знаменует смерть Кащея, крушение его царства и злых чар». На картинке изображены Полевик и Полуденица. Борода и усы опутаны тиной и отливают зелёным цветом. Полевик в хорошем расположении духа помогает сберечь свой дом — поле.
В избе обязательно стоит печь, в которой баба Яга зажаривает непрошеных гостей. Жертвенных даров ему не приносят. Пар выживает его временно, а в нетопленой бане он живёт всегда. 9. Вот и получила избушка мистической Яги такой погребальный атрибут – курьи ножки. Велесова книга.
В ветвях дуба поселился ворон — птица вещая. Черт любит хохотать. Всего пять лет назад в Англии был зафиксирован случай появления оборотня. Она заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго там блуждать. Рано или поздно вила обманом и хитростью выманивала свои крылья обратно и улетала.
Употребляется бабушкой Ягой в виде самокатной колесницы. Также использовались и другие эпитеты: нежить, лукавый, нечистый, окаянный. Собственные огромные зубы повсевременно подтачивает. // М., «Советская энциклопедия», 1982. Баба Яга изначально прародительница, очень древнее положительное существо, хранительница (если надо, воинственная) рода, традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.
Разной породы камни обладают разными свойствами. Зеркалица является добрым духом и не переносит нечистую силу. Мудрая сова — советница бабы Яги. Он низкоросл, с кривыми ногами, рожками и хвостом, увенчанным кисточкой. Русалка (мавка, берегиня, водяница) — вредоносное существо женского пола из числа нежити, злой дух.
// М., «Художественная литература», 1979. А это зрелище не из приятных. В женском роде в бане командует баниха, обдериха. // СПб, «Норинт», 1998. Тело у алконоста птичье, с красивым радужным опереньем. Домовой (постен, суседко) — злой дух, хранитель и обидчик дома.
Первая (болотная) – подружка Лесовика. Переходное звено от нежити к нечисти имеющей очевидно земное возникновение — русалки (их тип шишиги, мавки), в отдельных вариантах они наделены бесплатно речи.
Согласно народным поверьям, сова сторожит клады. Но волкодлак не всегда мертвец. Леший представлялся в виде косматого старика иногда даже обросшего корой. Разделся, зашёл в баню, а там никого нет.
От прочей нечисти отличается свободой передвижения и мест обитания. Соприкосновение с этим растением для человека часто оборачивается тяжёлыми последствиями. // СПб, «Литера», 1996. С изумрудными глазами и зелёными волосами. Это слово однокоренное с окуриванием – медленным горением.
И нет жены заботливее, нежнее и вернее чем пленная полудница. Обычно её просят или ей приказывают: «Встань избушка, ко мне передом, а к лесу задом. » Бывает, что у избушки нет ни окон, ни дверей. Дубовик способен обернуться усачом дубовым, жуком известным каждому энтомологу. Волосы на голове, если есть, зачёсывает налево. Он остроголовый имеет козьи уши, рога и бороду.
Может принять облик собаки, змеи, кошки, лягушки. Домовой может помогать по хозяйству (хранит имущество, пересчитывает его). Даля и народным русским сказкам, собранным А. Н.
Старается изжарить украденных детей, которых забрасывает в печь на лопате. Достаточно вспомнить произведения классиков русской литературы: А. С. Народные русские сказки.
Они могут напустить мор на домашний скот, наслать проливной дождь и град. Афанасьевым. Кикимора (шишимора) – злой дух женского рода, живущий в доме, чертиха.
Бабушка Яга — лесная старуха-волшебница, «большуха над колдуньями», злобная скверная ведьма. Иногда может летать по воздуху на помеле или кочерге. Всегда безмужняя. Он — воплощение живого остова, олицетворение смерти, «косящий и собирающий зловещий кошт, урожай мёртвых». Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко.
Обычно символизирующий жизнь и бессмертие, предстаёт в образе древа смерти. Не считая чёрного кота ей работают совы, филины, вороны, а время от времени мыши. Некоторые из них могут исцелять, отгонять нечистую силу и ночных призраков, другие напротив способны поглощать жизненные силы человека и притягивают к себе всякую нечисть.
Даль В. И. Это действительно был оборотень. На вид космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память.
Смерть Кащея таится на кончике иглы, спрятанной в яйце (само же яйцо хранится в утке, утка — в зайце, заяц — в сундуке, сундук — на могучем дубе, а дуб на необитаемом острове). Водяной тоже требует себе уважения. Бесы же и их подвид анчутки (помесь чёрта и утки) — племя особое, наделены душой, почти такой же, как у людей и наиболее точное этому семейству определение — чертовщина. У лешего, рога и козлиные ноги.
К соседям он относится уважительно — будь то полевик (повелитель полей) или домовой. 5. Живёт банник за каменкой или под полком. На свете мало таких заповедных святых уголков, куда не могли бы проникнуть бесы.
Одно из самых любимых их занятий, превратившееся в неутолимую страсть — это игра в карты. А ведьма шла за ним следом и уже приближалась. Вне дома кикимора поселяется в лесу или на болоте. Под его корнями хранится сундук, в котором спрятана смерть Кащея. Власова М. Н.
Вид её страшен и ужасен. Если Полевик разозлится, то в пору сенокоса у работника может быть солнечный удар. Зеркалица — дух отражений и зеркал, она может отворить двери в иной мир. А через печную трубу она вылетает в своей ступе. Супруга его лешачиха (лешуха, лисунка) — безобразное, неопрятное, высочайшее создание прекрасного пола, с длинноватыми грудями, закинутыми за плечи. У неё костистые руки, костяная нога и длиннющий голубий нос.
И так до следующей полночи. Бывает, собственно бабушка Яга хватает малышей, которые «прогуливаются одни по полям и огородам, кидает их в собственную ступу, толчёт и употребляет в пищу». Я удивилась, что он вообще помылся. Обычно, соответствующий симптом возникновения демона — удушливый серный аромат.
Заманят черти туда глупую бабу, заставят её танцевать, закрутят в танце, завертят. Всё окаянное — дамы, малыши, представители сильного пола, пища, вещи — стают его добычей. Бес наделён почти всеми человечьими чертами. Чешую Горыныча невозможно пробить никаким оружием. 1.
7. Большой толковый словарь русского языка. Водяной (водяник, водяной дедушка) — злой дух, хозяин водоёмов. Леший может принять облик любого лесного существа или растения. Но иногда вила-мать могла забрать ребёнка с собой. // Саратов, «Надежда», 1993.
». Как и все ведьмы, она имеет маленький хвост, а также большие груди, свисающие до земли. Бес (чёрт, шиш, коварный и так далее) — злое бесплотное создание, неприятель семейства людского. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом.
Над всеми одичавшими животными имеет она безграничную власть. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники. Любого вида нечистой силы в природе водится огромное количество. Когда девушка обратилась в полицию, к её рассказу отнеслись скептически.
Бывало, что в омут сталкивали и случайного путника. Иногда оставляют угощение — ржаной хлеб с солью. Собственной наружности они не любят, а изображений в своём истинном обличье, т. е. Лихо (лихо одноглазое) — демоническое существо, олицетворение злой доли, персонифицированное воплощение несчастья, нужды и горя. Входя в баню, люди говорят: «Крещёный на полок, некрещёный с полка».
Кикимора проказами славится, детей малых пугает, девиц молодых учат рукоделие, особо пряжу, на ночь прятать, чтобы Кикимора до прялок не добралась, а ещё ругают неопрятного человека «выглядишь, как Кикимора. ». Он прозван «бессмертным» и скрывает тайну своего бессмертия. Любимое занятие кикиморы — рукоделье. Посещает, собственно из спины незваного постояльца вырезает ремень. Леший и водяной считались происходящими от камней. Домовой тоже рогатый и с хвостом. Выбравшись на волю, он отправился домой, но по дороге увидал воткнутый в дерево топор.
12. В упыря может превратиться «заложный» покойник, то есть самоубийца, умерший неестественной смертью, обязательно двоедушник, при жизни имевший два естества — человеческое и демоническое, а также человек, отлучённый от Церкви и особенно колдун. Также русалки боятся ладана и травы полынь. Иногда доброхот весёлого и шутливого нрава. Увидеть кикимору наяву — к несчастью.
Она заманивает, ловит, набрасывается на людей, а затем пожирает их. Мифы народов мира. Иногда просто так от нечего делать он швыряется посудой. Художественная литература также не раз обращалась к подобным загадочным существам. Когда выясняется, что на мельнице завелась нечисть, такую мельницу называют чёртовой.
В лесу он хозяин и все подчиняется его правилам. Часто хохочет, спастись от него можно, если его рассмешить. В другой притче лихо уселось мужику на шею.
Часто можно слышать истории о связи смертного мужчины с русалкой. Образ черта в народных представлениях соединяется с образом лешего, водяного, домового.
Близкий к упырям род нечисти — волкодлаки. Но самым популярным в славянской народной демонологии был образ черта. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, обыкновенно лежит на лавке, постоянно прядёт кудель и в тот момент «очами в поле гусей пасёт, а носом заместо кочерги и ухвата в печи поварует». Водяной похож на лешего, но не оброс шерстью, у него «коровье брюхо», зелёные усы и борода, весь опутан тиной.
Он может предупреждать хозяев о смерти кого-либо из домочадцев (в этом случае слышен плач) или, наоборот, возвестить о радости (слышен смех). Кроме чёрного кота ей служат совы, филины, вороны, а иногда мыши. Ведь он ходит под окнами, как и в давние времена. Волосы его похожи либо на траву, либо на солому. Даль В. И.
Встреча с ним опасна, особенно для детей. Победить его возможно исключительно мольбой и постом. Вид её ужасен и страшен. Да не вздумайте назвать его лешим. Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу. » Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу. Сразу убежать он не смог, — старуха уселась возле двери.
Толковый словарь живого великорусского языка. На Исакия змеиный праздник, змеи собираются и идут поездом на змеиную свадьбу. Но хотя она и прядёт — рубахи от неё не дождёшься. Он остроголовый имеет козьи уши, рога и бороду. Злыдень – злой дух, приносящий нищету дому, в котором поселился. Водяной почти всегда враждебен людям.
По общему поверью, живет он по зимам близь печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близь лошадей. Еще один широко известный сказочный персонаж. Также лешие умеют имитировать голоса человека, заводя ауканьем в чащобы путников. Самый зловещий из всей нежити, людям приносит один лишь вред. Ростом она довольно велика.
Пропп В. Я. За ложь, жадность и злобу накажут. Делает он это исключительно с целью поразвлечь себя. Любая баня считается местом нечистым и ни в коем случае нельзя, например, на месте сгоревшей бани строить дом, а человек, посетивший баню, не должен был идти в тот же день в церковь. Что делает: считалось, что домовой — это предок хозяев дома, который умер без покаяния или за грехи назначен богом охранять домашний очаг (языческие верования здесь активно переплетаются с христианством).
Любимая еда жар-птиц – фрукты, очень любят они яблоки, в особенности золотые. Алконост – полуптица-получеловек. Гоголя, А. К. и т. п.
По одной версии имя «Яга» происходит от глагола «ягать» «ругаться, вздорить», а по другой — от огрублённого слова «Яшка». Живёт он в углу за печкой, куда следует бросать мусор, «чтобы домовой не перевёлся». Происходит от славянского обозначения «без», а дальше следует любое положительное понятие, например: безсовести, Бога, справедливости, понятия, добра, чести и т. д. // М., «Эдельвейс», 1990.
Сост. Всё проклятое — женщины, дети, мужчины, еда, вещи — становятся его добычей. Чтобы покончить с упырём, необходимо вбить в его могилу осиновый кол. 13. // М., «Лабиринт», 1998.
Иногда схватывает свою жертву, когда та пригибается к воде. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. Живёт это существо в болоте, одевается в одежду из ряски и мхов. Полевик живёт в поле, может прятаться в меже или в стогу. У осетин есть предание о том, что люди и черти первоначально ладили, что люди даже почитали чертей, но затем поссорились с ними. Столетний дуб — старый и дуплистый, но всё же могучий.
Плохой приметой считалось идти в баню к «четвёртому пару», так как этот пар Банник считает своим. Такое мистическое существо, как кикимора болотная, знакомо всем. Защитой от них служит крест и начерченный на земле круг, осенённый крестным знамением. О повериях, суевериях и преданиях русского народа. Характерная черта в облике русалок — длинные, крупные груди.
Типичные представители нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. до х. э. 2- Средняя Азия 3- Дагестан из наскальных росписей 4- Франция, палеолит. Но такой брак никогда не заканчивался удачно. К этой же категории можно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё это бесплотные духи из разряда «заложных» покойников, т. е. Ветряная мельница — типичное прибежище нечистой силы. Сост. Русалки.
Жена его лешачиха (лешуха, лисунка) — некрасивое, неряшливое, высокое существо женского пола, с длинными грудями, закинутыми за плечи. // СПб, «Наука», 2001. Многие упыри — оборотни, могут принимать образы некоторых животных, чаще всего летучих мышей. Палеолит дает много изображений полузверей – полумужчин. Авт.
Считается хозяйкой лесных зверей и хранительницей леса. Нечистая, неведомая сила (главы из книги). Известно, что змеиный яд являлся обязательным ингредиентом варимого ведьмами зелья. и так далее Эти все твари молчаливы и готовы говорить разве исключительно в притчах.
Представления о черте в народе не согласуются с церковной назидательностью. А ещё русалки ставят условия, например, не трогать её гребень. Вот таким образом, согласно поверьям, колдуны и вампиры не отражаются в зеркалах.
У полевика большие лапы и кривые ноги, он бородатый и волосатый. «Водяниха из воды выходит нагою в полночь и садится на камень тут она расчёсывает свои волосы большим гребнем». 3. Особенно старается вредить ленивым и нерадивым хозяевам. Живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, обычно лежит на лавке, вечно прядёт кудель и в то же время «глазами в поле гусей пасёт, а носом вместо кочерги и ухвата в печи поварует». От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Змей-Горыныч – общее название драконоподобных существ.
От лешего у лешачихи рождаются дети — лешени. Леший (лешак) — лесной дух, враждебный человеку, хозяин леса. Кустарнику волчье лыко название такое дано неспроста — это растение-оборотень.
Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Ему приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха или чёрную свинью. Жена водяного водяниха имеет большие отвислые груди и длинные волосы. Ходит он в длинной рубахе из мешковины, достающей до пят, всегда босой. Деревянные фигурки домовых встречаются при раскопках древних славянских поселений.
К заложным мертвецам имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не перепутывать с домовыми) и упыри — данное не духи, а мертвяки. С помощью банника девушка может узнать, за кого выйдет замуж.
Нечистая сила на игральных картах», 7995 г., СПб). Однако, несомненно, с нечистью и нежитью связан целый пласт национальной культуры. На ночлег остановились в избе великанши. Я ещё выделяю отдельной статьёй Болотного.
Криничная Н. А. // Н. Новгород, «Русский купец», «Братья славяне», 1995. Поступки лешего непредсказуемы: то украдёт ребёнка, то сбережёт от дикого зверя. Используется бабой Ягой в качестве самокатной колесницы. Существует поверье, что только девушки, которые утонули в болоте, становятся кикиморами. Как правило, селится в домах, построенных на «нечистых» местах. Отделаться от лешего возможно крестным знамением и мольбой.
Лесной дух-оборотень. Чем же любит заниматься данный вид нежити. Прежде всего, следует соблюдать вежество. Максимов С. В. Леший — оборотень имеет возможность считаться зверьком, птицей, грибом либо кустиком.
Говорят и еще, собственно бес обязательно хром и остроголов. В поверьях северных районов России бабай – страшный кривобокий старик. Стоит их мельница где-нибудь за дальним лесом. Домовыми могли стать люди, умершие без причастия. На святках она рожает детей, которые сразу вылетают в трубу и остаются среди людей до Крещения. Особенно упыри любят сосать кровь младенцев.
Снопы, вязаные в бабку — место, где может притаиться полевик. Иногда мельницу черти строят сами, чтобы перемалывать на ней человеческие кости. И Водяного тоже следует величать дедушкой, дедом – так в славянских странах принято было обращаться к старшим, к предкам. В одном из граффити Новгородского Софийского собора бес характеризуется как податель дождя. Но лишь где-то далеко прокричит петух, всё останавливается, черти разбегаются кто куда.
Однако кикимора домашняя тоже предпочитает оставаться невидимой. Когда чёрт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. «Нечистая игра в карты с передержкой и подтасовкой отнесена прямо к бесовским вымыслам и науке». Предстаёт в облике высокой и худой старой женщины с одним глазом. Чтобы избавиться от лешачихи, нужно надеть ей крест на шею или отстегать рябиновой веткой. Обычно она проказит с веретёнами, прялкой и начатой пряжей. Другая кикимора – домашняя, является таким же злым духом.