Реализм стал одним из основных направлений живописи в России, США, стран Западной Европы. В России реализм в живописи второй половины 19-го века неразрывно связан с развитием демократических общественных идей. Реализм в живописи России во второй половине ХХ века прочно связан с развитием общественных демократических идей.
За что, впоследствии, один из художников и критиков обвинял его в излишнем натурализме и называл «фотографом». Жертвой этого поворота стал он сам. Клод Моне «Впечатление. Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь.
Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный встать с дивана Илья Ильич Обломов (Обломов, 1859. ) образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский (Обрыв, 1869. ). Основоположником русского демократического пейзажа по праву считается Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе».
Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. В других листах он обращается к теме буржуазной благотворительности («Современная филантропия», 1844-1846), продажности французского суда («Деятели правосудия», 1845-1849), напыщенного самодовольства обывателей (лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке», входящий в серию «Салон 1857 года»). граничит с именем Василия Васильевича Верещагина (1842–1904).
Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. Христос и Пилат» (1890). Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Особая линия в искусстве передвижников — творчество Н. Н. Ге и И. Н. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха.
Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны. 1853-1855), «Вагон третьего класса» (ок. Нужно заметить, что Курбе не сразу пришел к такой композиции. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы.
Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Так, в полотно «Дробильщики камней» (1849-1850) социальный смысл был заложен живописцем сознательно. Со временем Курбе понимает, что ему нужно искать новый художественный метод. Творчество Пушкина – энциклопедия русской жизни, общества, народа. Островского ("Гроза", 1859 "Лес", 1870).
В живописи 19 века произошла смена направлений. он работает также в живописи и акварели, но для его ранних живописных работ («Гравер», 1830-1834 автопортрет, 1830-1831) характерно отсутствие выработанной манеры порой их бывает трудно отличить от произведений других художников. Третий великий роман великого писателя – Воскресение (1889–1899 г. ), названный Р. Ролланом одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании. Сурикова) (Приложение 2) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина).
Толстым, И. С. Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой (Как закалялась сталь). Справа отчетливо вырисовывается голова мертвого старика. Сначала он работал художником на фарфоровой фабрике, а как художник-пейзажист Диаз начинает выступать в 40-е.
Художники — искатели национальной живописи — создали новое понимание русского пейзажа. Его тем или иным образом переживают основоположники новых национальных школ пластики в Исландии (Эйнар Йоунссон), Румынии (Д. Показательно предисловие, написанное автором к каталогу этой своеобразной выставки.
Так, «Похороны в Орнане» представляют собой крупноформатное полотно, необычное по замыслу и значительное по художественному мастерству. В советском искусстве эти традиции стали одним из источников формирования социалистического реализма. Художники-передвижники (Крамской, Перов, Репин, Суриков, Ге и др. ) обратились к бытовому жанру, как наиболее доступному широкому зрителю.
Например, в полотне «Купальщицы» (1853), вызвавшем бурю негодования из-за того, что показанные в нем толстые представительницы французской буржуазии оказались непохожими на прозрачных нимф с картин салонных мастеров, да и нагота их представлена художником предельно осязаемо и объемно. И. И. Левитан (1860—1900), ученик Саврасова, передал в красках то, что не поддается логике, разуму, а принадлежит лишь любви.
Он уже не мог удовлетворяться тем, что перестало отвечать его замыслам. Коро был очень высоко оценен художниками последующих поколений. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. В 1934 году творческим методом советского искусства был провозглашён социалистический реализм, целью которого было подчинить искусство политическим задачам коммунистической партии.
Это особенно сказалось в послереволюционной политической графике, в плакате и в творчестве художников Общества станковистов (ОСТ, основано в 1925 году). Балканская живописная серия Верещагина — высшее достижение реализма в батальной живописи.
Получил дальнейшее развитие жанр психологического портрета. Пушкин.
Все здесь наделено своей особенной жизнью и могучие деревья и «раскиданные» по небу облака и мирно лежащие у воды животные. С одной стороны, каждая мельчайшая деталь земного мира стала приобретать высокую одухотворенность каждое дерево, каждое облачко, каждый зверь (даже кошка или собака), каждый предмет домашнего быта – зеркало, кувшин, окно – стали восприниматься как частица божьего мира, священной Вселенной и на любую былинку лег божественный отблеск с другой стороны, персонажи Священного писания – будь то Ветхий завет или Новый завет – стали всё более походить на земных людей, с их радостями и скорбями, любовью и страданиями. Свои собственные художественные искания он изначально направил на то, что называл «серьезными интересами жизни». Живопись русских художников рубежа XIX-XX веков пользуется возрастающим спросом наантикварных аукционах. По выражению П. И. В конце 60-х он каждое лето ездил в Кайё-сюр-Мер и писал марины, морские пейзажи.
Практически все люди, реально проживающие в одном из домов на улице Транснонен (в том числе дети и старики), были убиты за то, что кто-то из рабочих осмелился выстрелить в полицейского. Наверное, каждый, кто видел картину А. И. Куинджи «Ночь над Днепром» согласиться с мнением поэта Якова Полонского, который писал: «Положительно, я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались и чтобы, наглядевшись на полотно, выносились такие невероятные впечатления». В реалистическом искусстве наблюдается глубокое проникновение в психологию человека, в психологию общества, должен быть дан ясный ответ по разрешенным проблемам.
Ученик Саврасова, И. Левитан дал очень точную оценку тому, что привнес Саврасов в русскую пейзажную живопись: «С Саврасова появилась лирика в пейзаже и безмерная любовь к родной земле». Женщина выглядит отрешенной от всех забот. Лучшие музыкальные традиции М. И.
Салтыковым-Щедриным, Н. С. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Создавая автопортреты, Курбе несколько романтизирует свой облик («Раненый», 1844 «Счастливые влюбленные», 1844-1845 «Человек с трубкой», 1846). Писатели-реалисты изображают человека многосторонне. Последняя, 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923. В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П.
Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Подобные произведения во многом повлияли на принятие «сентябрьских законов» (вступивших в силу в конце 1834 г. ), направленных против органов печати. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию.
Глядя на известную картину Милле «Швея» (1853), зритель видит только самые необходимые атрибуты портнихи: ножницы игольницу и утюги. Все же три основных значения необходимо выделить и уточнить. Возрождение было, в частности, возрождением равновесия между идеалом и реальностью. Так или иначе, реализм в XIX веке стал ведущим направлением, одержал историческую победу над могущественными соперниками, хотя те имели ведущие позиции в академиях и на выставках, а реализм, обладавший только общественной поддержкой, оказался более сильным и влиятельным. Оперы А. П.
Ф. А. Бруни (1800—1875), возглавлявший Академию художеств с 1855 года, утвердил академический романтизм картиной «Медный змий» (1841, Русский музей). Причина этого в том, что благодаря величайшему историческому событию – революции в СССР, люди возвратились к реализму – реализму социалистическому, основанному на стремлении созидать, а не разрушать. В позднейшей французской литературе наследие натурализма оказалось очень живучим. В обличительной манере исполнены и другие серии литографий: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Пасторали» (1845-1846). Но время расставило все на свои места, антикварнаяживописьИ.
Однако после посещения Италии (1825) его взгляды резко меняются и он начинает поиск иного подхода к действительности, что сказывается уже в ранних работах («Вид на Форум», 1826 «Вид Колизея», 1826). Прекрасные портреты писали также И. Е. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма Кому на Руси жить хорошо, 1866–1876 г. ) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг. ) создал русский литературный язык, возвёл литературу в достоинство национального дела.
В них художник обращал свой гнев против лицемерия духовенства. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была мысль народная. Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе – на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века.
Романтизм явился ответной реакцией на сухой и бездушный академизм, особенно укоренившийся в Европе в эпоху Великой французской революции и Наполеона. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Тема красоты родного края разрабатывалась по-своему каждым из прекрасных мастеров пейзажа. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела. Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. В тоже время, философия течения корнями входит в творчество Ж. Бодрийяра, который говорил о симуляции образов, никогда не существовавших в реальности. Репиным и В. И.
Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи Война и мир (1863–1869 г. ) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев.
Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х г. XIX в. и принесших ему известность (трилогия Детство, Отрочество, Юность, кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита. В ней изображен момент, когда Пилат, обращаясь к Христу, сказавшему, что он пришел в мир, чтобы установить торжество истины, вопрошает: «Что есть истина. » Христос не отвечает тирану, так как понимает, что постижение истины не дано человеку, лишенному веры. Он, – по словам А. И.
Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Пачуря), в дальнейшем отошедшие от этого опыта польские (К. В природе Диаз стремился увидеть нечто праздничное. открывшего в 1855 году в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».
В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Однако Курбе не останавливается на достигнутом. Надпись на первой могильной плите гласит: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем — «Погибшие у Седана 1870 г». Иванова (В дороге. реализма.
Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. Барбизонцы же выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами, с участием простых людей, занятых трудом. В 1863 году выходит повесть Казаки, ставшая важным этапом в его творчестве. Былинная мощь волжского утеса, на вершине которого притулилось сельское кладбище с одинокой часовенкой, необъятная ширина реки, грозные черные тучи, неумолимо надвигающиеся на крошечный пятачок земли с покосившимися крестами, все это для художника — олицетворение вечности, в которой, по его собственным словам, «потонули поколения и потонут еще». Как отдельный элемент реализм, если это желание отразить жизнь как она есть, ничего не приукрашивая и не искажая, был присущ всем эпохам и, пожалуй, всем художественным жанрам (говорят о реализме в древнем и средневековом фольклоре, в искусстве античности и Просвещения и др. ). Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Третьякову.
Венецианова, пейзажам С. Ф. Постепенно сложилась жесткая программа социалистического реализма, основанная на прославлении, воспевании революционной борьбы народа и его вождей, советского строя жизни, социалистического строительства и трудового энтузиазма. Брюллова, О. А.
Стасову и П. М. Своей задачей он считал передать гармонию природы. Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Товарищество многим было обязано критику В. В. Домье пишет фигуры адвокатов, с театральными жестами выступающих перед публикой («Защитник», 1840-е) или самодовольно обсуждающих свои грязные махинации за пределами досягаемости чужого взгляда («Три адвоката»).
Саврасова, А. И. Новый этап развития критического реализма связан с подъёмом революционно-демократического движения в России.
Композитор назвал оперу "Жизнь за царя" и посвятил её государю Николаю Павловичу. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. Грибоедова "Горе от ума", Городничего в "Ревизоре" Н. В., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н.
В юности едет в Италию и изучает памятники искусства. Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе Дворянское гнездо (1858. ). Дуниковский), латышские (Т. Иванова (В дороге. Художник запечатлел самый трагический момент. Несмотря на ряд драматичных событий детства (он рано осиротел, в результате болезни ему ампутировали ногу), его общение с природой пробудило в нем огромную любовь к ней. Художник старается направить внимание зрителя на вылепленные светом лица.
Поленов. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Натурализм в изобразительном искусстве нигде не заявил о себе достаточно ясно и сама проблема остается загадочной, хотя она не столь уж сложна сама по себе. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. Таковы картины С. А.
Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д.
Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму). Важнейшим событием в русской культуре этого периода стало объединение группы художников во главе с А. Бенуа вокруг журнала «Мир искусства», организация ими выставок. Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру. Главное — в этом пейзаже Саврасов передал тонкое движение собственной души. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х г. И. Е.
Создание «Товарищества передвижных художественных выставок» и артелей художников ставило целью приблизить искусство к народу, активно участвовать в мобилизации сил для его освобождения. Здесь в столкновении противоположных характеров и мировоззрений он раскрыл подлинно человеческую трагедию непонимания между близкими людьми, жестокую дилемму отеческой любви и всеобщего блага, раз и навсегда разрешенную в христианстве. Но о социалистическом реализме у каждого было своё представление. Основными жанрами стали: бытовой жанр, пейзаж исторический и портретный.
XIX век не внес серьезных изменений в систему преподавания Академии художеств. Художник рисует множество антимилитаристских сатир («Мир проглатывает шпагу» и др. ). Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья испанец по происхождению, родился в Бордо. Произведением, в котором наиболее ярко воплотились все лучшее, к чему стремились в своих пейзажах художники-передвижники, можно назвать картину Саврасова «Грачи прилетели».
И хотя на этой картине зритель видит всего лишь крестьянина, опершегося на мотыгу, достаточно одного взгляда, чтобы почувствовать: он только что шел тяжелой поступью, ударяя своим инструментом о землю. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. Недаром в одном из писем 1962 г. Милле отметил: ««Человек с мотыгой» принесет мне критику многих людей, которые не любят, когда их занимают делами не их круга, когда их беспокоят».
Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Это название картины и стало в дальнейшем термином.
В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. Критика вынесла свой приговор, охарактеризовав художника как человека «более опасного, чем Курбе». Он считал, что этим достигается разнообразие и живость линий. Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877).
Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. М. Максимова, 1875, ТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (Бурлаки на Волге И. Е. Репина, 1870-1873. Грибоедова ("Горе от ума", 1822-1824), А. С. В результате у него получались фигуры, отличающиеся предельной объемностью. Первоначально это были преимущественно городские виды и композиции с архитектурными памятниками Италии, куда он вновь отправляется в 1834 г. Так, например, в пейзаже «Утро в Венеции» (ок. С 1830-х гг. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц.
Он опередил время. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». Мастер не побоялся монотонности, его фигуры статичны. От его характера и действий зависела историческое развитие. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных «Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой. Крамского (Толстого, Третьякова, Салтыкова-Щедрина).
Крамского, прибегающих к иносказательной форме евангельских сюжетов для выражения сложных вопросов современности (Христос в пустыне И. Н. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма.
В художественной практике деятелей «Мира искусства» общей особенностью был ретроспективизм (пассеизм) – пристрастие к прошлому, но особого рода – через призму современного мироощущения. Особенно большое впечатление на молодого художника произвело творчество испанцев — Д. Веласкеса, Х. Риберы и Ф. Сурбарана. В 1892 г. она была передана в дар Москве. Вяземским, В. Ф.
В картине «Бабушкин сад» (1879) Поленов первым из передвижников обратился к теме уходящего дворянского прошлого России. Крамской писал: «Решительно никогда не мог представить себе, что пейзаж может вызвать такие сильные ощущения». Вы совершили всё, что подобало великому таланту.
Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. К их мнению прислушивались. Так, раскрывая понятие «реализм», он прямо заявляет о своих целях: «Быть в состоянии передавать нравы идеи, внешний вид моей эпохи согласно моей оценке — одним словом, создать искусство живое — такова была моя цель». Данное полотно описывало войну Греции за независимость.
В колорите драматизм образа выражен через сопоставление холодных и теплых тонов. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Родился в Париже в 1796 г. Был учеником А. Мишаллона и Ж. В. Бертена — художников-академистов. Это стремление прослеживается и в дальнейших работах Курбе.
Реализма – как партийность. В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни. Лишь на рубеже 18–19 вв. Обычный бытовой мотив у Домье приобретает почти героические черты. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.
Пушкин и Н. В. Музей Мармоттан-Моне, ПарижИмпрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.
В таком духе выполнена картина «Ноша» имеющая несколько вариантов. собрание дос-тигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов».
То, что произошло дальше, в истории русского искусства назы-вают «бунтом четырнадцати». В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.
Новое слово сказали передвижники в реалистической пейзажной живописи, для которой характерна задушевность, «песенность», многогранность внутреннего содержания, национальный колорит, «очеловечивание» природы (Саврасов, Васильев, Куинджи, Шишкин, Левитан). Критика находила, что Глинка начал новую эру в музыке. К этому времени галерея Павла Михайловича Третьякова насчитывала около 2 тыс. Гоголя ("Ревизор", 1836), а становление с именем А. Н. Помимо этого, он работает в портретном жанре (чаще всего моделью является он сам) и пишет полотна на религиозные и литературные сюжеты («Лот с дочерью», 1841).
Поленов. 25 лет спустя после основания Товарищества передвижники говорили, что необходимо помочь «русскому искусству возвратиться на родную почву, выработать свой язык, свои приемы, свое мировоззрение». Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. В его полотнах деревья, земля, тени принимают необычный, причудливый и поэтичный вид.
Первоначально предполагалось не вырисовывать каждое отдельное лицо — это видно из эскиза. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х г. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ Встреча иконы К. А. Савицкого, 1878, ТГ). Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Причина этого в том, что и реализм 19 века и реализм 20-го века был воплощением братского стремления людей к свободе в пределах одной страны, в пределах одного Союза.
Светлое, благодарное восприятие природы как носительницы жизни, радости и обновления особенно проявилось у Левитана в его последние годы. Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселен-ца. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье.
Форма же должна быть классической. На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. Репиным и В. И. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877. В изобразительном искусстве открываются новые пути художественного поиска, связанные с философским осмыслением жизни, выражением великой стихийной силы и самобытности русского народа, обращением к сказочно-былинному, ярко-праздничному пласту народной жизни (Рябушкин, Малявин, Врубель, Рерих, Кустодиев).
Это событие имело свою предысторию. Изображая предметы, фигуры, он окутывает их воздушной дымкой, светом моделирует форму. Разнообразные виды пейзажа развивал в своем творчестве Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого.
Кипренского и В. А. Жанровая тема и портрет, создаваемые на основе живых наблюдений, конкретно-изобразительная трактовка натуры (а не обобщенно-пластическое ее претворение) объединяют творческие интересы обширной группы скульпторов разных стран. Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. Посещая вечера у поэта В. А.
Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Ж. Ф. С самого детства юный Милле был окружен атмосферой трудолюбия и благочестия.
С именем Михаила Ивановича Глинки были связаны выдающиеся достижения музыкальной культуры начала XIX века. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Нежная чистота весенних красок средней полосы России передана неярким колоритом.
Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак). Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере. Кроме «Дробильщиков камней», художник выставил в Салоне полотна «Похороны в Орнане» (1849) и «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» (1854). Чайковского ("Евгений Онегин", 1879 "Пиковая дама", 1890) на долгие годы определили классический репертуар мировой оперной сцены. Домье очень плодотворно работает в живописи, однако проблема пленэра, занимавшая многих живописцев того времени, его вовсе не интересует. Так, например, в 1840-х гг.
Замысел был осуществлён. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, В. А. Серова). Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники).
Она стала подлинным искусством, проникнутым пафосом освободительной борьбы народа. В этих картинах появляются те же гротескные образы, что и в графических работах Домье. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. В картине Тройка главенствует драматическая тема.
После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Искусством передачи своих эмоций, ощущений, мыслей идей в совершенстве владели мастера пейзажа XIX века. Сумерки», 1899).
После 1848 заметно влияние Руссо на его творчество. Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). Эти старинные теории помогали художникам изображать ангелов, выбирая прекрасную натуру в соответствии с божественными нормами и сверху внушенными идеями.
Владимир Егорович Маковский (1846–1920) окончил Московское училище живописи и ваяния, одним из основателей которого был его отец. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Это особенно ярко сказалось после революции 1917 года, когда основанная в 1922 году Ассоциация художников революционной России (АХРР) взяла курс на прямое продолжение традиции передвижников и на просвещение народа в духе традиций демократической культуры прошлого века. В 1853г.
40-х), создание офортов. Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску.
Домье откликается на него созданием образа Робера Макэра — афериста и проходимца, то умирающего, то воскресающего вновь (серия «Карикатюрана», 1836-1838). РМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина). Приобретя, вместе с этою последнею наградою, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Смена, 1895, ТГ). Ярким выразителем идейного реализма явился В. Г. Перов (1833—1882). В картине «Московский дворик» (1878/1879) изображенный художником уголок старой Москвы с характерными приметами патриархального быта вырастает до типически обобщенного образа целой эпохи.
В этом отношении характерны такие произведения, как «Колокольня в Аржантёе», где нежная зелень окружающей природы и влажность воздуха очень тонко, но в то же время с большой достоверностью передают прелесть весны, «Воз сена», в котором ощутим радостный трепет жизни. Гончаров утверждает: ". Щепкин вошёл как подлинный реформатор, теоретик и практик сценического искусства. Примечательна литография «Империя — это мир», на которой показано поле с крестами и надгробиями. А у романтиков пейзаж был приукрашен.
в кругах буржуазной публики отмечается подъем интереса к творчеству художника. Одоевским и др. Глинка поселился в Петербурге.
Следующий роман Л. Н. Толстого – Анна Каренина (1874–1876 г. ). Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Успех пришел к художнику в начале 1840-х благодаря портретным работам («Автопортрет», 1841 «Мадемуазель Оно», 1841 «Арман Оно», 1843 «Делез», 1845).
Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. была закончена знаменитая картина «Грачи прилетели», представленная вскоре на первой передвижной выставке. Нужно заметить, что Домье создавал не только литографии. Римского-Корсакова ("Псковитянка", 1869-1873 "Царская невеста"), П. И. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием.
Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Он проявил себя творчески в различных жанрах: гениальный поэт-прозаик, драматург, публицист историк. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Ведущий принцип драматургии оперы – ясная обрисовка действующих лиц и ситуаций в законченных оперных номерах.
Островского. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870. Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах. Главным героем реализма стал «средний», обыкновенный человек, герой будней и повседневности. Гоголем, П. А. Расцвет английской живописи приходится в XIXв.
Гоголя. Все персонажи изображены именно так, как они выглядели на самом деле. Широта поля зрения сочетается здесь с реалистической подробностью «рассказа», при которой каждая деталь достоверно прочувствована, увидена и согласована с целым. Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством.
Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Его подлинными творческими вершинами стали блестяще сыгранные роли Фамусова в комедии А. С. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Мрачное настроение погребального обряда подчеркивают и суровые скалистые уступы. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства. Жуковским и хорошо известной "Думой" К. Ф.
Эти же принципы унаследовали его ученики — продолжатели русского пейзажа. Впереди были новые творческие находки. Жюль Дюпре родился в Нанте в семье фабриканта. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. Недаром в пояснении к картине Курбе писал: «Так начинают и так кончают».
Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные. Позднее наблюдается оттачивание стиля, разработка определенных тем.
Это сделано мастерски. Пушкина ("Борис Годунов", 1824-1825) и Н. В. И. Е. На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Крамского, 1872, ТГ Что есть истина.
Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. Подобный эффект можно увидеть в таких полотнах, как «Выход из школы» (ок. Характерно, что уже в этой работе просматриваются особенности поздних живописных произведений Домье, в которых также единичное событие обобщается, придавая тем самым композиции монументальную выразительность в сочетании со «случайностью» выхваченного жизненного момента.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. ). На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. Просветительская роль «Мира искусства» чрезвычайно велика и многогранна. Она произвела сильное впечатление на общественность.
В. Д. Поленов одним из первых нанес удар «серописанию» передвижников и указал новую цель в искусстве — стремление к художественной правде. Примечательно, что трактовка образа женщины противоречит не только классическим канонам, но и идеалам человеческой красоты у романтиков она дана с большой экспрессией и реалистичностью. Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Основными объектами их зарисовок были улицы с их типичными тогдашними представителями: беспризорниками, уличными музыкантами и актёрами иммигрантами и т. д. Как обычно, у любого метода есть свои сторонники и свои противники. Очень показателен образ мальчика-сына, с трепетным восторгом смотрящего на отца.
В основе его лежали философские концепции позитивизма (Огюст Конт во Франции, Герберт Спенсер в Англии), преклонение перед достоверностью факта, эксперимента, вера в биологические, физиологические законы, будто бы управляющие поведением и мыслями человека. Он издавал журналы Современник, Отечественные записки, на страницах которых впервые увидели свет произведения многих в последствии знаменитых русских писателей. Шишкина) (Приложение 2),, героические страницы национальной истории (творчество В. И. Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме.
Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н. А. Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. М. В 1898 было организовано новое творческое объединение «Мир искусства». Он одним из первых обратился к мотиву весны в пейзаже, показывая ее свежесть и блеск. Вместе с Грибоедовым, почти одновременно написавшим Горе от ума, Пушкин явился в своём Борисе Годунове основоположником русской реалистической драматургии.
"Жизнь за царя" – первая классическая национальная русская опера. Наследие его огромно. В 60–70-е годы Добиньи создает картины и в мастерской по этюдам, сделанным на природе и на пленэре. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Так, например, в пастели «Осень, отлет журавлей» (1865-1866) жест девушки-пастушки, наблюдающей за полетом журавлиной стаи, вот-вот должен измениться а если взглянуть на композицию «Гуси», выставленную в Салоне 1867 г., то кажется, что еще мгновение — и мерцающий свет переменится.
В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим. Перед нами мирская аскеза. 2 ноября 1870 года Г. Г. Мясоедовым было организовано Товарищество передвижных выставок. Вместе с тем Курбе удалось передать общность настроения, созданного музыкой, которую слушают герои картины. В 1863. Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела.
Вскоре Курбе приходит к тональной живописи и моделировке объемов светом. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Витте, К. П. Победоносцев, П. П. Семенов Тян-Шанский. картин.
Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен. Сам Домье это прекрасно осознает и начинает работать в жанре карикатурного портрета, при этом он пользуется весьма своеобразным методом: сначала вылепливает портретные бюсты (в которых характерные черты доводятся до гротеска), которые потом будут его натурой при работе над литографией. Новым для российской живописи был принципиально реалистический подход к пейзажу. Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов.
Поэзией и сентиментальной мечтательностью проникнуто полотно «После обеда в Орнане» (1849). Гоголь. до истечения срока своего пенсионерства. Однако, нельзя сказать, что в изобразительном искусстве полностью исчезло влияние периода начала 20-го века.
Не вызовет возражений и высочайшая оценка И. Крамского полотна безвременно ушедшего из жизни художника Ф. Васильева «В Крымских горах». Он сам говорил о том, что слышит голоса деревьев и понимает их. В русском портрете революционных лет эта действительность воплощается как напряженная, драматическая сила, сообщающая экспрессию таким произведениям, как автопортрет М. А. Врубеля (1904, Москва, ГТГ), Человек в очках (1905-1906, Москва, ГТГ) М. В. Добужинского.
В 1871г. Художник сблизился с передвижниками и на первой их выставке представил картину на реальный сюжет из русской истории — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). «Проповедь на селе», 1861 «Крестный ход на Пасхе», 1861 «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862).
Именно таким образом была создана литография «Законодательное чрево» (1834), на которой представлена следующая картинка: прямо перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, расположились министры и члены парламента Июльской монархии. Возвратившись в Россию в 1834 году, М. И. Уже ранние его работы отразили обличительную направленность русской жанровой живописи 1860-х гг. Смелые по колористическим и свето-воздушным исканиям, с искаженной масштабностью объектов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма («Дождь, пар и скорость»).
Перов (Островского, Даля, Достоевского, Странник). Но впоследствии замысел изменился и образы приобретают явно портретные черты. Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь. Прибыв в Париж, художник поступил в мастерскую к Деларошу.
В историю отечественного театра М. С. Браунерова и других). Александра III владеет картинами: Корабельная роща, Полянка с соснами, Лесная глушь и Поляна, пятью этюдами и двумя рисунками. Иванова). Художники-демократы полагали, что именно среди сельской природы, в основном и проходит жизнь народа. И. Шишкина сейчас очень ценится. В середине XIX века у критиков той поры, как Теофиль Торе (Бюргер) во Франции, Генрих Гейне в Германии, Валериан Майков в России, употреблялись термины реализм и натурализм как синонимы, обозначавшие постоянную и последовательную верность искусства урокам жизни, близость художественных образов к впечатлениям бытия.
Жанровые сцены П. А. Руссо поражала красота природы, что и повлияло на его желание стать пейзажистом. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли.
Ге 1890-х гг. ). Такой принцип позднее найдет свое выражение в работах художников-импрессионистов. Третьим крупным стилистическим направлением в культуре XIX века являлся реализм.
Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Кроме идеи замысла, все большее внимание стало обращаться на искусство самой живописи. В его творчестве батальный жанр тесно сплетается с бытовым и историческим. Драматизм усиливается благодаря резкому контрасту света и тени.
Абсолютно противоположное настроение наблюдается в программной композиции Милле «Человек с мотыгой», выставленной в Салоне 1863 г. То, что это произведение стоит особняком от всего, что уже было написано, осознавал и сам автор. Основоположниками реализма в литературе были А. С. Чайковского и М. И.
народный напев возвысить до трагедии". Многие десятилетия представление о реализме было далеким от каких-либо жизненных реальностей, попросту это был фантом, пугало, заклинание, но никак не направление.
Пьер-Этьен-Теодор Руссо был общепризнанным главой барбизонцев. Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Это он — Карл Брюллов заставил обратить взоры на русскую живопись своим гениальным романтическим произведением «Последний день Помпеи» (1832, Русский музей). То же и в живописи. Недаром одни современные критики прозвали ее «прославлением безобразного», а другие, наоборот, старались оправдать автора, ведь «не вина художника, если материальные интересы, жизнь маленького города, провинциальная мелочность оставляют следы своих когтей на лицах, делают потухшими глаза, морщинистым лоб и бессмысленным выражение рта.
Ведущую роль играет портретное искусство, для которого характерны высокая гражданственность, реализм и современные формы пластического выражения (Серов). 1860). Вместе с тем, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью.
Домье вместе с художником Травьесом создает серию литографий под названием «Французские типы» (1835-1836). К началу 1870-х г. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну. В начале 90-х гг.
Касаткину (картина Углекопы. Прекрасный знаток леса, художник очень точно передает строение, породу, масштабы каждого дерева («Лес Фонтенбло», 1848-1850 «Дубы в Агремоне», 1852). После знакомства с творчеством Констебля пейзажи Руссо становятся более яркими, свежими.
Его первые работы произвели сильное впечатление на современников. Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание (нигилизм), показан в романе Отцы и дети (1862. ). Блай-и-Фабрега). Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Тернер (1775-1851).
Работница внимательно смотрит на свое изделие, однако ее мысли витают где-то далеко. Творчество А. А. Иванова (1806—1858) с его идеями, методами живой натурной работы было протестом против академического застоя. Именно А. Н.
Столь же высока сила воздействия и в произведениях, раскрывающих роль рабочих в борьбе с угнетателями: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Заключение. Человек преодолевает немощь своего тела. Требования молодых художников выражали желание обратить искусство к проблемам современной жизни. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ).
В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). Кроме его личных качеств такой образ содержит в себе также представление о сверхличных силах – среде и времени, преломленных в состоянии и характере человека. Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881)., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время — в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР). Мальчик был очень сообразительным и его одаренность заметил местный священник.
История показывает, однако, несколько иную картину. Человек, медленно умиравший от тяжелой болезни, создал оптимистичные, пронизанные горячим предзакатным солнечным светом или загадочным блеском луны, напоенные теплым воздухом картины родной природы, засыпающей, чтобы проснуться с новой силой («Летний вечер», 1899 «Стога. Классическая форма более ясная. На первом полотне изображены революционные события и участвующие в них люди. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства.
Вообще такое противоречие было вполне в духе той эпохи. Вместе с тем к новаторам ХХ века, а в 10–20-х годах и к авангарду, примыкал новый реализм ХХ века (после второй мировой войны его называли неореализмом), отличавшийся лаконизмом, стремительностью, плакатной броскостью, ритмической динамикой своих образов. Чайковского.
РМ) (Приложение 1), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения. Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Таковы картины С. А.
В «Проводах покойника» (1865) внимание художника сосредоточено на глубоких переживаниях действующих лиц, переданных очень лаконичными образными средствами (согбенная фигура вдовы, сидящей в санях спиной к зрителю). В этом направлении создали свои великолепные полотна О. А. Кипренский (1783-1836), А. О. Орловский (1777-1832), К. Д. Флавицкий (1830-1866). Российская живопись вступала в период модерна. Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция. В искусстве русских передвижников была заложена тенденция к повышенной экспрессии, к душевному гиперболизму их влекла «драма жизни», впечатления природы, дух истории.
Современник печатал рассказы один за другим. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Ф. Шопен: этюды, прелюдии, мазурки Л. Бетховен: концерты, сонаты, симфонии Вагнер: «Тангейзер», «Кольцо Нибелунга» Ф – Шуберт: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» Д. Верди: «Аида» Брамс: «Немецкий реквием», концерты Э Григ: «Пер Гюнт» Ж. Визе: «Кармен» Ф. Лист: «Годы странствий», «Венгерские рапсодии» М. Глинка: «Иван Сусанин» А. Даргомыжский: «Титулярный советник» М. Мусоргский: «Борис Годунов», «Картинки с выставки» Н. Римский-Корсаков: «Садко» П. Чайковский: «Евгений Онегин», симфонии А. Бородин: «Князь Игорь» А. Скрябин: «Поэма экстаза» С. Рахманинов: фортепианные концерты, прелюдии, этюды-картины.
Столкновение героического подвижничества с жизненной повседневностью стало темой одного из лучших произведений Репина — картины «Не ждали» (1884–1888). Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным. В 1860-1870-е гг.
Итак, он сделал первые шаги и указал пути развития этого течения. Крылов стал создателем русской реалистической басни. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. Цвет используется для передачи тонкостей состояний натуры. Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала.
значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже – исторической живописи. В 1863 году было положено начало независимому от официальной опеки искусству («бунт 14»). В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою.
Фигуры, помещенные в пейзажи, неразрывно связаны с окружающей средой. Первое представление оперы под управлением К. А. Белинский учил не только отражать действительность, но и возвышаться над нею. Он превосходно передавал цвет, ставя его на первое место.
Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Московское Училище и на десятую долю не пользовалось привилегиями петербургской Академии художеств, зато меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера была в нем более живая. В 1863 г. молодые художники – участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы».
Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке (Преступление и наказание, Братья Карамазовы, Бедные люди, Идиот). Щепкина. Милле (1814-1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»), Гюстав Курбе (1819-1877) в «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах Орнане» – значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов («Потрет Шопена»). 1862). Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Позже он переходит к показу сельской местности. Картина, словно бы, наполнена свежим воздухом, удивительно легким и прозрачным. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (Полесовщик И. Н. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Ярошенко).
Первым стал писать пейзажи при полуденном свете. Рылеева. В первые десятилетия XX века создаются углубленный в духовное состояние человека памятник Н. В. Гоголю в Москве (1904-1909) Н. А. Андреева, жизненно психологические произведения Р. Ваутерса (статуя Домашние заботы, 1913, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), статуи чешского скульптора Я. Штурсы, дающие непосредственно-чувственное истолкование обобщающих тем, работы испанских мастеров, запечатлевших народные типы – брутально-характерные (О. На литографии изображена жуткая картина: на полу, рядом с пустой кроватью, лежит труп рабочего, подмявший под себя мертвого ребенка в затемненном углу находится убитая женщина. Тургеневым, М. Е. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Народное сознание должно быть оптимистично.
Щедрина. Антонио, собств. Реалистические тенденции в искусстве XX в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений и средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких различных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Р. Кент, А. Рефрежье в США, А. Фужерон и Б. Таслицкий во Франции, Р. Гуттузо, Дж. Министр Гизо провозглашает лозунг «Обогащайтесь. ».
Репин (Мусоргского, Толстого), В. Г. Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние. Восход солнца» («Impression, soleil levant»). Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм.
Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. (картина Расстрел С. В. Данное обстоятельство показалось современной живописцу публике неслыханной дерзостью. 1834) прекрасно переданы солнечным свет, синева неба, прозрачность воздуха. Э. Залькалн, Г. Я. Шкилтер) скульпторы.
Глинки были продолжены и развиты в творчестве композиторов "Могучей кучки" и П. И. Именно автопортрет был впервые выставлен им в Салоне («Автопортрет с черной собакой», 1844). Ге 1890-х г. ). Это «Кочегар» (1878)— один из первых рабочих людей, ставших персонажами русской живописи, воплощающий своими мускулистыми руками с зажатой в них кочергой, крепнущие силы российского пролетариата «Студент» (1881)— собирательный (несмотря на портретную индивидуальность) образ революционера-разночинца «Курсистка» (1883)— представительница нового поколения русских женщин, вступающих наравне с мужчинами в общественную жизнь.
Куинджи, И. И. Касаткина и др. Лесковым и А. П. Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Ярошенко). Мусоргского ("Борис Годунов", 1874 "Хованщина", 1880), Н. А.
В произведениях, выставленных в следующем Салоне (1850-1851), его дерзость идет еще дальше. Опера "Жизнь за царя" была написана в 1836 году. Т. о.
Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг. 1852 «Любопытствующие у витрины», ок. Чрезвычайно важное место в развитии реалистического искусства занял сельский и городской пейзаж, представляющий скромные, неброские виды родных стран в сдержанной манере обычно исполненные в сумрачной тональной гамме реалистические пейзажи XIX века стали классическим воплощением образов типичной природы Франции (в пейзажах Гюстава Курбе и барбизонской школы – Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Виржиля Диаза, Шарля Франсуа Добиньи), Германии (пейзажи братьев Андреаса и Освальда Ахенбахов), Англии (пейзажи Джона Констебла, Уильяма Тёрнера), России (пейзажи Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Исаака Левитана).
Вот таким образом свет и колорит в его пейзажах чаще всего носят условный характер. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). В его картинах чувствуется эмоциональное отношение к действительности. Вот таким образом все фигуры даны при резком освещении (известно, что, работая над этой композицией, мастер ставил бюсты-модели под яркий свет лампы). Буржуа таковы.
он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. О. Кипренский: портреты В. Тропинин: «Кружевница» К. Брюллов: «Последний день Помпеи» А. Иванов: «Явление Христа народу» П. Федотов: «Сватовство майора», «Вдовушка» В. Перов: портреты Н. Те: «Тайная вечеря» И. Крамской: «Христос в пустыне» А. Саврасов: «Грачи прилетели» И. Левитан: «Тихая обитель», «Над вечным покоем» И. Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», В. Поленов: «Московский дворик» В. Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Степан Разин» В. Васнецов: «Богатыри» В. Маковский: «На бульваре» И. Шишкин: «Сосновая роща» А. Куинджи: «Берёзовая роща» К. Врубель: «Демон сидящий» В. Серов: «Девочка с персиками», «Пётр Первый» М. Ярошенко: «Курсистка».
Восход солнца» (1872). Федотова повествуют о жизни маленького человека в условиях крепостнической России. Он стремился показать в пейзаже жизнь человека в обыденных аспектах. Сердобольный прохожий помогает им преодолеть неровность дороги, подталкивая бочку сзади. Особенно сильно новаторство чувствуется в летних этюдах мастера, где он стремится передать различные состояния природы в тот или иной период времени, наполняя пейзаж светом и воздухом.
Мрачный городской пейзаж, вихри снежной метели вызывают ощущение холода и беспросветной тоски. Глинки. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Первая выставка открылась в 1871. Философия человеческой судьбы осмысливается Левитаном в изумительном по выразительности полотне «Над вечным покоем» (1893/1894).
Хотя на протяжении 1850-1860-х гг. Он по справедливости должен называться Театр Островского". Туркестанской войне посвящена серия работ Верещагина «Варвары», рассказывающая о гибели небольшого русского отряда, захваченного врасплох противником, о средневековом варварстве нравов, царящих в бухарском военном стане. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. Мане, К. Моне, К. Писарро).
Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Художник А. К. Саврасов (1830-1897) – питомец московской художественной школы – с совершенным откровением выразил состояние русского пейзажа в произведении «Грачи прилетели». Домье понимает, что изучая искусство живописи самостоятельно, он не сможет продвинуться далеко и тогда (с 1822 г. ) начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея). Искусство соцреализма – воплотительное в силу того, что оно должно сказку сделать былью. Горькая ирония, граничащая с трагическим пафосом, сквозит в трех последовательно сменяющих друг друга эпизодах триптиха «На Шипке все спокойно», повествующего о забытом на посту замерзающем часовом.
Творческие интересы передвижников-пейзажистов были связаны с темой родной русской природы. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Жуковского, он познакомился с Н. В.
Сам он говорит об этом так: «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе». Массовые аресты «народников», последовавшие за трагедией 1 марта 1881г. Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского (Свои люди – сочтемся, Доходное место, Женитьба Бальзаминова, Гроза и пр. ) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия Свадьба Кречинского, Дело, Смерть Тарелкина).
Печать тоже высоко оценила оперу. Сюжет оперы, подсказанный поэтом В. А. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро)., – Артель художников, которую возглавил художник Иван Николаевич Крамской. Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски.
Его ведущие принципы заключались в объективном отображении существенных сторон жизни, которые вместе с тем содержали в себе высоту и истинность авторских идеалов, в воспроизведении характерных ситуаций и типичных персонажей, при сохранении полноты их художественной индивидуальности. Бородина ("Князь Игорь", 1890), М. П. Саврасов же проповедовал своим творчеством нежную любовь к природе, чуткость, трепетность. Совет академии ответил отказом.
Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. В ней Глинка сумел ". В искусстве окончательно утвердился реализм, суть которого заключалась, с одной стороны, в тяге к максимальной точности и объективности в отображении жизни, с другой – в стремлении ставить средствами искусства волновавшие современное общество вопросы. Для усиления впечатления мастер обобщает представляемые образы. Шарль-Франсуа Добиньи родился в семье художника. Особое внимание стоит уделить работам известного французского художника Гюстава Кюрбе, который сильно отличался от остальных художников тем, что только он вызывал сильный резонанс в обществе своими картинами. С 1860-х гг. В одном из писем Островскому И. А.
Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Интерес к христологии среди художников демократического направления неслучаен. (убийством Александра II) подсказали художнику сюжет картины «Узник» (1882), в которой создан обобщающий образ революционера-разночинца. Становление русской батальной живописи второй половины XIXв. Репин создал целую галерею портретов.
Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ. С тех пор Париж Альбера Марке постоянно присутствует во французской живописи, в мире художественных образов, бытующих в эстетическом сознании XX века.
Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. В нем лирик Дюпре ближе всего подходит к «эпической» манере Руссо. В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета».
Жан-Батист-Камиль Коро относился к поколению более старшему, чем художники-барбизонцы. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Перед нами – вереница персонажей, каждый из которых – самостоятельная портретная индивидуальность. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). Нет возможности назвать, описать и определить все реализмы, так же как изложение всех ренессансов потребовало бы внушительного и фундаментального исследования. По этой причине в искусстве Возрождения нельзя выделить реалистическое направление.
В творчестве Николая Александровича Ярошенко (1846–1898) сложилась типология жанрового, социально окрашенного портрета. Все эти уточняющие детали очень важны и значимы для художника, пытающегося противопоставить свое творчество официальному искусству Салона. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Чернышевского Что делать.
Испанец Диего Веласкес лучше всех усвоил уроки Караваджо, но всё простое, будничное, непримечательное наполняется у него необычайной чисто испанской горделивостью, благородством, а живопись становится воздушной, легкой, прозрачной. В нем все кажется необычным и непривычным: тема (похороны одного из обывателей маленького городка) и герои (мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, реалистично написанные). Александр Бенуа называл картину «Грачи прилетели» «путеводной звездой» для нового поколения пейзажистов. Впервые зрители увидели её в 1871 году на первой выставке Передвижников.
мастером была написана серия композиций под единым названием «Адвокаты». В ней война показана без прикрас изнутри, глазами непосредственного участника сражений. Он много писал в живописных уголках леса Фонтебло, особенно осенью. Герои настолько близко придвинуты к раме, что видна лишь часть фигур.
Архипова, Н. А. Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Первые его работы, созданные для продажи, были выполнены в манере А. Ватто и Ф. Буше, называемой maniere fleurie, что означает «цветистая манера». Неудивительно, что Наполеона III Домье ненавидит с той же силой, что и Луи Филиппа. В литературе Реализм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.
Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений. Ещё четверть века ранее враждебность реализму могла сулить заключение или даже смерть.
Во второй половине XIX века особенных высот достигло русское оперное искусство. Также живопись откликалась на запросы жизни и активно вторгалась в нее.
Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». В конце XIX —начале XX вв. Для этого они избегали симметричных изображений. главной чертой реализма была действительность. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения.
Например, в листе под названием «Это убило то» он дает зрителю понять, что избрание Наполеона III положило начало многим бедам. Уцелела лишь одна ветка, но и та не сдается и продолжает сопротивляться буре. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. приезжали многие французские художники для изучения натуры. Завершает серию символический образ огромной публицистической силы — знаменитая картина «Апофеоз войны» (1871/1872). Музыка.
Многому научился Репин также у Крамского. Творческий принцип Курбе, провозглашенный в этой картине, — правдиво показать жизнь во всей ее неприглядности, не остался незамеченным. Репина, 1870-1873. Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт.
Третьяков сделал свою галерею картин публичной. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых Хорь и Калиныч был опубликован в журнале Современник в 1847. Сентябрьский снег (1903) и Февральская лазурь (1904) И. Э. Грабаря, Зеленый шум (1904) А. А. Рылова, Мартовское солнце (1915, все Москва, ГТГ) К. Ф. Юона, северные пейзажи К. А. Коровина и А. Е. Архипова – в русской живописи, поздние пейзажи норвежца Ф. Таулова с тающими снегами, произведения поляка Я. Станиславского, болгарина Н. Петрова, полотна многочисленных пейзажистов шведской школы – принца Евгения и других и анималиста Б. Лильефорса содержат в себе образы, формирующие устойчивые художественные представления о природе страны.
Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои Молодой гвардии). Тень от обеих фигур сливается в единое пятно. импрессионизмом, прекрасной иллюстрацией его поисков может служить картина «Зимнее утро». Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. Он избежал этого. «Весна русского пейзажа» — так называли её современники. Так, произведения, направляемые в Салон (среди которым «Агарь в пустыне», 1845 «Гомер и пастушки», 1845), говорят о том, что художник не только обращается к античным сюжетам, но и сохраняет композицию классического пейзажа, что тем не менее не мешает зрителю узнать в изображенной местности черты французского ландшафта.
Касаткина и др. Из пейзажей Дюпре, находящихся в советских собраниях, особенно выделяется своим качеством «Пейзаж с коровами» (1850). Всего серия насчитывает 25 картин.
Г-н Курбе пишет буржуа». И действительно, его слова оказались пророческими. Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке.
Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Общая установка мирискусников (Сомов, Головин, Бакст, Добужинский, Грабарь и др. ) – вселить в окружающем обществе любовь к самому существу искусства. Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. Левитана, И. И.
В 1870 году в Петербурге было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок». Его рождение по праву может быть граничит с драматургической деятельностью А. С. Музей имп.
Любимым же эффектом Домье является контражур, при котором на светлом фоне затемняется первый план («Перед купанием», ок. Под листом стоит характерная подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Образная живопись – В жанре образной живописи отчетливо прослеживаются реализм 19-го века, в период его расцвета. Либретто написал барон Г. Розен, личный секретарь наследника престола. Для Рафаэля и академиков XVII века такой метод восхождения к идеалу был естественным. Васнецов. Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии – «Пир в Валгаале» и демонстративно подали прошение – о выходе из академии.
Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала по-мимо Крамского, Мясоедову, Ге – из петербуржцев, а из москвичей – Перову, Прянишникову, Саврасову. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины.
В лицо героям дует резкий ветер, отчего идти намного труднее, да и ноша кажется тяжелее. В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. Архипова, Н. А.
Кроме того, мастер опускает все ландшафтные детали, лишь вскользь намечая очертания города на другой стороне реки. на первую треть столетия. Островским, Л. Н. Глубокий психологизм, т. е.
В центре стоит народный генотип – он носитель здоровья. Русь (1898-1900, Ленинград, ГРМ), темпераментная, бурная Земля (1898, Варшава, Национальный музей) польского живописца Ф. Рушица, углубленные в мир природы картины чешского живописца А. Славичека У нас в Каменичках (1904, Прага, Национальная галерея), а также его праздничные по настроению виды Праги. и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Краска уверенно и энергично наносится с помощью шпахтеля. А. Р. Эр-нандес) или живописно-выразительные (М.
Попав в Париж, он копировал произведения старых мастеров в Лувре.