Серов – художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике. Серов — художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике. Старшая дочь Серова в воспоминаниях об отце писала, с каким творческим горением работал художник над портретами. В 1907 году Серов и Бакст совершили давно задуманное путешествие в Грецию, результатом чего стали "мифологические" работы художника.
Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным.
Знакомство с Г. Л. Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей). Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств. В «девичьих портретах» живопись является средством создания образа юности, ясной, безмятежной, ничем не омраченной.
Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. Поездка с женой в Италию. 1905.
Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Обучение в гимназии К. И. Я у них учусь» 7. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. В ее композиции основное – не только пластика форм, но и свет.
К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств.
Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. Тонкое, волевое, творчески взволнованное, дышащее чувством собственного достоинства. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Последствия были любопытны.
Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса. Ермоловой черный уплощенный силуэт фигуры на серо-коричневом фоне почти лишен объема. Домотканово, 1888, ГТГ). Поездка с Л. С. Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин. Бенуа – А. К. Портрет И. И.
Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования.
Коровиным. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Картина «Лето» (портрет жены Серова) близка к «Девушке, освещенной солнцем» композиционным эффектом: контрастом затененного первого и освещенного второго планов. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Выдающийся мастер портретной живописи Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) с 8-летнего возраста учился под непосредственным руководством И. Репина.
Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Симонович-Ефимовой. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма.
Надо другое платье. Орловой. Большего контраста невозможно придумать. С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5.
Недаром Серов был учеником Репина. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). В доме Серовых всегда было шумно и весело. Возвращение в Москву. Вскоре после этого он пишет одну из самых знаменитых своих картин Девочка с персиками, где изобразил дочь С. И. Мамонтова Веру.
Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Становится преподавателем МУЖВЗ. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Похоронен на Донском кладбище в Москве. «Надо знать ремесло, рукомесло.
Знакомство с А. Н. Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Портрет Е. П. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Дворец тут же приписали легендарному царю Миносу, владельцу Минотавра. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой.
Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. Портреты П. П. «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. Позирующие Серову видели, как он кроит, примеряет, шьет и по нескольку раз бросает. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
И. Е. Бакста, С. П. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
После усмирения, 1905 год. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Чуткость Серова не столько к человеческой, сколько к эстетической сущности модели заставляла его каждый раз искать индивидуальное пластическое решение образа. 8-я периодическая выставка МОЛХ, на которой за "Девочку с персиками" Серов получил единственную премию, присуждавшуюся за портрет. 1889.
и Ю. С. Прекрасно лицо Ермоловой. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Каждая из работ 1911 года самоценна. Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Встречается с Л. Н.
"Девочка с персиками". 1888. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. «Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. В. О. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Портрет Коровина, как это часто бывает у Серова, соединяет в себе пленерно-декоративные и психологические достижения. Становится членом "Мира искусства".
Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. «Очарование ядовитое, красота на грани уродства, странное обаяние», – отзывы современников о модели, танцовщице Иде Рубинштейн, покорившей Париж и всю Европу. Она умерла от пневмонии в 32 года, оставив троих детей. И. Е.
Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое.
Легкие и воздушные, они тонут, расплываются в тишине наступающего вечера. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Мамонтова в 1895 году.
Рождение сына Михаила. 1897. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника. Часто говорят о её незавидной судьбе. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Биография творца на этом моменте пополнилась еще одним важным событием: художнику поступил крупный заказ от харьковских дворян, желавших приобрести портрет царя. Домотканово". 1896.
Отдельные портреты темперой, как, например, Г. Л. Гиршман (1907), Серов выполнял на незагрунтованной, а только проклеенной тонким слоем столярного клея поверхности среднезернистого, довольно плотного холста. Родился сын Георгий. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Закономерно здесь обращение Серова к темпере.
Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Он прошел превосходную школу. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции.
В феврале родилась дочь Ольга. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Картина «Девушка, освещенная солнцем» строится на контрасте затененного первого плана и ярко освещенного солнцем – второго. Ни один художник не работал в такой тесной связке с археологией. Был написан портрет императора Николая II. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.
Совсем портретчиком становлюсь. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30. Извращённое хулиганство. » – это уже о картине Серова. В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова».
В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Марка в Венеции.
Переезд с матерью в Париж. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Гиршман в интерьере ее будуара.
В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Знакомство с семьей Мамонтовых.
Поездка в Берлин и Париж. 1910. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Таманьо» (1891), «Н. Домотканово», «Баба с лошадью». Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
Левитана. Стиль: реализм, неоклассицизм. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.
Иначе. Как же хватало на это сил у него и терпения у модели. Художник М. Курилко пишет: «Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой.
С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины.
Бакстом в Грецию и на Крит. В портрете К. А. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.
После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. Да ещё и с издевательствами. С первых же штрихов кистью, когда еще ничего не было вырисовано, позирующий со всем своим характером уже просвечивал, как казалось, сквозь какой-то туман: еще несколько мазков и этот еще только намеченный первый облик поражал зрителя. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют.
Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Избран действительным членом венского Сецессиона. Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени.
Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие.
В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве. Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Радость беспричинная. Поездка в Мюнхен и Голландию. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками.
Беспечность и артистичность Коровина – в позе, одежде, в окружающих его предметах. Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа.
Шаляпин. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна.
Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. "Октябрь. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он.
Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Дотошный Серов принялся знакомиться с моделью – изучать монографию Забелина «Домашний быт русского народа». Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора».
С. П. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Раскрытию замысла помогает и образ Иды Рубинштейн – знаменитой актрисы и танцовщицы, жизнь которой проходит перед тысячами глаз и новые изобразительные средства, близкие модерну используемые Серовым. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
мастерство Серова-портретиста достигла апогея. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Длительность работы над тем или иным портретом у него зависело во многом от знания модели.
Из картин Серова на мифологическую тему «Одиссей и Навзикая» – лучшая, самая глубокая и поэтическая. Хрупкой женственности Е. С. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем.
Выходит из ТПХВ. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
Строгий А. Н. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Петр I Портрет Г. Л. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
Он понял несовершенство своего метода работы и необходимость внесения в него корректив. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Театр был частью жизни Серова. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Лесков (1894, ГТГ).
Репина (1901, ГРМ). Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Переезд с матерью в Киев. 1878. Но пока ей всего 11 лет и она модель не только Серова.
Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Даже тень у Серова светоносна. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г.
Дягилева (1909). Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. «В русской и французской прессе, современной спектаклям русского балета в Париже, о Серове не говорили.
После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Боль, гнев, возмущение вызвало у Серова, человека демократических убеждений, кровавое подавление народных демонстраций 9 января 1905 г. Он отказывается от звания члена Академии художеств. – В Египет. » 29.
Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Мать будущего художника также была известной личностью. Линии скупы, краски лаконичны, колорит картины сведен к контрастам голубого и оранжевого.
Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Грязный скелет. Моему супругу хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Выразительный образ экстравагантной О. К.
В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Начало систематических занятий с И. Е. Мир действительный и отраженный в зеркале сливаются. Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру.
А. Коровин» (1891), «Ф. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). («Н.
В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. Знакомство с К. А. Так, над портретом М. Я. Симонович – «Девушка, освещенная солнцем» – Серов работал в течение почти 90 сеансов. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов.
Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Домотканово», 1888 «Октябрь. С начала 1900-х гг. Живет с матерью в Мюнхене. Он искал мучительно. Поездка в Париж. 1907.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. В манере художника нет подчеркнутого артистизма, блестящей виртуозности.
Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. Боткина, Л. С. В картине «Петр I», одной из лучших на этот сюжет в русском искусстве, Серов в случайном отбирает характерное. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Он искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Одежда человека, подушка, на которую он опирается, стол – это прежде всего живописные пятна, радующие глаз сочностью цвета. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. Во второй половине 20 века его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме.
Работа над ними была начата по приглашению А. И. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Вопрос нерешаемый. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Да и глядит-то она куда.
Репин был его наставником с 9 лет. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Её черты можно узнать на полотнах Врубеля – «Снегурочка», «Египтянка» иллюстрации к «Демону». В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии.
Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. Рождение сына Георгия. 1895. Особый раздел выставки составляют акварельные работы Серова. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов.
Здесь, как писал Д. В. Работа была плохо принята современниками и товарищами по искусству и лишь после смерти художника портрет оценили по достоинству.
Серов писал картины на самые разные темы, среди которых были и портреты знаменитых людей, таких, как художник Левитан, писатель Лесков и т. д. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. И, разумеется, детали. Так, например, работая над портретами членов семьи Юсуповых в их подмосковном имении «Архангельское», художник написал портрет младшего сына в 18 дней, портрет самого Юсупова – в 24 дня, а портрет княгини Юсуповой пастелью – в 7 дней.
С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Художник позже неоднократно пишет человека в пленере, но эффект получается иной. Рождение дочери Натальи. 1909. Портрет получился элегантным и острым.
"Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд".
Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Неожиданно вошел Серов: – Вот так и буду вас писать. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Выражение доброты и энергии уживается в этом лице с беспечностью.
22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. И. Э. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Таков портрет К. Д.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ).
Таковы «А. Вдумчивый взгляд, напряженно сомкнутые губы, резкая игра света и тени передают непростой характер и творческое дерзновение будущего мастера. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Необходимо подчеркнуть, что личностью она и впрямь была незаурядной и пусть М. В. Нестеров не без ехидства писал про нее «не то бывшая фельшеридца, не то сестра милосердия, счастливо выходившая князя во время его болезни, влюбившая в себя этого по внешности Пьера Безухова, такого огромного, такого породистого», но тем не менее, сам В. И. Суриков отмечал неординарность ее натуры и пожелал сделать одной из героинь полотна «Боярыня Морозова» (подготовительный портрет находится в Саратовском художественном музее), а уехав в эмиграцию Полина Ивановна вдруг занялась гаданием и размещала объявления о своих услугах в парижской прессе, называя себя «мировой известной ясновидицей». Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы.
Ведь этакое создание. Поездка в Рим и Париж. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.
Бенуа. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). В эскизах внимательно фиксировались результаты наблюдений, находилось композиционное решение, отвечающее наилучшему выявлению индивидуальных особенностей и духовного строя модели. Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Коровина. 1892.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Одним из самых достоверных образов А. П. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Мамонтовым. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. Поленовым и М. А. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Первые его произведения – «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» – поражали современников новизной колорита: он чист и свеж. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907).
Заступничество помогло – Мамонтова перевели из тюрьмы под домашний арест. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. В истории России Серову особенно интересно петровское время. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Я только высмотрел, подметил.
Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». за этюд с натуры».
Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Краски почти те же, что в упомянутом портрете Ермоловой, но звучат иначе изысканнее. Занавес (фонд М. Л.
В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Ее организовали разночинцы. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился.
В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ). Поездка в Вену и Италию с И. С. Лето 1888 года Серов провел в родовом имении Дервизов Домотканово. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович.
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Н. Ермолова», 1905 «Ф.
В основе композиции здесь лежит тот же мотив процессии, что и в «Петре I», но движение становится замедленным и величественным, развертывается вдоль плоскости холста. Серов пошёл дальше. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. С тех пор его характер резко изменился – он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние политические убеждения, – писал о Серове Репин. Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни».
«Зелёная лягушка. Серов приготовлял как клеемеловые, так и полугипсовые грунты. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. Серова «Юдифь». Среди них были крупнейшие государственные деятели, члены императорской семьи, художники, писатели и композиторы.
Карсавиной и А. П. Выбрал он композицию абсолютно случайно. а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание».
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Павловой (оба – ГТГ). Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Мамонтовыми. В пастельном портрете жены художника А. Н.
Это лучшее, что можно выбрать. Избран членом ТПХВ. Он слышал выстрелы, видел убитых. По сведениям, полученным у Н. П. Ульянова, Серов для грунтовки своих холстов употреблял массу, состоявшую из раствора французского кроличьего клея, приготовленного из 55 г сухого клея и 700 см воды (Клей, вывариваемый из обезжиренных кроличьих шкурок, освобожденных от волоса). Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.
Уже в ранних своих работах Валентин Серов ярко раскрыл свое дарование живописца, создав ряд великолепных полотен. Радость, как жизненная ценность. Мазини» (1890), «К.
Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись.
А я и правда не любила богатых платьев. Чему так завидовали многие художники конца 19 века.
Впрочем, отзывы совсем скоро стали противоположными – «Классическое произведение русской живописи абсолютно самобытного порядка». В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).
Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора».
В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же). Поездка в Германию. 1903. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
Императрица обиделась и удалилась, а Николай только рассмеялся. Смерть отца. 1872. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов.
Ефимовым и Н. Я. Эти особенности его типажа Серов попытался передать в портрете, подражая в живописной манере произведения самому Коровину. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. В стремительном шаге Петра навстречу новой стройке, в бурлящей воде, в тоненьких мачтах кораблей, в несущихся облаках – во всем ощущение динамики преобразований, которые стали возможными благодаря напору воли, энергии, вихревому натиску мужественных людей.
Легко сказать, но трудно поверить. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии. И. Э. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И.
В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13. Работы для театра выделены в отдельный раздел выставки. Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей. Бакста. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе.
Я только высмотрел, подметил. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Еще более значим и чувственно достоверен пейзаж в картине «Одиссей и Навзикая». Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Это случилось в 1871 году.
Гиршман и О. К. Начало занятий рисунком с Карлом Кеппингом, впоследствии известным офортистом и керамистом. 1874. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.
Во всем ощущение художественной интеллектуальной и эмоциональной изощренности. В эскизах Серова И. Э. Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Цветовая гамма картины Серова точно воспроизводит палитру дворцовых фресок. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд.
В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Счастливо одаренный от природы, выросший в атмосфере искусства Серов прожил жизнь, полную напряженных, часто мучительных творческих исканий. Серов молча протянул ей палитру. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Официальное оформление выхода из Академии художеств. Еще одной особенностью произведения является соединение на одном полотне различных жанров – пейзажа (за окном), натюрморта (на столе) интерьерной и портретной живописи. Пастернак. Мастера Возрождения черпали вдохновение в античности. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21.
В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Гиршман. 1908. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Женитьба на О. Ф. Иным методом работал Серов в эти годы над многосеансными портретами.
В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
Гримаса гения. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Мама художника, Валентина Семёновна Серова, тоже музыкальный критик и композитор, родом была из еврейской семьи. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Поездка в Париж. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Серов писал: «. Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. Симонович-Ефимова.
И увлёкся описанием детских игр и забав. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. До конца жизни Серов продолжал учиться. Так началась целая серия портретов императорской семьи. В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор.
Живым воплощением архаики стала для Серова исполнительница роли Шехеразады и Клеопатры в дягилевских балетах Ида Рубинштейн. В 1911-м он рисует К. С. Отвлекаясь от натуры, выявляя в ней (с помощью обнаженной линейной логики композиции, обобщенного силуэта, ритма вертикалей и горизонталей, соотношений черного, серого и коричневого) только черты строгости, торжественности, возвышенной одухотворенности и благородства, Серов создал портрет, который стал памятником великой русской актрисе. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В портрете М. Н. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11.
Мая. 1876. С самого возникновения антрепризы С. П. На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». Наиболее противоречивой из них представляется «Похищение Европы».
Произведение создано под впечатлением от поездки художника в Грецию вместе с Леоном Бакстом. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками».
Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27.
В эти же годы Серов пишет портрет светской львицы, красавицы Генриэтты Гиршман. Портреты Г. Л. Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). Получает звание академика живописи. 1899.
Лицо модели написано иначе, чем все остальное, – более подробно, детализовано. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Щербатовой (1911, ГТГ). Серов и вправду многое перенял у своего наставника.
Конец XVII и XVIII век». В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Грабарем к лучшим произведениям Серова. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей).
заменялся кодексом. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886.
Настолько, что «детская» тема стала одной из главных на долгие годы. Пространство увеличено за счет виднеющейся в зеркале части интерьера. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Рождение сына Александра. 1894.
Серовский метод работы был жесток. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Среди них и портрет учителя – И. Е. Среди них были и приближенные императора. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Младший, Юра, стал актёром, звездой французского театра.
Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы.
Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. Таковы, например, портреты Г. Н. Федотовой (1905), М. Н. Ермоловой (1905), Г. Л. Гиршман (1907). Как он рисует. Европа уподоблена архаической Коре. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Н. Ульянов, не раз наблюдавший за работой Серова, вспоминает: «Он писал быстро, быстро схватывал сходство и, однако, .
Орловой напоминают рисование цветом. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. В день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады и на похоронах Баумана. «Не каждый день бывают такие находки. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Девочка как будто на одно мгновение зашла в комнату, чтобы взять со стола персик, а художник увидел её в этот момент и запечатлел.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В доме постоянно звучала музыка и велись либеральные споры на самые разнообразные темы, причем участвовать в полемике на тему свободы и равенства обожала хозяйка. Крылова». Нет, Савва Иванович был себе на уме. Вскоре Серов покидает академию. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. На нем были исполнены портреты Д. В. Стасова (1908), Е. П. Олив (1909)и И. А. Морозова (1910). Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911).
В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Работа над полотном шла три месяца. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Покидая Академию, Серов писал Антокольскому: «Могу работать, как сам хочу, вверяя себя только Репину и Чистякову».
Слева от Веры стоит игрушка – деревянный гренадер изделие сергиевопосадских кустарей-игрушечников, чей промысел тогда был на пике моды. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Репиным. Перламутрово светится нежное лицо.
Значение света, воздуха, пространства – чисто «пейзажных» компонентов – так велико в этих работах, что Серов в шутку делал вид, что боится, как бы его картину «Девочка с персиками» не приняли за пейзаж. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Контуры предметов смягчены, как обычно бывает при мимолетном восприятии, когда впечатления еще не дифференцированы разумом и вот таким образом особенно остры. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Остроуховым, М. С. Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже.
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Рождение сына Антона. 1902.
часто девяносто сеансов. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.
Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Каждый из цветовых компонентов варьируется в ином тоне иной степени интенсивности. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности.
На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». И все-таки эта работа лишена цельности чувства, не свободна от манерности. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. и жанром («Заросший пруд.
Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Серов писал И. С. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Самая известная картина Серова, его «визитная карточка».
Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. 18 февраля вместе с В. Д. Чистякова. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился).
Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Возвращение в Россию.
Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Силуэты фигур уподобляются архаическому рельефу, но без его скульптурной четкости. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова.
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Домотканово, 1888, ГТГ).
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Начало его работы на полотне поражало всегда своей смелостью. Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. А где можно было брать основной материал.
«Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. «Какой молодец Антон. Шаляпина (1907, ГЦТМ).
Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Живя подолгу в Абрамцеве, он также не мог оставаться в стороне от театра, страстно любимого С. И. Я подошла погреться к печке и положила руки на теплые изразцы. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).
Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Дервизом. 1885. Талант, да и выдержка чертовские, – отмечал Репин успехи Серова на этих "воскресеньях", – Антон, да еще Врубель – вот тоже таланты. Портреты певца Таманьо и художника И. Левитана были также выполнены в несколько сеансов. Вместе с В. Д. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Трубниковой (1865-1927). Получив от Академии малую серебряную медаль за этюд с натуры, оставил это заведение в 1884 году и с того времени начал работать самостоятельно, всё более и более совершенствуясь в живописи, преимущественно портретной.
Стремление увязать новое с хорошим старым лежит в основе творчества Серова. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Даже в том случае, когда сюжет его картины фантастический – натура для нее находится абсолютно конкретная. Портрет O. K. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна.
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Да, я просидела три месяца и почти без перерыва, если не считать те некоторые сеансы, которые приходилось откладывать из-за плохой погоды. В 1900-е гг. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Расписывал солдата сам Серов.
Надо кипеть, – говорил он. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. Совсем портретчиком становлюсь.
Множество «говорящих» деталей, например корова, пасущаяся на фоне воздвигающегося города, превращают картину в занимательный рассказ. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде».
Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем».
Но кора корявая, грубая, а пряди волос легкие, пушистые. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Важнейшей из последних была частичная замена фабричного масла в красках двойной крепости мастиксо- вым лаком. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ».
Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Грабарь особенно подчеркивал: «Серов считал, что художник должен уметь работать всем на свете, чем только возможно работать исходя из того, что и сама натура бесконечно разнообразна и неповторима, да и настроение, чувство художника неодинаково вчера и сегодня: сегодня хочется сделать так, а завтра по-другому.
Вот в чем особый метод Серова. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. В отдельных случаях Серов не ограничивался эскизом в карандаше, а выполнял его гуашью или темперой в цвете (эскиз к портрету Г. Л. Гиршман). Дягилева, И. Э. Игра солнечных пятен создает атмосферу знойного южного дня с его тишиной. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.
Писал её и Васнецов – «Боярышня», «Девушка с кленовой веткой». После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. Грабарь. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу.
Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет.
Сколько любви и чувства изящного. По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Причина проста – в самый разгар травли художник умер. Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. Он слышал выстрелы, видел убитых.
Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. А выше – майоликовая тарелка. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Произошло это спустя пять лет после поступления.
«Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. В 1899 г. он пишет полотно «Дети» изобразив своих сыновей Сашу и Юру. Картина знаменует зрелость таланта художника – точный глаз, уверенное мастерство.
И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Важную роль играет эффект двойного отражения.
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Работая темперой, художник большей частью пользовался холстом фабричного изготовления, покрытым полугипсовым грунтом, на нем были исполнены портреты А. П. Ленского и А. И. Южина, Иды Рубинштейн (1910) и другие. Фигуры сообщают природе исторический, «античный» характер пейзаж торжественной мерностью чередующихся планов, эпическим разворотом пространства, прозрачностью красок рождает лирическое чувство, которое является сущностью серовского отношения к античности. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
Самый писк тогдашней моды на всё восточное и таинственное. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). На таком холсте с очень крупным зерном и саржевым характером плетения нитей был выполнен портрет М. Н. Ермоловой (1905), но большинство портретов маслом художник предпочитал писать на различного вида грунтованных холстах фабричного изготовления, преимущественно покрытых масляным грунтом. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Валентин Серов родился в артистической семье. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово.
Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника.