Краски Сезанна светятся всем богатством своих возможностей. Законом для них стало одно из высказываний Делакруа о колорите: «Колористическое искусство, очевидно, граничит с математикой и музыкой». Его отец был бакалейщиком. В 1860-е гг. Наиболее близок к импрессионистам в некоторых работах Огюст Роден (1840-1917). Первой попыткой можно считать доклад поэта ихудожника С. П. Боброва наВсероссийском съезде художников (конец 1911), вкотором он декларировал создание Ларионовым иГончаровой нового течения– пуризма, аего истоком провозглашались постимпрессионизм ирусский изобразительный фольклор. Они утверждали, что смешение цветов уничтожает их силу.
Именно в этот момент сотрудничество художников завершилось. Принимая многие художественно-эстетич. В постимпрессионизм входят два течения – пуантилизм (Поль Синьяк, Жорж Сера, некоторое время к ним примыкал Камиль Писсарро) и интеллектуальный декоративизм (Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс, Жорж Руо, Пьер Боннар). Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. Создав стилизацию таитянского искусства, Гоген вызвал интерес к искусству неевропейских народов («Таитянские пасторали», «Откуда мы пришли.
Литературное наследие. Синьяк неоднократно подчеркивал, что главный их принцип не пуантилирование (писание точками — лишь технический и достаточно утомительный прием), а разделение. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили две большие выставки Поля Сезанна — в 1904 и 1906 гг.
Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства. Soleil levant» («Впечатление. Ему удается передавать мгновения, выхваченные из потока жизни большого города («Бульвар Капуцинок в Париже»). Человек напряженной внутренней жизни, обостренных чувств, художник не мог смириться с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующему своему этапу — синтетическому. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк).
Группа Наби, набиды (франц. Единственное, что объединяет художников П., – их опр. pointiller – писать точками) – группа художников во главе с Ж. Сера (П. Постимпрессионизм – (фр. Они не входили, как импрессионисты, в единую группу. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причем— и материальные и духовные.
Используя распространенное сравнение искусства с зеркалом, П. Гоген утверждал, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника. Элементы абстрактности, заложенные в искусстве Сезанна, привели его многочисленных последователей «сезаннистов» к живописи отвлеченности. Это портреты близких людей, друзей, автопортреты, пейзажи («Берега Марны»), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов»), портреты-типажи («Курильщик»), редкие сюжетные изображения («Игроки в карты»). Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины. С конца1880-х гг.
Шостакович в опере «Нос», А. Г. Поль Сезанн (1839-1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке в 1874 г., затем уехал в Прованс и жил замкнутой, но напряженной творческой жизнью. В полной мере это реализовали постимпрессионисты (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек). Встатьях конца 1920-х Малевич доказывает принципиальное отличие «нового искусства», родоначальником которого явился Сезанн, от«изобразительного», тоесть образно-повествовательного искусства вцелом («Анализ нового иизобразительного искусства (Поль Сезанн)» «Новое иизобразительное искусство». Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником.
Пг., 1920). религиозностью в ее просветленно-элегич. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ (от лат.
Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Cезанна и проч. Законом для них стало одно из высказываний Делакруа о колорите: Колористич. Ранний период его творчества связан с импрессионизмом. Восприятие постимпрессионизма русскими художниками было изначально двойственным. Он не пользуется светотеневой моделировкой, а накладывает цвет ровными плоскостями.
Эдгар Дега (1834-1917) был выходцем из старинной банкирской семьи, получил художественное образование, связанное с академической школой, поклонялся до конца жизни Энгру и Пуссену. Восполнить этот пробел помогали зарубежные поездки. находки своих предшественников на основе научных достижений. Мане сближается с импрессионистами, пишет на пленере. В 1882 г. организована наиболее представительная выставка. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».
Важным событием впроцессе узнавания постимпрессионизма молодыми московскими художниками стала выставка «Салон Золотого руна» (1908). Искусство Гогена связывают с направлениями символизма, примитивизма. Первым объектом подражания и«цитирования» стал Ван Гог. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела и при этом фигура выглядела очень выразительно. В 1899г.
«Он играет на органе как Цезарь Франк», – говорили про него. 1908.
П. Сезанн называл свое искусство «размышлением с кистью в руках». К сожалению, при жизни он былмерзавцем и неудачником, но его спасколоссальный талант. Представители его многочисленны и многогранны. Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства.
Изображаемый импрессионистами мир как бы «поплыл», вибрируя, теряя устойчивость и определенность форм. Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. В пластике второй половины XIXв. Сильное воздействие на них в этом плане оказала серия статей Давида Сютте (Sutter) Les Phenomenes de la vision в журнале LArt, в к-рых были сформулированы 167 правил, существенно повлиявших на становление нового движения.
Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Творчество Ван Гога охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние 5 лет. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован Манифест символизма (1886) поэта Жана Мореаса.
Своей стилизацией таитянского искусства Гоген вызвал интерес к искусству неевропейских народов. Единственная объединяющая всех художников – постимпрессионистов особенность – это отталкивание от фундаментальных основ импрессионизма, на которых и сформировались их самобытные художественные и эстетические изыскания. Постимпрессионистыстремились передать на своих полотнах не сиюминутность жизни, а общую атмосферу, сущность состояния жизни, ее материальные и духовные составляющие. искания. Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1893 Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в1895 вновь возвращается на остров. синтетизм). Вюйяр, П. Серюзье, К. Руссель, скульптор А. Майоль. способ разложения сложных цветовых тонов на элементарные составляющие (научно выверенные локальные цвета), к-рые необходимо было наносить на холст раздельными точечными мазками с расчетом на их оптич.
Сами члены группы не были едины. Наиболее импрессионистичны его картины «Бар в Фоли-Бержер» (1882), «Бал-маскарад в Опере» (1873). Обобщенное название периода художественной жизни и художественного феноменального поля во Франции (в основном), возникшего после (post) импрессионизма (последняя выставка импрессионистов — 1886 г. ), на его основе и длившегося до появления кубизма, т. е. Клод Моне (1840-1926) любил рисовать шаржи друзей и знакомых.
(В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты». Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. В1891 г. Гоген уезжает на Таити – один из островов Тихого океана.
Общим качеством становится подчёркнуто станковый характер картины, отказ отсхематизации формы ицвета, внимание кпространству и«протекающему» голубому тону вживописи мастера. орнаментикой и вост. postimpressionisme, от лат. В 1874 г. открылась первая выставка батиньольцев в фотографическом ателье Надара. В следующем, 1895 году торговец картинами Воллар предложил Сезанну прислать свои произведения на выставку и художник, не выставлявшийся до этого 20 лет, отправил в Париж 150 картин. ГРМ), Гончарова («Пейзаж скрасной землёй».
Для набидов характерно увлечение др. Современная жизнь передается художником в богатстве быстро меняющихся ощущений. Он говорил, что работает не с натуры, а «параллельно натуре». post – после, т. е. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причем – и материальные и духовные. ГТГ), «Автопортрете сПетром Кончаловским» Машкова (1910.
Но он не боролся с её пороками, а бежал от них. 15 марта 1874 г. открылась первая выставка импрессионистов (всего 160 работ из них 9 – Моне, в том числе и знаменитая, давшая название всему направлению картина). В раннем детстве Ренуар расписывал веера, был живописцем на фарфоровой фабрике, отсюда – его текучесть мазка. В 1894 г. Писсарро писал: "Я нахожу, что сам метод (постимпрессионизма. Сезанн сознательно искривляет предметы, чтобы показать их с разных точек зрения. Это сезаннизм с«поправкой» Матисса, отчасти народного искусства (мотив подноса или фольклорной картинки навтором плане), его образы отмечены жизненной энергией иоптимизмом. Сёра, П. Синьяк). Но, по его мысли, роль трёх представителей постимпрессионизма вэтом процессе различна: Гогена он нерассматривает вэтом аспекте, Ван Гога видит предтечей футуризма, Сезанну всоответствии севропейской парадигмой отводит важнейшую роль провозвестника кубизма. Впрочем, это его увлечение было недолгим.
В частности, Синьяк писал, что неоимпрессионисты «придерживались неизменных законов искусства: ритма, чувства меры и контраста» и пришли «к новой технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и гармонии, что им казалось невозможным ни при каком другом способе». В 1899 он опубликовал теор. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения. Многие исследователи причисляют наби к этой франц.
В своем творчестве набиды опирались на широкий круг предшественников (прерафаэлитов, символистов, некоторые тенденции и формы народного французского искусства, японскую гравюру, но особенно — на творчество П. Гогена, его «символический синтетизм»). После кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию: сначала на Таити, а с 1901 г. на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и интенсивно работает: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. Первый этап сезаннизма приходится нагоды расцвета «Бубнового валета» (1912–1916). искусство очевидно граничит с математикой и музыкой.
Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Так, А. Г. Явленский пережил увлечение живописью Ван Гога в1905, Гогена– в1907. Опираясь на психофизиологию восприятия цвета, научные теории цвета (Э. Шеврей-ля и др. Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. разновидности модерна.
В его пейзажах почти нет совершенно прямых линий. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. В1918 Кончаловский, Лентулов, Шевченко идругие были приглашены вреформированное МУЖВЗ (ГСХМI иII). Сильное воздействие на них в этом плане оказала серия статей Давида Sutter «Les Phenomenes de la vision» в журнале «LArt», в которых были сформулированы 167 правил, существенно повлиявших на становление нового движения. Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань).
Когда через брата Тео, служившего в частной картинной галерее, Ван Гог сблизился с импрессионистами, его техника стала более свободной, смелой, палитра высветлилась («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Пристальное внимание художника стали привлекать образы скромных тружеников (Доктор Рей, 1889 г. Колыбельная, 1889 г. Портрет почтальона Рулена, 1889 г. ). Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом. период 80-х гг.
Подобно Ван-Гогу, он тоже хотел протестовать своим искусством против окружающей действительности. post – после и импрессионизм) общее название течений в живописи кон. Эти идеи близки идеям позитивизма. Основной мотив творчества Ван-Гога беспокойство, невозможность примирения с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Он изображает будни театра, в основном балета, сцены скачек.
Пятнадцать его полотен изображали стога сена при разном освещении. Его учениками и последователями стали художники образованной им Понт-Авенской школы и участники группы «Наби» (французский вариант модерна). пер.
Иногда Моне менял полотно каждый час, чтобы изобразить изменения пейзажа. Осенью 1890 г. мастер неожиданно для себя открывает «серийный» способ работы. Л. Б., В. Б.
С конца XIX – начала XX вв. nabis от древнееврейского navi — пророк) объединяла таких художников, как М. Дени (один из главных ее теоретиков), П. Боннар, Э. Бернар, Ж. -Э. Вюйяр, П. Серюзье, К. Руссель, скульптор А. Майоль. Иногда сезаннисты усваивали только формальную сторону творчества Сезанна. Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. Поль Гоген — «Лучший» друг Ван Гога — именно такая кличка закрепилась за этим художником.
В эстетич. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления. Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника.
Постимпрессионизм (пост — после импрессионизм) — общее обозначение множества жанров живописи, которые вытекали из импрессионизма, является достоянием французской культуры и важным периодом в её развитии. Постимпрессионисты отошли от правил стандартного тогдаимпрессионизма и изображали главные аспекты реальности, но прибегали к декоративным приёмам. Прежняя, академическая система их неустраивала изаоснову новой системы обучения были взяты живописные принципы Сезанна (поКончаловскому– «метод», поМалевичу– «система»). и мифол. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком ее изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объема, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт.
Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга. Он умер в 1926 г. Эдуард Мане (1832-1883) был сыном богатых родителей, получил академическое художественное образование в мастерской Кутюра. В духовно-теор. Произведения Ренуара производят впечатление картин сделанных с необычайной легкостью. В последней из них разные люди объединены единством судьбы и духовного подъема.
Представители: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и др. Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Он заставляет их служить себе, выражению своего внутреннего состояния.
Поль Сезанн «Автопортрет» (1875)Французский художник-художник, яркий представитель постимпрессионизма. Получил хорошее общее образование, но в детстве способностей к живописи не проявлял. Отсюда и дригие названия этого этапа импрессионизма – дивизионим (division – разделение) или пуантеризм (point – точка). Излюбленным местом из работы был «лягушатник» – местечко на Сене близ Парижа («Купание на Сене, 1869 «Обнаженная», 1876 «Качели», 1876 «Завтрак лодочников, 1881 «Бал в Бужевале» «Девушка с веером»). У Синьяка и Кросса цветовые решения их картин имели более открытый эмоц. А некоторые художники сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами.
В детстве его звали Оскаром. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Ван Гог считал, что есть цвета, которые «любят» и есть такие, что «ненавидят» друг друга. Импрессионисты стремились выразить не столько то, что видят (сюжет произведения отходит в импрессионизме на второй план), сколько то, как видят, а новое видение обращалось непосредственно к «зрительной сущности» вещей. Интервалы формы и цвета контрастируют и сливаются как в музыкальном произведении.
построенностью и выверенностью композиций. Символизм в изобразительном искусстве: Франция и Бельгия. Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Вторая волна сезаннизма зарождается в1917–1920, впериод распада общества «Бубновый валет» ипобеды радикальных течений авангарда. На этой волне многие мастера начали искать способы, которыми можно разнообразить и развить этот жанр.
Кто мы. Они уже стремятся изображать самые основные, "главные" элементы окружающего мира. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма. post — после и импрессионизм), общее название течений в живописи кон.
Вконце 1900-х отдельные попытки писать вего манере предпринимали Кончаловский («Франция. Он никогда не разлагал, не растворял предметы в цветовоздушной среде. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Статику, основывающуюся на науке неоимпрессионизма, он превратил в управляемую субъективным восприятием динамику.
Лит. : Ревалд Дж. Даже обычные дома или комнаты («Хижины», 1888 «Спальня», 1888) приобретают у Ван Гога подлинный драматизм. Например, в картине Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г. ) сами эти предметы изображены сухо и схематично, словно нарисованы карандашом. Подлинными учителями для Мане являлись Тициан, Веласкес, Гойя, Хальс, Рубенс.
Её тетраптих «Сбор плодов (1908. Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г. ) и «Аккордеонисте» (1911 г. ) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г. ) Жоржа Брака.
Изщукинской коллекции были воспроизведены «Цветы ввазе» и«Масленица» Сезанна, «Таитянский пейзаж (Лошадь надороге)» (вжурнале назван «Остров Таити») Гогена и«Арена вАрле» («Бой быков») Ван Гога. Постимпрессионизм охватывает период с 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов, на которой были впервые представлены работы неоимпрессионистов, до 1910-х гг., возвестивших о рождении абсолютно нового искусства в формах кубизма и фовизма. Глубже других восприняла искусство Гогена Н. С. Гончарова. В духовно-теоретическом плане сильное влияние на них оказали восточные эзотерические учения, получившие в те годы достаточно широкое распространение в Европе (в частности, вышедшая в 1889 г. книга Э. Шюре «Великие Посвященнные» стала для них почти настольной книгой). 7–9).
Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Но он не боролся с её пороками, а бежал от них. Ван Гог. М., 1976. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы.
пуантилизм) также причисляют к постимпрессионизму. Дега не признавал живописи на пленере, не занимался пейзажем. В картине Таитянка, держащая плод силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Сезанн говорил: «Живопись – не значит рабски копировать действительность.
Около 1910– Ларионова). Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Гоген преднамеренно нарушает перспективу, он пишет, не сообразуясь с воздействием световоздушной среды, как импрессионисты, а преображая реальную природу в декоративный красочный узор.
Куда мы идем. », «А, ты ревнуешь. »). Его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере.
Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга. Заметное влияние оказал Ван Гог наЛарионова иН. С. Гончарову: оба некоторое время писали «вибрирующим мазком» (Дж. Ревалд), пытаясь совместить свето- ицветопередачу натуры. Первые его произведения носят подчас подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875).
Голова Пьеро, напротив, опущена вниз, он углублен в себя. Дневники. Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе. Это – "Прогулка заключенных" (1890), одна из самых безысходных и исполненных глухого отчаяния картин художника.
Новозникновение «русского сезаннизма» как оригинального направления относится к1912–1913. смешение в глазу зрителя. Уже в начале XIX века сущность цвета вызывала всеобщий интерес. Не случайны вот таким образом и их стремление к монументальной живописи — росписи храмов, залов дворцов и частных домов и их тесные контакты с театром (Theatre de lOeuvre). При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе».
Клод Моне на этой выставке представил картину «Impression. Изучение солнечного света изменяющего локальные тона предметов, обогатило художников–импрессионистов новыми знаниями. гравюру, но особенно – на творчество Гогена, его символич. Шнитке в «Pianissimo», написанной по мотивам рассказа Ф. Кафки, в этом произведении с помощью пуантилизма изображается аппарат для изощрённой казни иглами. его творчество граничит с искусством Рафаэля и Джорджоне. (от лат.
Коллаж стал весьма популярным в среде кубистов. Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залито уличное кафе. Набиды изучали древнюю символику, восточные легенды и т. п. Импрессионистской объемности и увлечению пленэром они противопоставили плоскостность и подчеркнутую декоративность своих композиций, стремление изображать свои мечты и грезы, религ.
В качестве научного обоснования этого разложения цветов они использовали «Науку о цвете» Шеврейля, стремились создать собственную научную теорию цвета. сейчас уже невозможно писать в старой беспорядочной манере. Поль Синьяк. ГТГ). Служил он в алжирском полку. В 1860-е гг. он опубликовал теоретическую работу «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», посвященную памяти Сера, в которой, оправдывая методику дивизионизма, доказывал, что разделение цветов логически было предопределено ходом истории искусства.
Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. 2). Художник усиливает интенсивность тонов ибо его интересует не цвет травы в определенном освещении, в конкретное время суток, как Клода Моне, а цвет травы вообще. Кто мы. Испытывал с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считал цивилизацию «болезнью». смесью этих раздельных элементов, взятых в нужных пропорциях согласно осн. В конце 1880-х гг.
Сезанн вернул фигурам и телам весомость, объемность и материальность, утраченную импрессионистами. Однако главная роль в определении творческого метода постимпрессионизма принадлежала П. Сезанну, В. Ван Гогу и П. Гогену. Брак «Композиция с трефовым тузом», 1913 г. ).
Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. В 35 лет он оставляет работу в банке и посвящает себя искусству.
Гоген)» («Золотое руно». Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, не методом. Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. В невиданном творческом подъеме Ван Гог начинает лихорадочно работать, как будто чувствуя, как мало времени ему отпущено («Красные виноградники в Арле», 1888). «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин», — упрекал он Пикассо, который в своих работах продолжал решительно дробить предметы и фигуры на составные части, упрощать их до строгих геометрических орм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. Напротив, один из основоположников импрессионизма Камиль Писсарро, дебютировавший в Салоне 1859 г. и участвовавший в Салоне отверженных (1863) как импрессионист, с 1985 г. переходит на позиции постимпрессионизма и в течение пяти лет работает в технике пуантилизма. Художники этого направления, уходя от академического изображения реальности (реализма в живописи), так же отказываются от поиска выражения сиюминутных впечатлений (творчества импрессионистов). Наней экспонировались потри картины Сезанна («Портрет жены художника», «Натюрморт» и«Чёрный замок») иГогена («Пейзаж.
теоретиком, вдохновителем и самоотверженным практиком этого движения. Поиски шли различными путями: это и пуантелизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк) и символизм Поля Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Эдуард Вюйар, Пьер Боннар и др. ) и создание линейно-живописного строя стиля модерн (Анри де Тулуз-Лотрек и др. ) и проникновение в конструктивную основу предмета (Поль Сезанн) и даже предвещавшая опыты экспрессионизма живопись Винсента Ван Гога. К постимпрессионизму относится и неоимпрессионизм, доведший до логического завершения разработанный и практически реализованный импрессионистами метод пространственного (оптического) смешения цветов (Ж. Сёра, П. Синьяк). Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников. Цвет лепит предметы, – говорил Сезанн. Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура.
Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства. 19 в. – сер. К постимпрессионизму относится и неоимпрессионизм, доведший до логического завершения разработанный и практически реализованный импрессионистами метод пространственного (оптического) смешения цветов (Ж.
– Ю. Б. ) плох: вместо того, чтобы помогать художнику, он сковывает и замораживает его. Помимо формальных элементов, Гончарову роднит сГогеном своеобразная «почвенность», оттенок мистицизма художница заимствует унего итип «загадочного» натюрморта, включающего портрет– толи «живое», толи написанное нахолсте лицо («Натюрморт спортретом ибелой скатертью». В костюме Арлекина художнику позировал его сын, а в костюме Пьеро – приятель сына.
Синьяк неоднократно подчеркивал, что главный их принцип не пуантилирование (писание точками – лишь технич. Вцелом он продолжает иразвивает «западническую» концепцию происхождения авангарда исобственного творчества («От Сезанна досупрематизма.
Кто мы. Постимпрессионисты (В. Критический очерк». В 1891 г. он уезжает на Таити, пленившись примитивной жизнью полинезийских племен, которые сохранили, по его мнению, безмятежный покой, первозданную чистоту и цельность, присущие детству человечества. НГХМ).
Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные. плане сильное влияние на них оказали вост. Его называют предтечей кубизма. Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма.
Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объема, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Этот крайне трудоемкий способ письма привел к эффекту создания более интенсивных (хотя и достаточно сухих) цветов, тонов, света в живописи. Директор парижской фабрики «Гобелен» химик М. Э. Шеврейль (1789-1889) опубликовал в 1839 году свой труд «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов».
Это годы напряженного, почти нечеловеческого труда. пуантилизм) также причисляют к постимпрессионизму. 30), а древнейшим его «предвосхищением» – средневековый гокет, где мелодия рассекается на фрагменты исполняемые по очереди разными певцами. «Точечная фактура» нередко используется в целях музыкальной изобразительности. Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон) «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк) большая композиция «Откуда мы пришли. При этом многие мелкие направления (например, пуантилизм), существовали только в данный хронологический период.
Тогда же был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Жана Мореаса. Неоимпрессионисты (или дивизионисты – от франц. Многие полотна его действительно напоминают восточные декоративные ткани.
Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. (от лат. ГРМ). division — разделение или пуантилисты — от франц. В 1870-е гг.
Во Франции выступает со своими картинами голландец Винсент Ван Гог (1853-1890) искусство которого теснейшим образом граничит с развитием французской живописи. Его целью было выразить себя. Восход солнца», 1872). Их картины пронизаны ощущением драматизма, чувствами ярости, боли, тоски.
Сезанн не дематериализует форму, у него нет картин сложного содержания. Постимпрессионизм (от французского слова postimpressionisme) – направление в мировой живописи возникшее в конце 19 века, вследствие упадка популярности импрессионизма и является естественным продолжением развития этого течения. Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезанновским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом.
Ван Гог стремился с помощью цветовых созвучий выразить свое отношение к изображаемому. Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля Гогена (1848-1903). Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций. 1909 и«Деревенские купальщицы». Не дожив до признания в 1883 г. умер Мане. Единственное, что объединяет художников П., — их определенное отталкивание от импрессионизма как от некоего фундамента, на основе которого начались их собственные художественно-эстетические искания.
Это то потрясающее мгновение, которое глаз едва успевает зафиксировать и которое потом надолго остается в памяти как миг наивысшей гармонии. прием), а разделение. В 1891 г. во второй раз уезжает на Гаити. Щукин собирал произведения постимпрессионизма сначала 1900-х, ноцеленаправленно– в1904–1908 (доэтого его интересовали преимущественно импрессионисты, после 1908– Анри Матисс, Пабло Пикассо иАндре Дерен). Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы более созвучны эпохе.
И хотя ряд направлений П. (неоимпрессионизм, символизм, французский вариант «модерна» «наби») качественно замыкается в указанных временных границах, творчество его ведущих мастеров П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. де Тулуз-Лотрека своей проблематикой кладет начало истории изобразительного искусства 20 в. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. Перечислять их можно очень долго, нобессмысленно, ведь большинство из них прожили несколько лет, онибыли признаны проходными и второсортными. во Франции, возникшего после импрессионизма (последняя выставка импрессионистов – 1886) на его основе и длившегося до появления кубизма, т. е.
Постимпрессионизмкак явление – неоднородное. Около 1909. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты».
Одновременно с импрессионистами в 80-х гг. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Ван-Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек, П. Сезанн) все, так или иначе, прошли «школу» импрессионизма. Кросс, Л. Писсаро и др. ), к-рый был гл. 8–9) врубрике «Парижский салон 1904» были помещены репродукции ссеми работ Гогена, картин Ван Гога («Поле») иСезанна («Фрукты ипеченье»). первого десятилетия XX в. К П. относят таких самобытных художников, как Сезанн, Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек и такие камерные направления в живописи того времени, как неоимпрессионизм и «набиды».
В 1886 г. состоялась последняя восьмая по счету выставка, но первая, которая имела успех. почву для фовизма и экспрессионизма. В1908 Париж посетил И. И. Машков.
Художники решили заново утвердить на полотне прочность и стабильность материи. После множества экспериментов и формируются направления сложившиеся в постимпрессионизм, а сами направления со временем породят разнообразие стилей модерна (Модернизм). Ван Гог оказал влияние на фовистов и экспрессионистов. Сущностью его исканий была передача формы соотношениями красочных тонов. Его палитра высветляется («Аржантей», 1874 «Берег Сены в Аржантейе», 1874 «Партия в крокет», 1873 «В лодке», 1874 г. ). 1870-1900. характер, что подготовило опр.
Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. духовными традициями. Здесь, на юге Франции, он начинает лихорадочно работать, как будто чувствуя, как мало времени ему отпущено («Красные виноградники в Арле», 1888). Знакомство с Камилем Писсарро и совместная работа на пленэре изменили живописный язык Сезанна. В эстетическом плане, обращаясь к художественному наследию прошлого, он стремился объединить в своих картинах вечное и преходящее, архитектонику и световые эффекты, человеческие фигуры и ландшафт импрессионистские вибрации и случайное с классической построенностью и выверенностью композиций. division – разделение или пуантилисты – от франц.
Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Моне и Ренуар выставлялись в Салонах, Писсаро примкнул к группе неоимпрессионистов.
Его композиции продуманы, в нем нет элемента случайности («Зонтики Мулен де ла Галетт»). Громкими скандалами сопровождалось появление «Завтрака на траве», в котором Мане изображает в непривычной живописной манере одетых молодых людей и обнаженных женщин. К реалистически монументальной скульптуре относятся его работы «Мыслитель», «Ева», «Адам», «Блудный сын», «Граждане Кале». Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины. Они изображали гнусность буржуазной «прозы жизни» и «бежали» от нее к естественности природы и нетронутых цивилизацией человеческих сообществ (как Гоген на Таити). pointiller — писать точками) — группа художников во главе с Ж. Сера (П. Синьяк, А. -Э. Кросс, Л. Писсаро и др. ), который был главным теоретиком, вдохновителем и самоотверженным практиком этого движения. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения.
В 1878 г. Роден впервые экспонировал в Брюсселе, а затем в париже скульптуру «Бронзовый век». законам контраста и градации. Немного раньше вжурнале «Мир искусства» (1904. Общее направление, обозначающее художественные течения, появившиеся после импрессионизма. Здесь, на юге Франции, он находит, как пишет своему брату Тео, цветовую гамму Делакруа, линии японской гравюры (увлечение которой было тогда повсеместным) и пейзажи, «как у Сезанна». Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. В творчестве постимпрессионистов сохранялось жизнеподобие образов, от которого позднее отказались многие авангардные мастера 20 в. Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни.
Гоген понимает цвет символически, вот таким образом заменяет реальный цвет натуры на фантастический. Содной стороны, они увидели внём определённый этап вразвитии искусства, накотором оно освободилось отобязанности воспроизводить видимый мир согласно академическим правилам (иреалистической традиции) неслучайно Кончаловский вписьме Машкову (1908) назвал Ван Гога иСезанна «освободителями». Отсылка кГогену читается в«Автопортрете сжёлтыми лилиями» Гончаровой (1907–1908. Последняя выставка набидов состоялась в 1899г., однако и после этого традиции движения продолжали в своем творчестве многие его участники. Он работает в технике лессировки.
Постимпрессионистом называют и Винсента Ван Гога (1853-1890) – художника, воплотившего смятенный дух человека. На протяжении 1907–1908 интерес кпостимпрессионизму быстро возрастал. Французский художник, крупнейший представитель постимпрессионизма. Письма. легенды и т. п.
не наблюдается такого яркого развития импрессионистического направления, как в живописи. Повышенный интерес к линеарному эстетизму и мягкой музыкальности обобщенных цвето-форм фактически вплотную приблизил их к Арт Нуво (см: Модерн). Пока актеры не играют и остаются самими собой. Что тут можно сказать, ждем фильм о Ван Гоге — С любовью, Винсент.
жизни гл. Импрессионистический метод был доведен до своего логического завершения в творчестве таких художников, как Жорж Сёра (1859-1891) и Поля Синьяка (1863-1935). На этом острове он и умирает. Винсент Ван Гог (1853-1890) развил на основе импрессионизма и неоимпрессионизма линейно-ритмический и ярко-цветовой экспрессионизм. и достаточно утомит.
К постимпрессионистам относят представителей пуантилизма (Ж. Сера, П. Синьяк), участников группы «Наби», А. де Тулуз-Лотрека. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Еще большее негодование вызвала «Олимпия», представленная в Салоне 1865 г. На нее изображена обнаженная женщина на желтоватой шали и голубоватых простынях, которой темная служанка приносит цветы. Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур и делал их структуру однородной.
Он вносит в свои экзотические, овеянные романтикой и легендой произведения элементы символики («Таитянская пастораль», «Откуда мы пришли. Неоимпрессионисты разбили цветовые поверхности на отдельные точки. эзотерич. Эдуард Мане отказывается вступить в «Анонимное общество живописцев, скульпторов и графиков» и участвовать в выставке.
Художник переосмысливает эти образы, укоренившиеся в народной традиции. Синьяк, А. -Э. Его представители (Кончаловский, Куприн, Машков, Р. Р. Фальк, А. И. Мильман, В. В. Рождественский, Г. В. Фёдоров) нестолько подражают Сезанну, сколько используют его приёмы имотивы для создания русской версии стиля, заметно сдвинутого всторону декоративности ибрутальности. Воздух «выкачан», все связи симпрессионизмом оборваны. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин. Это значит находить гармонию между многими соотношениями».
Например, ночное кафе для него – место, «где можно сойти с ума» или «совершить преступление». Всё кажется материально ощутимым и объемным. К началу XX столетия — времени рождения кубизма — мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. Точки чистого цвета смешиваются только в глазах зрителя. Постимпрессионизм – (фр. Немур».
Воспоминания современников. ее теоретиков), П. Боннар, Э. Бернар, Ж. -Э.
Постимпрессионизм. Работали в направлении пуантилизм и дивизионизм. postimpressionisme, от лат. post – после, т. е. Это не идеальный образ красоты, а современный портрет, холодно передающий сходство «без поэтических затей».
В постимпрессионизме было много внутренних течений и направлений. Огромное впечатление насовременников произвёл представительный показ постимпрессионистов навыставке «100лет французского искусства» (1912. Картина Люсьена ПиссарроМетодика пуантилизма существовала и в музыке – точечная музыка. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген).
Наих картинах предметы укрупнены (как иразмер полотен), пространственные смещения утрированы, объёмы кажутся весомее, цветовые контрасты интенсивнее ирезче. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Назревал скандал. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен ставший знаменитым «Завтрак на траве» Эдуарда Мане. Ван Гог повышенно эмоционально изображает не только людей, но и пейзаж и предметный мир.
Ещё одно отличие было близко русским новаторам: замена категории света накатегорию цвета (А. А. Фёдоров-Давыдов). Иногда он резкий, заостренный, отрывистый, а иногда – закругленный, ритмически повторяющийся. Художник писал женщин за туалетом («Урок танцев», 1874 «Поездка скаковых лошадей», 1880 «Танцовщицы на репетиции» «Голубые танцовщицы» «Гладильщицы» «Прачки» «Абсент»). Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х гг., он назвал «воплощением», реализацией. От природы он имел чувство цвета и лепил форму крупным мазком.
знаниям совр. Поль Гоген (1848-1903), как и Ван Гог, довольно поздно стал систематически заниматься живописью. (времени его кризиса) пытаются найти новые и, по их мнению, более созвучные эпохе изобразительные средства, стремятся преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти от свойственной импрессионизму фиксации отдельных мгновений жизни к воплощению её неких длительных состояний духовных и материальных. Её использовал Д. Д. Эти поиски шли разными путями: и «синтетический» символизм Гогена и «набидов» и «декоративная стихия» модерна Тулуз-Лотрека и конструктивистское видение мира Сезанна и сверхчувствительная выразительность формы и цвета Ван Гога, – и явились связующим звеном между искусством XIX и XX вв., дав развитие многим ведущим художественным тенденциям последующего времени.
До конца жизни подписывает Свои картины, добавляя «ученик Писсарро». Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами. Повышенный интерес к линеарному эстетизму и мягкой музыкальности обобщенных цветоформ фактически вплотную приблизил их к Ар Нуво (см: Модерн). искусства, япон.
Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Ван Гог, выходец из семьи голландского пастора изучал теологию в Амстердаме, потом был проповедником на угольных шахтах в Бельгии. Не случайны вот таким образом и их стремление к монументальной живописи – росписи храмов, залов дворцов и частных домов и их тесные контакты с театром (Theatre de 1Oeuvre).
Фанатично трудился над своими картинами. От Ван Гога до Гогена. Постоянно конкурируя за способы выражения с меняющимся импрессионизмом (существующем параллельно), художники-постимпрессионисты прибегают даже к декоративной стилизации.
При отборе участников выставки 1863 года было отвергнуто свыше 60 заявок. плане, обращаясь к худож. Однако «комплексное» воздействие постимпрессионизма (кнему вконце 1900-х– начале 1910-х примешивалось влияние фовизма, затем кубизма) сочеталось убудущих авангардистов сусвоением уроков отдельных мастеров. На такую тематику его вдохновлялЖан-ФрансуаМилле. Тогда, в 1886 году, состоялась последняя выставка импрессионистов, где были впервые показаны работы постимпрессионистов— неоимпрессионистов. Обращаясь к композиции «Сельского концерта» Джорджоне, он интересуется прежде всего проблемой солнечного света, световоздушной среды, в которой представлены как фигуры, так и предметы.
Ему было более 30 лет, когда, оставив службу в банке, он целиком посвятил себя искусству. 19 – нач. П. Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. При этом Синьяк подчеркивает, что они ищут не только «общей гармонии», но недуховной гармонии, о которой импрессионисты не заботились». Это был моментальный срез, скоростная фотография мира внутреннего, мира эмоционального.
Техника, разработанная живописцами, стала проявлением научного подхода к живописи. Реальную природу художник превращает в декоративный красочный узор. ученых), опыты в сфере оптики, Сера предложил и реализовал на практике почти механич. 1908. Неоимпрессионисты (или дивизионисты — от франц.
В его картинах и рисунках из жизни парижской богемы (актеров, циркачей, завсегдатаев кафе, проституток) язвительная ирония подчеркнута выразительной остротой композиции, утонченностью штриха, точностью цветового пятна. Кроме того, вырос интерес к философским и символическим началам искусства, что также было результатом определенного духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей2. Влияние Гогена сказалось вбольшей степени натематике иобразной структуре– тяготении к«первобытному» иэкзотическому («Портрет негритянки» Куприна. Куда мы идем. », 1897). и романтических тонах. Моне уговорил родителей отправить его на каникулы в Париж. искусства, в частности на эстетику и практику Кандинского.
19 — нач. ГРМ) идругих работах, где авторы преподносят публике «сниженный» образ творческой личности. Поль Гоген (1848-1903) поздно, как и Ван Гог, стал заниматься живописью систематически. Обе– 1928). Это тысячи живописцев.
С конца XIX – начала XX вв. ". Трактат Синьяка, приведенные в нем многочисл. Быстро пополнялись произведениями постимпрессионизма собрания Щукина (кначалу 1910-х ему принадлежало 16картин Гогена, восемь– Сезанна ичетыре– Ван Гога) иМорозова (вего коллекции выделялись 17первоклассных «Сезаннов»). Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля Гогена (1848-1903).
«Техника разделения — это сложная система гармонии, это скорее эстетика, чем техника. Группа «Наби», «набиды» (франц. ГРМ)– один изнаиболее близких кпервоисточнику образцов гогеновского декоративизма (фризовая композиция, плоскостный фон, «сказочный» колорит, статичные позы женщин). Сезанн перешел к модулированию замкнутых цветовых плоскостей. Глубоко самобытным выразителем тенденций постимпрессионизма во французском искусстве был выходец из Голландии Винсент Ван-Гог (1853-1890). Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу.
1908–1909. фигуры и ландшафт импрессионистские вибрации и случайное с классич. Ему свойственен направленный мазок, стиль волнистых полосок («Прогулка заключенных», «Автопортрет с перевязанным ухом», «Подсолнечники», «Ирисы»). Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш ("Джейн Авриль в Жарден де Пари", 1893), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Они прокламировали соединение искусства с наукой.
Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. В картине Таитянка, держащая плод силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Никакого возмущения со стороны "классиков" это не вызвало. Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе. Эти поиски шли разными путями: и «синтетический» символизм Гогена и «набидов» и «декоративная стихия» модерна Тулуз-Лотрека и конструктивистское видение мира Сезанна и сверхчувствительная выразительность формы и цвета Ван Гога, – и явились связующим звеном между искусством XIX и XX вв., дав развитие многим ведущим художественным тенденциям последующего времени. ученых), опыты в сфере оптики, Сера предложил и реализовал на практике почти механический способ разложения сложных цветовых тонов на элементарные составляющие («научно» выверенные локальные цвета), которые необходимо было наносить на холст раздельными точечными мазками с расчетом на их оптическое смешение в глазу зрителя.
1902-1904 гг. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Арлекин в обтягивающем «домино» высокомерен, недоброжелателен, горд. Вскоре Ван Гог переехал в город Арль (Прованс), где вместе с Гогеном мечтал организовать нечто вроде братства художников. Ван Гог достигает экс-прессии, нанося краски резкими иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, как в уже упоминаемых «Хижинах».
Выразителен колорит Дега как в масляной живописи, так и в пастели. Под влиянием К. Писсарро увлёкся пейзажами. Главное — это само разделение (division), под которым, по мнению П. Синьяка необходимо понимать сложную систему гармонии — не только общей, но и «духовной гармонии, о которой импрессионисты не заботились».
(Фр. Сезанн недаром как-то сказал о Клоде Моне, что он – «только глаз» (хотя прибавил, зато какой глаз. ). Постимпрессионизм виделся новым словом даже всравнении споздним импрессионизмом («соборами» Клода Моне), поскольку резко смещал акцент спередачи видимых свойств натуры наеё интерпретацию. Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объёма, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Многие исследователи причисляют «наби» к этой французской разновидности модерна.
В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Черты его стилистики очевидны вработах Кончаловского в1908, Бурлюка– в1908–1909, А. В. Куприна в1910 (одна изего картин неофициально называлась «Пейзаж вманере Ван Гога». В первом преобладали чувства и впечатление, во втором – рассудок и интерес к философским аспектам бытия. Истинным вождем постепенно становился Клод Моне. (Мартиника)», «Красный берег» и«Натюрморт (Фрукты)») ипять произведений Ван Гога («Садовник», «Солнце вдеревьях», «Колыбельная (Госпожа Рулен)», «Ночное кафе вАрле» иакварель «Зуав»). Иная судьба ожидала наследие Сезанна. Эти великие колористы были для него объектами восхищения.
Их объединяло резкое неприятие окружающей действительности. завершения эмпирич. XIX в. — сер.
В1904 несколько месяцев вПариже провёл Д. Д. Бурлюк, в1906 около месяца– Ларионов (вэто время проходила персональная выставка Гогена). Петербург). Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Писсарро: ". Однако, постепенно цельная картина миратеряется («Туман в Лондоне», 1903 «Поле маков»). Гоген намеренно переходит к примитивным формам.
Позднее признание получило и творчество Поля Сезанна (1839-1906). Во французской живописи они ближе всего стояли к символистам (см. : Символизм) П. Пюви де Шаванну и О. Редону. Отсюда следовало, что все их полотна похожи. Осн.
Цвет у него становится главным выразителем эмоций. Соч. : Жорж Сера. Исследователи относят к этому направлению творчество неоимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сёра, Анри-Эдмона Кросса, Максимильена Люса и некоторых других мастеров понт-авенской школы, сгруппировавшихся вокруг Поля Гогена – Эдуарда Бернара, Яна Веркаде, Поля Серюзье и других группу Наби – художников Эдуара Вюйара, Мориса Денни, Пьера Боннара, Феликса Валлотона и др., а также шедевры гениев-одиночек – Винсента ван Гога, Поля Сезанна, Анри Руссо, Анри де Тулуз-Лотрека. Поль Сезанн (1839-1906), подобно большинству постимпрессионистов, начинал как импрессионист. Его работы имеют определенные черты старой голландской традиции («Едоки картофеля», 1885). И если импрессионисты «размыли» формы окружающего мира, то постимпрессионисты начали процесс их утрирования и, в то же время, акцентирования цвета. Франция была буквально охвачена импрессионизмом, во многом благодаря усилиямКлода Моне.
Сезанн, Ван Гог, П. Гоген). Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причем постимпрессионизм одновременно и принимал и отвергал некоторые принципы своего предшественника. Ренуар (1841-1919) в живописной технике своеобразен. Салон принимает его картину «Железная дорога», 1873.
Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников. Вместе с Клодом Моне Ренуар писал маленькие картины-этюды, которые заканчивал прямо под открытым небом. Так, в одной из первых таитянских вещей «Женщина, держащая плод» (1893) смуглое тело таитянки передано намеренно плоскостно, силуэт очерчен контуром, черты лица застыли. Главный труд Гете по цвету был обнародован также в 1810 году, а в 1816 году Шопенгауэр опубликовал свой трактат «О видении и цветах».
Свои самые удачные и лучшие работы он написал на Таити и в Океании. На фоне вспаханной нивы и огромного солнечного диска появился разбрасывающий семена крестьянин (Сеятель, 1888 г. ), затерялись в осеннем винограднике собирающие урожай женщины (Красный виноградник, 1888 г. ). Интересно, что среди последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963). В 1894 г. Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. обр.
Все-таки ему было суждено внести вклад в постимпрессионизм. ". Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Техника разделения – это сложная система гармонии, это скорее эстетика, чем техника. Его создателями были учредители общества «Бубновый валет», организационно противопоставившие себя группе Ларионова вконце 1911. Мастера П., почти все ранее примыкавшие к импрессионизму, с середины 1880-х гг. В то время зародились такие жанры постимпрессионизма, как: пуантилизм, синтетизм, клуазонизм, творчество группы художников«Наби» и в конце концов модерн.
Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи.
художественно-эстетич. 1908–1909 «Цыганка». Этот крайне трудоемкий способ письма привел к эффекту создания более интенсивных (хотя и достаточно сухих) цветов, тонов, света в живописи. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург «Свинопас. 1908.
Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Клод Моне прошел все этапы. В1891 г. Гоген уезжает на Таити – один из островов Тихого океана. Единственное, что объединяет всех художников – постимпрессионистов, – это определенное отталкивание от импрессионизма как от некоего фундамента, на основе которого начались их собственные художественно-эстетические искания, выражавшиеся в стремлении передать на полотне не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материального так и духовного происхождения. Иногда он в композиции прямо следует классическим произведениям.
Его пустое "Ночное кафе" (1888) поистине навевает ужас. Тематика картин Дега типична для импрессионистов и довольно ограниченна. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в». сближается с Мане. Центром мирового искусства тогда, безусловно, был Париж.
Это качество постимпрессионизма, как и«упрощение рисунка» (выражение тогдашней критики), станет основой сближения двух главных источников авангарда– новой французской живописи инародного искусства. учения, получившие в те годы достаточно широкое распространение в Европе (в частности, вышедшая в 1889 г. книга Э. Шюре Великие Посвященнные стала для них почти настольной книгой). Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств— объёма, структуры, весомости в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира.
период 80-х гг. Она имеет противоположную направленность: если наэтапе «освобождения» Сезанн воспринимался как один изразрушителей канонов натурализма, тотеперь видится основателем традиции обращение кнему знаменует возвращение кценностям «чистой» живописи. Л. -М., 1962 Крючкова В. А.
Эти творческие изыскания происходили в разных плоскостях: синтетический символизм художников Наби (от слова nabis – пророки) и Гогена, модерновая декоративная стихия Тулуз-Лотрека, конструктивизм в отображении мира Сезанна, а также выразительность форм и сверхчувствительные цвета Винсента ван Гога. Даже самые чуткие знатоки современного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик кубизма) и русский коллекционер Сергей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же оценить революционное значение живописной причуды Пикассо. Его талант раскрылся позже. Опираясь на психофизиологию восприятия цвета, научные теории цвета (Э. Шеврейля и др. Поль Сезанн (1839—1906) начал творческий путь вместе с импрессионистами, участвовал в их первой выставке 1874 г., затем уехал в родной Прованс (г.
Они черпают из природы, «этого источника красоты» многие элементы своих произведений, но организуют их в целостные композиции по-своему, чем исключаются элементы случайного, присущие природе и она предстает на их полотнах в своей «подлинной реальности». Вотличие отпервого, бубновалетского периода, теперь это неколлективное движение художники, ранее принадлежавшие кразным группировкам (бывшие бубновалетцы Кончаловский, А. В. Лентулов, Рождественский, близкий кним А. А. Осмёркин, бывшие ослинохвостовцы А. В. Шевченко иК. С. Малевич), «приникают» кСезанну поодиночке, находят индивидуальные стилистические решения «внутри» сезанновской традиции. Ренуар пишет детские портреты и выставляет их в Салонах. 27 начало «Вариаций для оркестра», op. М., 1994. Его стиль называют ковровым. Практически все художники в этом жанре — французы. Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения.
работа точками удивительная вещь. Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. Куда идем. » (1897, Музей искусств, Балтимор). Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Cезанна и проч. Основатели – Жорж Сера и Поль Синьяк. П. Сезанн «Гора Сент-Виктуар».
Набиды изучали древнюю символику, вост. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга. Его картины – это не этюды, а законченные произведения. Фонд Петра Кончаловского), Ларионов («Груши».
Почти все они начинали свой путь в искусстве в русле этого течения использовали открытия импрессионистов в области цвета, композиции, техники живописи, раздельного мазка и др. - обобщенное название периода худож. Выставка завершилась провалом. «Как много надо работать, – писал Моне, – чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней». Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь. », 1892, Музей изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго»).
Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление») и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём— и материальные и духовные. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), символизм Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн (Тулуз-Лотрек и др. ), принципы Сезанна и проч. Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом. Он стилизует форму предметов, подчеркивая нужный ему линейный ритм. Постимпрессионисты сделали акцент скорее на его дисгармоничности, диссонансах живописных и социальных и выражали свою неудовлетворенность жизнью, такой «как она есть».
Основные черты творчества Сезанна проявились в произведениях 80—90-х гг. Он пишет картины «Вид Темзы и парламента в Лондоне» (1871), «Скалы в Бель-Иле». Одной изпричин «возвратного сезаннизма» явилась преподавательская деятельность художников авангарда. Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. postimpressionisme, от лат.
Он хотел «слиться с природой» и в 1891 г. уехал на Таити (остров во Французской Полинезии), где проживал в Папеэте, создав там 80 полотен. После неожиданной скоропостижной смерти Сера на 32 году жизни (1891) лидерство в группе занял П. Синьяк. мифологией, христ. Сезанн о Моне сказал так: «Моне – это только глаз, но Бог мой, какой глаз. ». У художника обострено чувство, переплетаются противоречивые настроения. В 1884 г. произошла встреча молодых художников Поля Синьнка (1863-1935) и Жоржа Сера (1863-1935). Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название), существуют параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал и отвергал некоторые принципы своего предшественника. мотивы.
Он пользуется упрощенным рисунком, его формы плоскостны, краски яркие и чистые, композиции носят орнаментальный характер («Женщина, держащая плод»). Он обладал удивительным состраданием к человеку. В 1893 в Париже устраивает персональную выставку. В 1895 г. показывает в Париже 150 картин. На самом деле художник был великим тружеником.
Истоком импрессионизма стали творческие искания и реалистов и романтиков. Работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Но в итоге именно Сезанн стал родоначальником новых форм в европейском искусстве. С марта 1865 г. начинает выставляться в Салоне. С. 29) инициировал их публикацию вфевральском номере журнала «Искусство» (1905. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы.