Все это очередной кошмар Дали. Этот роман анонимного автора вышел в 1499 году в типографии Альда Мануция. Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее Тиссена-Борнемисы). Перед первым тигром ружье, которое упирается и вот-вот воткнется в руку Галы. Среди прочего ему встречается конструкция со слоном, пронзённым обелиском.
18 лет спустя он сказал о картине так: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение». Предполагается, что источником вдохновения при создании скульптуры могла стать ксилографическая иллюстрация из романа «Гипнэротомахия Полифила»4. «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя.
Все фигуры как бы подвешенны в воздухе, как раз создается ощущение сна. 8 Слон. Один тигр прыгает на Галу, другого пожирает рыба, которая выходит из граната.
Дали изобразил Галу лежащей на каменной плите. Скульптором монумента был Джованни Лоренцо Бернини3. В издании романа на одной из иллюстраций был изображён этот слон4. Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник. Можно сколько угодно говорить о том, что любое музыкальное произведение необходимо прочувствовать, а при игре в быстром темпе это не представляется возможным, но не признавать заслуг виртуозов ни в коем случае нельзя.
Тонкие суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну. На заднем фоне слон на длинных ногах, он тоже частая фигура в картинах Дали.