Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же».
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Этот камерный портрет действительно необычен. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Круглое обрамление, когда оно есть, подчеркивает их замкнутость. «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения.
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Как архитектор, Рафаэль некоторое время руководил строительством собора Святого Петра.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Затем был переезд во Флоренцию и знакомство с работами и техникой Леонардо да Винчи.
В 1513-1514 гг. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой художник переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Создавая «Сикстинскую Мадонну», Рафаэль разомкнул круг. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Книга написана настолько подробно, что в ней без труда узнаётся уникальное издание Библии, которое сейчас хранится в Берлине. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Самым талантливым был Джулио Романо. «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Портреты составляют самостоятельную область творчества Рафаэля, хотя портретный жанр не был для художника основным. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Человек, что на них смотрит, просто наблюдает красивую и трогательную сцену. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой.
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Однной из самых ярких и мастерских работ художника, является роспись сводов капеллы Киджи. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Как архитектор, Рафаэль спроектировал и построил церковь Сант Элиджо дель Орефичи (1509), капеллу Киджи (1512-1520), Палаццо дель Аквила.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
«Форнарина» (прибл. Первый учитель – Перуджино. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Вот таким образом об архитектурных достижениях Рафаэля можно судить весьма условно.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Работа датируется 1498 годом. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Современники говорили, что в типическом облике папы Юлия II, Рафаэль запечатлел историю папства.
Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Так началась история Рафаэлевых Станц. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Во время подготовки к оформлению самой большой комнаты из анфилады, Сала ди Константино, Рафаэль находился почти при смерти, вот таким образом росписью фресок, в основном, руководил Джулио Романо и по крайней мере частично, руководствуясь чертежами мастера. Зная чувство меры, баланса гармонии во всем, работы Рафаэля не «кричат», но отвести взгляд от них невозможно. Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. Это дало толчок к изучению Рафаэлем анатомии, механики движений живых тел, сложных поз После этого появляются на свет картины, где главные герои приобретают взволнованные движения, необыкновенные позы (Положение во гроб, Святая Екатерина Александрийская). Но на том их сходство и кончается.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Рафаэль потерял мать в раннем детстве.
Художники-классицисты жившие после Рафаэля, считали его лучшим в живописи. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Он идеально владел линией, умел мастерски выделять композиционные центры.