Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями. Натюрморт при своей кажущейся простоте самый, пожалуй, сложный жанр фотографии.
Минимализм всегда был сложным жанром в изобразительном искусстве. А притенять свет из окна можно при помощи оконных штор или жалюзи. Натюрморты лучше всего снимать со штатива.
С бликующим фоном работать очень тяжело даже хорошим мастерам фотографии. Свет поставлен. Создание композиции – это, пожалуй, самый сложный этап в работе над натюрмортом. Сложные ракурсы, приближенная съемка, фотограммы, увлечение формой и фактурой объекта — все это придает новый облик прежнему жанру. Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. Можно просто положить на нее кусок бумаги или красивой фанеры, например.
Очень быстро вы поймете, что некоторые предметы не гармонируют друг с другом, например, по цвету, по размеру, по смыслу Композиция получается непропорциональной, «заваливается» на одну или на другую сторону. Ну вот. Фотоаппарат должен стоять устойчиво.
Вчера до позднего часа сидела за компьютером, потому как никакая сила не могла меня оторвать от увлекательнейшего занятия:) Меня посетила идея, посмотреть как люди снимают букеты цветов. Да и не только стол. Или красивый бокал с вином рядом поставить Если вам так будет угодно, вазу с фруктами вы можете оставить и в гордом одиночестве. Природа, например, красива сама по себе. Если приходится делать другую работу или создание натюрморта «не идет», то он может и подождать. При этом штатив будет практически необходим, даже в случае работы на коротких выдержках.
Но не забывайте что из любых правил бывают исключения). И это тоже может быть красиво и гармонично. Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы.
Ее сложнее сделать это в натюрморте. Почему. Вернитесь к натюрморту через несколько дней или даже недель, могут возникнуть новые идеи. Так что рекомендуем сдвинуть вазу в одну из сторон кадра. И решить ее быстро получается далеко не у каждого фотографа и художника. И не пропускать мелочей, на которых часто и держится она.
Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации). В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Всё готово. При этом всё остальное, что останется за рамками этого светового пятна, уходит в полную темноту и превращается в глубокий, красивый матовый черный фон. Точнее, абсолютно не так.
Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Даже на полу можно организовывать композиции из предметов для съемки натюрмортов. Не забывайте и про фон вашего натюрморта. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе».
Чем проще, тем лучше – это главный принцип минимализма. И воплотить его в жизнь, в реальность, под силу далеко не каждому художнику. Очень сложно. Натюрморт по праву можно назвать одним из самых сложных жанров в любом виде изобразительного искусства.
Но это совсем не так. Светлый фон – белый, розовый, салатовый, голубой – придаст натюрморту нежность, чувственность, романтичность. Угол наклона тоже важен. Да, это, конечно, сложно.
Свет можно пропустить через полупрозрачные предметы, сквозь бутылку, вазу, пакеты и пр. То же самое можно сказать и об искусстве фотографии. Или красный мак. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Фон в этом жанре изобразительного искусства играет очень важную роль.
Смазка, нерезкость в натюрморте исключены. Как бы вам это не показалось странным, контролировать и регулировать естественный солнечный свет из окна достаточно легко. На светлом фоне хорошо снимать «женские» натюрморты, на темном – «мужские». Предметы для съемки натюрморта можно расположить на подоконнике, на тумбочке, даже на полке в шкафу.
Отражателем, скажем, может служить обыкновенный лист бумаги формата А4, прислоненный к чему-нибудь на вашем предметном столе. Особенно если требуется участия множества объектов в композиции. Кто о чём, а я снова о цветах.
Но, тем не менее, сделать это будет достаточно сложно. Композиция выстроена. В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. Не каждому под силу передать на картине настроение. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением.
И в фотографии в том числе. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Портретистов и пейзажистов намного больше. В качестве примера тут можно привести натюрморты классика чехословацкой фотографии середины прошлого века Вацлава Йиру, которые он создавал в своей студии или вне ее ночью исключительно при лунном свете, не используя при этом никакие дополнительные источники света.
Ведь именно он задает все настроение картины (и фотографии, естественно). И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Такой уж это жанр в искусстве – все должно быть четко. Наверное, вот таким образом и не каждому художнику под силу создать хороший натюрморт.
Чтобы натюрморт обрел смысл, следует четко представлять себе, какова его тема. Можно рядом поставить или положить еще один или несколько каких-то предметов. К тому же, если не использовать вспышки источники света достаточно слабые. А вот, скажем, миксер, принесенный вами с кухни, пусть даже он будет красного цвета, в этой композиции окажется абсолютно неуместным. Да даже сложенная «шалашиком» и поставленная рядом газета сможет сработать как отражатель.
А без штатива такая съемка попросту невозможна. Некоторые ухитряются снимать натюрморты вообще не используя фон как некий предмет. И вот почему. Много ли среди них настоящих мастеров натюрморта.
Стоит отметить, что натюрморты с атрибутами искусства также встречались в живописи Жана Батиста Шардена. Натюрморт следует строить постепенно, по частям и последовательно. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Начинаем снимать. Посмотрите, хотя бы, на живописцев.
Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. Ну, а уж если вы не ставите перед собой такие высокие цели, то, снимая с рук, старайтесь держать камеру так, чтобы она не дрожала. Важно просматривать построение композиции именно, через видоискатель. Предметным столом для натюрморта может послужить всё что угодно.
Ну, например, одно яблоко положить около вазы. Любой стол в вашем доме может играть эту роль. Кому-то этот этап может показаться несущественным, несложным. Главный критерий тут – прочность этого предметного стола и его достаточная площадь.
Там, где ничего до этого не было. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. Подобные знания необходимы фотографам для полного воплощения идеи снимка и успешно ими используются. Это позволит выявить наилучшее положение объектов съемки относительно света. Добиться разных свето-теневых эффектов можно используя в как отражатели или источники света совсем, на первый взгляд, не подходящие для этого предметы.