Тео во всём любил порядок. Здесь он посещал выставки вСалонеиЛувре.
Течение реки медленно, но верно растворяет в себе земные огни и уносит их прочь. Еще позже, живя в Нидерландах, художник завел отношения с соседкой Марго Бегеманн, которая была много старше его и даже пыталась покончить с собой из-за трений со своей семьей, осуждавшей ее влюбленность. Отель был двухэтажным, с небольшой террасой на крыше и балконом на первом этаже. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года.
«Вдохновение, которое дарят местные пейзажи, я могу назвать очень интенсивным, вот таким образом, работая здесь, я не чувствовал никаких неудобств, несмотря на то, что порывы ветра Мистраль были очень сильными, а москиты постоянно меня кусали. Он безошибочно предвидел, что после импрессионистов первого поколения, мастеров «Большого бульвара» (имелся в виду бульвар Монмартр, где они выставлялись), в будущем появится когорта молодых импрессионистов с «Малого бульвара» (бульвар Клиши), к которым он условно причислял и себя и что следует инвестировать в них, пока ими пренебрегают или невысоко их ценят другие маршаны. Не мог ли Винсент видеть её в одном из парижских музеев. Термины «мания» и «меланхолия» известны с античности, хотя Аристотель не только не признавал меланхолию болезнью, но считал, что она вдохновляет великих художников его эпохи.
Именно в Овер-сюр-Уазе Ван Гог примерно за неделю до собственной смерти написал свое знаменитое «Пшеничное поле с воронами».
Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине вДордрехте. Их дружба родилась не в тот день, а спустя примерно год. Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц. В процессе подготовки, которая заняла шесть лет (четыре года на разработку техники и два на исполнение), было написано более 1000 полотен (12 на секунду), 125 из которых на данный момент экспонируются в музее недалеко от Амстердама. Была насильственная жёсткая госпитализация. «Между тем, тобыл период наиболее интенсивной работы иглавных шедевров».
А 23 декабря 1888 года решил покинуть желтый дом и провести ночь в отеле. «Однажды, надеюсь, янайду способ устроить мою собственную выставку вкаком-нибудь кафе», — писал Ван Гог брату Тео 10 июня 1890 изОвер-сюр-Уаз. Картина, по словам Винсента, должна быть местом этого слияния-излияния, пейзаж стать «пейзажем, который я люблю, а я и этот пейзаж составлять одно неразрывное целое». Возможно, здесь сказалось влияние Гогена, который считал, что нужно работать больше с воображением, чем с натурой. Но у нас есть основания считать свидетельство Бонгера достоверным.
Ничего хорошего из этой затеи не вышло. Винсент принялся за работу. Через шесть лет после смерти Ван Гога немецкий психиатр Эмиль Крепелин начал исследовать маниакально-депрессивный психоз, а его статья 1921 года «Маниакально-депрессивное безумие и паранойя» до сих пор является основой психиатрии.
В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. «С любовью, Винсент» – не первое обращение к биографии Ван Гога в кино.
И чем сильнее враждебность среды, чем заметнее приближение смерти, тем твёрже, кажется, намерение этого неутомимого борца дать нам урок моральной стойкости. Само здание, построенное всередине XIX века, поменявшее множество владельцев, занесённое всписок Исторических Памятников в1985 году, приобретённое Институтом в1987 г, ныне отреставрировано вточном соответствии среалиями 1890 года. «Даже все краски той эпохи тщательно воспроизведены». На что ушло много лет исследований ианализа. Изображать самого себя – раньше это повсеместно сочли бы бесстыдством Столетие спустя примеру художников последовали писатели со своими авантюрными рассказами, где повествование ведётся от первого лица и, конечно, «Опытами» Монтеня – первым литературным автопортретом. «Закат в Монмажуре» был закончен в июле 1888 года, но по какой-то причине художник не подписал картину, а после смерти Винсента Ван Гога она находилась в коллекции его брата Тео. 8 мая 1889 года Ван Гог добровольно отправился в психиатрическую лечебницу монастыря Сен-Поль-де-Маусоль в Сен-Реми-де-Прованс, где впоследствии и написал свою знаменитую «Звездную ночь». Сегодня в бывшем старом госпитале Арля открыт Центр Ван Гога, здесь хранятся документы, связанные с пребыванием художника в больнице, есть экспозиционные залы, но главная ценность — внутренний дворик с арками, отреставрированный в цветовой палитре картины«Больничный сад в Арле». Но извивающиеся спиралеобразные линии не имеют ничего общего с северным сиянием, Млечным Путем, какой-нибудь спиральной туманностью или чем-то подобным.
Давид Давидович Бурлюк (18821967) – поэт и художник, один из основоположников футуризма. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Это желание вновь начать, упорядоченно и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»). Дядя взял его стажером на должность арт-дилера в Гааге.
Но жизнь большого города утомляет В. Ван Гога и в феврале 1888 г. он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Его художественные вкусы часто ставили меня в тупик».
Гоген приехал в город 25 октября 1888 с целью серьезно обсудить идею создания творческого союза художников. Пожаловаться на совершенное отсутствие внимания Винсент не мог – всё-таки его родной брат Теодор был одним из известнейших в Париже арт-диллеров и руководителем экспериментального, довольно знаменитого отделения фирмы «Гупиль». Его здоровье ухудшалось и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных вАрле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем вСен-Реми-де-Прованс (1889—1890), где познакомился с доктором Гаше (художником-любителем) и вОвер-сюр-Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года.
Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора. Что за невозможный характер. Так, по рисунку Г. Доре он создал свое оригинальное полотно Прогулка заключенных (1890, ГМИИ, Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность.
Это не исключено. В подвале «Свиньи» стены были украшены рисунками изображавшими совокупление свиней и кабанов. Увидеть одну из лучших моделей Ван Гога – звездную ночь Прованса изображенную на полотне «Звездная ночь над Роной», можно, устроившись после заката на берегу реки.
И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. В спорах он был резок, слишком одержим истиной, своей истиной, чтобы вести себя тактично. Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи. Это не возврат к романтизму или религиозным идеям, нет. Гоген писал: «Я чувствую себя в Арле абсолютно чужим.
Семья Ван Гога не одобряла этих отношений и они в конечном итоге закончилась. Мы с Винсентом редко приходим к согласию, особенно в том, что касается живописи. Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу. «Я мечтаю украсить ателье полдюжиной полотен с подсолнухами, — пишет Ван Гог. те, которые пришли после импрессионистов (пост значит после).
Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег. Хотя свою деятельность они начинали вместе с импрессионистами их дороги быстро разошлись.
Всего художник создаст 7 картин серии, вторая версия «Подсолнухов» была уничтожена во время Второй Мировой войны, а самые известные полотна серии можно увидеть в Новой Пинакотеке Мюнхена, Лондонской Национальной галерее, Музее Ван Гога в Амстердаме, музее Sompo в Токио и в Филадельфийском Музее Искусств. Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, – того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби». с тонкими полосами оранжевого». ВАН ГОГ Винсент (1853 -1890) – голландский художник, рисовальщик, офортист и литограф, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.
«Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», – пишет Винсент. Но то было меньшее горе, чем падение камеры. А Ламбри как всегда спасибо. В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. В этом подобии авангардного салона, даже художественного кафе, Винсент встречал и других живописцев и завёл себе новых друзей. Она была свидетельством трагической смерти художника. Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Арль, как и весь Прованс, неразрывно связан с Ван Гогом.
Стараниями брата Тео. Его судили, приговорили к тюремному заключению и двухлетнему запрету на въезд в Париж. Здесь он намеревался создать «Мастерскую Юга» — творческое объединение художников, в рамках которого все непризнанные современниками новаторы могли бы плодотворно трудиться для будущих поколений. За всем этим стоит мечта о создании сообщества художников по модели средневековых братств, где друзья живут и работают в полном единодушии. Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик. На аквамариновом поле неба Большая медведица сверкает зелёным и розовым, чья бледная скромность служит контрастом для грубого золотого фонарей.
Нобетона невидно. Эта серия прозвучала как пушечный залп надежды, дотоле сдерживаемой. В Прованс по приглашению Ван Гога приезжает Поль Гоген, чтобы работать вместе. Сергей, а у меня об этом городе осадочек остался. И хотя в брюссельской Академии изящных искусств он долго не проучился, рисовать не бросил. Немногим ранее (23 декабря 1888) имел место эпизод сотрезанным ухом, «которое онотнёс вподарок проститутке» «после диспута сГогеном» (Арль, Прованс).
Отказ возлюбленной потряс и разочаровал Винсента постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться кБиблии. Винсент не импрессионист, хотя его и относят к этому течению.
1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20км от родного дома. Винсент оставался одиночкой, слишком робким и тихим, чтобы дерзнуть поднять собственное знамя. Таковы его автопортреты и изображения простых людей, близких друзей художника: Арлезианка. Работать не перестала, но. Тео водил его в разные рестораны, кафе, галереи.
Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца). На переднем плане влюблённая пара прогуливается вдоль берега реки. Изображение цвета имело первостепенную важность для художника: даже в письмах к своему брату Тео он часто описывает предметы при помощи различных цветов. Будь он поделикатнее, окружающие, возможно, отдавали бы должное его редкостным познаниям, притом что в них были и пробелы. В отличие от других пациентов, Ван Гог не был приписан к клинике. С устройством помог дядя, который владел компанией, торгующей произведениями искусства.
На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Повторное исследование «Заката в Монмажуре»провели специалисты Музея Винсента Ван Гога Луи ван Тилборг (Louis van Tilborgh) и Тей Медендорп (Teio Meedendorp). То, что импрессионисты понимали интуитивно, он был намерен делать по науке. Сегодня на месте больницы находится Центр Ван Гога (Espace Van Gogh), а во дворе можно увидеть сад, полностью воссозданный в том виде, в каком он изображен на картинах художника. Это холм Монмажур (Montmajour), где расположено аббатство Святого Петра. Так они упустили случай стать миллионерами.
В «Мирлитоне» Аристид Брюан щедро потчевал клиентов оскорблениями, а те с удовольствием ими лакомились. Именно это заведение мы видим на известной картине «Ночная терраса кафе». В Сен-Реми у Винсента чередуются периоды бурной активности и длительные перерывы, вызванные глубокой депрессией. Он почти не играл с другими детьми. Бернар, Анкетен, позднее Гоген представляли клуазонизм, затем превратившийся в синтетизм.
Йорк) Почтальон Рулен (1888, Музей изящных искусств, Бостон) Зуав Колыбельная и т. д. Арлезианка: Мадам Жину с перчатками и зонтиком. В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке. Этот шедевр был очень значим и для самого художника. Винсент покупал краски в лавке папаши Танги на улице Клозель.
Вместе с небесным сводом детали пейзажа воспевают чудо творения. Словом, братья быстро составили пару, как та пара башмаков на натюрморте Винсента. От этой тоски я так и не избавился», — сообщал своей сестре в одном из писем Винсент Ван Гог. Вид из окна».
Он был странным, не таким, как другие. «Звездная ночь» (1889 год), одна из самых известных картин Ван Гога позднего периода, несмотря на нереалистичность изображенного звездного неба (по нему словно летит вихрь из звезд), не кажется надуманной или нарочитой. Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая1867) и три сестры— Анна Корнелия (17 февраля1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая1859) иВил (Виллемина Якоба, 16 марта1862). Он не хотел выдворять нового ученика. Неизвестно – кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни.
Сын министра, Ван Гог начал работать в 16 лет. За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода. Художник впервые поднялся сюда уже через две недели после приезда в Арль. Затем в 1851 году Жан-Пьер Фальре опубликовал статью о «циклическом помешательстве» (la folie circulaire), выявив, как тяжелая депрессия сменяется маниакальным возбуждением, что стало первым в истории случаем постановки диагноза «биполярное расстройство».
светом. И две разноцветные фигуры влюблённых на переднем плане». «Для выделения, окружения ореолом или других приёмов, я думаю, это настоящее открытие» (10), – напишет он позднее из Арля.
К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Несмотря на тяжелое состояние он продолжал рисовать. Ошибка умерших цивилизаций была в том, что они верили, будто единица есть группа. 29 июля 1890 года Винсент Ван Гог умер.
«Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Но повлияло ли это каким-то образом на его чувство вины или его предполагаемое некоторыми ощущение себя незаконным узурпатором, остается только строить догадки. Их приобрёл Тео. В «Новых Афинах» встречались Мане, Ренуар, Дега.
То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски – в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», – приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения. В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil Cie. В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами».
Возобновив своё дело, он стал поставщиком материалов для нового поколения живописцев. А в «Чёрной кошке» они носили зелёный фрак членов Французской академии. Это Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства.
Так Винсент и Бернар, оба осудив своей живописью скучный фон, сошлись во вкусах, ещё не будучи знакомыми. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Выходящий в российский прокат на этой неделе мультфильм «С любовью, Винсент» (или, если переводить более точно, «Любящий вас Винсент») не просто размышление на тему биографии великого художника, а уникальный на сегодняшний день мультфильм, целиком написанный масляными красками на холсте.
Показательным является полотно Едоки картофеля (1885, Собрание В. Ван Гога, Ларен), в котором В. Ван Гог отдает дань своему кумиру – французскому живописцу Ж. Ф. Милле. Причем даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением радости и красоты жизни, передаваемым сочетанием ярких красок и причудливой орнаментальностью форм. Ее единственный ребенок Винсент Виллем Ван Гог унаследовал картины своего дяди и в дальнейшем основал музей, открывшийся в Амстердаме в 1973 году.
Во время проживания в отеле Carrel Ван Гог создает такие картины, как «Заснеженный пейзаж с Арлем на заднем плане», «Арльcкая старуха» и «Лавка мясника. В июле 1869 года Винсент устраивается на службу вгаагскийфилиал крупной художественно-торговой фирмыGoupil Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»). Фасады домов под звездным небом, темно-голубым или даже фиолетовым рядом зеленое дерево. Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами. На фоне этого нездорового поклонения теряется облик самого художника, могучего и ранимого одновременно, окончившего свой драматический путь на земле отчаянием и самоубийством. В течение десяти лет они общались только через письма и менялись каждый по-своему.
Одеяло — ало-красное. Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе. В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье. Были бурные истрастные «любовные неурядицы».
6. В 1887 году, когда он уже переехал в Париж – место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был причастен к искусству, – он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал». Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний.
Позднее он научился подбирать эти комбинации в уме, не отходя от мольберта. Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении. Винсент Ван Гог действительно провел последние два месяца жизни в маленьком городке Овер недалеко от Парижа, где его лечил доктор Поль Гаше. Винсент подружился и с Тулуз-Лотреком.
И само это движение, несомненно, становится полноценным персонажем фильма. Систематизированная в 1891 году Альбером Орье (как уже говорилось, он станет первым критиком, давшим в 1890 году положительную оценку Ван Гогу), эстетика символизма имела своих предшественников: Пюви де Шаванна (1824-1898) и Гюстава Моро (1826-1898), «автора Саломей», которого столь почитал герой романа «Наоборот» Гюисманса, ключевого литературного произведения того периода. Однако из-за непримиримого характера он весьма скоро ее бросает и продолжает художественное образование самоучкой используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком. Этого достоин каждый из них.
Он уже не говорил о «бедном искусстве для бедных» и, должно быть, понял, что Тео не мог даже показать парижанам его мрачные работы. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения». Винсент прибыл туда 3 мая 1889 года.
В этом названии – полное описание нового этапа жизни художника. Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу. Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев. А Арле Ван Гог написал много полотен – «Желтый дом», «Кресло Гогена», «Терраса кафе ночью», «Красные виноградники в Арле», «Спальня ван Гога в Арле» и др.
Пушкинский Музей, где хранится, кроме прочих ита самая «единственная проданная при жизни» работа, согласился предоставить Институту Ван Гога другую изпринадлежащих музею картин Ван Гога, «Пейзаж вОвере после дождя» («Paysage dAuvers aprs lapluie»), дабы«устроить персональную выставку вкафе». В дальнейшем он сознательно добивался в рисунке той спонтанности, с какой мы пишем. В Овере он энергично принимается за работу. Эскизы из письма, сделанные в то время, основывались, вероятнее всего, на первоначальной композиции. Дела у него шли всё хуже и в мае 1875 он опять был переведён вПариж.
Говорили, что это "Мистраль". Маршан ответил, что автор живёт в этом же доме несколькими этажами выше. Винсент много читал, учился, работая.
Удачно выбранное положение, выбранное им для «Звёздной ночи над Роной», позволило ему захватить момент превращения яркого света фонарей Арля в тусклое мерцание синих вод Роны. Винсент прилагал немало усилий к тому, чтобы направить всех своих «приятелей» к Тео и тот смог бы стать для них тем, кем был Дюран-Рюэль для Моне, Ренуара и других ранних импрессионистов. Он часто заходил в его мастерскую, где тот имел обыкновение принимать друзей. Однако местным властям не по вкусу такие крайности и они отказывают ему в этой должности.
«Природа здесь необычайно прекрасна», – пишет Винсент брату из Арля. А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике. Картина «Красные виноградники в Арле» (1888 год) отражает особый колорит природы, который мы, быть может, не видим в реальной жизни, но который, тем не менее, очень точно передает ощущение труда в поле на закате. В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге.
В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil Cie. Все эти встречи и беседы происходили в кафе или ресторанах на Монмартре. И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре. Вернувшись домой, Ван Гог потерял сознание. Винсент Ван Гог был впечатлен спектаклем, он отметил красоту и талант актрисы, блиставшей в этот вечер на сцене, а в письме своему брату сообщил: «После увиденного я впервые за долгое время спал без кошмаров».
Одна из самых известных картин Ван Гога – «Звёздная ночь». Как и в Нюэнене, он настойчиво изучал соотношения цветов.
Парижская серия превосходна. Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда – безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых – первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году. Но однажды Винсенту повезло встретить Сезанна у папаши Танги, выразить ему своё восхищение и показать свои работы, сопровождая это долгим объяснением своих намерений. Кроме того, Фальре отметил генетическую причину БАР. Насыщенный колорит отличает и серию картин, на которых изображены подсолнухи. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником.
Но родные не дали согласия на брак. Сама деревня могла находиться где угодно: это мог быть Сен-Реми или Нюэнен ночью. Он строил колористические гаммы, меняя цвет фона и вазы в зависимости от цветов букета.
На сколько это круто. Он же первым угадал будущих мастеров в Сезанне, Гийомене, Гогене. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Винсент к нему привязался и был в восхищении от его живописи.
В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле». Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.
Теперь жизнь рядом с этим бесноватым оказалась очень не простой. Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть и для «Итальянки» (Париж, Музей дОрсэ). Он изучает теорию цвета, традиции японской гравюры, делает героями своих картин природу или простые обиходные вещи.
«Мне ничего не разрешают, даже курить, что разрешено другим пациентам. Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). Самое известное из них – это кафе Caf la Nuit на площади Форум (Place du Forum), которое легко узнать издалека по ярко-желтому фасаду и толпе туристов. Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную.
Известна его серия картин «Башмаки» (1887 год), где в невероятно гармоничном сочетании цветов изображена простая пара рабочих башмаков, которые рассказывают нам целую историю о своем обладателе. И так же будет с Винсентом. Таким образом, выставки работ Ван Гога проходили в том же месте, что и уже известных к тому моменту Клода Моне, Огюста Ренуара и Камиля Писсаро.
Шпиль церкви словно тянется к стихиям, являясь одновременно антенной и маяком, он напоминает Эйфелеву башню (увлечение которой всегда отражалось в ночных пейзажах Ван Гога). Во время пребывания в монастыре Ван Гог в июне 1889 года пишет картину «Звездная ночь», фантазируя этот сюжет. Когда влюблялся, эти истории рождали бурю негодования у его родных. Но Винсент упрямо продолжает свою миссию христианского проповедника в расположенном неподалеку селении Кем. «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», – заявляет Винсент брату.
Ван Гог сказал, что ранил себя сам. Он привёл его в свою галерею. Сёра и Синьяк разработали дивизионизм или пуантилизм.
Ван Гог прожил всего 37 лет из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Он хотел найти безопасность и защиту. Когда же к Тео приходили гости, Винсент с ними ссорился по самым разным поводам. Он на тысячи ладов повторял цветовые соотношения, проявляя ту методичную одержимость, которую отметил в нём Филипп Даген в своём предисловии к «Полной переписке Ван Гога». Самый близкий друг Тео, голландец Андрис Бонгер, на сестре которого Йоханне тот позднее женился, сообщал: «Когда братья жили вдвоём на Монмартре, Тео как-то сказал, что у Винсента талант живописца средней руки, не более» (13).
Но это было впереди. На этом заканчивается его формальное образование.
Три великих предтечи были очень разными художниками, тем не менее их, вместе с некоторыми единомышленниками и современниками, обычно объединяют общим названием -постимпрессионисты, т. е. Главной его идеей было оптическое смешение цветов. Среди других объектов Арля, которые рисовал Ван Гог, Арены Арля (Arnes) – амфитеатр в центре города, расположенный на 1 Rond-Point des Arnes и римский некрополь Алискамп (Alyscamps) на одноименном проспекте. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным – Евгению) и оказывается отвергнутым.
Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение. Без достаточного начального капитала затевавшееся предприятие привело бы к разорению. Точнее, всамой комнате самоубийцы. Мюллер, Оттерло).
Пуля прошла ниже, но рана, полученная художником, оказалась смертельной. История импрессионизма – великолепный пример действия этой закономерности. Автопортреты Ван Гога подтверждают первенство индивида, «меня», перед всем остальным миром в ситуации крайней социальной враждебности, которую суждено было испытать этому художнику. Тот испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу. Здесь он проводит три дня у брата, знакомится с его женой и недавно родившимся ребенком – своим племянником. Все в том же 1886 году закладывается, наконец, фундамент Эйфелевой башни (она будет завершена три года спустя к Всемирной выставке 1889 года), передовой постройке, возведенной целиком из железных конструкций, отражавшей значение Парижа того времени как центра технологического эксперимента.
Это движение, которое вовсе не было единым и цельным, позднее назвали постимпрессионизмом. У меня от этого города мало чего есть. Таким образом написанные ночные виды – отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, – становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь. Ему доводилось ездить в Лондон и Париж, где находились отделения фирмы. Там впервые выставляются Сера со своей картиной «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» и Синьяк, впоследствии возглавившие движение постимпрессионизма (известное также как дивизионизм или пуантилизм), которое ознаменовало конечный этап импрессионизма, доведя до крайности его технические основы.
ну не знаю, безусловно масштабно и интересно, а вопрос нравится или нет – это дело вкуса. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента.
Но все это случилось после смерти художника. Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен. Параллельно, он работает над серией «Подсолнухи», о чем подробно рассказывает в письме художникуЭмилю Бернару. Первый автопортрет был написан итальянским живописцем Филиппино Липпи в 1485 году (более ранний «Портрет мужчины в красном тюрбане» кисти Яна ван Эйка только предположительно считается автопортретом). Город – синий и фиолетовый. Мебель — крупных размеров и всем своим видом выражает незыблемый покой. Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме 3 по улице Кавалери.
Он романтик, а мне по вкусы примитивы». Винсент Ван Гог приехал вОвер-сюр-Уаз 20 мая 1890 года.
Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен – старый анархист веселого нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», – будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной». Рамка — поскольку в картине нет белого — будет белой». Так, он заведомо отвергал всё, что не было «реальным», включая Бодлера, Эдгара По и всех других писателей и художников, дававших волю своей фантазии.
Мало того, каждый его кадр – определенная картина Ван Гога, более или менее известная. Ветхие стены надо было укрепить, перекрытия лестничных клеток привести к«нормам туризма»: каждый квадратный метр должен выдерживать 500 кг. «Мы можем выражать себя только через свои картины». Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Вот и все, что есть в этой комнате с закрытыми ставнями.
Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Двери лиловые. Винсент не оставляет предмет за некоей пеленой из сверкающей пыли. Стены — бледно-фиолетовые, пол — из красных плиток. Здесь художник написал еще одну «Звездную ночь», серию с ирисами, «Цветущие ветки миндаля», «Пьету» и многие другие свои лучшие произведения. Гийомен, человек скромного достатка, был импрессионистом с богатой и почти чрезмерно сложной палитрой.
Последний год Ван Гог провёл впсихиатрической лечебнице вПровансе. Именно здесь Ван Гог создаст свои самые известные картины, в том числе, серию «Подсолнухи», «Тараскон Дилижанс», «Звездную ночь над Роной» и, конечно же, серию работ «Спальня в Арле». Художник смотрит с воображаемой высокой точки вниз на деревню. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами.
В конце концов Париж становится ему отвратителен. Однако его творческое наследие поразительно. Ван Гогу не везло в любви. Окружающие художника мотивы уже обладали той странной оригинальностью, той темной, демонической стороной, к которой все больше стремилось его искусство. На юг, в Арль Винсент перебрался в 1888 году. Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом.
НаРождествоВинсент поехал домой и родители уговорили его не возвращаться в Англию. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. А сейчас, в самом начале своей художественной карьеры, его симпатии к реалистической французской и голландской школе девятнадцатого века ни в коей мере не ослабли. Он хотел передать его очертания, фактуру. Разумеется, у Винсента были и другие причины писать самого себя.
В том же 1886 году поэт Жан Мореас публикует в «Фигаро» «Манифест символизма», обозначив этим термином существующую, по его определению, тенденцию созидательного духа в искусстве. Что же было на самом деле остается неизвестным. «Однажды», в1997 году, мечта художника чуть было неосуществилась. На затенённой траве – больше фиолетовых точек, на освещённой солнцем – больше оранжевых.
Сезанн выслушал Винсента до конца, осмотрел его холсты и произнёс со своим средиземно-морским выговором: «Откровенно говоря, это живопись сумасшедшего» (9). В «Мулен де ла Галетт» подавали белое вино с галетами играли вальс по заказу клиентов. Родился в семье священника.
— Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Среди наиболее значительных – последняя выставка группы импрессионистов на улице Лафит.
В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей – тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс). Манера Винсента не заявила о себе как о новом явлении, каковым в действительности была. Винсенту хорошо даются языки—французский, английский, немецкий. Видно толькоивсё то, что мог видеть Ван Гог. «Каждая деталь заботливо изучена, дабы сохранить душу Дома Ван Гога, позволяя вто жевремя принимать публику внаилучших условиях». Жизнь была слишком сложная, да и заработков у начинающего художника не было.
Там же он получал уроки рисования. «Хочу, чтобы это был настоящий дом для художников, — писал о будущей мастерской художник, — но чтобы никаких ценностей в нем не было, абсолютно никаких ценностей — даже наоборот, но чтобы всё от стула до картины имело бы особый характер». Как и в картине «Терраса кафе ночью», здесь он пытается передать эффекты ночного освещения. Он полюбил свою кузину, рано потерявшую мужа, но вызвал этим лишь недовольство отца.
Ван Гог считал, что каждый художник должен приехать в Арль (Arles). И это вполне вероятно. Об этом непростом времени напоминают картины «Двор больницы в Арле» и «Портрет Феликса Рея». Затем он едет в Овер-на-Уазе и вначале останавливается в гостинице Сент-Обен, а после поселяется в кафе супругов Раву на площади, где расположен муниципалитет.
Оба художника творили как раз в эти последние десятилетия XIX века. Все предметы, как бы, сами по себе и каждый в отдельности уже маленькая картина. Увы, французская бюрократия отМинистерства Культуры проект сорвала (хотя правительство успело дажеиздать специальное постановление о«не подлежанию обращению взыскания» относительно данной экспозиции «Ван Гог усебя дома»). Госпожа Жину (1888, Метрополитен-музей, Нью.
Как всегда, всё замечательно. После смерти отца не прошло и года. Здесь он подошёл к самой тайне искусства Винсента. Вот таким образом он становился докучливым и портил брату жизнь.
Решая покончить с собой, он стреляет в сердце. «В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», – отметит он. Он делал поправки, с яростью начинал заново, потом опять стирал нарисованное и под конец протёр дырку в бумаге» (2).
Существует множество интерпретаций картины «Звездная ночь». Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблялабсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Она была построенаво времена правления Адриана, а вмещает примерно 24 тысячи зрителей. Все дело в том, что по сути картина написаны за год-два до смерти (самоубийства) художника и как раз в тот период, когда во время ссоры с Гогеном (поговаривают, что Ван Гог его чуть было не убил), он себя мочку уха отрезал.
Яркие краски картины выбраны не просто так, да и перспектива намеренно искажена. В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса. С 1878 года он служил проповедником в Бельгии.
Небо – аквамариновое, вода – ярко-синяя, земля – розовато-лиловая. Надо поискать в архивах. В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-Мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме. Но, столкнувшись с беспросветной нищетой и полным безразличием церковных властей, навсегда порывает с официальной религией.
Того, что увидели в работах Винсента Писсарро, а потом Эмиль Бернар и Сёра или почувствовал Сезанн, пусть даже сделавший по этому поводу невесёлое заключение, – Тео не увидел или, по меньшей мере, пока не видел. Так он и поступает.
Из натуралистического определения искусства, взятого у Золя («кусок природы, увиденный через призму темперамента»), Винсент создал эстетическую мистику, в светском понимании этого слова – эстетику если не невозможного, то по меньшей мере требующего предельной интенсивности бытия. Бернар тем не менее говорил позднее, что интерес к этому живописцу появился у него именно тогда. И две разноцветные фигуры влюблённых на переднем плане». Стоит отметить, что передний план картины указывает на тяжёлую переработку алла прима, как только первая прописка была закончена. Дюран-Рюэль принял их и разрешил осмотреть непроданные картины. За это можно простить даже очень простой сюжет. Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов.
Еще одно важное место для поклонников творчества Ван Гога находится к северу-востоку от города. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), Музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
Иработ. За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину (Красные виноградники в Арле), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его Портрет доктора Гаше был куплен за 82, 5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). «Звездная ночь» — попытка передать состояние шока, потрясения, а кипарисы, оливы и горы послужили лишь катализатором. Последние два года жизни художника были наполнены метаниями. «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже исчезает и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», – пишет Винсент в августе 1888 года Тео. И 16 мая Винсент один отправляется в Париж.
Постепенно его начал интересовать окружающий пейзаж, увлекли кипарисовые деревья, оливковые рощи и редкая растительность на холмах. Прибыв на место, они остановились в отеле «Форум». Устоявшаяся версия гласит, что 27 июля 1890 года Ван Гог во время пленэра на пшеничном поле в Овер-сюр-Уаз (Франция) выстрелил в себя, а затем прошел примерно милю до гостиницы, где и скончался два дня спустя. Если вы уже знаете ответ на этот вопрос, значит вы молодец и дальше можете не читать, а если не знаете, то мне будет приятно Вам рассказать, что идея была изобразить фасад собора в разное время суток, под разным. 8 октября Бурлюки выехали на поезде из Канн в Арль.
Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы напленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи29 июля1890 года). Возможно и автопортреты он считал подготовительными этюдами. Умывальник — оранжевый, таз — голубой.
Поскольку с деньгами у Ван Гога в тот период времени все было как обычно плохо, его начинание финансово поддержал брат Тео. Кто я такой. Но в первую очередь именно его глубокая религиозность, его сочувствие к отверженным, его любовь к людям и к Господу находят свое воплощение через художественное творчество. Чтобы положить конец спорам, я говорю ему: «Ты прав, генерал».
Согласятся ли дяди основать вместе с ним новую компанию, предоставив ему финансовую поддержку. Жан Старобински написал превосходную книгу о Жан Жаке Руссо под названием «Прозрачность и препятствие». Чтобы в этом убедиться, достаточно поставить рядом два холста – Винсента и Моне или любого другого импрессиониста. Несколько работ художника посвящены сложному периоду его жизни в Арле – пребыванию в больнице на площади доктора Феликса Рея (Place du Docteur Felix-Rey), где он оказался после попытки отрезать себе ухо. После ежедневной работы он мог покинуть монастырские стены, мог вернуться в свою келью. Глядя на шедевры последних лет жизни, не всегда можно поверить, что перед нами человек больной и, в общем-то, несчастный.
Он спросил у Портье, кто это сделал. На стенах портреты, зеркало, полотенце и кое-что из одежды. Сидя перед гипсовым антиком, он с ангельским терпением воспроизводил его красивые формы. Винсент подумал, что художник уехал. Жозеф-Этьенн Рулен.
В 1876 году он был уволен. Они включены в картину как ключевые кадры или фрагменты, неспешно приходящие в движение. Он никогда не был богатым, но всё значительное в живописи попадало к нему. Работая над «Звездной ночью» художник писал, что по-прежнему нуждается в религии именно вот таким образом он рисует звезды.
Когда Винсент показал ему «Едоков картофеля» и некоторые этюды, он был поражён силой этих работ. Он единственный Воздух Франции освежает мысли и приносит пользу, большую пользу, самую большую в мире» (1). Стоит заменить на рисунке штрихи пера мазками кисти и он превратится в картину. Через два дня он умер и похоронен был там же, в Овере.
Последними, как им и положено, проявили себя философы, которые в 1636 году санкционировали рождение суверенного индивида декартовым «Я мыслю, следовательно, существую». Во время ссор он часто угрожал Ван Гогу своим отъездом.
По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета (оружие так никогда и не будет найдено). Отличительная черта нового стиля Ван Гога – яркость желтого и синего цветов их контрастное, но в то же время гармоничное сочетание, воплотилось в полной мере в картине «Ночная терраса кафе» (1888 год). На этом поприще он прославился, впрочем, посмертно. Произошёл переход от мгновения мимолётного к мгновению вечному.
Гоген не пострадал, но в ту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха. «Ван Гог неработал тольковмоменты кризисов болезни». «Мулен Руж» ещё не был открыт В «Каторжной таверне», где посетители считались «осуждёнными», официанты были одеты в костюмы каторжников: зелёный колпак, красные куртка и брюки.
Может даже голой. Винсента положили в городскую больницу, а Гоген уехал, не простившись. У него была любовница известная под именем С. и ему нравилось принимать у себя гостей. Запомнился амфитеатр, да рисунок на стене в переулке, фигура женщины, кажется. Главные герои картин голландского периода – крестьяне изображенные за своими повседневными занятиями (Крестьянка, 1885, Государственный музей Креллер.
Они хотели увидеть Арль, Сен-Реми, Сен-Мари и Тараскон. Знаменитая Арена — главная достопримечательность Арля, тоже увековечена Ван Гогом. Им удалось установить, что эта работа, действительно, принадлежит кисти великого нидерландского художника, о чем было официально объявлено 9 сентября 2013 года. Ночные городские пейзажи очень привлекали Ван Гога.
Таким же стремлением был одержим Винсент. Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая1857 года, родился его братТеодорус Ван Гог (Тео). А «Натюрморт с цветами в бронзовой вазе» (1887), один из натюрмортов тех лет, поражает и условностью и достоверностью в одно и то же время.
Жизнь Винсента Ван Гога связана со многими городами. В «Элизе-Монмартр» Ла Гулю танцевала канкан.
В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств вБрюсселе (1880—1881) иАнтверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве вГааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. Это уже не легкость импрессионизма, но постимпрессионизм. Стало ясно, что он уже никогда больше не будет писать как раньше. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звёзды», – писал Винсент брату Тео.
Но какая это была обуза. Там, где другие угасали, она переживает кризисы роста, после которых становится сильнее. Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года.
Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил. Рисование на пленере ночью очаровывало Ван Гога. И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт).
Всего два года спустя, в 1887 году, он пишет картину «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик». Этим Ван Гог пытался показать обыденные вещи в новом ракурсе с помощью света и цвета. Он ненавидит Энгра, Рафаэля и Дега, которыми я восхищаюсь. ИзображениепубликиFolies-Arlsiennes можно увидеть на картине«Зал для танцев в Арле», которая сегодня входит в собрание парижского музея Орсэ, правда, написана эта работа была до госпитализации, в 1888 году. В 1886 году художественная жизнь столицы богата захватывающими событиями.
Однако к середине февраля 1888 года Ван Гог решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции – в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» – своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Картины делаются более яркими, динамичными, насыщенными, экспрессивными. Там были работы Моне, Ренуара, Писсарро, Дега. Для чего уже ибезопасный «сейф-витрина» выстроены были. Это тоже возможно.
Итоговый результат поражает, в первую очередь, уровнем проделанной работы. Одно из них – «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега. Эта техника могла бы дать какой-нибудь абсурдный результат, но Сёра был настоящим живописцем и его большое полотно «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» стало почитаемой иконой этого направления. В десятках его натюрмортов с букетами цветов нет ничего дилетантского.
Но у Тео не было денег Тогда Винсент намекнул ему, что надо попросить финансовой поддержки у богатых дядей Ван Гогов – амстердамских дяди Сента и дяди Кора. Долина Ла-Кро» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам). «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров», – пишет он Тео в июле 1880 года, – «и там окажется Бог». Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую очередь, а форма.
Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». Большинство визуальных образов основано именно на позднем творчестве художника, но только им не ограничивается. Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу – с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) – в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Он писал букеты цветов.
Согласно другим трактовкам, Ван Гог написал свой собственный Гефсиманский сад. Винсент думал, что с тех пор чего-то достиг, но этого оказалось ничтожно мало, когда предстояло освоить столько нового. Больше художники никогда не встречались. Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца».
Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» – произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками. С 24 сентября 2013 года картина «Закат в Монмажуре» выставлена в Музее Винсента Ван Гога в Амстердаме. Однако в скором времени Винсенту разонравилось жить вCarrel, говорят, его не устраивали еда и вино в ресторане отеля, в письмах он неоднократно называл местную кормежку «ядом», а через некоторое время Ван Гог начал подозревать, что владелец отеля нагло его обсчитывает.
Что касается парижских буржуа, то они охотно посещали Монмартр, чтобы пообщаться там с богемой – гризетками, сутенёрами, парикмахерами и модистками, натурщицами-итальянками, мужчинами, женщинами, детьми, молодыми рабочими, «весёлыми» девицами. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры. «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», – пишет Винсент. В 1920 году эмигрировал из России, с 1922 года жил в США.
А Гийомен, очень любивший Винсента, с нетерпением ждал, когда же он закончит.
Она стала главным результатом его работы тех лет. Ван Гог прожил трудную и короткую жизнь, всего 37 лет. Повторно художник был госпитализирован 7 февраля и его снова изолировали от окружающих. В воскресенье 27 января 1889 года художник даже посетилFolies-Arlsiennes — театр и танцевальный зал Арля и сегодня расположенный по адресуAvenue Victor Hugo 4, где труппа из Марселя давала спектакльLa Pastorale.
В конце августа, Винсент переехал наХакфорд Роуд 87и снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении. Однако не запрещают ему писать картины даже в больнице. Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. В японской же керамике больше темперамента, нежели тщательности.
Такова замечательная керамика золотой поры китайской эпохи Сун. В 17 веке Теофил Боне объединил эти понятия в описании состояния, которое назвал «manico-melancolicus».
«Порой мне кажется, что моя кровь начинает более или менее циркулировать снова, — писал из отеля Carrel Винсент своему брату Тео, — в Париже я не чувствовал себя живым и я не мог выносить этого больше». Только после этого он стал, наконец, художником и более рода занятий не менял. Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. «Янахожу, что мне удобно рисовать сразу. Прежде всего, следует сказать о том, что лежит на поверхности. Начто ушли тонны бетона. Хочется, чтобы этот опыт не стал единственным и впоследствии для подобного проекта было выбрано творчество как современников Ван Гога, так и других великих художников, работавших до и после него.
«Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», – признается он в письме к брату. Он даже всё что угодно, только не импрессионист. Сей проект обозначен главной целью иглавной «амбицией» Института.
Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере», где изящество композиции диссонирует с буйством красок или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем», где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти. Но я тогда ещё не знал, что сбудутся оба эти мои пророчества» (8). НоДоминик-Шарль Жанссен продолжает твёрдо верить: «un jour ouun autre» выставка унего в«кафе» такисостоится. Свидетельства Бонгера зачастую не вполне благожелательны. Моне говорил, что желает писать то, что находится между ним и предметом.
Кормон тоже это заметил, но промолчал. За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода. Есть три варианта этой картины, одну из них вы можете наблюдать справа. Окно — зеленое.
В Сен-Реми-де-Прованс он словно заново увидел прелесть ландшафтов Прованса и его талант раскрылся в полную силу. А. С. Пушкина в Москве. В желтом цвете здания художник тоже видел определенную магию. И его мучили припадки болезни, становившиеся невыносимыми. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом (1888), Кресло Гогена (1888), «Жатва. Среди этих пейзажей – «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль.
В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. К тому же от этого вина человек «скакал как коза». Потом он бросал лист и тут же начинал новый. Была петиция обывателей Арля, требовавших изолировать«опасного для общественного порядка»и«особенно для женщин идетей»заезжего«гражданина Голландии». Было признание«глубоко нарушенных умственных способностей».
Всего Гоген провел в Арле два месяца. О своём детстве он вспоминал так:«Моё детство было мрачным, холодным и пустым». Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Однако художники слишком различались по темпераменту, что приводило к бурным ссорам.
Его вдова Джо Ван Гог-Бонгер унаследовала коллекцию картин, рисунков и писем Винсента. Винсент не пишет свет как некую отдельную среду Он многое позаимствовал у импрессионистов, но лишь для того, чтобы пойти собственным, не таким, как у них, путём. Благодаря брату он знакомится с некоторыми ее самыми знаменитыми представителями: Клодом Моне, Камилем Писсарро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Альфредом Сислеем, Пьером-Огюстом Ренуаром, начинающими Полем Синьяком (с ним он будет вместе писать на пленэре) и Жоржем Сера.