Эрмитаж в Падуе, на которой представлены два художественных произведения Рембрандта Портрет старика и Портрет старушки из собрания Государственного Эрмитажа. По силе выражения «Портрет старушки»пера гениального Рембрандта из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина представляется одним из самых законченных в этой серии. Но и старушка с портрета и другие его старики как бы говорят с портретов – это не страшно.
У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Хендрикье вызвали на церковный суд после рождения девочки и потребовали отречься от Рембрандта и покаяться в незаконной связи. Хендрикье тоже полюбила художника.
Она словно уходит в свою жизнь. Часть из них и сегодня находится в Эрмитаже (помимо представленных на выставке полотен, это Портрет поэта Иеремиаса де Деккера (1666) и Молодая женщина перед зеркалом (1657). Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Барокко.
Увидев ее вдали от гостей, хрупкая девочка лет пяти стала исправно приносить ей со стола всякие вкусности и даже кормить ее. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Даже при беглом взгляде на эрмитажные картины очевидна их композиционная близость. Эти черты поражали убедительностью, спорящей с самой природой.
Их владелец, граф Бодуэн (1715-1797), сделал военную карьеру, но в парижских кругах получил известность как гравер-любитель и страстный коллекционер. Портрет Николаса Рутса 1631Этот портрет показывает нам, какого рода клиентура была у Рембрандта в конце десятилетия, благодаря его умению изображать представителей высшего общества, чьё богатство проявлялось не только в выставленных напоказ драгоценностях и одежде, но также в позе и манере держаться. Портрет Яна Утенбогарта (Иоганн Эйтенбогарт) 1633. Бабушки и дедушки всех времен и народов. Как богата, ценна и привлекательна смиренная, достойная старость.
Никакие современные методики воспитания и раннего развития не могут сравниться с умиротворенными глазами, седыми прядями, тонкой белой косынкой, с тихими неторопливыми речами и морщинистыми ручками, на которых иногда позволяли лепить варенички, то есть легонько защипывать кожу, которая на некоторое время так и застывала. Популярные в Голландии заказные портреты создавались с мемориальной целью. А потом повернулась к нам и сказала: Я знаю, что старые ненужные вещи обычно выбрасывают, но когда ваша бабушка станет совсем ни на что не годной, вы ее все-таки не выбрасывайте, может она еще пригодится. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Человек и его душевное состояние – так можно было бы охарактеризовать эти фигуры.
Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Однако это не портреты, хотя написаны с натуры. Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог.
контексте таких произведений отождествление изображенного лица играло важную роль. То есть такое движение можно сделать последовательно. Едва ли не половину из них составляли портреты стариков. Однако, некоторые картины Рембрандта, привезенные из Франции в 1781 году, со временем покинули Россию (среди них Отречение апостола Петра (1660), Портрет Титуса (1660/65). В русле этой традиции оценивались и два экспонируемых полотна.
Необычайная духовная значительность свойственна этим образам. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Государственный музей, Амстердам Священник-ремонстрант (протестант) Иоганн Эйтенбогарт (1557—1644) играл ключевую роль в процессеобращения Голландии к протестантизму. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой.
Надпись «АЕТ 76» говорит о том, что Эйтенбогарту было семьдесят шесть лет, когда была написана картина. Идёт смена настроения и эмоций на лице и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой. И только чистая детская душа еще способна искренне любить ее и заботиться о ней. В результате Эрмитаж, насчитывавший к тому времени около двух с половиной тысяч полотен, обогатился первоклассными картинами. Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто. В творчестве Рембрандта (1606-1669) и его учеников изображения старых, умудренных жизнью людей занимают особое место.
Фамильный герб или надпись с указанием возраста помогали идентифицировать модель. Не удивительно, что с середины XVIII века их долгое время считали парными портретами. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком.
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Среди новых поступлений числились одиннадцать работ Рембрандта (атрибуции некоторых позднее изменились).
Лицо пожилого мужчины почти закрыто. Кассель. «Портрет старика».
Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». Для Рембрандта это было ещё одним ударом. 175, 5 x 210, 5 см. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека.
Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
На протяжении сорока лет он покупал работы старых мастеров. Картинная галерея. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. В инвентарях их называли Философами, Учеными, Сивиллами, Пророчицами.
Холст, масло. Судьба этих произведений сложилась по-разному. Нидерланды (Голландия). Неровный свет идёт как бы от души человека. На них облик конкретного человека был увековечен для его будущих потомков. Это возвышает даму, она здесь немного монументальна. И фон картины золотистый, мерцающий.
И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. Через посредничество агента императрицы Екатерины II, барона фон Гримма (1723-1807), граф сделал предложение русскому двору приобрести у него пинакотеку для Эрмитажа.