На заднем фоне слон на длинных ногах, он тоже частая фигура в картинах Дали. Этот роман анонимного автора вышел в 1499 году в типографии Альда Мануция. Один тигр прыгает на Галу, другого пожирает рыба, которая выходит из граната.
Предполагается, что источником вдохновения при создании скульптуры могла стать ксилографическая иллюстрация из романа «Гипнэротомахия Полифила»4. Дали изобразил Галу лежащей на каменной плите. Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник.
Несмотря на то, что мелодия была написана как оркестровая интермедия для оперы «Сказка о царе Салтане», сейчас её воспринимают скорее как самостоятельное произведение. 8 Слон. «Полёт шмеля» очень сложен в исполнении: музыкантам приходится играть его в сумасшедшем темпе и не каждый артист может с этим справиться. В издании романа на одной из иллюстраций был изображён этот слон4. Скульптором монумента был Джованни Лоренцо Бернини3.
В 1667 году по инициативе папы римского Александра VII в Риме на площади Минервы был установлен монумент в виде слона, несущего на спине египетский обелиск. Все фигуры как бы подвешенны в воздухе, как раз создается ощущение сна. Среди прочего ему встречается конструкция со слоном, пронзённым обелиском. Все это очередной кошмар Дали.
«Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя. Тонкие суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну. Забавно, что сам Римский-Корсаков не включил отрывок в оркестровую сюиту для концертов, да и словосочетание «Полёт шмеля» в своих записях не употреблял – оно «приклеилось» к мелодии, под которую происходит путешествие героя, позднее.
Перед первым тигром ружье, которое упирается и вот-вот воткнется в руку Галы.