Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). У Тициана есть портрет Папы и двух его внуков Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе, созданном в тоже время, что и индивидуальный портрет кардинала. В 1530 году Тициан получает расположение императора Карла V. Художник работал не только над портретами Карла V, но и других знатных вельмож, которые щедро одаривали его золотом за работу.
В 1517 году Тициану представилась возможность писать портрет правящего дожа на годовое содержание в 100 дукатов. Кроме автопортретов Тициана, существует его портрет, написанный Паоло Веронезе. Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии. Вот какой необычный автопортрет сделал здесь Тициан. Тициан создает новый портретный жанр, названный «историей».
Даже специально интересующее нас портретное искусство Тициана было глубоко исследовано в труде И. А. Смирновой. Он сделал этот портрет затейливо, с юмором и блистательно, по-карнавальному, поместив Тициана в качестве музыканта в центре огромной картины Брак в Кане, находящейся нынев Лувре. У Тициана мне больше всего нравятся портреты реальных людей, хотя и на мифологические сюжеты смотреть интересно. Тинторетто и Веронезе, не имея способности соперничать с самой природой, уступали дарованию Тициана, особенно в портретах.
В 40ые годы Тициан путешествует, в частности, в 1543 году посещает Болонью, где пишет портрет Павла III, также он много времени проводит в Риме. Это и «Портрет молодого человека с перчатками» и «Портрет Изабеллы Португальской» и другие не менее великолепные работы Тициана. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). Он знал Тициана, был у него в гостях в Венеции, сопровождал его в Риме и судил о его портретах не понаслышке, многие работы видел сам или слышал свидетельства современников о его искусстве.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого— «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). Пожалуй, для автора этой книги одним из самых приятных дел весной двухтысячного года, на рубеже двух тысячелетий, было сесть за освещенный солнцем письменный стол перед окном, обращенным в зелень сада и к цветущему клену и начать писать книгу о портретах Тициана. Естественно, что в этих работах Тициану пришлось заниматься портретными изображениями. Об этом портрете мало что доподлинно известно и только в XIX веке его идентифицировали как произведение Тициана.
В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора. «конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. Тициан по-особенному и, может быть, даже дерзко представил на своих портретах католических сановников не только как священнослужителей в пышных и блестящих облачениях, но и как людей, переполненных бурными чувствами и страстями, захваченных мирскими заботами и делами. У Шекспира в пьесах представлено множество действующих лиц, а Тициан написал огромную портретную галерею.
Картина, которую в 1538 году создал Тициан, Венера Урбинская, стала примером символизма в живописи. Внутреннее родство Тициана и Шекспира не случайно. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Тициан реалистически точно, правдоподобно и безупречно передает красками их внешний вид. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
Она – сама красота. Колорит – контрастный. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасиях: дневной и ночной. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Тициан работал вдохновенно, безошибочно передавая красочность окружающего мира. В этом прекрасном образе как бы предвосхищается та неуловимая тонкость душевных движений, которую излучают лица в некоторых портретах Тициана. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.
Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа. Во время создания алтарного образа «Вознесение Богоматери» или «Ассунта», Тициан был вынужден не только терпеливо объяснять дотошному настоятелю, почему апостолы одеты в рубище.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Наша эрмитажная Венера с зеркалом чуть ли не лучшее произведение Тициана». Имя Аретино угодило в «Индекс запрещенных авторов» (который отменили в 1964 году), а непристойные сочинения публично сожжены на площади Святого Петра.
Ушли из жизни Рафаэль Санти и Леонардо да Винчи. Но вернемся к Портрету Федерико Гонзага. Гуманист Франческо Присчианезе писал: «Первого августа я был приглашен на вакхическое празднество, посвященное некоему Ферраре Агюсто – имя, которое я так и не смог себе объяснить, несмотря на то, что к нему возвращались на протяжении вечера, – в прелестный сад, принадлежащий мессеру Тициану, хорошо известному, превосходному живописцу. Композиционно они похожи. Современники высоко ценили его дарование и Вазари, рассказывая об одной его несохранившейся картине, записал, что «она художникам, несмотря на все ее достоинства, не показалась настолько абсолютной, как многие другие его произведения и в особенности его портреты».
Соотношение цветов определяло настроение картины, нередко поясняя смысл изображаемого и выражая отношение художника к миру. В Трех возрастах жизни название говорит само за себя. Почему художники пишут портреты. Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов.
Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Если согласиться с ними, то непонятно, каким образом мог недавно спустившийся с гор юноша расписывать фресками Немецкое подворье на равных с самим Джорджоне. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му.
Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Он крупнее Джорджоне, Веронезе, Тинторетто. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Верны до обмана тона его (там же) лежащей Венеры. Но она все-таки не могла дать полное представление об искусстве Тициана.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. И если сравнить цвет тела Венеры с цветом тела Марии Магдалины, то становится заметна разница между белизной тела богини и смуглой кожей Магдалины, которую так верно почувствовал и написал Тициан. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера.
Начнем с портрета Элеоноры Гонзага делла Ровере, парного к портрету ее мужа. Чувствуя как смерть крадется за ним по пятам, он торопился закончить «Оплакивание Христа» — последнее откровение миру. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Реализм. Название подчеркивает, что это не «жизнеописание», а только «описание творений» художника. Когда Василий Суриков был в Лувре, то, разбирая Брак в Кане, он заметил, что Веронезе «Тициана заставил в унизительной позе трудиться над громадной виолончелью». Сколько событий свершилось в мире, сколько произведений искусства погубили пожары (в том числе и некоторые картины Тициана), сколько прошло войн, сколько завоевателей и победителей этих завоевателей прошло по страницам истории даже в одной только Италии, но, к счастью. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Перед ним я невольно остановился как вкопанный, восхищенно обегая глазами тонкий слой красок, поразительно передающих смуглый цвет лица, белокурые темные волосы и удивительный взгляд синих глаз – спокойный, пристальный, живой, как будто мой собеседник стоит передо мной, слушает меня и не сводит с моего лица своего внимательного взгляда. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Необычно исполнение картины.
И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры». Однако многие из них до нас не дошли.
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). И абсолютно невозможно представить, чтобы Ван Эйк смог написать второстепенное по значению лицо юноши в одном пространстве с образом Мадонны, как это свободно и выразительно сделал Тициан в Мадонне Пезаро, непринужденно поместив рядом с великими образами Священного Писания – фигурами Богоматери с Иисусом, святого Петра, святого Франциска – семейство заказчика и среди них поразительный своей передачей мимолетного впечатления портрет мальчика, единственное лицо, обращенное прямо на зрителей картины. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Работа сближала их и, по всей видимости, они были ровесниками, так как в молодости даже несколько лет возрастной разницы значительно отделяют молодых людей друг от друга.
В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести. Великолепные одежды Иосифа и Марии мало подходят этим людям: старому человеку и усталой женщине. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Тициан здесь встает на защиту Данаи, чья чистота остается незапятнанной. Оказывается, несмотря на громкую славу, покойный мастер был беден и довольствовался при жизни ничтожно малым: постель, стол, стул, палитра, кистиТициана это открытие потрясло.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Картина была представлена на выставке «Николай I и Новый Эрмитаж», где вместе с ней экспонировались еще три картины Тициана, приобретенные императором у потомков семейства Барбариго: Кающаяся Мария Магдалина, Портрет Папы Павла III и Христос Вседержитель. У подножия одной из колонн размещен трон, на котором сидит Богоматерь с младенцем Иисусом Христом, окутанные белым покровом.
Мне удалось превзойти многих в этом деле ибо только меня сейчас призывают к себе Его Святейшество и другие знатные особы с просьбой послужить имПредлагая свои услуги в расписывании зала Большого Совета, я готов тут же начать с написания большой картины битвы на стене, выходящей на площадь «Сан-Марко». Гораздо вернее по тонам его Флора в Уффици. Там живое тело, грудь под белой со складочками сорочкой.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Бегство в Египет представляет большой интерес, так как показывает, с чего начал свой творческий путь Тициан. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек.
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Тициан написал целую серию работ на эту тему.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Рядом с Марией стеклянная ваза с розами как символ девственной чистоты и непорочности. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Тициан служил высшей мерой совершенства и для Рембрандта и для Веласкеса и для Пуссена. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Правда, Тициан почти одинаково по формам написал руки Марии Магдалины и Венеры их тонкие длинные пальцы, раскрытые во всем изяществе и красоте на груди этих женщин и придерживающие в одном случае полосатую ткань а в другом – пушистый мех. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Это – то, почему эта картина часто копировалось.
Тициан также написал множество портретов, в том числе и венецианских дожей. Но это надо видеть, сюда надо ходить годы, чтобы изучить здешние сокровища. Когда пристально вглядываешься в них, то поражает и восхищает. Он создал много портретов – об этом обстоятельно пишет Джорджо Вазари.
Ведь Венера перед зеркалом – даже если отложить в сторону споры о дате рождения Тициана – была создана художником, когда ему, по разным подсчетам, уже перевалило за шестьдесят лет. Сторонникам той версии, по которой Тициан никак не мог родиться раньше 1490 года, очень хочется «омолодить» великого творца и доказать, сколь ранним было его становление как художника, вопреки фактам и здравому смыслу. От его фигуры, закутанной в меховой плащ, скромного черного колета, печального взгляда веет отрешенностью и одиночеством.
За двумя стеклами, хранящими ее от пыли, влаги, ветра, прикосновений, покушений воров и «геростратов» современности изуродовавших, находящуюся в Эрмитаже Данаю Рембрандта, Венера перед зеркалом радует каждого зрителя, обратившегося к ней с открытыми глазами, сердцем и умом. Смерть Джорджоне была большим потрясением, перед глазами художника постоянно представала незабываемая картина пламени, пожирающего сваленные в кучу вещи.
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Он был живописцем и писал те картины, которые ему заказывали. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Гербы изображенные на саркофаге и серебряном блюде, принадлежат венецианской семье Аурелио и падуанской семье Багаротто, вот таким образом, видимо, картина была написана в честь состоявшейся в 1514 году свадьбы Николо Аурелио и Лауры Багаротто. Франциска. Вазари приводит разные данные о времени рождения Джорджоне: 1476, 1477 или 1478 год.
В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Находясь в Риме Тициан работал над семейным портретом понтифика Павла III.
И неслучайно Тициан своих безымянных красавиц называл Венерами. В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св.
Вот таким образом вновь увидеть этот шедевр в стенах Эрмитажа в июне 2002 года действительно казалось несомненной радостью. Портрет капитана с Амуром и собакой (Картинная галерея, Кассель) выглядит почти театральным, карнавальным. Интересно осмыслить столь различные свидетельства о дате рождения художника. Прошло четыре с половиной столетия с тех пор, как Тициан написал Венеру перед зеркалом. В молодости Тициан не писал автопортретов. Личность Джорджоне это именно тот редкий случай, когда исследователям приходится исходить из картины-творения, чтобы почерпнуть что-либо о ее творце.
время оказалось бессильным перед великим шедевром художника. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. Сжалившись над ней Юпитер превратил ее в созвездие Большой Медведицы. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Художник не жалеет красок для раскрытия низменности и продажности ее души.
Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. Умение Тициана изобразить облик человека волшебным сочетанием красок живо и непосредственно поражает до сих пор и художник через сотни лет предстает перед нами чародеем и виртуозом масляной живописи.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Она привязала к груди ребенка на крестьянский манер и устало склонила к нему голову за ними поспевает святой Иосиф, держа на плече хворостину. Его отец, Якопо Беллини, был художником.
Складывается парадоксальная ситуация, напоминающая то, о чем поведал Пиранделло в своей пьесе «Шесть персонажей в поисках автора», когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие персонажи, порожденные воображением Драматурга. К счастью, стал накрапывать дождь и костер слабо разгорался. Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж.
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.
Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. Стало быть, певшие Джорджоне дифирамбы и превозносившие его до небес знатоки и ценители прекрасного не очень-то раскошеливались, становясь обладателями дивных его творений.
После того как художник отдал дань памяти Джорджоне, он обращается к изображениям дам из высшего общества и библейской тематике. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Здесь уместно привести свидетельство Марко Боскини в книге Богатые сокровища венецианской живописи (1674) о методе работы Тициана. – «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. В своей работе Изабелла дЭст Тициан объединяет категорию анонимной красоты с темой портрета.
Судя по ним, Тициан не лукавил перед своими моделями, когда создавал Портрет дожа Андреа Гритти (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Портрет дожа Франческо Веньера (Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид), Портрет дожа Николо Марчелло (Пинакотека Ватикана, Ватикан). Наталья, Вы абсолютно правы — на таких выставках нельзя фотографировать. Первая версия, которую и покажут на выставке в ГМИИ, была написана в период с 1544 по 1546 годы по заказу испанского короля Филиппа II, а сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Будет любопытно узнать, что в 1520 году у Тициана уже была собственная мастерская, где он успешно работал вместе с сыновьями и помощниками.
На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. Две прекрасные картины «Даная» (1544-1545) и «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565) выполнены на мифологические сюжеты.
Другими становятся и живописные приемы. Художественные цели Тициана соответствовали ожиданиям времени, когда портрет все больше использовался видными фигурами для сознательного формирования собственного имиджа. В Венеции Тициан жил, словно повседневно участвуя в радостном карнавале. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Один из самых прославленных портретов Тициана находится во Флоренции, в Галерее Палатина. Писать о портретном искусстве Тициана очень трудно. Тициан занимался только живописью.
Он явился величайшим мастером реалистической живописи. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Впечатления очевидцев тех событий пересказал биограф Дольче: «Тициан изобразил великолепнейшую Юдифь, превыше всех похвал. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Они ищут сотворившего их автора, чтобы узнать хоть что-то об уготованной им судьбе, но автора нет и о нем ничего не известно. Тициан был скуп на слова.
Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге – официальный парадный портрет. Главный акцент находится ни на ужасающих событиях, ни на религиозном значении сцены.
Становится понятным, почему известный русский искусствовед Павел Муратов в книге Образы Италии особое, если не первое место отводит Тинторетто, а о Тициане говорит мало и как бы вскользь. В это время в мифологических композициях появляются драматические интонации, стремительное и бурное движение, радикально меняется и живописная манера — ранее добивавшийся почти эмалевой сплавленности красочного слоя и лишь дополняя эту манеру более свободным, открытым мазком, Тициан теперь пишет большими кистями, крупным, энергичным мазком, полным динамики и экспрессии. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Картины Тициана постепенно утрачивают прежнюю гармонию, светлое мироощущение сменяется трагическим.
С ощущением искрометного праздника и веселья, которые в самые радостные минуты дарит нам жизнь, воспринимаем мы картину Тициана Дама с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин). Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Этот залв венском музее имеет три двери. Первая версия, привезенная к нам из Национального музея Каподимонте в Неаполе, была закончена Тицианом в 1546 году.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Это отразится в его автопортретах. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы.
Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске. Когда опустошительная эпидемия закончилась и жизнь в Венеции вошла в свое обычное русло, Тициану принесли спасенное полотно Джорджоне «Спящая Венера» с просьбой восстановить его. Охотник попытался убежать от разгневанной богини.
Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Ему больше ничего не оставалось делать, как проводить их взглядом.
Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах.
На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. И далее: «Тициан является символическим художником Венеции, ее лучшим и наиболее полным олицетворением». Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
Это общее убеждение также отражено в современной историографии. Его клиентами были Карл V испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и другие не менее известные личности. Лицо герцога, спокойное и величавое, не обуреваемо никакими внешними волнениями.
Ее домик до сих пор ютится рядом с роскошной Виллой Фарнезе. В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Есть еще версии: одна находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая – в Прадо в Мадриде.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Эта работа новатора. Красавицей, несущей цветы, как думают, является Флора, классическая богиня цветов и весны. Он также подчеркивает, что эта оценка обусловлена не его тщеславием (чрезмерной любовью, которой я люблю самого себя), а выдающейся работой, созданной художником (чудо восхитительной одухотворенности, вышедшее из-под кисти). Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Но не это главное – такой подход был повсеместен в то время.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Тициан был востребованным художником, его постоянно вызывали к себе заказчики.
Голая с красной одеждой женщина. XVI век завершает в Италии так называемую эпоху Возрождения, ознаменованную зарождением в феодальной Европе новых, ранних капиталистических отношений, сложением новой культуры, во всем противоположной средневековой, утвердившей красоту мира и величие человека. Разразился шумный скандал.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Художник одет в простую и дорогую одежду. Художники и историки искусства иногда говорят: «тициановская женщина».
Самая светлая часть портрета – голова с огромной темной бородой, пронизанной седыми прядями.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Тициан поистине мыслил краской.
Слава пришла к Аретино в Риме, где вышел в свет сборник «Позы» из дведанцати эротических стишков, сочиненных им к порнографическим рисункам Джулио Романе, о них даже есть шутливое упоминание у Пушкина в одном из писем из южной ссылки (ноябрь 1823 г. ). Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. А Тициану он предоставил подобие огромного контрабаса, который вместе с величественной фигурой знаменитого живописца, сосредоточенно играющего на своем монументальном инструменте, одновременно подчеркивал и его центральное положение среди современников-живописцев и его несколько тяжеловесное и подавляющее присутствие в кругу венецианских художников. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Себастьян был одним из особо почитаемых в Италии святых, поскольку считали, что он помогает людям избавляться от чумы.
Эти детали, так похоже написанные Тицианом на разных картинах, говорят об устойчивости определенных черт женского идеала красоты у художника.
Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
В двух ранних портретах из Национальной галереи Лондона – мужском и женском (этот портрет имеет второе название: Ла Скьявона, то есть славянка)– проявились определенные качества портретного искусства живописца. Живописное решение картины, построенное на мажорном звучании красных тонов, эффектно и торжественно. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Существуют различные мнения о дате его исполнения, но несомненно то, что по живописи он близок Портрету Пьетро Аретино из флорентийской Галереи Палатина в палаццо Питти особенно сходно написаны одеяния дожа и знаменитого писателя.
Портрет дожа Андрей Гритти – самый большой из цикла.
К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Зато известно, что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, откуда он приехал в Венецию обучаться живописи вместе с братом. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
В нем больше жизни, настоящей вечной жизни, чем в итальянской современности». А великолепие самого здания, а убранство лестницы, декорации зал, роспись плафонов. Точная дата его рождения неизвестна.
Загадочная Священная аллегория Джованни Беллини (ее называли также Души чистилища или Озерная Мадонна) отозвалась в таких картинах Тициана, как Три возраста жизни, Любовь земная и любовь небесная. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского и Евридики. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
В Венеции женщины красили волосы именно в этот цвет. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Радоваться пришлось недолго.
Самое большое количество портретных образов Тициан создал в религиозной живописи, будь то фрески или картины. Тициан жил и работал в XVI веке, в период блестящего расцвета культуры и искусства Италии. Как ему объяснили позже, папа «заболевал» раз в месяц дней на пять после чрезмерной дозы любимого красного Colli di Parma, а излечивался игристым белым совиньоном. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Спустя 30 с лишним лет он повторил этот сюжет, разрабатывая его для себя. У Тициана нагота возвышенна и благородна. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. В женских образах мастер не ищет психологической глубины.
Кто изображен на картине – загадка. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. На сей раз они были сняты для реставрации и хранения. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.
В конце августа, ранним утром на пороге появился санитарный патруль, Тициан был наверху. Или в другом месте Вазари пишет: «Там же находятся портреты Карла V, короля Франциска в молодости, герцога Гвидобальдо II, Папы Сикста IV, Папы Юлия II, Павла III, старшего кардинала лотарингского и Солимана императора турецкого все это – прекраснейшие портреты исполненные, повторяю, рукой Тициана». Но как художник он поражает глубиной и многосторонностью своего гения.
И в новом году, который в Венеции по давней традиции начинался не первого января, а первого марта (видимо, в пику Риму), состав Совета Десяти полностью обновился и его прежнее решение было отменено. Когда историки искусства отмечают счастливую благосклонность судьбы к Тициану, то пишут о том, что он был художником Венецианской республики, а император Карл V удостоил его звания графа Палатинского, назначил пенсию и наградил золотой цепью. Не без содействия друзей на заседании Совета Десяти предложение Тициана было принято. После этого Даная родила сына Персея. Это расположение обращается к требованиям живописи превзойти скульптуру, даря всестороннему представлению цвет в качестве награды.
На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. Сам Паоло Веронезе играет на виоле да гамба, которую иногда изображали в руках Аполлона. Тициан красками старался передать на холсте то, что он видел. По ней была создана гравюра, вызвавшая у венецианцев прилив патриотических чувств.
Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Зевс был пленен красотой Данаи и проник к ней в виде золотого дождя. Диана в яркой красной тунике с луком в руке ликует — месть свершилась.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Особенно контрастно решены образы Павла III и его внука Оттавио Фарнезе. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Большинство из наиболее известных людей города были там. Новаторство произведения – в его живописном строе. Таким несомненным талантом Тициан был наделен от природы.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Вскоре он решил бросить вызов самому Дюреру и, как бы в ответ на его «Праздник четок», сотворил на большом картоне более чем двухметровой длины многофигурную композицию во славу Венеции и победы над войском Максимилиана, назвав ее «Триумф Христа». Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Его Венера не нуждается в окружении для придания еще большего сияния ее красоте. Так же, с одной обнаженной грудью, греки лепили фигуры амазонок.
Во всяком случае они вместе расписывали стены восстановленного после пожара Немецкого подворья, а впоследствии, через века исследователи установят, что после ранней смерти Джорджоне Тициан дописывал пейзаж (и только ли пейзаж. ) на его знаменитой картине Спящая Венера из Дрезденской галереи, а картину Сельский концерт из парижского Лувра, в течение десятков лет считавшуюся работой Джорджоне, сейчас приписывают кисти Тициана. Для чего люди обращаются к художникам с просьбой написать свой или чей-нибудь портрет. Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Вот ведь совсем новый Исторический музей. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. Портреты на таких картинах поражают зрителей искусностью и мастерством.
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Художник Тициан работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Доподлинно неизвестно, кто изображен на портрете – долгое время считалось, что это Ипполито Риминальди, затем атрибуции менялись и сейчас исследователи остановились на осторожном и описательном названии: Портрет дворянина, называемый «Молодой англичанин».
И, наконец, автопортреты Тициана. Этот способ разумен, красив и поразителен. К 1536 году, когда картина была закончена, Изабелла, одна из наиболее восхитительных и искушенных женщин Ренессанса, была намного старше, чем она смотрит здесь и Тициана определенно попросили использовать портрет Франчии (Francia) как направляющей к ее более ранней внешности. Человек на автопортрете из берлинского музея мог быть великим портретистом.
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Однако до скончания дней его главным заказчиком останется испанский король Филипп II, который в отличие от отца Карла V, думавшего о спасении души, предпочитал мифологические сюжеты. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции.
Вот как представлена эта ситуация в книге Филиппо. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Следующий этап развития портретного искусства Тициана можно ясно представить по Портрету Федерико Гонзага (Прадо, Мадрид). Знаменитая за ее элегантность, она носит тюрбан своего собственного дизайна. Все это было и у учителей Тициана, Джентиле и Джованни Беллини: они были официальными художниками Венеции и получили много почестей, наград и заказов, а Джентиле во время путешествия в Константинополь по приглашению турецкого султана Мехмеда II получил титул «бея» ибыл награжден массивной золотой цепью.
Его образ часто встречался в алтарных картинах, появлялся он и в ранних произведениях Тициана в виде красивого полуобнаженного юноши. Находясь в нем, можно было видеть красивый остров Мурано и другие места. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением.
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Идеала греческой богини здесь нечего искать, но Тициан и не задавался такой целью. Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), несмотря на внушительность фигуры и серьезное выражение лица, представляется своеобразным карнавалом – переодеванием молодого человека из кардинальского костюма (Медичи имел духовное звание) в светский наряд.
Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). У них родился сын Персей. Рядом с ней находится в рубище св. Услышав шум и крик, он набросил на плечи халат и стал спускаться, в доме никого не было.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Известно, что Тициан с натуры исполнял только лица своих высокопоставленных заказчиков, а все остальное сочинял от себя или, как в данном случае, писал с присланных ему в Венецию подлинных дорогих воинских доспехов.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Возмущению Тициана не было предела — в виде исключения ему оставили оплату аренды мастерской, но срезали средства на закупку красок и содержание двух помощников. Но подчас эта разбросанность мешает полному представлению творчества Тициана. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго.
Петра. Больше Тициан его никогда не видел. Тициан любил писать детей и подростков. Но аксессуары боевой шлем с роскошным плюмажем, воинские жезлы, врученные ему правителями, доверившими герцогу командование своими войсками, блестящие доспехи герцога (он прислал их Тициану, чтобы тот смог написать их с натуры и художник с этим справился блестяще)– все это отличает портрет делла Ровере от портрета Федерико Гонзага.
Венера перед зеркалом поражает сохранностью красочного слоя. Муратов начинает свой труд описанием Венеции и заканчивает также рассказом о Венеции. Очень подробно об истории создания этих фресок Вазари рассказывает в жизнеописании Джорджоне: «В Венеции в 1504 году случился у моста Риальто ужасный пожар, от которого целиком сгорело Немецкое подворье, вместе со всеми товарами, к великому убытку торговцев вот таким образом венецианская Синьория постановила выстроить его заново и поручить Джорджоне исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению, только бы он показал свое дарование и создал произведение, достойное самого красивого и самого видного места города». В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным. Даже Карл V от одного лишь упоминании об Аретино быстро оживлялся и сильно веселился, читая его послания. За ним следуют Портрет Ипполито Медичи в венгерском костюме (Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет Карла V (с собакой Прадо, Мадрид), Портрет Альфонсо дАвалоса, маркиза дель Васто (Лувр, Париж), Портрет Даниеле Барбаро (Прадо, Мадрид), Портрет Франческо Мария делла Ровере и Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (оба – Галерея Уффици, Флоренция), Обращение Альфонсо дАвалоса к войсками Конный портрет императора Карла V в сражении при Мюльберге (оба – Прадо, Мадрид). В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Для него Тициан напишет семь полотен иллюстрирующих «Метаморфозы» Овидия. Живопись получает свое богатое, чувственное обращение, главным образом, от ее своевольной комбинации насыщенности цвета, от синего платья с красными втулками и тонами кожи и золотисто-каштановым, умело заплетенными волосами. И нам, простым восхищенным зрителям, еще приятнее осознавать себя хоть чуть-чуть приобщенными к возвышенному художественному Олимпу. Работа эта настолько сложная, что покамест никто даже не дерзнул помыслить о ней».
Лицо рыцаря, каковым был император, проведший не одну войну, несет отпечаток будущего отречения от престола и ухода в монастырь, как будто художник сумел заглянуть на много лет вперед. Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. В биографии Шекспира достаточно загадок, как и в биографии Тициана. Вот таким образом вернее будет отнести дату его рождения на более поздний срок – 1488–1490 годам и тогда ко времени его участия в росписи Немецкого подворья (Фондако деи Тедески) ему исполнилось около двадцати лет.
Картины Тициана этого периода характеризуются монументальностью, которая наполнена пафосом и динамикой. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Появлению над цветами роз пламени дает объяснение полустершаяся надпись внизу под вазой: Ignis ardens non comburens — «Огонь горящий, но не опаляющий».
В величаво-спокойной позе Венеры, в плавных очертаниях ее тела, в самом композиционном решении холста ощутима та приподнятость, которая делала образ венецианки олицетворением земной, чувственной красоты, возвышенной и идеальной. Он как бы говорит: человека можно физически уничтожить, но вечно будет жить неукротимость его духа и разума.
Тициан часто делал то же самое. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Каждый из названных принципов имеет свои достоинства и недостатки.
Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Эта «скромная» просьба практически была исполнена, робкий папа Юлий III, внял рекомендации монарха и присвоил литератору титул кавалера Святого Петра.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Вот таким образом стоит пытаться понять, в чем отличие этих художников друг от друга, а не возвышать одного перед другим на воображаемой иерархической лестнице, называя кого-то просто талантом, а другого – титаном или гением.
К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Среди многообразного творческого наследия Тициана его портретное искусство вызывает интерес не только потому, что он был выдающимся портретистом (а его портретная галерея, представленная в музеях и коллекциях всего мира, огромна и разнообразна), но прежде всего потому, что портреты Тициана дают возможность представить бездонную глубину психологических характеристик и внутренний мир множества людей – от императоров до простых служанок. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Цвет – одно из основных средств выражения.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Его тон абсолютно меняется в письме, посланном Козимо вместе с подарком. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Отношение тела к белью очень верно взято. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Тициан в Венере перед зеркалом не использует цветовые или композиционные контрасты. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
За свой проступок Каллисто была изгнана. Венеция, «владычица морей», центр экономики и торговли, превратилась в музей, где толпы туристов со всего света любуются ее неповторимой красотой. Созданные им образы обладают мощными силами. Так называли современники Тициана.
Позади ангела возвышаются мощные античные колонны. Сейчас об этой прискорбной для чести России сделке очень много написано. Перед нами человек, полный жизненных сил, внутренней энергии, уравновешенный, решительный, умный. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Вот заключительная часть его письма дожу Венеции: «Прошу Вашу светлость, чтобы соляная таможня обещала мне уплатить по окончании названного произведения половину того, что было ранее обещано Перуджино, который должен был расписывать эту картину, то есть 400 дукатов, тогда как он хотел ее исполнить за 800 дукатов И чтобы вовремя была принята моя кандидатура на должность биржевого маклера в Немецком подворье как это было решено в светлейшем Совете 23 ноября 1514 года». Вот таким образом связь портрета Тициана с образами античной скульптуры очевидна.
Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Тициан написал Якопо Страду среди предметов его коллекции. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. При этом он решительно избегал рассудительности флорентинцев того времени Недаром художники признали его князем живописи и рассказывали, будто монарх поднял упавшую из его рук кисть.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Он чувствует себя независимым. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Это означало дополнительные 25 дукатов. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Что-то пробурчав, понтифик поспешил встать и удалиться. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Муратов пишет «Прошлое Италии представляет главную тему этой книги.
И к тому же один из самых больших его портретов. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.
Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. Но и сохранившихся вполне достаточно, чтобы представить Тициана-портретиста.
Абсолютно по-иному художник представляет другого дожа – Франческо Веньера. Прекрасный земной мир с его ландшафтами и дворцами органично соединяется с образом Церкви, символом которой является Мария. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Здесь Аретино еще раз подчеркивает качество картины, особенно в том, что касается реализма (он словно дышит, его сердце бьется, а настроение меняется, как у меня в жизни), но добавляет и новую деталь: Если бы ему заплатили больше денег, одежда была бы более блестящей, мягкой и плотной, как бархат и вышитый шелковый дамаст.
Любопытно, как Вазари описывает бесконечную череду тициановских портретов «сильных мира сего»: «Портрет, Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Помимо воображаемых портретных композиций, Тициан создал много парадных женских портретов: Портрет Лауры Дианти (частное собрание, Крейцлинген-Торгау), Портрет Элеоноры Гонзага делла Ровере (Галерея Уффици, Флоренция), Портрет Изабеллы дЭсте (Музей истории искусства, Вена), Lа Bella (Красавица, Галерея Палатина, палаццо Питти, Флоренция), Портрет девушки (Лавиния, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь), Императрица Изабелла Португальская (Прадо, Мадрид), Дома с блюдом фруктов (Картинная галерея, Берлин), Портрет дамы в белом (Картинная галерея старых мастеров, Дрезден), Саломея с головой Иоанна Крестителя (Прадо, Мадрид). Каллисто, одна из нимф Дианы, сама того не ведая, забеременела от Юпитера.
Именно в этом состоит отличие портрета Тициана от работ Морони – в стремлении раскрыть внутреннюю, скрытую от глаз зрителей, психологическую характеристику портретируемого. Далее он писал: «Эту Венеру можно назвать апофеозом венецианской женщины. Кажется, что Тициан написал его, концентрируя внимание зрителей на лице изображенного. Умер Микеланджело, с которым почти 20 лет назад они вместе встречали Новый 1546 год.
Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
Однако до нас дошли некоторые портреты работы Тициана, написанные в разные годы. Об истории Рафарэля и Форнарины можно прочесть здесь. Только это уже будет не та праздничная симфония ликующих ярких красок с богатством тонов, не тот жизнерадостный рассказ о похождениях героев, что украсил тридцать лет назад «алебастровый кабинет» феррарского герцога, теперь миф превратится в трагическую метафору подчинения людей богам. Согласно тексту Жизнеописаний Вазари: Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. В Деве Марии нет и тени растерянности от неожиданной благой вести.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Но то, что он сделал и что дошло до нас, – впечатляет как своим количеством, так и художественным качеством.
Описание картин их просмотр говорят о том, что его зрелые работы не содержат ярких светящихся оттенков. Можно представить портреты, сгруппировав их по технике живописного исполнения и сравнить развитие этой техники на протяжении всей творческой жизни Тициана.
Считалось, что разбираться в минералах, будь то соль или каски, — прерогатива живописцев. Таким живописным мастерством я был удивлен и поражен одновременно.
Если продолжить сопоставление двух полотен, то интересно обратиться к лицам: Тициан остро чувствовал разницу между лицом раскаявшейся грешницы и обликом богини красоты, хотя сопоставление христианки, преданной Иисусу и языческой богини может показаться не совсем правомерным. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Канули в вечность Венецианская республика и суровые дожи, правившие ею. Среди деталей, составляющих окружение Элеоноры Гонзага, – часто встречающаяся у Тициана фигурка собачки, символ верности и красивые настольные часы – знак богатства, родовитости, особого утонченного вкуса.
Узнав об этом, Павел III умер от апоплексического удара.
Много и охотно художник писал женские портреты. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.
Остановимся на самых значительных и не вызывающих сомнений в авторстве работах. Приятно, но не натурально. На картине были изображены многие известные лица, среди которых легко узнавался сам Дюрер. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Он переосмысливает картину «Даная» и вносит в нее некоторые изменения.
И прославленная Афродита (Венера) Книдская, как ее называют во всех учебниках по истории искусства, сохранила в своем названии, а также в исторической памяти человечества этот, может быть не очень заметный, подвиг жителей острова. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Например, Якопо Бассано, прославившийся картинами из крестьянской жизни играет на флейте. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Эта работа, предположительно, была подготовительной для большого официального портрета. Все остальное, включая книги и дневники, поглотило пламя. Это он написал в одном из писем к Павлу Чистякову.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Скупость. Ла Белла (Красотка)1536 г. Картина маслом, 89 x 76 см. Галерея Палатина (палаццо Питти), ФлоренцияКак столь многие другие работы Тициана, вероятно, что этот портрет – идеализированный портрет женской красоты и не точное описание какой-то женщины. Женщина прекрасна красотой своей статной юной фигуры, открытым, добрым лицом и широким жестом рук, поднявших над своей головой большое блюдо, сверх меры заполненное фруктами, так что кисти черного винограда свисают по краям.
Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Полотна «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» имеют композиционное единство и симметричность, несмотря на различное содержание. Микеланджело пригласил его в гости и Тициан с удовольствием принял приглашение. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом).
Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Он был изгнан из вечного города и обосновался в Венеции, чему всецело обязан дожу Гритти, который назло нелюбимому им папе Клименту решил приютить гонимого литератора, дабы показать всему миру, насколько Венеция самостоятельна и свободна в любом своем решении.
Александр Бенуа, до революции описывая картинную галерею Эрмитажа, назвал Венеру перед зеркалом «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа». Могли ли аристократические друзья покойного Джорджоне довериться новичку из глухой деревни, поручив ему дописать незаконченную «Спящую Венеру» и другие картины. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. И они сразу понимают друг друга, так как в своих картинах Тициан создал собственный образ женской красоты, вдохновляясь прежде всего античными скульптурами – обнаженными богинями с округлыми формами тела, со спокойным выражением лица, с прямой греческой линией носа и пышными, рассыпающимися по плечам или собранными в пучок на затылке золотыми волосами. В дом их не пустили, а тело покойного было вынесено еще раньше неизвестно куда.
Чудом удалось вызволить из огня несколько больших картин и среди них «Спящую Венеру», «Трех философов», «Юдифь» и другие полотна поменьше. Как ясно, ожидали, не полного сходства, но, что картина отдаст лестное воскрешение ее внешности, когда она была молодой. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
Во время очередного приезда Дюрер написал большую алтарную работу «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея). О Тициане, не заинтересованный его искусством и его личностью, он упоминает вскользь, рекомендуя читателю: «Чтобы найти истинное понятие о Тициане, надо побывать в Мадриде».
Над темным морем он несет её на Крит. Праксителем.