Титус изображен на нескольких портретах и на офорте работы Рембрандта и, вероятно, служил художнику моделью для ряда картин библейской тематики. В музее выставлены почти все гравюры великого Рембрандта — 250 из 280, великолепные автопортреты художника, рисунки изображающие его родителей, жену и сына Титуса, чудесные виды Амстердама и его окрестностей.
И мы, против воли своей, заступаем место подлинных слушателей. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом "Портрете жены брата" (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра). Мы видим, что душу ее раздирают противоречия. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
Картина "Возвращение блудного сына" (1668-1669 гг. ) завершаст творческий путь Рембрандта. Его можно определить, примерно, такими словами: "Малая фигура противостоит большой и оказывает на нее несоизмеримо сильное воздействие малая обладает некоей незримой и, стало быть, духовной силой". Она не обладает светским изяществом Саскии. Он на многих примерах убедился: кто падает, тот уже не поднимается.
В еще большей степени это относится к психологическому содержанию. Этот офорт известен нам в восьми состояниях, но в любом из них он представляет самое строго построенное из графических произведений Рембрандта (в геометрическом смысле). Царь послал к ней гонца с письмом, в котором повелевал явиться к нему.
С точки зрения художественности – верх совершенства. Мы не знаем, что нас ждет в будущем. Вихри веют, слабеют, улегаются.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Длина картины сто тридцать пять, высота сто пятнадцать сантиметров.
Если же ему приходилось писать о произведениях Рембрандта, то он или вовсе не упоминал фамилии мастера, воспевая изображенных им персонажей (портрет Яна Сикса) или же сопровождал восхваление моделей Рембрандта каким-нибудь унизительным замечанием по адресу самого художника. Само собой разумеется, что он живой. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
Чтобы попасть туда, нужно пересечь по грахтам (улицам идущим вдоль каналов), переулкам со съестными лавочками, крохотным площадям и подворотням, чуть ли не весь город к вокзалу, туда, где раньше был еврейский квартал и где на Йоденбреестрат (Еврейской улице) стоит старый дом великого художника. Скорбно смотрит вниз знающий свою судьбу измученный Христос. Другие забывают, как только сами добьются славы.
Руки у него связаны за спиной. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.
Какой-то барон из Швейцарии сдался на сумме один миллион восемьсот тысяч какая-то богатая вдова отступила после миллиона девятисот тысяч. История искусства не знала до него такой правды и откровенности. Детали сведены к минимуму.
Однажды вечером, когда художник сидел над гравировальной доской, в дверь постучали. Откуда выросло трагическое величие Шекспира, как не из общественного скептицизма. Тем временем подошли к Бреестрат. Он увидел, как шатко и непрочно его положение.
Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину "Давид и Саул" (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр). Зеленеют медные доски, на гравировальных иглах и инструментах лежит тонкий слой пыли. На ее верху установлен металлический блок с перекинутым через колесо стальным канатом.
Облаченный в черный бархат и дорогие меха молодой модный художник уверенно смотрит на зрителя. Однако это не помешало художникам — католикам и протестантам — создавать на эту тему картины исполненные драматизма и эротического очарования. На ее верху установлен металлический блок с перекинутым через колесо стальным канатом. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии.
Скорбно опущены уголки еще алеющих губ и кажется, что они еще двигаются. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Победа осталась за нью-йоркским музеем.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Усталый и сгорбившийся измученный, наклонивший жирную голову с седой бороденкой, со скорбно шепчущими губами, бросая какой-то косой взгляд, словно не смеющий взглянуть в лицо правде, он механически подставляет сплетенные старческие пальцы обеих рук под кувшин с водой и мучительно размышляет – вернее всего, над той сделкой с совестью, на которую ему пришлось пойти и над тем, как суетно и обманчиво великолепие власти. Последнее кажется более вероятным, в частности, потому, что он сидит за конторкой. Его упрекают за неправдоподобие картин с ночным освещением.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Cпите, дети.
Саския умерла, но жив Титус. Целиком уйдя в свои мысли и воспоминания, женщина, слегка наклонившись вправо, смотрит в сторону, вниз, на пол слева от зрителя, остановившимся, ничего не замечающим взглядом – но как сильно и страстно звучит в этом портрете мечта Рембрандта о том, что настанет время, когда люди станут не только такими же человечными, разумными и стойкими, как эта старушка, но и радостными, уверенными, гордыми. Cпите спокойно, сестры и братья. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты.
Они позабудут меня, учителя и юность свою. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. В неожиданной встрече с ван Людиком, который как будто нарочно подкарауливал художника, Рембрандт усмотрел дурное предзнаменование. Он чудак, глупец, а еще требует, чтобы люди принимали его мазню за чистую монету. Конечно же, шлют не разодетых сановников и ведут не по парадной лестнице.
Портреты эти были написаны, по-видимому, во время посещения Рембрандтом Лейдена.
Тело для них являлось только предлогом для изображения красивых линий и красок. Она разлетелась на мелкие кусочки.
Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. Вирсавия миловидна, но не ослепляет красотой это женщина лет тридцати – тридцати пяти (бальзаковский возраст), высокая, сильная.
Подняться можно только раз в жизни. Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт. "Боже мой, Адриан, я от души сожалею. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
Именно этот подъем подчеркивает романтический взлет образа Титуса. Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро. Против него, Рембрандта использовали даже родственников. Пусть воплотятся в жизнь мечты и притчи.
Амстердам. – Впрочем, по зрелом размышлении, я полагаю, что ты мог бы писать портреты и здесь. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Они явно ожидали, что он скромно спрячется и постарается не быть очевидцем окончательного своего разорения или уж, по крайней мере, явится на это зрелище с поникшей от стыда и смирения головой. Жизнь проходила, время бежало. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). На картине достаточно и иных подробностей, строго и беспристрастно отображенных, вроде грязных ног казненного преступника (именно такие тела отдавали медикам). Не только сюжет этого второго «Урока анатонии», но и его композиция вам кажется странной.
Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). Это – небольшой рисунок (высота двадцать три, ширина тринадцать сантиметров) изображающий самого Рембрандта во время работы, в мастерской, одетым в нечто вроде длинного халата и рабочую шляпу. Через некоторое время она известила Давида о том, что она беременна. Он отвернулся. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы.
Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Но Урия, заподозрив неладное, домой не пошел, а лег спать со слугами. Были у Титуса и собственные картины. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Но этот, по преимуществу коричневатый, фон неярок. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Спаситель сказал: "Свершилось" (то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода). Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги. Под стать главному герою картины Рембрандт лепит коня. Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется.
Чикагская картина "Девушка в североголландском платье" (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества.
Но в то же время она остается красочной изобразительной поверхностью картины, со своей особой фактурой, своим ритмом, своей светотеневой насыщенностью. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам. Как далекий смутный образ, воспоминания исчезают, едва родившись.
Он уже не так часто вспоминает Саскию. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Рано или поздно, а беды не миновать, он чувствовал это с уверенностью ясновидящего. Иногда Рембрандт показывался на Хееренграхте у коллекционера Хармена Бекера, большого любителя живописи, торговавшего с прибалтийскими торговыми городами. С портрета на нас смотрит пятидесятилетний мужчина огромного ума и бешеного темперамента, гигантских творческих возможностей и непреоборимой духовной силы.
Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Там потерпел крушение фрегат «Медуза». А когда мы с трудом раскрываем глаза, наступление нового утра приносит нам отдохновение.
Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. Уже современники понимали, что главное средство Рембрандта как живописца – это светотень. Он получил урок. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Настанет день и я познаю одиночество. При этом Рембрандт отвергает каноны "идеальной наготы", созданной Рафаэлем. В 1635 – 1640 –х гг. Cпите, дети.
До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
А что же случилось с Гертье Диркс. Он создавал картину за картиной. На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Туловище или, как принято называть его в искусстве, торс Вирсавии шероховат и налит силой. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
А выгибающееся дугой навстречу свету тело правого разбойника, закинувшего в страшных мучениях голову назад, за перекладину, с заломленными за спину изувеченными руками, прибитыми к тыльной стороне опорного столба, кажется пригвожденным к кресту густейшим и страшным снопом тонких черных лучей, вырывающихся из общей массы кипящего света. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье. Тем временем деньги были собраны. Абсолютно в ином плане решена картина Рембрандта. Но Дейман приподнял над трупом его голову и, работая внутри нее хирургическими ножницами, обратил ее лицом к зрителю, как на портрете. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Половина его лица закрыта занавесом – портьерой, которой он утирает слезы. И на этот раз.
Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным. Но вот она выпрямляется во весь рост между землей и небом и такой видит ее художник. У него было несколько причин съездить осенью 1654-го года на родину. Но подлинными глашатаями антирембрандтовских взглядов были уже упоминавшиеся немецкий художник и историограф Зандрарт, проведший около десяти лет в Голландии и знаменитый голландский поэт и драматург Йост ван Вондель, автор той самой трагедии "Гейсбрехт ван Амстель", премьерой которой начал свою деятельность амстердамский драматический театр. Нет резкого противопоставления тонов легкие нюансы тональных отношений сливаются друг с другом и исчезают, подчиняясь строго выдержанному единству.
Старческие лица всегда привлекали внимание Рембрандта, начиная с ранних лет (вспомним изображения нищих и матери) и они все больше притягивали к себе художника лежащим на них отпечатком многих лет жизненного пути. В ней художник говорит о всепрощающей любви и силе раскаяния. Все повторяется, думал он в такие минуты, но по-иному, по-новому, в измененном виде. Вскоре после этого умирает жена мастера и убитый горем художник вместе с сыном перемещается из роскошного поместья в дешёвую съёмную квартиру.
Перед ним лежат листы бумаги. Это игра тонов на туловище женщины, от палевого цвета, бледно-желтого, с розоватым оттенком, до бежевого, светло-коричневого, с желтоватым оттенком, делает колорит картины неподражаемым. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Ему принадлежала инициатива этого начинания, он же и постарался довести это дело до конца. Действительность во всем.
История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается сомнению. За ними и распятыми чувствуется горизонтальный обрыв скалы вниз, в бездну. Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души.
Узнав об этом, царь позвал Урию на пир и приказал его, уже пьяного, отвести к Вирсавии.
Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Его даже подозревают в вольнодумстве. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет. В кабачке Аарта ван дер Неера встречались художники старшего поколения.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Повсюду зависть и злоба. Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах. Между всадником и мрачным зданием течет, вдоль второго плана, река в глубине слева виден далекий водопад, а справа – лодка с несколькими гребцами и какие-то огни на том берегу, может быть, костер опускается ночь. Чувство горького одиночества подчеркнуто здесь еще сильнее, чем в портрете брата.
Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Господня».
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Каждый день после обеда без умолку трещали доски дубового печатного станка. Грубая, жесткая, отвратительная в своей свирепости голова римского солдата, угрожающе поблескивающие его доспехи, шлем и кинжал, лежащие перед нами на борту прямоугольного сруба, противопоставлены тревожной одухотворенности благородного, но на минуту утратившего все свое мужество Петра, ярко освещенного свечой на втором плане. Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда.
В музее Бойманса в Амстердаме находится один из лучших портретов Титуса. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
"Я во всем и всегда искал только естественности. Польские искусствоведы настаивают на том, что это – портрет их соотечественника. Отряд под предводительством бравого капитана выходит из тёмной арки в полосу яркого солнечного света. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627).
Руководил сбором Филипс де Конинк. Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы. Грубая действительность пробудила его от грез. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Внешне величественный, Саул внутренне беспомощен. Римский наместник Пилат, созвав первосвященников, начальников храмовой стражи и народ, выйдя на балкон второго яруса, обращается к ним со словами: "Вы привели ко мне этого человека как возмутителя общественного спокойствия, однако, в вашем присутствии я провел расследование и убедился, что этот человек невиновен в том, в чем вы обвиняете его.
Мы воспринимаем доброту Гендрикье, ее стойкость в борьбе с несправедливостью, ее стремление жертвовать собой для других во всей сложности ее жизненных обстоятельств и ее взаимоотношений с другими людьми.
Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена). В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Было время, когда он совсем не покидал своего жилища чувствуя упадок своих творческих сил, он стыдился встреч с людьми при свете дня. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Соблазнителен вид натянутого чистого холста. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Правой рукой художник царственно опирается на ручку кресла. Он взял одну из них в руки.
Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии. Заказов становилось все меньше. У зрелого Рембрандта можно увидеть скорее взаимопроникновение обоих начал. Оба внука припали к одеялу, покрывающему живот и ноги умирающего закрывший глаза Иосиф бережно поддерживает отца за плечи правой рукой.
А тот, уже много лет не бывавший в доме Рембрандта, разглядывал все с острым любопытством. И рухнул с высоты на мрачную и гнусную землю его завистники ныне празднуют свою победу.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Это два поразительных произведения. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Но что значит загадочность улыбки Джоконды, которую тщетно пытались разъяснить все поколения. Рембрандт долго вертел фигурку в руках. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Дела шли все хуже. Теперь, когда они уходят, он их едва узнает. Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ.
Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Цена увеличивалась, напряжение возрастало. Но Давид старался сохранить тайну своей связи. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Он чувствует, что к нему возвращаются силы. Мертвые люди либо спят в холодной тьме и не знают ничего, либо знают и прощают все, – так твердил он себе раньше, так твердил он себе и теперь, только более настойчиво, так как ему надо было просить прощения за многое. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги. Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Так и решила комиссия Программы, но ее изыскания навлекли на себя огонь критики и в 1993 году Программа прекратила работу. В образе Гендрикье есть и реальность и мечта и грусть и ощущение большого счастья. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
И не только чувствовал, но и давал ей простор.
Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Полную монументальность приобретает образ Гендрикье в самом известном ее портрете из Берлинского музея, 1658-ой год (высота портрет восемьдесят шесть, ширина шестьдесят три сантиметра). Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены.
В 1658-ом году появляется офорт "Юпитер и Антиопа" (длина двадцать, высота четырнадцать сантиметров). Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Я – живой, а он или они на картине – как живые. Он уже не здесь.
Из тринадцати тысяч, требуемых в уплату за дом, мастер внес только семь тысяч гульденов. Бледное искаженное лицо смотрело на него из зеркала. Петр проявил человеческую слабость, но все же это Петр, первый римский епископ, преемниками которого до сих пор считают себя Папы римские. Рембрандт огляделся. Никакими словами сочувствия и утешения нельзя прогнать его мрачность и безысходную скорбь. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
По бокам шарфа глухо мерцают переливающиеся металлическими блестками полосы ветхой парчи. Они как живые". Солдат, приподнявший коротко остриженную плешивую голову изображен в профиль. Так он поступал, конечно, всегда, но на этот раз он уравновешивает между собой не тональные пятна, а только соответствующие им массы имеющие определенный вес.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Затененная часть фигуры и косяк двери справа выделяются темными силуэтами на светлом фоне.
Имя Рембрандта в списке отсутствует. Душа человека – вот что больше всего занимало Рембрандта в портрете. Наверное, Титус был похож на себя много меньше, чем Саския или Гендрикье Стоффельс, так как на любом из портретов он поразительно напоминает лицом, обликом, телесным сиянием ангела в картине "Жертвоприношение Маноя", написанной до его рождения.
По-видимому, это эскизная работа. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Когда тот доложил о ходе боевых действий, Давид отпустил военачальника, позволив ему идти ночевать к жене.
Вы можете подвергнуть его самым опасным сравнениям – и он выдержит испытание. Давать, ничего не получая взамен. Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется.
Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Кассель. Это – один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи.
Здесь упор, похоже, делается на успехе.
Они собрали необходимые для этого денежные средства. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. С ним беседует низенький лейтенант в жёлтом колете.
Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе происходило великое знамение. О, какое упоительное счастье – исцеление. На третьем аукционе – дом и мебель.
Некоторые остаются ему верны изредка заглядывают или шлют весточку. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Это диктует ему честолюбие, такое же неистовое и требовательное, как и прежде. Она создана по библейской притче, рассказанной Христом.
В иной день они опять застают Рембрандта в состоянии слепого, безудержного отчаяния. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Стрелки не позируют для парадного портрета – все словно застигнуты врасплох. Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками. Моделью ему, несомненно, послужил неизвестный поляк.
В образе Гендрикье есть и реальность и мечта и грусть и ощущение большого счастья. Мы лежим, притаившись. "Конечно, я знаю, как помочь им, – размышлял Рембрандт.
Расчет был прост. Рембрандт поднял голову. Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Казалось, будто осуществлялся какой-то заговор.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Урия должен будет считать родившегося ребенка своим. Иногда доходило и до потасовок. Неизвестность мучительнее любого зла.
Местная гильдия хирургов сразу же предложила ему выгодный заказ: изобразить своих членов на анатомической лекции выдающегося голландского врача Николаса Питерса – доктора Тулпа ("тулп" – "тюльпан" по-нидерландски – был изображён на фасаде его дома). Перед нами ни что иное, как рембрандтовская кузница чудес.
Фигуры разбойников корчатся в агонии. Урок анатомии у доктора Тюльпа. Вирсавия повиновалась. Развитие действия поворачивается, происходит так называемая "перипетия", так называли внезапную перемену древние греки. На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Портрет ли это вообще. Его высокомерие причина всех зол.
Однако, несмотря на сутолоку, движения капитана Кока спокойны и властны. Так пришло одиночество. Мы проживаем одну жизнь за другой. Теперь у него все отнимут. Некоторые красноречивые факты, сопровождавшие эту распродажу, заслуживают особого упоминания. И все же, почему честолюбие, спутник его юности и поныне не оставляет его в покое. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Все знали о его доверчивости, знали, что он ни о ком не думает плохо.
Мы уже ознакомились с несколькими картинами этого периода. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.
Петр – отец церкви. Ведь тени на человеческой коже нельзя писать тем же цветом, что и освещенные ее места и в то же время нельзя делать их темнее путем небольшого добавления черной краски. И действительно, мы знаем, что вблизи резиденции царя было немало других Вирсавий, умышленно купавшихся там, где можно было их увидеть с балкона царского дворца но только одна из них, та, что теперь сидит перед нами, стала женщиной, сыгравшей роковую роль в борьбе за престолонаследие.
Для Рембрандта она и не была служанкой. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого. Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
Пурпур и золото – это цвета его испачканного, заношенного халата. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Титус изображен сидящим за высокой конторкой. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин».
Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Сюжет взят из Нового Завета. Как человек, окруженный во тьме врагами, со всех сторон ожидает предательского удара, так и Рембрандт, затравленный и настороженный, был готов встретить неизбежное. Наступила новая золотая, затянувшаяся осень. В картине поразительно передано состояние созерцания, уловленное во взгляде и позе Титуса.
На третьем аукционе – дом и мебель. Гильдии художников грозил раскол. Да, зверь, пьяница, сумасшедший. В один из майских вечеров в дверях мастерской появился человек и отвесил чинный поклон.
В иной день они опять застают Рембрандта в состоянии слепого, безудержного отчаяния. Не оставались безучастными амстердамские художники. О людях изображенных на лучших живописных портретах часто говорят несколько наивно, но точно: "Посмотрите. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву – его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).
В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту. Нет. В 1632 г. Рембрандт навсегда переехал в Амстердам. Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие.
Обвиняемый отрицал обещание жениться и ничего не сказал о кольце. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Рембрандт категорически отвергает эти претензии и требует от заказчика остаток денег, предлагая представить картину на суд старшин гильдии святого Луки (цех живописцев).
Только так воспринимается тело Христа, в правом нижнем углу, опущенное в прямоугольную могильную камеру с запрокинутой вправо головой, немного приподнятое за плечи, со сложенными на животе руками, ногами к зрителю, неподвижное, замерзшее, печальное в своем окаменении и освещающее окруживших его изголовье четырех учеников и Марию. Для раннего периода его творчества ещё не характерны образы такой глубины и силы. Рембрандт ван Рейн до конца сопротивлялся им, вырывая свое искусство из их рук, спасая его от холодной и мелочной злобы, не слушая споров и критики своих врагов, осуществляя, вопреки всему, ту высокую лучезарную жизнь, которая была его земным призванием. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Их формы растворяются в игре неясных рефлексов и бликов.
Свет у Рембрандта – это некая стихия, существующая как бы внутри человека излучающая через его поверхность свет и тепло. Что тогда. Постепенно исчезают белоснежные цветы, которыми мороз изукрасил окна.
В глубине трапеции, посередине, возвышается распятие. Он создавал картину за картиной. Для Рембрандта тело священно.
Рембрандт уж почти ничего больше не вспоминает. У Рембрандта она стала ведущей темой творчества.
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Не прогремела ли с плачем и торжеством "Героическая симфония" Бетховена. Его так и подмывало немедленно предпринять что-то.
Вся его сила, все его привязанности сосредоточенны ныне только на его картинах и офортах. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. B 1642 г. Рембрандт овдовел.
Рембрандт беднее последнего бедняка. Титус не отличался сильным здоровьем. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Он никогда не приукрашивает его, даже тогда, когда рисует Саскию. На вдохновенный образ наездника бросает свой последний отблеск героический дух революционных походов. Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): "Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью".
Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше. Это "Негритянка" (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров). Здесь, наконец, Рембрандт достиг того, к чему он стремился всю жизнь. Мы лежим, притаившись.
Нидерланды (Голландия).
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Быть может, позволительно сказать, что бряцание струн давидовой арфы передано посредством колорита. Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции музея Метрополитен. Слуга, стоящий в глубине картины, очевидно, ценит себя не меньше, чем блестящий лектор. Он производит страшное впечатление. Он знает, что этому кризису предшествовали годы страстной и напряженной работы.
Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения. Мало того, он продолжил характер Гендрикье, внеся несвойственные ей черты, но так, чтобы они составляли единое целое с остальными. Рама окна, которую художник раньше включил бы в картину полностью (прием "картина в картине"), теперь осталась только внизу и слева от зрителя, другие два края вынесены за пределы полотна. Его занимает больше всего основа основ человеческого существования. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Однако следует говорить не только об охлаждении голландской торговой аристократии к искусству Рембрандта, но и о прямой враждебности патрицианских кругов и к личности Рембрандта и к его искусству. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет».
И она пошла к нему, как сказано в Библии. Он рассматривал кожу, которая сморщилась и обвисла от похудания и постоянного напряжения.
В окно виден огромный бледный диск холодного зимнего солнца, он словно висит на небе. Зверь. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Ее ярко-красный корсаж горит слева от белого апостольского плаща, бросая на него красноватые рефлексы и тем самым частично заглушая его. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Так пришло одиночество. Так с начала 1650-ых годов начался поздний период в творчестве Рембрандта.
Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Казалось, будто осуществлялся какой-то заговор. По-видимому, он стоит на пороге смерти.
Таким же образом в гаагской картине Рембрандта контраст большого и малого приобрел драматический характер победа меньшего над большим окрашена в моральные тона. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика. Нас не оставляет чувство зыбкости внутреннего движения, его сознательной незавершенности. И что она добилась от Давида, чтобы он назначил Соломона престолонаследником.
Это диктует ему честолюбие, такое же неистовое и требовательное, как и прежде. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. И угасает она в одну из грозовых ночей.
Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Они словно витают в таинственном зыбком пространстве за поверхностью холста. Стол у них отличался простотой. Удивительны большие, грубоватые, натруженные руки Вирсавии.
Участь мастера. Ван Людик сделал вид, что приятно поражен встречей с родственником.
Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Уверенно, с легкой иронией смотрит он поверх голов господ хирургов. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. "Спите спокойно, мать и отец.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Так московский портрет становится воплощением одухотворенной красоты старости. На картине на фоне гористого, мрачного пейзажа изображен всадник в роскошном серебристо-зеленом военном кафтане и красной, отороченной мехом, шапке.
Кровь снова пульсирует в жилах размеренно, ритмично. Если же ему приходилось писать о произведениях Рембрандта, то он или вовсе не упоминал фамилии мастера, воспевая изображенных им персонажей (портрет Яна Сикса) или же сопровождал восхваление моделей Рембрандта каким-нибудь унизительным замечанием по адресу самого художника. Она имеет квадратную форму (длина сто сорок два, ширина сто сорок два сантиметра).
Но стук повторился. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. И вот он пишет ее на супружеской постели, стыдливую и смущенную, с порозовевшими от чувственных радостей плечами и грудью. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Очень глубокую психологическую драму, явно навеянную горькими размышлениями мастера над жизнью, воплощает Рембрандт в картине нью-йоркского Метрополитен-Музея "Пилат умывает руки" (длина картины сто шестьдесят три, высота сто двадцать пять сантиметров). Холст, масло. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
В гаагской картине царь изображен в момент душевного переворота. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. И вдруг, высоко подняв ее, размахнулся и швырнул об пол. Теперь все ученики уходят, все до одного.
В 1649-ом году Рембрандт уже облачает Гендрикье в роскошные одежды из золотой парчи, украшает ее драгоценными камнями и жемчугом (парижский Лувр), а в 1654-ом году поочередно превращает ее в библейских героинь – в Сусанну (Лондон) и Вирсавию (парижский Лувр). Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Слева от роскошно одетого Пилата, сжимающего в руках длинную пику, мы видим высокого полуобнаженного Христа с перекрещенными на животе и связанными руками. Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Он выполнен в том же 1658-ом году. Действительность во всем. Саския очаровывала Рембрандта и возбуждала его чувственность и фантазию. Легкое несовпадение теней и бликов с формами лица создает впечатление движения. Кажется, можно было расслышать, как стучит кровь в жилах взволнованной толпы.
Это было последнее долговое обязательство Сиксу, выданное меньше полугода назад. Так как на крик Сусанны сбежались люди, старцы объявили, будто застали ее с любовником. Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. Завершенные картины его уже не интересовали. Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Отход художника от общепринятой системы социальных и духовных ценностей делает для него жизненно важным вопрос об этическом и эстетическом идеале – о том положительном, прекрасном в жизни и человеке, на что он может опереться, что он может противопоставить общепринятому. Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность. Старинный дом, номер 4-6, окна с наружными ставнями и мелкими переплетами. Он заглянул в пергамент и узнал его. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Он сделал несколько шагов. Опять к нему приходят люди с заказами на портреты. Они словно витают в таинственном зыбком пространстве за поверхностью холста. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Теперь, когда они уходят, он их едва узнает. Как и полагал Давид, Урия вскоре был убит. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. В доме Рембрандта жили точно в аду, ожидая решительного удара. А многих его современников и этот случай (и другие, подобные ему, о которых мы не знаем, но которые, безусловно, были), должен был очень возмутить. Но теперь уже слишком поздно: что бы он ни предложил, все будет отвергнуто.
Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения. Ван Людик – шпион. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). В мастерской Рембрандта в беспорядке свалены незаконченные картины. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тончайшая, словно тающая дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает ее контуры и тени на фоне отдаленного пейзажа в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.
При этом героиня слегка, чуть-чуть наклонилась к нам так, что ее голова, правое плечо и рука (на картине слева) попали в полосу падающего слева света, а фигура в целом осталась в тени. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Особенно известна блистательная "Вирсавия" Рубенса из Дрезденской галереи. Важную роль в этом смысле играет и свет.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Вирсавия представлена в момент тяжелого раздумья о своей судьбе. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
А теперь просто посмотрите на эти глаза. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров).
Детское лицо средневековой фигурки улыбалось ему своей каменной, бессмысленной улыбкой. Участь мастера. Возможно, решающую роль сыграла протекция Хендрика ван Эйленбюрха, у которого квартировал Рембрандт. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Что же касается третьей картины, Христос у колонны, музей в Дармштадте (высота девяносто четыре, ширина семьдесят три сантиметра), то кажется, что здесь раскрывается собственная драма Рембрандта. Но старейшины делали все, чтобы предотвратить его. Вирсавия – жена одного из военачальников царя, Урии Хеттиянина. Царь немедленно призвал к себе Урию. Так и во втором варианте "Урока анатомии".
Логика творческого развития вела художника в прямо противоположном направлении. Это кажется фантастическим: Рембрандт написал Титуса раньше, чем его увидел. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Начальную цену – один миллион долларов – перескочили моментально. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Автопортрет. 1661. А уцелевшая часть (124 на 100 см) хранится теперь в Амстердаме. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). А как же дом, его дом. Эйленбюрх и раньше успешно торговал картинами, покровительствуя и создавая имя молодым художникам.
И от учеников своих он настойчиво требовал упорного труда. Мастер поместил их фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). Но почему. Вихри веют, слабеют, улегаются. Но Давид старался сохранить тайну своей связи.
Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Все кормятся несметным богатством, созданным его гением.
К 1655-му году относятся оба варианта одного из последних офортов "Христос перед народом" или "Се человек", размеры которого (длина сорок пять, высота тридцать девять сантиметров) значительно превосходят все предыдущие гравюры мастера, уступая лишь "Трем крестам". В них вы видите печаль. Существуют разные мнения о том, чем занят Титус – рисует (ведь он был живописцем и рисовальщиком) или пишет. Освободившись, умерла через год. Холод приятно подбадривает его.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. В гостях у них не было ни аристократов, ни богатых бюргеров.
Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта Иисус и блудница). Что же касается третьей картины, "Христос у колонны", музей в Дармштадте (высота девяносто четыре, ширина семьдесят три сантиметра), то кажется, что здесь раскрывается собственная драма Рембрандта. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться. Он знает, что этому кризису предшествовали годы страстной и напряженной работы. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. То здесь, то там собирались группки враждующих художников. Но при всех этих явных заимствованиях Рембрандт сделал нечто новое, вполне свое, придав совершенно естественной, неприкрашенной чувственности почти ужасающую серьезность. Кого еще оставалось ему писать.
Он подавил в себе желание зарыдать. История искусства не знала до него такой правды и откровенности.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Рембрандт только пожимает плечами. В душе художника начался огромный и плодотворный перелом. Широкий черный плащ облегает почти всю фигуру Брейнинга от плеч и ниже пояса.
Они шли отовсюду. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). От явного стремления не забывать своего места, особенно при гостях.
Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Откуда в живописи явилась трагическая глубина Рембрандта. А как покаяться, как очиститься такому, как Рембрандт.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Отец прижимает сына к груди, прощая его. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). По случаю праздника наместник отпускал того из узников, которого выбирал народ. Днем над водою каналов нависали бесформенные клочья тумана.
Так же истаскана близкая ей по фактуре красная ткань пояса и белая – шарфа на груди. Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика. Долго они взывали к нему. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.
Глаз смотрит остро и настороженно. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Судьба этого произведения Рембрандта загадочна и драматична. А ниже – «Урок анатомии доктора Деймана», заказной групповой портрет для анатомической школы в Амстердаме.
На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Движениями художника управляют далекие неведомые силы. Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи.
Осталось два конкурента музей города Кливленда и Нью-Йоркский Метрополитен-Музей. В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей. Картинная галерея. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Гость слегка наклонился вперед, будто пытаясь определить ценность этих вещей и выразить ее в цифрах. Я – живой, а он или они на картине – как живые.
Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. А ноги Вирсавии, такие крепкие, большие, сильные, кажется, еще недавно ходили босиком по пашне. Служанка держит свечу, прикрывая от нас ее пламя правой рукой. Они не являются. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. По бокам шарфа глухо мерцают переливающиеся металлическими блестками полосы ветхой парчи. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох.
В соответствии с законом золотого сечения основные герои картины смещены в сторону относительно центра и сразу приковывают внимание зрителя, поскольку выделяются не только расположением, но и освещением. Расчет был прост. Холст не сопротивляется более.
Покупатель из нью-йоркского музея сообщил, что сигналом сдачи будет момент, когда он снимет руку с лацкана пиджака. Если мы присмотримся внимательнее к лицу трупа, на котором обнажены бледные полушария головного мозга, а по бокам вместо волос свисает снятая с черепа кожа, если мы вглядимся в его глубоко запавшие, словно взирающие пристально на нас глаза, в его крепко сжатые губы, то мы с содроганием прочитаем в них выражение упорства и страдания. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. И заказчики, стоя перед собственным портретом, с удивлением глядят на внезапно вспыхнувший позади человеческой фигуры свет или на таинственные, окутанные дымкой пейзажи, на фоне которых сумрачно выступает их изображение. Итак, я прикажу наказать его, а потом освобожу".
Правая рука и голова героини вяло опущены, губы чуть тронуты беспомощной, вялой усмешкой. Дубовый печатный станок на стене – выполненная в семнадцатом веке географическая карта. Ту же задачу проводит Данте.
В дом являлись те, о ком Рембрандт и вовсе забыл. Эта грань как бы стирается и исчезает, когда мы стоим перед картинами Рембрандта. Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Девушку казнили за убийство хозяйки: рядом с ней топор, с помощью которого она совершила преступление. Он выглядит несчастным существом, так как против него одного ополчилось все общество. Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина "Давид и Урия").
– Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег". Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Жизнь снова возвратилась к нему.
Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта "Иисус и блудница"). Леонардо прекрасно реализовал этот девиз в своем собственном творчестве.
Это оказался пергамент, скрепленный печатями. Рембрандт и рок несовместимы. В пятьдесят лет нечего рассчитывать на благосклонность изменчивой судьбы.
Она разлетелась на мелкие кусочки. Доносчик, наемник Сикса. Тут, конечно, не так удобно, как в мастерской, но если ты немного снизишь цену, скажем, до двухсот флоринов за портрет, клиенты будут вознаграждены за неудобство. Зеленеют медные доски, на гравировальных иглах и инструментах лежит тонкий слой пыли. Все как будто знали друг о друге и друг друга подзуживали. Краски богаты и горячи художник прибегает для наложения их густыми слоями к так называемому мастихину-шпателю – так называется специальный живописный инструмент в виде узкой лопаточки из упругого гибкого материала, с прямоугольно обрезанным концом.
Она написана торопливыми, поверхностными мазками, что видно даже по изображению ног, но, прежде всего сорочки.
В чертах её лица есть сходство с Саскией. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Он увидел, как шатко и непрочно его положение.
Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща. Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Он ловит себя на том, что, как всегда во время работы, тихо напевает или насвистывает.
Мастерская художника – специальная маленькая комнатка рядом с прихожей. Он живет уже в другом мире, где сквозь черный мрак пробивается лучезарный свет. Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Она отдалась ему и зачала. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. С точки зрения правды – совершенно правдив. Никогда еще она так не нравилась Рембрандту.
Полную монументальность приобретает образ Гендрикье в самом известном ее портрете из Берлинского музея, 1658-ой год (высота портрет восемьдесят шесть, ширина шестьдесят три сантиметра). Старинный дом, номер 4-6, окна с наружными ставнями и мелкими переплетами. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Улыбка была для Леонардо знаком внутренней жизни человека.
Жизнь его всегда была очень бурной и полной. Смерть Рембрандта была очень печальной. Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы. Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща. Да, такова моя участь, Саския.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Рембрандт могущественнее рока. Так что это не был брак по расчету. Светлой массой, вписанной в большой треугольник, образуемый основанием картины (ее правым краем и диагональю) выделяется нагота сидящей женщины. Рембрандт и Гендрикье не обратились к церкви за санкцией своих отношений. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Более чем: в 1723 году пожар уничтожил всю верхнюю часть картины. Судьба нанесла ему удар, казалось бы, сокрушительный, тогда, когда духовное "я" было уже выше судьбы. Четыреста флоринов. Он не постеснялся послать к нему своих соглядатаев. Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года.
Ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс. Исполнена картина в высшей степени спокойно и просто. И, наконец, самое главное – свет и колорит в венском портрете. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Рембрандт стал его последним протеже. Поэтическая метафора "Петр-скала" ("Петр" по-гречески означает "камень") – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры.
Он все забыл. Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, "скользящим" (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи. Моделируют уголок рукава и несколько суставов опирающейся о ручку кресла руки. Рембрандт моет кисти и щетки, смешивает краски. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. А сколько простоты изящества и безнадежности в жесте левой руки, безвольно перебирающей складки белой простыни.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. " Счастливцы католики. Вирсавия – жена одного из военачальников царя, Урии Хеттиянина.
Наступает мрак. Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Ненарисованная линия горизонта явно понижена и Рембрандт смотрит на нас сверху вниз. Рука уверенно следует велениям мечты.
Не проходило недели, чтобы не являлись кредиторы. Пилат обращается к кому-то как бы поверх голов по-видимому, к нам. На столе медные пластинки, гравировальные иглы. Всплывали долги, сделанные два-три года назад.
Мы угадываем в Вирсавии Гендрикье. По-видимому, цены занижались искусственно. Контуры второго и третьего ярусов образуют гигантский квадрат.
Лондонский вариант "Сусанны" (высота шестьдесят один, ширина сорок семь сантиметров) имеет мало отношения к библейскому сюжету, отчего эту картину иногда называют просто "Купальщицей". Все кормятся несметным богатством, созданным его гением. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. С точки зрения экспрессии портрет очарователен.
В 1503-ем году он создал находящийся ныне в парижском Лувре портрет Моны Лизы Джоконды, явившийся новым словом в мировом портретном искусстве (его высота девяносто семь, ширина пятьдесят три сантиметра). 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Этот портрет ныне находится в Художественно-историческом музее Вены.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Одеяние дано большими, обобщенными пятнами. Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений.
Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности. Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой "Моной Лизой" ("Джокондой") Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. Одну за другой она получает три повестки с требованием явки. Огонь в камине еще только разгорается, а Рембрандт уже стоит перед холстом. Учитель стал спокойнее, он старается примириться с судьбой.
Прекрасный, но трагический удел. Свеча озаряет окаймленное белое покрывалом и светло-рыжей бородой лицо отступника, выставляет его напоказ, вызывает в нас готовность прочесть в нем смущение, но черты лица Петра лишены определенности. Натурщика он нанять не мог, вот таким образом целыми часами разглядывал свое отражение в довольно приличном зеркале, раздобытом для него владельцем гостиницы и собственная персона казалась ему его единственным неотъемлемым достоянием. Но тот вновь демонстративно отказался от свидания с женой и уснул на ступеньках дворца. Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата.
Он видел множество картин, – чьей кисти они принадлежали, он не знал.
В другом замечательном портрете Титуса, выполненном в 1656-ом году (высотой семьдесят один, шириной шестьдесят два сантиметра), оттенены черты одухотворенности и поэтической мечты. А вот перед нами другой офорт с изображением обнаженной натуры. И в свете и в тени. Его самоутверждение носит характер почти агрессивный, поражающий и подавляющий зрителя. Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен.
Но он еще ничего не сказал. Сам собой напрашивается вывод, что кто-то умело и точно организовал разорение Рембрандта. Какой художник сумел бы написать портрет, подобный этому. Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. Её фигура также была переписана.
В то же время сравнение с портретами Гендрикье показывает, что Рембрандт многое изменил, развив одни стороны и опустив другие. В 1658-ом году появляется офорт Юпитер и Антиопа (длина двадцать, высота четырнадцать сантиметров). Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой". На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Но из своей горькой жизни Адриан вынес одно гордость. Чтобы попасть туда, нужно пересечь по грахтам (улицам идущим вдоль каналов), переулкам со съестными лавочками, крохотным площадям и подворотням, чуть ли не весь город к вокзалу, туда, где раньше был еврейский квартал и где на Йоденбреестрат (Еврейской улице) стоит старый дом великого художника. И с тех пор двери его не закрываются.
И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Он опять взглянул на статуэтку. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Давид увидел ее купающейся и прельстился ее красотой она завладела его помыслами.
В отличие от Франса Хальса Рембрандт создает свой стиль портрета. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Какое же это дьявольское честолюбие – считать, что тебе тесно в пределах родной страны.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Здесь видны особенности обоих стилей. Мазки кисти ложатся здесь широкими прямоугольниками, лицо лепится отдельными, определенно очерченными светлыми тональными пятнами.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской "Вирсавии", 1654-ый год. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Он горд терпением, с которым он молча нес свое непосильное бремя и никакие кучи флоринов не вознаградят его за отказ от этой суровой и праведной гордости.
Нужно работать". А ныне он не выходит из своей мастерской, охваченный огромным творческим подъемом. В своей могучей руке он, как скипетр, сожмет большой жезл, а грудь его и бедра будут облачены в пурпур и золото. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Дела Рембрандта шли плохо. Ведь они получили от него все, что он мог им дать. Барокко.
175, 5 x 210, 5 см. Выдающимся произведением позднего Рембрандта, созданным в 1653-ем году, является громадная багрово-золотистая картина Иаков, благословляющий сыновей Иосифа, принадлежащая Кассельскому музею (высота картины сто семьдесят четыре, длина двести девять сантиметров). Наш внутренний мир связан с окружающим нас миром и все это единая природа.
Но теперь он замер и впился убийственным и подозрительным взглядом в Петра. Но их усилия оказались тщетными. В во взглядах персонажей мы видим восхищение от только что прослушанной лекции.
Каждый день после обеда, как только тарелки были перемыты и спрятаны, братья покидали женщин и шли в маленькую комнату, где молчание – так, по крайней мере им казалось становилось для них способом общения. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Особенно это поражает нас в детстве. Жена Сикса, дочь доктора Тульпа, заказывает свой портрет уже другому художнику.
Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Но ее спас, уличив старцев во лжи, пророк Даниил. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство.
И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними. Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Теперь мы лучше прочитываем сложную игру чувств, которую придал Рембрандт образу героини. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Все узнали его.