В искусстве немецко-австрийского Бидермайера арабеска как чистая, свободная от содержания форма еще раз обрела значение эстетической категории, критерия красоты в оформлении интерьера, рисунках тканей и обоев, вышивках, росписи фарфора и стекла. Род -арабеска. ) -Музыкальная пьеса (главным образом дляфортепьяно) изящного характера с прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком. Арабеска это арабский орнамент, сложная роспись в духе симметричного наложения сложных геометрических фигур, рисунков растительности, в сочетании с арабской письменностью.
Арабеска оказывается именно устремленностью фантастического в бесконечность. Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической античности. В 3-й Книге Царств говорится: все стены Храма «внутри и вне» должны быть увиты пальмовыми и распускающимися цветами (6:18, 29, 32, 35).
В переносном смысле этот термин используется и в других искусствах. Несколькими страницами раньше Кант пишет об «украшениях» — parerga — как о чем-то, что не входит в представление о предмете, но лишь чисто внешне с ним связано, «как, например, рамы картин, драпировки статуй или колоннада вокруг великолепного здания». Чтобы все, чем более поднималось кверху, тем более бы летело и сквозило». Очень редко оба мотива употребляются вместе, чаще – раздельно. Математический подход не лишил орнамент художественной ценности. Теперь сновидение становится рамой для другого сновидения и так до бесконечности.
Тема растительных мотивов встречается в Коране впоследнем аяте суры «Ал-Фатх» правоверные уподобляются крепкому побегу, стеблю. Наслоение однородных форм создаёт впечатление прихотливого узора. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п.
Арабская арабеска, несмотря на геометрическую точность, не была скучной. Отличительная черта исламского изобразительного искусства – так называемая боязнь пустоты. Арабеска (ит. Интересен мотив уподобления правоверных растениям, демонстрирующий единство Бытия. Графика и орнамент в искусстве ислама исключительно продуктивно взаимодействуют с другими художественными формами. Последняя, кстати, стала своего рода заменой иконописи.
Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». Первое, по существу, есть результат геометрического умозрения, что напоминает своеобразную геометризацию доктринальной системы буддизма (глава 2). Арабеска всадово-парковом искусстве – этоцветник в виде затейливо переплетённых линий-дорожек, создающих характерный узор на фоне зелени стриженого газона цветник в виде неширокой (извилистой) линии на фоне зеленого газона. Лигорио считал, что чем более несвязными кажутся элементы гротесков и более связным их плетение, тем глубже общее содержание, в них скрытое. Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся) и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. ).
Геометрическое искусство представляет собой слияние чистой математики и искусства использования пространства, взаимодействие форм и повторяющихся узоров. Возникновение и развитие арабески стало своеобразным ответом на подобный запрет. По (1840), сборник литературно-критических статей «Арабески» А. Белого (1911). Первый тип орнамент в арабском стиле создаётся из геометрических узоров. Критики гротесков обычно опирались на авторитет Витрувия, который решительно осуждал изображение «монструозностей вместо правдивого представления определенных вещей» и утверждал, что суждение любителей гротесков «помрачено упадническими критическими принципами».
Различается арабеска растительная (цветочные и лиственные узоры) и геометрическая (напоминает рисунки калейдоскопа) нередки композиции с надписями. Эта особенность отражает религиозные представления мусульман о «ткани Вселенной», бесконечно продолжающейся и не имеющей конца. Таким образом, обе темы в арабеске имеют как бы единый источник вдохновения (рис. 37). В целом принято говорить о нескольких видах орнамента. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX – начало XX веков), особенно Обри Бердслей. 2) Инструментальная музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано, с прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком.
Через их созерцание, человек пытался постигнуть тайны мироздания. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Чисто технически «гротески» позволяли собрать воедино большое живописное пространство, украшенное множеством разнородных изображений. Джованни да Удине выпала честь восстановить рецепт древнего «стукко», позволявшего создавать изощренную лепнину. (Это вообще является характерным для всего искусства Востока, в чем нам предстоит убедиться, в частности, на примерах искусства Китая и Японии. ) Свидетельством тому является первый памятник высокого искусства ислама – реликварий Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме. Особенностью гириха является его выстраивание на «сетках», которые могут накладываться друг на друга.
Таким образом, противостояние двух миров как parergona и ergona исчезает. Его было легко воспроизвести в качестве принта, вот таким образом в начале XX века он просто оседлал волну популярности. Так, евангельский мотив уподобления правоверных «доброму семени» (Мат. Включенные исламским искусством некоторые архаичные элементы, такие как спираль, зигзагообразные линии, круги, стилизованные животные и др., соединяют орнаментику ислама с чрезвычайной древностью (рис. 40). Мусульманская арабеска, по словам Ш. М. Оно тогда уничтожилось само в себе. Это – образ масал.
arabesco, фр. Покровы, которые сотворены из света, вуалируют Божественный Свет. Представители фауны в орнаментах практически не встречаются.
Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Однако вскоре это наследие было затемнено и выхолощено в христианском мире под влиянием греко-римских образцов, ассимилированных христианством. Посмотрите на любой художественный узор и вы увидите различные формы. Но именно в арабеске искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства. Лядов, К. Дебюсси и другие.
arabesco — «арабский») — восточный орнамент из повторяющихся групп (раппортов) растительных и геометрических элементов. Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Гротески именно и ткут связь между мирами, как «астральные амулеты» неоплатонизма, о которых писал Гомбрих.
Арабеска не случайно имеет своеобразные аналогии в арабской риторике и поэзии. В период с 12 по 15 в. сирийские ремесленники во множестве изготовляют лампы, сосуды для вина и воды, чаши, фляги, стаканы из цветного стекла с пестрыми росписями, в том числе с каллиграфическими арабесками, сделанными золотом. Декоративно-прикладное искусство Востока во многом построено на математических принципах. Позже европейское искусство еще не раз обращалось к этому причудливому и затейливому, очень сложному и изысканно-утонченному виду живописи. Именно эта странная «связанность» и «автономия» элементов в арабесках позволила им стать основой ренессансной аллегорики и иероглифики.
Лотман считает, что в «повестях» бытовой мир окончательно превращается в хаотическую фантасмагорию. Все воображение, весь талант мастеров вылились в создании причудливых узоров, совмещающих растительные элементы, геометрический орнамент и каллиграфию. В эпоху Возрождения знаменитые мастера использовали ее при создании своих шедевров. Каждый элемент этого рисунка математически выверен, а у любой фигуры есть определённое место в «сетке». Но украшение не вызывает одобрения Канта, так как оно «лишь добавлено» извне подобно «золотой раме», «называется украшательством и вредит подлинной красоте». 13:38) уходит корнями в ветхозаветную древность.
Вот таким образом они прекрасно подходили для украшения мечетей. Арабеска (ит. Европейцы называли это «боязнью пространства». Именно вот таким образом европейскому читателю и зрителю остаются чуждыми и непонятными как коранический дискурс и стихи персидских поэтов, так и изобразительное искусство ислама. Этическая и эстетическая осознанность орнаментальных мотивов в культуре ислама была утверждена практически вместе с возникновением высокого искусства как такового, то есть с момента появления каллиграфии, орнамента и архитектуры в контексте единого высказывания культуры ислама.
Как о примере арабесок Кант говорит о «разного рода завитушках и легких правильных штрихах, подобных татуировке жителей Новой Зеландии». Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства. АРАБЕСКА (французский arabesque, от итальянского arabesco – арабский), европейское название орнамента, сложившегося в средневековом искусстве исламского мира. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты», По своему ритму рисунок арабески созвучен классической арабской поэзии и музыке, он согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределенно продолжающейся ткани Вселенной». Все это требует комментирования и толкования» (рис. 38).
Понятие «арабеска» распространилось в литературе с начала 19 века, часто обозначая произведения имеющие сложную, циклическию композицию: сборник «Арабески» Н. В. Гоголя (1835), роман «Мюнхгаузен. И именно ему Рафаэль поручил работу над гротесками в ватиканских лоджиях. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). В арабеске всякий намек на индивидуальную форму растворяется в безграничности непрерывного плетения повторение идентичных мотивов, «цветистое» движение линий и декоративная прозрачность форм, выступающих в рельефе и вырезанных таким же образом «обратно аналогичных», – все способствует этому эффекту. Арабески содержали как геометрические элементы, так и растительные.
История в арабесках» К. Иммермана (1838), сборник «Гротески и арабески» Э. А. В основе рисунка лежит круг: его делят на части и выстраивают другие фигуры.
Иногда подобный орнамент называют «звериным стилем». Но показательно, что арабески особенно привлекают именно Рафаэля. Арабеска должна рассматриваться как образец орнамента, в котором логика построения геометрического узора вступает в союз с живой непрерывностью ритма.
Сама идея арабески созвучна мусульманским представлениям о «вечно продолжающейся ткани Вселенной». Эта трансформация еще более закрепляется в «Петербургских повестях». Она строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов орнамента. Правда, «горошек» – единственное, что прошло испытание временем. В реликварии каллиграфические надписи и орнаментальное убранство, составленное из растительных мотивов, впервые встречаются в архитектурном контексте, определяя иконографическое будущее всей программы мусульманского искусства (рис. 39).
Авторы арабесок: Р. Шуман, А. К. Вид орнамента, сложившийся в мусульманских странах и построенный по принципу бесконечного развития повторяющихся групп (раппортов) геометрических, растительных или эпиграфических мотивов, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов – геометрических фигур или растительных мотивов. Арабеска является метафорическим образом, фигурой в том или ином контексте высказывания. К литературе понятие «арабеска» впервые применил Ф. Шлегель, на рубеже 18-19 века осмысливший арабеску не только как художественный приём, подразумевающий замысловатое переплетение стилей и жанрово-композиционных форм, но и как идеальную форму романтичных произведений вообще, связав с арабеской философский роман Л. Тика «Вильям Ловель» (1795-96) и книгу новелл и очерков В. Г. Ваккенродера «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797).
Птицы да Удине как будто не имеют к арабескам никакого отношения, но без арабесок не имеют ни малейшего оправдания. В основе арабески, геометрически построенной на прямо- или косоугольной сетке, лежит принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп декоративных мотивов. Узор заканчивается и возобновляется в любой точке без нарушения целостности орнамента и практически не имеет фона: плотно расположенный рисунок европейцы назвали «боязнью пустоты».
В арабеске присутствуют два основных элемента: переплетение и растительный лейтмотив. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу. Орнамент покрывал поверхность, не оставляя места для фона.
Орнаменты со спиралевидными узорами– геральдическими животными и виноградными лозами – встречаются также в искусстве азиатских кочевников, замечательным образцом которого является искусство скифов с его знаменитым «звериным стилем».