Существует два портрета художника Ивана Ивановича Шишкина, написанных Иваном Крамским: 1873г. Самые известные картины Шишкина: Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина. Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина— картина русского художника Ивана Николаевича Крамского, созданная в 1873г. Предлагаемый комплект открыток «И. И. Шишкин в портретах» знакомит с портретным рядом художника Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898 гг. ).
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность.
С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
В общении с натурой углублялось его понимание природы, обогащалось мастерство, развивалось чувство цвета. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Кстати, если обратиться к русской литературе, представляется весьма возможным провести аналогии между рядом особенностей, характеризующих творчество Шишкина и С. Т. Аксакова, хотя, конечно, было бы упрощенчеством искать здесь прямое сходство. Чувствуются глубина оврага, глушь. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. В них нет политики и социальной направленности. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Художник их штудировал прямо в лесу. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Здесь исчезла всякая таинственность. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Этюд Полдень.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Однако мысль о каком-либо подражании должна быть отвергнута, так как Шишкин не знал этого произведения, находившегося в Германии.
Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер.
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей.
И Шишкин не останавливался на достигнутом. Характерно, что своим руководителем за границей художник избрал не романтика Калама, а более трезвого и менее прославленного швейцарского анималиста, учившегося некогда в Дюссельдорфской академии художеств у К. Зона. В его облике нету еще того горя, которое поселится через несколько лет и— навсегда. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел.
Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера.
Приближается страшная гроза. О его рисунках постепенно узнала вся школа. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Нечего ждать пресловутого вдохновения.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин.
Сиверская (1883. ). Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Правда, когда в 1850-м году в Елабуге случился страшный пожар, в первую очередь Дарья Романовна вынесла из огня рукописи и книги мужа, а также тетради и рисунки сына. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Обретенная в самой природе композиция сохраняется в законченном произведении, хотя и совершенствуется в плане расширения пространства, конкретизации мотива. Работать ежедневно, отправляясь на эту работу, как на службу. Раздолье, простор, угодье.
Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Но можно ли рассматривать данный пейзаж как один из этапов на пути преодоления им черт академической условности и романтизма, как полагает один из исследователей творчества художника. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.
Переменила, да не совсем. Много работал Шишкин и за границей. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Пейзаж носит пространственный характер. Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Он кропотливо изучает натуру.
Лучшей вещи он не писал1. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Картина Хвойный лес.
Он носит романтический характер. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа.
Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Однако трактованы они с большей живописной свободой. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895).
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
До сих пор исследователи спорят о том, для каких целей Шишкин брал с собой «на работу» топорик. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы.
Мастер смело экспериментировал. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Это очевидно. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881).
Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Русское богатство". Валаам (1858, 59. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Взору открываются огромные массивы лесов. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. В природе нет для него крупного или мелкого. Картина Шишкина оказалась самым дорогим лотом на торгах русского искусства, ее эстимейт определялся в 500-700 тысяч фунтов стерлингов (то есть высшая граница – миллион долларов) и был превышен в два раза.
Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Глядя на то, как осязательно переданы стволы кряжистых дубов с трещинами, буграми, наростами на них, как вылеплена загрубевшая кора, невольно напрашивается мысль о своеобразной портретности каждого дерева.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Естественная точка зрения на уровне человеческого глаза, с которой он преимущественно пишет, дает возможность легко обозреть картину в целом и в то же время познакомиться с деталями. Все полно жизни.
В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Его восхищение природой с годами не притупляется. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. Находясь в Дюссельдорфе, оторванный от родной природы, он, как и другие пенсионеры-пейзажисты испытывал растерянность, чувствуя, насколько еще трудно ему выявить индивидуальность. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Это было выступление против мёртвого академизма.
Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
К этому же стремился и сам Шишкин. 60. ). В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Но облачное небо уже начинает светлеть.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Он критикует их за бездушный, сухой рисунок.
Мрачное настроение. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Божия Благодать.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Их он стремился передать как можно конкретнее. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию.
И в природе Крыма Шишкин находит созвучные своей душе мотивы – эпически величавые, жизнеутверждающие, простые. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах.
Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Обычно художник брал с собой большую сумку с едой не только для себя, но и для животных. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Его репутация была безупречной.
1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».
Художник сумел вложить в это произведение свое представление о Родине, что придало ему особую значительность. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа.
Перед зрителем— художник-пейзажист, вышедший искать натуру для своих полотен. Солнечный свет, озаряющий поляну с цветами, падающий на стволы, насыщающий зелень в глубине, внимательно прослеженные градации светотени, гармоничный колорит рождают ощущение ясного летнего дня. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
У него были какие-то свои трения с Савицким. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Густые кроны бросают на них тень.
Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Сказывалось, по-видимому, несколько одностороннее преподавание Мокрицкого, художника довольно скромного дарования, очевидно, не уделявшего живописи должного внимания в занятиях с учениками. Сосновый бор». Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи.
В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
Недаром его называли швейцарским Поттером. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Он попробует найти счастье еще раз.
По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. «Работать. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная.
В отношении к современным западным художникам, внимательно изучавшимся Шишкиным в Германии и Швейцарии, начинают сказываться те эстетические позиции, которые будут характерны для него и в поздние, зрелые годы. Эти страшные невзгоды надломили художника. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Однажды художник был принят за «енерала, а не маляра».
Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях. Он суров, величествен, но доступен. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Художник сосредоточивает внимание на эффекте вздымающихся к пасмурному небу крон, контрастно освещенных стволов и причудливо изогнутых ветвей, добиваясь поэтически-возвышенной трактовки обыденного.
В изображении трав, например, он применяет уже тот отрывистый белильный мазок, который будет отличать его работы зрелого периода творчества. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Разгорелась нешуточная борьба, дольше всех держались четверо покупателей. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Первое место занимает Шишкина Рожь1. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа.
Случайность. Окрестности Москвы. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Один из самых совершенных – Берег моря.
Воздух словно напоен теплом. Наоборот, Шишкин умел и любил компоновать детали разных пейзажных видов в одну композицию. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Биография художника зашифрована в его творениях. В апреле 1862 года вместе с В. И. Якоби Шишкин выезжает за границу имея при себе письмо от А. П. Боголюбова к прославленному дюссельдорфцу Л. Кнаусу.
С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
«Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2).
Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика.
Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. Другие убеждены, что живописцу такого масштаба «подчищать» натуру не было необходимости.
Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Посвященные обыденной русской природе, неразрывно слитой с жизнью крестьян, картины Рубка леса и Вид из окрестностей села Поречье сходны по своей идейной сущности. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Домотканово (1888).
Колорит здесь играет решающую роль. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Его избранницей станет его же ученица, моложе его на 18 лет, Ольга Антоновна Лагода (1850—1881) они поженятся в 1880 году, но вскоре скончается и она, оставив новорожденную дочь Ксению.
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Мало-помалу он отдалялся от общества Крамского, который один имел на него влияние и опять сошелся ближе с друзьями своей юности, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Уверенность, с которой прослежены довольно сложные формы корневища на переднем плане, свидетельствует о внимательном наблюдении натуры и вдумчивом анализе ее деталей.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Лесная глушь (1872). Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений.
Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Помялся-помялся и попросил стереть это дерево. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями.
В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места.
Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Через несколько месяцев после создания этого портрета Иваном Крамским, в 1874 году, умерла жена И. Шишкина— Евгения Александровна (сестра художника Ф. А. Васильева, скончавшегося годом раньше). «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года.
В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Хотя Шишкин работал над произведением в Лисьем Носу в непосредственном контакте с натурой, живописное решение его страдает условностью.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Можно лишь предположить, что он остался равнодушным к барбизонцам, чьи произведения казались в ту пору многим молодым русским пейзажистам недостаточно законченными, удивляли пренебрежением к детальному выписыванию подробностей. В самой богато нюансированной звучной цветовой гамме ощущаются воздух, окутывающий лесную поляну, теплота яркого летнего дня.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Мери-Хови. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Одно из них – Сосна. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Они давали богатый натурный материал. В окрестностях Москвы.
«В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Весной 1862 года вместе с В. И.
В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. В 1852 году не окончив учёбу, поступил в Московское училище живописи, после окончания поступил в новое учебное заведение – Петербуржскую Академию Художеств. И здесь, как в Дубовой роще, легкие прозрачные тени скользят по деревьям, падают на ярко освещенную поляну.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор.
Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.
Большую часть картины занимают серые облака. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Русское богатство. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане.
Богато нюансирован цвет. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды1. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. В картине Вид в окрестностях Дюссельдорфа сюжет строится на романтическом эффекте грозовой тучи, сквозь которую пробивается косой солнечный луч, озаряя задний план с цепью холмов. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Это несомненно. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В эту пору он создает один за другим выдающиеся по своей художественной значимости пейзажи. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
«Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). На опушке изображен сосняк – стройный, высокий.
Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Уравновешенность, какая-то особая устойчивость композиции, ее строгая простота способствуют возвышенному строю созданного образа. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей.
Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Однажды Шишкин признался жене, что смог приручить волчицу, возле логова которой работал целое лето: он научил животное брать еду с руки. Эту картину приобрёл П. Третьяков.
Что же ты писал мне, будто ты маляр какой-то, а ты енерал». Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Шишкин вступился.
Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. В 1920-е годы у Стахеевых картину купил бельгийский художник Шарль Дефрейн (Charles Defreyn). В 1870 году Шишкин становится одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и остается верным ему в течение всей своей жизни. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Подписанная псевдонимом Армянский, она, возможно, явилась плодом коллективного творчества группы студентов университета и учеников Академии, среди которых был и Шишкин, сохранивший статью среди своих бумаг. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys).
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье.
Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Последнюю свою работу он так и не закончил. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Вид на острове Валааме (1860). Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия.
Неизменное преклонение художника перед красотой природы, уверенность в закономерности всех ее проявлений порождали тот правдивый и жизнеутверждающий облик, который мы находим и в данной картине. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем.
Васильева. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Но ведь кроме добросовестного следования натуре для творчества Венецианова характерна особая тихая поэзия. Процесс отбора идет даже на этой стадии. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи.
В картине Вид в окрестностях Петербурга, написанной во время летней практики в Лисьем Носу, близ Финского залива, ясно ощущаются и уроки, полученные Шишкиным в училище от Мокрицкого как ученика Венецианова и академические установки. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
Впереди художника ждали новые достижения. «Утро» полностью лишено всего этого. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге.
Этюды Шишкина и Саврасова, каждый из которых тяготеет к строгой предметности и жизненности изображения, выявляют обнаруживающееся между ними различие. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Удивительный старик этот Шишкин. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
Во время пребывания за границей Шишкин возобновил занятия литографией и офортом, но особенно много трудился над рисунками пером. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). В произведении видны стремление художника к пластической трактовке природных форм, хорошая профессиональная выучка. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень.
Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств. Приведенное высказывание перекликается с тем, которое мы находим в дневнике Шишкина, где он пишет по поводу выдающегося чешского живописца и рисовальщика И. Манеса: Его работа нисколько не похожа на заграничную вообще, т. е. легкую, вкусную и часто пустую и бессмысленную, у него строгий характер и манера напоминает старых, но хороших художников2.
Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». После учёбы он проводил время за холстом, рисуя пейзажи в Петербуржских лесах и на острове Валааме.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Шишкин удивился, а управляющий пояснил:«Ведь вы повезете картину в Петербург, а там посмотрят и скажут: Ну и хорош управляющий – довел лес до того, что деревья стали сохнуть. ».
С юности им владела страсть к живописи и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния. И. Шишкин остался один с маленькой дочерью Лидией (1869—1931).
Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы.
Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения.
В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года.
Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями.
Медведей написал Савицкий в самой картине. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Знаменательна стала она и для развития пейзажа.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. 1. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма.
Тогда жеИван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Легкие тени скользят по коре, падают на землю.
Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Покупатель находился в зале, но не пожелал разглашать свое имя. — Ср.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Крамским. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 в городе Елабуга Вятской губернии.
Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста.
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Современники прозвали Шишкина «лесной царь» : он как никто другой умел и любил рисовать лес.
В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. За день в поисках впечатляющей натуры пейзажист исхаживал десятки километров.
Рожь. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы.
Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859).
Копии с него были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. А еще через год, в 1875 году, умер маленький сын Константин. Именно его потомки в июне 2016 года выставили работу на аукционе Sothebys. При всей заметной здесь робости исполнения, Шишкин все же сумел создать впечатление простора возделанной крестьянином земли.
В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. Что впереди. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека.
Автор словно утверждает значительность темы. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Это одно из самых совершенных произведений художника. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие.
Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Интересно сопоставить Лесные дали с близким по теме полотном Лесная даль в полдень исполненным в 1878 году М. К. Клодтом, первым обратившимся к столь значительному замыслу. Шишкин выделяет в центре большую купу деревьев и строит изображение на контрастном сочетании светло-голубого неба, надвигающейся темной тучи и погруженной во мрак земли.
По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Однако некоторые особенно дорогие для племянника Шишкина предметы искусства удалось вывезти, в том числе полотно «На опушке соснового леса». В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой.
Наверняка совершенно прозрачный провенанс тоже оказал свое влияние на ценообразование. Он шагу не мог ступить, чтобы не наткнуться на заискивающее «куда вам угодно» да «чего изволите». За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. После революции 1917 года Стахеев с семьей эмигрировал в Париж. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Так в реальной жизни не бывает.
Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. К ним относятся Уголок заросшего сада. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. А чуть раньше скончался его отец. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Строгая рассчитанность композиции становится в произведениях Шишкина восьмидесятых годов все менее ощутимой, благодаря чему пейзажный образ приобретает необыкновенную жизненную правдивость.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Шишкин же был пока что на пути к этому. Природа насыщена сырым воздухом. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
Все сковано морозом и погружено в тень. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Характерна в этом смысле «Рожь».
Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие. Пожалуй, это был последний счастливый период великого русского художника И. Шишкина. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Рожь. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Ничуть не бывало. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
На всем словно лежит серый налет. Эту технику художник освоил еще за границей. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Вдохновение – это сама работа. » – говорил художник. А их было немало. В ту пору художник зачитывался Губернскими очерками М. Е. Салтыкова-Щедрина, которые привлекали его своим ярко выраженным обличительным характером. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива.
И там и тут обстоятельное повествование с включением множества подробностей, натурность изображения. Они были созвучны Шишкину обращением к родной природе, стремлением передать ее особенности, своей упоенностью натурой. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Мать Шишкина, Дарья Романовна, впервые побывала в большом городе на старости лет.
В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Сейчас эти мечты стали явью.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Эта картина – очень светлая и яркая.
Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Среди долины ровныя.
Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин.
Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Лес выглядит небольшим и просторным.
Это излюбленная тема Шишкина – тема вековых хвойных лесов, лесной глухомани, природы величавой и торжественной в своем невозмутивом покое. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано.
Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Как никогда, возрастает роль света в его пейзажах, обогащается колористическое мастерство, само восприятие натуры становится более задушевным, что отвечало характерному для русского пейзажа того времени тяготению к лиризму. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Все вокруг погружено в зимний сон. Каждое дерево обладает своим «характером».
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Тогда как Васильеву свойственна была восторженно-романтическая интерпретация природы, а произведения Саврасова отличали тонкий лиризм и мягкая поэтичность, в полотнах Шишкина, как ни у кого другого, явно выражено стремление к строго объективному воспроизведению природы, что не исключало глубоко прочувствованного ее восприятия, выражающегося в создании жизнеутверждающих образов. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Окрестности Москвы. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. И вместе с тем произведение не носит камерного характера.
И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи.
Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги.
Благодать. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Когда Иван был маленьким, она весьма сердилась на его увлечение, упрекала, что вместо чего дельного занимается «пачкотней бумаги», зато в коммерции проявляет дивное «слабоумие».
Дарья Романовна была твердо убеждена, что «маляры» так хорошо жить не могут. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Помимо рисунка, он пишет в 1891 году на тот же сюжет картину масляными красками На Севере диком. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе.
Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Изображена Кама близ Елабуги. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России.
., Дождь в дубовом лесу, наконец, пленэрным, солнечным, с голубоватыми далями пейзажем Летний день, он исполнил целый ряд законченных этюдов-картин. В течение всей жизни Шишкин писал лес. В нем сильнее, чем во многих других картинах художника, звучит лирическая, задушевная нота.
Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Ажурностью, легкостью, придающими рисунку особую прозрачность, он напоминает тончайшее кружево. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. И. С. Остроухов писал о нем Н. В. Поленовой: У Шишкина превосходный лес, какого у него тоже не было.
Словно прямо перед его глазами возникает болото со стоячей водой, коряга, поросшая влажным мхом, чахлая тонкая полусухая березка, лисица, приготовившаяся к прыжку. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Отец не стал настаивать. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
Тем не менее при всей заметной в картине условности, в ней налицо внимательное наблюдение натуры и даже душевная теплота. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием.
Все они были написаны под Петербургом. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности.
На переднем плане мы видим начало пшеничного поля: художник расположил красноватые, бордовые и темно-охристые мазки так, чтобы чувствовалась глубина этих снопов. В картине 1867 года В церковной ограде. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
На косогоре (1880). В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883).
В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Началась ссора, окончившаяся сокрушением целой толпы немцев. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Упорная натурная работа, развивающееся на ее основе чувство цвета, опыт более молодых живописцев и в первую очередь В. Д. Поленова, направившего русскую пейзажную живопись по пути освоения пленэра, – все это влияло на развитие творчества Шишкина.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
В итоге 7 июня 2016 года работа ушла за 1 млн 385 тысяч фунтов стерлингов (2, 009 млн долларов). Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Шишкин стремился к другому. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.
Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьева. У работы было очень много положительных отзывов.
Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания.
Иван Иванович Шишкин был глубоко религиозным человеком, вот таким образом не удивительно, что его привлекал Валаам с его особой атмосферой благочестия. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Московский дом и большая часть его богатой коллекции были национализированы.
Думается, что можно. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Едва ли не половину жизни Шишкин провёл в одиночестве в лесу, работая над своими этюдами. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Мачтовый лес в Вятской губернии".
Воробьева. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Тогда-то в среде некоторых старших художников стала обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения, которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников.
Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы).
Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Например, в картине «Рожь» объединены два мотива: поле с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны, которые критик Владимир Стасов, современник художника, сравнивал с колоннами древнерусских храмов.