Хотя Валентин Александрович Серов, работавший в жанрах пейзажа, портрета и исторической композиции, написал немного натюрмортов (по большей части учебных штудий), предмет в его творчестве всегда играл важную роль и нередко занимал такое же равноправное положение, как и другие элементы композиции.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Ф. О. И. Репина, дочь художника) (1884) или более позднее его произведение «Осенний букет» (В. Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах.
Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Особенно привлекательными будущему художнику казались яркие и шумные ярмарки.
По словам Серова, живопись великого испанца «оттесняла» даже весь современный Париж. 1885 год — весной кратковременно был в Москве, откуда писал невесте: «Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети с нею. Он был слишком правдив». В этом, по мнению критика, одна из причин того, что в его творчестве сразу наметилась тенденция к красоте, «гармоничности целого», решению чисто живописных задач.
Бенуа вынужден был признать, что «он весь захвачен личностями героев». Тугие, блестящие белые головки молодого лука, пышная зелень капусты, баранья туша, сочащаяся кровью на кирпичном полу кухни, красноречиво повествуют о неисчерпаемой щедрости и мощи матери-природы. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Пронизанная солнцем зелень сада отбрасывает зеленоватый свет на лица людей.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. «Будто он перенес тяжелую болезнь или утрату близких» 14, – отмечала его двоюродная сестра Н. Я. Затем Кустодиев отправился в Испанию.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Все, кто хорошо знал Серова, запомнили его демонстративный флегматичный, «унылый» вид и редкостное «малословие» в соседстве с иронией. Симонович. В феврале родилась дочь Ольга. Также достаточно характерен натюрморт, который выдвинут на первый план, в картине К. Маковского «Алексеич». Любовь к искусству передала Борису мать, прекрасно рисовавшая и увлекавшаяся музыкой.
В этих работах Коровин и Серов положили начало дальнейшему развитию натюрморта. Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
Они очень своеобразны по чувству материала, чувству фактуры предмета. В творчестве Кустодиева немного натюрмортов, но в его «Купчихах», «Торговых рядах», «Чаепитиях» можно увидеть необыкновенное разнообразие чудесных вещей. Симонович-Ефимова.
Новые веяния заметны в известной картине В. Д. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Врач Бехтерев поставил диагноз: Врубель неизлечимо болен. Это было тяжелое время в истории России. Тем и хорош жанр натюрморта.
Фигура приобрела неестественность и угловатость. Всецело новаторским предстает перед нами Натюрморт с синими сливами Машкова (1910, Третьяковская галерея). Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Бенуа, М. В. В 1911 году произошла встреча Валентина Серова и Анри Матисса, который приезжал в Москву.
На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках — в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Картина написана на террасе загородного дома. Смысл этих картин очень прост – максимально точно передать прелесть выбранной натуры. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
Некоторые произведения настолько иллюзорны, что реальный предмет (например, листок бумаги, на котором изображен цветок) выглядит как нарисованная поверхность. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Очень хороши Одуванчики (Чувашская художественная галерея), близкие первому натюрморту по своему мотиву.
Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Трубниковой. «Если подметит, бывало, яркую отрицательную черточку, – вспоминал Грабарь, – или чванство или глупость или гениальничанье или просто смешную манеру стоять, сидеть – непременно внесет ее в свою характеристику» 45.
Акимовой (1908). К тому же со стороны заказчиков Серов не выносил никаких замечаний. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Большой художественный интерес представляют его иллюстрации к басням Крылова. Работы Серова были признаны лучшими на Римской выставке 1911 года и продемонстрировали всему миру мастерство общеевропейского масштаба, каким обладал Серов. Репина.
за этюд с натуры». Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Я помню, как после уроков в школе, которая находилась недалеко от Государственного музея изобразительных искусств, я шла смотреть на огромные панно Матисса «Музыка» и «Танец» и долго не могла понять, что так притягивает меня, а что настораживает в этих полотнах. Мальчику пришлось поступить в топографическую школу в Чугуеве.
Большего контраста невозможно придумать. Все изображенное написано с учетом окружающей световоздушной среды. Задачи, поставленные Серовым, принципиально те же, что и в произведениях Репина этих лет, например «Стрекоза» (В.
Был написан портрет императора Николая II. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Турчанинова (1907), М. Н. Благодаря ему Врубель научился не просто показывать натуру, а словно вести с ней задушевную, почти любовную беседу.
В тенистом усадебном парке с восемью прудами и тихими липовыми аллеями Серов создал свои первые пленэрные полотна, в том числе «Заросший пруд» (1888, ГТГ), близкий по настроению к живописи французских художников-барбизонцев. Сарджентом. Художник сменил немало больниц и врачей, в период облегчения жил в деревне.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. Поленова «Больная» (1886). В своих исторических картинах Серов развивал и сохранял традиции реалистической живописи. Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин».
Поленова. Скорее всего, при создании этой композиции Толстой воспользовался предметами из своего кабинета, в котором, по словам дочери художника, «между шкапами висели коллекции бабочек и насекомых из-под стеклянных колпаков блестели своими металлическими перьями чучелы колибри». Рисуем то, что под рукойЗнойным дачным летом или в затяжную вьюгу.
В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Стасова» (1908, ГРМ) критик С. К. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Художник, штампующий свои отдельные удачно найденные приемы, перестает развиваться и быстро надоедает зрителю.
В портрете Г. Л. Гиршман каждый предмет живет и сам человек становится красивым предметом. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился). И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды. Мы можем видеть, что здесь соединились черты портрета интерьера и натюрморта.
В то же время «разноцветность» Матисса, невероятное, с точки зрения Серова, «варварское» сочетание активного оранжевого с насыщенным синим цветом, чуть позже пронзительно зазвучавшее в его «Похищении Европы» (1910, Музей искусства авангарда), на первых порах возмущали русского живописца. Серов искал для своих зарисовок подходящие уголки природы, например ель для вороны из басни «Ворона и Лисица», кочки для басни «Волк и Журавль». 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Рассматривая искусство как сильнейшее воспитательное средство, В. С. Но, так или иначе, натюрморт как самостоятельный жанр стал развиваться в 19 веке.
Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Очередной серовский шедевр, «Портрет М. А. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Натюрморт выдержан в едином коричнево-сером тоне, характерном для всей голландской живописи того времени. Дальнейшие поступки Серова: письменный протест царской фамилии, выход из состава членов Академии художеств и отказ от общения с близкими друзьями, в которых он увидел «тень соглашательства» 15, вскрыли в нем такую принципиальность, которой не обладала даже его мать16.
В качестве примера можно привести отдельные работы М. А. Врубеля (1856-1910). 1894 год — был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. А. Н. Радищева, Саратов). Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Зритель поневоле увлечен таинственной глубиной полотна, где, кажется, должно непременно скрываться что-то пока неясное и неоткрытое и вдруг вновь перед ним встает живая и густая стена сиреневых кустов. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
Трубниковой, невесты Серова, в картине «У окна» (1886), в воротничке В. О. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Это сокрушительный триумф яростной объективности.
Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. 1896 год — В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10.
Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Юсуповой создавался на протяжении нескольких лет. Но место это особое.
Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Толстого и работы И. Т.
В прессе возникала дискуссия и по другому поводу. Кустодиева, в той или иной степени посвятивших себя этой области. Особенно примечателен в этом отношении рисунок «Натюрморт. Художник пытается передать ощущение летнего дня, прелесть дружеской беседы. Его любимым преподавателем в Академии художеств был Павел Чистяков, учивший молодого живописца «рисовать формой».
После этого случая Серов во дворце Романовых отказался работать. Главным в салонном натюрморте было натуралистически понятое сходство изображения с предметом. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т. д. ), совестно становится. Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Картина написана почти в пленэре – на террасе загородного дома. Но особенно подчеркивалось увлечение художника Веласкесом. Близки по мотиву «Одуванчики» и «Белая сирень».
Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Это требование распространялось даже на членов царской фамилии.
И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды. Его отец, Александр Николаевич Серов, – известный композитор и музыкальный критик. Яремич, А. Н. Над этими иллюстрациями художник проработал пятнадцать лет, начиная с 1895 года.
Зеленоватыми и золотыми бликами искрится самовар в центре стола. Стол на его картине — всего лишь подходящая поверхность для плодов и листьев, а не изысканный постамент, хотя темный фон придает полотну некоторое сходство с академическими натюрмортами. Испытав влияние импрессионизма, Сезанн противопоставил им свой метод. Ошибались ли мы тогда, пять лет назад. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Так же, как, впрочем и композиционные приемы с тяготением к асимметрии и потрясающему разнообразию поз и ракурсов. Хотя Серов и находился в дружеских отношениях с художниками объединения «Мир искусства» известными своеобразными иллюстраторами старины, главным образом дворянского быта и культуры XVIII века, но его подход, его отношение к исторической иллюстрации было принципиально иным.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Бенуа (1908, ГРМ) по поводу «Портрета Д. В. В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, — «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе — в Третьяковской галерее, Москва). Серову, в частности, было интересно пластическими средствами передать приятный смех З. Н.
Врубель говорил, что его главной мечтой было каждой своей картиной «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами». Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Однако уже изначально у Серова возникает индивидуальный подход к натуре.
Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Речь идет об изображении дружеского общества на даче художника В. Д. Поленова – За чайным столом (1888, музей-усадьба В. Д. Поленова). Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно.
«Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Серый день» (1897), «Полосканье белья» (1901) и другие пейзажи насыщены большим настроением и чувством. Отец, Александр Николаевич, был известным композитором и музыкальным критиком, мама, Валентина Семеновна, тоже была профессиональным композитором и писала статьи о музыке. Другие работы представляют собой конкретный натюрморт, выполненный в графической технике.
Добужинского, Е. Е. «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал.
Здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». В натюрморте отражается отношение человека к окружающему миру. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Морозова» (1910, ГТГ) он изобразил коллекционера на фоне принадлежавшего ему матиссовского натюрморта «Фрукты и бронза» (1910, ГМИИ) исполненного, по мнению А. В.
Бенуа находил в прекрасном графическом портрете своей супруги А. К. Лансере. В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А. Н. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Видимо, столько времени уходило на то, чтобы изучить модель.
Ван Зандт» (1886, СОХМ), «Портрет С. П. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения.
В «Портрете И. А. Целью живописца было передать ощущение теплого летнего дня, прелесть непринужденной дружеской беседы. Картина находится в Государственном музее изобразительных искусств им.
Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением. Левитана (1860-1900).
Мягко поблескивает стекло стаканов, отражая и вместе с тем пропуская свет. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. В 1888 году Серов принял участие в VIII периодической выставке в Москве, где показал две картины: «Девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея, Москва) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, Третьяковская галерея, Москва).
Однако именно в такой тягостной обстановке рождалось новое искусство, высокое и одухотворенное. Отталкиваясь от достижений Репина, Серов продолжал и развивал его традиции. «. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Шаляпин. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф.
А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Первое, что отличает Серова, — это то, что он вообще по своему творческому направлению не был иллюстратором. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». В качестве примера можно привести прелестные маленькие акварели и гуаши Ф. П. Толстого.
В 1910 году он скончался от воспаления легких. В 1874 году Валентин Серов вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И. Е. Интерес к натюрморту как к самостоятельному жанру живописи появляется в 80-х годах 19 столетия. Стасова (1908, ГРМ)28. Вскоре после этого он пишет одну из самых знаменитых своих картин Девочка с персиками, где изобразил дочь С. И. Мамонтова Веру. Все эти тенденции заметны на картине Коровина «За чайным столом» (1888).
Юсуповой (1903, местонахождение неизвестно) или глухоту А. В. Драгомировой. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. В конце 1900-х годов известность художника вышла за пределы России. Кустодиеву удалось показать изысканную красоту, созданную самой природой. Картины были восторженно встречены зрителями и критиками, а за «Девочку с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств.
Некоторые графические натюрморты Толстого ничем не отличаются от «ботанического рисунка». Родился сын Георгий. Последним его произведением стал портрет Валерия Брюсова (1906). С 1889 года художник проживал в Москве. На фоне изысканной драпировки с цветочными мотивами художник разместил изящную округлую вазочку, расписанную восточными узорами.
Важное место здесь принадлежит картинам И. И. В Париже он занимался в частной студии Р. Менара. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Существеннейшую роль играет в ансамбле картины и натюрморт. Вот таким образом многие современники усматривали в серовских полотнах признаки карикатурности.
Я. Симанович). Однако сам художник после успеха этих первых картин больше к теме «отрадного» не возвращался. Грабарь утверждал, что художник «страшно не любил проявление пошлости, был к этому безжалостен и даже жесток, причем, когда говорил, он не лукавил и не произносил комплиментов» 30.
1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. Был написан портрет императора Николая II. Во время голода 1891 года по примеру Л. Н.
Кутепова «Царская и императорская охота на Руси», значительно отличается от тонких, порой гротескных стилизаций А. Н. Таков натюрморт «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820, Третьяковская галерея, Москва), где даже бабочка и птичка не выглядят живыми. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я извините за выражение, все-таки реалист».
С подобной же целью он тщательно подбирал цвет и фасон одежды, тщательно продумывал позу. Художник как будто освобождает изображенные вещи от всего случайного, будь то невыгодные условия для освещение и загораживание («Сирень и канарейка», 1819, Третьяковская галерея, Москва). Малявина, Б. М. Хруцкого. Цветы, пресс-папье и другие предметы» (1885), «Белый ирис» (1886–1887), «Красная азалия (два цветка)» (1886–1887), «Белая азалия» (1886–1887), «Орхидея» (1886–1887). Лескова (1894), композитора Н. А. В академические годы художник увлекся лепкой и создал серию восковых портретов (А.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами. Идеальным воплощением подобных принципов может служить огромное мастерски выполненное полотно К. Е. Маковского (1839-1915) В мастерской художника (1881, Третьяковская галерея). Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Врубель тонко продумал, гиперболизировал перспективу. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Флоксы» (1884, Третьяковская галерея, Москва). Не преувеличивая значения «малого» жанра, считавшегося в то время уделом женщин-художниц, Толстой тем не менее не относился к натюрморту с пренебрежением и уделял ему едва ли не больше внимания, чем другим, «высоким», жанрам.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. 1892 год — после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй — Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. И в то же время в нем есть искреннее восхищение натурой во всей ее конкретности, чувствуется любование формой, цветом, фактурой предмета, умение рассказать простым и ясным, хотя отнюдь не натуралистическим языком. Импрессионисты старались связать натюрморт с окружающей средой и сюжетно и живописно. Щербатов: «. Это случилось в 1871 году.
Грабарь утверждал, что Серову ничего не стоило ответить отказом на просьбу написать портрет и откровенно заявить: «Не пишу, так как вы мне не нравитесь» 29. Сходный характер имеет и Белая сирень из Омского музея изобразительных искусств. В 1874 году Михаил начал обучение на юридическом факультете Петербургского университета. Какой глубины и разнообразия коричневого цвета Серов добивается в «Портрете А. Мазини» (1890) или «Портрете Ф. Таманьо» (1891, оба – ГТГ), как по-рембрандтовски благородно эта гамма зазвучала в «ускользающем облике» 34 М. К. На знаменитой картине Серова «Девочка с персиками» (1887) натюрморт с персиками на переднем плане на первый взгляд не играет важной роли в композиции полотна.
Особенно привлекали мастера темы веселых праздников и гуляний, шумных Маслениц, многолюдных и красочных ярмарок («Ярмарка», 1906, Третьяковская галерея, Москва «Праздник в деревне», 1907, Третьяковская галерея, Москва). В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы.
В феврале родилась дочь Ольга. Творчество этих живописцев, безусловно, объединяли стилистические признаки, характерные для эпохи модерна и прежде всего стремление к красоте и виртуозности мазка, эстетической выразительности произведения. Так, Бенуа не без основания сравнивал стильный «Портрет княгини О. К.
Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Безусловно, для них автор «Девочки с персиками» (1887, ГТГ) и «Девушки, освещенной солнцем» (1888, ГРМ) всегда оставался кумиром, даже когда он вместе с петербургской группой художников в 1910 году вышел из состава СРХ. Интересно то, что эта картина выходит за рамки портретного жанра и не случайно названа она «Девочка с персиками», а не «Портрет Веры Мамонтовой». За границу Репин отправился в 1873 году. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885 г. за этюд с натуры».
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. В натюрморте «Лесные фиалки и незабудки» (1889) художник чутко предал хрупкость ночных фиалок и воздушность голубых незабудок их гармонию с простой деревенской кринкой.
Еще более резко по этому поводу высказывался князь С. А. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Этот натюрморт очень содержателен. Здесь налицо влияние тех исканий, которые порождали так называемый стиль модерн.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Также и о картине мастера «Петр I» (1907, ГТГ) Добужинский с восхищением писал, что это «одно из самых проникновенных "видений" прошлого» 40. Главным достоинством таких работ считалось максимальное сходство изображения с предметом. В Лесных фиалках и незабудках (1889, Третьяковская галерея) превосходно передана хрупкость бледно-желтых ночных фиалок и воздушность мелких голубых незабудок, прекрасно гармонирующих с простой деревенской кринкой. Репина (1892), И. И. в зеркале у края холста).
Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Содержательность и сила их были зато предельными» 11.
В последней работе цветы не только являются обрамлением женского лица, они сами по себе — полноправные персонажи полотна. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в 17 веке. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана (1860-1900). В 1887 году Серов создает свой первый шедевр портрет-картину «Девочка с персиками» (В. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Известно, что для большинства мастеров Союза предпочтительным стал пейзажный жанр.
В 1871 Александр Николаевич скоропостижно скончался. В нем «был виден артист высшего порядка, с внешностью гения вроде Листа, Гете, Вагнера или Бетховена» 2, отметил молодой Илья Репин сразу после первой встречи с А. Н. В своих рисунках Серов награждает зверей собственной характеристикой художника.
Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др. ) и прекрасных рельефов на сюжеты из античной истории («Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон», 1809 и др. ). Дервиз в воспоминаниях: «Серов не допускал фальши, никогда не льстил и не подкрашивал оригинала, только, пожалуй, чуть-чуть подчеркивал его характерные черты. В известнейшем полотне Серова Девочка с персиками (1887, Третьяковская галерея) фрукты на переднем плане картины лишь аксессуар, то есть нечто дополняющее созданный здесь образ. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу.
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал. Ведь в основу эстетической программы объединения был положен серовский девиз «писать отрадное» 41.
В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Серов изучал материалы о Петре, литературу, посещал лекции историка Ключевского. Так открывается новая страница в истории русской реалистической живописи. Однако даже в больничной палате мастер не прекращал работать.
На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Орловой» (1911, ГРМ) со знаменитым «Портретом Иннокентия Х» (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) Веласкеса, называя оба полотна «чудом живописи» 33. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Серов внимательно изучал зверей их повадки. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
Спустя год, Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза». Нестеров своим родным32. В свободное от занятий время он посещал художественную Артель, основанную молодыми живописцами (в числе которых был и И. Н. Крамской), оставившими академию в знак протеста против царивших там рутинных методов обучения. Интересно, что мастер «лепит» объемы таким образом, что штрихи представляются лучами идущими прямо на зрителя, а их темный источник сконцентрирован где-то в самой глубине листа. Внимание художника устремлено главным образом на юную В. Мамонтову. При всем их художественном обаянии эти работы имели весьма ограниченное значение для развития российской живописи. Ткань рисунка органически составляют объемы изгибы и сложные рефлексы.
Олив (1895, ГРМ), как помогает она всякий раз передавать то жизненную силу, то трепетность образов. Мать живописца, Валентина Семеновна Серова (1846-1924), урожденная Бергман, была полной противоположностью супругу5. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
Натюрморт находится в Государственном музее изобразительных искусств им. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Почти все они утверждают, что Серов практически сразу в первом варианте достигал потрясающего сходства с моделью.
На полотне изображено дружеское общество на даче В. Д. Глядя на картину «Чаепитие в Мытищах» (1918), невозможно не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов. В российском живописном искусстве натюрморт практически всегда был второстепенным жанром. Постепенно он извлекал тему, которую затем обратно проецировал на модель, при этом «главные качества модели в портретах как бы оттачивались, намеренно подчеркивались, становились обнаженными, гиперболизовались» 44.
В 1903 году художник уехал в Европу. Вчера побывал на периодической выставке, где любовался поразительным (тициановским) портретом некой m-me Мориц работы Серова» – писал М. В. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Морозова» (1902, ГТГ), сначала появившийся на выставке «Мир искусства», а в 1906 году показанный в Париже на выставке «Два века русской живописи и скульптуры», также вызвал оживленную полемику. Домой из путешествия Репин привез также полотна «Парижское кафе» (1875, частное собрание) и «Садко» (1875–1876, Русский музей, Санкт-Петербург). Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем — я отказался».
На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Левитана (1893), писателя Н. С. В начале XVIII века натюрморт как самостоятельный, но «низший» жанр возник и в России. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Наиболее точно все эти принципы воплощены на большой картине К. Е. Маковского «В мастерской художника» (1881). Чувствуешь, что перед тобою произведение как бы не рук человеческих. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
Свой самостоятельный путь в живописи Борис Михайлович начал с портретов современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ). Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др. ).
На белой скатерти лежат нежно-желтые персики, кленовые листья и блестящий нож. Серова критик воспринимал «более нервным и с несравненно более тонким чувством красок, нежели Цорн» 23, к тому же, по его мнению, русский художник больше заботился о содержательной части, выявлении внутренней, сокровенной стороны предмета, всегда оставаясь преданным строгому рисунку, форме и крепкой композиции. Федор Петрович Толстой родился в Петербурге. Серовский натюрморт «Яблоки на листьях» (1879, Музей-заповедник «Абрамцево») поражает лаконичностью композиции, а «Портрет С. М. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Радость беспричинная. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. Однако и это мнение в скором времени стали активно опровергать. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене.
В 1796 году тринадцатилетний Федор выполнил один из первых своих натюрмортов. Морозовой и С. М. Из более поздних портретов Серова выделяется портрет О. К. Орловой. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день.
Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Морозова» видели даже элементы социальной сатиры. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион.
Ягоды смородины кажутся подсвеченными, чтобы зритель мог видеть их прозрачность и свежесть («Ягоды красной и белой смородины», 1818, Третьяковская галерея, Москва). С такой же страстью, какой ее супруг служил своей «музе», она отдавала все силы на алтарь общественного служения. В процессе работы над этой картиной мастер ослеп. В мадридских музеях он копировал картины известных мастеров, в частности Д. Веласкеса. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.
Толстого, с «высокой точностью» 27. Эти произведения, представленные на нескольких выставках (в Петербурге, 1896, 1897, 1900, 1901 Мюнхене, 1901 Вене, 1901), принесли Кустодиеву, тогда еще обучавшемуся в академии известность в среде любителей искусства, критиков и живописцев.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции. Вероятно, здесь сказалось увлечение мастера энтомологией. Но через некоторое время эта группа распалась и Матисс более уже не примыкал ни к какому направлению, но избрал свой путь. Написанная темперой работа «Петр I» (1907) — лучшее произведение Серова на эту тему. Первыми «ласточками» стали небольшие акварели и гуаши Ф. П.
Барятинского Кабардинского полка» (1900, частное собрание, Великобритания) между Серовым и императрицей Александрой Федоровной произошел конфликт, отраженный в мемуарной литературе. По-детски наивная акварель «Тюльпан и прожженное пятно», написанная в манере модных в то время «обманок», ныне хранится в Третьяковской галерее. Иначе.
Художник поэтизирует простые мотивы, сельскую природу, русскую крестьянскую лошадку, телегу, деревушку изгородь с вороной, луга, полоску леса и другие скромные и часто повторяющиеся мотивы. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину.
Маковский писал, что лишь «грань отделяет "сходство" от карикатурной утрировки» 46, а в экспрессивном «Портрете М. А. Об этом же писал близкий друг художника В. Д. Нет, Савва Иванович был себе на уме. Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах.
Продемонстрировав свою способность работать в такой же манере, Серов не мог себе позволить идти по пути прямого подражания Матиссу. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Но персики помогает Серову решить важную художественную задачу. Все это, воплощенное художником на холсте или бумаге, носит название натюрморта.
От нее веет здоровьем, безмятежностью. Эмоциональное единство картины прежде всего достигается живописным решением полотна. Красивые вещи придают композициям неповторимое очарование. Довольно редкие в творчестве Кустодиева натюрморты тем не менее представляют его необыкновенно талантливым мастером этого жанра, о чем свидетельствует картина «Раковины» (1918, Третьяковская галерея, Москва). Вот таким образом меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры». На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Коровина (1891), И. Е. «Каждый портрет для меня целая болезнь» 43, – признавался художник. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Врубель провел в психиатрической лечебнице четыре года.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Демонстративное изобилие натюрморта звучит почти иронически. Серова «Рогнеда» и «Вражья сила». В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Эти пять лет решительно и определенно ответили за нас: "Нет, не ошибались"». В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. «Великим молчальником» назвал своего друга Ф. И. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства.
Ярким примером подобного является натюрморт-«обманка» «Ягоды красной и белой смородины», где веточки с ягодами «положены» автором на лист, на котором естественно смотрятся тени и упавшие со смородины капельки росы. Его способности к рисованию проявились очень рано.
Родился сын Георгий. На работе натюрморту отдана активная роль в создании настроения. Так, парадный портрет З. Н. 1897 год — в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой — матери С. Т. Морозова. Гиршмана (1911, все – ГТГ).
Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами. В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт – отностельно молодой жанр. 1889 год — 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Два года семья, главой которой стал новый муж матери Василий Иванович Немчинов, прожила в Киеве, там Валентин посещал гимназию и продолжал учиться рисованию. Когда в 1897 году на скандинавской выставке в Петербурге, организованной С. П. Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Именно такие работы Грабарь объединил под названием «крестьянский Серов».
Однако впоследствии, прекрасно выписывая антураж на многих картинах – великолепные зеркала изящную мебель, дорогие вазы или, к примеру, хрустальные флаконы и дорогие безделушки на туалетном столике Генриетты Гиршман в известном портрете, – Серов делал характеристику модели более глубокой и убедительной. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Элемент настоящего натюрморта представляет еще одна историческая композиция художника — картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Эта картина была выставлена на Парижской всемирной выставке в 1900 году и получила Гран-при. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Бларамберга» (1888, оба – ГТГ) и многих других.
В 1864 году Репин стал вольнослушателем Петербургской академии художеств. Для этого «мертвую натуру» выносят в пленэр, связывают с пейзажем или соединяют с интерьером комнаты. Серовым. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Серов в своих исторических зарисовках не отказывается от правдивой индивидуальной характеристики героев, а ведь в иллюстрациях типичных представителей «Мира искусства» отказ от конкретных, правдивых социальных характеристик образов исторических личностей был принципом, творческой установкой. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Всей душой она рвалась сначала к тому, чтобы «выучиться музыке», а потом чтобы эту музыку «распространять в народе».
Он независимо от литературного образа создавал свой собственный мир животных. поеду с художником Репиным в деревню, то за лето сделаю огромные успехи» 18. За картину «На базаре» (не сохранилась), написанную по заданной теме, Кустодиев получил золотую медаль, дававшую ему возможность продолжать обучение за границей.
На картине фигура человека изображена уже на заднем плане, за натюрмортом. Он находит собственный желтый цвет плодов, сопоставляя их с белой скатертью, с желто-зеленым листом клена, с зеленоватым светом, льющимся в окно из сада. Ее мало привлекала утонченная полемика о «святом искусстве», которую виртуозно вел композитор со своими знаменитыми друзьями в аристократических салонах. Остались многочисленные свидетельства очевидцев о том, как работал мастер над портретами. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
Это произведение вместе с портретами М. Ф. Васнецову, продолжил писать портреты: С. Ю. Витте, С. П. Дягилева, Ф. И. Шаляпина, Я. Г. Круселя, Г. Л. Гиршман. Римского-Корсакова (1898). Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его». Вместе с тем изображение персиков составляет самостоятельную художественную задачу.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице — они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву — в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). 1900 год — в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Бенуа, И. Э.
На замечание государыни, увидевшей «недочеты» в изображении лица супруга и попросившей их исправить, художник буквально «взорвался» и, передавая ей палитру и краски, предложил: «Может, Вы сами исправите, Ваше императорское величество. ». И. Репина, дочь художника) (1892) и другие. Однако в эти же время в творчестве В. А. Серова и К. А. Ее организовали разночинцы.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Прежде всего останавливает внимание необычная (а для Грабаря этого времени характерная) точка зрения на натуру – сверху вниз. Да ещё и с издевательствами. Вскоре после этого B. C. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. После того как она закрылась, Репин стал посещать иконописную мастерскую города Бунакова.
Серов был страстным любителем животных. Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность. Исполнение «Портрета графини О. К. Серов, напротив, считал себя по преимуществу портретистом. И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер.
Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Ошибались ли позднее, в дни посмертной выставки. Вдумчивый взгляд, напряженно сомкнутые губы, резкая игра света и тени передают непростой характер и творческое дерзновение будущего мастера.
В полотне отчетливо раскрывается новое понимание натюрморта, как изобразительного жанра. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь — в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года — в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Натюрморты Головина исполнены по большей части темперой, акварелью, клеевыми красками. В угоду новым исканиям Серов отказывается от спокойной, плавной линии, предметы обстановки вкомпанованы в картину отдельными частями (стул, стол, рамы картины). Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдания и страсти. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году.
Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Наметившаяся в этих произведениях тенденция сближения пейзажа с бытовым жанром и умение передать чувство щемящей любви к русской деревне, собственно и явились тем серовским открытием, которое в дальнейшем разрабатывалось мастерами Союза. Серов определяет чисто живописными средствами их место в пространстве картины.
Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Серов — не импрессионист и не «мирискуссник»: он продолжатель лучших реалистических традиций передвижников и в первую очередь традиции Репина. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Дервиза Домотканово.
Много ли общего у Серова с художниками «Мир искусства», с которыми он находился в более тесном и плодотворном общении. Он побывал на Всемирной выставке в Вене, посетил Францию, Италию. А назвать отечественного художника-натюрмориста смогут только искушенные искусствоведы.
Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Во всяком случае, так считали С. В. Уже тогда можно увидеть какую важную роль стал играть натюрморт в картине.
Словно Серов не любил людей и пользовался случаем, чтобы выявить их с неприятной стороны, ошибочно усматривая в подобной интерпретации натуры характерность портрета, на самом деле достигаемую, как мы видим у столь многих мастеров и с абсолютно иным подходом к человеку» 47. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Таковы лучшие рисунки к басням: «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Обоз», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Тришкин кафтан», «Ворона», «Лев и Волк» и другие. С. Мамонтова), а в 1888 году вторую свою значительную картину — «Девушка, освещенная солнцем» (М. Орловой» потребовало ста сеансов, даже император Николай II выдержал 16 сеансов во время написания портрета «в тужурке».
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина. Серов создал яркие образы (типы) людей исторически неповторимых, людей своего времени — деятелей культуры, буржуа, чиновников и др. - Автор многочисленных портретов, Серов никогда не повторялся, он всегда искал нового живописного выражения образа человека и всегда находил это выражение. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых — Александр.
Серовой, в лексике родственников – «материнскую горячку» 10, у художника постепенно сформировались замкнутость и непримиримость характера. Это памятник Ермоловой. » 49.
1888 год — в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Не случайно картина «Демон» (1890, Третьяковская галерея, Москва) принесла Врубелю мировую известность: ни один художник не решился показать Демона лишенным жестокости лишь в глубоких глазах врубелевского персонажа застыла не ненависть к отторгающему его миру, где в камни превратились даже облака и столь любимые живописцем цветы, а глубокая тоска. С сентября десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Санкт-Петербурге.
На похоронах художника священник произнес: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, так как ты был работником». Через шесть лет он поступил в Академию художеств. Валентин Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Репин писал о Серове: «Он не терпел в себе и в других ни малейшего избитого места: ни в движениях, ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов». Для Толстого не существовало незначительных мотивов и тем и «малый» жанр был так же важен, как и «большой», а потому милые «пустячки» в виде букетов с бабочками и птицами становились произведениями большого искусства. 1886 год — в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Браза, Ф. А.
И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Он дает правдивый образ великого преобразователя.
Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Уже в девятнадцатилетнем возрасте она стала публиковаться в периодической печати. Их, к примеру, А. Н. «Матисс, хотя и чувствую в нем талант и благородство, – но все же радости не дает, – и странно, все другое зато делается чем-то скучным – тут можно попризадуматься» 25, – писал Серов жене из Парижа, находясь под впечатлением от увиденных там на Осеннем салоне произведений фовистов. Графиня шутила, что за это время она «то полнела, то худела», а Серов все продолжал искать нужную форму.
В номерах этого журнала было опубликовано одиннадцать статей по различным вопросам музыки. В пейзажах Серов стремился показать характер русской природы, самой обычной и простой. Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность.
Подсвечник, графин, стакан». Летом 1874 года художник жил и работал в Нормандии, где написал картины «Девочка-рыбачка» (Художественный музей, Иркутск) и «Лошадь для сбора камней в Вёле» (Государственный художественный музей им.
Радость, как жизненная ценность. К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина. В это время он был увлечен иллюстрированием произведений Лермонтова. Ермоловой. Ощущение бархатистости фактуры персиков достигается сопоставлением их с гладким полотном скатерти и полированной поверхностью серебряного фруктового ножа, на котором играют яркие блики света. На этот раз живописная экспрессивность полотна заставила вспомнить не только Цорна, но и Эдварда Мунка – его «Портрет немца» (1903), кстати, написанный лишь год спустя.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы. Искания нового в натюрморте были чрезвычайно разнообразны. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Касьянова (1907, томский областной художественный музей), обозначить в поясном портрете высокий рост Д. В. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. В 1871 году Репин написал программную работу на евангельскую тему — полотно «Воскрешение дочери Иаира» (Русский музей, Санкт-Петербург). Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Получилось неспокойное, как бы нервное композиционное построение. В качестве ответной реакции на чрезмерную социальную активность В. С.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Работа поражает «натюрмортным» нагромождением деталей: экзотических фруктов, богатых тканей, антикварных редкостей. Чоколова» (1887), «Портрет П. И. В этих работах Серов и Коровин открывают новый этап в развитии русского натюрморта. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
С 1902 года началась роковая полоса в жизни художника. Но как самостоятельная тема предметные группы не столь часто привлекали художника. Здесь же, в Домотканове, в 1890-х годах он открыл для себя поэзию деревенского пейзажа. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
Одно из ранних полотен Коровина прекрасно иллюстрирует эти новые тенденции. С 1806 года он работал в Эрмитаже. Во многих листах, выполненных Толстым, действительно есть сходство с гербарием. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Очень интересны натюрморты исполненные в 20 – 40-х годах XIX века. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица» — это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885) — копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).
В этом ощущался вызов устоявшимся нормам официального искусства. С 1804 года Толстой посещал медальерный класс Академии художеств. В портрете Гиршман мастерство Серова проявилось с исключительным блеском. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Сколь сложна в его картинах нюансировка белого, наполненного различными цветными рефлексами, а порой внутренним свечением, как на сугробах снега в раннем пейзаже «Зима в Абрамцеве» (1886) или в белой кофточке О. Ф.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Домотканово» (1895, ГТГ), «Баба в телеге» (1896, ГРМ), «Стог сена» (1901, СГХМ), оживляя пейзаж будничными сценками из крестьянской жизни. Еще в 1880-х годах Серов сомневался, можно ли назвать портретом его Девочку с персиками.
Во времена Серова эти полотна украшали московский особняк С. И. Щукина на Пречистенке. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Локальная трактовка цвета, линейно-плоскостное решение делают предметы в работах мастера статичными, похожими на барельефы. Еще подростком начинающий художник мог с детской прямолинейностью заявить: «. если.
Таков натюрморт Фарфор и цветы (Третьяковская галерея). Букет цветов, брошенное на стул бальное платье, одинокий цветок розового шиповника в майоликовом кувшинчике на фоне переливов чеканного серебра старинного блюда – во всем мы чувствуем то восприятие предмета как комплекса богатейших зрительных впечатлений, которое есть, например, в портрете девочки на фоне персидского ковра (Музей русского искусства, Киев). Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Однако и работы Хруцкого и миниатюры Толстого при всем их художественном обаянии имели еще весьма ограниченное значение для развития этого искусства. В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, — «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе — в Третьяковской галерее, Москва). Мамонтов, С. П. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й) — с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Натюрморт перестает быть простым изображением «мертвой природы» и превращается в средство раскрытия образа.
Интересный пример – Груши на синей скатерти (1915, Русский музей). А у меня дух настроен высоко и я говорю тебе истинную правду – даже смерти не боюсь» 7. В таком духе выполнен чудесный натюрморт мастера «Шиповник» (1884). 1895 год — В начале года по заказу П. М. Третьякова написал портрет его брата, Сергея Михайловича.
Искусство натюрморта, сложившееся в 17 веке, определило основные качества этого жанра. Драгомировой» (1889, ГМИИ РТ) – не только безусловным сходством, но и особой лирической интонацией. 1887 год — в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
Еще большую роль натюрморт играл в картинах художников 15-16 веков в эпоху Возрождения. На этих листах изображены предметы, показанные вне среды, а фон не является пространством. В 1879 году художник, увлеченный русской стариной, написал композицию с историческим сюжетом, получившую название «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (Третьяковская галерея, Москва). В августе был в Абрамцеве, затем— в Москве в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой об их венчании в январе следующего года в декабре— в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора П. И. Бларамберга и начал писать портрет отца. К ученическому периоду относятся и прекрасные исторические композиции, выполненные в духе произведений С. В. Иванова («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 «У кружала стрельцы гуляют», 1901, Русский музей, Санкт-Петербург). В сложных композициях они заняли свое место наряду с другими героями произведения.