Ренуар часто писал натюрморты, немного расслабляясь таким способом после окончания другой, более напряженной работы. Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919). Натюрморты Ренуара великолепны и, кроме своей художественной ценности, очень волнующи: глядя на то, что великий мастер писал не на заказ, а для души — можно чуточку прикоснуться к его настоящему Я. Картина является частью мемориальной коллекции Роберта Ли Блэффера (Robert Lee Blaffer) и была передана в дар музею Сарой Кэмпбелл Блэффер (Sarah Campbell Blaffer).
Частная коллекция. Под таким вдохновением картины Ренуара всегда рождались с особенным очарованием. В это время Ренуар предпочитал писать свои картины в красных и розовых цветах. 1872 г. Институт искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США. В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (Нагая женщина, сидящая на кушетке, 1876).
Корзина с цветами. Впервые ассиметрия встречается на натюрморте «Голубая ваза» (1885 – 1887 года), где художник намеренно избегает пропорциональности. Все это – влияние Сезанна. Букет Хризантем, 1883-1885 гг.
Полотно отличается радостной палитрой. Частная коллекция. Частная коллекция Андре Фирмениха (Andr. 1900 год.
Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (Девушки в черном, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва). Розы. Его ранние работы очень схожи по стилистике с работами этих авторов. В 1862 году Ренуар поступает в школу изящных искусств.
Частная коллекция. Институт искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США. С манящей страстью и нежностью он полностью отдавался бушующим «волнам», которые несли его по незыблемым просторам художественного мира. Натюрморт с фуксиями. Цветы в вазе, ок. Но там, где Курбе пытался подчеркнуть проявление общих законов жизни, Мане стремился проникнуть в индивидуальный характер предмета. Сюжет полотна прост и незамысловат, но выполнен тонко и изящно.
Пионы. На ней Ренуар показывает шесть полотен, в том числе «Ложа» и «Танцовщица», но успеха он, как и вся выставка, не имел. Розы в вазе. Первой серьезным ответом импрессионисткой концепции натюрморта стали картины Сезанна. Буйство красок, свежесть и легкость стиля передают полное ощущение присутствия. 1869 года. Даже при беглом просмотре ощущается внутренняя напряженность картины. Ренуар очень любил цветы и изображал их с большим трепетом и самоотдачей.
Линии рисунка стали четкими и определенными. Чувствуется, что Ренуар прочувствовал каждый цветок и проник в его сущность. Частная коллекция. Композиция этой картины проста – в небольшой вазе стоит скромный букет. Годы с 1883 по 1890 год называют «энгровским» периодом, так как художник находится под некоторым влиянием этого живописца.
Частная коллекция. Причем все они очень декоративны. 1876 год. Отец его был портным. Натюрморт, Розы перед синей занавеской, 1908 год, Коллекция Gangnat, Париж.
Букет роз, 1890-1900 гг. 1880-1882 гг. Натюрморты с цветами не были главной творческой темой Ренуара.
Наступают времена нищеты, поисков и бурной парижской жизни. Восходящее солнце». 1878 год. Ренуар постепенно перестает участвовать в выставках импрессионистов. «Натюрморт с букетом и веером» является одним из самых известных натюрмортов Ренуара.
Денег у художника было очень мало и он делил квартиру то с К. Моне, то с А. Сислеем. Частная коллекция. Хотя в Салоне отверженных ей досталось большое количество насмешек и критики, «Завтрак на траве» во многом предопределил дальнейшее творчество Мане. Лондонская национальная галерея. Частная коллекция. Цветы в вазе, ок.
Хризантемы, 1881-1882 гг., Институт Искусств, Чикаго. Натюрморт с анемонами, 1898 год. Частная коллекция. Большую часть полотна занимает букет пестрых хризантем. Частная коллекция Оскара Рейнхарта (Oskar Reinhart), Винтертур (Winterthur), Швейцария.
1866 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США. 1890 год. Упавший зонтик (Перевернутый зонтик), ок. 1885 г., Музей Орсэ, Париж.
Варжемон (Wargemont) – замок XVIII века во Франции, расположен в муниципалитете Дершини (Derchigny), в 150 км от Парижа и в 60 км от Руана. Натюрморт отличается большой искренностью, как и все картины импрессионистов. В это время становится наиболее популярным Пьер Огюст Ренуар. Яблоки в мифологии – плоды с Древа познания.
Розы в вазе. Благодаря этому возникает новое ощущение целостности и многокрасочности мира. Таким образом, можно было расслабиться после написания более серьёзных полотен. На картинах Ренуара всегда праздник, всегда солнце и все всегда в цвету. Обоих художников объединяло стремление максимально точно изобразить натуру.
Розы в китайской вазе. Частная коллекция. Возможно, вот таким образом натюрморты Мане выглядят менее солидными и основательными. 1900 год. Частная коллекция.
Частная коллекция. Ренуар пишет такие картины как Яблоки и цветы (1895/1896), Весна (1897), Сын Жан (1900), Портрет госпожи Гастон Бернхейм (1901). Безмятежность и ясность ощущается не только в людей, но и в предметах. Частная коллекция.
Любимая тема для натюрмортов Ренуара – это цветы. Натюрморт стал самостоятельным жанром в европейской живописи на рубеже 14-15 веков. Они совершенны, как и все, что писал Ренуар. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Сад в Фонтене (Fontenay), 1874 год. Такая выставка давала возможность получить заказы, которые необходимы бедному Ренуару.
Музей Метрополитен. Это пейзаж — Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло (1866), бытовые сцены — Лягушатник (1869), Понт Неф (1872), натюрморт — Весенний букет (1866), портрет — Лиза с зонтиком (1867), Одалиска (1870), обнаженная натура — Диана-охотница (1867). Розы в вазе, ок.
1875 год. Букет цветов. Источником вдохновения в этот период был Энгр, вот таким образом искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Холст, масло. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный Портрет актрисы Жаны Самари (1878) и Портрет госпожи Шарпантье с детьми (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Букет цветов.
Он пишет картины, которые выставляет в Салоне, в частности, работу «Чашка горячего шоколада», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». В этой картине натюрморт и портрет гармонично соединены талантом Мане в единое целое. Частная коллекция. Как статичный образ на холсте или экране может вобрать в себя время и пространство. Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. 1890 г., Музей Орсэ, Париж. Картина Ренуара выставлялась также в Лувре. 1876-1877 гг.
1880-1881 год. 1884 год. ниже. Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (После обеда, 1879, Штеделевский институт искусства, Зонтики, 1876, Национальная галерея, Лондон портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург).
Частная коллекция. Частная коллекция. 1858 год. Темная расположена в левой верхней части холста, а светлая – на переднем плане и справа. Частная коллекция.
Именно так он ощущал себя во время создания очередного произведения. 1884 год. Ее приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил. Можно ли верить фотографиям. Розы. Что показывают картины: правду или ложь.
1909-1913 гг. Картины этого периода удивляют чистотой и искренностью, особым чувством трепетной жизни цветка, как, например, в натюрморте «Ваза с цветами» (1882). Хотя в поиске физических качеств Сезанн иногда немного перегибает палку.
Пространство вокруг натюрморта наполнено светом и воздухом. Розы в вазе, 1872 год, Частная коллекция. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Эта работа стала блестящим завершением цветовой революции, которую художник развернул в своем творчестве, начиная с натюрмортов 1860 годов, «Олимпии» и «Выхода у Булонского порта».
Цветы и кошки (Герань и кошки), 1881 год, Частное собрание. В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены. Женщина в саду. 1880 год. 1890 год. И пример Курбе сыграл в этом не последнюю роль.
Букет роз. Начало 60-х годов – это время становления импрессионизма. Для него характерно упрощение композиции и уменьшение количества предметов.
Дальнейшее развитие реалистического натюрморта граничит с именем Эдуарда Мане. Курбе вернул европейскому натюрморту сочность, жизненную силу и глубину. Сбор цветов (Выбор цветов). Фрукты, которые изобразил на полотне художник, словно живые.
Букет Хризантем. Прекрасный натюрморт есть и жанровой картине Ренуара «Завтрак гребцов» (1881). 1878 год. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Натюрморт. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне.
Частная коллекция. Пытаясь вернуть предмету форму, вес и объем, он старается утвердить неизменные, «изначальные» формы предметов, которые он видел в простейших фигурах стереометрии: цилиндре, шаре и пирамиде. Ваза с цветами. Букет тюльпанов, 1905-1910 гг., Музей Оранжери, Париж.
У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году. Натюрморт с букетом и веером. Однажды Огюст Ренуар сравнил себя с пробкой, которую несет по волнам. Во времена создания Мулен дела Галетт Ренуар часто работал вместе с Клодом Моне.
Полагают, что вид и ракурс букета перекликается с букетом на картине «Олимпия» Эдуара Мане2, а вся картина считается данью уважения Мане, поскольку на ней есть несколько предметов, связанных с ним6. 1895-1896 гг. Ваза с хризантемами. Анакреонт – древнегреческий поэт-лирик.
Букет, 1900 год. Спускающаяся тропинка в высокой траве (Chemin montant dans les hautes herbes). Частная коллекция. 1892 год. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее.
Особенно художник предпочитал бытовой портрет. Ренуара всегда отличала высокая работоспособность, он испытывал настоящее удовольствие от живописи и отдавался делу сполна. 1880-1881 гг. Признание пришло и от государственных чиновников — картина Девушки у рояля (1892) была закуплена для Люксембургского музея.
Музей искусств, Индианаполис, США. Другой знаковый натюрморт Ренуара – «Плоды в вазе в форме раковины» (1881). В это время Огюст Ренуар, произведения которого также созданы в стиле импрессионизма, очень много работает, он создает целую плеяду шедевров: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Качели», «Обнаженная в солнечном свете». В 1872 году Ренуар с друзьями создал Анонимное кооперативное товарищество. Музей изящных искусств, Руан (Muse des Beaux-Arts de Rouen). Частная коллекция.
Гладиолусы. Франция. Частная коллекция Оскара Рейнхарта (Oskar Reinhart), Винтертур (Winterthur), Швейцария.
Был довольно популярен в Европе в XVII-XIX веках. Хотя все эти предметы несут определенные символические ассоциации, они здесь вторичны. Для раннего творчества Дега наиболее характерна работа над портретами. Кто-то из критиков даже пошутил, что по картинам Ренуара можно даже изучать историю французского букета. Розы в синей вазе. Жизнь и творчество художника обретают стабильность. В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось.
Примерно с 1875 года в натюрмортах Мане все больше становится импрессионизма. Они никогда не загромождали мысли своих зрителей. В 1863 году Мане выставил картину «Завтрак на траве», которая стала переломной для его творчества. Он путешествует в Нидерланды интересуясь полотнами Вермеера и Рембрандта. Цветы в вазе. Цветы в вазе.
Натюрморт с анемонами, 1900 год. На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (Купание на Сене, 1869, ГМИИ, Москва). Импрессионизм. Музей Орсэ. Главная героиня картины – продавщица, стоящая за стойкой бара, задумчива и печальна. 1879 год.
Firmenich), Женева. Букет роз 1883 год. По картинам Ренуара можно изучать историю французского букета конца XIX – начала XX веков. Мускусные розы (Roses mousseuses), ок. Здесь царит задорное веселье летнего дня. Полагают, что вид и ракурс букета перекликается с букетом на картине «Олимпия» Эдуара Мане, а вся картина считается данью уважения Мане, поскольку на ней есть несколько предметов, связанных с ним.
У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына— Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. С 1864 года, окончив обучение, Ренуар начинает самостоятельно работать. В соцветиях полевых цветов, диких роз, пахучих трав утопает большая сине-голубая ваза. Несмотря на бедность именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: Большие бульвары (1875), Прогулка (1875), Бал в ле Мулен де ла Галетт (1876), Обнаженная (1876), Обнажённая в солнечном свете (1876), Качели (1876), Первый выезд (1876/1877), Тропинка в высокой траве (1877). Что заставляет людей делать метки на плоской поверхности. Частная коллекция. Весенние цветы.
Аронник и растения в теплице. Но есть и существенные отличия от его стиля. Частная коллекция. Частная коллекция. Сочетание натюрморта и портрета можно увидеть в его картине «Дама с хризантемами» (1865). Венок из роз.
Розы в вазе. Стойка бара превращена художником в драгоценную оправу из натюрморта для прекрасной продавщицы, которую художник представил древнегреческой богиней. Ренуар принимал участие в реставрации интерьера первого этажа замка Варжемон. Особое внимание уделено натюрморту в последнем шедевре Мане «Бар в Фоли-Бержер» (1881). Но уже в 19 веке Гюстав Курбе сформулировал новую концепцию натюрморта. Крупные цветы и зеленые листья небрежно переплелись между собой.
Букет в вазе, 1878 год. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были Танцовщица и Ложа (обе — 1874). 1870 год. В натюрмортах последнего периода творчества Сезанн старается преодолеть этот недостаток и его композиции приобретают динамичность и ощущение «жизни», подавляемое раньше, все чаще находит себе единственный выход. Нью-Йорк. Четко разделены темные и светлые стороны композиции. Цветы в вазе, 1901 год. Букет цветов.
Гладиолусы, ок. Предметы уже не являются символами чего-либо, как это было в ранних работах Сезанна. Ваза с розами и георгинами. Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар были большими друзьями, часто вместе работали на пленэре. 1876 год. Частная коллекция.
Он был шестым ребенком. Ваза с розами, 1919 год. Частная коллекция. Букет роз. Это полотно Ренуара можно отнести к околоцветочной теме.
Натюрморт не стал важным аспектом творчества импрессионистов, за исключением Мане. 1878 год. 1864 год. Он продолжает создавать шедевры — На террасе (1879), Бульвар Клиши (1880), Завтрак гребцов (1881). Любимыми художниками Пьера были А. Ватто, Ф. Буше, O. Фрагонар, Г. Курбе. Обратите внимание, как поменялась манера письма Ренуара.
Перед девушкой стоят две розы, а их лепестки по нежности сравнимы только с кожей девушки. Но есть и исключения, например натюрморт «Анемоны» (1898). Чувствуется, что сам художник был неравнодушен к изображаемым им пейзажам. Это полотно относится к так называемому Красному периоду в творчестве Ренуара (1903-1919 гг. ).
Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. И в «Плодах в вазе» чувствуется влияние Сезанна. Здесь нет пастельных тонов. Художник не любил трагические, героические или драматические сюжеты.
Весенний букет, 1866 год, Музей Гарвардского университета (Fogg Art Museum), Кембридж, Массачусетс, США. Цветы, 1901 год. Санкт-Петербург. После свадьбы у них появились ещё два сына— Жан, родившийся в 1894 году и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. Государственный Эрмитаж. Ваза с хризантемами. В определенный момент Сезанн пришел к выводу, что симметрия в картинах не более чем обман.
Пионы. По вечерам он смог посещать бесплатную школу живописи. 1864 год. Музей Оранжери, Париж.
Яблоки и цветы. 1871 год.
Ваза с пионами. 1871 год. 1870-1873 гг.
Натюрморт с хризантемами. В зеркале за ней отражается пространство бара, залитое светом. Музей Орсэ, Париж. Розы и жасмин в дельфтской вазе.
Частная коллекция. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884/1887). Розы из Варжемона (Wargemont), 1882 год, Частная коллекция. В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает. Сам Ренуар именовал этот период «кислым». 1910-1917 гг.
В ранние годы Ренуар писал картины в академическом стиле. 1879 год. Заметим, что цветы пользовались спросом во все времена.
Его стиль стал более экспрессивным. Эти небольшие картины практически все находятся в частных собраниях. Ренуар писал эту картину под впечатлением живописи Сезанна. Многие друзья Ренуара послужили моделями для фигур танцующих. Вид розария в Варжемоне см. Натюрморт по важности занимал второе место после пейзажа в творчестве художника.
Работая над картиной, Сезанн подкладывал под фрукты мелкие монетки, чтобы у них был разный наклон. 1885 год. Однако импрессионизму удалось привнести в этот жанр (вспомните голландские ванитас) светлые, радостные и оптимистические нотки. 1873 год.
1880 год. Тем не менее, он написал достаточно много таких картин. О. Ренуар (Пьер Огюст Ренуар) — великий французский художник-импрессионист (1841-1919). 1883-1884 гг. Частная коллекция.
70-е годы стали временем созревания импрессионизма. Частная коллекция. Гладиолусы в вазе. На нём изображён лежащий на столике букет, рядом с которым находится пара книг и стоит ваза с японским веером — дань бывшей тогда в моде в европейском искусстве японистической теме5.
Девушка на скамейке, 1875 год, Частная коллекция. 1878 год. 1898 г. Музей Оранжери, Париж. Ода цветам (по Анакреонту), 1903-1909 гг., Музей Орсэ, Париж. Когда он был совсем маленьким, семейство перебралось в Париж, где и вырос Ренуар.
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. 1881 год. Вспоминая творчество художника, нельзя не отметить один из его именитых шедевров – «Натюрморт с большой цветочной вазой». Благодаря Эдуарду Мане в живописи появился новый метод, который обогатил ее, открыв целый мир, ранее ускользавший от художников.
В другом натюрморте «Белая сирень в стеклянной вазе» (1882) Мане легко и непринужденно создает пластику букета, вазы и глубину пространства скупыми и мазками, а окружающий воздух художник передает градацией и контрастами нежнейших оттенков зеленого и белого.
Галерея картин Ренуара Пьера Огюста пополняется такими работами, как «Зонтики», серия «Танцев», «Большие купальщицы». Сад, 1875 год. 1875 год. В этом натюрморте есть главные признаки импрессионизма: свет и воздух.
Получил известность благодаря его владельцам – семье Берар (Berard), которые покровительствовали Пьеру Огюсту Ренуару и были заказчиками его работы. В похожей манере выполнены и натюрморты Эдгара Дега. В творчестве другого французского импрессиониста Огюста Ренуара трудно найти натюрморты.
Ваза с сиренью и розами. Букет роз в вазе, 1900 год. Частная коллекция. Натюрморт максимально лаконичен, в нем только ветка сирени и луч солнца. Хотя предметов много, натюрморт не перегружен, он очень гармоничен. В последние годы своей жизни Ренуар полюбил розы и писал их очень часто.
Ренуар едет в Испанию, где знакомится с творчеством Веласкеса и Гойи. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 1895 год. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США. Родился Пьер Огюст Ренуар 25 февраля 1841 года в небогатой многодетной семье портного.
Частная коллекция. «Натюрморт с букетом и веером» является одним из самых известных натюрмортов Ренуара. В хрустальной вазе золотистой горкой лежат фрукты. Букет роз в голубой вазе. Букет перед зеркалом.
В августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё. Натюрморт, Музей Орсэ, Париж. 131 x 175 см. Коллекция Дюран-Рюэля (Durand-Ruel), Париж. Также он получает возможность жить за городом, где у него постоянно была натура.
Причиной станет порыв лёгкого ветра, доносящего необыкновенный нежный запах растений. Красота и сила натюрморта в сопоставлении чистых цветов и простых форм.
Париж. Галерея Поля Розенберга (Paul Rosenberg), Нью-Йорк США. Ваза с цветами.
Букет в обертке (Букет в упаковке), 1878-1880 гг. В этот период был создан «Натюрморт с черными часами» (1870). Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (Ложа, 1874, Институт Кортолда, Лондон). Музей Оранжери, Париж. Интересны и обворожительно красивы пейзажи Ренуара изображающие цветущие сады.
1874-1875 гг. Владевший «радужной палитрой», Ренуар написал свыше 6000 картин изображающих женщин, детей, цветы и пейзажи. Цветы в фаянсовом горшке, ок. 1890 год. Что ж, эту идею Ренуар успешно пронес через все свои работы.
Импрессионисты создали свою концепцию натюрморта как бы походя, перенеся в этот жанр принципы пленэра, разработанные ими в области пейзажа. Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. 1890 г. Музей Орсэ, Париж. Работа была окончена в 1866 году и быстро завоевала популярность.
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. На его натюрморте «Яблоки и виноград» (1880) поражает гармоничность и лаконичность образа. Музей изобразительных искусств, Бостон, США. Натюрморт «Персики и груши» относится к концу 1880-х. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США.
Также в это время он пишет знаменитые работы: «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов», «На террасе».