Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии.
В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Обладает ли художник жизненным опытом, отличным от опыта рядового человека. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ.
Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Такое умение породить ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой, отвечающее гуманистическому мироощущению передвижников, – одна из замечательных особенностей творчества художника.
Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Что может быть лучше природы. В картине 1867 года В церковной ограде. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.
В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Крамской подчеркивал, что «натура является стихией художника, той живительной и питательной средой, благодаря которой полностью раскрывается его дарование». Сиверская (1883. ). Глухомань в шишкинских лесах впечатляет, но не страшит. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман.
Замечание, важное для понимания сути творчества мастера. Для него, казалось, не было трудностей. Крамской) академического направления.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Его главным учителем была природа и лишь в непосредственном соприкосновении с нею нащупывал он свой самостоятельный путь. Мокрицкий, сам учившийся у Венецианова. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень.
Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов.
Для того чтобы получить пятна различной силы тона, мастер дополняет игловой офорт акватинтой. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. Под светло-желтыми верхнего ряда сияли рядом с белилами цинковая желтая, начинающая собой веселую мажорную гамму ярких, блестящих как драгоценные камни красок, переходящих от лимонных к канареечным, золотым оранжевым (кадмии, многие хромы). Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы.
Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели такую популярность, а сведения о его жизни и деятельности освещены, казалось бы, так полно, что, возвращаясь к этим вопросам, невольно опасаешься повторить истины, ставшие почти хрестоматийными. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью.
Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Лесной мир Шишкина открыт и расположен к человеку, в нем есть фольклорное начало. Хотя следует отметить одну очень важную черту этого периода. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Terre de sieene, очень редко хром индийская желтая (для лессировки). Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье.
Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин.
Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. Думается, что можно.
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Русское богатство. Можно ли говорить о некотором его влиянии на Шишкина и в этом плане.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Окрестности Москвы.
Если опыт обыденного восприятия обусловлен определенной системой категорий, то тем более очевидно это в границах художественной деятельности. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», – так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г. ) и профессор (1873г. ) живописи Петербургской академии художеств и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах. Медведей написал Савицкий в самой картине.
Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. А их было немало. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность.
На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину.
Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Лучшей вещи он не писал1. Шишкин же не захотел ехать в Италию прежде всего потому, что ее природа отталкивала художника той слащавой красивостью, которую он находил в большинстве идеализированных академических пейзажей. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала.
Учился Ваня прилежно, но в 1848 из гимназии ушел раньше срока (из четвертого класса) и вернулся в Елабугу. Что побуждало Шишкина прибегать к такой промежуточной стадии работы. Запорошенная снегом, усеянная чернеющими пнями лесная прогалина, оголенные деревья, дальний лес в голубоватой дымке словно затихли в грустном ожидании приближающейся зимы.
Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Венецианова. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Теперь он чаще прибегает к графитному карандашу, чем к стальному перу, чаще обращается к натурным наброскам, чем к рисованным картинам. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. Языку живописи, как известно, так же учат и учатся. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой.
Отец выписывал сыну книги по искусству. Продолжая разрабатывать систему тональной живописи, Шишкин достигает в этом произведении удивительной колористической цельности. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В 1844 он поступает в Первую мужскую гимназию Казани. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Но можно ли рассматривать данный пейзаж как один из этапов на пути преодоления им черт академической условности и романтизма, как полагает один из исследователей творчества художника. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами.
Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Поиски разнообразия тонов и верности их соотношений в пределах светотеневой гармонии наблюдаются в ряде произведений Шишкина, свидетельствуя о понимании им принципов пленэрной живописи, о приближении к ним. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа.
Тем не менее выбираемые им за границей мотивы – внутренность горных буковых лесов, лесные дорожки с идущими по ним крестьянами и небольшими стадами, огромные дубы с раскидистыми кронами близки пейзажам художников дюссельдорфской школы, так же как и академические приемы построения картины, распределения светотени, введение декоративности и романтической приподнятости. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника.
Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Душевный мир. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. В них нет политики и социальной направленности.
«Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Впереди художника ждали новые достижения.
Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Левитан и К. А. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Едва ли здесь была только сохранившаяся от академического времени привычка. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Но в этой же самой жизни есть великолепные стороны, которые нигде у нас в России покамест встретить нельзя и действие их так сильно и убедительно, что невольно попадешь под их влияние и влияние это благотворно. Ему не хватало ветров, запахов, звуков, пения птиц и порхания их по снежным веткам. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Вот таким образом-то картина Утро в сосновом лесу у разных лиц ассоциируется с той природой, которая им особенно знакома и близка: краеведы Нарвы хотят видеть в ней местные леса, а, например, жители Калининской области связывают ее со своей природой. Когда рецензенты передвижных художественных выставок писали, что, подходя к пейзажам Шишкина, словно чувствуешь запах сосны и хочется глубоко вздохнуть, как в лесу. Отец не стал настаивать.
Лучшим этюдным работам Шишкина исполненным в пору высокого творческого подъема, не уступают многие его рисунки. Все они были написаны под Петербургом. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры.
И когда он перед натурой. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
Шишкин – художник народный. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Они давали богатый натурный материал. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как Протодьякон И. Е. Репина, Кочегар и Заключенный Н. А. Ярошенко, Встреча иконы К. А. Савицкого, Вечер на Украине А. И. Куинджи.
Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. 60. ).
Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Тщательно выписывая высокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в ряде характерных деталей передает суровость окружающей местности.
Его занятия имели самостоятельный характер. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина.
Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Но показательно, что, делая выписки из весьма поверхностных статей академического толка, шестнадцатилетний юноша в год выхода из гимназии исполняет копии с иллюстраций Г. Г. Гагарина к Тарантасу В. А. Соллогуба, в которых В. Г. Белинский видел одно из претворений идейно-эстетических принципов натуральной школы.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге.
Сближение с членами Артели и особенно с И. Н. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина.
Глубоко верные по сути своей определения Крамского были сделаны в ранний период творчества Шишкина. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы.
Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию.
Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды1. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
Условность и некоторая декоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательной проработкой деталей, с тем пристальным всматриванием в натуру, которое станет отличительной чертой всего дальнейшего творчества мастера. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности.
Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Он соблюдал и строгую последовательность работы над холстом, первым этапом которой был предварительный рисунок кистью, определяющий в основных чертах всю будущую картину.
Среди долины ровныя. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Он говорил, что краски меньше изменятся, если брать по возможности готовые, уже проверенные на фабрике тона и накладывать их рядом, чем смешивать всякую грязь на палитре, «хотя как от этого удержаться. » – прибавлял он. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г.
Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Одиночество. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом.
Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге.
Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой.
По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.
Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Безболезненно и спокойно. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г.
Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
Первое место занимает Шишкина Рожь1. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Среди русских пейзажистов И. И. Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Написанный мягко и свободно, он отличается чистотой и свежестью цвета и создает впечатление работы исполненной непосредственно на натуре. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Наметившаяся в пейзаже мягкая поэтичность проявится в полную силу уже в обоих вариантах картины Полдень. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Но Шишкин был не только зачинателем исследовательского подхода к природе. Что впереди.
Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Венецианова и И. К.
Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком.
Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. В 1873г присуждается звание профессора за картину Лесная глушь. Мастер смело экспериментировал. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Только весной 1862 года он уехал за границу. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1).
Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. Думается, что можно.
В его холстах природа предстает то светлая, солнечная, одетая в золото хлебных полей («Рожь»), то бесконечно широкая, раздольная, не знающая границ своим равнинам («Среди долины ровные»), то в седых туманах лесистых далей («Лесные дали»), то глади озер, в которые глядятся стоящие стеной леса («Туманное озеро»). Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. И Шишкин не останавливался на достигнутом.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Сосновый бор». Все его деревья, особенно знаменитые дубы имеют свой характер, они одушевлены. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени.
Правда, за границей черты декоративности в произведениях Шишкина явно усилились, появились и элементы однотипности композиционных схем. В окрестностях Москвы. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Много работал Шишкин и за границей. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы.
Это очевидно. 149. Он страдал легкими, его мучили вечные простуды, вспышки туберкулеза. Художник их штудировал прямо в лесу. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Картина «Рубка леса» (1867) — своеобразный итог раннего периода творчества художника.
Их дом всегда был полон гостей. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г».
Он носит романтический характер. Этому способствуют золотистые солнечные лучи, пробивающиеся сквозь густые ветви и озаряющие свежий зеленый мох. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Именно вот таким образом любовь его к лесу так подробна, так тщательна и так восторженна.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Из лесов Вологодской губернии»).
Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины.
И Шишкин сумел снова двинуться вперед. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. В 1882г. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Мери-Хови.
Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895).
Это одно из самых совершенных произведений художника. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.
Знакомство с творчеством зарубежных мастеров помогло Шишкину со временем четко определить свои собственные идейно-творческие позиции. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Несмотря на то, что мощь его образов как будто не убывала и даже напротив – творчество его не уставало обновляться, заметна все-таки некоторая «усталость» шишкинской проблематики, его стилистики.
Прекрасные произведения создали А. К. Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Этюд Полдень.
Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Ее образ, ее характер.
Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Их он стремился передать как можно конкретнее. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Но по сравнению с ними, при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты. Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Однако декоративное обрамление на переднем плане в виде кружева листвы и ветвей, рассчитанная уравновешенность искусственная зеленая тональность, четкая фиксация планов попали в картину из академического пейзажа. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. – Величайшее несчастье.
Достойно выступив на первой Передвижной выставке, он прошел с передвижниками всю свою жизнь, до последнего дыхания. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. Внутренняя неуспокоенность, как видно, его не оставляла.
Весной 1862 года вместе с В. И. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891). Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще.
Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи.
В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех. И еще новое – приближенность изображения к зрителю. С этими мастерами был и Шишкин. Все это развивало поэтическое воображение мальчика.
Крамскому еще в 1872 году назвать его верстовым столбом в развитии русского пейзажа в своих письмах и статьях. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Валаам (1858, 59. Мрачное настроение.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась.
Обретенная в самой природе композиция сохраняется в законченном произведении, хотя и совершенствуется в плане расширения пространства, конкретизации мотива. Крамским. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка.
Наиболее высокие и красивые деревья помещены в центре, между ними видна освещенная часть леса с красноватыми стволами сосен, бросающих длинные тени на землю. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Одно из них – Сосна. Левитаном и К. А.
Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Среди исполненных здесь произведений сохраняет ощущение живой прелести непосредственно почерпнутого в природе мотива этюд На песчаном грунте.
В свою очередь, И. Ф. Василевский отмечал: Другой шишкинский пейзаж – меньших размеров, но принадлежащий к числу лучших экспонатов выставки. В год окончания Академии Шишкин даже тревожился, не близки ли по манере каламовским его собственные литографии. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Банальные мотивы надуманных академических пейзажей не увлекали его и не вызывали желания следовать им.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина.
Снег он стал изображать в старости, когда понял, что можно писать, глядя в окно. Он кропотливо изучает натуру.
В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Моментально». Савицким (написавшим в картине медведей). Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Изображена Кама близ Елабуги. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм. Иным произведением является вторая картина. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь».
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Быстро летящее цветение.
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине — в Елабуге. Зимой 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье.
Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. В период обучения в Академии художеств продолжало активно формироваться мировоззрение Шишкина, которое складывалось под воздействием освободительных идей, широко распространявшихся в русском обществе. Торжественно-величавы стройные старые ели, уходящие ряд за рядом в сумрак густого леса, а на первом плане, в лучах солнца, громоздятся стволы деревьев, поломанных бурей, упавших на соседние ели или лежащие на земле плотный слой мха закрыл полусгнившие, давно рухнувшие стволы.
Процесс отбора идет даже на этой стадии. Так в реальной жизни не бывает. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). И вместе с тем произведение не носит камерного характера. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Интересны изменения, внесенные художником в картину по сравнению с этюдом трехлетней давности.
Картина Хвойный лес. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством.
Васильева. Просто ему приходится глубже анализировать и использовать свой жизненный опыт. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. В этой картине, обнаруживая новое тональное понимание цвета, Шишкин передает в эпической форме скрытую жизнь глухого погруженного в тишину леса. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. «В рисунке природы не должно быть фальши.
Случайность. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Знаменательна стала она и для развития пейзажа.
Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Здесь исчезла всякая таинственность. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно.
Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. – Как бы я хотел умереть. Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью.
В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. Трудно представить, чтобы Шишкин смог показать реальное бытие леса вне реальных его форм. Стр.
Богато нюансирован цвет. До старости. Недаром его называли швейцарским Поттером.
Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Портрет черемухи. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи.
Его художественный язык ясен и четок, в нем нет места рефлексии, внутреннему разладу. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым.
– отмечает он там же. Он ведь всегда работал с натуры, тонкими кисточками. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием.
Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. Не хватало прикосновений природы к его лицу и руке. А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни».
Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу.
Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Веских оснований для утвердительного ответа не существует. Искусство Шишкина на редкость оптимистично.
Природа всегда нова (. ) и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). В обеих картинах мощные, пластически выразительные стволы дубов кажутся погруженными в световоздушную среду. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Окрестности Москвы.
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо.
Чрезвычайно серьезное отношение к своему ремеслу, присущее ему в высшей степени, давало явные результаты. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Шишкин бросил работать, запил. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
«И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Густые кроны бросают на них тень.
Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. Так, например, кармин был им полностью выброшен из употребления (хотя с большим сожалением), после того как в конце 1890-х годов Поленов показал свои таблицы красок, простоявшие 10 лет – одна на свету, другая в тени. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Сейчас эти мечты стали явью. Ажурностью, легкостью, придающими рисунку особую прозрачность, он напоминает тончайшее кружево. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. И в этом художник близок своему земляку В. М. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии.
«Утро» полностью лишено всего этого. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер.
За строками этого интересного документа встает художник, впитавший в себя прогрессивные эстетические взгляды эпохи. Лес выглядит небольшим и просторным. Коровин.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Один из самых совершенных – Берег моря. Рожь. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. Иногда между ними сияли аметистами темные капли какой-нибудь фиолетовой краски или лака. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М.
С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Каждое дерево обладает своим «характером». Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Шишкин же был пока что на пути к этому. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы.
Никогда не употреблял гуммигут, ауреолли. Желтую блестящую неаполитанскую он употреблял иногда помногу – для песка, обрывов, корней. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Писал по возможности на дрезденском холсте. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. В течение всей жизни Шишкин писал лес.
Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Саврасов, Ф. А. Впоследствии художник с благодарностью вспоминал своего учителя, под руководством которого исполнил целую серию рисунков различных растений.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Ничуть не бывало.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Этот прием будет характерен для него и в позднее время.
Его картины дают зрительные аналогии словам-метафорам, существующим в русском языке для описания национального пейзажа – просторы, чащобы. Биография художника зашифрована в его творениях. Его восхищение природой с годами не притупляется. Воздух словно напоен теплом.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. В образном строе произведений, в пластической проработке деталей отчетливо проступает различие. В 1872г За картину Сосновый бор. Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева).
Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью.
Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. В московском училище широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Отличающие работы художника детализация и скрупулезная точность воспроизведения натуры являлись закономерной реакцией против надуманности академической пейзажной живописи. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году.
В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. У него были какие-то свои трения с Савицким. И в этом уже проявляется своеобразие художника. В природе нет для него крупного или мелкого. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Казалось бы, написав картину Рожь, он достиг уже зенита славы, но впереди его ожидали новые свершения. Его «Корабельная роща» (1898 г. ) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859).
Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Васильев, А. И. Родился будущий художник в Елабуге.
Опираясь на них и на весь свой опыт изучения природы, Шишкин не оставлял и работы над пейзажными композициями. Основанный на углубленном исследовании природы, творческий метод Шишкина был созвучен эпохе упорных исканий в области точных наук и, в частности, в естествознании. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов.
Шишкин выделяет в центре большую купу деревьев и строит изображение на контрастном сочетании светло-голубого неба, надвигающейся темной тучи и погруженной во мрак земли. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Васнецову.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Саврасова, прирожденного живописца, склонного к поэтизации натуры, захватило величие Альп, торжественная красота сверкающей белизной заснеженной вершины, открывающейся между темными склонами гор. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. Но Шишкин еще не решал в этой картине проблемы живописного объединения всего богатства пейзажных мотивов.
Помещая в центре могучие стволы деревьев-великанов и уводя их кроны за верхний обрез картины, художник подчеркивает высоту и мощь дубов. Автор словно утверждает значительность темы. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Вид на острове Валааме (1860).
В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Но у него нет душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе.
Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы.
Куинджи и, чуть позднее, И. И. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения автора, выходит все изящней да блистательней». Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. Не изменяя делу всей своей жизни. Он близок и понятен каждому русскому человеку.
Васильева. Но всегда, писал ли он широкие дали или только кустик сныдь-травы, он определял композицию своего этюда, рассматривал его не как заметку для памяти, но как по-своему завершенное художественное произведение. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Шишкин создал образ русской земли – необъятной и вечной. Божия Благодать. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче.
Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность.
На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Колорит здесь играет решающую роль. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты. Крамской писал Ф. А. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Летом работает с натуры в Сиверской. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. В 1860 – 1861 годах появляются у Шишкина и необычные для него жанрово-пейзажные произведения, посвященные деревенскому быту.
Два года назад, в Дюссельдорфе, они с Каменевым лишь мечтали о русском раздолье с золотой рожью. В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло – воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве». Характерна в этом смысле «Рожь».
В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания.
Несмотря на довольно широкую манеру письма, художник внимательно прослеживает детали, добиваясь конкретности, точности характеристик. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Домотканово (1888). Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей.
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. В то же время началась его многолетняя дружба с идейным руководителем передового реалистического искусства той эпохи И. Н. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. « Преимущество художника – в способности постигнуть природу и значение жизненного опыта в форме определенных изобразительных средств и таким образом сделать этот опыт воспринимаемым другими» Даниэль С. М. Искусство видеть. Он не останавливался в своем развитии.
Тяжелые, детально показанные первые планы противостоят туманной пелене, скрывающей отдаленные формы полной не видимой нам жизни в одном изображении сливаются и подробный рассказ и легкий намек. Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане.
В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие – мальчишки и щенки перед ним». Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Краски на палитре Шишкина представляли параллельные гаммы, сливающиеся с одной стороны у большого пальца с белой, а на противоположной стороне – с черными красками.
1. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень. Айвазовского, С. Ф. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства1. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы).
Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Созданные им в это время произведения свидетельствуют о том, насколько расширился круг творческих исканий художника.
Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал преодолевать их и вместе с тем так глубоко оценивал его талант. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Чрезвычайно трудная живописная задача – передать соприкосновение и взаимосвязь растительных форм – решается художником с блестящим мастерством. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. Взору открываются огромные массивы лесов.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. К ним относятся Уголок заросшего сада. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Однако впоследствии некоторые художники и критики в полемическом задоре напрочь отвергали значение Шишкина, объявляли его «натуралистом», «фотографом», безнадежно устаревшим «копиистом природы». В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Он решил учиться на художника. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Изучение природы научило его воспринимать выразительность северного равнинного пейзажа и сообщило красоту и убедительность его картине. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Многочисленные этюды Шишкина – то малые, то большие – изображают иногда целый пейзажный мотив иногда только отдельную деталь.
Стоять по десять часов в зимнем лесу, как стаивал в весеннем, летнем и осеннем, он не мог. Кармин на свету абсолютно исчез. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей.
Крамским так же могло благотворно сказываться на назревших поисках творческой перестройки. Образы со временем как бы подновлялись, но не предлагалось принципиально новых решений. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Шишкин был не только зачинателем исследовательского подхода к природе, но и эпического ее истолкования. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Шишкин сумел увидеть русскую природу глазами самого народа.
это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге — маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Удивительный старик этот Шишкин.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. На косогоре (1880). В самом деле: Шишкин почти не писал зиму, снег. Начав картину «Краснолесье» изображавшую «целое море соснового леса – лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво.
«Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А Медведей написал Савицкий в самой картине. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Это несомненно. В 70-х годах художник много работает над изучением природы.
Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке.
Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», Шишкин признался: «- Мой идеал счастья. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива.
Отец не стал настаивать. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Все полно жизни.
Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Желтые краски употреблялись в большом количестве и самые разнообразные: охраны, кадмии, цинковая желтая (для дальних планов и освещенной солнцем листвы). Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Сохраняя всю естественность найденного в натуре мотива, художник добивается впечатления гармонической цельности. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды.
В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Судьба ее в настоящее время неизвестна. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия.
«В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). Но счастье вновь отвернулось от художника. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно, то была, по меткому выражению Крамского, «живая школа», основанная на глубоком понимании форм природы, на безукоризненном владении техникой, на поисках новых средств художественной выразительности.
В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Оба они шли от своих натурных наблюдений, у обоих очень спокойное и любовное повествование о природе, подлинно живое ее восприятие. Воробьева.
Подобного рода тональные рисунки представляют собой одну из вершин в развитии его графического мастерства. Могучий дуб, одиноко стоящий на фоне огромной долины, за которой вдали едва блеснул изгиб степной реки, – это образ мужественной и проникновенной красоты, вызывающей ответный душевный отклик зрителя. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы.
«В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о счастии, довольстве человеческой жизни1. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней.
Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность.
Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. В общении с натурой углублялось его понимание природы, обогащалось мастерство, развивалось чувство цвета. Знание природы ученым образом отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор.
Он суров, величествен, но доступен. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Чувствуются глубина оврага, глушь. В окрестностях Москвы. Став взрослыми, мы редко вспоминаем о том, что и родному языку нам приходилось учиться. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Пейзаж носит пространственный характер. Упоминание прежде всего В. Г. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный.
Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой.
Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды. Все сковано морозом и погружено в тень.
Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Я пишу портрет. Воробьева. Пейзаж Шишкина народен.
Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Весной 1862 года вместе с В. И. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках.
Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Родилась дочь Ксения.
На всем словно лежит серый налет.