Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются Три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси. В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Пьеса «Порыв» входит в сборник Роберта Шумана «Фантастические пьесы». XIX век, прежде всего, ассоциируется с именем ирландского композитора Джона Филда.
Он первым употребил французское слово «ноктюрн» и не просто ввел его в обиход, но и наполнил понятие новым смыслом. Он написал 21 такую пьесу. К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада Моцарта). В основе ноктюрна лежит обычно широкоразвитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню.
В ранних работах Шопена (например, в знаменитом ноктюрне Es-dur, Op. В жанре лирической миниатюры композитором написано несколько чудесных произведений. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Некоторые гравюры и картины художника как раз и назывались «ноктюрнами». В своих произведениях они стремились передать всю гамму чувств и эмоций, которые может испытывать человек.
Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik). Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Он заимствовал название у художника Джеймса Макнейла Уистлера, чьим поклонником являлся. И первым среди них на ум приходит ноктюрн «Разлука», посвященный его сестре Елизавете Ивановне Флери. Образование получила в Полтавской Малой Академии Искусств, затем обучалась живописи и рисунку в Полтавском профессиональном лицее. Дебюсси закончил три симфонических произведения, в совокупности называемые «Ноктюрны», в самом начале ХХ века. Термин этот появился в музыке XVIII века.
Музыканты той эпохи создавали спокойные, плавные, задумчивые мотивы. Ноктюрн Шопена, пожалуй, самый известный из романтических именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора.
Сюита имеет три части – «Облака», «Празднества», «Сирены». Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» ( 12 — лирический ноктюрн). Ее картины находяться в частных коллекциях как за границей, так и на Украине.
Каждая из частей сюиты имеет свою программу, написанную композитором. Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Композитором написаны двадцать многообразных и удивительных по своей форме ноктюрнов.
Пожалуй, он был лучшим в этом музыкальном направлении. Порыв может быть и в природе и в жизни человека. Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы — Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Филда), Балакирев, Чайковский и другие композиторы. Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». В природе – это сильный, внезапный вихрь, порыв ветра. Ноктюрн – один из характерных жанров романтического искусства. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня).
Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstcke, более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.