Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров.
Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других— сотканным из солнечных лучей ангелом7.
Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Ганимед дрезденского музея). Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Объясняется это просто. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Базель. Я не говорил о внутреннем качестве содержания, конкретно этого автора. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. «Похищение Европы» (1632 год.
Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Это самая известная картина Рембрандта. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год).
Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год.
Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет.
Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю. Несмотря на то, дела Рембрандта шли все хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г. Через семь лет умер и сын художника, Титюс. Оставшись с ней наедине, он жадными пальцами ощупывал ее фигуру, расстегивал платье и смотрел на Саскию таким дерзким взглядом, что она смущалась и краснела, но все же отвечала ему улыбкой. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью.
Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.
В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Однако страсти Христовы большого успеха не имели. сохранилось мало. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. В портрете «Флора» (1634 год.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Амстердам. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Государственные музеи, Картинная галерея).
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Картинная галерея).
Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Господня».
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. ) Потрясающе не правда ли. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Лондон. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов.
Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Фон постепенно переходит от темного к светлому, вследствие чего фигура как бы проявляется из тени.
Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров.
Вот об этом надобно говорить. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку.
Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Своей безрассудной и как бы гремящей яркостью, которая разгоняет прочь все тени, этот офорт прямо-таки невыносим для чувства. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Санкт-Петербург. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. "Флора" из Эрмитажа – юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Берлин. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Заказов становилось все меньше. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Дрезден.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Офорт – такая техника гравюры, при которой на металлической «доске» (позднее на медной) иглой рисуют картину, после чего углубления усиливают с помощью травления кислотами, потом наполняют краской и создают отпечаток на мокрой бумаге. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. Лондон.
Кажется, что свет "отскакивает" от предметов и фигур, давая отзвуки, как если бы ножом стучать по разным камешкам. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. На стене висит грифельная доска, намекающая на то, что за все рано или поздно придется платить. Беззаботное время художника длилось недолго. Фотограф может применить это к фотографии. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Св.
Кто они — неизвестно. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Санкт-Петербург. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. По сути картина является пасторалью.
тпру-у изучено, давно Но это уже другая тема. «Портрет старика». Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Дела Рембрандта шли плохо. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Неровный свет идёт как бы от души человека. Так что это не был брак по расчету.
Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Его (Зрителя) система Выстроенных Ценностей. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период.
Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Картинная галерея). «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Автор постарался не только показать внешние особенности всех персонажей, но и раскрыть внутренний мир каждого солдата. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). В этом образе Рембрандт, картины которого зачастую изображают близких ему людей, запечатлел образ своей любимой жены Саскии.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Ниваа.
Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Она написана торопливыми, поверхностными мазками, что видно даже по изображению ног, но, прежде всего сорочки. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх.
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Берлин. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели.
Картина «Ночной дозор» (1642 год. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных.
гал., 1634 Христос с учениками на пути в Эммаус, в луврск. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты8, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии8. Он использовался многими художниками. Самая известная из картин Рембрандта. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. В них можно проследить почти все периоды творчества художника.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Эдинбург. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Менее удачными считаются его портреты в полный рост. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Главная отличительная особенность рембрандтовского колорита – отсутствие красочности – замечается как в ранних, так и в позднейших его работах ни в одной из его картин нет тех красок, какими блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы фламандской школы – Рубенса.
Кассель. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден.
Художник открыто демонстрирует на полотне свое социальное положение через богатую одежду, обшитую мехом, драгоценности и массивную цепь. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Из верхних углов фрески к его голове стремительно опускаются линии стыка потолка с боковыми стенами. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Государственный музей Амстердама.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. На картине изображено более двадцати фигур. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2.
Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица.
Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Реставрация картины длилась 12 лет. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Государственный музей Амстердама. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Он был в моде. Одежда на них нарядная и экзотичная. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени.
Лос Анджелес. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.
Мы не знаем, что выражает его лицо. Его влекло к военному делу. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Рембрандт ван Рийн (1606-1669), сын мельника, приехал 25-летним молодым человеком в Амстердам, экономический центр своей страны. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Разные случайности при оттисках на бумаге, «фокусы» веществ для травки углублений – все это дополнительные средства выразительности, которые ценят художники, работающие в этом жанре. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. По-видимому, это эскизная работа.
В темнице его волосы отросли. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. В 1635 – 1640 –х гг.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы.
Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Уже заранее знаю, как Вы вскипите и тут же отвесите мне по морде лица какой-нить дубиной. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Автопортреты показывают его на самых различных этапах его изменчивой жизни: мы видим его молодым искателем, почтенным гражданином Амстердама, счастливым супругом, одиноким и обедневшим, угнетенным бедами жизни. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен.
Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Композиция картины по-шекспировски динамична. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: – портрет невесты Pембрандта (в кассельск. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. И подобия действительно очень много.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Особое место в творчестве Рембрандта занимает автопортрет. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Обнаженный по пояс Самсон только что упал навзничь из глубины сцены направо, головою к зрителю. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама.
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи.
Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Эрмитаж, 797), а в 1682 – Еврейская невеста (в амстердамском музее). Эрмитаж) драматична по своему сюжету.
Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приемов, свойственных его ранним автопортретам и изобразил себя очень просто. Популярность автора начинает падать. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
Особенно выразительна захватывающая зрителя контрастными характерами и чувствами составляющих ее лиц группа апостолов по правую руку от Христа, то есть слева от зрителя. Лондон. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. понимаю. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.
Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Париж. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. «Возвращение блудного сына» (1666 год. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В центре площади находится памятник Рембрандту. Сикс, действительно, писал стихи и собирал произведения искусства, но он был также богатым оборотистым торговцем. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Павлин на столе – символ богатства.
В Амстердаме продолжается период успеха, признания, богатства, совпадающий со временем личного счастья художника. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Амстердам. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта.
"Флора" из Национальной галереи в Лондоне старше ее всего на год, однако это уже сознающая свою силу молодая женщина, которая легко и свободно исполняет роль богини. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Сын повёрнут к нам спиной. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Здесь большую роль играет пейзаж.
крикните Вы, а как же Индивидуальности (. ) – всклокочет Ваше самолюбие. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. дв., 1657 и др. ).
Это ступени одного и того же скорбного пути.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров).
Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Художественная галерея). А как же свобода.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Лос-Анджелес.
Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Фон нейтрален и все внимание устремлено на фигуру Рембрандта с меланхоличным взглядом, полным достоинства.
Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Технологии сегодня выросли во вполне взрослого детинку, что и девочке обьяснять не надо.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки.
Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи8. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»).
Амстердам. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Роттердам.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей.
Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. муз., 1648: гравюра Христос исцеляет больных Поклонение волхвов, в букингемск.
Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. Они темные. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет.
Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. гал. ), Портрет Саскии (в дрезд. Она отдалась ему и зачала.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. «Мартен Лоотен» (1632 год.
а это уже не имеет значение, торопился-не торопился.
Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. в эрмитажной Данае). почти не сохранилось.
А как уже Доказано Опытом многих учёных опыт Должен быть одинаковым (. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Встал и пошел к отцу своему. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один.
Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Итальянские мастера любили изображать полуобнаженных прекрасных аристократок под видом богинь и героинь античных и библейских мифов. И рассматривают автора не зависимо от того, Что Он видел в своём Предшественнике.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Дела шли все хуже. Интересен и еще один факт. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием.
Между тем споры вокруг нее не утихают. Ранний период развития мастера стоит под знаком глубоких личных переживаний. Государственный музей Амстердама. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Стремясь к предельной искренности и правдивости изображения, Рембрандт показал около креста тесную толпу людей, потрясенных горем ищущих родственного единства друг с другом перед лицом страшной смерти. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Париж. Какие побуждения руководили этим человеком, сам ли Иуда потребовал плату за предложенную им кровь или она была предложена ему, на этот вопрос нет ответа. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору, древнеримскую богиню весны.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Это период его восхождения. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Фон черноват паркет – серый. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Большинство сцен, подобно "Снятию с креста", погружено в глубокий мрак предметы выступают, словно вырванные из тьмы ярким лучом, упавшим на тело распятого или потерявшую сознание Марию.
Это не принц, даже едва ли вельможа, это – родовитый дворянин: прекрасно воспитан, с изящными манерами. Влияние искусства Рембрандта было громадным. в Амстердаме) и Возвращение блудного сына (имп. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Но для нас важно другое. Государственные музеи. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
«Ян Сикс» (1654 год. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Их лица озарены внутренним светом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Тематика его офортов очень широка. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы.
Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Еще бы. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса. Стол накрыт. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Смерть Рембрандта была очень печальной. Но, увы батенька, уже всё известно. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи.
Рембрандт всю жизнь очень любил создавать гравюры на металле (офорт), которыми он записал еще раз свое имя в историю живописи. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Но позже, видимо, понял, что эта белая полоска здесь не нужна, она обрамляет и осветляет нелёгкую жизнь этого человека, белый воротничок контрастировал с цветом лица и тогда мастер закрасил его, оставив лишь узкую полоску. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Дрезден. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Санкт-Петербург. Этот период творчества совпал с его личным банкротством.
Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». То есть такое движение можно сделать последовательно. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.
Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Рейксмюсеум). Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Нью-Йорк. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Этот выход задрапирован тяжелыми материями.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Возможно это граничит с тем, что популярность художника постепенно угасла и большинство учеников покинули его. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. С того момента, как автор выдал свою работу на свет Божий они уже НЕ ЕГО. Дрезден. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс.
Украсив ее белую круглую шею ожерельями, он обвивал широкой цепью золотые душистые волосы Саскии, так что ее головка, еще более прелестная, чем всегда, начинала клониться под тяжестью сверкающего груза. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы.
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам.
Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. 1669 год. ГМИИ им. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. По-видимому, он стоит на пороге смерти.
Хендрикье тоже полюбила художника. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Павел в темнице, 1627, в штутгартской галерее). Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год).
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Рембрандт увидел сцену евангельской легeнды как трагическое реальное событие, принципиально лишив его мистического и героического пафоса.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства.
Москва. Государственный музей Амстердама. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Здесь видны особенности обоих стилей. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Рембрандт гордо и радостно смеялся. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Он отступал шага на два назад и пытливо всматривался в нее затем открывал тяжелые дверцы резного шкафа, тщательно и придирчиво выбирал из ларца драгоценности, поглотившие значительную часть приданного Саскии, – но ведь все эти сокровища предназначались только для нее. Его муза умерла от туберкулеза, а из их совместных детей выжил только один сын Титус, которого художник также пережил. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Рейксмюсеум).
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Санкт-Петербург. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. Дрезден. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз.
Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Утрехт. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Я вообще об этом самом явлении, об архаизме в фотографии. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.
Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Эти гравюры стремительно распродавались. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ).
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
«Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Здесь ему не больше пятнадцати лет все преисполненные нежной любовью рембрандтовские портреты сына указывают на приветливый, кроткий нрав мальчика. Сюжет взят из Нового Завета.
Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Вещие слова сказаны. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год.
Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Освободившись, умерла через год. Повреждения затронули около 30 шедевра.
Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Многие имеют овальную форму. Лион.
Он использует весь живописный арсенал парадной исторической композиции, его насыщение красочными и световыми контрастами. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Это все термины самого Леонардо. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты.
Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Так простой жанровый мотив приобретает у Рембрандта наводящую на раздумья значительность с вещей словно спадает пелена, в них раскрывается глубокий внутренний смысл.
Художник нахлобучивает на него шляпу, которая просто придавливает старика и скрывает его лицо. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Написана она была в последние годы жизни мастера.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно поврежден психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезавшим ее ножом. Ее самым выдающимся представителем был Рембрандт (Rembrandt Harmensz van Rijn). Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме».
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год.
В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год.
Но их усилия оказались тщетными. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом.
Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Заказчики отказались принять эту картину. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. гал. ) и Рембрандт с его женою (там же).
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. «Похищение Ганимеда» (1635 год. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Новых заказов почти не появляется.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Эрмитаж). Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Офорты середины тридцатых годов отличаются сугубо внешней драматизацией и подчеркнуто зрелищной композицией. А что же случилось с Гертье Диркс. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Лондон. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Санкт-Петербург. Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. В них вы видите печаль. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Я обвиняю. » (2008)12. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год.
Очутившись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. На холсте появились посторонние лица.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Осматриваю сие с разных позиций и они действительно скушны. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов.
Картина полна нежности и сострадания.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Вместе с тем существуют десятки других версий – в героини картины предлагается, например, библейская Долила, ожидающая Самсона или Венера, ожидающая Марса. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий.
Лондон. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Рембрандт умирает годом позже. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Базель.
Кассель. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Краска немедленно начала пузыриться.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Пристрастие Ластмана к пестроте и излишней детализации поначалу оказало огромное влияние на молодого Рембрандта. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию.
Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. Эрмитаж). Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне.
Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Рембрандт стал его последним протеже. После распродажи в 1657-58 гг. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. Он был отличным рисовальщиком и гравером.
Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Государственный музей Амстердама. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Иначе говоря, зритель Будет видеть только То, что ПОДСКАЗЫВАЕТ ЕГО ВНУТРЕННИЙ ЦЕНЗОР.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»).