Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). Если влюблен, каквженщину, торазве это обязательно жажда обладания. Ивот левая фигура, фигура Меркурия, одетая вплащ.
Иеронима. Нодело невэтом, адело втом, чтоМодильяни, также, какиБоттичелли, – великий поэт линии. Этого никто незнает. Онипили очень часто все изодного кубка.
Вот таким образом ифилософская неоплатоническая тема любви ивесь хмель двора Лоренцо Медичи итрагическая мечта снять зазеркалье Боттичелли– они, конечно, полностью выражены только вкартине «Primavera». Наверное, оназамечательно звучалабы, еслибы ее найти. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Теперь уже мы никогда не узнаем, какое чудо сберегло для нас боттичеллевскую Весну. Иэто точное соединение сименем Боттичелли, длякоторого оба имени были сокровенными.
Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской). В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Этоодинокий голос. Зиновия».
Время великих композиторов еще ненастало. Здесь иличность итрадиция, связанная страдициями семьи и, конечно, эпоха, которая была цементом, – всеэто было перемешано исоздавало великолепный прочный художественный материал, который мы сейчас называем историей искусства, культурой. Тамсидит натроне Мадонна смладенцем (конечно, вее чертах мы узнаем все туже Симонетту), стоит Иосиф. Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса – все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны. Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.
Можно полностью уничтожить произведение припомощи вот такой популяризации, но, повсей вероятности, ни«Джоконда», ни«Весна», нидаже Венера Милосская этой ликвидации неподлежат. Наэтот вопрос трудно ответить. Разве можно описать дуновение гения. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. После смерти Симонетта становится прекрасной дамой Боттичелли. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Каково же содержание картины.
Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини.
В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Ивсе-таки извсех картин, наверное именно «Весна» производит самое мощное иглубокое впечатление. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св.
Авот вся композиция в«Primavera»– этосплошная музыка, просто музыка. Такое впечатление, чтоФилиппино Липпи толи ее писал, толи кого-тоеще. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Ноэто был тип, который был признан типом модной ипрекрасной женщины. Уних запросто случались иотношения смужчинами какая разница. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Происходит такое смещение: именем Боттичелли подписывается целый ряд других художников. Это скорее прототип ренессансной картины большого стиля 16в. Онвидел себя ичерез сто лет ичерез двести ичерез триста, онмыслил себя исторически.
Исследователи предложили несколько толкований. Ивдруг именно это произведение наряду с«Джокондой» становится предметом такой невероятной агрессии. Правильно онем всегда пишут, чтоон непревзойденный поэт линии.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Костер за костер. Собственно говоря, этоавтопортрет любого художника. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Волхвы– первые, ктопришли возвестить новую эпоху, ктопришли возвестить новое время.
Вот таким образом многозначная тема Венус-Гуманитас в картинах Боттичелли развивается от Рождения Венеры (начало творения) к Весне (человечность, цивилизация). Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Вообще, еготворчество необыкновенно неровное. Икакинтересно живут эти деревья. Онписал их бесконечно. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Онистали мадоннами, музами художников ипоэтов, этобыло новое время. Ихконцерты показаны накартинах очень многих художников. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, Поклонение волхвов (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Онбыл настоящим поэтом, так как дляпоэта важна любовь. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне.
Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами. КакКаспар, Мельхиор иБальтазар, тривеликих волхва, пришли первые, нопосле пастухов, вясли. Бальдовинетти и другие стремились даже сочетать технику водяных и масляных красок. Боттичелли пишет эту картину каксвой бесконечно повторяющийся сон обутрате. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. В то же время здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Они порой заменяли декоративные ковры.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. XXвек обожает эту красоту, этокрасота особая, немного ущербная. Онкак-то чувствовал это, какбольшой художник– этучувственность, сверхчувственность, этоодиночество ичто-тоеще. Ивот таким образом художники эпохи Возрождения рассказывали старые истории нановый лад.
Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Онабыла несубъектом, аобъектом. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Какиебы нибыли Медичи, ноих писали великие художники иим служили воФлоренции. Ивсе– жизнь кончилась, двери закрыли илоскут синего неба там застеной. Георгий, поражающий змия и Благовещение. Тамбыло представлено «Поклонение волхвов»: когда смотришь наавтопортрет Боттичелли, удивительно, какон выпукло соединяется собщей композицией– друзья Академии, семья ивместе стем, какон отделен вправой нижней части отвсего этого. Весь город облекся в траур, оплакивая возлюбленную Принца Юности.
Венера становится главным действующим лицом в картине Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Этитри грации тоже сцеплены ссобой. Виола– этоочень маленькая виолончель илиочень-очень большая скрипка, которая ставилась перед ногами. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Дело втом, чтопринцип художественной организации пространства очень необычен.
Однако за внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Единство восприятия достигается расположением фигур, подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения. Онипереписывались, существует переписка, онистали писать иписать очень много. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Какэто можно знать. ВоФлоренции XVвека художники часто пишут этот сюжет, этокакое-то общее место, каждый должен это сделать. Конечно, онбыл чувствилищем времени ивеликим поэтом-романтиком. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Вовремя похорон Лоренцо указал своему другу надалекую звезду исказал, чтоушедшая Симонетта была также прекрасна, какта далекая звезда. Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе.
Вотвэтих словах– «мой Сандро»– вэтом любовь инежность Леонардо, которые небыли ему свойственны. Писать осебе. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Даже уТициана есть такая картина «Любовь земная илюбовь небесная». В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Боттичелли, видимо, ужетогда начал писать эту Симонетту Каттанео Веспуччи.
Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо». Некоторые исследователи утверждают, что Симонетта стала возлюбленной Джулиано, некоторые уверены в том, что их любовь оставалась платонической. Одно из них – Покинутая. Рождение Венеры из воды легко сопоставляется с идеей возрождения души в водах крещения и, согласно Пико делла Мирандола, библейское выражение дух божий носился над водами соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами у Боттичелли (Зефири амороси, по выражению Полициано), которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденную Венеру.
Только настоящий поэт чувствует эпоху, какникто. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Это – гимн и природе и человечеству. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Ихрасшифровывают кактрактаты любви, которые приписываются Пико делла Мирандола, философу: любовь– этолюбовь земная, любовь небесная, любовь-мудрость. Обратимся кее изначалью, ктому, какона была написана, чтопослужило основой дляее написания, кембыл Сандро Боттичелли ичем была его знаменитая картина «Primavera» вте далекие времена, впоследней трети XVвека.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах.
Картину «Primavera» можно прочитать внескольких абсолютно разных вариантах. Этозамечательно описано уБулгакова, когда он в«Мастере иМаргарите» это вкладывает вуста героя: «Помянут меня, – сейчасже помянут итебя. » Вот их помянут– иего помянут. АвСредние века эти драпировки, которых очень много, скрывают тела, делая их бестелесными. Чего стоят только воспоминания Бенвенуто Челлини. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари).
Мысвами видим приемную эпохи Возрождения, мысвами видим культуру накотурнах, мынесмотрим нанее сдругой стороны, мынезаглядываем внутрь нее– сточки зрения того, накаком уровне была медицина, накаком уровне была гигиена, какони мыли посуду, какчасто они переодевали рубашки, какчасто они купались итак далее. Этобыла очень большая редкость. Онневедает, вкого икакон попадет. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Онпишет ее икакчеловек своего времени. Онаразделила трагическую участь Венеры Милосской, «Джоконды», «Черного квадрата» Казимира Малевича, так как эту картину растащили нацитаты. Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины. Онвписан втой части, гдеизображены портреты Академии Медичи. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Боттичелли служил женской красоте.
Потом втом месте, гдевозникает Флора– сама весна, ониначинают давать плоды, ониуже цветут. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года.
Каждая эпоха имела своих звезд, свой тип красоты, носителем которого был некий прототип. «Primavera» ненаписана какповествование. Мыпросто знаем, чтоприжизни Джулиано, дозаговора (онаже умерла задва года дозаговора), онбыл внее влюблен иэто было афишировано, этовходило вкультуру, этовходило втрадицию.
В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. Трифигуры справа, которые составляют аккорд. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Козимо продолжал линию Лоренцо, только уже вXVIвеке, визменившихся условиях.
Возможно, оннеписал стихов, ноон был поэтом-романтиком, который выразил себя вискусстве. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Неисключено, чтокто-то изних ибыл внее влюблен. Онкакникто знал ивещи Боттичелли иего иллюстрации к«Божественной комедии». «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Внем есть образ любви ипоражения. Большинство портретов Симонетты появилось уже после её смерти.
Ноболее всего он был другом младшего брата Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Важно толькото, чему равен итог этих переживаний, платонических иличувственных. Туткомплекс признаков. Но в образах его идеальных героев флорентийцы различали живые черты популярных личностей.
Никогда уже двери неоткроются иникогда уже ничего невернется. Аиногда пишут, чтоГирландайо– Боттичелли. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с неё Венеру и Весну. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Апотом– переход ктаким картинам, как«Покинутая», как«Саломея сголовой святого Иоанна Крестителя», какпоздние его вещи «Реквием» и«Положение вогроб». Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины.
Небудем говорить отом, сколько он там наврал, ноон написал эти мемуары. Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». По лаконичности и определенности ее можно сравнить с Мадонной дель Магнификат, а поза Венеры близка к Мадонне с канделяюрами, где раковина заменена изображением черного овала. Именно орден волхвов, так как они чувствовали себя волхвами. Былли Боттичелли внее влюблен, каквженщину.
Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Этотакаяже дружба, которая описана в«Двенадцатой ночи», когда Виола изображала изсебя мужчину ивместе сОрсино восхищалась красотой Оливии. Длилось это недолго: Симонетта очень рано умерла, ввозрасте 29лет, отбытовой чахотки. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. пены морской, подплывающая на раковине к берегу.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Инепотому, чтоподделывают, апотому, чтоточное авторство установить сложно. Ачто значит писать.
Этиоркестры изображены накартинах венецианских художников, натойже самой картине «Концерт». Боттичелли оставил нам очень интересный автопортрет.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. Итакойже был его дед Козимо. Хмель варили, когда все зацветает, этоозначало, чтопришла весна. Этоочень красивые картины: и«Рождение Венеры» и«Primavera». Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Какон писал линию, какон писал музыку линии. Хотя, конечно, судьба уэтих произведений невероятная. Сних новое время иначалось. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Нолюбовь земная– этоможет быть иуличная девушка, услугами которых они тоже пользовались. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе. Очевидно, такова была система отношений. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. Художник, живший по соседству с семьей Веспуччи, считал, что в Симоннетте воплотился идеал красоты. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Этоавтопортрет врост, оннепогрудный инепрофильный. Меркурий гасит пору цветения всентябре.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Авсе остальные вздыхали иговорили: «Ах, ну какая красавица, какая богиня. » Этоже говорил иБоттичелли.
Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Мантенья, по замечанию Вазари, был даже сильнее в станковой картине, чем в фреске. Этовот такой феномен любви.
Дляпоэта иромантика это имеет очень большое значение. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Афродиты Урании – небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери и Афродиты Пандемос, дочери Зевса и Дионы, Венеры пантеистической, спиритуализованной Боттичелли в картине Весна, образ которой некоторые позднейшие писатели подчеркивали, особенно Франциско Юниус Юниус (1637) рассматривает образ Венеры как соединяющий два мира и воплощающий трансцендентный порядок в телесном. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». Очень большое впечатление производит «Пьета», одна изего поздних картин. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Тамвсе. Нет, егоинтересует ее функция, еевнешняя форма. Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. Боттичелли был художником-романтиком.
Одно из них – «Покинутая». Венера одетая в то время считалась низшей по сравнению с обнаженной. Всеего фигуры– непросто очерченные, форма какбы создается через линию. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Короче говоря, судьба этой картины необычна идвусмысленна.
Варнавы». В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с двором Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга.
Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Однако с ним было все иначе.
Например, накартине Пьеро делла Франческа «Рождество» показан этот оркестрик. Онбыл менеджером иорганизатором этого процесса, онбыл его механизмом, безнего взаимодействие всех этих частей былобы просто невозможно. Фигура, стоящая отдельно, абсолютно отдельно, такой одинокий голос. Нодело невтом, какая картина больше известна, автом, чтовся полнота философских, поэтических, художественных, каких-то еще очень собственных внутренних интимных мыслей более широко развернута в«Primavera», чемв«Рождении Венеры». Каждая эпоха предлагает нам свой тип красавицы.
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны».
1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Сколько нисмотри натрех граций, наэти прозрачные драпировки, абсолютно непонятно, какони написаны, какнаписаны эти тела, касающиеся инекасающиеся земли, теневые иполные чувственной женственной прелести. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
В кадастре 1469 года Мариано сообщил, что Сандро работает дома из чего можно сделать вывод, что к тому времени Боттичелли был уже полностью самостоятельным художником. Этоиесть любовь земная илюбовь небесная– одно лицо, нопросто по-разному. Иодна бездругой несуществует. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Зато в«Primave-ra» это зеркально дробный образ, то, чтоназывается «отразившийся вовсех зеркалах». В чем.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Иэто все-таки одна итаже модель уТициана сидит. Оннаписал картину, которая называется «Поклонение волхвов». Март– этокогда начинается цветение хмеля, начинается primavera ивступает новый цикл жизни.
Эти же характерные для Боттичелли детали находим и в Примавере. Былинебыл. Какэто можно обсуждать. Ивот в«Primavera» очень глубокая тайна ивот таким образом доконца она неназываема.
Намочень трудно сейчас понять вообще, ачто это такое было. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Да, ему Академия иэти люди нужны были нетолько потому, чтоон свои деньги менял набессмертие, онбыл часть этой среды.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Именно после смерти Джулиано, в1478году, онпишет свою картину «Весна». Онстоит усамого края картины исмотрит нанас. Онистали себя осознавать, онистали осознавать себя исторически.
Ятолько частично был. Этому никогда неуделяли достаточного внимания, ноэто так. Тревожные предчувствия сбывались. Тывлюблен, каквженщину иликаквкакую-то мечту илиидею. Значит, онабыла великая женщина того времени, необыкновенная умница. Этосоединение темы любви, которая есть вэтой картине, стемой весны. Например, один инструмент называется виола, виола дамур, виола да гамба.
Всяэта картина Боттичелли написана так, каквего время художники неписали. До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. В отличие от Примаверы, как известно, Рождение Венеры написано на холсте, его формат необычно велик (278, 5172, 5) и характерен для этого периода.
Можно только гадать о причине ее внезапной смерти. Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Ониникогда ненаступают наземлю, онипарят навершок надземлей.
Известно, чтоона была женщиной необычайной красоты ибыла прекрасной дамой воФлоренции. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Стиль Боттичелли, егообраз постоянно мелькают, даже впесенках Вертинского они есть.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Отрава. Исамое интересное: поскольку Хлоя бежит светочкой хмеля, весна хмельна итема весны связана стемой хмеля, который варят ихмеля, который вкрови. Боттичелли был художником итальянским, флорентийским, художником Возрождения XVвека.
Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. Чтоэто законцертная музыка. В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Конечно, образ Венеры скорее идеальный, чем взятый прямо с натуры.
Когда муж привез ее воФлоренцию она стала настоящей звездой, эталоном идеалом красоты. Воттаким прототипом была толи Симонетта Веспуччи, онаочень точно попадала вэтот прототип, толи еще какая-то женщина, связанная сдомом Липпи. Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Этонетолько невозможно повторить, этодаже невозможно описать словами. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Джулиано Медичи позаконам того времени был отчаянно влюблен водну очаровательную женщину.
Отелло абсолютно неволнуется внутренним миром Дездемоны, онсовсем ее непонимает. Вчесть нее устраивались турниры, охоты, ейсочиняли сонеты, ейвсе поклонялись. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Ведь «Primavera»– этосовершенно элитарное произведение искусства, очень изысканное, онотаит всебе огромное количество стилистических загадок. Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет.
Этоочень мощная картина, также, как«Покинутая»– этофигура, сидящая наступеньках зазакрытыми дверями. Этобыли одаренные люди, втом числе боковая линия, которая потом приходит квласти. Впечатление она нанего производила, вероятно, необычайно сильное. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици). Онавообще всегда читается справа налево.
Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. Егозанятием были охоты, турниры, праздники, любовь. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
И, конечно, это породило особое искусство. Венера – единство противоположностей.
Чтоже касается членов Академии изображенных накартине, тоневсе отождествлены. Особенно «Рождение Венеры», гдеона стоит, прикасаясь кончиками ног краковине иразвеваются ее золотые волосы. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици). В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Неудачные роды. В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю.
Большое произведение Боттичелли Венчание Богоматери (1490) проникнуто уже иным духом. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Ктоеще изображен наэтой картине, помимо самого художника. Мысейчас называем их словом «звезда». Идело невтом, чтоона лишена «квадратного» содержания, тоесть повествовательности, онаочень метафизична.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». манера синопии в фресках (прописывания подготовительного рисунка) сменилась методом прокалывания на стену заранее подготовленных картонов. Есть указания нато, чтоМедичи были создателями какой-то определенной организации, ккоторой принадлежали они ипосвященные люди икоторая называлась «орден волхвов». Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. С тех пор интерес к его картинам не угасал. Этаэпоха продолжалась. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Такой прием находят у Кастаньо, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа. Ноя недумаю, чтобы сама культура обсуждала эти качества женские имважны были другие вещи. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения.
Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Есть стихи, посвященныеей, акогда ее хоронили, стихи написал сам Лоренцо Великолепный. Икакон смотрит нанас: онобращен только кнам, эточеловек систорическим сознанием. Возможно, что в композиции Рождение Венеры сказался опыт художника мадонн. Линия арки подчеркнута верхней линией раковины.
В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. Этакартина недавно была наочень большой выставке вЛувре, посвященной дому Медичи. В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.
Падающих слева розы символизируют божественное зарождение, но это не столько античный, сколько средневековый символ, не белая пена, а скорее цветы иммакулате концепционе (концепция непорочного зачатия имеющая развитую иконографию). Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. Во-первых, тамузыка, которую они исполняли сами. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует софистический, трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты.
Боттичелли– дегероизированный художник. Емунежалко было вкладывать деньги вбессмертие, онменял деньги набессмертие. Гений излодейство существовали вместе, одновременно. Павел Муратов написал, чтоплащ уВенеры (илиБогородицы) итуника уМеркурия одинакового цвета иэто правда. Онбыл, какмы уже говорили, очень похож нагерцога Орсино из«Двенадцатой ночи», такогоже типа молодой человек.
Надней царит Купидон– маленький беспощадный бог, конечноже, слепой. Судьба этой картины, которая была написана в1482году (посудите сами– более 500лет назад), необыкновенная.
Если брать францисканское представление олюбви, кнему больше подходит тема братства– «ты мой брат», тема связи людей, братства человеческого итема понимания. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла.
Онвовсе небыл таким, каквсе остальные художники Флоренции этого времени. Онсвою лепту вносил вэту среду. Есть еще много источников, нововсяком случае то, очем мы сейчас говорим, безусловно, было. Художники невсегда называют своих отцов. Этоочень трагический финал. Боттичелли абсолютно другой.
Можноли сказать, чтоона была носительницей исключительных качеств. Это принцип центрального тондо, как в Мадонне с гранатом. Справа стоит Лоренцо ион очень хорошо виден.
Пленительная Венера перерождается в кающуюся Магдалину. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Ивместе стем вы можете говорить иговорить, этот клубок разматывать, сматывать, так как вы никогда неможете доконца это назвать, так как великое произведение, живущее ввеках, онопотому ивеликое, чтовнем есть тайна, настоящая тайна, атайна неназываема. Этовидно также уТициана: мужчины– личности, аженщины– красавицы, Венеры. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Исследователи идентифицируют его с картиной Мадонна с гранатом. В скорбных картинах Распятий и Положений во гроб догорает остаток его страстей. Вот, справой стороны группа изтрех фигур.
Этоестественно. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Цикл Боттичелли в вилле Кастелло косвенно был связан с этими жанрами. Только Флора справой стороны входит втройку фигур, аМадонна– слевой стороны. Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. УБоттичелли нет этого героизма. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая».
Инепростым придворным, онбыл театральным художником. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Посвоему рождению, посвоему обучению, посвоей жизни он был флорентинцем. Онпоказывает, содной стороны, себя внутри очень определенной картины– это«Поклонение волхвов». Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Варнавы.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. Есть такой образ– КарлV, подающий кисти Тициану. Еелучше некасаться.
Атам, гдестоят Мадонна (илиВенера, тутуже трудно сказать) итри грации, надеревьях вдруг одновременно ицветы флердоранжа– образ свадеб, любви ибольшие оранжевые плоды. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Примеры тому – Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Вэтой картине перспективная точка сходится наместе, которое называется ясли иливертеп. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Назавтра умерла совсем молодой вдохновительница нежных фантазий Боттичелли – кроткая Симонетта Веспуччи.
Небыло нихудожника, нискульптора– никого, ктоненаписалбы «Поклонение волхвов». Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это.
Иэто семья Медичи, онпоказывает, чтобыл частью этой семьи. Относительно настоящих больших музыкантов эпохи Боттичелли сказать особо нечего. Это можно тем, что Вазари писал понаслышке от человека знающего и перепутал детали. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Вообще, резонанс Боттичелли вкультуре XXвека огромен.
Он мог в серии картин полнее проявить свою индивидуальность, к чему стремились все передовые мастера того времени. Определенность вэтих вопросах вовсе ненужна. Говорят, чтоон был забыт уже прижизни. Этофигура Меркурия. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Неслучайно Давид поставлен Микеланджело в1504году наплощади Флоренции, онзнаменует, чтотакое человек Возрождения какгерой.
По своей специальности Мариано был кожевником. Боттичелли сказал вэтой картиневсе. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). Иоанном Крестителем и св.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Да, Лоренцо сам был талантливым поэтом, онсам был высоко одаренной иутонченной художественной натурой. Ион никак немог понять, кого она ему напоминала ипрошел мимо. Онаимела определенный тембр, высокий игрудной, очень нежный, очень сладостный звук. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. В середине 15в.
Именем Боттичелли называются картины, которых он неписал. Неслучайно это время очень хорошо разделяло две вещи: любовь земную илюбовь небесную. Этобыло удивительно: картины начинали петь, звучать идышать иначе. Онииграли наинструментах, которые сейчас остались разве что вретро-оркестрах. Тамжестковато эта композиция разбита, онанесколько угловата. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св.
Боттичелли немало потрудился, стараясь превзойти всех живописцев своего времени, но в особенности Доменико Гирландайо, выполнившего с другой стороны образ св. Ивзеркале Хлои, которая бежит отБорея сэтим цветком хмеля взубах.
Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». Таквот в«Весне» какраз есть все эти оттенки. Итолько тогда понял инаписал: «Этоже был мой Сандро». Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Тамтотже самый Браманте, Полициано, тампортреты современников итам он изображает себя. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Так как он смотрит нанас, так как идут века имы проходим мимо этой картины. Иони играли напрекрасных духовых инструментах, восновном это были флейтные звуки. Онабыла его музой, онаподстегнула его гениальность ивэтом главное. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.
Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Этовосхищение, этожелание, ноотнюдь непознание. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Надо сказать обэтом автопортрете еще очень важную вещь. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Носамым неприятным сточки зрения гигиены была посуда. Но.
Долгое время молва историки и романисты приписывали подобное и Боттичелли. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Таместь очень интимная, очень глубокая нота. Сандро Боттичелли (или, какего звали, Алессандро Филипепи) родился в1445году. Нет. Вообще, мыотом времени неочень много знаем изнания эти отрывочны. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Нонасамом деле я– мост». Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Модильяни– итальянец, флорентинец, окончивший флорентийскую Академию.
Иона делает странный жест рукой, кактолчок икакбы отэтого толчка вдруг еще левее отнее– знаменитый танец трех граций, которые кружатся вэтом лесу. Сведения Вазари о картине подтверждаются инвентарной описью. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый Алтарь Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.
Зиновия. Какая музыка адекватна той музыке, которая звучит вкартине «Весна». Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом». Тема любви, которая так важна вообще дляИталии, которая важна была длятреченто, которая очень важна длякватроченто (тоесть дляXVвека), которая очень важна длявсей философии Медичи, двора Медичи, времени, онаимеет определенную этапность.
Справа ислева расположены члены семьи Медичи. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Онобманывается все время. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу.
В«Рождении Венеры», всамой композиции, есть жестковатость, разделенность направую илевую половину: нараковину, накоторой она стоит инаусловный лес, какдекорация втех постановках, которые оформлял Боттичелли, сэтой феей, богиней леса, которая выходит излеса сплащом, который она хочет накинуть наплечи Венеры. Писалли он ее доее смерти. Онсказал: «Акто через сто лет будет знать, похож илинепохож. » Через сто, через пятьсот лет, ктобудет знать, похож илинепохож. В преступном попустительстве предательству.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Считается, чтоздесь еще есть период полгода, ровно полгода– смарта посентябрь. Онасидела натурнире, вее цвета были одеты люди, выступающие натурнире, вее цвета была одета свита Джулиано, онговорил: «Посмотрите, какона прекрасна. » Ивсе говорили: «О, какона прекрасна. Вообще, вдрапировках музыка есть всегда. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Между двумя картинами, «Primavera» и«Рождение Венеры», конечно, очень большая связь, хотябы потому, чтоони были выполнены какдиптих: позамыслу художника одна картина была какбы продолжением другой. Вотпортрет человека, который чувствует себя этим мостом, перекинутым надбездной: двакосмоса соединивший мост. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами.
Вот таким образом, может быть, Боттичелли остается единственным художником, который так остро, тактрагически понял свое время, выразил его рубежными вещами, праздничными, угарными вещами мечты исна, какими были «Primavera» и«Рождение Венеры». К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Над нею Амур целится одной из своих стрел любви в трёх граций, подруг Венеры, элегантно танцующих рондо. Еерастащили накалендари, наженские платки, надизайн, растащили целиком, поэлементам.
В«Primavera» мы видим сразу большое количество слоев. Этоответ очень банальный, нодело обстояло именно так. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Нетолько тогда, когда ушла Симонетта, атогда, когда иДжулиано ушел тоже. Образы Амедео Модильяни очень близки образам Боттичелли.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Внем совершенно никогда нет чувства мышцы ипобеды. Этоозначает, чтоих больше нет, ониушли. Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. «Primavera»– картина действительно необыкновенная, так как, когда вы ее видите вУффици, выневерите своим глазам– такая это красота. Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы.
Ивот таким образом художники пишут ито идругое, ноони пишут, каклюди нового времени. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в Рождестве к душераздирающим мотивам Распятия и Сцен из жизни св. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Через него пройдет время.
Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Онподробный, так как Боттичелли рассматривает самого себя какличность, отстраненно, онкакбы размышляет сам осебе: ктоон здесь изачем он здесь. Сохранилась переписка Микеланджело иВиттории Колонны. Докакой степени точно он осознает эту двойную позицию. Дляискусства это абсолютно неважно инаэтот вопрос очень трудно ответить. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Наочень иочень многих картинах показаны эти концерты. Трудно сказать, такэто было илинетак, ноесть такие сведения. Чахотка. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Двевместе– ветер Борей иХлоя. Чтоответил Микеланджело.
Ведь вкаждую эпоху такой тип всегда существовал исуществует. Авот последователь унего (сам он никогда этого неговорил, но, посути, этотак есть) только один– этоАмедео Модильяни.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Известно, чтотворчество Боттичелли делится надве части. Иногда подкартинами Филиппино Липпи ставят вопрос: этоБоттичелли илиэто Филиппино Липпи. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Ипоказал эту фигуру Меркурия ипоказал этот отрезок жизнедеятельного времени природы– полгода, когда все начинается смарта икончается сентябрем, когда только начинают расцветать деревья ивот, ужевсе они опадают, ужеМеркурий гасит их цветение. В«Двенадцатой ночи» Шекспира описаны двор герцога Орсино иего отношения сОливией ивсе это точно соответствует тому, чтопроисходило воФлоренции.
Этотакой всеплач, общее рыдание иэнергетика мощнейшая вэтой картине, гораздо больше, чемвдругих его вещах, в«Клевете» илив«Святом Зиновии». Былобы прекрасно реставрировать музыку идать аккомпанемент кэтим картинам. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи.
В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Решения были самые различные, вплоть до Тайной вечери Леонардо. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Новот уБоттичелли эти линии стекают вертикально, завиваются извиваются. Этостекающая вниз линия, которая создает определенный ритм жизни формы. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Итальянцы живут наземле античности изих жил античная кровь неуходила никогда иникуда. Иоанном Евангелистом».
И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Вискусстве очень важно, когда ты сказал все инесказал ничего. Так, Кастаньо употреблял прием асекко (по сухому) для достижения фактурных и иллюзорных эффектов. Таквот, дети «Primavera»– этодети весны, этожизнь заново. Вообще, ничего никогда небывает однозначно. Иеронима. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Итак было всегда. Композиционно полотно делится на три части.
К сожалению, этот штандарт не сохранился. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Космическая диалектика придала удивительную завершенность композиции, выраженную графически направленностью движений фигур по диагоналям и их симметричностью относительно Венеры, расположенной посередине картины. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Музыка вдрапировках. Новся династия Медичи (ведь все-таки ЛевX был папой)– проних нельзя сказать, чтоони только покупали эти должности илитолько делали карьеру.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление.
Итретья нота, отделяющаяся отних, – Primavera, Весна. Что же все-таки повернуло к монаху гордую душу своенравного живописца. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Таковы декоративные полотна Козимао Тура Св.
Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Ачто зачеловек была Симонетта. Первая– когда он был, таксказать, пажом илидругом своего герцога Джулиано ивторая– когда он начал вспоминать, когда он остался безних, когда он начал писать эти картины, когда он написал «Весну». Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Модильяни– подлинный последователь Боттичелли, сознательный илибессознательный, обэтом трудно судить. Этобыла главенствующая тема придворе Медичи, прилюбом рыцарском дворе, вкультуре, гдепрославляется прекрасная дама, гдеидея прекрасной дамы была соединена точно сименем Симонетты Веспуччи, сименем Джулиано илиЛоренцо Медичи, сименем Анджело Полициано, который пишет поэму «Турнир». Иеще можно кэтому добавить, опять сославшись наШекспира: в«Отелло» ивочень многих других произведениях Шекспира прекрасно выражено это ренессансное отношение кженщине– точно также, какв«Двенадцатой ночи», гдеОливия– предмет поклонения.
Почему мы говорим «мост надбездной». Пауза, цезура. Человеческая подлость. Для своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески, для нее же предназначались и эти две картины.