Живя и работая некоторое время в Париже, она познакомилась с основоположником стиля рококо Антуаном Ватто, написала с уважением и любовью его портрет пастелью. Еще одним известным художником стиля рококо (а позже и неоклассицизма) в Италии был Батони Помпео (1708-1787), в творчестве которого, особенно в портретах, все яснее проявлялись реалистические тенденции, хотя еще и носящие поверхностный характер. Со временем она стала очень популярна в Европе благодаря тому, что ею были написаны многочисленные портреты королевских особ и их приближенных изображенных в тонкой и изящной манере стиля рококо.
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Сперва необходимо было изучить портреты Марии Антуанетты в молодые годы. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Архитекторы рококо пытались сгладить угол между стеной и потолком с помощью падуги – плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом. Остров Цитера обретает космические очертания.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Изначально этот термин относился лишь к маленькой части стиля, а именно к украшению фонтанов и модных тогда садовых гротов «диким» камнем и «рокайлями» – раковинами (настоящими, каменными, а чаще – гипсовыми).
(иллюстрации см. Новые веяния проникли в Академию. Меняется и формальный строй его работ. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета.
Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль.
Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж.
Шили эти орудия добровольной пытки из кожи, замши, атласа, парчи и бархата. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Французский скульптор. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина).
Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика.
Понятно, что не во всякую дверь красавица могла войти, не разворачиваясь боком, но модельеры наконец-то включили инженерную мысль и изобрели складывающиеся фижмы. мелочь, безделушка). Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом. Бернардо Беллотто работал также в Германии. «Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры.
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции.
В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный. В то же время, этот стиль насаждал настроения тоски, предчувствия конца и пессимизма. можно сказать, что рококо — это «гламур» XVIII века, целиком обусловленный особым образом жизни: богатым, праздным, наполненным красотой и изяществом, флиртом и соблазнением.
Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Чаще всего художник писал знатных лиц. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Приложение 8). В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр.
В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов».
Он создает образы людей, довольных своей жизнью и богатством, которое они охотно выставляют напоказ. Происходил из среды ремесленников. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789).
Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
по документу из РГИА). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности.
Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. А. С. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Платья в изобилии отделываются гирляндами, фалбалой, пуфами. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Мейссонье.
Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Одним из крупнейших мастеров французской живописи второй половины XVIII в. был Оноре Фрагонар, работавший во многих жанрах.
желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Главным (как и в любое время) было мировоззрение. Женщины, жившие в этих домах, не были похожи на пышных красавиц Тициана и Рубенса.
Фирсов, Б. В. Суходольский.
Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Философия рококо – это мир будуара игры карнавала.
Рококо – стиль, основанный на детали. Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. Но удивительная гармония красок и мастерство исполнения позволили Шардену показать материальную сущность предметов, сделать их осязаемо реальными.
Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева изображена в условном неоклассическом духе. Рядом с западноевропейскими мастерами стиля рококо в России середины 18 века успешно работали отечественные художники.
Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVШ столетия в развитие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Пуссена. rococo, от фр. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. – рококо в его французском варианте, т. е. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо был одновременно и его художественным антиподом и логическим результатом его развития. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года.
С 1760-х гг. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Развития направления позволило пересмотреть идейную наполненность картин. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. В 1750-х гг.
К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой.
«Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. От этого узла симметрично в обе стороны спускаются по линиям рук, ног и по складкам одежды основные направляющие линии, образующие равнобедренный треугольник. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Флора — подлинный шедевр камерной пластики. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. В 1736г. Приложение 6).
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1.
На карманах— огромные клапаны. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Например, в отечественном справочном издании В. Г. 1709).
В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Натюрморты были восторженно встречены публикой и, окрыленный успехом, художник представил свои картины в Академию, получив за них звание академика. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Название это появилось уже после смерти «галантного времени» и было рождено любителями классицизма, которым страшно хотелось отделить себя от вычурной избыточности недавней моды. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов.
Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Поскольку рококо сформировался в годы властвования французского короля Людовика XV и в этот период достиг своего расцвета, современники именовали рококо королевским стилем. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Ходить в таких туфельках было неудобно и утомительно – но красиво. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Так изменились критерии физической красоты.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Один из сторонников рококо в Италии, архитектор Тьеполо – способствовал распространению данного стиля в Испании.
При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Шарден начал творческий путь с натюрмортов. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры.
Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Мебель эпохи рококо очень изящна. cartel – карта, свиток бумаги). Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов.
Видным художником является Пьетро Лонги. пустяк, безделушка). Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера.
Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. На самом деле в первой половине XVIII века не было никакого стиля рококо.
Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. по документу из РГИА).
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
Остров Кифера – место рождения богини любви Афродиты, остров вечной любви и блаженства. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». 1767). Продумывая изображение, Б. В. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик.
Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Конечно, художники несколько льстили моделям – но не слишком. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер.
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Однако все попытки подобного рода заранее были обречены на неудачу, так как события термидора и империя основательно подорвали патриотизм и гражданскую доблесть республиканцев.
«Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Согласно преданию, борец Милон из Кротона, шестикратный победитель на Олим- пийских играх 532—516 до н. э., пытался расщепить пень, с которым не могли справиться лесорубы. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. На спине имеет шнуровку из атласных лент цвета лаванды.
Модным словом становится bagatelle (фр. стиль Людовика XV. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца.
Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв. Чаще всего платье выполнялось цельнокроеным.
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Приложение 1). серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Бернардо Беллотто работал также в Германии. 1754, ГТГ). В эту эпоху основным трендом в моде является украшательство.
различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Каблуки обуви знатных дам (высотой «в четыре пальца») нередко обтягивали красной кожей. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья.
Лаконизм, с которым написано полотно, прямо указывает на его тягу к монументальности и говорит о появлении индивидуального стиля. Основными принципами стиля Рококо есть уход от жизни в мир фантазии игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Показательно, что в середине восемнадцатого века отмечался всплеск интереса к астрономическим наблюдениям в связи с появлением кометы Галлея. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»). Натье, Ф. Буше, Ж. О.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Рококо (фр. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»).
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745). Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Символика, сюжет и композиция ритмичны, образы даже кажутся музыкальными.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Клодион (1738-1814).
В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др. ) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.
Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. В 1755 г. Буше возглавил Королевскую мануфактуру гобеленов, а в 1765 г. получил должность первого живописца при дворе Людовика XV.
Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Приложение 5). Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись.
Оно передано иллюзорно-вещественно. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. Картелль (франц.
Пожалуй, этот новый идеал был своеобразным ответом на последние годы Людовика XIV. Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели). rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века.
В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности.
Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Проникнув во Францию, мушки за несколько лет превратились из средства маскировки в молчаливые слова «галантного языка»: пара родинок, наклеенных над верхней губой и на левой груди, сообщали кавалеру, что путь от губ ведет к сердцу, мушка между виском и глазом говорила о страстности своей хозяйки, вырезанная в форме полумесяца обещала вечернее свидание. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене). Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства.
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок.
Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар).
В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Крупнейший представитель рококо во Франции— Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Однако неоклассицистический строй его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы стиля порою облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя).
В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
Видным художником является Пьетро Лонги. Развитию рококо способствовали художники-декораторы, граверы, резчики, ювелиры, бронзовщики издававшие альбомы рисунков и гравюр с декоративными элементами. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями». Ширину этих юбок обеспечивали надетые под них фижмы на китовом усе. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни.
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Фальконе — один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других.
Это портретная живопись Антропова и Рокотова. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
Слово «рококо» сочетает французское слово «рокайль» (ракушка, декоративная раковина, дробленый камень) и «барокко» — итальянский стиль искусства, предшествующий рассматриваемому периоду. Юбка на каркасе, выполнялась почти без складок.
На рубеже XVIII-XIX вв. Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Композиция отмечена несомненным талантом мастера, с энергией и темпераментом передана ярость схватки, в работе проявился интерес художника к сильным, ярким характерам, к темам исполненным героического пафоса и драматизма. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. И наконец один из них меня особенно заинтересовал. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. Иллюзия торжествует. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). китайщиной – шинуазери (от фр. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф.
За стилем барокко следует стиль рококо. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Отдельные детали туалета и отделки подвергаются дальнейшему совершенствованию. ниже). Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Эта эпоха придала мироощущениям человека умение наслаждаться радостями жизни, вкус к роскошным и красивым вещам, пристрастие к новизне форм и любовь к жизни. Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д. в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др. ), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV).
Жак Луи Давид — французский художник, художник просветительского классицизма и ампира, а также один из основоположников нового искусства — родился в 1748 г. в семье состоятельного парижского коммерсанта. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Даже предметы культовой обрядности трактуются и роскошно украшаются без особого намёка на религиозность.
Естественно, внутри все было еще пышнее, чем снаружи. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Однако сам художник не верил в такой исход, а потому картина получилась излишне холодной и академической. Музей изобразительных искусств им. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Идеи гедонизма становятся основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.
Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура рокайльного языка, выразилось в полной мере. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Художник представляет нам сцену в парке.
Отделка предметов достигает высочайшего уровня. В этом состояло главное отличие рококо от барокко. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Начало этого стиля приходится на период 1715-1723 гг. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Он не скрывает театрального приема в композиции. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей.
В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Давид.
Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Рококо (франц.
Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Недаром это «столетие париков, карет, менуэтов, треуголок» (Натан Эйдельман) еще называют «галантный век». Конечно, без таких украшений сложно было представить приличную усадьбу, но, поверьте, не гипсовый декор был главным в это время – гедонистическое время, посвященное «Купидону и Венере». Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Рококо в живописи стал более утонченным и интимным аналогом барокко. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов.
Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Вместо культовой семантики торжествует высокомерно-презрительный атеизм, оправдывающий господствующую в ту эпоху философию наслаждений. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. chinoiserie – китайщина). Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. Фрагонара).
– времяправления регента Филиппа Орлеанского и достигает расцвета в эпоху короля Людовика XV. Людовик (впрочем, как и многие его предшественники) мало интересовался государственными делами, все свое время посвящая охоте, бесконечным балами другим развлечениям. Так, беспечнорезвясь, развлекаясь и прожигая жизнь, Людовик XV придумал знаменитое изречение После нас хоть потоп. Что ж, король, как говорится, как в воду глядел – после смерти Людовика XV, в 1789 г., разразилась Великая Французская революция и королевская власть во Франции была уничтожена. Мебель изящна и легка. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Идеал женщины в эпоху рококо меняется. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Это, разумеется, мое личное восприятие творчества Буше, хотя оно отчасти совпадает с современной оценкой французских искусствоведов, отмечающих «слащавость и невысокий художественный вкус его стиля». Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Была даже особая специализация среди художников — квадратурист.
Рукава, узкие вверху и расширенные книзу, завершались пышными широкими кружевами в несколько рядов. Рококо – стиль, основанный на детали. Его основные отличия проявляются в особой легкости, грациозности и некотором кокетливом характере изображаемого. (см. Эрмитаж ок. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве.
Эпикурейский вкус (главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, вот таким образом их основной этический принцип — удовольствие) регента воплотился в светлых и интимных интерьерах Пале-Рояля, новой парижской резиденции. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Лозунгом стиля рококо можно провозгласить ценность счастливого мига. 1754, Париж, Лувр).
За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. И здесь рококо ждало открытие. Охваченные стихией танца, почти исступленные нимфы даны скульптором в полных динамики и грации позах. Декольте чаще всего делалось очень низким, сильно открывавшим грудь и шею. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
Рокайль становится основным мотивом декора. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея.
Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Налицо повальное увлечение т. н. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Декоративную косметику в то время применяли весьма щедро. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см.
Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается. Кроме фарфора— в моде серебро. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». На рукавах были широкие обшлага. Утянутые корсетом «в рюмочку», напудренные до бумажной белизны, которую оттеняли атласные и бархатные «мушки», – они напоминали хрупкие фарфоровые статуэтки. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства.
Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Знатная шотландка, дочь руководителя Канцелярии от строений и начальника Вишнякова представлена в нарядном платье, с веером в руке, на фоне пейзажа и колонны.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы.
ниже). Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме.
Сам мир он воспринимает сквозь призму театральных эффектов в виде непрестанной смены живых картин. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Тонкие столбики перил превращались в раздутые балясины, капители становились все более пышными, карнизы и кровли украшались вазонами и скульптурами, любой, самый незначительный выступ подпирала если не кариатида, то пилястра.
В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара).
Но теперь её форма резко изменилась. Дело в том, что крой тогдашних туфель с «французским» каблуком- рюмочкой действительно зрительно уменьшал ступню. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Искусство рококо намного ближе подошло к реальной действительности, стало более интимным и оттого более искренним. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795).
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.
Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.
Рококо (франц. Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. Основоположником этого стиля, в творчестве которого впервые наглядно проявились основные черты рококо, считается Антуан Ватто (1684-1721), хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Оргии Пале-Рояля не были тайною для Парижа: пример был заразителен.
Стены оформляются деревянными панелями. Нижний ряд играл роль панели. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Но при этом барокко больше стремится проявить монументальную торжественность, а рококо подчеркивает изящество и легкость в искусстве.
Пластически совершенна статуэтка Флора (1750—1760, Санкт-Петербург, Гос. Сияние кожи оттеняли «мушками» – фальшивыми родинками, вырезанными из черного бархата или тафты. Да и сама композиция получилась чересчур безжизненной и академической, что также не могло вызвать того энтузиазма, которым были встречены работы Давида времен Республики, повествующие о республиканских добродетелях и гражданской доблести древних греков и римлян. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг.
В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком.
– Последние годы царствования Людовика XIV, ознаменованные строгой набожностию двора, важностию и приличием, не оставили никаких следов. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе — Париж, Лувр).
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Так родилось название нового стиля. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. За свое долгое правление Король Солнце сменил множество фавориток – от бывшей одной из первых юной и стыдливой мадмуазель де Лавальер (из-за которой Дюма уморил сына Атоса) до царившей в его жизни последние 30 лет сурово-высоконравственной госпожи Ментенон, при которой Версаль «стал так уныл, что даже кальвинисты завыли бы от тоски». Он мастер мимолетного наброска с натуры. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Под него надевали камзол. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.
Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора.
Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Пушкин в своем «Арапе Петра Великого». Эрмитаж). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне.
Парикмахерское искусство отзывалось на любое событие столь чутко, что в 1774 году некий иностранец писал: «Ежедневные новости можно узнать, рассматривая головки женщин». Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину.
Еще Дидро в свое время говорил о Буше: «Его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус и правдивость». Наиболее известным для русскоязычного читателя является, наверное, Жан-Марк Натье (1685-1766), так как путешествуя в 1717 году по Голландии, он познакомился там с Петром I, написал его портрет и получил приглашение стать придворным живописцем. В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения. Holly Hess пишет: «Создание этого портрета заняло несколько месяцев.
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль.
Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя.
Маркиз Мариньи, руководитель королевских строений, заказал художнику несколько аллегорических полотен для маркизы де Помпадур. Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур.
Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений.
В связи с куртуазностью всего стилярококо, его считают истинно дамским стилем, демонстрирующим нежность женских образов (изображения прекрасных дам занимали центральные позиции на полотнах) и изысканность всего искусства рококо. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века.
Фрагонар. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Модным словом становится bagatelle (фр.
Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию».
Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Городские дворцы знати, богатой буржуазии, – отели, сооружаемые в этот период, как правило, строго классицстичны по экстерьеру.