Ван Гог неоднократно писал огороженное поле за стеной больницы. Купить картину или постер «Огороженное пшеничное поле с крестьянином», художника Ван Гога Вы можете на холсте с имитацией масляной живописи или на бумаге или на холсте с росписью масляными красками профессиональным художником. Заказать репродукцию Ван Гога «Огороженное пшеничное поле с крестьянином» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления.
«огороженное поле с пахарем», написанная Ван Гогом в 1889 году, принадлежит к последнему этапу творчества мастера, отмеченному глубокими нервными кризисами автора, чередующимися с периодами повышенной творческой активности. Картина Винсента Ван Гога «Enclosed Field with Ploughman» (Огороженное поле с пахарем) впервые прибыла в Испанию, чтобы выступить в качестве приглашенной работы в музее Ласаро Гальдиано в Мадриде. Ч. 2 Сведения о писателях», фонограмма «Музыкальный момент 3, фа минор» Франца Шуберта, лупы, рамки, картина Ван Гога «Огороженное поле.
С каким трепетным напряжением изучает самого себя художник. Винсент работает. Работать надо так, будто тачаешь сапоги, утверждал Винсент. роскошных стран, огненных солнц и слепящих красок. В письмах из Сен-Реми, хотя он отправился туда добровольно и был поражен необыкновенной заботой обитателей лечебницы друг о друге, Ван Гог часто называл себя узником и писал, что «заточение раздавило его».
Простите меня, – говорил он. Этот натурщик приводит Винсента в восторг. Но сестры в один голос отговорили ее от этого намерения.
Но чаще всего они сидят сложа руки, погруженные в тупое бездействие. Сохранилась только одна картина, подаренная другу дома, мадемуазель Мари Жирар, которая позднее стала королевой новопровансальской группы поэтов Фелибриж, а ныне (в 1939 году) – вдова известного поэта Жоакима Гаске. А что говорить о другой его копии. Как-то после полудня надзиратель Пуле зашел за Винсентом, чтобы вывести его на прогулку. Живопись все-таки остается единственным возможным для него родом деятельности. Дни вынужденного безделья для него невыносимы. Очень многие не любят копировать, а другие любят, я занялся этим случайно, но считаю, что это полезно, а главное, зачастую утешает.
Он подчеркивает формы, пр идавая им драматизм, движение и ритм. Но, занимаясь живописью, он все равно шел к гибели. Если бы Винсент не писал, он, вероятно, погубил бы себя. С утра до вечера он не выпускает кисти из рук. Здешняя администрация держит Винсента в плену и сознательно культивирует этот болезненный религиозный бред, а она должна была бы стараться избавить от него больных.
Рисуя «Звездную ночь», уверяют биографы, Ван Гог отступил от этого правила и писал, не опираясь на натуру. И вдруг неожиданная мысль мелькает в мозгу больного. Он по-прежнему необычайно впечатлителен. Так как, поверьте мне, мая роль в этом вопросе была и останется абсолютно второстепенной (Орье, посвятивший статьи Гогену, Моне, Ренуару, Писарро, Рафаэлли, в марте 1891 года написал о Монтичелли и о сверкающих видениях, которые великий алхимик извлекал из своего волшебного тигля, где плавились драгоценные камни эмали и металлы).
Как много я мог бы еще написать. Винсенту нужна свобода для творчества. Это обещание ничуть не улыбается Винсенту. Но он вылечится.
Доктор Пейрон и принял Винсента, когда тот приехал в Сен-Поль. Не знаю, где взять мужество и надежду. Эта знаменитая картина Ван Гога демонстрирует огромную мощь художника и его неповторимую индивидуальную манеру письма, его особое видение окружающего мира. Он мечтает вернуться на север, в Париж или в Бретань, где работают Гоген и Эмиль Бернар. Винсент пытался их прочитать.
У Винсента были серьезные основания жаловаться на больничный стол. И ему вдруг показалось, что весь лес, вся поляна, вся река, которую теперь было хорошо видно, – все это принадлежит ему, Зайцу и не надо ни о чем думать».
Чтобы сберечь силы, он старается держаться в стороне от других пациентов, накрепко запирается в своей комнате. Письмо Винсента к Орье свидетельствует о смеси этих разнородных чувств. Очень многие подходили ко мне и просили передать тебе поздравления. Безумие – заниматься живописью. Одни большие подсолнухи – ничего больше. На мой взгляд, трудно с ним не согласиться.
Теперь Винсент не сомневается, что безумие угнездилось в нем навеки. Винсент прошел сквозь непроглядный, слепящий мрак безумия. Но он будет сопротивляться до конца. И все-таки он мечтает снова взяться за работу. Винсент взял с собой краски и холст.
Винсенту казалось, что он в Арле и его преследует полиция (Воспоминания Пуле переданные с небольшими вариантами Яном де Бэкенсм и Луи Пьераром). Едва оправившись после приступа, Винсент взялся за работу. Конечно, статья Исааксона была ему приятна, но в то же время она смутила художника.
Ван Гог всегда любил Г. Доре и серию эту хорошо знал. Рождественская драма освободила Винсента, вернула художника его северному гению. Художник сделал свою картину глубоко исповедальным произведением. Винсент сразу же принял предложение.
разве я так бы писал. Нет, с его стороны было бы черной неблагодарностью дурно отзываться о юге. Его пронизывающий взгляд суров и ужасающе неподвижен, губы упрямо сжаты изможденное, осунувшееся лицо напряглось в ожесточенном усилии воли и каждый мазок еще и еще раз свидетельствует о неумолимой, чудовищной борьбе, в которой уж нет ничего человеческого. Других дел у них нет.
Винсент очень страдает от отсутствия моделей. Но в особенности привлекает Винсента Милле. я могу все. Парижская борьба, грызня между школами для него лишь буря в стакане воды.
Наконец в октябре Винсента вновь выпустили на свободу из его камеры. Мне вдруг почудилось, что за мной гонится толпа. Холодно.
Винсент намеревался всю эту осень писать только виноградники. Он делает копию с картины Делакруа Пиета, усиливая ее патетику, подчеркивая формы и придавая цвету всю полноту эмоциональной выразительности, – выброшенные вперед руки мученика Христа (у него есть некоторое портретное сходство с Винсентом) и руки молящей Девы их лики, равно склоненные и скорбные, словно взывают к милосердию и спасению.
Будучи уже в Сен-Реми, Ван Гог просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать ее и взамен Ван Гог скопировал гравюру «Острог» Г. Доре, которую тот сделал для иллюстрации книги Б. Жерральда «Лондон». Наверно, это эгоистично, – признается он брату. В последний год своей жизни, в июне – сентябре 1889 года, Ван Гог создал картину "Жнец". Винсент прочел статью Орье с изумлением. Две парижских картины приобрёл Поль Гоген.
В центральном образе воплощены и представления Ван Гога о месте художника в современном ему обществе, которые владели им еще и до написания «Прогулки заключенных». Он занят делом, куда более важным, неотложным и мучительным. Только бы ему дали возможность взяться за кисть. Гоген сказал, что твои полотна – гвоздь выставки. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь.
Доктор не уделял почти никакого внимания своим пациентам, да он, кстати сказать, мало смыслил в душевных болезнях и почти не лечил больных (единственное лечение, какое он назначил Винсенту, – два раза в неделю двухчасовые ванны). «Прогулка заключенных» и ее образно-смысловая схема столь проста и одновременно информативна, что одним из многочисленных вариантов их интерпретации может стать буддийский образ жизни-ловушки, бесконечный путь мучительных перевоплощений на пути к нирване. И в самом деле, что дает Винсенту Сен-Поль. В лечебнице было не меньше трех десятков свободных комнат. Я не умею прыгать, не умею петь, но когда ты поешь, мне кажется, мне кажется.
Два-три раза в неделю Винсенту позволяют выходить. Чем кормить всех этих монахинь (чтобы не раздражать Винсента, Пейрон дал ему понять, что он не полновластный хозяин в лечебнице), было бы куда лучше употребить деньги на помощь кому-нибудь из художников, например Писарро, о несчастьях которого ему написал Тео или Виньона, а те могли бы взять Винсента на пансион. Их линии и пропорции прекрасны, точно у египетских обелисков, – восторгается Винсент. Но довольно много работ утрачено. Не лучше ли разом покончить со всем и сдаться. Мои картины, – говорит Винсент, – напоминают отчаянный тоскливый вопль.
Винсент сразу окрестил ее зверинцем. Существует также и версия, судя по которой, Винсент Ван Гог выстрелил в себя из пистолета прямо во время написания этой картины. Мрачные мысли одолевают Винсента. Он почти не говорит, никогда не смеется. Пришла зима. «Я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды". Несомненно, Трабю и его жена не видели в них никакой ценности). Закончив цикл оливковых деревьев, он хочет приняться за кипарисы и горы.
Творчество не должно соприкасаться с безумием, каждая написанная картина – это победа, одержанная над болезнью, победа, которой его пытались лишить. Пастор Саль, встревоженный письмом Тео, приехал навестить Винсента. письмо, цитированное в конце VII главы) (он полагал, что дольше не протянет, так как вовсе не собирался себя щадить), чтобы осуществить свои творческие замыслы, которые считал целью жизни.
Доктор Пейрон разрешил ему с этой целью на один день поехать в Арль. Большая гордая птица с- откинутыми ушами. Собственно говоря, он их попросту не видит, не хочет видеть. Самое первое дерево – - громадный ствол, но он разбит молнией и спилен. И встал на ветке, как птица.
Ах, будь они у меня хоть изредка. Вот такая лечебница была бы по душе Винсенту. Однако на сегодня именно «Пшеничное поле с воронами» официально считается последней картиной Ван Гога. Не сердитесь на меня.
О том, чтобы перевезти в лечебницу мебель, больше нет и речи. Какие-то фантазии и кошмары. А во второй сказке: "и Заяц перестал дрожать. И во имя чего.
Самое дорогое, что есть у Винсента в Провансе, – это его друзья. В эти же дни Винсент получил от Тео последний номер Меркюр де Франс. Тут Винсент ставит свой мольберт и работает.
Вернется ли к нему его мастерство. Куда труднее, – пишет ему Винсент, – попытаться отдать себе ясный отчет в несчастье. Между стволами там и сям бродят черные фигуры.
В нем оказалась большая статья художественного критика Альбера Орье, который в модном декадентском стиле изобилующем неологизмами инверсиями и громкими эпитетами, прославлял живопись Винсента, его странные, насыщенные, горячечные творения, его глубокую, почти детскую искренность. С неотступным вниманием изучает он каждое движение, каждый поступок безумных.
Дело идет на поправку, Винсент пишет, что чувствует себя прекрасно. Уехав из Арля в Сен-Реми, Винсент, собственно говоря, уже расстался с югом. (Справившись с этим чувством, Заяц изменился, преобразился, «похорошел», как сказала Белка: "И встал на ветке, как птица.
Картины Винсента даже не возмещают затраченных на них денег. Кипарисы в звездном свете так фантастичны, что неясно: принадлежат еще земле или уже небу. В дни, когда он выходит, его сопровождает Трабю или другой надзиратель, по имени Пуле. Он подчеркивает кривизну их очертаний, придавая ей особую выразительность. Твои картины хорошо повешены и имеют большой успех (В 1890 году в Салоне Независимых было выставлено несколько рисунков и десять картин Винсента: Кипарисы, Горный пейзаж, Бульвар в Сен-Реми, Горы Альпий, Прогулка в Арле, Тутовое дерево осенью, Подлесок, Восход солнца в Провансе, Подсолнухи, Оливковая роща). Винсент возмущен этими картинами – арльские дни миновали безвозвратно. Лечебница Сен-Поль – место отнюдь не веселое.
Зачем. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Я еще раз повторяю тебе это. Доктор Пейрон отнюдь не чувствовал призвания к деятельности управляющего лечебницей.
Воздух здесь непрерывно оглашают вопли буйнопомешанных. Она посвящена лежащим цветам. Ведь Винсент только-только оправился, да, по сути дела, еще не оправился, от очередного припадка. Эгоистично, но разумно.
Вот он на портрете, в котором он вновь пытается разгадать загадку собственной души на фоне бирюзовых языков пламени извивающихся в каком-то судорожном демоническом движении, – вот он во всем своем убожестве и во всем своем величии (Этот автопортрет, входящий в коллекцию, подаренную национальным музеям семьей Гаше (1949), находится в Париже в галерее Же де Пом). в которых нет ничего наблюденного – так воспринял эти работы Винсент. Винсент угрюмо разглядывает свои холсты.
Ему хотелось бы, чтобы его выпускали почаще. Небо, звезды и лунный серп движутся в едином волнообразном ритме. Овер-сюр-Уаз находится в каких-нибудь тридцати километрах от Парижа. Мрачная, удручающая обстановка. Его цель – - окончить начатую здесь работу и уехать. Винсент возвращается к своим истокам.
И он начинает писать оливковые деревья, которые вызывают в нем глубокое волнение. Если я здесь засижусь, я потеряю способность работать, а это уж – увольте. И вот он на портрете – крестьянин-художник, мужик, человек от сохи в беседе с великими космическими силами, один на один с бездонной правдой жизни Он высвобождает материю из плена поверхностной инертности, ломает успокоительную лживость прямой линии, под его рукой все начинает извиваться в конвульсиях: пашни, колосья, деревья и камни возвращая всему сущему живой трепет и ритм изначального вращения, он обнажает тайны вселенских вихрей, неуловимого и неукротимого произрастания трав, бурного движения микро- и макрокосмов, неустанного порыва и становления природы.
Последний приступ абсолютно выбил его из колеи. Полотно Винсента разрушает гармонию этих линий. Тогда Винсент давал себе срок от шести до десяти лет (См. Но мне интересно и к тому же это дает возможность работать золотом и серебром.
«Прогулка заключенных» Ван Гога — одна из самых мрачных картин о том, что нет выхода из тупика, где жизнь подобна замкнутому кругу. На дне этого каменного колодца бессмысленно и безвольно, как заведенные механизмы, бредут по замкнутому кругу люди. Он снова искал спасения в работе, еще более напряженной. Безумие – со всех точек зрения. Попытка самоубийства не удалась.
Он из тех, кто видит истеченье небывалых соков (Слова Артюра Рембо. С той минуты, как вопрос о его отъезде наконец решен, он работает с удвоенной энергией. Винсента самого поражает легкость, с какой ему теперь даются картины. В феврале Винсент пишет свой потрясающий вариант этой вещи. Винсент считает, что лечебница обходится очень дорого. Куда там.
Доктор уклонился от ответа. Оно не может развиваться в стороне от живых людей.
Он согласился только на то, чтобы его проводили до Тараскона. Я работаю как одержимый, – восклицает он.
Ему немедленно дают противоядие. На беду, закон 1838 года отменил инспектирование подобного рода заведений. Этот портрет не просто картина – это деяние, драматическое самоутверждение – в нем чувствуется сила клятвы и мощь вызова (Датировка этого автопортрета вызывает споры. Но что делать Винсенту. - Что же изменилось после того, как Заяц справился с этим чувством.
Он умоляет Тео поговорить с доктором Пейро-ном, который запретил Винсенту какую бы то ни было работу, чтобы тот разрешил ему писать. – пишет он матери. Но ничто не изменилось.
Лечебница Сен-Поль скорее напоминала постоялый двор с больничным уклоном. Задачи иллюстратора заставили Г. Доре специально рассматривать тех и других вместе, как две разные группы «тюремных типов».
В начале ноября Винсент снова получил разрешение съездить в Арль. Никогда в жизни, – писал он, – природа не казалась мне такой трогательной и исполненной такого чувства. Фактура его живописи меняется. И посреди этого великолепия гордые и невозмутимые сосны.
Справа – серая терраса, часть дома. Земля была умыта дождем и вся в цвету. Больного немедленно отвели назад в его комнату.
Винсент подавлен, его гложет мучительная тоска. Но можно ли сказать, что Винсента по-настоящему обрадовал этот отклик. Картина «Пшеничное поле с воронами» предположительно была закончена 10 июля 1890 года, всего за 19 дней до гибели художника. Вторая была нарисована через год, в Арле.
Да и вообще, он совсем забросил Сен-Поль, доверив его попечению надзирателя и монахинь. Вороны с давних пор в живописи считаются символами беды, смерти, потустороннего мира. Некоторые другие работы Винсента погибли, по-видимому, просто из-за небрежности их владельцев. Ах, если бы Винсент мог быть в Париже, – нет, не в Париже, а в его окрестностях, когда у Тео родится ребенок. звездного ветра. ), которое усмотрел художник.
Мужество покинуло художника. Он сам явственно это осознает и у него из головы не идут слова Делакруа – неужели и ему суждено овладеть живописью только тогда, когда он превратится в развалину, в разболтанный механизм, в паяца, которого дергает за нитки невидимая, неподвластная ему самому сила. Вот так неожиданность. В мои годы чертовски трудно начинать что-то новое, – с грустью признается он. Сможет ли он вновь взяться за работу. Он чувствует себя абсолютно здоровым и со всей страстью отдается живописи.
5 июля из письма невестки Иоханны (в семейном кругу ее называют Ио) Винсент узнал, что молодая чета ждет ребенка и, если родится мальчик (Ио в этом уверена), его назовут Винсент в честь дяди. Он считает, что делает успехи, а они нам необходимы, – замечает он в письме к брату (это письмо он пишет урывками, наспех, в перерывах между сеансами (Это огромное письмо ( 604), напечатанное в голландском издании довольно мелким шрифтом, занимает больше восьми страниц), – мне нужно писать лучше, чем прежде, так как я писал недостаточно хорошо. Только что прошел дождь. Только в первой половине апреля бред больного утих. Картина была написана в лечебнице Сен-Реми в июне 1889 года.
С тяжелым сердцем возвращается он на север. В последние дни у Винсента сразу две хорошие новости: во-первых, брюссельская группа Двадцати пригласила его принять участие в выставке, намеченной на начало будущего года (На этой выставке, состоявшейся в Королевском музее современного искусства, были представлены шесть полотен Винсента, среди них: Плющ, Хлебное поле при восходе солнца, Подсолнухи) во-вторых, в одной из голландских газет опубликована статья о живописи Винсента за подписью некоего Исааксона – первая печатная статья о Винсенте. Впрочем, к чему.
Тщетно Винсент боролся, хитрил, коварная болезнь вновь неожиданно схватила его за горло. Круг замкнулся. Опасения Тео напрасны. Оригинальные портреты найдены не были.
Во время Второй мировой войны картина была захвачена советскими войсками и отправлена в СССР в счёт репараций долгое время хранилась в запасниках Государственного Эрмитажа и была показана публике лишь в 1995 году на Эрмитажной выставке трофейного искусства4 с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 413)5. У Винсента, настороженно прислушивающегося к тому, что происходит в нем самом и лишь отчасти доверяющего обманчивому спокойствию своего состояния (я чувствую себя превосходно, твердит он в каждом письме к брату), этому затишью, чреватому бурей, намеренный разгул воображения в живописи вызвал бы только ужас и отвращение. Он чувствует в себе глухие предвестники нового катаклизма. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу её декорировать.
Вот теперь урок, преподанный антверпенскими полотнами Рубенса, принесет свои плоды. Во время Второй мировой войны картина была захвачена советскими войсками и отправлена в СССР в счёт репараций долгое время хранилась в запасниках Государственного Эрмитажа и была показана публике лишь в 1995 году на Эрмитажной выставке трофейного искусства с 2001 года числится в постоянной экспозиции Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 413). Он пишет оливковые деревья, кипарисы. Но, главное, он старается привлечь внимание Орье к Монтичелли и Гогену. Таким образом, Винсент будет жить очень близко от брата. Уроки классики, полученные в Арле и в частности уроки Гогена, забыты и отвергнуты. Работать и снова работать – вот его единственный шанс.
Исследуя переписку Винсента Ван Гога в последний период жизни, было выяснено, что, скорее всего, после картины «Пшеничное поле с воронами» Ван Гог написал ещё одну картину «Пшеничные поля». И в особенности Монтичелли. Это друг художников, доктор Гаше. Наконец с недовольным видом он складывает мольберт.
– Не улетай, пой, птица. Он вдруг находит то, чего тщетно искал годами, достигает недоступных ему прежде высот. Однажды ночью Винсент встал, чтобы из окна полюбоваться падающим снегом.
На этот раз Винсент поправляется очень медленно. На гравюре Г. Доре изображен шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных», когда преступников много раз проводят перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица. Парк заглох и зарос сорняками. Кажется, даже не улыбается (См. Краски становятся глуше, а форма еще выразительнее.
Внешне он успокоился, но страх не покидает его. Поверь мне, север интересует меня как абсолютно новая страна, – пишет он брату. Поступай так, как если бы я не имел к этому никакого отношения, – пишет Винсент брату. Его ждали письма от брата. К сожалению, время упущено.
Раньше у Винсента не было ни малейшего желания выздороветь.
Оливковые деревья необычайно характерны и я стараюсь это передать. Некоторые из них погибли самым нелепым образом. Все, что он говорит обо мне, страшно преувеличено, – сконфуженно уверяет Винсент. Дует мистраль. Луч солнца, последний его отблеск, доводит темную охру до оранжевого цвета.
Широко известно, например, что центральный персонаж наделен автопортретными чертами. Все его раздражает – жизнь в лечебнице и даже самый юг.
За зря. Быть может, Винсент и не ошибался, считая работу лучшим громоотводом против болезни. От всего этого у меня пролегли морщины, которые не скоро сотрутся.
Неординарность Гога пугает горожан до такой степени, что в марте 1889 года горожане пишут прошение освободить город от «рыжего безумца». Нет другого колориста, который бы так непосредственно шел от Делакруа. А это путешествие закончено – оно привело к кораблекрушению. Винсент, само собой, стремится к иной цели. Впервые о работах Винсента Альбер Орье узнал от Эмиля Бернара.
Неравная изнурительная борьба, заранее проигранная битва. Пора с этим покончить. Работа как бы помогала рассасывать сгустки его эмоций. С тех пор прошло двадцать лет.
Ни за что на свете он не хочет жить, как другие пациенты больницы. Но сознание Винсента еще не настолько прояснилось, чтобы он мог понять эти письма.
Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной. Слишком многое роднит этот портрет с другими произведениями, написанными в этот же период. Это очень, очень трудная штука. – воскликнул Винсент.
В среду 14 мая Винсент закончил работу. – Меня, как никогда прежде, снедает глухая жажда работы. Большая гордая птица с откинутыми ушами». Изображенные на ней деревья обрамляют звездное небо и уравновешивают композицию.
В спокойные минуты пациенты играют в шары и в шашки. Винсент провел в Арле два дня, навестил пастора Саля и других своих знакомых. Его картина «Прогулка заключенных» почти буквально воспроизводит композицию Г. Доре, правда, это «почти» сделано «чуть-чуть иначе» и это «чуть-чуть» превращает гравюру в художественную картину. Неужели приступ опять повторится. Как долго можно примирять эти противоречия.
Винсент собирался провести два-три дня в Париже, а потом уехать в Овер-сюр-Уаз. – Я почти не помню, что я сделал, но я плохо обошелся с вами. На питании больных он всячески экономил.
(В первой сказке это строчки: «Птица, – шептал Поросенок. Воспоминания Пуле, записанные Яном де Бэкеном, – Портрет Винсента Ван Гога). он нуждается в длительном наблюдении в стенах лечебницы. Так появились знаменитые "Подсолнухи" – два цикла картин, первая из которых была выполнена в Париже в 1887 году. В знак благодарности он подарил пастору картину Розовые и красные герани на абсолютно черном фоне (Эта картина потеряна).
Все-таки ему будет нелегко покинуть эти края. Все у него не ладится, все ему не мило. Доктор Пейрон наконец позволил Винсенту вернуться в мастерскую. Тео действительно по-настоящему приобщился к природе. Сторож следует по пятам за художником, пока тот не облюбует себе место по вкусу иногда это оливковая роща иногда овраг вроде так называемого Перуле (по-провансальски это означает Котел дьявола) в полутора километрах от больницы.
Винсент понимает, что в его мозгу творится что-то неладное. К тому же близость других больных стала для него невыносимой. Страх этот неискореним. Никогда, глядя в ночное небо невооруженным глазом, не увидишь то движение (галактик ли.
Теодор Дюре, ссылаясь на госпожу Гаске, сообщает, что местный фотограф, любитель живописи, соскоблил краску с десятка полотен Винсента, чтобы использовать холст для своих картин. Он закончил пейзаж со жнецом, начал другие полотна. Винсент убежден, что работа для него лучший громоотвод. Благотворное июньское тепло отчасти развеяло тоску Винсента.
Винсент снова с головой окунулся в работу. Если бы только состояние его здоровья было более устойчивым. Тео, как и за год до этого, собирается выставить произведения Винсента у Независимых (В Салоне Независимых 1889 года были выставлены Звездная ночь (написанная в Арле) и Ирисы). В течение многих лет, с тех пор как он жил в Брюсселе, а может, еще и в Лондоне, Винсента преследует гравюра на дереве Гюстава Доре из серии Лондон – Прогулка заключенных (Серия гравюр Лондон Гюстава Доре вышла в Англии в 1872 году по Франции эта серия опубликована издательством Ашетт в 1876 год). Винсент работает все более увлеченно.