Касаемо непосредственно натюрморта «сирень в корзине», тут автор как-бы задумал создать некоторый розыгрыш для потомков. Репродукция натюрморта с сиренью, подсолнухами, розами потребует для исполнения несколько больше времени, а фотопортрет, выполненный по вашей авторской фотографии, будет выполнен быстрее. Писала ее маслом, акварелью, а теперь очень бы хотела и вышить натюрморт с сиренью.
Она завораживает своей красотой и праздничностью яркой сирени. От имени прекрасной Сиринги и происходит латинское название сирени (Siringa). Кончаловский говорил, что к изображению цветов нельзя относиться небрежно, «так себе».
Удрученный, бог лесов сел рядом с кустом и заплакал. Некоторым слышится музыка тезки художника композитора Чайковского из «Спящей красавицы» (вальс Феи сирени). Но любовь к сирени у Кончаловского – как любовь к Родине. Художник настолько был связан с этими цветами, что при виде красивых гроздей многим хотелось, как и Кушнеру, воскликнуть: «Здесь уже побывал Кончаловский, трогал кисти и щурил глаза» А ведь художник со своим тестем Суриковым объездил много стран Европы с этюдником и рисовал достаточное количество красивых цветов.
Сирень – это светлый символ. Верх букета украшают темно – красные грозди. Он вызывает различную гамму, но только добрых и радостных чувств. Слегка привядшую, нежных спокойных тонов сирень художник нарисовал в 1937 году. В ботаническом саду Киева в районе 1-9 мая каждый год зацветают кусты сирени. Картина Кончаловского «Сирень в корзине», на которой нарисованные гроздья так же хороши, как изображенные в других натюрмортах – на плетеном стуле, на окне, в кошелке и бадье на полу, органично вписывается и, если так можно сказать, венчает цикл работ, посвященных этом цветам.
Это и подоконник и стол, то накрытый чем-нибудь, то голый. Сочинения по таким темам учат детей гордиться своей отчизной, ее радостной красотой и героической историей. Необходимо оговорить, что натюрмортов с таким названием у Петра Петровича несколько. Как говорил другой поэт: «Сирень с печалью рядом не представить» И тут опять уместно вспомнить написанную в 1933 году Сирень в корзине.
Гармонично вписаны и ветви нежно – розовой и светло – лиловой сирени. Хороша сирень в саду (на одном полотне ее видно в распахнутое окно). Одни только упругие кисти, пойди, опиши. На первый взгляд – просто цветочный натюрморт, а присмотреться – чего только не увидишь. В утешение он срезал с куста веточку и сделал из нее свирель. А цветовая гамма, а реалистичность изображения. Каждый год тысячи людей радует этот ароматный цветок своей красотой. Очень хороший натюрморт – не задорный, не ликующий, но и не погребальный.
Даже в 1941 году Кончаловский обращался к любимой теме, так как, очевидно, сирень – это символ жизни, а может быть, даже победы. Весь букет окаймляют изумрудные листья. «Сирень в корзине» – очень благодатная тема, она развивает фантазию. Существует красивая легенда о происхождении сирени в древнегреческой мифологии. Когда смотришь на эту прекрасную сирень, то как будто чувствуешь приятный чудесный запах.
В ботаническом саду открывается красивый живописный вид и притягивает ежегодно художников, которые переносят красоту природы на свои полотна или вдохновляются на создание натюрмортов с букетами цветов сирени. «В этом букете все цветет, живет и радуется», – писал сам Петр Петрович. Букет 1933 года совсем в другой емкости: П. Кончаловский сирень в корзине разместил в надежной, крепкой, соответствующей мощному, богатому букету таре. На них изображены гроздья разных цветов (как уже оговаривалось, белые, лиловые, фиолетовые), по-разному подобраны букеты, отличающееся друг от друга плетение на корзинах. К этому полотну, конечно, не подходят удивительные строки О. Мандельштама: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени» Но к другим натюрмортам подходят, так как П. Кончаловский сирень в корзине рисовал всякую – и торжествующую, героическую и нежную, обморочную. Плетеная из ивовых прутиков корзина будто обнимает этот замечательный сиреневый букет. Россиянам очень хорошо знакома эта картина, так как в школе о ней пишут сочинение.
Они все удивительно хороши, все в них разное – оттенки, флористика, тара, места, где размещены букеты. Благоухающий сиреневый аромат дарит нам отличное настроение. Действительно, картина хороша.
В работах начала века одного из основателей «Бубнового валета» – авангардиста П. Кончаловского – очень чувствуется влияние знаменитого автора «Пьеро и Арлекина», но в более поздних полотнах, таких как «Сирень в корзине» (фото шедевра прилагается), присутствует только гениальный отечественный художник со своей индивидуальной, узнаваемой манерой письма. В центре уютно расположились жемчужные и бледно – молочные цветы. Месяц май – время цветение прекрасной сирени. Просто Поль Сезанн по духу был близок раннему Кончаловскому. Они хорошо освещены, а местами кажутся золотистыми. Сирень – род растений семейства маслиновых.
Цветки, как правило, с белым или лиловым (сиреневым) трубчатым венчиком, очень ароматные, собраны в многоцветковые метельчатые соцветия. Картина «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, размером 79 х 104 см хранится в Третьяковской галерее. Да, такую чудесную картину мог создать только художник, влюбленный в родную природу. Ощущение покоя, радости и щемящего счастья рождает картина Кончаловского «Сирень в корзине». Петра Петровича Кончаловского называют сезаннистом.
Корзины в натюрмортах разные. Темный стол, темная корзина, густые тени, отбрасываемые букетом на стену, – все подчеркивает красоту букета, создает трехмерность пространства, как бы приближает букет к зрителю. У кого-то она ассоциируется с русским полем, у кого-то с березкой, а у него – с сиренью. Плоды – сухие, жёсткие коробочки, сдавленные по бокам.