БИЛЕТ 3Марсель Пруст (1871-1922)Род. Праздность. Впрочем, назовем еще две возможные причины.
– решают в искусстве решительно все. Маринетти был знаком с сочинениями Ницше и ницшевское понимание «войны» наложило отпечаток на его роман «Футурист-Мафарка» (Mafarka il futurista, 1910), где «империалистический воин», отправившись в Африку, рождает аэроплан: «Божественность и индивидуальная непрерывность волевого и могущественного духа – вот, что надо интенсивно проявлять, чтобы изменить мир. Основные темы лирики Катулла. Билет 17. Поиск новизны под знаком «преодоления», «альтернативности», «сдвига культуры» – поиск, перекидывающий мостик от эпохи романтизма к эпохе модернизма, – свойственен тем художникам, которые, как и романтики, осмысляли задачи своего творчества революционарно – в терминах отрицательного определения, столкновения традиции и индивидуального таланта.
Произведение — средство замедлить бег времени, поймать его в сети слов. В сферу его интересов входят фонетические стихотворения («Анна Блюм», «Пра-соната»), скульптура («Разъятые силы», 1920 «Святая скорбь», 1920), живопись издание журнала («Мерц», 1923 – 1932). ситуации неопредел. Вот таким образом основное внимание в литературе (хотя применительно к дада вернее говорить об «антилитературе») дадаисты уделяли разложению слова как фундамента европейской цивилизации.
Пишет о своей жизни. 1922 – умирает. Габриэль Гарсиа Маркес (1928-2014)Современные американские авторы Дэвид Фостер Уоллес, Джаннина Браски и Рик Муди сочетают некоторые экспериментальные формы 1960-х годов с иронией и более выраженной тенденцией к доступности и юмору. отвеч. Тцара, дадаисты, лионский журнал «Манометр») и странах Восточной Европы (Польша, Венгрия). К середине 1914 года Паунд отошел от имажизма, продолжившего свое развитие в США. Также многие стихи и прозаич. – Это слепящий узел или пучок это то, что я. волей-неволей должен назвать вортексом, вихрем из которого, сквозь который и в который непрестанно устремляются идеи». Его главная работа «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только философа, но и писателя (в 1927 году он был награжден Нобелевской премией по литературе).
Однако это суждение, по преимуществу орйентирующееся на англо-американскую литературу «потока сознания» (В. Примечателен последний из них, выпускавшийся в галисийской Ла Корунье.
1918) – сатиру на художников, напоминающую гротески Свифта и «Обезьяны Бога» (Apes of God, 1930), где Льюис высмеивает самодовольство «либерально-богемной» культуры: прекраснодушие Э. М. Форстера и В. Вулф, чрезмерно эстетизированное изображение инстинктивных порывов у Д. Х. Лоренса и в целом – общую склонность модернистов, например Дж. абстракции. Большинство авторов эпохи модернизма предпочитали говорить на эту тему в терминах творчества и художественного языка – единственно возможного носителя смысла в условиях если не хаоса и абсурда, то ницшевского «размыва контуров». Гомес де ла Серна также предложил определение ультраистской книги: «Чуждая всяким классификациям, взрывная, меняющаяся сама и меняющая мир – иначе говоря, книга, в которой книга освобождается от удела книги». Их общим названием стало слово «авангард», в дословном переводе с французского обозначающее «передовой отряд».
деят-ть Симеона ПолоцкогоБилет 42. Роман основан на принципах: 1)Все — в сознании, вот таким образом конструкция романа-потока выражает его бесконечную сложность и текучест 2)Впечатление — критерий истины (импрессионист). Следует отметить склонность движения к использованию маргинальных) низовых и даже массовых (китч) литературных форм – не только из духа провокации, но и в поисках максимальной творческой свободы, не скованной «хорошим вкусом», ради разрушения всякой системы ценностных преференций и общепринятых истин («Я приветствую любую попытку усомниться в действенности разума», – заявлял Бретон). Таким "сверхчел" у Н выст-т прежде всего худ-к, способный постичь окр мир. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Одной из наиболее революционных авангардистских процедур стало использование в творчестве «готовых» объектов.
Аполлинер становится пионером освобождения поэтической формы. Т. Тцара, начинавший4 «традиции символистов (М. Игровые эксперименты Г. Аполлинера с синтаксисом в «Алкоголях» (1913) и расположением стиха на странице в «Каллиграммах» (1918) заложили основы «расчлененной поэтики». Поиск именно такого вдохновения приводит Бретона к открытию приемов автоматического письма (ecriture automatique) – внутреннего монолога, «о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения» и который, «насколько возможно, является произнесенной мыслью».
ошибаются, т. к. dada, «деревянная лошадка» слово выбрано наугад на первой случайно открытой странице словаря) стала Первая мировая война. Паунд помогал публиковаться молодым поэтам (Р Фрост, У. К. Уильяме, Т. С. Элиот), участвовал в международных издательских проектах (американские «маленькие журналы» наподобие чикагского «Поэтри», где по его протекции были напечатаны первые имажистские стихотворения Х. Дулитл). Не был прилежным студентом. Анри Фурнье, 1886 – 1914) -лир поэма в прозе о юности, когда так остро, подчас трагически, воспр-ся разрыв между романтиче мечтой и реальной действ-тью.
П. – гомосексуалист. Итальянский футуризм был неразрывно связан с личностью Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti, 1876 – 1944). П. предл.
Именно американская поэтесса Эми Лоуэлл (Amy Lowell, 1874 – 1925) при содействии Р. Олдингтона издала несколько имажистских антологий, в первой из которых, «Имажистские поэты» (Some Imagist Poets, 1915), предложила собственную программу этого недолго просуществовавшего, но вместе с тем вызвавшего большой резонанс движения. Открытый самым разным современным веяниям, Уйдобро экспериментирует с пространственным расположением стиха на печатной странице (каллиграммы 1922 г. ), фонетическим письмом (VII песнь «Альтасора»), двуязычием (стихи на французском и испанском), переводом (разные версии одного стихотворения). Он стремился преодолеть как парнасскую и символистскую бесстрастность, так и лирическую экзальтацию, «беспорядок» в духе Рембо. Вортицистская группа, существовавшая с 1913 года в виде свободного объединения авторов, разделявших взгляды Льюиса, с приходом Паунда получает более ясные очертания, чему способствовало издание Паундом и Льюисом с июля 1914 г. журнала «Взрыв» (Blast).
Стержнем публичных выступлений дада становится чтение фонетической и симультанной поэзии или монотонное воспроизведение бессвязных звуков. Одни отстаивают принципы активного, пролетарско-революционного искусства (И. Сходные идеи выдвигались во Франции Ж. де Готье («Боваризм», 1902), Ш. Моррасом («Романтизм и революция», 1925). незадолго до своей гибели, Гейм сделал в дневнике запись сна, кот во многом повторял обства его смерти. Неизменно элегантный, с трубкой и галстуком- бабочкой, мастер скандалов (чтение в мадридском «Атенее» манифеста «Концепт новой литературы», 1909), он во многом способствовал оформлению ультраизма как образа жизни или позы. По своей худ стр-уре романы А. Жида прибл-ся к лир жанрам. Участие Франции в Первой мировой войне, раскол политического мира на два лагеря приводит к появлению литературы абсурда (творчество Ж. -П. Сартра, А. Камю) и литературы соцреализма.
Вместе они публикуют «Технический манифест футуристической живописи» (1910). Футуризм стал первым в Европе оформленным авангардным движением и творчество футуристов предвосхитило большинство новаций поэтического авангарда (неологизмы игра слов, свободные ассоциации, эксперименты с языком, «рваный» синтаксис, отказ от упорядоченного представления об авторском «я»). Большое влияние на формир-е его стиля оказали Ницше, Новалис, Мережковский. Группу некоторое время возглавлял поэт Андре Бретон (Andre Breton, 1896 – 1966), оспаривавший лидерство в движении у перебравшегося в Париж Тцара.
Его позднейшая поэзия (сборники «Маски», Personae, 1912 поэма «Хью Селвин Моберли», Hugh Selwyn Mauberley, 1920 «Кантос», Cantos, 1917 – 1970) вдохновлена тягой к возрождению именно доренессансной духовной культуры, насыщена подражаниями поэтам античности, европейского Средневековья, древних Китая и Японии, а также реминисценциями и цитатами из политических, эстетических и философских деклараций и учений, – все это в попытке бунта против «ростовщической» западной цивилизации. В этой технике выполнен сборник Бретона и Супо «Магнитные поля» (Champs magntiques, 1919), включавший тексты внешне алогичные, но заряженные мощной поэтической энергией. людьми. Они внимательно следят за литературными событиями в Испании и прежде всего Каталонии – будущий дадаист Ф. Пикабиа издает в Барселоне журнал «391», Ж. Сальват-Папассейт выпускает «Первый манифест каталонского футуризма» и журнал «Враг народа», – а также за деятельностью ключевой фигуры испанского авангарда начала века Рамона Гомеса де ла Серны (Ramn Gmez de la Serna, 1888 – 1963).
Для креасьонистского стихотворения характерны упразднение пунктуации, произвольное сталкивание метафор и образов, отсутствие внешнего референта (поскольку проповедуется создание в поэзии самостоятельного мира) иррациональное сплетение слов, порой приближающееся к «автоматическому письму», футуристический пафос борьбы с прошлым. Среди них можно назвать как научно-технический прогресс и соответствующий ему образ «мультиверсума» (выражение американского писателя Г. Адамса), как усилившееся социальное расслоение и циничное равнодушие к бедным и бедности со стороны обеспеченных классов, как лицемерие общественной морали, на словах проповедовавшей одно, а на деле утверждавшей другое, как религиозность, переродившуюся во многих странах из живой веры в безжизненные идеологические запреты, – так, что очень важно и катаклизм Первой мировой войны. vortex – вихрь, водоворот), теоретическое обоснование которого он дал совместно с основателем этого движения, английским поэтом и прозаиком Уиндемом Льюисом (Percy Wyndham Lewis, 1882 – 1957). 1917, где впервые употреблено слово «сюрреализм»). Будучи проездом в Мадриде осенью 1918 г., Уйдобро познакомился в кафе «Колониаль» с молодыми писателями именовавшими себя ультраистами (от исп.
Пропагандистами этой эстетики были также Хуан Ларреа (1895 – 1980), автор поэмы «Космополит» (Cosmopolitano, 1919), написанной в духе аполлинеровской «Зоны» и Херардо Диего (1896 – 1987) – ему принадлежат сборники «Образ» (Imagan, 1922), «Блокнот пенных брызг» (Manual de Espumas, 1924), «Человеческие стихи» (Versos humanos, 1925). Название, отсылая к образу случайности и известнейшей поэме С. Малларме «Бросок костей никогда не упразднит случая», отвечает устремлениям автора, который, по его собственному признанию, «извлекал из своего мозга освобожденные слова, смелые ассоциации идей, ночные сны и дневные грезы, галлюцинации и пр». До «изобретения» футуризма Маринетти часто и подолгу бывал в Париже, где был известен не только как поэт символистского толка, писавший под влиянием У. Уитмена, Г. ДАннунцио, Э. Верхарна, Г. Кана (франкоязычные сборники «Покорение звезд», 1902 «Разрушение», 1904 «Плотский город», 1908), но и как завсегдатай модных салонов – не дотягивавший, правда, до блеска другого парижского итальянца истинного светского льва Габриэле ДАннунцио. Престижн. Презентацией новых имен в поэзии (Говони, Палаццески, Буцци) становится антология «Поэты-футуристы» (I poeti futuristi, 1912). Но так как арт-революционеры с неостывшим за столетие энтузиазмом по-прежнему готовы восклицать: «Авангард мертв, а я еще жив. », то имеет смысл, во-первых инвентаризировать генетически общие черты и признаки этого явления в целом, а во-вторых, указать на отличия классического авангардизма от того, который, возродившись в 1950-1960-е годы и вступив позднее в драматические отношения союзничества-вражды с постмодернизмом, до сих пор ощущается как современный. Опыт варварской бойни подчеркнул, по мнению дадаистов, бессмысленность существования.
Он стал знаменит как «поэт, предсказавший собственную смерть». Бергсон проявил себя также на дипломатическом и педагогическом поприще. Такова поэтическая метафорика Р. Десноса («Свобода или любовь. », 1927), П. Элюара («Любовь поэзия», 1929), самого Бретона («Безумная любовь», 1937).
Апеллируя к имажистской поэтике, согласно которой образы не могут использоваться «декоративно», ради украшательства («Образ сам по себе есть язык»), Паунд провозгласил вортицизм «напряженным» типом творчества: «Нас заботит само напряжение (или значимость) различных способов выражения. Если футуристы, проводя сходные эксперименты, подражали реальным шумам, а «заумь» В. Хлебникова была призвана создать систему новых слов, то фонетическая поэзия дада самодостаточна, она не призвана ничего обозначить, за ней нет скрытых смыслов. В его знаменитых «грегериях» (гибрид меткой метафоры и острого афоризма) заложена основа ультраистской образности: «Беседа – голубое пламя человеческого спирта», «Тополь: дерево зеленых бабочек», «Газировка: вода, которую разбирает икота», «Кирпичи умеют ждать», «Осенью облетают листки книг», «Одно из главных наслаждений врачей – вытирать вымытые руки чистым полотенцем». э. сохраняется как составная часть мировиде-ния многих немецких прозаиков (А. Дёблин, Л. Франк, Г. Манн, поэтов (Г. Гейм,, Г. Бенн. )Произвед экспресс-в должно было будоражить, возбуждать и шокировать. Эти преобразования ультраисты стремились осуществить посредством чисто личных ассоциаций, комбинации словесного образа с визуальньм (причудливый рисунок стиха на странице).
Общей тенденцией становится отказ от традиции: от жанровых различий (К. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. Реформатор поэзии XX века поборник режима Муссолини, обвиненный в измене родине и тринадцать лет проведший в сумасшедшем доме (что заменило ему смертную казнь) автор многочастной «левиафановской» поэмы «Кантос», писавшейся всю жизнь, но так и не законченной поэт, которого Элиот в посвящении к поэме «Бесплодная земля» назвал «мастером выше себя», а Хемингуэй относил к литературным гениям («Любой поэт. 3-й этап (1918—1923) — к концу Первой мировой войны выявл-ся неоднор-ть э. К этому подталкивает политич сит в Германии. на его месте. Интересы группы ставились выше личных пристрастий.
Другие основатели группы также были поэтами. размежевание бывших э-тов становится все более непримиримым. Постеп-но склад-ся иерархия ценностей.
Однако в самой Франции «Манифест» прошел едва замеченным, в отличие от Италии, где он произвел эффект разорвавшейся бомбы. выбора, перехода, перестройки человеч сознания. Пессоа) поэзию. Европа 1890-х годов жила под взрывы бомб анархистов. Литература – вполне».
Ярче всего русский авангардизм в живописи представлен именно этим художником. Уильям Берроуз (1914-1997)Дух европейского авангарда жил и в литературе нового послевоенного поколения.
В историю дадаизма цюрихская группа вошла также абстрактными (фонетическими) стихотворениями Балля («Караван», 1917). В «Манифесте» 1909 г. Маринетти восстает против «пассеиста ческих» ценностей, превознося динамику современной жизни, а также необходимое для ее нагнетания насилие, кульминацией которого должна стать война («. неопредел., чит. Штрамм), каталонскую (Ж. Помимо имажизма, вортицисты вдохновлялись континентальными кубизмом и футуризмом.
Впрочем, основные критики Маринетти – поэты флорентийских журналов «Голос» и «Лачерба» (Дж. Преццолини, А. Соффичи, А. Палаццески) – после нескольких ссор примкнут к нёму в 1913 году. Стремление к революционным преобразованиям в общественном и литературном сознании, апогеем которого стал авангард имело более глубокие корни. Макс Жакоб (Max Jacob, 1876 – 1944) демонстрирует в «Бурлескных и мистических произведениях брата Маторёля, скончавшегося в монастыре» (Les Oeuvres burlesques et mystiques du Frre Matorel, mort au convent, 1512) склонность к каламбурам, словесной акробатике, поэтическЬй клоунаде. процесс. Статья «Против неясности» – объяснение творческ. Названная программа вписывается в более широкий контекст сюрреалистической идеологии: отказ от господства разума, поиск альтернативных источников вдохновения, которые способны изменить традиционное восприятие мира, создание нового вселенского порядка, свободного от «оков рациональности». Руководствуясь заветами П. Реверди и принципами «автоматического письма», сюрреалисты – и здесь сам А. Бретон – сталкивали в образе предельно удаленные друг от друга понятия, стараясь освободить это слияние от контроля разума («пырей моих нервов», «гамак из волос»).
Джойс, Э. Паунд и т. д. ), верно лишь отчасти. Классицизм же и «классика», напротив, считая индивидуум существом греховным исходят из того, что достоинство поэзии пропорционально пониманию ее «погрешностей», которые могут быть преодолены лишь тем, у кого имеется представление о каноне, «традиции». Возможно, это случилось потому, что, – как не без иронии говорит Борис Гройс, – «в сталинское время действительно удалось воплотить мечту авангарда и организовать всю жизнь общества в единых художественных формах, хотя, разумеется, не в тех, которые казались желательными самому авангарду».
Основные фигуры дадаизма в Кёльне – художники Макс Эрнст (1891 – 1976), Теодор Бааргельд (1895 – 1927) и Ганс Арп. Так иными и не менее «высокими» кульминациями модернизма можно считать и экспрессионизм (1910 – 1920-е годы), проявивший себя практически во всех сферах немецкой культуры и французский экзистенциализм, вызвавший резонанс во всем мире (1950 – 1960-е годы). Привлеченный бурной интеллектуальной жизнью Европы, в 1916 г. Уйдобро приезжает в Париж.
Его участники также часто печатались в журналах «Греция», «Сервантес», «Ультра», «Множественное число», «Гончарная мастерская». «Мы хотим лишь одного – чтобы этот мир жил и мы могли ощущать, как его живая энергия пронизывает нас», – говорилось в манифесте, открывавшем первый номер «Взрыва». Глав герой романа «Волшебная гора» Т. Манна Ганс касторп проходит путь воспита в замкнутом прострве.
Своего рода «визитной карточкой» парижских поэтов-дадаистов сделалось «автоматическое письмо» (этот принцип получил дальнейшее развитие в сюрреализме). Джойса, Ф. М. Форда и других поэтов. Представитель социалистического реализма, создает серию «Реальный мир» (1934 – 1951) в 5 книгах. Развитие фотографии, а также изобретение кинематографа братьями Люмьер и Ж. Мельесом способствовали дальнейшей дестабилизации всех форм фиксированного наблюдателя. Особой популярностью у писателей-современников (М.
Рубинштейн). Революционный настрой сюрреалистов мог быть как абстрактным, призывающим к бунту против всего обыденного (особо в этом плане выделялся журнал «Сюрреалистическая революция», 1924 – 1929), так и действенным, основанным на политической ангажированности. Примером такой «полной анестезии» эстетического желания становится «Фонтан» (1917) М. Дюшана – выставленный как произведение искусства писсуар (эта «инсталляция» заложила основу всей будущей практики «реди-мейдов»). Модернизм – общая культурологическая характеристика всего искусства XX века. новаторстово – в том, что он заложил основы романа – потока сознания.
Придуманный Паундом термин «вортицизм» предполагал наличие мощной спиральной силы стиха, мгновенно затягивающей читателя в текст, фокусирующей динамику восприятия. Вот таким образом в нем сложно провести четкую границу между литературой и живописью (многие художники нередко были и поэтами). Это хотя и недолго существующее2 и анархистское по духу, но организованное движение со своими лидерами, органами печати, собраниями, коллективными прокламациями. и видят.
Хар-р не разв под возд окр, меняются моменты его существования и точка зрения наблюдателя. война – единственная подлинная гигиена мира»). Ключев проблема – пробл времени. Сюрреалисты почти не писали метром, не стремились следовать рифме в основу их стихосложения положен так называемый «ошеломляющий образ» (image stupefiant) – проповедовавшееся еще П. Реверди парадоксальное сближение удаленных друг от друга реалий.
фрю бурж. Отсюда интерес к восточным цивилизациям, к снам и бессознательному началу, к оккультизму. Привычными для практики авангардистских группировок становятся публичные выступления (спонтанные прогулки по городу сюрреалистов, «суаре» 1 футуристов и сюрреалистов). Соответственно, авангардисты переписывают литературное прошлое и выбирают себе в вожаки тех «проклятых поэтов» и бунтарей, кого традиция (буржуазное большинство, согласно их представлению) не принимала и осуждала. Авангард же, провозглашающий бунт против любых традиций, программно нигилистичен. Цюрихская группа возникла в Швейцарии (февраль 1916 года). В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека.
Обращение к нац истине и гуманизму. Отсюда монотонность его поэзии, отвращение к литературным эффектам. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Пруст показывает нам эмоцию в процессе ее изменения изменение эмоцион. Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс (1882--1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения.
Яркое подтверждение этому – роман "Большой Мольн" (1914) Алена-Фурнье (псевд. И тогда эпохе модернизма принадлежат уже не только склонные к абстракции стили, которые намечены либо в 1870 – 1890-е годы (импрессионизм, символизм), либо в 1910-е (экспрессионизм), но и натурализм (влиятельный и во времена Э. Золя и в начале XX века). Марксистский аналитик увидел бы в растущем дистанцировании художника от общества (куда более радикальном, чем в эпоху романтизма начала XIX века) доказательство капиталистического отчуждения, всеобщей купли-продажи. Среди программньх публикаций движения, тем не менее, стоит отметить сборник стихов «Винтовые лестницы» де Toppe, (Helices, 1923, предисловие Х. Л. Борхеса), «Галереюзеркал» (Galeria de espejos, 1919) Лассо де ла Bera Подписывание» (Signario, 1923) Эспины, в определенной степени «Страсть к Буэнос-Айресу» (Fervor de Buenos Aires, 1923) Борхеса. Эти романы явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного».
Джойса, к словесной игре. Его бессюжетный роман «Бельэтаж» в стиле потока сознания на протяжении 140 страниц описывает подъём офисного клерка с этажа на этаж на эскалаторе во время обеденного перерыва. Этот отказ от предопределенности сопровождается у Жакоба постоянной иронией и самоиронией. Автоматизм на долгое время стал ведущим методом сюрреализма в «Манифесте» Бретон определил весь сюрреализм как «чистый психический автоматизм». Как правило, они сопровождаются эпатирующим поведением и скандалами.
Причисляя себя к сторонникам кубизма, футуризма и дадаизма, участники движения заявляют о «принятии всех тенденций, передающих жажду новизны». произвед. Пруст был снобом. Это лишь способствовало отдалению Паунда от движения, которое он обозвал «эмижизмом».
не согласен с Прустом. Несмотря на многие объединяющие особенности, фовисты не слишком долго существовали как объединение и вскоре распались. Так, понятие «модернизм» в английской литературе первой трети XX века распространяют на творчество столь разных писателей, что филологически корректнее было бы говорить о конкретных модернистах и модернистских текстах, а не о модернизме в целом. Основные поэтические сборники сюрреалистов – «Огонь радости» (Feudejoie, 1920) Арагона «Свет земли» (Clair de terre, 1923), «Седовласый револьвер» (Le Rvolver auxcheveux blancs, 1932), «Дух воды» (Air de leau, 1934) Бретона «Траур за траур» (Deuil pour deuil, 1924), «Со всем имуществом» (Corps et biens, 1930) Десноса «Смерть от бессмертия» (Mourir de ne pas mourir, 1924), «Столица боли» (Capitale de la douleur, 1926), «Сама жизнь» (La Vie immdiate, 1932) Элюара «Небесный триктрак» (Le Tric-trac du ciel, 1922), «Пуповина лимба» (LOmbilic des limbes, 1925) Арто. Одним из самых ярких направлений, представивших авангардизм в живописи, стал фовизм.
Роман представляет собой интерпретации соврем общ-ва с т. зр. В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Дулитл), Э. Лоуэлл, У. К. Уильямса, Дж. Нередко она толкает авангардистов к самоубийству – нигилистическому «возвращению билета Богу».
Еще более важна группа художников, с которыми Маринетти начинает объединяться с 1910 года: Умберто Боччони (позднее автор «Технического манифеста футуристической скульптуры», 1912), Карло Карра, Луиджи Руссоло (манифест футуристической музыки «Искусство шума», 1913), Джакомо Балла и Джино Северини. семье. В рассматриваемую эпоху наиболее популярен жанр романа-реки, в котором произошли существ изменения как в плане содержания, так и в повествовательной технике. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. Метерлинк, Ж. Лафорг), а также прошедший через влияние Уитмена, Ницше, Рембо и румына Урмуза (1883 – 1923), в своей первой книге («Первое небесное приключение господина Антипирина», 1916) – слово «дада» вынесено на ее обложку в виде «шапки» – активно использует уроки Аполлинера (разрыв смысла и синтаксиса, кажущийся случайным выбор слов). Важный его инструмент – «неожиданность» или случайность в подборе идей, образов, слов (поэтический сборник «Каллиграммы», Calligrammes, 1918).
Э. свойственно энергия и страстность, драмат-ть, мрачность. Филос. основы — интуитивизм (воспринимать мир вне анализа, сразу н целиком), феноменология (идеи абстрагирования). Писатели признавали единственно-важным – судьбу человеческого, в бесчеловечном мире. и кажд. Авангардисты ныне либо прячутся от публики в свои лаборатории, открытые лишь узкому кругу посвященных (как Ры Никонова или Виктор Соснора), либо, в случае публичного манифестирования, больше напоминают деятелей шоу-бизнеса, чем памятник Маяковскому или Свободу на баррикадах. Неудивительно, что авангардам ближе всего возможности поэзии, реже театра (сильно трансформированного) и в совсем редких случаях – романа (приближающегося как у немецких экспрессионистов, так и у французских сюрреалистов к поэтической прозе). Нежелание быть полезным.
Само слово авангард пришло из военной лексики, где им обозначается небольшой элитный отряд, прорывающийся на территорию противника впереди основной армии и прокладывающий ей путь, а искусствоведческий смысл этот термин, на правах неологизма употребленный Александром Бенуа (1910), обрел в первые десятилетия ХХ века. Отличительной чертой парижского дада становится его преимущественно литературная ориентация говорит за себя до издевательства «скромное» название главного печатного органа журнала группы – «Литература» (Litterature, 33 номера, 1919 – 1924), печатавшегося практически без иллюстраций. В 1922 Кандинского пригласили преподавать в Баухауз. В стихотворении также фигурируют топосы наподобие ночи, абстрактных, безграничных пейзажей (на полотнах Сальвадора Дали, Ива Танги), белоснежных, лишенных глаз статуй (как на полотнах Джорджо де Кирико). Эту мысль писатель развивает в романе "Имморалист" (1902), главн герой которого живет, повинуясь лишь собствен желаниям и внутр импульсам. Ультраисты связаны с современным им авангардом во Франции (Т.
«Писанина есть сплошное свинство», – писал Антонен Арто (Antonin Artaud, 1896 – 1948) в книге «Нервометр» (1925). Мать – евр. Основные ее черты: Отстраненность от конкретных событий в Германии.
лицей. «Перед нами может стоять лишь одна задача: всеми средствами приближать крушение этой цивилизации эксплуататоров. 3) сочинение стиха «в соответствии со звучанием музыкальной фразы, а не стуком метронома». Предсказанный еще романтиками, «закат Европы» на рубеже XIX – XX вв.
нет шедевра, который не был бы напоен агрессией» «Искусство может быть лишь насилием, жестокостью и несправедливостью» «. Основатель важнейшего для ультраизма журнала «Прометей» (1908 – 1912), Гомес де ла Серна был для движения своеобразным «окном в мир». Так как они редко когда удаются. 1960-е годы отмечены непродолжительным взлётом модернизма и появлением постмодернизма. Обновление поэтического языка распространено Аполлинером и на театр (бурлескная пьеса «Сосцы Тиресия», LesMamellesdeTiresias, пост.
Из писателей, примыкавших к дада, следует отметить Пьера Дриё Ля Рошеля (1893 – 1945), Рене Кревеля (1900-1935), Робера Десноса (1900-1945), Роже Витрака (1899-1952), Жака Барона (1905-1986), Бенжамена Пере (1899 – 1959), ТПьера де Массо (1900 – 1969), а также русского эмигранта Сергея Шаршуна (1888-1975). чит. У других – с обновлением индивидуализма, отказывающегося от ценностей культуры или в пользу примитива (наскальная живопись, негритянский джаз, первобытный миф, эстетика бытовой вывески) или для обретения нового (неклассического) идеализма, нового символа религиозной веры, своего рода «третьего завета». Последний в своих работах прошел путь от фовизма к реализму – в полотне «Собор Парижской Богоматери» ему удалось с детальной точностью передать оттенок воды Сены, архитектурные очертания собора и влажность воздуха, смягчающие его контуры. Другими способами освобождения от власти рассудка для сюрреалистов стали рассказывание в действительности виденных ими снов и сеансы группового гипнотического транса (первая половина 1920-х годов), когда поэт выступал медиумом сверхсознательных энергий особенно славились этим поэты Робер Деснос и Рене Кревель. Этот, по его собственному определению, «поэт-боксер» опубликовал пять выпусков журнала «Немедленно» (1912 – 1915), где соединены вместе всякие небылицы, обзоры боксерских поединков и оскорбления знаменитостей (за что Краван даже попадал в тюрьму).
Серьезный удар. Швиттерс, М. Дюшан, Т. Тцара), установившихся эстетических вкусов (сюрреалисты, отвергая понятие вкуса, культивируют интерес к народным ярмаркам и балаганному кино, к творчеству сумасшедших, а также, подобно футуристам, обличают театр как «искусство богатых. Э входит в европ-ю культуру (1910-е гг. ) из нем живописи, оставшись в лит (Г. Он очевидно не правильно пережив.
герой – не тень автора, но словно бы сам автор (герой-рассказчик наделен всеми чертами жизни П, вплоть до газеты, в кот работал). Бехер,, X. Вальден, ), др развт идеи автономности искусства (Г. Практиковавшееся рядом авангардов провокативное поведение было не только средством борьбы с традицией, но и попыткоцвывести зрителей/читателей из их традиционно пассивной роли созерцателя, чтобы разрушить как старую дихотомию зритель – автор (главенство авторства), так и ее центральный символ – театральную рампу. Балль напишет в своем дневнике: «Я изобрел новый вид поэзии, стихи без слов», – отмечая близость своих опытов к культовым заклинаниям и настаивая на магическом очаровании фонетической поэзии. на вопрос по-своему. XIX век слышал уже о «пронизывающих атмосферу новых токах» (Лотреамон) и об «совершенной новизне» (А.
Именно война в массовом сознании дискредитировала всю достаточно сложную совокупность европейских ценностей, которые ее «допустили». Бенн). Так становятся возможными «новое сознание» (Г. Представителями можно назвать таких мастеров, как Рауль Дюфи и Марке. общ-во.
Эти тезисы, развитые во втором футуристском манифесте «Уничтожим лунный свет» (Uccidiamo il chiaro di luna, 1909) с его разоблачением импрессионистической и символистской поэтической чувственности, быстро находят свое отражение в литературном творчестве членов группы («Поджигатель» Палаццески, 1910 «Неукротимые» Маринетти, 1922). Вулф, Дж. Стремление к «жизненности» творчества – еще одна отличительная черта авангардистской эстетики. Добавим и то, что на протяжении XIX века идеи историчности (всеобщей изменчивости) получили самое широкое распространение: преходящий, конечный характер имеет существование не только людей, но и верований идеологий, цивилизаций. Осознание своей радикальной новизны и прогрессивности сопровождается у авангардистов не только констатацией отсталости прошлого, но и стремлением или совершить над ним насилие, «сбросить с корабля современности» или деформировать.
лир поэма в прозе "Яства земные" (1897). «Война – единственная гигиена мира», – утверждал лидер итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти. Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспомин, выплывающих из подсознания.
Рембо). Сознание единого духа «современности», стиравшего географические границы и языковые барьеры, в 1910-е годы было у авангардистов повсеместным. К 1930-м годам сюрреалистические группировки существовали во многих европейских странах. Основу познания составляет чистое восприятие, а материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта.
Соответственно программным для сюрреалистов становится антитрадиционализм. С одной стороны, это давало повод обвинять Бретона в диктатуре и именовать его «римским Папой сюрреализма» с другой – спасало группу от раскола и, несмотря на различные внутренние войны, позволило продержаться «на плаву» около полувека, сохраняя при этом преемственность взглядов. немецкий э. в эти годы заметно «левеет» и многие писатели и художники, Б. Брехт, Й. Р. Бехер —участвуют в революционных событиях 4-й этап в 1923— 1932 гг. «Разговоры богов» Лукиана какобразец комического свержения культа богов в античной литературе. Билет 47. В своих эссе он обличал «вялый романтизм» современного поэтического языка и требовал его кардинального обновления.
В первом же манифесте ультраизма (1919) провозглашается стремление «сверить свои часы со временем Европы»,, «перерезать пуповину, которая еще может связывать нас с литературными поколениями прошлого». Шарль Сент Бёв – академик, серьезный чел-к, реально влиявший на лит. Аполлинер), одержимость футуристов телеграфом, авиацией, электричеством. На эти значения наслоилось множество дополнительных смыслов. Основн сюжет книги — жизнь внутреннего "я", . Аполлинер также экспериментирует с новыми стихотворными жанрами: «стихотворениями-беседами» («Окна», «Понедельник на улице Кристин»), «симультанными стихотворениями» («Il у а»), «лирическими идеограммами» («Сердце, корона и зеркало», «Дождь»).
Берроуз известен также как создатель стиля «cut-up» (метод нарезок), когда произведение компоновалось из отдельных строк и текстовых фрагментов, вырезанных из различных книг и газет. П. задает вопросы, но отвечает на них неправ. Болезнь, астма жизнь в 4х стенах, решает заново прожить/вспомнить жизнь.
Он оказал сильное влияние не только на литераторов авангарда (Вирджиния Вулф, Джона Дос Пассос), но и на более традиционных писателей (Эрнест Хемингуэй). Авангардные направления в литературе продолжили футурист Филиппо Томмазо Маринетти, который взрывал не только границы традиционного литературного повествования, но и типографского оформления книг сюрреалист Робер Деснос, написавший роман под гипнозом. Видным представителем ультраизма был поэт и критик Гильермо де Toppe (Guillermo de Torre, 1900 – 1972), называвший себя «официальным женихом мадам Дада», редактор журналов «Греция» (1919 – 1920, где опубликован первый ультраистский манифест) и «Ультра» (1921 – 1922), автор «Вертикального ультраистского манифеста» (1920) и программного эссе «Литература европейских авангардов» (1925), поэмы «Периметр» (Circuito). Гертруда Стайн (1874-1946)Наиболее значительным послевоенным экспериментальным произведением считается роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Улисс».
Уже романтик Р. Браунинг (1812 – 1889) писал «драматические» стихи и поэмы, проговариваемые не поэтов, а его лирическим героем, который многое из своего монолога опускает, рассчитывая на знания адресата своей поэзии символист У. Б. Иейтс выводит из браунинговского драматического монолога понятие «маски», а его ученик, одновременно и символист и авангардист Эзра Паунд – лирической «персоны», приобретающей множество противоречивых ликов. Среди самых значительных его работ следует отметить романы «Tapp» (Tarr, 1912 – 1914, опубл. Этот дух одержимости прекрасно передается знаменитым выражением: «Сюрреализм есть некое состояние яростной страсти» (групповая декларация 2 апреля 1925). Когда появились новые тенденции в искусстве (символизм, например) – это уже было проявление авангардизма. В группу входили такие поэты, как немцы Гуго Балль (1886 – 1927), Рихард Хюльзенбек (1892 – 1974), румын Тристан Тцара (Tristan Tzara, наст имя – Сами Розеншток, 1896 – 1963). Георг Гейм – ключев. в обесп. Однако аполлинеровская «неожиданность» у Тцара превращается в фарс.
Заимствованная у этих авторов вера в спонтанность интуиции, в избранность художника – сверхчеловека не в мистическом смысле, а применительно к взрывчатой энергии, накопленной им и требующей выхода наружу в виде «крика», – получила разную интерпретацию. На многих последующих поэтов оказал влияние сборник его стихотворений в прозе «Рожок игральных костей» (Le Cornet ds, 1916), где он вслед за Аполлинером выступает против «литературной» и «повествовательной» поэзии. Мейерхольда).
Неустанный популяризатор ультраизма, учитель молодого X. Л. Борхеса (до отъезда того в Аргентину), автор трех эпохальных книг: «Движение В. П» (El Movimiento V. P., 1922), «Поэты и прозаики XIX века» (Poetas у prosistas del novecientos, 1919), «Новая литература» (La Nueva literatura, 1927), после 1936 года Кансинос-Ассенс посвящает себя исключительно переводам и биографическому жанру. С 1919 г. свои произведения он называет «искусством Мерц» (взятый наугад центральный слог вывески Kommerzbank). Он не только предшествует авангарду (точнее, авангардамно и в принципе шире его во всех смыслах. «Мысль рождается во рту», – отмечает Тцара в «Манифесте любви слабой и любви горькой» (где он также предлагал сочинять стихи при помощи газетных вырезок, помещая их в шляпу и вынимая наугад). Пре-дадаистская деятельность в Париже помимо вездесущих Дюшана и Пикабиа связана с творчеством Артюра Кравана (Arthur Сгаап, 1881 – 1920).
Ультраисты выпустили мало авторских книг, так как усматривали в них верность отрицавшейся ими традиции символизма и нередко предпочитали им устные жанры (например, «летучей листовки»). Он нас заставляет обратиться к себе. Роже Мартен дю Гaр «Семья Тибо» Луи Арагон (1897 – 1982).
3)В творч главное место занимает «инстинктивная память». Вместе с тем самые яркие его произведения – манифесты. пол.
Не забывая о латиноамериканских корнях ультраизма, редактор «Гончарной мастерской» уругваец Хулио X. Касаль (Julio Cazal) поддерживал тесные отношения с поэтами из западного полушария. В «Манифесте сюрреализма» (Manifeste du surralisme, 1924) Бретон очерчивает круг приоритетов нового движения: автоматическое письмо, случай, сновидения, подсознательное, чудесное. Авангард же, будто вдохновляясь «военной» этимологией этого слова, стремился оставить позади весь старый миропорядок. Задача искусства – в выявлении души худ-ка. Открытие «потустороннего» измерения человеческого сознания наделяет человека авангарда как способностью к непредсказуемым метаморфозам, грёзам наяву, преодолению всех и всяческих границ и табу, так и особым «оптимистическим» трагизмом – слишком уж сильна взрывчатая энергия, пробужденная им к жизни. Папини, Дж.
По отношению к группе Бретона автор «Овального окошка» (1916) и «Уснувшей гитары» (1919) выступил своего рода «старшим товарищем». – гимн живой жизни, свободному человеку, с упоением отдавшемуся наслажд. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»). Искаженные, мистические образы были созданы Жоржем Руо. Берлинский дадаизм отличался прежде всего сильной политической ангажированностью.
Вот единственная религия. ». В этом источник культуртрегерства у модернистов, а также авангардистского интереса к «подполью» народной и низовой культуры. К концу 20 гг прих-т искание порядка (Арлан «Порядок»). Окончательно термин «авангард» в его художественном значении сформировался в начале XX в. и был тесно связан с политикой.
Швиттерс одним из первых стал заниматься тем, что позже получит название хэппенингов и инсталляций многие годы он возводил конструкцию под названием «Мерцбау» (Merzbau) и после того, как она заполнила целый этаж, прорубил потолок, чтобы та смогла «расти в высоту», диктуя «жизни» свои собственные законы. А. Гелескула). Именно в его журнале «Север-Юг» (осн.
Очередным увлечением Паунда вскоре стал вортицизм (от англ. Классицизм как основное направление в Литературе и Искусстве России. Вопрос 21. С начала 1930-х годов набирает силу интерес сюрреалистов к магии, оккультизму, алхимии.
Средоточием творческих устремлений большинства сюрреалистов стала поэзия. Всякое безразличие следует считать контрреволюционным. Намереваясь «прочистить» машину стиха, они опробовали поэтику неожиданных сочетаний («Ультра: лучший инсектицид», «Что есть ультраизм.
Знаком со многими знам. Это швейцарс горный санатор Бергоф, Ксторп приезжает в санагорий навестить своего кузена, рассчитывая пробыть там всего три недели, но оказываете во власти «волшебной горы», в кото теряют силу привычны представл о времени и остается под ее сенью на семь долгих лет. Отметим здесь и принципиально «антиавторское» по своей природе коллективное творчество, последовательнее всего практиковавшееся сюрреалистами (совместные сборники А. Бретона и Ф. Супо А. Бретона, П. Элюара и Р. Шара). Автор — тяжело больной человек изолированный от жизни.
Неудивительно и то, что «Учредительный манифест футуризма» был опубликован 20 февраля 1909 г. именно в «Фигаро» : лишь Париж мог узаконить новое авангардное течение. он всегда говорил о себе, о своих чув-х и настроениях. На этом фоне стали возможными участие авангардистов в революционной деятельности (например, участие экспрессионистов в установлении в 1919 г. Баварской советской республики) их союз с националистическими движениями и тоталитарными режимами (альянс Э. Паунда с муссолиниевским фашизмом, послереволюционная деятельность Вс. Отсюда важность поведенческого или «акционного», момента в деятельности авангардов (которые немыслимы без скандалов, эпатажа) и политическая ангажированность их участников (призывы к революции, войне – не только литературной, связанной с ломкой всех старых форм, но и реальной, как у футуристов). Букварь для неграмотных поэтов»). Это относится и к убежденности сюрреалистов в том, что основой творчества могут служить лишь реально пережитые события и к феномену «жизни как творчества», практиковавшемуся писателями и художниками из орбиты дада (М.
Сальват-Папассейт) и португальскую (Ф. Некоторые его полотна вдохновлены характерными русскими мотивами – например, «Дамы в кринолинах» или «Пестрая жизнь». «Первое небесное приключение. Это – Филипп Супо (Philippe Soupault, 1897 – 1990), Поль Элюар (Paul Eluard, наст имя Эжен Грендель, Eugene Grindel, 1895 – 1952), Луи Арагон (Louis Aragon, 1897 – 1982). Зачинателем поэтического кубизма и «нового поэтического сознания» наряду с Аполлинером стал во Франции Пьер Реверди (Pierre Reverdy, 1889 – 1960). Превращает время в пространство. говорит, что лит-ра борьба с нездоровым.
Немалое влияние на него оказали и «Размышления о насилии» (Reflexions sur la violence, 1908) Ж. Сореля (Georges Sorel, 1847 – 1922), полные острых критических стрел в адрес декадентского «аполлонизма», «односторонней умственности культуры» и ее культа музеев и, разумеется, книга эссе «Сумерки философов» (II crepuscolo dei filosofi, 1906) его соотечественника Джованни Папини (Giovanni Papini, 1881 – 1956), во имя жизненного порыва сметавшего всю традицию философской мысли, в том числе и самого Ницше, требуя «полного переворота, Бури и натиска в области идей, 1793 года в области мысли». На имажизм повлияла «неоклассическая» эстетка творчества, сформулированная английским поэтом, эссеистам, теоретиком искусства, а также переводчиком «Размышлении о насилии» Сореля Томасом Эрнестом Хьюмом (Thomas Ernest Hulme, 1883 – 1917). Цель этого синтеза – «магическое» звучание поэзии. Критикуя традиционную психологию, с которой Бретон как психиатр по образованию был прекрасно знаком, сюрреалисты обличали и психологизм традиционного романа. С. Нещеретова).
Из Цюриха Тцара возглавлял публикацию семи выпусков журнала «Дада» (1917 – 1919 последние два вышли в Париже). Девиз: «Время — сегодня. Особо показательно для смены цельного лирического «я» на начало навязчивое, повторяющееся, без цели себя раскрывающее, творчество португальского поэта Фернандо Пессоа (Fernando Pessoa, 1888 – 1935), создавшего множество своих «личин» (Альберто Каэйро, Рикардо Рейс, Алваро де Кампос и собственно Пессоа), которые он называл гетеронимами. Герои или во всем сомнев-ся или все отрицают. surralisme – «сверхреализм») вьфос из дадаизма. Катализатором формирования дадаизма (от фр. Джойса «Улисс» (1922), прозу Ф. Кафки (посмертно опубликованные в 1925 – 1926 годах романы «Процесс» и «Замок»), поэзию Т. С. Элиота (поэма «Бесплодная земля», 1922), драматургию Л. Пиранделло («Шесть персонажей в поисках автора», 1921).
Обнажившаяся хрупкость европейской культуры приводит их к мысли о необходимости уничтожения самого человеческого разума и всех его достижений («Необходимо как можно скорее убить искусство», А. Бретон), которые «ответственны» за это катастрофическое событие. Психологические наблюдения Бергсона имели особую эффектность потому, что перекликались с законом излучения М. Планка (1900), частной и общей теорией относительности А. Эйнштейна (1905 – 1916), вслед за Г. Минковским (доклад «Пространство и время», 1909), введшим в кругозор европейцев образ «четвертого измерения». Этот тезис позднее обыграют сюрреалисты.
Теперь авангардизм «архивирован», пользуясь термином Бориса Гройса, ничуть не в меньшей степени, чем модернизм или, допустим, классицизм. Светск. Задача Пруста показать по кадрам из чего состоит эта эмоция., зафиксировать движение.
Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия, а проза -- романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. 17 в. Литературная и культ. -просвет. Так, французские поэты П. Элюар (1895--1952) и Л. Арагон (1897--1982) были ведущими фигурами сюрреализма.
Опера во Франции и Германии становится делом не только композиторов, но и поэтов, художников: «Парад» П. Пикассо, Ж. Кокто, Э. Сати и С. Дягилева (1917) предлагавшие современное прочтение прошлых текстов оперы «Воццек» и «Лулу» А. Берга постановка «Юбю на холме» А. Жарри близким к группе сюрреалистов С. Иткиным. Общим для них является методологический прием -- использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859--1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Его фраза из «Манифеста дада 1918 года» (Manifeste Dada 1918): «Дада не означает ничего» – становится своего рода лозунгом движения. Лит Фр Iполов 20 в. Фр в это время опред общ направл движения европ культуры.
Среди основных причин раскола дадаизма можно назвать недовольство Бретона чересчур нигилистическим и «несерьезным» настроем Тцара, а также бретоновский интерес к бессознательному, не разделявшийся дадаистами. Сам термин «имажизм» получил распространение после того, как Паунд издал в Англии антологию «Имажисты» (Des Imagistes: An Anthology, 1914), содержавшую помимо его собственных стихов лирику Р. Олдингтона, Х. Д. (Х. Николсон Бейкер склонен к малым формам. Конфликт — в столкновении знания и незнания, одержимости и пассивности. Футуризм, возникший в 1909 году – если брать за точку отсчета манифест этого движения, – является первым структурированным авангардом в Италии и, быть может, во всей Европе.
Особо учиться не любил. Пока П. пишет, он живет. «Зона» – образец аполлинеровского «нового лиризма». В 1910 году Гейм быстро приобр известность в лит кругах. Здесь родились многообраз худ течения и школы (натурализм импрессионизм, символизм, кубизм и др. ), получившие затем мировое признание нов виды ис-ва (кинематограф) Урок 1 мир войны – чел мало, что стоит. Проблема времеьи – один из главных художественных интересов эпохи модернизма.
Приоритет, с точки зрения Бретона, должен отдаваться непосредственному переживанию («Я хочу, чтобы человек молчал, если он перестает чувствовать»), но не контролируемому разумом, а свободному, мгновенному. Но как бы там ни было, а «сегодняшние авангардисты унаследовали не мессианские претензии, волю к власти и трибунность Маяковского, а хлебниковское амплуа частного, маленького человека, назначающего, конечно, председателей Земшара, но не возражающего против того, чтобы эти приказы оставались неосуществленными или осуществимыми исключительно в грезах». 9)Темы а)тема утраче иллюзий 6) тема нетождественности чел и худ-а в структуре творческой личности, в романе нет хронологич ясности, преобладают ассоциации (то пропадают годы, то растягиваются мгновения). «Современность» начинает восприниматься именно как открытость миру. Против символистов.
Стилистические черты: отказ от ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению. Ведущ жанр — публицист (социальная) драма («драма крика»). Авангард по большей части отвергает «серьезный» характер традиционного искусства, стремится внести в искусство игровой, случайный элемент и обнажает рутинность «регулярного», профессионального занятия литературой. Футуристы сразу же заявляют о своем «иконоборческом» пафосе: «Мы хотим освободить Италию от гангрены профессоров, археологов, ораторов и антикваров» (примечательно, что футуризм проявил себя прежде всего в Италии и России, т. е. в тех странах, где прошлое и традиции играют огромную роль).
Написано оно под впечатлением очередной неудачной любви, болезненно пережитой поэтом и представляет собой исповедь, предельно откровенную картину страдания и одиночества – именно картину ибо «я» выведено как «ты», объективировано исповедующийся поэт словно наблюдает за собой со стороны, превращая свои поступки и перемещения в своего рода эпос. Она опирается либо на сочинения Ф. Ницше (поздние работы), А. Бергсона, З. Фрейда как таковые, либо на распространившуюся благодаря им среди богемы образность («Бог умер и небеса пусты», «вечное возвращение», «воля к власти», «война», «творческий порыв», «либидо», «сублимация», «суперэго»). Человек превращался в объект искусства. Художественные ценности, сведенные к спекулятивным – вот что отличает авангардизм в живописи.
сюжет, персонажи, подробности быта, пейзажи произв-й Алена-Фурнье важны как ср-во выразить через них настроения, чувства, ощущения самого автора, Крупне представ-м лирической прозы во Фр на рубеже веков являлся Андре Жид (1869 -1951), многогранное творчество кот (ероманы, стихи, пьесы, эссе, путевые заметки, дневники) стало своеобразным Дневником, отразившим личность самого художника. Свою поэтическую программу Реверди связал с -идеей «описанного объекта». Состоявшие из бессмысленного набора звуков, они напоминали бормотание шамана. Место – мир» Отрицание психологизма.
Аполлинер), немецкую (А. Именно во «французский период творчества (до 1925 г. ) он создал свои самые известные новаторские стихотворения: сборники «На экваторе» (Equatorial 1918), «Манифесты» (Manifestes, 1925), «Альтасор или Прыжок с парашютом» (Altazor о El viaje en paracidas, 1931 «Высоколёнок» в пер. Представление Льюиса о модернистском художнике как враге общества поставило его самого, несомненно модерниста, в положение изгоя (тем более что в 1920-е годы он с позиций своего личного консерватизма, роднящего его с Паундом, заинтересовался идеологией фашизма).
Отказались от связи с реальностью художники Вламин, Фриз и Брак, примитивистские сюжеты использовал Андре Дерен. Выражением попытки сюрреалистов «десубъективировать» текст, вывести его за рамки личности автора и таким образом предельно расширить границы творчества стали коллективно написанные листовки и манифесты игры (в частности, так называемый «изысканный труп» : участник продолжает фрзу, начатую предыдущим игроком, не зная ее целиком), совместные произведения нескольких авторов. В Ганновере единственным дадаистом был Курт Швиттерс (Kurt Schwitters, 1887 – 1948). О французском романе рубежа веков и I половины XX в. приходится говорить в альтернативе «модернистский. —не модернистский». Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д. ) сближает Кафку с экзистенциалистами.
Заметим, что в начале XX века умножение «точки зрения» и стремление к синтезу искусств наблюдается во всех видах творчества. Дисморр, JI. Кульминацией литературного модернизма на Западе часто считают так называемый «высокий модернизм» – к примеру, роман Дж. «Образ не есть идея, – писал Паунд. Джойс, В. Вулф, Т. С. Элиот, И. Звево, М. Унамуно) пользовалась бергсоновская идея «длительности» – субъективно переживаемого времени, которое не совпадает ни с временем хронологическим, «объективным», ни с его пространственными эквивалентами.
Дуэли, пишет светск. хроники (Фигаро), точные зарисовки, пишет сборн. Новое понятие было противоположно академизму и продолжало традиции модерна. В книге «Размышления» (Speculations, 1926), опубликованной посмертно – Хьюм погиб на фронте, – он, в частности, отстаивает искусство чистых форм в противовес «романтической» бесформенности импрессионизма.
фигура Э С ранних лет Гейм начал интерес-ся лит-ой. Чем более удаленными. Разрыв между знаниями и эмоциями. 1905 – умирает мать. века было бурным. – особенность психологизма мысль о непостижимости человече сущности. 8) В создании образа повествователя господствует «Я», т. е. Их имена неизвестны, подвиг их бессмертен.
Многие группировки ставили перед собой цели не столько даже эстетического, сколько поведенческого, этического характера (например, «изменить жизнь, преобразовать мир» у сюрреалистов, совместивших в этом лозунге призывы А. Рембо и К. Маркса революционная идеология немецких экспрессионистов, группировавшихся вокруг журнала «Акцион»). Таким образом, если модернизм оставался типом мировосприятия, еще во многом классическим (что заметно в христианстве «наоборот» Джойса или Бюнюэля), аполитичным и порой даже эстетически консервативным, то авангард стремился стать философией бытия нарождающегося, революционно устремленного к будущему – и бытия принципиально нового, эксперимейтального, профанного. Опыт Аполлинера восприняли поэты-кубисты Леон-Поль Фарг (1876 – 1947), Андре Сальмон (1881 – 1969) и Пьер Альбер-Биро (1876 – 1967, «Стихи для воплей и танцев», Pomes hurler et dancer). Ф. Кафки). Основная задача – выразить крик души, протест, . тяготение в абстракции. Литературный процесс без них практически невозможен. Смерть, большие города и война были глав темой. В «Манифесте драматургов-футуристов» (Manifesto dei drammaturghi futuristi, 1911) Маринетти пишет о своем «страхе перед мгновенным успехом» и «сладострастном желании быть освистанным», а также о стремлении «вырвать душу зрителя из повседневной реальности, привести ее в. интеллектуальное опьянение».
Если попробовать сжато охарактеризовать идеологический и интеллектуальный климат, способствовавший кристаллизации модернизма и авангардизма, то в той «переоценке ценностей», которая пронизывает культуру рубежа XIX – XX веков, следует прежде всего различить крайне критическое отношение к «естественному» взгнляду на мир, унаследованному от эпохи Просвещения. Ультраизм – характерный пример анархического бунта против ограниченности мещанства. обнажает один из основных принципов дадаизма: приоритет звучащего слова над смыслом. Но что было вредно для поэта идеально подходило трибуну-лидеру. Ситуац. А о второй причине деликатно сказала новосибирская исследовательница Е. Тырышкина: «Момент мастерства в авангардизме редуцирован», – и, можно также предположить, редуцировано и понятие таланта, творческой одаренности, которые в конечном счете – кто будет спорить. контекста «я».
непрекращающимися репликами, когда партнеры как бы не слышат друг друга. Сатира в литературе и искусстве. Сим. Отсюда их интерес к темам одержимости, безумия как в прямом (творчество душевнобольных, симуляция отдельными авторами сумасшествия, отношение к истерии и паранойе как к душевно-творческим состояниям), так и в переносном смысле (безумие страсти).
метода Пруста. Эткинсон, У. Роберте, скульпторы Дж. Ему был присущ политический радикализм, пришедший из утопических и анархических идей. Следует отметить, что существует и другой термин, близкий по значению с термином «авангардизм» – «модернизм» («современный»), но эти термины всё-таки не тождественны. В советском искусствоведении долго время (почти до 1980-х гг. ) авангардизм трактовали как антиреализм. До сих пор не существует типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений. Угловатое, размашистое, вызывающе дисгармоничное, «некрасивое» (Аполлинер не выносил даже упоминаний о «вкусе») стихотворение невозможно отнести к определенному жанру. К сходной тенденции принадлежит и обильное использование цитат Паундом (под именем интертекстуальности востребованное в конце XX в. постмодерном).
Обозначенные в «Манифесте» 1909 г. элементы эстетики нового движения (свободное письмо, не скованное властью разума требования «уничтожить Я в литературе», отменить психологию) позднее развиты Маринетти в так называемых «технических» манифестах: «Технический манифест футуристической литературы» (Manifesto tecnico delia letteratura futurista, 1912), «Воображение без сюжета – освобожденные слова» (L immaginazione senza fili е le parole in libert, 1913) и «Мюзик-холл» (II teatro di varieta, 1913). У одних авангардистов она связана с преодолением индивидуализма, с ожиданием «зорь» будущего, дорогу к которому должны расчистить столкновение отцов и детей, пожар войны, революция. Аналитический кубизм, появившийся в 1907 году, представлял объект с нескольких точек зрения одновременно или симультанно «Манифест футуризма» (1909) Т. Маринетти прославлял кинетическую и механическую силу как чистую энергию кубизм и футуризм сознательно пренебрегали понятием нарратива («истории»). Полумистический роман Джека Керуака «Видения Жерара» представил новый формальный подход к стандартам повествования того времени.
2. Произведения выдающегося австрийского писателя Франца Кафки (1883--1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. с трудом поддается жанровой классифи. Экспериментальные поиски футуристов развивались в двух плоскостях: визуальной – отказ от правил синтаксиса, пунктуации, типографики (сборник «Освобожденные слова в футуризме», Lеs Mots en libert futuristes, 1919) и фонетической – использование звукоподражания, например, для описания боя или работы двигателя. который может честно сказать, что он не испытал влияния Паунда.
Особенности жанра романа-реки: Модернистский- Река мыслей, Разорв-ть времени и сознания, Выражает субъективное Я. АНАЛИТИКО-ПРОГНОЗТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОЙ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (ЗАМЯТИН «МЫ», РАССКАЗЫ «ПЕЩЕРА», «ДРАКОН», «МАМАЙ», В. ЗАЗУБРИН «ЩЕПКА»). Барокко и силлабическое стихосложение в русской литературе вт. Европейская художественная литература XX века сохраняет верность классическим традициям. К примеру, У. Б. Йейтс, написавший пронзительное стихотворение о «мире без центра», связывал кризис языка с утратой его визионерской или иератической функции. Вот таким образом образ часто строится из ряда зарисовок, дополняющих друг друга, но не дающих целостной личности (Сван представлен в разных ситуациях как несколько разных людей Сван, умный и утонченный посетитель аристократических салонов, Сван — любовник Одетты, Сван, — благополуч семьянин и, Сван – неизлечимо больной, умирающий человек, ). Американский писатель Марк Данилевский в романе «Дом листьев» комбинирует элементы хоррора (литература ужасов) с академической литературой и типографскими экспериментами. В начале XXI в. экспериментальная литература использует компьютерные и информационные технологии. Пр.
Век XX это ощущение модерности цивилизации, связанное с резким ускорением научно-технического прогресса и секуляризации, лишь усилил. Увлечение авторов манифеста урбанизмом, новейшими научными и техническими открытиями, авиацией заметно в поэтических книгах «Электрические куклы» (1909) и «Моноплан Папы» (1913) Маринетти, «Электрические стихи» (1911) К. Говони (1М-1965) и «Аэропланы» П. Буцци (1874 – 1956). Все интересующие нас явления авангарда отличали сознание разрыва своего времени с прошлым (сознание собственной современности) и решимость это отличие выражать столь же современными литературными средствами.
Впервые личность осознается не как сознательный индивидуум, но как цепь последовательно существующих «Я». Лексика отличается нагроможд ассоциаций, метафоричностью, сравнениями, перечислениями. С детства жизнь в салонах. «Утехи и дни»), «Против Сент Бёва».
Джойсом (благодаря его помощи, по словам самого Джойса, «Улисс» из множества разрозненных лоскутов превратился в цельное произведение), Р Олдингтоном, членами группы «Блумсбери», множеством других авторов. В период после революции художник создал графическую серию «Малые миры», в которой проявилась его склонность к использованию эстетики супрематизма в сочетании с яркой декоративностью. В свою очередь, констатация непредсказуемости поступков человека, ведомого ускользающим от рационального контроля подсознанием, а также связанная с этим фрагментация языка (чей произвольный и комбинаторный характер вскрывает в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюр) ложится в основу всей авангардистской философии с ее неприятием «здравого смысла» интонациями абсурда, приоритетом стихийного слова и экстаза. Все это сделало Паунда, человека разносторонних интересов (живопись, музыка, опера, переводы с провансальского и древнекитайского) и энергичного, личностью по-своему легендарной. Примеры работ того периода включают «Композицию 8» и «Точку и линию на плоскости». Становится светским львом, денди.
Нач. Само понятие литературы поначалу трактовалось сюрреалистами как чуждое. Начало XX века сдвиги в худ стрре всей франц литры. Целостное подчинено детали (из чашки чая, ее вкуса и запахов, пробудивших воспоминания, выплывает внезапно «весь Комбре со своими окрестностями»). Стиль инематографичность видения (образ Свана — как будто смонтирован из кусков). Зачинателем и одним из основных теоретиков этого англо-американского движения был американский поэт Эзра Паунд (Ezra Pound, 1885 – 1972).
пишут о том, что знают, а не о том, что чувств. Программа креасьонизма совмещала в себе чуждый эмоций «сциентизм» с поиском новых определений образа и метрики. Они более динамичны». Трагическое свержение культа богов в греческой литературе: трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Билет 33.
Александризм в римской литературе. Так, Бретон, Арагон, Элюар и Пьер Юник в 1926 году вступили в французскую компартию Бретону и Л. Троцкому принадлежит совместный манифест «За независимое революционное искусство» (1939) в 1930 – 1933 годах печатался журнал «Сюрреализм на службе революции». К моменту публикации «Манифеста футуризма» (Manifeste du futurisme, 1909) тема насилия уже прочно вошла в интеллектуальный обиход. К движению примыкали Педро Гарфиас (1901 – 1967), Маурисио Бакариссе (1895 – 1931), Адриано дель Валье (1898 – 1957), Антонио Эспина (Antonio Espina, 1894 – 1972), Рафаэль Лассо де ла Вега (Rafael Lasso de la Vega, 1890 – 1959), а также «коллеги» Уйдобро по креасьонизму X. Ларреа и Х. Диего был к нему близок и Хорхе Луис Борхес (Jorge Luis Borges, 1899 – 1986).
Желанная свобода реализуется здесь и на уровне идеи (брошен вызов старому миру идолам прошлого, сам Христос представлен в виде летательного аппарата) и на уровне формы: раскрепостившийся поэт выражает себя в совершенно свободном стихе. Весьма неординарна льюисовская книга «Время и чело- век Запада» (Time and Western Man, 1927). Модернизм – нечто, стремящееся быть «современным» и эту современность воплощать авангард – что- то ультрасовременное, революционное, создающее проекты будущего культуры и в свете этого задания отрицающее не только все традиционное, но и «общую массу» наличной культуры. Гейма посвящены историч сюжетам: античности («Киприда», цикл стихов «Марафон») и Франц революции («Робеспьер», ). В январе 1912 Гейм, катаясь со своим другом на реке Хафель, провалился под лёд и утонул. Роман Уильяма Берроуза «Голый завтрак» восхитил идеей неограниченной и неподцензурной свободы. Богатый бездельник, посредственный поэт, апологет насилия и войны, он куда больше поэзии интересовался вошедшим в моду спортом, на каждом углу трубил о своих успехах у женщин и о собственном «гении самого оригинального поэта нынешней литературы». Переживание мира как брожения сопровождается отказом от художественного монологизма.
Общее для авангарда и модернизма неприятие окружающего мира парадоксально сочеталось у модернистов с пассеизмом, тоской по «золотому веку» (английский модернизм, отчасти немецкий экспрессионизм), по этическому идеалу (французский экзистенциализм), синкретизму творчества. Это стихотворение показательно прежде всего открывающим его упоминанием Лотреамона, одного из кумиров сюрреализма, создавшего в своих «Песнях Мальдорора» целую череду ярких, противоречивых образов («ягнятник, прекрасный, как закон затухающего с годами роста грудной клетки. »). Сюрреализм (фр. Роман – наиб гибк лит форма. Жанр романа-реки (романа-потока) во французской литературе. Первые его стихи относятся к 1899 году.
Отсюда тенденция к карикатурности, к гротеску и фантастике. Поистине словами-табу для авангардистов становятся «жизнеподобие» и «сюжет». Пруст, Дж.
ultra – радикальный, чрезмерный) и объединившимися вокруг поэта Рафаэля Кансиноса-Ассенса (Rafael Cansinos-Assns, 1883 – 1964 он публиковал свои произведения под псевдонимом Хуан Jlac, Juan Las). Живописцев представляли румыны Марсель Янко (1895 – 1984) и Артур Сегал (1875 – 1944), немцы Ганс (Жан) Арп (1886 – 1966), Ганс Рихтер (1888-1976), Кристиан Шад (1894 – 1982), голландцы Отто ван Реес (1884 – 1957) и Адя ван Реес (1876-1959), швейцарка Софи Таебер (1889 – 1943). Романтизм и «романтика» сравнивались Хьюмом с «разжиженной религией», которая относится к человеку как к «бездонному резервуару возможностей», способных проявиться на ниве как разрушения цементирующего общество порядка, так и ничем не ограниченного самовыражения. Через полгода уходит из Сарбонна. Главной художественной новацией берлинцев стало совершенствование коллажа, заимствованного у кубистов, но обогащенного техникой фотомонтажа (агитационные коллажи Харт- Филда).