Ему и в голову не приходит, что они могут возмущаться, что его могут осуждать. А ближе всего стоит большой стол, срезанный левым краем офорта. Он создал тело, которое живет и дышит.
Если это призыв к оружию, то зачем это праздничное освещение. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Со снисходительной грустью он устремляет свой взор вниз, своим показным хладнокровием умеряя бурный взрыв горестных чувств молодого друга. Вот еще один из этой группы офортов "Возвращение блудного сына", 1636-ой год (высота шестнадцать, высота четырнадцать сантиметров), сюжетно предвосхищающий гениальную эрмитажную картину под тем же названием и во всем ей противоположный.
Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Эта гравюра ясно свидетельствует о глубоком чувстве, охватившем молодого художника, никогда до этого времени этот сюжет не был разработан в столь трогательной форме.
За их вниманием скрывается бесконечная, снедающая их души зависть. Но и Иов и Лир – фигуры легендарные, а Рембрандт абсолютно реален. Большую часть офорта занимает небо далекая тонкая линия опущенного горизонта местами прерывается, справа становится пунктирной. Рембрандт достигает предельной естественности в передаче движения. Случалось это крайне редко, вот таким образом всегда было настоящим событием.
Он одевает своих персонажей в странные пышные одежды. А ниже – «Урок анатомии доктора Деймана», заказной групповой портрет для анатомической школы в Амстердаме. Дела Рембрандта шли плохо.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Но сходство с Саскией, его первой любовью, все же выступает гораздо яснее. Групповой портрет шести рот должен был украсить новое здание общества – Рембрандта просили написать стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока. В итоге, лицо героини представляет собой сочетание черт близких художнику женщин.
Пушкина). В них вы видите печаль.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Мы становимся свидетелями чародейства льющегося из глубины и сверху рембрандтовского света, мгновенно преобразующего землю, воздух, реку и все изображенные предметы в сложную и красочную симфонию. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Другой тип группового портрета был тот, к которому пришли художники Амстердама.
Более чем: в 1723 году пожар уничтожил всю верхнюю часть картины. Так на полу получался простой рисунок, подобный клеткам шахматной доски.
Драматическое великолепие гравюры Рембрандта "Три дерева" бесподобно. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Разительным примером объединенного действия света и цвета в живописном творчестве Рембрандта является его картина "Туша вола", Глазго (высота семьдесят четыре, ширина пятьдесят два сантиметра). Затем, лак с доски удаляется и линии, выжженные на металле кислотой, заполняются краской. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Беззаботное время художника длилось недолго. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Также в Эрмитаже находится выполненный в 1643-ем году на деревянных досках так называемый "Портрет пожилого мужчины" (его высота пятьдесят один, ширина сорок два сантиметра). Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом.
Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений. Затем Ионафан вышел в поле, где и встретился с Давидом. Перед нами офорт "Изгнание торгующих из храма" (1635-ый год, длина семнадцать, высота четырнадцать сантиметров).
Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. У него нет дворца с обстановкой знатного вельможи, нет свиты и галерей в итальянском духе. Голова Марии безжизненно лежит на подушке, руки тяжело упали на одеяло. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Потеряв свой дом и все свое имущество, Рембрандт, картины которого обретают новый, философский смысл, начинает изображать простых людей и своих близких.
Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Отчетливо различимы фигуры двух-трех десятков человек. В 1643-ем году, вскоре после смерти Саскии, Рембрандт создает небольшой, но всемирно известный офорт "Три дерева" (длина двадцать восемь, высота двадцать один сантиметр). Перед нами – непритязательный мотив обычной голландской природы. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.
Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию.
На еду, которую ставили перед ним на резной дубовый стол, Рембрандт вообще не обращал внимания: он часто не знал, что жует и запивает пивом. Был ли он окружен почестями, поклонниками, стал предметом всеобщего внимания. Некто, похожий на великого раввина, в фантастическом, роскошном костюме, с узорчатым поясом, увенчанный митрой (высокое головное украшение священника), стоит у изголовья, сложив на животе опущенные руки. Дела шли все хуже.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Справа остановился, опершись на палку, старик, вышедший из срезанной краем изображения хижины. Он остался один с годовалым сыном, Титусом. Эта женщина – не идеал, но художник и не нуждается в идеализации. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать абсолютно новую систему художественных средств и приемов.
«Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Эта иллюзия была – его искусство, но одновременно она же была его жизнь. Злополучная картина больше ста лет провисела в помещении гильдии стрелков.
Евангельская притча рассказывает о беспутном юноше, который, получив от отца свою долю наследства, покинул отчий дом и, ведя легкомысленную жизнь, промотал все свое богатство. Я обвиняю. » (2008)12.
Краски лежат на холсте густыми мазками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Руки с абсолютно размягченными суставами, так что пальцы в суставах можно трясти.
Во всяком случае, те, кого он был достоин иметь друзьями, не были ими. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность.
Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Еще две фигуры на первом плане образуют так называемые кулисы.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
Для своих автопортретов он наряжался и переодевался как настоящий актер. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Никто не был в состоянии распутать тысячи узлов этой загадки. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Пока удар не касался его творчества, ничто не казалось ему окончательно потерянным. Популярность автора начинает падать. Рембрандт стал его последним протеже. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Герои и события трактуются величайшим мастером барокко итальянцем Лоренцо Бернини (годы жизни 1598-1680-ый) в грандиозном плане. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. В "Ночном дозоре" есть реальное историческое содержание.
Все они носят маленькую бородку – эспаньолку – и острые торчащие усики. Товий ярко освещен небесным светом и так же освещена сдобная невестка, остановившаяся в арочном проеме ее лицо выражает страх и величайшее изумление, но она уже покорно сложила ладони на молитву. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
От 1630-ых годов у художника еще сохранилась тяга к бравурности, к внешним эффектам. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Кажется, что действительность, с которой Рембрандт до этого не считался, отомстила ему, набросилась на него как на добычу, покорила и сокрушила его. В этот же момент справа с небес спустилось облако, чтобы принять небесного вестника. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Саския остановилась на пороге, словно натолкнувшись на огромную завесу. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Ночным дозором она стала после того, как ее, забытую на два столетия, обнаружили искусствоведы.
В 1634 году Рембранд пишет свою картину «Флора» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой Саския предстает в образе богини всей растительности Флоры. Год спустя, в 1637-ом году, Рембрандт, верный своему стремлению к чуду, написал одну из наиболее известных картин раннего периода "Ангел Рафаил, покидающий семейство Товия", ныне находящуюся в Луврском музее в Париже (ее ширина пятьдесят два, высота шестьдесят восемь сантиметров). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. В стране, которая жила интенсивной духовной жизнью, открыв двери всем научным, философским и религиозным течениям Европы в стране, в которой жестокая эксплуатация и воспоминания о недавней революции питали пламя народного недовольства. Реставрация картины длилась 12 лет.
На земле расстелена роскошная ткань, на которую сейчас положат тело Христа. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. В этой картине художник предстает во всеоружии своего зрелого искусства. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына».
Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа. Несомненно, что идея картины не исчерпывается функциями группового портрета.
Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Руку героини загораживает висящая правая перчатка капитана. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). 1643, Кассель, Картинная галерея). В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза.
По традиции на них изображались либо выступающие на войну против Испании ополченцы, либо представители ремесленных цехов. Она отдалась ему и зачала. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.
Стоящий посередине их, на втором плане, видимый нами целиком десятилетний кудрявый мальчик Иосиф – очень взволнован и старается как можно точнее передать обращенным к нему слушателям подробности своих чудесных сновидений, смутно предсказывающих, что он, Иосиф, возвысится над всеми родными. С одной стороны, большая часть пространства за изобразительной поверхностью картины погружена в темноту (в этом ее особая романтическая приподнятость, но отсюда же и неверное название – "Ночной дозор") и из этой коричневой темноты неожиданный, словно внезапный удар света выхватывает то часть фигуры, то лицо, то руку кого-либо из участников похода.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Через несколько мгновений он скроется за пределы видимости. Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно иногда только намеками.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
Богатырское тело Самсона, выделенное сияющим ярким светом, согнулось от боли. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Шли месяцы, картина подвигалась и все остальное отходило в сторону. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта.
А что же случилось с Гертье Диркс. Нападающие ослепляют его, вонзая кинжалы в его глаза. А. С. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Человек всегда будет ждать чуда и верить и не верить в него, не успокаиваясь, пока чудо не станет реальностью, будто говорит нам картина.
В своем гардеробе он находил во что одеться, чем убрать голову и украсить свой костюм.
К счастью, этого не случилось. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Денежные дела Рембрандта к этому времени приходят в расстройство, чем, вероятно и объясняется завещание Саскии, оставившей все свое состояние малолетнему сыну, причем за Рембрандтом, как за опекуном, оставалось право распоряжаться имуществом, но только до заключения нового брака.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Над ней, в свою очередь, проходит поднимающаяся вправо нижняя граница неба.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. В глубине между старушкой и ее собачкой видно, как у противоположного берега усталый хозяин выпрягает из саней каурую лошаденку, которая до этого тоже двигалась вдоль берега по горизонтали. Он делал самое ничтожное возвышенным, в самом обыкновенном открывал тайну. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. За постелью (в центре офорта) и перед ней (у левого края изображения) собралось до двух десятков людей. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Все ее пространство полно неисчерпаемой жизненной силой. Он прогуливается по сказочным городам. На их фоне, сам доктор выглядит очень сдержанно. Его век был эпохой великих драматургов — Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона, Мольера и прославленных живописцев — Рубенса, Веласкеса, Пуссена. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Развалины старинного храма чаруют и приковывают к себе взор. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Рембрандт затеял против них судебное дело, но не выиграл его. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Он создает величественные и фантастические постройки. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Передана не только внешность видимого, а что-то очень важное.
Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Об этом же догадываются двенадцать слушателей, частично расступившиеся перед нами и образовавшие вокруг Иосифа полукольцо: трое слева, девятеро справа.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Картина полна нежности и сострадания. Картина — один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона. Ясный, безоблачный, безветренный, но прохладный летний день. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Жизнь Рембрандта, как и его живопись, полна полутеней и темных углов. Глубиной понимания человека Рембрандт превосходит здесь Тициана и Рубенса. Картина Рембрандта "Гроза", выполненная не на полотне, а на дереве, Брауншвейгский музей (длина семьдесят два, высота пятьдесят два сантиметра), кажется кошмаром, в котором видна душа художника, так глубоко потрясенная в то время. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
С офортом "Иосиф рассказывает сны", 1638-ой год (высота одиннадцать, ширина девять сантиметров), мы вступаем в круг до тех пор не передаваемых в искусстве переживаний, воспринимая их как наиболее убедительные и, стало быть, как подлинные. В одну из таких поездок, садясь за стол, приятели заметили, что на столе нет горчицы. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Впоследствии он не раз копировал его эрмитажные картины.
Новых заказов почти не появляется. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. В то время как потрясенные родители – старый Маной (в центре картины лицом к нам) и более молодая жена (слева от Маноя изображенная в профиль), молитвенно преклонив колени перед жертвенником на полу, на первом плане справа, освещаются снизу его косыми лучами. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой.
А еще дальше и выше через всю картину тянется коричнево-золотистая полоса пологого берега. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Так Рембрандт создал картину, ныне известную под названием "Ночной дозор" (амстердамский Рейксмузеум) и никогда еще не появлялось произведения более загадочного, более неожиданного и волнующего. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. гал. ), Портрет Саскии (в дрезд. Он сам был обвинен в мотовстве. Но сделаем усилие, опустим его вниз, где на первом плане слева какой-то всадник в красном плаще, в темном тюрбане, верхом на осле, медленно движется по неровной тропе вдоль берега. Каждый персонаж занят своим дедом, это создает впечатление, что эпизод выхвачен случайно.
Господня». Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками Сикс медленно натягивает перчатку — сколько движения привносит в это художник.
Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Дева Мария изображена в образе простой женщины. И Сикс послал за ней в село своего слугу. В его внешнем спокойствии таится сдержанная сила. Ведь это, – не можете себе представить, для меня было бы таким огорчением. Краска немедленно начала пузыриться.
Еще бы. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Но Репин высоко оценил картину Рембрандта. Далее, левее – густую зеленую кущу деревьев.
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства».
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Рембрандт все больше лишается душевного равновесия.
В древней легенде Рембрандт видит острый психологический конфликт. Оно находит отзвук в романтичности окутанного предгрозовой атмосферой мрачного серо-пепельного пейзажа на заднем плане слева – там, вдали в нескольких сотнях метров от нас, виднеется приземистый, трехъярусный, увенчанный широким и низким двенадцатигранным куполом Иерусалимский дворец. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Сюжет взят из Нового Завета. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.
Для барокко характерна экспрессия форм.
Св. Психологическое состояние людей обрисовано с большой выразительностью. Павел в темнице, 1627, в штутгартской галерее). Колоссальное, почти четырехметровое полотно стало по-настоящему роковым в карьере своего создателя. Небольшой, слабо освещенный интерьер, почти весь заполненный человеческими фигурами.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Рембрандт кажется сложным и противоречивым. Исполненная также на деревянных досках пейзажная картина Рембрандта "Развалины" из Кассельского музея, 1654-ый год (длина восемьдесят восемь, высота шестьдесят семь сантиметров) не менее странна и еще более величественна. Тоже нет.
А над головой Данаи мерцает золото резной фигуры крылатого амура со скованными руками. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Позднее он опять впустит Саскию в свою жизнь. Смерть Рембрандта была очень печальной. Мощная игра светотени создает очень сильный драматический эффект. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. "Какое мастерство, какая жизнь.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Рембрандт похож не то на потомка знатных рыцарей, пирующего в собственном замке, не то на какого-то щеголя-рейтара с веселой девицей в дорогой таверне.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Он четко делит пространство за листом на три плана и противопоставляет деревья на втором плане справа уходящей в недосягаемую даль равнине слева. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Сусанна отказывается и старцы велят взять ее под стражу, но вмешательство пророка Даниила спасает добродетельную красавицу. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Ее высокая мачта, увенчанная флажком, отсекает справа примерно пятую часть рисунка. Исполнен тишины, меланхолического покоя и пантеистического преклонения перед природой офорт "Вид на Амстердам" (длина пятнадцать, высота одиннадцать сантиметров).
Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна). К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Под ним лежат легко брошенные на пол слева от столика шитые золотом остроносые туфельки. Материально обеспеченный художник предпочитает заниматься тем, к чему у него лежит сердце.
Это апостолы, ученики, домочадцы, подруги, врач. 1669 год. Ученики Христа рассказывают о чуде Фоме, который, в неверии, заявляет: «Если не увижу на руках раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом. Позолота основания ложа отражается в зеркальном полу.
Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Освободившись, умерла через год. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. А. С. Эрмитаж, 797), а в 1682 – Еврейская невеста (в амстердамском музее). Слева на бугорке сидит спиной к нам паренек. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
Так что это не был брак по расчету. Но страшная полоса безмерных утрат только началась. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Загадочные лица собрались слева от умирающей, перед ее постелью.
Его индивидуальным стилем было изображение сильных эмоций на лицах персонажей. Люди, одетые в золото – первосвященники, раввины, цари наполняют его картины.
По-видимому, это эскизная работа. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Благодаря ей он всегда мыслит, всегда действует.
На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом.
На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Психологически они не связаны ни с толпой остальных стрелков, ни друг с другом. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Он спешит воссоединиться с небесным воинством, от которого отдалился для совершения чуда. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Тем не менее, с этого мгновения за Рембрандтом установился неустанный и злобный надзор.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. муз., 1648: гравюра Христос исцеляет больных Поклонение волхвов, в букингемск. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей.
Лицу Ионафана приданы черты самого Рембрандта – это одно из самых мужественных и горьких его автоизображений. Более поздний вариант находится в парижском Лувре и относится к 1654-му году. "А вдруг он вам не понравится. Картина, не смотря на холодную палитру, производит удивительно теплое впечатление. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Художник создавал гравюры в технике офорта.
В действительности, эта точка обзора, вероятно, была одобрена самим заказчиком, так как картина должна была висеть над камином в главном здании гильдии в одном ряду с более ранними групповыми портретами. Однако царевич, узнав о намерении отца, предупредил юношу о грозящей ему опасности. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром.
В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. А уцелевшая часть (124 на 100 см) хранится теперь в Амстердаме. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Композиция полотна основана на сюжете древнегреческого мифа.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Новый этап открывается картиной Эрмитажа "Прощание Давида с Ионафаном", 1642-ой год (высота картины семьдесят три, ширина шестьдесят два сантиметра). Самая известная из картин Рембрандта.
Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Этот портрет — история очень богатого, но очень несчастного человека и голландский художник способен был показать это в одном застывшем мгновении. Справа к нему подплывает пара белоснежных лебедей.
Женщина на картине очень похожа на Саскию. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Но их усилия оказались тщетными. Произведение «Софонисба принимает чашу с ядом» (1634 год, Музей Прадо, Мадрид) стало одной из ранних картин на историческую тему. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Он надевал чалмы, бархатные береты, фетровые шляпы иногда металлические латы. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. А. С. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Мы не знаем, что выражает его лицо.
В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты25. Но всего этого было недостаточно. в Амстердаме) и Возвращение блудного сына (имп. Нелепо приподнимая полные руки, в которых она держит пресловутое яблоко с древа познания, с опаской втянув мужеподобную голову в плечи, Ева не говорит, а скорее мычит что-то исподлобья поглядывая на своего голого собрата, спустившегося к ней с обрыва (слева от нас) и с каким-то дурацким видом протягивающего к яблоку левую руку.
Ее высоко оценили Крамской и Репин. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Речь идет о гениальных, рано созревших, но не всеми признанных мальчиках, которым завидуют даже в их семьях. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Зажигает золото деревянной резьбы подножия постели в левом нижнем углу и в верхнем правом (фигура плачущего амура) и растворяется в полусумраке алькова в центре. Например, судя по копии с картины, выполненной, по-видимому, Герритом Лунденсом во второй половине сороковых годов, то есть при жизни Рембрандта (эта копия ныне находится в Лондоне), на срезанной слева части картины были изображены приближающиеся к толпе фигуры двух мужчин с ребенком.
По росту это – кукла и походка ее автоматическая. Оба друга потрясены предстоящей разлукой и этому горячему чувству дружбы, вспыхнувшему с особой силой в минуту опасности, созвучно в картине все. Здесь видны особенности обоих стилей. Если в тициановских полотнах, где образы, в соответствии с ренессансными представлениями (ренессанс по-французски означает "возрождение"), воплощены в плане определенного обобщенного идеала, торжествует чувственное начало, то основа художественной выразительности рембрандтовской "Данаи" заключена в том, что она представляет собой, прежде всего, выражение человеческой индивидуальности, в которой чувственная сторона составляет только часть сложной гаммы переживаний, объединенных сильным душевным порывом.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
На правые перила облокотились два человека, примерно в пятидесяти шагах от нас. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
Они темные. Он создает, подобно Шекспиру, целый мир призраков и поэзии и так же, как Шекспир, несмотря на необузданность своей творческой фантазии, остается глубоко человечным. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Как ни печально, время славы и материального благополучия для Рембрандта длилось недолго.
Рембрандт родился в канун окончательного освобождения Северных Нидерландов от испанского господства и образования Республики Соединенных провинций, по одной из них получившей неофициальное название Голландии. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
На холсте появились посторонние лица. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Несравненно более важен тот факт, что здесь сделана попытка внести в картину новое, более широкое содержание. Объясняется это просто. Клюка вываливается из задрожавших рук старой женщины.
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Ею же объясняется и его личный характер и его творчество. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. У нее пышный зелено-коричневый лиф, украшенный гирляндами накладных пестрых лент и украшений, широкие рукава, широкая зеленая юбка.
Саския не порывалась зайти на склад и Рембрандт никогда не звал ее туда. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Он прикреплял к волосам драгоценности, надевал на шею золотые цепи с каменьями. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
В этот момент она по-настоящему прекрасна. Каждый из гильдейских сановников чувствовал себя обманутым. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Сейчас он достанет им до верхнего края полотна. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Искренность и взволнованность Рембрандта срезу передаются зрителю.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. В центре площади находится памятник Рембрандту.
В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Ничего лишнего, ни одного фальшивого жеста, никакой насыщенности, никакого преувеличения.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Выставляя себя в таком виде, он и не думает, что в этом можно усмотреть безвкусие. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Он сравнивал в цвете тональные отношения больших масс.
К этим картинам Рембрандт присоединил новые автопортреты (музеи Кембриджа, Лейпцига и Карлсруэ) и эти полотна абсолютно интимного характера напоминали Рембрандту его прекрасное прошлое. Над ним, как бы символизируя опасность, в феерии темно-зеленого дыма мерцают волоски пламени, а выше сгущаются грозовые тучи и все это наводит на мысль о жестоко разбомбленном с воздуха городе современному зрителю видится вечная Хиросима. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Он возится с одетым во все красное малышом, которого он взял на руки.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
В полуопущенной левой руке она кокетливо вертит веер, украшенный нитями жемчуга. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. С этим произведением связан интересный эпизод. К лучшим офортам 1630-ых годов относится также "Смерть Марии", 1639-ый год – композиция, полная большого чувства скорби, предвосхищающая по силе эмоционального воздействия более поздние грандиозные работы мастера (ее высота сорок один, ширина тридцать два сантиметра). Но что случилось с нами.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Но здесь не только раскрыта стихийная сокрушающая и созидательная мощь природы, ее вечное изменение и движение. Перед ним, спиной к нам, уселся в кресле кто-то в богатой восточной одежде и чалме, положил на стол фантастическую по размерам раскрытую книгу и принялся читать ее вслух.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В картине явно проступают плавные горизонтальные линии. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. С самого начала Рембрандта привлекал жанр портрета.
Отец встретил его с живейшей радостью, так как потерял надежду на его возвращение. И в то же время все в этой картине бросает вызов действительности. Это произведение первым из рембрандтовских шедевров попало в Россию. Вторая половина ясного, морозного дня мы стоим на ровном льду, отливающем золотом – это слева направо во всю длину картины протягивается неширокий (в глубину шагов тридцать) замерзший припорошенный снегом канал. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз.
В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
Большинство из них почти театральными жестами выражают свое горе и отчаяние. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Запечатлев в прекрасном портрете смотрящую в упор на зрителя упрямую и властную старуху в белом чепце, госпожу Елизавету Бас (амстердамский Рейксмузеум, 1642-ой год) и великолепно передав ее характер твердой и уверенной кистью, Рембрандт доставляет себе радость еще раз воскресить Саскию (1643-ий год, Берлин) и своего друга Сильвиуса (1644-ый год, коллекция Карстаньена). Картина «Снятие с креста» (1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) была одной из цикла картин на тему страстей Христовых, заказанных Рембрандту принцем Фридериком Хендриком Оранским. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения. В этом состоит парадность портрета.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Эта господствующая надо всем иллюзия соединяет своими золотыми веревками в одну связку все антитезы его существа и несет их перед ним, как почетные римские стражи – ликторы – несли консульские связки прутьев, в которые во время военного похода они вкладывали секиры. Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья. На мгновение можно подумать, что Рембрандт абсолютно побежден. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
В какое время, с какой целью, по чьему повелению и в каком городе собрались эти люди. Выбирая для изображения момент торжественного выступления стрелков, ослабляя "чистую" портретность картины введением в нее новых, безымянных действующих лиц, помещая своих героев на фоне величественной архитектуры, внося в композицию сильное движение и – с помощью контрастов светотени – ощущение эмоциональной взволнованности, Рембрандт добивается впечатления особой приподнятости, своеобразной героизации. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В бесконечном потоке заказных портретов тридцатых годов к числу столь же блестящих и самых выразительных относится большой поколенный портрет Марии Трипп (высота сто семь, ширина восемьдесят два сантиметра).
Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции музея Метрополитен. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Вся эта гамма чувств, преисполняющих женщину, находит красноречивое выражение не только во взгляде широко раскрытых серо-зеленых глаз, но и в жесте приподнятой правой руки, одновременно завлекающем и обороняющемся.
Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Ее озаряют отблески, неясное мерцание бледного огня, – но где этот внешний источник света.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Она умирает. дв., 1657 и др. ).
Их глава, заносчивый и надменный капитан Баннинг Кок, недовольный как все, обратился к художнику Ван дер Гельсту, чтобы тот восстановил верный образ его особы и дал бы ему возможность забыть неловкость Рембрандта. В 1635 – 1640 –х гг.
Чтобы повысить лучеиспускающую силу этой маленькой феи, Рембрандт помещает впереди нее различные силуэтообразные (черные) предметы: слева внизу – приклад мушкета, справа внизу – вытянутую ногу бегущего назад юноши в шлеме. Герцен отмечал близость Рембрандта к Шекспиру. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Он находится в амстердамском Рейксмузеуме. И победа света воспринимается символически.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Сталинграда, Дрездена. Так художник отобразил символическую борьбу и неизбежную победу света над мраком. Необычайно сложное искусство мастера породило самые различные его оценки. Этот момент и запечатлел художник в своей знаменитой картине «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632 год, Маурицхёйз, Гаага). Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Художник излучает веселье, передающееся зрителю.
гал., 1634 Христос с учениками на пути в Эммаус, в луврск. Согласно последним исследованиям, с картиной «Ослепление Самсона» тесно связано другое полотно мастера — «Даная». Ведь мы, пожалуй, разошлись бы". Но Рембрандт подошел к этой задаче по-своему. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Было ли у него много друзей. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты.
Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. " воскликнул Стасов. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Во всей работе чувствуется нежность и любовь живописца к своей жене. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Но злоумышленнику и этого показалось мало: он успел сделать на холсте пару надрезов ножом, пока его не остановили. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. И способ гравирования и полученный оттиск называются офортом. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
Это граничит с колоритом он праздничен и по-особому наряден. Кроме того, необычный контраст, способ наложения света и тени, придали особый волнительный колорит работе. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Творчество великого мастера сильно отличалось от работ модных голландских художников.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Ганимед дрезденского музея). Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Центральная группа изображена с абсолютной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Сюжетом полотна является библейская легенда. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
На самом деле он, сам того не желая, всегда последователен и верен самому себе. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В воспоминаниях Репина говорится, что критика волновал вопрос, как во время заграничной поездки в 1883-ем году покажется художнику "Ночной дозор" Рембрандта. Полы в комнатах были выстланы кафельной плиткой из обожженной мергельной глины, покрытой глазурью. Слева с потолка на пол ниспадает тяжелая зеленовато-красная занавесь, приоткрывая в нижнем левом углу изображения отсвечивающее золотом резное подножие постели и еще более искусно украшенную позолоченную спинку. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Фотограф может применить это к фотографии. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Итак, многое в этой гравюре фантастично.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. Интересен и еще один факт. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
В каком месте земного шара может существовать подобный пейзаж. Широкое признание картина получила лишь во второй половине девятнадцатого века. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист.
На ней лежит, головой налево, прикрытая легким одеялом, Богоматерь – Мария. И действительно, такого неба еще не знала гравюра Европы. Рембрандта можно поставить рядом с библейским Иовом и шекспировским Лиром: как и они, он в безумном мире незаслуженных бедствий и невосполнимых утрат обретает мудрость. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Он пробует развлекаться в пирушках и холостых забавах. Сын повёрнут к нам спиной. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
Единственный источник света вырывает из полумрака фигуру измученного Христа. Между тем споры вокруг нее не утихают. Лица персонажей взволнованы и бледны. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Заказов становилось все меньше. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. Обычную и любимую его компанию составляла городская беднота.
Спустя несколько дней, Иисус вновь является апостолам, с которыми был и Фома. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Лицо Богоматери также озарено светом. Он использовался многими художниками. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Портрет этот очень красив в живописном отношении. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Как бы нарочитый контраст двух точек зрения на природу – интимной и эпически широкой. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Встал и пошел к отцу своему.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: – портрет невесты Pембрандта (в кассельск. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
Аргосский царь, отец Данаи, заключил дочь в башню. Это самая известная картина Рембрандта. По-видимому, нет. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. И действительно, в стыдливо подогнувшей сжатые ноги Данае есть что-то простоватое. Двадцатидевятилетний Рембрандт, с выбивающимися из-под шляпы распущенными локонами подкрашенных черных волос, опускающихся к плечам и закрывающих шею, сел боком к зрителю, слегка откинулся назад (то есть спиной вправо) и полностью повернул к нам свое грубоватое безбородое лицо, проясненное щедрой улыбкой, как бы предлагая разделить с ним безмерную радость. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. гал. ) и Рембрандт с его женою (там же).
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Но нет мира в этом офорте – он весь наполнен шумом и действием. Не знали такого неба до сих пор и офорты Рембрандта.
На картине достаточно и иных подробностей, строго и беспристрастно отображенных, вроде грязных ног казненного преступника (именно такие тела отдавали медикам). Не только сюжет этого второго «Урока анатонии», но и его композиция вам кажется странной. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Его существование, полное радости и надежд, было грубо разбито.
Отказывается поправить что-либо в картине и сам Рембрандт. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Рембрандт понимает здесь евангельскую притчу как чисто жанровый рассказ, опрощая, вульгаризируя и героев и самое драматическую поэтичность притчи, но тем самым возвращая ей жизненную повседневность и человеческое содержание. Тут и произошло расставание друзей.
Это дает право назвать его картину исторической, в широком смысле этого слова. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Саския, с веточкой в руках, напоминает сказочную принцессу, гуляющую в лесу. Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Но тридцатилетний Ван дер Гельст, понимающий дистанцию между собой и Рембрандтом, отказывается. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Некоторые из более дальних стоят или даже (слева), может быть, сидят в неподвижных позах, тормозя общий поток, в то время как другие движутся ему наперерез. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Такие тщательные исследования полотна «Даная» (1636 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) не случайны, эта картина стала одним из самых лучших творений мастера, а кроме этого, ещё и гимном его любви к Саскии. И очень скоро Рембрандт Ван Рейн женится на девушке из очень состоятельного семейства по имени Саския. Современники вряд ли могли понять и оценить подлинное содержание картины.
Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. К примеру, капитан и лейтенант живут в пространстве картины как будто обособлено. Художник почувствовал, что жизнь его рушится.
Таковы первые планы этой романтической картины. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь.
Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции.
Но в целом значение этой картины очень велико. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Товий, лишенный зрения, несмотря на богоугодную жизнь, послал сына получить старый долг. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. На картине изображен тот момент, когда четыре персонажа данной истории осознают вдруг, что спутник сына Товия, помогавший ему в его предприятии, был ангел Рафаил, то есть один из семи великих ангелов (архангелов), защитник верующих, ангел-исцелитель, сокрушитель злых духов.
«Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Кто они — неизвестно. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим.
Лишая позу статуарности, сообщая особую мягкость, порой размытость контуру и всем формам. Написана она была в последние годы жизни мастера. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Здесь изображен эпизод, когда воскресший Иисус является апостолам и показывает раны.
в эрмитажной Данае). Титус играл важную роль в жизни художника, будучи наследником состояния Саскии, коим Рембрандт распоряжался лишь временно, а также поверенным своего отца.