Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б. рельефах и росписях. Подобные сюжеты культивируются и в иск-ве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, сер.
В «Битве под Лейпцигом» на переднем плане изображён штаб командования русской армии, а на втором плане союзные войска наступают на Лейпциг. Так, герои картины «Вот он – Наполеон.
В росписи древнегреческих ваз, на рельефах храмов воспевается воинская доблесть мифических героев. Батальному искусству (батальная живопись) дано чудесное свойство – воскрешать прошлое, воссоздавать будущее. процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье). Пахомов, Л. В. Тем не менее, уроков хватило Виллевальде для того, чтобы поступить в Академию художеств.
В ней его учителями были Великий Карл Брюллов и А. И. Ватто). Прянишникова, А. Д. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца истребляющего врагов, осаду городов, шествия воинов. 15в. возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И. К батальному жанру относятся также произведения изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах).
мозаичная копия 2в. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). В др. -греч.
1940-хгг. Танк оснащался дизельным двигателем В-55В мощностью 580 л. с., прицелом ГШ-2Б-41 (ТШС-41У), ночным прицелом ТПН-1-41-11, стабилизатором вооружения Метеор (Метеор-М), гирополукомпасом ГПК-59, радиостанцией Р-113 (Р-123). Рельефы на древнеримских триумфальных арках – завоевательные походы и победы императоров. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье.
Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского сДарием» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен) сражениепоказано на фоне космич. Так, «Сражение при Кульме» обозначено сдачей в плен французского генерала Вандама вместе с его штабом. Менцель в Германии, Дж.
Или, быть может, самыми важными в сражении были совсем иные эпизоды. Боевые Башкиры внушали ужас европейцам одним своим видом. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. графике инд.
Именно вот таким образом и обратился Б. М. Дуниковский в Польше, Дж. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др. Нисского, Я. Д.
В. Верещагин «Апофеоз войны» (1871). 1585, Дворец дожей, Венеция). отображения исп. Каждому сражению должна соответствовать только одна картина. В него вошла и батальная живопись.
К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (П. В иск-ве России Б. ж. Коцебу аллегорич. Батальный жанр представлен картинами: «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года», «Штурм Зимнего дворца», «Совместные действия танков, авиации и кавалерии. АХ Б. ж.
Реализм передвижников повлиял и на академическую Батальный жанр, особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902—04 «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий. Ню (произошло от фр. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—1843 г. ) создать народно-героическую эпопею.
означает «молитвенный образ». Вауэрман в Голландии) и сцен морских сражений (В. привело к усилению жанровых мотивов в Б. ж. Дормидонтов, А. Ф. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—1856 г. Масштабность его панорам, таких как «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» интерес к передаче героизма простых солдат, превратили художника в самого известного мастера темы войны в живописи.
Батальный жанр (от франц. П. П. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. ван де Велде в Голландии). 19– нач. в иск-ве Древнего Рима– батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 н. э.
искусстве Б. ж. Слово «bataille» в переводе с французского языка означает «битва». Гагарина и М. Ю.
Своеобразное звучание Б. ж. Наполеоновские войны питали Б. ж. быта у флам. сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, ок.
Оно ещё имет другое название – «битва народов», поскольку в нем участвовало около полумиллиона человек, представителей европейских (и не очень европейских) стран. Один из гл. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839—43) создать народно-героическую эпопею. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. Студия военных художников им. Значение картин баталистов академического толка обычно принижалось, поскольку их искусство подчинялось «правилам официальной эстетики, главной задачей которой была пропаганда верноподданнической идеологии и классового дворянского патриотизма». появляется в ср. -век.
И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу). Николаевская шинель с большой пелериной серого цвета, а зимой такая же шинель на меху. Уэст, Дж.
иск-ве воспевается воинская доблесть мифологич. Самые ранние изображения сражений– в наскальных росписях эпохи неолита. Сурикова, И. М. Давида, посвящённые Наполеону романтич.
Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. дон. э., Нац. мастеров франц. Союзные войска разгромили армию Наполеона.
связана с реалистическим раскрытием социальной природы войн. Во всех этих картинах, конечно, присутствует Александр I, как того требовал заказчик. Развитие реализма во 2-й половине 19 — начале 20 вв. Авилов, А. П.
баталисты привлекаются в Россию для прославленияпобед ПетраI («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж и др. ). Цикл «Наполеон в России» включает 20 картин, а также этюды, рисунки и незаконченные композиции. до н. э. Прогрессивная тенденция в развитии батального жанра XIX-XX вв.
В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Холст, масло, 127 х 197 см. в рус.
получил в иск-ве Сев. 2в. Художниками студии имени Грекова созданы шедевры монументально-исторического жанра, знаковые для истории произведения, а также амбиционные зарубежные проекты – панорама «Плевенская эпопея 1877 года» в Болгарии, живописное оформление Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле и др. событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634–35) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634 обе– в Прадо).
Зауервейд – основатель русской школы батальной живописи. создают идеальные героич. образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, нем. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа — 15 в. ) героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503—06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504—06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537—38), а Тинторетто — неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585).
РЛС имеет встроенный запросчик госопознавания и аппаратуру для первичной и вторичной обработки данных, комплект выносного индикаторного оборудования, благодаря чему может быть использована в автоматизированных и неавтоматизированных системах ПВО и Военно-воздушных силах для управления полетами и наведения перехвата, а также для управления воздушным движением (УВД). Салим в Ираке) истории освободительной борьбы народов (М. Большую роль в развитии Б. ж. для аллегорич. 1625, Эрмитаж, С. -Петербург и др. ).
образца 4–3вв. И только при детальном рассмотрении картины становится понятным сюжетная сторона ее. 1618, Старая пинакотека, Мюнхен аллегорич. Более 70 панорам и диорам создано её художниками, начиная от первой советской панорамы «Сталинградская битва», заканчивая циклом из 6 диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Специфич. Государственная Третьяковская галерея (Москва)На раме этой картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана».
Орловского, произведения Г. Г. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура. Им созданы серии батальных полотен: Туркестанская серия, «Наполеон в России», серия «Варвары». отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля события мекс. Ульянов). Ведь изображения военачальников, военных походов, сражений известны давным-давно. К документальной точности тяготеют А. И. до н. э., Брит.
в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. преподаётся в двух классах– батальном и историческом. В XVIII— начале XIX в. батальная живопись развивается во Франции, где особенно известны картины А. Гро, прославляющие Наполеона I. Потрясающие сцены мужественной борьбы испанского народа с французскими захватчиками запечатлены в графике и живописи Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810—1820). О. Ковалевский, В. Д. Поленов). 80 лет Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами. обе– в Риме).
претворился в графике периода Гражд. В центре полотна на скачущей лошади – император Александр I. За ним слева – его свита. Лермонтова, Т. Г. Всe детали картины, в том числе жёлтый цвет полотна, символизируют смерть. 20вв.
изображение Отеч. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др. ), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Такого рода изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др. ), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. Эти картины ныне украшают один из залов Эрмитажа и значатся как произведения Виллевальде. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук.
Батальный жанр (от франц. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш», «Штурм Зимнего», «Сталинград. С. Копли, Дж.
19в. : патетич. А чем же отличается творчество советских баталистов от искусства прошлых лет. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). колонна Траяна, нач.
С основанием петерб. Штурм Геок-Тепе». ван де Велде в Голландии). Изображая на батальных картинах рабочих и крестьян, сознательно, с беззаветным мужеством и храбростью отстаивающих завоевания молодой республики Советов, художник баталист индивидуализировал отвлеченное понятие солдат, показав самые разные характеры людей, воодушевленных великими идеями. В XX в. социальные и национально- освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили батальный жанр, расширив его границы и художественный смысл. Французское слово «bataille» (читается: батай) означает «битва».
Особое значение для развития сов. Ковалевский, в реалистич. Развитие реализма во 2-й пол. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. войны 1918–1922 (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Несгибаемое мужество защитников Севастополя их твердую решимость сражаться до последнего вздоха показал Дейнека в проникнутой героическим пафосом картине «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ). с эллинистич.
Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Однако формирование батального жанра относится к XV—XVI вв. Шарле и О. Раффе. Д. Вазари так писал об этой картине: «.
Боевой танк Средний танк Т-62 создавался как дальнейшее развитие танка Т-55. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. С середины XVII в. преобладают документально-хроникальные сцены военных битв и походов, например у голландца Ф. Вауэрмана («Кавалерийский бой», 1676, Государственный Эрмитаж). картины А. Гро и Ж. Л.
Угрюмова, акварели М. М. Сцены воен. ван де Велде в Голландии). Историч.
1-й пол. С. Копли, Дж. Предводитель показан ниже ростом, в мешковатой одежде и стоптанных сапогах. Главное место в Батальный жанр занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого Батальный жанр присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Батальный жанр с историческим жанром.
Виллевальде, А. Е. Внимание уделял деталям быта, обстановке. В 17–18вв. звучание Б. ж. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт.
Бой изображен в ночное время. Иконопись в переводе с греч. Никитину, гравюры А. Ф. Великая Отеч. иск-ве с сер. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О.
Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Боголюбов. 20в. художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера.
имеет творчество М. Б. Крупнейшим мастером батальной панорамы был Ф. А. Рубо. Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А.
Нужно самому. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Уэст, Дж. Зауервейд, Б. П. создал К. П. романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830, Лувр, Париж), в позднеромантич. работали мастерагравюры (А. Ф.
Батальный сюжет раскрывается как историч. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Но он старается принять случившееся с достоинством. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический батальный жанр — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н.
Гагарина и М. Ю. Тициан (так называемая Битва при Кадоре, 1537-38) ввёл в сцену битвы реальную среду, а Тинторетто – неисчислимые массы воинов (Битва при Заре, около 1585). Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Серийно производился в 1961-1972 годах. «Полтавская баталия».
Возрождения Б. ж. Всё уничтожено, остались одни вороны, но и им уже нечем поживиться здесь. Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812 г., «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А.
Для Виллевальде, несомненно, героями были рядовые русские кавалеристы, а не император. разновидность Б. ж. Берне) националистические концепции и ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. И. Однако главный герой хотя и выделен композиционно, но его фигура не самая крупная и чуть отодвинута в глубь сцены так, что непосвященный зритель может и не разглядеть её. На танке установлена новая литая башня с гладкоствольной 115-мм пушкой 2А20 (У-5ТС) с боекомплектом 40 выстрелов и 7, 62-мм пулеметом ПКТ с боекомплектом 2500 патронов.
Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего и драматически страстное напряжение массовых битв и жестокость завоевателей и воодушевление борцов за свободу. Освободительными движениями навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, Я. Чермака в Чехии, Дж. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. развивается с сер. занимался разными направлениями живописи, но известность принесли именно батальные работы. В полотнах Грекова ясно ощутимы и тревожная боевая лирика (Ночная раздевалка) и горечь разочарования (Пленные декинийцы) всесторонне раскрыт суровый фронтовой быт (Отряд Буденного в 1918 году) выявлена жестокая горечь кровопролитных сеч (Битва за Ростов. ) многотрудность каждодневного солдатского подвига (Чертов мост) увековечена радость победителей (знаменосец и трубач).
сопротивление испанцев франц. Верещагина. Менцель в Германии, Дж. Присекин), Отеч. Иванов).
Окруженный отображениями своего существа, он выглядит величественней и благородней. сближается с историзмом (Я. Матейко). Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к.
20в. фонМенцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США). Развитие реализма во второй половине XIX – начале XX вв. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов. Известно, что в Европе башкир и казаков называли «северными варварами».
Кившенко. Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. пейзажа П. Брейгель Старший использовал Б. ж. Бубнов, И. С. С 1972 года на доработанной башне стали устанавливать зенитный 12, 7-мм мулемет ДШК-М, с 1975 года разместили лазерный дальномер КТД-1 (КТД-2).
Вне академич. Почему же картина относится к батальному жанру. Дейнеки, Г. Г. «Жандарм Европы», подавивший Польское восстание и революцию в Венгрии, а также преследовавший за инакомыслие (можно вспомнить хотя бы А. С. Леонардо да Винчи (копия Рубенса) фреска «Битва при Ангиари» (1503-1506)Фреска была заказана Леонардо да Винчи в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи. террора в картине «Триумф смерти» (1562–63, Прадо).
В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изо-мастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Верещагин решительно ломал традиционные схемы Батальный жанр и в батально-исторических картинах, так же как передвижники — И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Охваченные огнем и дымом, в воздух летят обломки корабля, превратившегося в огромный пылающий костер. То есть батальный жанр посвящён военной тематике. и 2-й пол. Вне академической традиции батального жанра стояли лубки И. И.
циклы создали Н. И. Уэст, Дж. Одним из выдающихся мастеров батальной картины был Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович. В рус.
1637–38, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в иск-ве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). войны 1812– в рельефах Ф. П. книжной миниатюре иконописи. война стала гл. В сов. Виллевальде и особенно А. Е. картина «Последствия войны», ок.
Комбинированная атака», «М. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. музей, Лондон). Трехкоординатная подвижная обзорная РЛС 1Л117М Предназначена для наблюдения за воздушным пространством и определения трех координат (азимут, наклонная дальность, высота) воздушных целей.
Пушкина, М. Ю. В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Художники баталисты глубоко осознавали свою великую гражданственность. истории– в творчестве Э. Мане. Лермонтова на темы кавказской войны. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839–43, ГТГ), морских баталий– И. К. Греков (1882-1934) к командованию с просьбой содействовать ему в сборе и изучении материалов о гражданской войне.
Зубов) и мозаики (М. В. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Угрюмов) изображают подвиги героев (А. И. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—1764 г. ), большие батально-исторические композиции Г. И. Острое трагич. традиции– работы М. Н.
Айвазовский и А. П. В глубине бухты видны горящие корабли турецкого флота, один из них – в момент взрыва. Мастера Высокого Возрождения в Б. ж. М. Б. Грекова – это уникальный творческий коллектив из 30 художников (живописцев, графиков и скульпторов). За границей художник пробыл недолго – всего два года, но успел написать там прекрасную картину – «Охотники на привале».
В 18в. Бытовой элемент привнёс вБ. ж. Вауэрман), морских сражений (В. С большой наблюдательностью фиксировал эти сцены французский художник XVIII в. А. Ватто («Военный роздых», «Тягости войны», обе в Государственном Эрмитаже). Якшича в Сербии и др. Даже иконопись не обошла своим вниманием военные сражения.
Можно даже предположить, что это самый древний жанр батального искусства, если учесть, что фигурки воинов, защищавших свои очаги или нападающих на соседние племена, встречаются в наскальных рисунках и ритуальных изображениях. Рельефы на древнеримских триумфальных арках— завоевательные походы и победы императоров. живописи Б. ж.
представлен в европ. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Франко-прусская война 1870–71 получила реалистич. Русское батальная живопись появилась в начале XVIII века. Батальное искусство – не только область видения.
Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. участвовать в атаках, штурмах, победах, говорил еще Верещагин.
Рубенс создаёт ряд динамичных произведений Б. ж. храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и т. д. Б. ж. Говорил с сильным немецким акцентом и не совсем правильно по-русски». войне 1812 (Н. П.
В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Батальный жанр — картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762—64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом. Изображения битв и походов известны в искусстве с древнейших времён (рельефы Древнего Востока, древнегреческая вазопись, рельефы на фронтонах и фризах храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах). Битва состоялась утром 8 июля 1709 г. в 6 верстах от города Полтава. Героическую обобщённость и большое идейное содержание батальные сцены получили в картонах для фресок Леонардо да Винчи (Битва при Ангьяри, 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и Микеланджело (Битва при Кашине, 1504-06), акцентировавшего героическую готовность воинов к борьбе.
Одно из первых полотен Куликовская битва (1720-е годы) приписывается И. Никитину. Вне академической традиции Батальный жанр стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф. Тимма на темы Крымской войны 1853—56. зап. -европ. Такое внимание императора, с одной стороны, придавало художнику популярности и авторитета, а с другой – не могло не влиять на характер его творчества. Во Франции в официальной батальной живописи (О.
Толстого. Видимое нас ведет в область размышлений. Романтич. темы у В. И. Для советского Батальный жанр характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил.
Зауервейд, Б. П. живописи иран. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. Зауервейд тяготел больше к рисунку. Советский Батальный жанр формировался в графике периода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. У человека заложено нечто, что заставляет его уважать в искусстве все человеческое. Жанр, посвященный военным темам и быту.
П. О. В Б. ж. «Так вот он – Наполеон ишь тоже ведь человеком смотрит» – полная фраза одного из героев картины. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. Наиболее значительные сражения запечатлены в таких произведениях, как панорама «Сталинградская битва» в Волгограде (выполнена группой художников под руководством М. Самсонова), диорама «Битва за Перекоп» в Симферополе (автор Н. Бут) и др.
Все они – яркие творческие индивидуальности, профессионалы своего дела. духе трактовались историч. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистического изображения битв. Яковлева и др. Казалось, что его мастерство изящного колориста, композиционное чутье были врожденными.
Это картина-аллегория, картина-протест против войн. Б. ж. миниатюре. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). В основе их деятельности – метод реализма. Вот картина члена этой студии. период Б. ж. 2 февраля 1943 года».
версию историч. трактуются библейские и мифологич. Постепенно на смену официальным баталиям приходят изображения реальных военных эпизодов.
(«Битва греков с амазонками», ок. В России расцветает искусство морской батальной картины (И. 1884 «Герника» П. Пикассо, 1937, Прадо, Мадрид). Б. ж. Батальный жанр (от франц. Виллевальде формально остался верен традиции изобразив на переднем плане императора, поскольку именно его должна была прославлять картина. получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632–33).
В становлении батального жанра в XVII в. большую роль сыграли острое разоблачение разбоя и жестокости солдат в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического значения и этического смысла военных событий испанцем Д. Веласкесом (Сдача Бреды, 1634), динамика и драматизм батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Верне) ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Прогрессивная тенденция в развитии Батальный жанр 19—20 вв.
(А. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром (например, «Сдача Бреды» Д. Веласкеса, 1634—1635, Прадо, Мадрид), поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил («Подавление индийского восстания англичанами» В. В. Верещагина, ок. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934, ГТГ). до н. э. ). художники создают портреты полководцев (Г. И. Прогрессивная тенденция развития батального жанра в XIX—XX вв. полководцев на фоне битвы («КарлV в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548, Прадо, Мадрид) Тинторетто в Б. ж.
На голове черный цилиндр. Сцены повседневной жизни армии и флота, встречающиеся в произведениях батального жанра, перекликаются с бытовым жанром. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. темой Б. ж. Санкт-Петербург (1762-1764)Полтавская битва – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.
7в. В др. -егип. Героич. С. Копли, Дж. книжной миниатюре и ковроткачестве (т. н.
В ср. -век. Создавал диорамы, панорамные картины, акварельные работы, пейзажи, портреты. В живописи итал.
Глазунов, С. Н. живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). Новый подъём батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы— в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. в рамках Б. ж. СБ. ж.
Мягкий юмор художника сменяется горечью тяжелой утраты в картине «Сегодня ты, а завтра я. Кульм, 1813 год». По словам одного из них – Н. С. А. Мыльников, Ю. П. Кугач и др. ). персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (см.
Конечно, картины на эту тему не могут претендовать на то особое значение, какое имела, например, панорама «Бородинская битва» Рубо. интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810–20). Грекова серии фронтовых зарисовок и графич. В средние века сражения изображали на коврах и гобеленах, в книжных миниатюрах иногда на иконах (как сцены героических деяний того или иного святого). Ватто во Франции), а позднее — картины американских живописцев (Б. Баталист и писатель. Художники разоблачают несправедливые агрессивные войны, прославляют народный героизм в революционных и освободительных войнах, воспитывают высокие патриотические чувства.
В становлении Батальный жанр в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634—35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. привлекала возможность изобразить большие массылюдей («Битва при Заре», ок. Рельефы на древнеримских триумфальных арках — завоевательные походы и победы императоров. Амброзио Спинола использовав паузу в войне, осадил крепость. Сойфертис.
(На страже мирного труда (1978) вступительная статья Ю. И. Войны Древнего Востока запечатлены в многочисл. Рубо («Оборона Севастополя», 1902–04, Севастополь «Бородино», 1911, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода. Богородского, В. Н.
связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. описания батальных картин у Плиния Старшего «Битва Александра с Дарием», рим. Сражение под Лейпцигом 1813 года – одно из самых крупнейших в 19 веке. Ломоносов).
Трамбалл), родился русский патриотический батальный жанр – картины Куликовская битва и Полтавская баталия, приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова, мозаика мастерской М. В. Ломоносова Полтавская баталия (1762-64), батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-егг. ), в т. ч. Ромаса, Ф. С. иск-ве сыграли обличительные произведения В. В. Война – это всегда смерть и опустошение.
музей, Неаполь). 1080), скульптуре погребальных сооружений Китая, япон.