Они не приняли главную идею художника. После распродажи в 1657-58 гг.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, кактициановский«Ариосто» и портретБальтазаре КастильонекистиРафаэля. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.
Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниямиНидерландской революцииотпугнуло некоторых заказчиков. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии.
Колористическое единство здесь особенно поражает. Пушкина). Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. о банкротстве.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»3. По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», – именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Родился в Лейдене в семье мельника.
На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Фрик в Нью-Йорке, 1658 г в Венском музее, 1652 в Национальных галереях Вашингтона и Лондона, 1659г., 1669 г. ). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Ряд автопортретов шестидесятых годов показывает болезненное одутловатое лицо преждевременно состарившегося человека. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда – он стремился и к правде внутренней. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами3, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма16. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист – многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг. ). Особенно благоволили к нему консервативныеменнониты. В центре площади находится памятник Рембрандту. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника4. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.
Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях – «Побиении камнями св.
Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. Поиск творческой самостоятельности («Меняла», 1627 «Самсон и Далила», 1628). Осознание непреходящей ценности человека. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности.
Я обвиняю. » (2008)6. 1643, Кассель, Картинная галерея). Морской пейзаж 1630, Автопортрет у мольберта 1628). Фигуры сливаются в одно целое с пространством, которое воспринимается как эмоциональная среда, насыщенная чувствами и переживаниями человека.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. В офорте «Три креста» (первые три состояния – 1653 г., четвертое – 1660 г. ) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия – в страхе и отчаянии. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. В декабре того же года Титус и Гендрике основали компанию по продаже произведений искусства. Константин Гюйгенс (секретарь принца Оранького) сделал молодому художнику заказ на картины для своего хозяина.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи – все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Пластическая форма также получает особую духовность. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей2. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых.
В «Положении во гроб» (ок. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса3. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.
Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника». В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастатьсяИмператорский Эрмитаж, однако вXX векечасть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы вПушкинский музей, авторство других было оспорено. Художник подолгу работает над гравированными портретамибургомистраЯна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Несколько раз написал «Святое семейство». Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни2, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
«В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Они как будто выхвачены из темноты. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Он изучал мимику лица. Здесь нужно назвать также автопортрет, созданный в 1634 году и Улыбающуюся Саскию, написанную в 1633 году. Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний. На волне успеха мастер женился на Саскии ван Эйленбюрх (1634), дочери бургомистра города Лаувердена. Моделями выступают не только товарищи художника (, 1652 Герард де Лересс, 1665, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. Пушкина, Москва) Рембрандт превращал в психологические этюды или жанровые и мифологические картины (Автопортрет с Саскией, около 1634 – 35 лет, Дрезденская картинная галерея, Флора, 1634, Эрмитаж, Ленинград Вирсавия, 1654, Лувр, Париж). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В его творчестве этого времени имеются картины, посвященные столкновению светлого и темного начал в душе человека.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «ДавидпередСаулом», 1627). Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания2.
Эти как их называют, воображаемые портреты словно воплощали некую мечту о прекрасном человеке, об образе, возвышенном над будничной реальностью. Зато все требования заказчиков были выполнены. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). Цвет приобретает звучность и интенсивность. ЛейденецГерард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех вДелфте. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Часто овального формата бывают его произведения. Монументальный размах. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета.
В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Это самая известная картина Рембрандта. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). В центре площади находится памятник Рембрандту. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (ГалереяУффици, Лондонская Национальная галереяиМаурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Групповой портрет Урок анатомии доктора Тюльпа (1632) принес художнику успех.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Я обвиняю. » (2008). Зато все требования заказчиков были выполнены. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Первым его учителем был Я. ван Сваненбург.
Rembrandtplein) в честь великого художника. Они вдохновляли художника. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей3 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни1. Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией2.
К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Движение, особая возбужденность, взволнованность. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира2, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории3. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Рембрандт сделал большой вклад в развитие мирового реалистического искусства. Художник объединил всех в общем действии, показав вместе с тем индивидуальные варианты единой темы. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов.
«Мостик Сикса», 1645г. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу8, после чего в 1656 году заявил о банкротстве.
Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондел8. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Через год начал брать уроки живописи.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Сюжет композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г. ) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля3.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы.
Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций6. Итоговые произведения периода – «Товит и Анна», «Валаам и ослица» – отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века.
Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «СамсониДалила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Им. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Эта женщина была круглой сиротой. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)89. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории.
В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Лейденец Герард Доу – один из первых учеников Рембрандта – всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) – застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов.
После распродажи в 1657—58 гг. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта.
Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Среди других известных его работ – «Валаамова ослица» (1626 г).
Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Rembrandtplein) в честь великого художника.
По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований. Конспирологическаяверсия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёраПитера Гринуэя«Ночной дозор» (2007)и «Рембрандт. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)3 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни1. У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами.
С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Учился плохо и хотел заниматься живописью.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта – «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года3. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Влияние Рембрандта мало и украинское искусство начиная с конца 17 века (портреты Тимоша Хмельницкого и его жены Розандры, Львовский исторический музей казацкого полковника Солонины, не сохранился). Зато все требования заказчиков были выполнены.
Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины. Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Похоронили его в амстердамской церкви Вестеркерк. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал.
Объясняется это просто. В «Снятии с креста» (1654 г. ) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл. Евангельские сюжеты часто трактовал как сцены из жизни народа (Притча о работниках на винограднике, 1637 Святое семейство, 1645, – обе в Эрмитаже). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. После распродажи в 1657 – 1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.
Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста2. Она датируется 1668-69 годами.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. 1630), «Динарий кесаря» (1629). Его восхищало и рембрандтовской освещения и блестящая техника офортов, которые он бережно копировал (Офортная копия масляной картины Рембрандта Притчи о работниках на винограднике, зарисовки отдельных личностей с офорта Рембрандта Смерть Марии). Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. В «Принесении во храм» (ок. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. В так называемом «Фаусте» (ок.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. В2009 годуименем художника был названкратерна планетеМеркурий, являющийся одним из самых больших вСолнечной системе.
Теперь Рембрандт не успевает писать портреты. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому.
То есть это была, можно сказать историческая картина. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. А. С. Стефана забивают камнями 1629, Христос в Эммаусе 1629. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Тараса Шевченко называли русским Рембрандтом за темные краски. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. ДляштатгальтераФридриха-Генриха Оранскогоон создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
«Апостол Павел», 1629 – одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками.
Величие, достоинство, душевное благородство. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера – немца, работавшего в Италии. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)3. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новойАмстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652Герард де Лересс, 1665Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Сикс, Амстердам брата жены, 1654, Музей изобразительных мист. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Рембрандт – это удивительный художник, жизнь и творчество которого наверняка вас заинтересуют. Там же устраивает мастерскую и начинает собирать произведения искусства (гравюры, картины иностранных мастеров, оружие, музыкальные инструменты, редкий одежду и экзотические заморские вещи). Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов1.
В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах — в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал— если не считать несколько ранних картин — только в области жанровой живописи).
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. представляет известные сложности для искусствоведов. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Художник узнает горечь старости и одиночества.
Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Появились большие деньги и он покупает дом в Амстердаме.
Композиция была нарушена. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Оно вытекает из психологической концентрации героев на общем, волнующем всех событии, вот таким образом композиция дает впечатление нерасторжимой внутренней связи изображенных людей. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.
Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку).
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Он осваивает и другие новые для себя жанры – натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два«Святых семейства», 1645 и 1646 годов. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Я обвиняю. » (2008). Изменилась и его живописная манера.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. А. С. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Он осваивает и другие новые для себя жанры—натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).
Не менее динамично «» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Герои — люди сильных искренних чувств, большого духовного богатства, сумевшие сохранить лучшие человеческие качества даже в самых суровых жизненных условиях. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Я обвиняю. » (2008)12.
Он использовался многими художниками. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626).
Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения3. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Зато все требования заказчиков были выполнены. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу.
Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов.
В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г. ) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Тяжелые 1650-е и 1660-е годы — время полного разорения и обнищания художника — оказались самым плодотворным и зрелым периодом его творчества. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко.
Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Рембрандт вместо привычного группового портрета изобразил героически-приподнятую композицию, в которой по сигналу тревоги гильдия стрелков выступает вперед. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу3. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. В 1641 году у них родился сынТитус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Итоговые произведения периода— «Товити Анна», «Валаами ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В 1642 Саския умирает. Художник предельно ограничивает себя в цвете. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. представляет известные сложности для искусствоведов3. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.
Первоначально на левом краю картины располагались еще две фигуры, а по трем остальным краям проходили узкие полосы серебряной амальгамы. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
В нетронутых частях картины детально проработаны формы, тщательно переданы детали, фактура нейтральна, в колорите преобладают холодные тона в центральной зоне – письмо широкое, свободное, а колорит выдержан в теплых золотистых и коричневатых тонах излюбленных художником в зрелый период творчества. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот. 1625-1632 гг – Лейденский период творчества.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г. ), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. В 1968 году в Амстердаме стартовал исследовательский проект «Рембрандт», поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции.
В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. «Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). о банкротстве. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет.
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. Похоронили его в амстердамскойВестеркерк. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. В центре площади находится памятник Рембрандту. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
представляет известные сложности для искусствоведов. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Два брата Саскии являлись юристами. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Прозвучал боевой сигнал.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Виды деятельности. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии. Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания – в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т. д. ). Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте7.
Художник изображает пожилых людей недвижно сидящими в одинаково спокойных позах, с мягко освещенными, выступающими из полумрака задумчивыми невеселыми лицами и крепко сцепленными руками. Рембрандт благодаря удачному браку вошел в круг состоятельных людей. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Глубокий демократизм рембрандтовского искусства. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика.
В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Его достижения равно велики и в живописи и в гравюре и в рисунке. Рембрандт умел создавать портрет-биографию выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654).
Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)3. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. В 1627 г. Рембрандт оставил Ластмана и вернулся в Лейден. 40-60е годы 17 века – период расцвета голландского искусства. Творчество.
Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. В центре площади находится памятник Рембрандту. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. В нем воплощена вся морально-эстетическая и художественная проблематика, характерная для позднего периода его творчества. обанкротстве. В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. Каждая тема получает свое графическое решение.
Его мать происходила из патрицианского католического рода. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
«Ночной дозор», 1642 – произведение на рубеже раннего периода и периода зрелого творчества. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты2. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Главные выразительные средства – не линии и массы, а свет и цвет.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена3. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям развратаблудного сынаиз библейской притчи.
Это групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний2. А. С. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработаннойиконографией.
В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Попытка обобщенного образа общества, оценки исторической эпохи. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии – иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено.
В этот период появилось и несколько его шедевров (Автопортрет с Саскией на коленях 1636). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)5 и «Рембрандт. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Эта картина несет в себе символический смысл. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
«Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Картина полна нежности и сострадания. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи.
Рембрандт писал портреты родственников, близких и друзей (портрет Я. Сикс, 1654, аб. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства2. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
После распродажи в 1657—58 гг. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнямисв. Между тем споры вокруг нее не утихают.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста3.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос вЭммаусе» (1629).