Португальская художница Хоана Васконселос решила создать вертолет, который пришелся бы по вкусу любительнице роскоши Марии-Антуанетте.
Танкарейраш – так в колониальном Макау называли женщин из простонародья, которые торговали, а порой и жили, на маленьких лодочках, называемых по-китайски, на местном диалекте, «тан-ка». В сухой «канцелярской» формулировке целей художника не упомянуто истинной его цели – понять, пережить, прочувствовать, отразить в красках тоску-saudade, ощутить единство мира в его бесконечной красоте, запечатлеть неповторимую красоту мимолетных впечатлений странника Ф. Сампайо честен в своей живописи – «величие» и «процветание» колоний, которые в годы его путешествий приходили в упадок, он отображал, все-таки, не так часто, как хотелось колониальным властям. Все краски преображены этим светом, напитаны его живительной силой. Странник ответил: «Бог».
В 1956 году окончила Школу искусств Слейда в Лондоне. Натурализм «по-португальски», романтичный и сентиментальный, полностью избегал социальных проблем и конфликтов, а потому нравился «и монархам и республиканцам и фашистам и либералам и демократам». Однако столь же стремительным, как возвышение Португалии, было и ее падение. Однако ничто так не разнообразит композицию алтаря, как его живописное решение.
Ее картины построены на фантазии, детских впечатлениях, отношениях с окружающими. Известная португальская художница Ракель Гральеиро родиалсь в 1969 году в городе Визеу. Картины Рего часто напоминают зловещие сказки, основанные на социальных реалиях. Ее свободная, чувственная поза, белая сорочка, едва прикрывающая грудь, беззащитная шея, рука с папиросой, тяжелая суконная юбка, «таманки» (башмаки без пяток на деревянной подошве) – все говорит о том, что эта женщина из народа еще не потеряла естественности чувств и глубины переживаний, что ее вызывающая поза с закинутой на скамью ногой лишь скрывает ранимое сердце и душевную щедрость.
В Томаре, в монастыре св. Креста в Томаре (1562). Невероятные трудолюбие и трудоспособность роднили его с сельскими тружениками, которых он изображал на своих картинах без идеализации, без прикрас, но и без особого драматизма. Простая сельская хижина смотрится гармонично в окружении деревьев. В созданных им портретах словно бы отражены потайные глубины человеческой души. К школе города Визеу принадлежит художник Вашку Фернандиш (1480—1543), по-видимому, тот загадочный упоминаемый в исторических документах Великий Вашку (или Велашку), творческий облик которого долго оставался неясным для исследователей.
Художник, уроженец Португалии, долгое время жил в Канаде, что позволило ему расширить круг общения и наладить контакт с коллегами из множества стран. и датировка алтаря 1465—1467 гг. С появлением фотографии художник изменил технику, приблизив ее к импрессионизму. Гонсалвиш создает превосходные выразительные портреты современников.
Оборонительное назначение имела башня св. К наиболее интересным его работам относится «Св. Ф. Сампайо чутко передал черты лица полковника.
Многим, кстати, это неплохо удавалось. Пластичность уверенного мазка, которая придает фигурам почти скульптурную осязательность, преобладание больших красочных плоскостей, отсутствие мелочной детализации — все это, сочетаемое со своеобразной «ковровой» композицией, сообщает произведению необычайно нарядный характер. Роскошь призвана подчеркивать высокий социальный статус. Танкарейраш жили бедно, однако, некоторые из них все-таки скапливали приличные суммы и перебирались уже на «берег», открывая небольшие магазинчики или торгуя на уличных базарах, что считалось более престижно и выгодно. Нидерланды и Франция оставили свой след. Его специализацией стала методика Бетти Эдвардс «Рисование при помощи внутреннего художника» (Drawing from the Artist Within) и «Естественное рисование» (The Natural Way to Draw).
Легкая, чуть грустная ирония и самоирония заметная вдумчивому зрителю во многих работах художника: так, например, на картине «Менины» Веласкес изобразил самого себя словно в тени королевского семейства, намекая на ту малую роль, что была ему отведена и на то, что в жизни он мог бы сделать много больше, нежели самый владетельный монарх. Говоря о народном искусстве, нельзя обойти вниманием португальские карнавалы.
Большей зрелостью обладает другая постройка мастера—внутренний двор монастыря св. В своем изобразительном языке Сампайо следует здесь принципам импрессионизма. Поэтично, радостно и легко изображает Ф. Сампайо капеллу Санта Катарина в Гоа.
В общей золотисто-коричневой тональности полиптиха горят пятна красного, белого и золота. К середине 16 столетия национальный стиль мануэлино был вытеснен итальянизирующим направлением, представителем которого был португальский зодчий Диогу ди Торралва (1500—1566). Так и уютные внутренние колонные дворики в домах, католических монастырях и парковых беседках обязаны своим происхождением арабскому Востоку. Празднование Сау Мартинью» (1907) принесли Мальоа заслуженную славу самого национального художника Португалии.
Очень «урожайный» карнавальный месяц – март. С 1934 года начались его долгие путешествия по просторам Империи Солнца – сначала он прибывает на остров Сан Томе, что близок к берегам Африканского континента, затем в Макау, потом путешествует по островам Индонезии, доходит до Тимора, совершает путешествие в Индию, а потом опять путешествует по Африке, получив лицензию колониальной полиции на беспрепятственное перемещение по всем колониям в целях создания уникальных живописных свидетельств, «призванных служить укреплению патриотических чувств португальцев и отразить своеобразие, национальный колорит, процветание и величие португальских владений за пределами метрополии». Паула Рего – португальская художница иллюстратор, гравер. Не остаются без внимания художника и различные канцелярские предметы. Виды Индии проникнуты особым лиризмом.
Возможно, его пение вызывает слезы на ее глазах, которые она желает скрыть от зрителей. Судья насмешливо сказал, пережевывая очередной сальный кусок: «И как же интересно бы посмотреть, Бог мне это докажет. ». Привлекает внимание изображение петуха на шторе. При всей выразительности, в этой картине есть некоторая сухость – след политического заказа, ведь художнику нужно было изобразить, как «радуются» жители Тимора, встречая португальских колонизаторов. Линия горизонта подчеркнута легким колористическим контрастом. Среди его самых известных работ CAno Популярный Russa e o Fgaro. «Пусть вот тогда, петух, которого я ем сейчас на обед, соскочит с блюда и прокукарекает».
По самому типу алтаря, по конкретности восприятия, драгоценности красок мастер близок к произведениям нидерландской живописи, но по степени художественного обобщения, по организации крупных живописных и пластических масс алтарь напоминает итальянскую фреску. Он был глубоко и под влиянием Кубиста и под влиянием Футуристских тенденций. Этот зал с маленькими картинами без линий, четких теней, законченности. И здесь, в этой картине, петух символизирует свет самой жизни, душевную доброту юной девушки.
Откинувшись назад всем телом и подперев голову рукой, она не отрывает взгляда от фадиста. В этот период усилились торговые и культурные связи между Португалией и Нидерландами. Что такое саудадэ. До 80-х годов XIX века в португальском изобразительном искусстве господствовал романтизм.
Если в искусстве Гонсалвиша сильнее отразилась суровая героика тех лет, когда Португалия выходила на широкие океанские просторы, то в культуре мануэлино проявились новые тенденции. Креста сохранилось одно из лучших его произведений— резная каменная кафедра.
Но в кафедре Шантерена ярко проявились и португальские художественные традиции. Биографы Жозе Мальоа рассказывают, что первые свои деньги он заработал за десять рисунков с натуры, посвященных наводнению в Сантарене для журнала «Запад» в 1881 году. «Продавщицы хлеба на ярмарке в Фигейру» (1898), «Красильщицы одежды» (1898), «Клара, отжимающая белье» (1903), «Щекотка» (1904), «Пьяные. Ауты, которая, по преданию, была одной из дев, сопровождавших св.
Но об этом периоде творчества Ф. Сампайо можно было бы вести отдельное повествование.
Другой великий художник/автор модерниста был Almada Negreiros, другом поэту Фернандо Пессоа, который нарисовал портрет его (Pessoa). Многие из произведений либо не сохранились, либо еще недостаточно изучены. К наиболее привлекательным созданиям лиссабонской школы принадлежит алтарный образ 1520 г., заказанный в связи с перенесением в Лиссабон мощей св. Кроме того, Густаво Фернандес учился портретной живописи у Франсиско де Оливейра.
Вид передан кажущимися вблизи небрежно брошенными мелкими мазками торопливой кисти, но при взгляде на отдалении создается иллюзия оживленной перспективы и ощущение бурного движения. Очень своеобразно изобразительное решение алтаря. Испания постоянно стремилась подчинить себе соседнее государство.
Они выдерживают данный обет лишь благодаря вере и силе духа. Уже в 14 в. Португалия, которую Ф. Энгельс называл «Иберийской Голландией», активно участвовала в западноевропейской морской торговле. Художник считался тем опытнее и талантливее, чем ближе к действительности мог нарисовать «с натуры».
Фантастический, нарядный характер дворцу в Синтре сообщают пристройки Эпохи мануэлино, а также обильно украсившие его интерьеры поливные изразцы (азулежо), производство которых, заимствованное у мавров, широко развилось в Португалии. Эти полотна могут служить лишь украшением столовых». Отважный и предприимчивый народ неудержимо устремился на освоение далеких земель. в 1510 г. ) богато оформил внутренний двор средневекового монастыря в Баталье.
Но это не так, в укромных внутренних двориках домов, храмов или парковых павильонов можно было подарить себе редкие минуты отдыха от круговерти дней в этом крупнейшем торговом вечно пульсирующем сердце колониальной Азии. Представители мира земного и мира небесного не противопоставлены друг другу. Тема народных религиозных торжеств раскрыта в реалистической манере, но без социального протеста, а лишь с восхищением их религиозным порывом.
Тогда ими овладевала уже другая тоска – о прежней жизни в колониях Некоторые же, наоборот, родившись в колониях, мечтали посетить землю своих исторических корней, Португалию, но, прибыв туда, часто оказывались разочарованными, ощущали тоску даже не по какой-то определенной стране, а по самой мечте об этой «идеальной» истинно родной стране, осознавая иллюзорность созданного воображением идеала. Лиссабон стал одним из самых богатых городов Европы. Картина «Пьяные. » изображала крестьян за столом, заставленным винными бутылками и заваленным кожурой от каштанов, сидящих и лежащих в живописных позах, – праздник подходит к концу. Ее создатель — брат Диогу, Франсишку ди Арруда (ум. В 1881 году Жозе Мальоа принял участие в создании творческого общества «Золотой лев», члены которого – художники, литераторы, журналисты, критики, общественные деятели – собирались в одноименной пивной на улице Принсипи в Лиссабоне.
Неизвестный художник, так называемый Мастер св. Но эти улицы ведут в типичные азиатские брусчатые пагоды с резными красными драконами на изогнутых крышах, а уютные скромные португальские паштеларии (маленькие кофейни привычной для португальцев выпечкой) соседствуют с восточной роскошью китайских ресторанов. Если удастся попасть в Лиссабон, надо сходить в Национальный Музей старинного искусства. Что еще следует обязательно посетить путешественнику, впервые попавшему в Португалию.
Составить детальное представление о португальской живописи 16 столетия чрезвычайно трудно. Паула начала заниматься живописью в возрасте четырех лет. Винсенту — покровителю Португалии и города Лиссабона.
Устраиваются конкурсы иллюстраций и необычных костюмов, танцевальные состязания. Улицы в Макау (и до сих пор. ) вымощены традиционной португальской калсадой – небольшими точеными камнями черного и белого цвета, пригнанными друг к другу так, что они образуют мозаичный ковровый узор.
Самые потрясающие карнавальные шествия можно наблюдать (и, кстати, принять в них участие) в Лиссабоне и на Мадейре. Особое место в творчестве Мальоа занимают портреты, написанные обычно на заказ, – членов королевской семьи, аристократов, богатых горожан. «Алтарь св. Среди работ художницы есть серии гравюр на тему книг «Питер Пен» и «Джен Эйр». В Канаде Фернандес закончил Монреальскую Школу Изящных искусств Миссии Ренессанс. Выражаясь языком современных телевизионных новостных сообщений, «двойные стандарты политики» Д. Алейшу налицо и в его религиозных взглядах: на груди красуется диск, символизирующий солнце и власть, атрибут языческого культа почитания сил природы, а над этим диском весит большой золотой католический крест.
Безудержная жажда наживы, приводившая к тому, что целые семьи покидали родину и устремлялись за океан, бешеная спекуляция неизвестными европейцам восточными пряностями, наконец, широкое применение дешевого рабского труда, особенно в сельском хозяйстве самой метрополии, — все это тормозило развитие производительных сил, превращало Португалию в государство паразитического типа. Все это способствовало тому, что португальские художники во второй половине 16 в. развивались под сильным воздействием нидерландских мастеров, не пережив, в противоположность испанцам итальянизирующего этапа. Насколько позволяют судить данные современной науки, Гонсалвиш не имел предшественников в португальской живописи. Тончайшим лиризмом проникнут пейзаж «Внутренний порт Макау», в котором передана нежность утренних красок. В том же монастыре Бойтак и Матвиш Фернандиш (умер в 1515 г. ) создали роскошную так называемую Незаконченную капеллу.
Особо примечательна картина «Обеты», на которой изображены женщины изможденные солнцем и многочасовым шествием на коленях по дороге к храму. Петра полно внутренней силы и сосредоточенной мысли. Обладание этим оружием говорило о том, что полковнику вверено управлять владениями. Силва Порту представили свои работы на выставке Португальского общества поощрения изящных искусств в 1880 году, о них был дан ироничный отзыв в газету «Diario de Portugal»: «Вся эта группа диссидентов скопилась со своими картинами при входе, выражая протест против всех остальных.
На заказ Мальоа, который считался одним из лучших художников конца XIX века в этой области, были сделаны также почти все картины, фрески и аллегории на исторические и религиозные сюжеты: «Отплытие Васко да Гама в Индию», «Камоэнс», «Закон», «Мечта инфанта», «Открытие Бразилии», «Обеты», «Процессия» и др. Филипп II насаждал в подвластной стране художественные вкусы империи Габсбургов.
Художник увидел Индию очень простой, естественной, без какого-то ни было налета мистицизма или экзотики, как чуть уставшую крестьянку, одетую в выцветшее сари. Особенно интересен квадратный, со стороной в 50 м внутренний двор монастыря. Его профессиональная карьера на сегодня насчитывает более 27 лет. «Хорошо» – продолжал судья. В начале 16 в. развивалась и португальская живопись.
«Творить для живых» – так определил его жизненное кредо художник Алмада Негрейруш. Скульптуры Дэвида Оливейры выглядят как эскизные наброски карандашом или тушью —но они выполнены из проволоки. Стиль художницы можно условно обозначить как поп-арт.
«Иду, курю, чем далее к Востоку, тем ближе Запад и наоборот, коль скоро Индия во мне живет, то в Индии реальной – много ль проку» – вспоминаются строки из «Курильщика» Альвару ду Кампуша (одного из многочисленных гетеронимов Ф. Пессоа, экстраординарного поэта Португалии начала XX века). Строгое лицо св. Архитектор Бойтак (ум. Фаусто Сампайо создает в Макау бесплатную художественную школу для всех слоев местного населения и португальцев, работающих в колонии.
Можно утверждать, что художник создал здесь эпически торжественный, героический образ португальского общества эпохи подъема. Что хотели этим сказать.
Печатью провинциализма и подражательности отмечена сооруженная Диогу ди Торралва церковь Милосердия в Эворе (1530—1537). По своей декоративности портрет напоминает искусство индийских расписных шелков или лаковых миниатюр. Познакомившись с наследием Эрреры через вторые руки, португальские зодчие сумели создать всего лишь несколько подражательных сухих произведений.
Винсента или башня Белей (1515 —1520), расположенная в широком устье реки Тахо у впадения в океан. В Португалии петух – так же символичен и сейчас каждый турист из Португалии привозит брелок, кружку или открытку с изображением петуха. Когда художники-натуралисты во главе с А. К. Художнице присвоена почетная докторская степень во многих учебных заведениях.
в 1547 г. ). Важно отметить, что окружающие святого люди наделены той же долей величия и обобщения. Здесь основные новшества относятся также к решению внешнего облика здания. Великолепие этой многолюдной красивой столицы вызывало удивление иностранцев. В колористическом решении художник подчеркивает яркость красок, разлитую в Индии повсюду – и в природе и в одеждах людей. Густаво Фернандес родился в 1964 году в Лиссабоне.
Торговые связи португальского купечества простирались до Китая и Японии. Некоторые части висят на невидимой нити и создают впечатление парения в воздухе. Их главная задача – яркий рассказ, визуализация необычных историй. В новом стиле возводились в Португалии и гражданские сооружения. После дождя вода в гавани Макау темно-зеленая, её мутная гладь отражает тени парусников.
Несметные сокровища хлынули в страну. Множество работ гениального Веласкеса также собрано в музее. При всей индивидуальности облика эти люди с резкими чертами лиц, словно опаленных дыханием сурового времени, отмечены духовным родством. Сампайо чуток к изображению погоды, для него важно живое ощущение запечатленного момента. Полотна Рафаэля, подлинники Дюрера – настоящий ценитель живописи будет в восторге. В 1982 году он переехал в США, где его рисунки стали принимать форму живописи. Это двухэтажное здание с выступающими по углам северного фасада подобиями контрфорсов.
Ф. Сампайо родился в Алфеолаш (Анадия, центральная часть Португалии), а своим «рождением» как профессиональный художник он во многом обязан Парижу, где прожил с 1926 г. по 1934 г. Там он познакомился со многими выдающимися мастерами изучил различные направления и стили в живописи, увидел знаменитые творения старых мастеров в музеях и академиях. Мальоа, как говорится, «попал в струю», оказался в нужном месте и в нужное время. Жозе Мальоа также представил свои пейзажи и картину «Хотите удачи» изображавшую продавщицу лотерейных билетов, получившую бронзовую медаль.
В центре холста, вертикальным стержнем всего композиционного строения служат два ствола деревьев, вокруг которых и выстроено жилье. В Макау поражает гармоничная смесь западной и восточной культур. Абсолютно необычно оформление розы второго этажа северного фасада. Еще более причудлив декор помещенного в центре нижнего этажа прямоугольного окна. Работы Ракель представлены в частных и государственных коллекциях. Урсулу в Рим и замученных гуннами (Лиссабон, Музей).
Существует легенда о барселушском петухе. Самый значительный из мастеров — Никола Шантерен (приехал в Португалию в 1517 г., умер в 1551 г. ) первоначально работал вместе с Жуаном ди Каштилыо над созданием монастыря в Белеме. Вот и молодой певец по имени Амансиу да Руа Капелау на картине Мальоа – человек искусства, «богемы», хотя, в сущности, нищий «алфасинья» (прозвище лиссабонцев), поющий по трактирам в компании таких же бедняков, жителей старинного района Морария. Сампайо был и талантливым портретистом, а не только бытописателем и мастером пейзажа.
В теплой полутени написано лицо женщины. К середине 16 в. страна уже переживала упадок. Импрессионизм был гораздо реалистичнее натурализма, он позволял зорче проникнуть в тайники души, уловить тончайшие эмоции, оттенки чувств (картины «Гортензии» (1923), «Веранда с соловьями» (1915), «Беседа» (1930) и др. ). Замысел Гонсалвиша привлекает не только ярко выраженным светским характером.
Пожалуй, все внимание зрителей обращено на женщину, Аделайду де Факада (у нее на левой щеке был шрам от ножевого ранения). Странник сказал, что Бог – всемогущий и Он найдет способ доказать. Теплота оттенков и мягкость переходов передаёт ощущение летнего зноя.
По натуре он был человек неконфликтный, склонный вопринимать жизнь как есть. В Макау Сампайо видит множество одаренных народных мастеров кисти, китайских каллиграфов, старательно выводящих черной тушью иероглифические надписи для мелких лавок или храмов. В этом чувствуется привнесенная из арабского востока традиция. Неторопливый ритм жизни подчеркнут плавной диагональю дороги в нижней части холста.
Однако и здесь присутствует ощущение суеты, столь свойственной этому колониальному миру. Перед исследователями португальской живописи, памятники которой почти не сохранились и насчитываются буквально единицами, встают огромные сложности.
Это и компромисс и мудрый принцип управления и подчинения без лишних кровопролитий. В каждом шествии проходят несколько тысяч человек. Фаусто Сампайо (1893 – 1956) в Португалии часто называют «художником света», «художником мира», «живописцем дальних стран», «Вашку да Гама от искусства», «живописцем Империи Солнца» Его кистью запечатлены бесценные виды португальских колоний, в образах его картин словно бы остановлена история, в красках отображен ветер долгих странствий. Художники утверждали свободу живописных приемов и верность правде жизни. Монастырь иеронимитов в Белеме, усыпальница королей и героев Португалии — крупнейшая постройка начала 16 в. Сооружение его было начато в 1502 г. архитектором Бойтаком, а в 1517 г. продолжено талантливым зодчим Жуаном ди Каштилью (умер в 1552 г. ).
В 1910 году Мальоа ждал еще один успех – он написал картину «Фаду» изображавшую фадиста и его подругу, за которую в 1912 году получил серебряную медаль на выставке художественного салона в Париже. Вид в окрестностях Панжима был близок выходцу из португальской деревни. Одновременно с продвижением на Восток португальцы проникли далеко в Атлантический океан. Даже в изображении святого, дважды запечатленного в центральных панно, нет ни спиритуалистической отвлеченности, ни идеализации.
В начале 16 в. средневековые сооружения расширялись и украшались новыми пристройками. Постепенно оттачивая свое мастерство, художник-самоучка Сантос не изменил характера своих картин – сюрреалистичных, аллегоричных, с иронией и саркастичным юмором.
Многие португальские художники учились в Антверпене и Брюгге. Живет и работает в Великобритании. Это живой, вполне реальный и вместе с тем возвышенный образ. Солнечный свет царит на улице в Макау.
Художник немного иронизирует, но в целом относится к этим людям с добрым юмором. Особенно популярны у него скрепки и ножницы. Однако архитектура мануэлино более внушительна и монументальна, формы ее убранства в целом динамичнее и сочнее, чем в испанском «ювелирном» стиле.
Затем деятельность скульптора протекала в Коимбре, где в церкви св.
Мастерский рисунок Сампайо, выверенность композиционного строения картин разбавляются импрессионистичной мягкостью красок и экспрессионистичностью в движениях кисти. Было установлено время его творческой деятельности между 1450—1472 гг.
Петух ожил, вскочил и громко закричал – невиновного странника пришлось отпустить. В 1926 году он подарил народу родного города Калдаш да Раинья «Портрет королевы Д. Леонор», написанный в «кинематографическом» стиле. В свите короля Гонсалвиш запечатлел и самого себя.
Строгий судья, поглощая сытный обед, спросил бродягу-подсудимого: «Кто докажет, что ты не крал. ». Девушка из высшей касты показана в дорогом синем сари. Петр» (Визеу, Музей).