Радостны и откровенны краски картины. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма. На скале растут редкие деревья. Д. де Хем), битая дичь (Я. В натюрморте предметы вырванны из естественных природных или функциональных связей и представляют в соотношениях, заданных человеком, вот таким образом всякий натюрморт содержит в себе некоторое сообщение: сознательно составленную криптограмму или неосознанно оставленный след.
Жанр натюрморта всегда был весьма консервативным. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, настроения и мотивы.
Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ). Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт vanitas (суета сует) и др. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. (Я. Бейерен), цветы и фрукты или так называемый старинный цветочный натюрморт (Я.
Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Создается впечатление, что аромат сирени доносится из рамы. С. Богородский и др. ) и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками вещь через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ».
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. Вот таким образом форма предметов на его натюрмортах не зависит от освещения, а делается постоянной.
Повсюду, как разноцветные лампочки, вспыхивают фрукты-пятна. still life, буквально – тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким.
В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Во Франции мастера фовизма – А. Матисс и др. Именно вот таким образом Сезанна выглядят монументальными.
П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Например, в картине Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г. ) сами эти предметы изображены сухо и схематично, словно нарисованы карандашом. Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Они не стремились передать реальный цвет предметов, вот таким образом он часто не соответствовал действительности. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось.
В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук.
Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г. ) и «Аккордеонисте» (1911 г. ) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г. ) Жоржа Брака. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. А «Дом за деревьями» (The house behind the trees, 1906) не вызывал никаких других ассоциаций, кроме как с прямым значением дома за деревьями.
Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Историю натюрморта как жанра станковой живописи и в частности его типа trompe loeil (так называемая обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы Натюрморт итальянца Якопо де Барбари (1504).
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Художники решили заново утвердить на полотне прочность и стабильность материи. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма.
К позднему творчеству Брака относится серия из нескольких работ, носящих название «Мастерские» (Studios). Бейерен), цветы и фрукты (Я. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества.
Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Специальная организация мотива (так называемая постановка) – один из основных компонентов образной системы жанра натюрморт.
Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898). Дополняет образ – острота ритма. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки21. Этой простой русской девушке суждено было войти в историю – она стала секретарем, затем незаменимой помощницей, а после – ближайшим другом и последней музой художника. Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезанновским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом. Сезанн, В. ван Гог). Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж.
Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Фовизм указывал на движение вперед. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань.
Канольдт в Германии, Дж. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. С. Петров-Водкин) и тематических революционных натюрмортах (Ф. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи.
В 1897 познакомился с Писсарро. В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир (обманки Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др. ). А некоторые художники сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами. С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896). Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм.
Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном. Художник слишком многоречив, но живопись его безупречна. Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты.
В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др. ).
А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. Жорж Брак вошёл в историю французской и мировой живописи как один из создателей кубизма. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи.
(В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм. и представители кубизма – Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др. Во Франции мастера фовизма (А. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Написанные небрежными мазками, эти картины создавали радостное, но обманчивое впечатление – будто бы они написаны легко, с первого раза, как результат счастливого и беспечного вдохновения. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. Холст, масло.
Марокко (1912, 1912-1913). ЕВРОПЕЙСКИЙ НАТЮРМОРТ в 17 веке имел эпоху расцвета в Европе.
Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт vanitas (суета сует) и др. Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующему своему этапу — синтетическому. Рост семьи, отсутствие постоянного дохода и потеря шляпного магазинчика, которым, вместе с партнером, владела его жена, стали причиной того, что детям пришлось переехать к родителям Анри10. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Божен) натюрморт.
Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства.
Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI – начало XVII вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работы нидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др. ). Вот таким образом практически до начала 20-го века он выглядел также как и в 17-м веке. Художник прожил очень долгую жизнь. Лозунг фовистов "смотреть на мир глазами ребенка" не подразумевал подражания детскому творчеству. Канольдт в Германии, Дж.
Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Она – в композиции моей картины. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом.
В отличие от экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Рекко, Дж. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи.
Тщательно подбирая цветовые соотношения, он нередко подчёркивал контуры предметов резкой линией, сознательно деформировал изображаемое. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др. ). Снейдерс, Я. Фейт). Фламандский натюрморт (главным образом рынки, лавки, цветы и фрукты) выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок45.
Дополняет образ острота ритма. Если было заявлено название «Гавань» (Harbor, 1906), то никто не мог усомниться, что видит перед собой изображение гавани. Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: рыбы (А. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).
А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. natura morta, буквально – мёртвая природа голл. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя – от изысканно скромного колорита монохромных завтраков В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа (десерты).
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн.
В 1908 опубликовал Заметки живописца". Нет разницы между большим и малым, совершенным и еще не оформившимся. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов).
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Ему хватило дерзости не раз сменить не только стиль живописи, но и направление деятельности, пройдя путь от простого маляра до известного ещё при жизни художника. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах).
В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку. Божен) натюрморт. Речь идет о фовизме. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств.
Но после 1907 года объединение распалось. Создавая картину, он забывал обо всем на свете. Д. де Хем), битая дичь или антикварный натюрморт с битой дичью (Я.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли. Отказавшись от тяжелой пластики, привычной уже линейной и пространственной перспективы, фовисты решали каждую свою тему в легком декоративном рисунке.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения24. Когда-то у Снейдерса натюрморт был почти картиной мира. Картина «Сирень» полна праздничного цвета, радующего глаз. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения31.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства (цветы Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри).
Рекко, Дж. Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др. ). Художник предусмотрел все по формулам гармонии. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др. ). Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин nature morte, который отразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была живая натура (исторический жанр, портрет и др. ). С того момента, когда Матисс стал рисовать такие композиции и начинается его развитие, как художника. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок — интенсивных, почти пламенеющих. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ).
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. Занятия живописью требуют времени и денег.
Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены». Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. Купить их могли любители цветочной живописи. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Брак «Композиция с трефовым тузом», 1913 г. ).
Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США. С начала 20 столетия натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. С конца 17 века во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства (цветы Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри).
В 17 в. развивается также немецкий (Г. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
(М. Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др. ). Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства».
«Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин», — упрекал он Пикассо, который в своих работах продолжал решительно дробить предметы и фигуры на составные части, упрощать их до строгих геометрических орм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества.
Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. движением «Новые дикие».
Каждый из предметов на натюрморте «Персики и груши» изображён с разных углов зрения. Среди художников 19 века, специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США).
В 20-30-х гг. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления.
Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков.
Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Совершил поездки в Италию (1907). Природа, пейзаж служили фовистам не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых решений.
Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Затем тематика и идейные притязания жанра натюрморта стали скромнее. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков13. Изящны в своей непритязательной простоте тонкие, длинные скрещенные трубки и соломки.
До тех пор пока за него не взялся Поль Сезанн. Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911). И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным.
Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга.
Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. К тому же предметы являлись символами, аллегориями – об этом будет следующая тема. Стоит отметить, что Жорж Брак был выходцем из простой семьи ремесленников. Основные черты творчества Сезанна проявились в произведениях 80—90-х гг.
Зеленовато-серый колорит навевает дремотную умиротворенность. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. nature morte итал. С этим могли согласиться многие художники, стремившиеся к самовыражению, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими.
Stilleben, англ. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда. stilleven, нем. Везде жизнь, везде духовное и прекрасное.
Рисовать Матисс начал довольно поздно. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Завтра только что окончен, вот таким образом на столе заметен небольшой беспорядок, что делает картину еще более реальной.
Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Новый подъём натюрморта был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма (П.
Именно в этой серии впервые появляется образ птицы, символизирующий творческий полёт. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (рус. )англ. 32. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты.
Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Гоген в свою очередь познакомился с Писсарро в 1876 г. и по его рекомендации примкнул к импрессионистам. Однако именно фовизм положил начало упрощённым формам в творчестве художника. Среди мастеров натюрморта в союзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом.
Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя – от изысканно скромного колорита монохромных завтраков В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа (десерты). Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже13. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. Даже самые чуткие знатоки современного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик кубизма) и русский коллекционер Сергей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же оценить революционное значение живописной причуды Пикассо.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В 1917 обосновался в Ницце. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи.
Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. В 40-50-х гг. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Караваджизм).
Коллаж стал весьма популярным в среде кубистов. Авторами картин, представленных на этой выставке стали Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен, Альбер Марке, Кес ванн Донген, Жорж Руо и некоторые другие художники. Углы комнаты даёт другим цветом.
Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Округлости этого кувшина смягчают обилие прямых линий в натюрморте. Сезанн пытается максимально точно передать форму и объём персиков и груш. Фламандский натюрморт (главным образом рынки, лавки, цветы и фрукты) выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Делалось это опять же исходя из того, что главные ценности – плоскость картины и жизнь живописи на ней, а не соответствие действительности. Так продолжалось три века. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.
В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Впоследствии он будет встречаться во многих работах художника. Для этого он использует оптические законы, так тёплые оттенки (красный, розовый, жёлтый, золотистый) воспринимаются нами выступающими, а холодные (голубой, синий, зелёный) – отступающими в глубь. Вынужденный оставить работу маслом, не имея сил держать в руках кисть и палитру, художник разработал технику составления изображения из обрезков цветной бумаги. Срез стола справа художник уравновесил возвышающимся кувшином слева. В 1927 получил премию Карнеги.
Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Самое расположение предметов часто указывает на на существование второго смыслового плана.
В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Натюрморт (франц. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы.
И жанр натюрморта стал прекрасным объектом для этих экспериментов. Так стол мы видим сверху, фрукты и скатерть – сбоку, маленький столик – снизу, а кувшин вообще одновременно с разных сторон. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции.
Краски палитры стали сдержаннее. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Таков сложный механизм простоты, не сразу открывающийся зрителю. Ж. Руо принимается за создание картин-притч. Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена. Вскоре Матисс преодолевает в себе остатки импрессионистического вИдения. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока (например, так называемый жанр цветы-птицы), но рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Доминика и Девы Марии. Наставником будущего великого художника был Шарль Луйе.
Кроме очевидной декоративности, этот натюрморт также рассказывает о незаметной «тихой жизни» предметов, которую подметил внимательный взгляд художника. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Но, начиная с Сезанна, натюрморт покидает отведенный ему уголок и начинает все больше и больше претендовать на роль картины вообще.
В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др. ).
Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. В 60-70-х гг. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками.
Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань). Интересно, что среди последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963).
Он умер в 1954 году. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись.