И в живописи и в фотографии один из самых сложных жанров — натюрморт. В середине двадцатого столетия в жанре «натюрморт» много фотографий сделал Йозеф Судек, который придавал предметам изображенным на фото, особое настроение при помощи тонкой игры со светом. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами.
Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями. Популярностьнатюрморта в фотографии в последнее время растет и набираетзаметныеобороты. Американский фотограф Катрин Алманас снимает постановку и чаще всего – натюрморты с идеальной композицией, геометричными светотенями и едой, разложенной будто на операционном столе, с аккуратным местоположением всех представленных объектов. Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет. Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии.
В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора. Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом. Провокативный нью-йоркский фотограф и художник Дэвид Бенджамин Шерри известен почти монохромными изображениями неизвестных объектов причудливых растекающихся форм, которые он то вешает в воздухе, то раскладывает на столах и прославившим его натюрмортом из ппошлых пластиковых фруктов. С появление фотографии натюрморт не потерял своей популярности, даже не смотря на то, что большинство сегодняшних фотографов привлекает возможность съемки в действии. Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт.
Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас. Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю. Чтобы вдохновить вас, мы отобрали прекрасные натюрмортные фотографии, снятые участниками фотосообщества 35photo. Прекрасные, красочные натюрморт фотографии с цветамиАшрафула Арефина (Ashraful Arefin), фотографа изДакка, Бангладеш. Фотографические натюрморты на сюжет Vanitas (лат.
Фотограф любитель Маргарет Перфонсио (Margareth Perfoncio) очень любит натюрморты.
Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы.
Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. К тому же, если не использовать вспышки источники света достаточно слабые. Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира. Такого рода натюрморты присутствуют в работах Ричарда Джонса, Ипполита Байяра и Реми Робера.
И вот почему. Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers).
Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. В это время фотографии в жанре натюрморт делали такие фотографы, как Уильям Андерхил, Эдвард Уэстон, Александр Родченко, Эдвард Стейхен, Андре Кертец и пр. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе». В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. В случае с натюрмортом фотохудожник постоянно расширял границы восприятия, находил новые подходы к изображению обычных, на первый взгляд, цветов или фруктов. Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию. И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом.
Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». Технические параметры съемки так же очень важны. Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи.
Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Как показывает история фотографии именно натюрморт оказался менее всего представлен в фотографическом искусстве, хотя с него эта история собственно и началась. Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией».
Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен.
В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой). Обработка в графических редакторах (Photoshop).
Угол наклона тоже важен. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием.
Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. Фотографы, работавшие на заре фотографии, вскоре после того, как появился фотоаппарат использовали, как правило, эти же предметы и снимали натюрморты обычно в помещениях, но иногда делали исключения. На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет. Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации).
В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно. Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа. С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться.
Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь.
Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты. Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь.
В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны. Кто о чём, а я снова о цветах. Среди ранних гелиографических опытов Нисефора Ньепса был натюрморт, состоявший из бутылки, ножа, ложки, миски и буханки хлеба, лежащих на столе. Расширился и круг используемых предметов.
Это был отдых, расслабление и полная свобода. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией.
В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название.