Винсент Ван Гог (1853-1890) Голландский художник, крупнейший представитель постимпрессионизма. Этот далеко не полный перечень самых ярких представителей постимпрессионизма даёт представление о популярности, востребованности и разнообразии направлений работ художников, писавших жизнерадостные картины. Как следует из названия, постимпрессионизм представляет собой совокупность художников, которые, несмотря на разнообразие стилей и направлений, объединены единым взглядом на развитие живописи. Три влиятельных художника-представителя постимпрессионизма в Скандинавии: норвежские художники Эдвард Мунк, Петер Крейер, датчанин Вильгельм Хаммерсхей.
Знакомство русских художников спостимпрессионизмом состоялось между 1904 и1908. В изобразительном искусстве термин «постимпрессионизм» обозначает фазу современного искусства, которая дала возможность художникам выйти за рамки импрессионизма. К постимпрессионизму относят как отдельных художников (П.
Осенью 1890 г. мастер неожиданно для себя открывает «серийный» способ работы. Первоначально испытывал большое влияние искусства Г. Макарта. Хрестоматийным примером пуантилизма в музыке считаются некоторые сочинения А. Веберна (например, II часть «Вариаций для фортепиано, op. Картина написана во время перевого пребывания Гогена на Таити.
Цвет у него становится главным выразителем эмоций. От природы он имел чувство цвета и лепил форму крупным мазком. Писсарро: ". Вторая волна сезаннизма зарождается в1917–1920, впериод распада общества «Бубновый валет» ипобеды радикальных течений авангарда. Громкими скандалами сопровождалось появление «Завтрака на траве», в котором Мане изображает в непривычной живописной манере одетых молодых людей и обнаженных женщин. Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе.
Хотя творческая жизнь Ван Гога продолжалась всего 10 лет, она была необычайно плодотворной: художником было написано около 800 картин. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга. Ван Гог стремился выразить своё отношение к изображаемому им с помощью цветовых созвучий. Служил он в алжирском полку.
В 1870-е гг. Используя распространенное сравнение искусства с зеркалом, П. Гоген утверждал, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника. С 1886 г. (после смерти отца) жил главным образом в семейном поместье в Экс-ан-Провансе. В 1884 г. произошла встреча молодых художников Поля Синьнка (1863-1935) и Жоржа Сера (1863-1935).
Основатели – Жорж Сера и Поль Синьяк. Влияние творчества Гогена на искусство 20 века бесспорно. Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма.
Несмотря на некоторое непонимание и здесь, работал он настойчиво и с большим напряжением. Над ними звезды — светящиеся шары, напоминающие солнце. Наряду с Гогеном и Ван Гогом Сезанн – самый крупный постимпрессионист (постимпрессионизм), один из выдающихся художников, определивших развитие изобразительного искусства 20 века. жеи, соединивших народную архитектуру малоэтажных домов с упрощенной готической формой. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объема, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. ГТГ), «Автопортрете сПетром Кончаловским» Машкова (1910.
Клод Моне на этой выставке представил картину «Impression. Если для импрессионистов источником вдохновения было наблюдение, то для постимпрессионистов важной стала идея, ради воплощения которой они шли на сознательное искажение натуры.
1908. Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины. Он пишет картины «Вид Темзы и парламента в Лондоне» (1871), «Скалы в Бель-Иле».
Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями.
Живописи Ван Гог учился в Брюсселе (1810-1881), Антверпене (1885-1886), а также в Гааге у голландского художника Мауве, но истинное мастерство пришло к Ван Гогу, по его же словам, с помощью «непрестанного изучения натуры и сражения с ней». Наней экспонировались потри картины Сезанна («Портрет жены художника», «Натюрморт» и«Чёрный замок») иГогена («Пейзаж. Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур и делал их структуру однородной.
Другая этапная декоративная работа, цикл аллегорических панно, так называемых, «факультетских картин», для Венского университета вызвал скандал и был отвергнут заказчиками: климтовские дамы, символизирующие философию и другие дисциплины, показались слишком жеманными и несовместимыми с духом строгой науки. Под влиянием К. Писсарро увлёкся пейзажами. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга. На самом деле художник был великим тружеником. Построение продуманной целостной композиции было одной из главных задач в творчестве П. Сезанна. Создав стилизацию таитянского искусства, Гоген вызвал интерес к искусству неевропейских народов («Таитянские пасторали», «Откуда мы пришли.
После кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию: сначала на Таити, а с 1901 г. на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и интенсивно работает: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. Главный труд Гете по цвету был обнародован также в 1810 году, а в 1816 году Шопенгауэр опубликовал свой трактат «О видении и цветах». Со смертью брата Эрнста (1892) коллектив распался. Представители его многочисленны и многогранны. Винсент Ван Гог (1853-1890) развил на основе импрессионизма и неоимпрессионизма линейно-ритмический и ярко-цветовой экспрессионизм. Шнитке в «Pianissimo», написанной по мотивам рассказа Ф. Кафки, в этом произведении с помощью пуантилизма изображается аппарат для изощрённой казни иглами.
Комнаты располагались не по анфиладному или коридорному принципу, а по вертикальному. Целью искусства стало не подражание природе, а самовыражение. С 1885 они оформляли и венские здания. Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве.
На берегу, 1891. сближается с Мане. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур, делая их структуру однородной.
Художник писал женщин за туалетом («Урок танцев», 1874 «Поездка скаковых лошадей», 1880 «Танцовщицы на репетиции» «Голубые танцовщицы» «Гладильщицы» «Прачки» «Абсент»). На творчество набидов оказали огромное влияние английские прерафаэлиты, которых те считали своими непосредственными предшественниками, французский художественный фольклор, японская графика, а также символический синтетизм школы П. Гогена. Он никогда не разлагал, не растворял предметы в цветовоздушной среде. В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи. Он создал так называемый флориалъный стиль.
В 35 лет он оставляет работу в банке и посвящает себя искусству. На последней выставке импрессионистов в 1886 г. была представлена картина Ж. Сёра «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», ознаменовавшая отход от принципов и приемов импрессионизма. Своеобразным манифестом декадентского мировоззрения «fin de siecle» стал роман французского писателя Шарля Мари Жоржа Гюисмана (1848-1907) «Наоборот», главный герой которого в построенном по собственному проекту замке создает особую художественную атмосферу, мир грёз, где все наоборот по отношению к прозаическому миру действительности.
Стриндбергом. Фанатично трудился над своими картинами. Салон принимает его картину «Железная дорога», 1873. постимпрессионизм художники – О его жизни можно судить по творчеству. Сезанн), модерн (А. Выставка завершилась провалом.
В конце 1880-х гг. Постимпрессионизмкак явление – неоднородное. Ренуар пишет детские портреты и выставляет их в Салонах.
Главное отличие постимпрессионистов от их предшественников заключалось в том, что они отвергали метод сугубо зрительного наблюдения и изображали лишь поверхность явлений жизни. Эти творческие изыскания происходили в разных плоскостях: синтетический символизм художников Наби (от слова nabis – пророки) и Гогена, модерновая декоративная стихия Тулуз-Лотрека, конструктивизм в отображении мира Сезанна, а также выразительность форм и сверхчувствительные цвета Винсента ван Гога.
Особенность живописной манеры «таитянского» Гогена состоит в ярко выраженной декоративности, стремлении закрашивать одним цветом большие плоскости холста, в использовании линейного контура, в любви к орнаментике, которая присутствовала и на тканях одежд и на коврах и в пейзажном фоне» Именно декоративный характер живописи Гогена объясняет то влияние, которое этот художник оказал на художников других стран и на возникновение группы наби. Архитектуру этого направления – неоклассицизма – отличали монументальность, помпезность. и борозды действительно убегают вдаль, а кусты горят на земле, как костры. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Восход солнца», 1872).
Это – особенность его творчества. С 1886 года он постоянно жил во Франции. Ван Гог стремился с помощью цветовых созвучий выразить свое отношение к изображаемому. В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. Практически все художники в этом жанре — французы. Сезанн сознательно искривляет предметы, чтобы показать их с разных точек зрения.
Его кипарисы кажутся готическими храмами, рвущимися к небу стрельчатыми видениями. В 1886 г. состоялась последняя восьмая по счету выставка, но первая, которая имела успех. Иногда сезаннисты усваивали только формальную сторону творчества Сезанна.
При отборе участников выставки 1863 года было отвергнуто свыше 60 заявок. ". Его композиции продуманы, в нем нет элемента случайности («Зонтики Мулен де ла Галетт»). Эффект глубины имел второстепенное значение.
И хотя ряд направлений постимпрессионизма (неоимпрессионизм, отчасти "наби" – французский вариант "модерна") не выходит из указанных временных границ, творчество его ведущих мастеров (прежде всего постимпрессионизм Сезанна, В. ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лoтрека) своей проблематикой кладёт начало многим тенденциям изобразительного искусства XX в. Новые течения объединяло неприятие эстетики импрессионизма и реализма, художники-постимпрессионисты стремились передавать в картинах не сиюминутное, а характерное и сущностное. При этом выпущенные серийным методом элементы металлических конструкций вносили в облик здания определенное единообразие, что воспринималось как его «рациональность». В живописи П. Сезанна отразилось стремление показать устойчивость и конкретность реального мира. Это сезаннизм с«поправкой» Матисса, отчасти народного искусства (мотив подноса или фольклорной картинки навтором плане), его образы отмечены жизненной энергией иоптимизмом. Его представители (Кончаловский, Куприн, Машков, Р. Р. Фальк, А. И. Мильман, В. В. Рождественский, Г. В. Фёдоров) нестолько подражают Сезанну, сколько используют его приёмы имотивы для создания русской версии стиля, заметно сдвинутого всторону декоративности ибрутальности.
Например, ночное кафе в его глазах – место, «где можно сойти с ума» или «совершить преступление». Её тетраптих «Сбор плодов (1908. Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон) «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк) большая композиция «Откуда мы пришли.
П. Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. Современная жизнь передается художником в богатстве быстро меняющихся ощущений. Но Ван Гог не выдержал смотреть на уставших людей и решил уехать в Арль, чтобы остаться в истории и в полной мереоткрытьпостимпрессионизм в живописи. Критический очерк». Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные.
Глубже других восприняла искусство Гогена Н. С. Гончарова. 1908–1909. Умер Климт в Вене 6 февраля 1918. Его талант раскрылся позже. Постимпрессионизм – (фр.
Женщины сосредоточены и погружены в себя. Постмодернизм (англ. ГТГ). Ван Гог стремился с помощью цветовых созвучий выразить своё отношение к изображаемому. В это же время им было написано и несколько работ в портретном жанре. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург «Свинопас.
Во Франции выступает со своими картинами голландец Винсент Ван Гог (1853-1890) искусство которого теснейшим образом граничит с развитием французской живописи. Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Ван Гог считал, что есть цвета, которые «любят» и есть такие, что «ненавидят» друг друга. Рубеж XIX-XX вв. Общество не признавало его творчество.
В такой манере выполнена картина «Видение после проповеди» (1888). В последней из них разные люди объединены единством судьбы и духовного подъема. Например, ночное кафе для него – место, «где можно сойти с ума» или «совершить преступление». Однако прежде всего его интересует вовсе не цвет, а форма.
Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком ее изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объема, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Элементы абстрактности, заложенные в искусстве Сезанна, привели его многочисленных последователей «сезаннистов» к живописи отвлеченности. Ж. Сера и его последователи П. Синьяк, отец и сын Писсар-ро называли себя «научными импрессионистами» в отличие от «романтических импрессионистов», хотя по мнению многих критиков новый метод превращал творчество в скучное педантичное занятие, не меняя при этом конечной цели работы – взаимодействия света и цвета. 7–9).
Творчество Ван Гога охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние 5 лет. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин. Постимпрессионизм (пост — после импрессионизм) — общее обозначение множества жанров живописи, которые вытекали из импрессионизма, является достоянием французской культуры и важным периодом в её развитии. Постимпрессионисты отошли от правил стандартного тогдаимпрессионизма и изображали главные аспекты реальности, но прибегали к декоративным приёмам. П. Сезанн называл свое искусство «размышлением с кистью в руках».
Главное — это само разделение (division), под которым, по мнению П. Синьяка необходимо понимать сложную систему гармонии — не только общей, но и «духовной гармонии, о которой импрессионисты не заботились». Белая окраска его знаменитой мебели полностью скрывала текстуру дерева, подменяясь декадентской «искусственностью». В1904 несколько месяцев вПариже провёл Д. Д. Бурлюк, в1906 около месяца– Ларионов (вэто время проходила персональная выставка Гогена). В конце 1880-х гг. Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников.
На этой выставке тон задавал Эдгар Дега с серией изображений женщин, совершающих туалет. Постимпрессионизм (от французского слова postimpressionisme) – направление в мировой живописи возникшее в конце 19 века, вследствие упадка популярности импрессионизма и является естественным продолжением развития этого течения. ГРМ). В своем добровольном изгнании Сезанн превратился в великого художника.
В 1894 г. Писсарро писал: "Я нахожу, что сам метод (постимпрессионизма. Цвет у него становится главным выразителем эмоций. В 1860-1870-х гг. он вместе с К. Писарро работает сначала в Овере, затем в Понтуазе. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга. Сами члены группы не были едины. Sezession – "отпадение", "отделение") и первым его президентом. В наибольшей степени это присуще работам 1860-х гг.
Петербург). Вместо того чтобы смешивать цвета на палитре, Сера и Синьяк использовали крошечные мазки чистого цвета прямо на холсте. работа точками удивительная вещь.
Одним из основоположников данного течения был норвежский художник Эдвард Мунк. Его картины также не покупали, однако нарисованная им рекламная афиша кабаре сразу же принесла ему широкую известность. постимпрессионизм картины – Под влиянием постимпрессионистов сформировалась творческая манера Анри Матисса, одного из основателей направления фовистов (то есть «диких»). Одним из направлений модерна, попыткой противостоять «хаосу» разности-лья, эклектики явилось обращение архитекторов к традициям классицизма.
Эти картины наполнены импрессионистическим желанием видеть неуловимую и изменчивую жизнь природы. Новозникновение «русского сезаннизма» как оригинального направления относится к1912–1913. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями.
Восприятие постимпрессионизма русскими художниками было изначально двойственным. Его целью было выразить себя. В «Звездной ночи» (1889) устремленные в небо кипарисы кажутся похожими на языки огромного костра. Бернар, Л. Анкетен и др. ) и ее синтетический постимпрессионизм. Огромная, ни с чем не сравнимая жажда творчества, стремление к совершенству и не покидающий живописца страх перед таинственными и темными силами природы воплотились и в ярких пейзажах («Цветущая слива», 1887 «Жатва. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником.
Шостакович в опере «Нос», А. Г. Желтая, мажорная, гамма, от нежно-лимонной до звонко-оранжевой, была для него символом солнца, ржаного колоса, «благовестом христианской любви»: «Сеятель», «Жнец», «Подсолнухи», «Долина Кро», «Красный виноградник». Де Тулуз-Лотрек), немецкий экспрессионизм (В.
Как художник-станковист, Климт вошел в историю, в первую очередь своими остроэкспрессивными женскими портретами и символическими картинами, насыщенными драматическим, "роковым" эротизмом ("Юдифь 1", 1901, Австрийская галерея в Бельведере, Вена "Поцелуй", 1907-1908, там же "Саломея", 1909, Международный музей современного искусства, Венеция "Даная", 1910, Галерея Вельц, Зальцбург). Стилевое единство фасада и внутренней планировки этажей обеспечивалось текучими формами, полностью игнорирующими прямые линии: эта волнообразная непредсказуемость присутствовала в каждом декоративном элементе, включая потолки в виде ребер динозавров, лестничные пролеты, напоминавшие сбоку позвоночник млекопитающего, перила в форме морских водорослей. В своих поисках он опирался на классическое наследие, творчество Н. Пуссена и О. Д. Энгра и не ограничивался изображением только лишь современной жизни, часто обращаясь к темам и образам классического искусства.
В 1892 – 1895 годах он создал цикл работ «Фриз жизни». Заметное влияние оказал Ван Гог наЛарионова иН. С. Гончарову: оба некоторое время писали «вибрирующим мазком» (Дж. Ревалд), пытаясь совместить свето- ицветопередачу натуры. Его стиль называют ковровым. К реалистически монументальной скульптуре относятся его работы «Мыслитель», «Ева», «Адам», «Блудный сын», «Граждане Кале». Все-таки ему было суждено внести вклад в постимпрессионизм.
Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его. Воздух «выкачан», все связи симпрессионизмом оборваны. ГРМ)– один изнаиболее близких кпервоисточнику образцов гогеновского декоративизма (фризовая композиция, плоскостный фон, «сказочный» колорит, статичные позы женщин). Сезанн Поль (Cezanne, Paul) (1839-1906 гг. ), французский художник.
Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Она имеет противоположную направленность: если наэтапе «освобождения» Сезанн воспринимался как один изразрушителей канонов натурализма, тотеперь видится основателем традиции обращение кнему знаменует возвращение кценностям «чистой» живописи. – Ю. Б. ) плох: вместо того, чтобы помогать художнику, он сковывает и замораживает его. Назревал скандал.
П. Сезанн называл своё искусство «размышлением с кистью в руках». Его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Это объединение получило название понт-авенской школы.
Navi — пророк), связала свои поиски с эстетикой символизма и модерна во французском постимпрессионизме. Кто мы. Под термином «постимпрессионизм» искусствоведы объединили творчество ряда художников, по большей части французских, которые работали в конце XIX – начале XX века. Ван Гог считал, что есть цвета, которые «любят» и есть такие, что «ненавидят» друг друга. Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Острый духовный кризис, пережитый романтизмом во Франции, Германии и, в меньшей степени, другими европейскими странами, обусловил появление мировоззрения конца века – «fin de siecle», важнейшей установкой которого являлись подчеркнутый индивидуализм, космополитизм изощренность изысканность формы и аристократическое презрение ко всему обыденному.
Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Душа Ван Гога требовала ярких красок. Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Но в итоге именно Сезанн стал родоначальником новых форм в европейском искусстве. Первым объектом подражания и«цитирования» стал Ван Гог.
В этих произведениях нищий художник воплотил мечту об идеальном и прекрасном мире. Дега не признавал живописи на пленере, не занимался пейзажем. Важным событием впроцессе узнавания постимпрессионизма молодыми московскими художниками стала выставка «Салон Золотого руна» (1908). Он не пользуется светотеневой моделировкой, а накладывает цвет ровными плоскостями.
Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства. Свои задачи он выразил в двух высказываниях: (1) "повторить Пуссена на природе" и (2) превратить импрессионизм "во что-то основательное и вечное, подобно музейному искусству". Стилизованные природные формы применялись как самостоятельный декоративный элемент. По мысли его теоретиков, модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную, эстетически насыщенную предметно-пространственную среду.
Гоген)» («Золотое руно». Его художественный язык становится откровенно условным. Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой путь в искусстве. Так, по рисунку Г. Доре Ван Гогом было создано полотно «Прогулка заключенных» (1890), в котором отразилось состояние больного художника: покорность и обреченность. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма.
Встатьях конца 1920-х Малевич доказывает принципиальное отличие «нового искусства», родоначальником которого явился Сезанн, от«изобразительного», тоесть образно-повествовательного искусства вцелом («Анализ нового иизобразительного искусства (Поль Сезанн)» «Новое иизобразительное искусство». Он воскресил технику маркетри и открыл мебельное производство. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Своей устойчивостью, строгой линейностью очертаний, ритмическим повторением объемов эта вещь демонстрирует новые для сезанновской манеры обдуманность и взвешенность. постимпрессионизм художники – Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Именно в этот момент сотрудничество художников завершилось. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. Свои самые удачные и лучшие работы он написал на Таити и в Океании.
Интервалы формы и цвета контрастируют и сливаются как в музыкальном произведении. В 1886 году прошла последняя выставка импрессионистов, выявившая кризис направления. К сожалению, при жизни он былмерзавцем и неудачником, но его спасколоссальный талант. Черты его стилистики очевидны вработах Кончаловского в1908, Бурлюка– в1908–1909, А. В. Куприна в1910 (одна изего картин неофициально называлась «Пейзаж вманере Ван Гога». Ван Гог.
Сам он и художники его группы, писал не то, что видел, а то, что хотел увидеть. В 1876 г. преподавал работой в Англии.
Кроме того, вырос интерес к философским и символическим началам искусства, что также было результатом определенного духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей2. Его горные кряжи изгибаются, точно образуясь из первоначального хаоса прямо на глазах. Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм.
вслед за импрессионизмом и характеризующиеся отходом от его изобразительного метода. Поль Сезанн «Автопортрет» (1875)Французский художник-художник, яркий представитель постимпрессионизма. Получил хорошее общее образование, но в детстве способностей к живописи не проявлял.
Гоген намеренно переходит к примитивным формам. Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. У художника обострено чувство, переплетаются противоречивые настроения. Париж, Музей дОрсе. Он говорил, что работает не с натуры, а «параллельно натуре».
На этом острове он и умирает. Эти великие колористы были для него объектами восхищения. Редон), кубизм (П. Его целью было выразить себя. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником.
Искусство Гогена связывают с направлениями символизма, примитивизма. 1908.
Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим. Последняя выставка набидов состоялась в 1899 году. Эти идеи близки идеям позитивизма.
Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами. Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Наиболее известны его картины «Красные рыбы» (1911), «Одалиска» (1926). Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Немур».
В орнаментах также встречались изображения животных. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные. 2). Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Была прочерчена граница между импрессионизмом в его классическом виде и возникшим постимпрессионизмом. Живопись стиля модерн наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.
Художники этого направления, уходя от академического изображения реальности (реализма в живописи), так же отказываются от поиска выражения сиюминутных впечатлений (творчества импрессионистов). Человеческие фигуры в живописи Сезанна не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающие их образы природы, пронизаны светом и воздухом («Купальщики», 1890-1892). Наиболее известные полотна Сезанна – «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888-1890). постимпрессионизм картины – Ведущим художником постимпрессионизма был Поль Гоген. Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля Гогена (1848-1903).
Линия, подчеркивающая форму предмета, также напоминала морскую волну или «удар бича». Эдгар Дега (1834-1917) был выходцем из старинной банкирской семьи, получил художественное образование, связанное с академической школой, поклонялся до конца жизни Энгру и Пуссену. Выразителен колорит Дега как в масляной живописи, так и в пастели.
Особенности постимпрессионизма дивизионистов заключались в том, что следуя физиологии хроматического восприятия, научным теориям цвета, они предложили механический метод разложения сложных цветовых оттенков на элементарные составляющие спектра. Неоимпрессионисты разбили цветовые поверхности на отдельные точки. Это тысячи живописцев. С конца1880-х гг. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения.
В 1893 в Париже устраивает персональную выставку. Центром мирового искусства тогда, безусловно, был Париж. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн ("Сестра художника", 1892 г. "Девушки на мосту", около 1901 г. ), но обнаруживало и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма ("Крик", 1893 г. ). Поль Сезанн похоронен на кладбище Сен-Пьер вблизи Экс-ан-Прованс на юге Франции. Ренуар (1841-1919) в живописной технике своеобразен.
Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Подавали обед на черной скатерти. На такую тематику его вдохновлялЖан-ФрансуаМилле. Таковы картины «Цирк», «Воскресенье на Гранд-Жатт», «Порт-ан-Бессен», «Натурщица со спины» и др. вкл. ).
Они не входили, как импрессионисты, в единую группу. 80, 765, 3 см. Этот труд послужил научным основанием импрессионистической и неоимпрессионистической живописи. С 16-летнего возраста работал служащим в фирме «Гупиль» (филиалы ее находятся в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже), занимающейся куплей-продажей предметов искусства, в частности картин. «Как много надо работать, – писал Моне, – чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней». В 1895 г. показывает в Париже 150 картин.
Франция была буквально охвачена импрессионизмом, во многом благодаря усилиямКлода Моне. Еще большее негодование вызвала «Олимпия», представленная в Салоне 1865 г. На нее изображена обнаженная женщина на желтоватой шали и голубоватых простынях, которой темная служанка приносит цветы. Он изображает будни театра, в основном балета, сцены скачек.
В то же время ощущение тревожности, напряженности, отражаемое при помощи цвета, выдает присутствие авторского «я» в картине и не позволяет назвать существование персонажей безмятежным и спокойным. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе». Пристальное внимание художника стали привлекать образы скромных тружеников (Доктор Рей, 1889 г. Колыбельная, 1889 г. Портрет почтальона Рулена, 1889 г. ). Глубоко самобытным выразителем тенденций постимпрессионизма во французском искусстве был выходец из Голландии Винсент Ван-Гог (1853-1890). Это качество постимпрессионизма, как и«упрощение рисунка» (выражение тогдашней критики), станет основой сближения двух главных источников авангарда– новой французской живописи инародного искусства. Истинным вождем постепенно становился Клод Моне. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.
30), а древнейшим его «предвосхищением» – средневековый гокет, где мелодия рассекается на фрагменты исполняемые по очереди разными певцами. «Точечная фактура» нередко используется в целях музыкальной изобразительности. Его наиболее знаменитыми картинами являются: «А, ты ревнуешь. » (1892) и «Жена короля» (1896). постимпрессионизм картины – Винсент Ван Гог считается наиболее великим голландским художником после Рембрандта. Реальную природу художник превращает в декоративный красочный узор. 1876). Пг., 1920).
В1918 Кончаловский, Лентулов, Шевченко идругие были приглашены вреформированное МУЖВЗ (ГСХМI иII).
Теоретиком и вдохновителем дивизионистов был Ж. Сера: (в группу также входили П. Синьяк, А. Э. Кросс, Л. Писсаро и др. ) Сера продолжил и теоретически обосновал опыты импрессионистов с чистым цветом. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. Подлинными учителями для Мане являлись Тициан, Веласкес, Гойя, Хальс, Рубенс.
(Мартиника)», «Красный берег» и«Натюрморт (Фрукты)») ипять произведений Ван Гога («Садовник», «Солнце вдеревьях», «Колыбельная (Госпожа Рулен)», «Ночное кафе вАрле» иакварель «Зуав»). В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи. В детстве его звали Оскаром. «Он играет на органе как Цезарь Франк», – говорили про него. Его кисти принадлежат такие шедевры, как «Едоки картофеля» (1885), «Красные виноградники в Арле» (1888-1890), «Прогулка заключенных» (1890). постимпрессионизм картины – Творческая судьба Анри Тулуз-Аотрека была более успешна.
Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом. Был также мастером орнаментально-красочных пейзажей ("Парк", 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В невиданном творческом подъеме Ван Гог начинает лихорадочно работать, как будто чувствуя, как мало времени ему отпущено («Красные виноградники в Арле», 1888).
Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников. Штук создал лаконичный объем с мощным дорическим портиком на главном фасаде по типу классических греческих зданий. Щукин собирал произведения постимпрессионизма сначала 1900-х, ноцеленаправленно– в1904–1908 (доэтого его интересовали преимущественно импрессионисты, после 1908– Анри Матисс, Пабло Пикассо иАндре Дерен).
Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в. Модерн – стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX вв (от французского moderne – новейший, современный). Одновременно с импрессионистами в 80-х гг. Сохранилось более 35 его автопортретов.
Большинство картин 1890-1910-х гг. Вместе с Писсарро Сезанн с перерывами работал в течение 1872, 1873 и первой половины 1874 года. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм.
В 1872-1873 гг. Ван Гог используя выразительность цвета и формы, проложил дорогу экспрессионизму. Стволы деревьев синие, земля красная, небо жёлтое. Это был моментальный срез, скоростная фотография мира внутреннего, мира эмоционального.
Наиболее известным примером здания, построенного в таком «готическом народном» духе, был «Красный дом» Уильяма Морриса в Беркли Хилл, достижения которого были в дальнейшем подхвачены многими архитекторами. Постимпрессионизм же – понятие условное. 27 начало «Вариаций для оркестра», op. Но он был еще и выдающимся художником, графиком, создавшим оригинальный стиль «изысканного эстетизма», основанный на жестких линиях и строгих прямоугольных формах. Его привлекало искусство первобытности, Востока.
Центральными группировками постимпрессионизма в искусстве Франции конца XIX были дивизионисты (пуантилисты), основоположники французского модерна (art nouveu) — группа Наби, Понт-Авенская школа П. Гогена. Термин обобщал прошлый опыт, но прекрасно подходил для объяснения настоящего. В видах Роны («Мост Ланглуа», 1888), серии марин, написанных в селении Сент-Мари-сюр-мер неподалеку от Арля («Море в Сент-Мари», 1888), пространство (согласно импрессионистическим законам) передано фрагментарно. Поль Гоген Таитянские женщины. В его картине Ночная терраса кафе интенсивно синее небо кажется зловеще мрачным, несмотря на огромные сияющие звезды. Ранний период его творчества связан с импрессионизмом. Этот период творчества Сезанна многие исследователи называют романтическим или барочным.
Эти чувства отразились в таких произведениях, как «В комнатах» (1860-е), «Негр Сципион» (ок. Человек напряженной внутренней жизни, обостренных чувств, художник не мог смириться с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Они утверждали, что смешение цветов уничтожает их силу. В 1860-е гг. Первой попыткой можно считать доклад поэта ихудожника С. П. Боброва наВсероссийском съезде художников (конец 1911), вкотором он декларировал создание Ларионовым иГончаровой нового течения– пуризма, аего истоком провозглашались постимпрессионизм ирусский изобразительный фольклор. Например, Поль Гоген использовал распространённое сравнение искусства с зеркалом, утверждая, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника.
Героями большинства картин голландского периода являются простые крестьяне изображенные в привычной обстановке за обычными занятиями («Ткач», 1884 «Крестьянка», 1885). Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций. Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причем постимпрессионизм одновременно и принимал и отвергал некоторые принципы своего предшественника. Они прокламировали соединение искусства с наукой.
В 1882 г. организована наиболее представительная выставка. В этот период он увлекся натюрмортом. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал «воплощением», реализацией.
Точки чистого цвета смешиваются только в глазах зрителя. Одной изпричин «возвратного сезаннизма» явилась преподавательская деятельность художников авангарда. Пятнадцать его полотен изображали стога сена при разном освещении.
За последние 70 дней жизни он написал 70 картин. Слово-понятие «декадент» прозвучало впервые в сонете французского символиста П. Верлена, посвященном упадку (decadence) Римской империи и было подхвачено бельгийцами М. Метерлинком и Э. Верхарном, норвежцами Г. Ибсеном, К. Гамсуном, шведом Ю. А. Немного раньше вжурнале «Мир искусства» (1904. Здесь, на юге Франции, он находит, как пишет своему брату Тео, цветовую гамму Делакруа, линии японской гравюры (увлечение которой было тогда повсеместным) и пейзажи, «как у Сезанна». Поль Гоген (1848-1903) поздно, как и Ван Гог, стал заниматься живописью систематически. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Сезанна и проч.
Но еще большей выразительностью, нежели его техника, являлся колорит. Его палитра высветляется («Аржантей», 1874 «Берег Сены в Аржантейе», 1874 «Партия в крокет», 1873 «В лодке», 1874 г. ). Общим качеством становится подчёркнуто станковый характер картины, отказ отсхематизации формы ицвета, внимание кпространству и«протекающему» голубому тону вживописи мастера. Его новые картины, созданные в Париже, выполнены в чисто импрессионистической манере и представляют виды Монмартра, окрестностей Парижа («Сады Монмартра», 1887 «Бульвар Клиши», 1887), цветочных композиций, построенных на сочетаниях различных цветовых и фактурных контрастов («Ваза с циниями и геранью», 1887 «Фритилярии в медной вазе», 1887). Долина Ла-Кро», 1888) и в композициях, напоминающих фантастические сны («Ночное кафе», 1888).
Более половины этих работ было воспроизведено вжурнале всопровождении статьи Волошина «Устремления новой французской живописи (Сезанн. Поль Сезанн (1839-1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке в 1874 г., затем уехал в Прованс и жил замкнутой, но напряженной творческой жизнью. Впервые этот термин был употреблен английским критиком Роджером Фраем, при описании тенденций французского искусства того времени.
Он лишь подтверждает факт существования своих моделей. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты». Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой.
Художники пытались на практике применить научные открытия, сделанные в области оптики. В постимпрессионизме было много внутренних течений и направлений. Они не входили, как импрессионисты, в единую группу.
1867-1869), «Магдалина» (1869). Особенности постимпрессионизма группы «Наби» следует искать в восточной эзотерической философии, христианской мистике. Он с большим мастерством пишет смуглых красавиц среди пышной тропической зелени или на фоне раскаленного песка, розоватый тон которого выгодно оттеняет их золотистые тела («А ты ревнуешь. », 1892 «Таитянская девушка с плодом манго», 1892 «Две таитянские женщины», 1892). post – после, т. е. Картина Люсьена ПиссарроМетодика пуантилизма существовала и в музыке – точечная музыка.
postmodeгnism). Он обладал удивительным состраданием к человеку. Изщукинской коллекции были воспроизведены «Цветы ввазе» и«Масленица» Сезанна, «Таитянский пейзаж (Лошадь надороге)» (вжурнале назван «Остров Таити») Гогена и«Арена вАрле» («Бой быков») Ван Гога. Подобное «несоответствие» между авторским замыслом и его воплощением нередко вызывало у Сезанна ощущения, связанные с неверием в собственные силы. postimpressionisme, от лат. Около 1910– Ларионова).
Все более вовлекаясь в стихию модерна и, соответственно, в оппозицию к академической традиции, Климт стал в 1897 одним из основателей независимого от Академии художеств Венского сецессиона (нем. Он пользуется упрощенным рисунком, его формы плоскостны, краски яркие и чистые, композиции носят орнаментальный характер («Женщина, держащая плод»). сейчас уже невозможно писать в старой беспорядочной манере.
Винсент Ван Гог Ночная терраса кафе, 1888. Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций. Понимая сложность окружающего мира, художник не мог оставаться простым созерцателем. Его создателями были учредители общества «Бубновый валет», организационно противопоставившие себя группе Ларионова вконце 1911. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
Поль Сезанн (1839-1906), подобно большинству постимпрессионистов, начинал как импрессионист. Он заставляет их служить себе, выражению своего внутреннего состояния. Как правило, признание приходило к ним уже после смерти. В1891 г. Гоген уезжает на Таити – один из островов Тихого океана. Для Гогена характерна упрощенная примитивистская манера живописи.
". Сезанн о Моне сказал так: «Моне – это только глаз, но Бог мой, какой глаз. ». Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Cезанна и проч. К постимпрессионистам относят представителей пуантилизма (Ж. Излюбленным местом из работы был «лягушатник» – местечко на Сене близ Парижа («Купание на Сене, 1869 «Обнаженная», 1876 «Качели», 1876 «Завтрак лодочников, 1881 «Бал в Бужевале» «Девушка с веером»). В его пейзажах почти нет совершенно прямых линий. Краски Сезанна светятся всем богатством своих возможностей.
Одним из самых выдающихся художников-декораторов модерна был Эмиль Галле (1846-1904). Моне уговорил родителей отправить его на каникулы в Париж. Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залито уличное кафе. Его картины написаны энергичным и свободным пастозным мазком. Нередко случается, что художники используют один и тот же мотив, применяя различные выразительные средства («Дорога в Понтуазе», ок.
Вот таким образом их контраст или гармония способны выразить разнообразные духовные состояния художника. В картине он попытался воплотить проблему соединения цивилизаций. Бернар, Л. Анкетен, П. Серюзье, Я. Веркаде) и группа «Наби» (М. Клод Моне (1840-1926) любил рисовать шаржи друзей и знакомых. Содной стороны, они увидели внём определённый этап вразвитии искусства, накотором оно освободилось отобязанности воспроизводить видимый мир согласно академическим правилам (иреалистической традиции) неслучайно Кончаловский вписьме Машкову (1908) назвал Ван Гога иСезанна «освободителями».
Он говорил, что работает не с натуры, а «параллельно натуре». Наиболее близок к импрессионистам в некоторых работах Огюст Роден (1840-1917). Восполнить этот пробел помогали зарубежные поездки. Наиболее импрессионистичны его картины «Бар в Фоли-Бержер» (1882), «Бал-маскарад в Опере» (1873). Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в. Уже в начале XIX века сущность цвета вызывала всеобщий интерес. Это годы напряженного, почти нечеловеческого труда.
Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Ван-Гог). Группа «Наби» (др. -евр.
Помимо формальных элементов, Гончарову роднит сГогеном своеобразная «почвенность», оттенок мистицизма художница заимствует унего итип «загадочного» натюрморта, включающего портрет– толи «живое», толи написанное нахолсте лицо («Натюрморт спортретом ибелой скатертью». Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. А Поль Сезанн назвал своё искусство «размышлением с кистью в руках». (от лат. Французский художник, крупнейший представитель постимпрессионизма.
Создавая свою мебель, Макинтош часто пренебрегал высоко ценимой романтиками «правдой материала». Эдуард Мане отказывается вступить в «Анонимное общество живописцев, скульпторов и графиков» и участвовать в выставке. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причем – и материальные и духовные. С помощью постимпрессионизма художники выражали стремление преодолеть догмы импрессионизма и реализма, запечатлеть на холсте не только ускользающее зрительное впечатление (impression) действительности, но и само сущностное начало предмета, раскрыть в форме и цвете вечные символы, зафиксировать длительные состояния прекрасного — как материальные, так и духовные. В 1878 г. Роден впервые экспонировал в Брюсселе, а затем в париже скульптуру «Бронзовый век». Влияние Гогена сказалось вбольшей степени натематике иобразной структуре– тяготении к«первобытному» иэкзотическому («Портрет негритянки» Куприна.
С помощью постимпрессионизма художники выражали стремление преодолеть догмы импрессионизма и реализма, запечатлеть на холсте не только ускользающее зрительное впечатление действительности (impression), но и само сущностное начало предмета, раскрыть в форме и цвете вечные символы, зафиксировать длительные состояния прекрасного — как материальные, так и духовные. Кэтому времени роль направления ввозникновении нового русского искусства становится очевидной. Все случайное Ван Гог умел претворить в космическое. Что тут можно сказать, ждем фильм о Ван Гоге — С любовью, Винсент.
Ван Гог утверждал, что есть цвета, которые «любят» или «ненавидят» друг друга, вот таким образом их контраст или гармония способны выразить разнообразные состояния художника. Произведения Ренуара производят впечатление картин сделанных с необычайной легкостью. 1908–1909 «Цыганка». В результате на выставку в салон не попадали новые, яркие художники, чье дарование не соответствовало закостенелым академическим догмам. В постимпрессионизм входят два течения – пуантилизм (Поль Синьяк, Жорж Сера, некоторое время к ним примыкал Камиль Писсарро) и интеллектуальный декоративизм (Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс, Жорж Руо, Пьер Боннар). Художники М. Дени, П. Боннар, Э. Бернар, Ж-Э. Изделия его являлись изысканной растительной стилизацией.
1864-1868), «Вскрытие» (ок. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались. Техника, разработанная живописцами, стала проявлением научного подхода к живописи.
Они уже стремятся изображать самые основные, "главные" элементы окружающего мира. Этот прием пришел в живопись из прикладного искусства — перегородчатой эмали («клуазонизм» — от французского doison — перегородка). Он не стремится, как раньше, передать только впечатление от увиденного. С конца XIX – начала XX вв. Последней его крупной монументальной работой явилось оформление дворца Стокле в Брюсселе (1911). Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. «Экзотическая» живопись Гогена – «А ты ревнуешь. », «Ее зовут Вайраумати», «Женщина, держащая плод» – отражает не столько природные качества предметов, сколько эмоциональное состояние художника и символический смысл задуманных им образов.
Он работает в технике лессировки. Это значит находить гармонию между многими соотношениями». Иногда Моне менял полотно каждый час, чтобы изобразить изменения пейзажа. П. Сезанн «Гора Сент-Виктуар». его творчество граничит с искусством Рафаэля и Джорджоне.
Около 1909. Его называют предтечей кубизма. На фоне вспаханной нивы и огромного солнечного диска появился разбрасывающий семена крестьянин (Сеятель, 1888 г. ), затерялись в осеннем винограднике собирающие урожай женщины (Красный виноградник, 1888 г. ). Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником.
Поль Сезанн жил в провинции, Поль Гоген вообще покинул Францию и уехал на Таити. Ван Гог Винсент (Gogh, Vincent van) (1853-1890), голландский художник и график, наряду с Сезанном и Гогеном крупнейший представитель постимпрессионизма. Характерной для этого времени стала композиция «Едоки картофеля» (1885), которая по манере исполнения и темной цветовой гамме близка живописи Ж. -Ф. Работали в направлении пуантилизм и дивизионизм. Поздние пейзажи, одновременно объёмные и плоскостные, предвосхитили последовавшие всего через несколько лет кубистские опыты (кубизм) Брака и Пикассо.
Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал и отвергал некоторые принципы своего предшественника. Представители: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и др. Эти поиски шли разными путями: и «синтетический» символизм Гогена и «набидов» и «декоративная стихия» модерна Тулуз-Лотрека и конструктивистское видение мира Сезанна и сверхчувствительная выразительность формы и цвета Ван Гога, – и явились связующим звеном между искусством XIX и XX вв., дав развитие многим ведущим художественным тенденциям последующего времени. Сезанна интересовало не столько мимолётное впечатление от игры света, сколько материальная предметность натуры. Часто героями портретов были его жена Гортензия, которую он писал более сорока раз и он сам.
В конце 1880-х гг. Он постоянно жаловался брату на недостаточную силу даже его любимого ярко-желтого цвета. Цветовая гамма его парижских полотен становится более светлой используемые ранее темные серовато-землистые цвета уступают место чистым голубым, золотисто-желтым, красным оттенкам («Мост через Сену», 1887 «Папаша Танги», 1887). В качестве научного обоснования этого разложения цветов они использовали «Науку о цвете» Шеврейля, стремились создать собственную научную теорию цвета. Ещё одно отличие было близко русским новаторам: замена категории света накатегорию цвета (А. А. Фёдоров-Давыдов).
Воспоминаниями о днях юности навеян образ высокой сосны в картине «Большая сосна близ Экса» (1890), в которой Сезанн стремится решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и передать изменчивость вечно живущей природы. Моне и Ренуар выставлялись в Салонах, Писсаро примкнул к группе неоимпрессионистов. Наих картинах предметы укрупнены (как иразмер полотен), пространственные смещения утрированы, объёмы кажутся весомее, цветовые контрасты интенсивнее ирезче. Также среди участников был Писарро и последователи импрессионистов.
Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объёма, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Например, ночное кафе для него – место, «где можно сойти с ума» или «совершить преступление».
Вюйяр, П. Сезюрье, К. Руссель, А. Майоль. Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1893 Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в1895 вновь возвращается на остров. В то время зародились такие жанры постимпрессионизма, как: пуантилизм, синтетизм, клуазонизм, творчество группы художников«Наби» и в конце концов модерн. Для периода творчества Сезанна 1872-1879-х именуемого импрессионистическим, характерны приближенная к реальной жизни трактовка образов, стремление к тонкой передаче световоздушной среды и «осветление» колорита.
Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ("Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Сезанн не дематериализует форму, у него нет картин сложного содержания. Самым выдающимся представителем модерна в английской архитектуре был Чарльз Макинтош (1868-1928).
не наблюдается такого яркого развития импрессионистического направления, как в живописи. Картины Поля Гогена (1848-1903) — всегда ярки, орнаментальны идеализированы, подчеркнуто декоративны, символически условны, чем-то напоминают узоры пестрых восточных тканей. Анри Матисс писал: "Художники-импрессионисты, в частности Моне, Сислей, обладали тонкими ощущениями, мало отличными друг от друга. После смерти слава художника быстро росла. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, не методом. Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Темы насилия и страха звучат не во всех ранних картинах Сезанна. Он изображал не данный эффект согнутого ветром дерева, а самый рост дерева из земли.
Автор обладает удивительным умением выразить напряженные внутренние усилия, подчинить форму определенному психологическому переживанию. Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залито уличное кафе. Мане сближается с импрессионистами, пишет на пленере. Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Современники отказывались покупать картины Ван Гога, за которые их потомки будут выкладывать сотни миллионов долларов и в конце концов художник покончил с собой.
6991 см. Фонд Петра Кончаловского), Ларионов («Груши». Этот мотив источника света встречается во многих произведениях Ван Гога и самое раннее из них — «Едоки картофеля».
Куда мы идем. », «А, ты ревнуешь. »). Сезанн говорил: «Живопись – не значит рабски копировать действительность. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген). Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой.
С. 29) инициировал их публикацию вфевральском номере журнала «Искусство» (1905. «Цвет лепит предметы» – утверждал Сезанн. Художник хотел обратиться к вечным, вневременным темам.
В ней уже не участвовали ни Моне, ни Ренуар – самые яркие представители импрессионизма. Сезанн перешел к модулированию замкнутых цветовых плоскостей. Никакого возмущения со стороны "классиков" это не вызвало. Он хотел «слиться с природой» и в 1891 г. уехал на Таити (остров во Французской Полинезии), где проживал в Папеэте, создав там 80 полотен.
1909 и«Деревенские купальщицы». Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Холст, масло. Галле создал технику эмалевой росписи «лунный свет», включая в стеклянную массу золотую и серебряную фольгу. Впрочем, это его увлечение было недолгим.
Вцелом он продолжает иразвивает «западническую» концепцию происхождения авангарда исобственного творчества («От Сезанна досупрематизма. Огромное впечатление насовременников произвёл представительный показ постимпрессионистов навыставке «100лет французского искусства» (1912. Круг идей модерн зачастую заимствовал у символизма. (М. Аксенова 2009:2) Однако модерн отличался внутренней противоречивостью: был ориентирован на изысканный, утонченный вкус, поддерживал принципы "искусства для искусства" и в то же время стремился к обслуживанию и "воспитанию" массового потребителя. Стремление эстетизировать стиль жизни обусловливает и эксперименты героя, одним из которых является траурный обед, данный «по случаю внезапного упадка сил». Постоянно конкурируя за способы выражения с меняющимся импрессионизмом (существующем параллельно), художники-постимпрессионисты прибегают даже к декоративной стилизации. Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами.
Он умер в 1926 г. Эдуард Мане (1832-1883) был сыном богатых родителей, получил академическое художественное образование в мастерской Кутюра. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе». Голландский художник Винсент Ван Гог, крупнейший представитель постимпрессионизма, художник, рисовальщик, офортист и литограф, завоевавший своими работами мировое признание, родился в 1853 г. в местечке Грот-Зюндерт близ Бреды (Северный Брабант) в семье сельского священника. Также для живописи модерна характерны сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Однако после переезда в 1886 г. в Париж, когда художник попадает под влияние импрессионизма и японской цветной гравюры на дереве ("грешный мир"), его работы становятся светлее по колориту и разнообразнее по тематике – пейзажи, портреты и натюрморты.
НГХМ). Нищета, алкоголизм и приступы душевной болезни привели художника к самоубийству. Первые его произведения носят подчас подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875). Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс.
Быстро пополнялись произведениями постимпрессионизма собрания Щукина (кначалу 1910-х ему принадлежало 16картин Гогена, восемь– Сезанна ичетыре– Ван Гога) иМорозова (вего коллекции выделялись 17первоклассных «Сезаннов»). Он говорил, что изображает не реальную жизнь, а «свои мечты о ней».
Цвет у него становится главным выразителем эмоций. Soleil levant» («Впечатление. Время, проведенное на Таити (1891-1893 и 1895-1901) и острове Доминик (1901-1903), стало самым плодотворным для художника. Постепенно Ван Гог оказался в тисках тяжелого психического заболевания. Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам в искусстве.
После кратковременного (1893-1895 гг. ) возвращения во Францию из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию – сначала на Таити, а с 1901 г. на Маркизские острова, где и умер. Это портреты близких людей, друзей, автопортреты, пейзажи («Берега Марны»), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов»), портреты-типажи («Курильщик»), редкие сюжетные изображения («Игроки в карты»). Живопись Гогена – это мир чуда, сказки. Клод Моне прошел все этапы.
Кто мы. Наиболее показательны в этом отношении работы «Под пандановыми деревьями» (1891), «Чудесный источник» («Сладкие грезы», 1894), в которых отражены легенды маори. Вотличие отпервого, бубновалетского периода, теперь это неколлективное движение художники, ранее принадлежавшие кразным группировкам (бывшие бубновалетцы Кончаловский, А. В. Лентулов, Рождественский, близкий кним А. А. Осмёркин, бывшие ослинохвостовцы А. В. Шевченко иК. С. Малевич), «приникают» кСезанну поодиночке, находят индивидуальные стилистические решения «внутри» сезанновской традиции.
В 1891 г. во второй раз уезжает на Гаити. Ранний этап творчества не принес молодому художнику ни удовлетворения, ни признания. 1865), «Оргия» (ок. Представители течения использовали особую художественную технику (дивизионизм или пуантилизм).
Наиболее известной его картиной считается полотно «Крик» (1893). входят в незавершённый цикл "Фриз жизни". Подобный эффект достигался благодаря технике грубого крупного мазка. Основной темой его творчества стали островитяне. ГРМ) идругих работах, где авторы преподносят публике «сниженный» образ творческой личности. Его картины – это не этюды, а законченные произведения.
Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь. », 1892, Музей изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго»). Избегайте движения, которое делает ваши фигуры застывшими, – писал Гоген. Холст, масло. Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию "болезнью", Гоген, жаждущий "слиться с природой", в 1891 г. уезжает на Таити. В 1860-е гг.
Постимпрессионизм представлял собой взаимодействие различных творческих систем (отдельных художников и целых направлений). На протяжении 1907–1908 интерес кпостимпрессионизму быстро возрастал. В1908 Париж посетил И. И. Машков. Художники понт-авенцы призывали живописца следовать «таинственным глубинам мысли». В картине Таитянка, держащая плод силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Но он не боролся с её пороками, а бежал от них. Художник постоянно сомневался в правильности выбранной им дороги.
При жизни была продана лишь одна его картина. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Cезанна и проч. Эти поиски шли разными путями: это и пуантелизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк) и символизм Поля Гогена и группы Наби (Морис Дени, Поль Серюзье, Эдуард Вюйар, Пьер Боннар и др. ) и создание линейно-живописного строя стиля модерн (Анри де Тулуз-Лотрек и др. ) и проникновение в конструктивную основу предмета (Поль Сезанн) и даже предвещавшая опыты экспрессионизма живопись Винсента Ван Гога (сверхчувствительная выразительность формы и цвета, как связующее звено между искусством XIX и XX вв). Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами. Поль Гоген — «Лучший» друг Ван Гога — именно такая кличка закрепилась за этим художником.
Иногда он в композиции прямо следует классическим произведениям. Особенно новаторским явилось внутреннее решение особняка, где регулярная планировка была заменена свободным расположением помещений с учетом их функционального назначения. Интерес к взаимодействию меняющегося и постоянного наиболее ярко отразился в поздних натюрмортах художника («Натюрморт с драпировкой», 1898-1899).
Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк). После множества экспериментов и формируются направления сложившиеся в постимпрессионизм, а сами направления со временем породят разнообразие стилей модерна (Модернизм). Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Напротив, один из основоположников импрессионизма Камиль Писсарро, дебютировавший в Салоне 1859 г. и участвовавший в Салоне отверженных (1863) как импрессионист, с 1985 г. переходит на позиции постимпрессионизма и в течение пяти лет работает в технике пуантилизма.
Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Образцом «пластического» модерна является Каса Батло архитектора А. Гауди в Барселоне (см. Он стремился к тому, чтобы передать чистый цвет предмета, который нисколько не зависел бы от освещения. ГРМ), Гончарова («Пейзаж скрасной землёй». Ему удается передавать мгновения, выхваченные из потока жизни большого города («Бульвар Капуцинок в Париже»).
Если Англия выступила как зачинатель, то Франция стала распространителем нового стиля, называемого здесь «ар нуво» («новое искусство»). К постимпрессионистам относят представителей пуантилизма (Ж. Сера, П. Синьяк), участников группы «Наби», А. де Тулуз-Лотрека. Отсылка кГогену читается в«Автопортрете сжёлтыми лилиями» Гончаровой (1907–1908. Её использовал Д. Д. Ещё дальше отошёл от импрессионистов Гоген. Это было первоначальным условием объединения импрессионистов.
присоединился к импрессионистам, но никогда не разделял их целей и не принимал их техники. В пластике второй половины XIXв. Зарождение неоклассицизма как общеевропейского направления архитектуры в рамках модерна граничит с постройкой архитектором Францем Штуком (1863-1928) виллы в Мюнхене. Первый этап сезаннизма приходится нагоды расцвета «Бубнового валета» (1912–1916). Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, лучшие свои работы Гоген написал именно там.
Импрессионистический метод был доведен до своего логического завершения в творчестве таких художников, как Жорж Сёра (1859-1891) и Поля Синьяка (1863-1935). Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе. Он утверждал, что работает не с натуры, а «параллельно натуре». Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом.
Его отец был бакалейщиком. Так, А. Г. Явленский пережил увлечение живописью Ван Гога в1905, Гогена– в1907. Пейзажи этого художника подобны душе человека – в них также происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, а деревья взывают о помощи. Это не идеальный образ красоты, а современный портрет, холодно передающий сходство «без поэтических затей».
Милле. Отсюда следовало, что все их полотна похожи. Однако, постепенно цельная картина миратеряется («Туман в Лондоне», 1903 «Поле маков»). Обе– 1928). Однако «комплексное» воздействие постимпрессионизма (кнему вконце 1900-х– начале 1910-х примешивалось влияние фовизма, затем кубизма) сочеталось убудущих авангардистов сусвоением уроков отдельных мастеров.
В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Тематика картин Дега типична для импрессионистов и довольно ограниченна. Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). 1902-1904 гг. Ван Гог оказал влияние на фовистов и экспрессионистов.
Дени, П. Серюзье, Э. Вюйар, П. Боннар).
В 1874 г. открылась первая выставка батиньольцев в фотографическом ателье Надара. 1908. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. С марта 1865 г. начинает выставляться в Салоне. Испытывал с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считал цивилизацию «болезнью». цв.
До конца жизни подписывает Свои картины, добавляя «ученик Писсарро». пуантилизм) также причисляют к постимпрессионизму.
Прежняя, академическая система их неустраивала изаоснову новой системы обучения были взяты живописные принципы Сезанна (поКончаловскому– «метод», поМалевичу– «система»). Не дожив до признания в 1883 г. умер Мане. Синяя гамма, от голубой до иссиня-черной, казалась ему цветом холодной, бесстрастной вечности, ночного неба, смерти: «Хлеба и кипарисы», «Дорога в Провансе», «Терраса кафе ночью», «Звездная ночь».
15 марта 1874 г. открылась первая выставка импрессионистов (всего 160 работ из них 9 – Моне, в том числе и знаменитая, давшая название всему направлению картина). П. Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. Достаточно назвать самых известных: Дега, Ренуан, Мане, Моне, Писсарро, Сезанн, Моризо, Лепик, Легро, Гоген, Ренуар, Тило, Форен и многие, многие другие.
Ему свойственен направленный мазок, стиль волнистых полосок («Прогулка заключенных», «Автопортрет с перевязанным ухом», «Подсолнечники», «Ирисы»). Постимпрессионизм виделся новым словом даже всравнении споздним импрессионизмом («соборами» Клода Моне), поскольку резко смещал акцент спередачи видимых свойств натуры наеё интерпретацию. Он снова и снова писал яблоки. Иная судьба ожидала наследие Сезанна. Таковы главные герои сезанновских композиций. Постимпрессионизм (от фр.
Отсюда и дригие названия этого этапа импрессионизма – дивизионим (division – разделение) или пуантеризм (point – точка). Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. В его картинах и рисунках из жизни парижской богемы (актеров, циркачей, завсегдатаев кафе, проституток) язвительная ирония подчеркнута выразительной остротой композиции, утонченностью штриха, точностью цветового пятна. Данный период получил название постимпрессионизма (от латинского post — после). Директор парижской фабрики «Гобелен» химик М. Э. Шеврейль (1789-1889) опубликовал в 1839 году свой труд «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов».
У Ван Гога цвет эмоционален, у Гогена – декоративен. 8–9) врубрике «Парижский салон 1904» были помещены репродукции ссеми работ Гогена, картин Ван Гога («Поле») иСезанна («Фрукты ипеченье»). Сёра, П. Синьяк), участников группы «Наби», А. де Тулуз-Лотрека.
Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объёма, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причем— и материальные и духовные. Как архитектор Макинтош опирался на традиции строительства сельского шотландского жилища и так называемый «баронский стиль» средневековых шотландских замков, т. е. был типичным представителем неоромантизма.
Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур и делал их структуру однородной. Вконце 1900-х отдельные попытки писать вего манере предпринимали Кончаловский («Франция. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Куда идем. » (1897, Музей искусств, Балтимор). Обращаясь к композиции «Сельского концерта» Джорджоне, он интересуется прежде всего проблемой солнечного света, световоздушной среды, в которой представлены как фигуры, так и предметы.