Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Можно назвать, например, полотна Кабинет в Островках и Отражение в зеркале Г. В.
В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Композицию завершает букет цветов – желтые орхидеи и роза. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Корнилова. Теплов и Т. Ульянов. Сезанн, В. ван Гог). В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Теплов, Т. Ульянов, П. Г. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. «Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Художник любит реалистическую живопись, в основном это пейзажи и пленэрный натюрморт.
Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже.
В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой.
В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. В 17 в. развивается также немецкий (Г. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы.
На полотне из эрмитажского собрания Битая дичь (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Но есть здесь и исключения. stilleven, нем.
На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ.
Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. Теплова. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии.
В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы. Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик.
Вместе это знак грядущего взрыва и сильных перемен. ЕВРОПЕЙСКИЙ НАТЮРМОРТ в 17 веке имел эпоху расцвета в Европе. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Богатые горожане предпочитали охоту на зайца, а крупные землевладельцы с триумфом везли домой лебедей и фазанов. Влечение к рисованию и творчеству появилось очень рано. Новый подъём натюрморта был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма (П.
На полотне – бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. Термин «застывшая жизнь» (голл. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Во Франции мастера фовизма – А. Матисс и др. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга.
Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. В XVII-XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Известна история о том, как Петр I послал дворянина И. М. Таково полотно Натюрморт с цветами и закуской (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира.
В начале XIX века большую роль в дальнейшем развитии натюрморта сыграла школа А. Г. vanitas). Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г.
Произведений Блума сохранилось немного. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт vanitas (суета сует) и др. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений.
Так, И. Н. Крамской упоминал об известном французском живописце, не пренебрегавшем натюрмортами, в письме к В. М. Васнецову: «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др. ). Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством.
Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Очень хорош Натюрморт с попугаем (1737) Г. Н.
К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73.
Предметы для учебных натюрмортов Венецианов подбирал так, чтобы они были интересны начинающим живописцам, понятны по форме, красивы по цвету. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар. В молодые годы, после смерти своего отца, художник становится очень религиозен. О личности этого мастера ничего не известно.
Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей играть на басу, а больше ничего не узнал. Рекко, Дж. Купить их могли любители цветочной живописи. А. С. Пушкина. Ему всегда было интересно что-то мастерить изображать, познавать новый материал.
Судьбу европейского натюрморта 19 века определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Глядя на полотно Христос в доме Марфы и Марии (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный натюрморт, составленный из культовых вещей, – Престол и орудия страстей, выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Интерес к бытовому характеру вещей, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте. Среди его лучших работ – Натюрморт на швейном столике (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). На верхней картине голубь несет в клюве веточку миры- Голландия устала, она хочет мира, передышки. На верхней картине, как мне кажется, в центре изображен сражающийся павлин – это олицетворение цветущей некогда Голландии. Позже он переехал в дом на Prinsengracht (рядом с Домом Анны Франк, Амстердам).
Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Лишь в 1730-1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов.
Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт. Головина в Венецию обучаться кораблестроительному делу.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж.
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени».
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты. Многие произведения анонимны. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др. ). Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели. Канольдт в Германии, Дж.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Большое внимание вещам, окружающим человека, уделяли представители французского импрессионизма.
В центре – мертвый лебедь в белоснежном оперении. Многие произведения анонимны. В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо.
Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Кажется, что подобный набор предметов абсолютно случаен, но на самом деле это далеко не так.
С 2000 года занимается исключительно живописью. Снейдерс, Я. Фейт). Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63. Важная роль отводится свету: он играет на поверхности стеклянных и металлических сосудов и объединяет сгруппированные в разных планах предметы31.
После учился в Ворошиловградском государственном художественном училище (1983 – 1987гг. ). В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны. В голландской живописи XVII века были заложены основы нового жанра— натюрморта— который в образной форме воплотил мироощущение человека в его отношении к предметному миру и природе. Бейерен), цветы и фрукты или так называемый старинный цветочный натюрморт (Я. Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента ван Гога, Поля Гогена.
Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством. А. С. Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми.
Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566 – 1638). Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6.
Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111.
Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. С конца 17 века во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства (цветы Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Но есть здесь и исключения. Богомолов. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ).
Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя – от изысканно скромного колорита монохромных завтраков В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа (десерты). А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику.
Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Он писал президенту Академии художеств: Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живописи для одной моей забавы и почтения к сему художеству. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667-1720), написал полотно Натюрморт с письменными принадлежностями, ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им.
Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. С начала 20 столетия натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы.
Но в данном случае есть другой, антиконъюктурный подход: с точки зрения смысла, котрый несет живописное произведение, охотничий натюрморт символизирует результат борьбы между сильными мира сего и народом (битой дичью). Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Известны имена художников, работавших в данном жанре: Г. Н. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96.
Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. stilleben, англ. Выполненный в гамме теплых желто-коричневых оттенков, натюрморт оживлен ярко-красной ленточкой, охватывающей ножку мертвой птички.
Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. С помощью ясных, четких линий, переходящих в мягкие, плавные контуры, легких, прозрачных теней, тонких цветовых нюансов художник показывает разнообразные предметы, развешанные на дощатой стене. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102.
В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью. Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки).
Фламандский натюрморт (главным образом рынки, лавки, цветы и фрукты) выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова. Типичный натюрморт-ванитас изображал предметы, тем или иным образом ассоциировавшиеся с бренностью человеческой жизни: череп, погасшую свечу, часы, книги, музыкальные инструменты, увядшие цветы, гниющие фрукты, опрокинутую или разбитую посуду игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри ит. д. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности.
Неудачная женитьба в 27 лет (его жена Susanne Tradel оказалась не просто сварливой женщиной, она ещё заставляет мужа терпеть и своих сестёр, перебирающихся жить к ним в дом) гонит Melchior из дома и большую часть времени он проводит в тавернах за бокалом вина, либо просто рисует на лоне природы. На Lauriergracht, где он жил некоторое время, он был окружен арт-дилерами и различными художниками. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию. Их достижения были использованы авторами натюрмортов: художники создавали картины в приглушённых тонах используя преимущественно оттенки серого и коричневого.
Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота. Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). В 1686 году он купил небольшую дачу в Vreeland (Utrecht). На стенках развешаны или заткнуты за прибитые гвоздями тесемочки разнообразные предметы: ножницы, гребешки, письма, книги, нотные тетради.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь». Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина.
Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Д. де Хем), битая дичь или антикварный натюрморт с битой дичью (Я. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638).
На картинах Флегеля можно увидеть редкие сорта цветов изящные сосуды, фрукты и ягоды в вазах, разнообразные овощи. Божен) натюрморт. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования).
Но одновременно может комбинировать предметы из разных стран ради того, чтобы намекнуть на участие той или иной страны в политической игре, о которой идет речь в картине. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции).
В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга. В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности.
Пушкина. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30.
Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.
Произведений Блума сохранилось немного. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Чаще всего они изображали дощатую стенку, на которой были прорисованы сучки и прожилки дерева. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL.
В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Занимался гимнастикой и посещал детскую художественную школу.
Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству». В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев – Фердинанд фон Вригт.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Среди художников 19 века, специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США).
и представители кубизма – Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». Затем два года прохождения воинской службы в пограничных войсках.
На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.