Натюрморт с рыбами – жанр живописи.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704).
Они лежат на столе, на полке и даже на полу. Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству». Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина. В середине 18 в. возник термин «nature morte», который отразил пренебрежительное отношение к Н. со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была «живая натура» (исторический жанр, портрет и др. ).
На плотной пурпурной скатерти с черным орнаментальным узором тесно скомпонованы предметы: книги, верхняя из которых украшена золотым тиснением изящный несессер из коричневой кожи. Вообще, большинство мировых религий пользуются символом рыб весьма широко.
У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано. На столе лежит все купленное ею. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма.
Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью. Я подошёл поближе и увидел, что это скомканная зелёная бумага. Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
Тоска и безысходность так и сквозят из каждого уголка этого произведения. В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта. Картина символична и выразительна, она лучше всяких слов рассказывает о драматичных послереволюционных годах. И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету.
Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. В 17 в. развивается также немецкий (Г. На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом. Возникновение собственно натюрморта граничит с именем Питера Артсена.
Ему всегда было интересно что-то мастерить изображать, познавать новый материал. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Цветы, возвышающиеся над остальными вещами, как будто передают мысль о том, что живая природа властвует над неодушевленным миром. Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков.
Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами.
Давайте мысленно перенесемся в Нидерланды той эпохи. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Это тщеславие, алчность, некий эквивалент нижнего мира и царства мертвых. В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью.
Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. stilleven, нем. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Расцвет русского Н. приходится на начало 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащенные новыми художественными веяниями работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, М. Ф. Ларионова тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусства» (А. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638). Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя.
Натюрморт (франц. Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620–1678). Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта».
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Дальнейшее развитие русском Н. носит эпизодический характер. К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693).
На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. Пол устилает ковер с ярким орнаментом. В революционном Петрограде 1918 года он пишет свой натюрморт «Селедка» без оглядки на старые каноны и застывшие классические формы. 1493 — ок. На этом фоне не удивителен беспрецедентный расцвет науки и искусств.
Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк. Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать». Отказ от них – один из способов спасти душу. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон.
На своих картинах Арчимбольдо изображал человеческие лица в виде композиций из овощей и фруктов, ракообразных и рыб, нередко даже с портретным сходством. Среди работ последнего широко известно полотно «Внутренний вид крестьянской хижины» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. В Мидделбурге, где жили эти мастера, работал и Иоганнес Гударт, прославившийся не только как натюрмортист, но и как известный энтомолог.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Б. Моннуайе и его школа), охотничьим Н. (А.
Мастер создавал натюрморты, композиции с охотничьими трофеями и картины изображавшие птичьи дворы. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
Крупноформатные декоративные картины с изображением мертвых лебедей, зайцев, коз писали такие художники, как Я. Веникс и М. де Хондекутер. Но эти фигуры — всего лишь детали, нужные автору для того, чтобы оживить натюрморт — множество роскошных вещей в мастерской художника. natura morta, буквально — мёртвая природа голл. Но есть здесь и исключения. Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки).
Я. Головин и др. ): романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и др. Таково полотно «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек. Затем два года прохождения воинской службы в пограничных войсках. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де лЭклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли «отцом цветов».
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Его рыбсолистические натюрморты чрезвычайно выразительны и написаны с огромной точностью и знанием дела. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Голландские торговые компании действуют по всему миру. Стены жилища украшены пейзажами. Картина принадлежит кисти итальянского художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо, который в ХХ веке был провозглашен предтечей сюрреализма.
Флегель, К. Паудис) и французский (Л. С помощью локальных красочных пятен и светотеневых переходов художник достигает такой объемности, что изображение приобретает осязаемую убедительность. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт». Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека».
Рассмотрим, к примеру, такую известную фреску, как «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Никакой рыбы, тем более соленой, мы в композиции не увидим. Вожен) Н. С конца 17 в. во французском Н. восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. И это не удивительно. Тем не менее многие русские художники, не писавшие натюрмортов, восхищались ими, глядя на полотна западных мастеров.
Теперь обратим внимание на задний план. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. «Пиво и вобла» Петра Кончаловского, одного из основателей объединения «Бубновый валет». А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Произведений Блума сохранилось немного.
Во многих культурах соль символизирует богатство и дружбу. Недостающий элемент композиции сродни паузе в музыке. Интерес к бытовому характеру вещей интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском Н. Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя — от изысканно скромного колорита «монохромных завтраков» В. Хеды и П. Класа до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа («десерты»). Такова, вкратце история раннего рыбсолизма в Западной Европе. В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима.
Многие произведения анонимны. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты.
Отчасти с жанром Н. сопоставимы произведения так называемого жанра «цветы и птицы», а также отдельные изображения фруктов (Цуй Бо, 2-я половина 11 в., Му-ци, 13 в. — в Китае Огата Корин, 2-я половина 17 — начало 18 вв. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна.
Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621–1674), показавший на своем полотне «Ученый в кабинете» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом. Встреча хлебом и солью – древнейшая традиция многих народов. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Рекко, Дж.
Но к счастью, ситуацию спасает фон. За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина.
Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
С 2000 года занимается исключительно живописью. Художник любит реалистическую живопись, в основном это пейзажи и пленэрный натюрморт. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. В их числе был голландский мастер Георгий Хуфнагель (1542–1600), прославившийся иллюстрациями к сочинениям ученых-естествоиспытателей. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Изображаемые предметы обычно располагались подчёркнуто небрежно, хаотично: это должно было демонстрировать пренебрежительное отношение к их материальной ценности, а также символизировать тщету людских деяний.
Конечно, есть и намного более тонкие авторские замыслы и их трактовки. Но композиционное решение его полотна «Ученый в своем кабинете» несколько иное. Соляной корень второй части нового термина тоже древен, велик и многогранен. Самостоятельное значение Н. -этюда возрастает на рубеже 19 и 20 вв. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага.
Фламандский Н. (главным образом «рынки», «лавки», «цветы и фрукты») выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны это — гимны плодородию и изобилию (Ф. Интересно композиционное решение этой картины.
Особенно бурное развитие этот стиль получил в первой половине двадцатого столетия. Влечение к рисованию и творчеству появилось очень рано. Элемент рыбсолизма налицо, причем, полюбуйтесь, какой он красивый и непростой. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Кухонные натюрморты есть и в творчестве Ф. Рейкхалса, работавшего в Мидделбурге и Дордрехте, а также в наследии роттердамского художника Хермана Сафтлевена Младшего (1609–1685). Маленькая страна на задворках Европы испытывает небывалый подъем. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах.
Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Таково полотно «Рыбная лавка», написанное кем-то из последователей или учеников Артсена. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714).
Все предметы на картине словно собраны для того, чтобы поразить зрителя своим великолепием. Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души и знаки бренности внезапно оказываются символами спасения. Этот жанр становится принципиальным для его творческой концепции, оказавшей большое влияние на развитие Н. (как и живописи в целом) в искусстве 20 в. С начала 20 в. Н. является своего рода творческой лабораторией живописи.
Снейдерс, Я. Фейт). Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались «десерты» Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным «завтракам» П. Класа и В. К. Хеды. И в самом деле, очень похоже, что и Петрову-Водкину и Семыкину являлась одна и та же муза. Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь». Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова.
Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию. После учился в Ворошиловградском государственном художественном училище (1983 – 1987гг. ). Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.
Кажется, что Сорока настолько увлекся лежащими на столе предметами, что почти забыл об остальных деталях картины. в области Н. работают А. М. Герасимов, П. В. Кузнецов. Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Большие книги лежат на столе и на полу. Позвольте-ка. Д. де Хем), «битая дичь» (Я.
Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования). Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Получение искусственных волокон для лесок, сетей и других рыбных ловушек. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640–1679), немецкий художник, работавший в Голландии, в Утрехте. Вот представьте сами, что постановка сделана на черно-белом рубленом фоне газеты «Правда» или даже, еще страшнее, «Гудок». На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. На передке повозки — три яблока.
Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер. (М. Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен.
Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). Прежде всего, необходимо отметить, что работа эта выполнена исключительно минималистично. Испокон веков соль была и остается одним из наиболее важных продуктов.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах.
Скажу даже больше. Предметов на картине изображено немного, но большая часть из них наделена блеском: до блеска начищен никелированный чайник, блестит на солнце стеклянная банка с букетом полевых цветов, блестит и скорлупа яиц. Становление итальянского Н. в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, «низким» мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. в Японии). Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это «зрелище, в котором можно многое открыть».
Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Венике, М. Хондекутер), аллегорический Н. «vanitas» («суета сует») и др. Бейерен), «цветы и фрукты» (Я.
«Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Главным связующим элементом здесь является свет, мягко переходящий от одного предмета к другому.
Голландский вариант термина «Н» — «stilleven» (первоначальный смысл — «неподвижная модель») — возник только в конце 17 в., объединив все эти разновидности. Stilleben, англ. Сюжетно-бытовой Н. разрабатывается с 30-х гг.
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. В таком жанре, как натюрморт, сложились определенные темы, сформировались свои методы и приемы. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи.
В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство («Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой). Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством.
1530 — ок. В 40—50-е гг. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. Цели Н. как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к естествоиспытательски точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию Н., а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры.
Высокий художественный и смысловой уровень достигается здесь весьма скупыми средствами. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота.
Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Но это вовсе не так.
Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. stilleven, нем. О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». Проблемы (или же мотивы) Н. привлекают и мастеров более поздних течений — от художников, в разной мере сочетающих ориентацию на классическое наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии, Дж.
Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. П. Штеренберг, Н. И. Альтман) и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия плодов земных, снеди, утвари (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др. ) и поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В.
Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть».
В 20—30-х гг. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени». Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга.
Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Однако распространение жанра Н. приходится на 2-ю половину 16 — начало 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира. Его некоторый подъём в 1-й половине 19 в. (Ф.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах.
Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Ю. И. Пименовым. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности.
В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). В русском искусстве Н. появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир («обманки» Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др. ). В 60—70-е гг. В Роттердаме был разработан «кухонный» натюрморт, представляющий собой изображение внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу. В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ.
Жаль, что такое бывало не часто. На фоне рутинного салонного Н. 2-й половины 19 в. выделяются, в общем, традиционные работы француза А. Фантен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип «trompeloeil». Не составляет исключение и живопись. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи. Зритель чувствует, что увлеченность передачей разложенной на столе снеди (даров моря, разнообразных овощей и фруктов) возобладала над стремлением охарактеризовать людей, занятых выбором продуктов. Прежде скромные «завтраки» превращаются в красочные картины, на которых зритель видит покрытые ковровыми скатертями столы с разложенными на них дорогими предметами. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина. Специфика жанра определяет повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов, фактуре поверхности проблемам изображения. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства. stilleben, англ. Моранди в Италии), до представителей сюрреализма и «поп-арта», чьи произведения в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра Н. Реалистические традиции Н. (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. still life, буквально —тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
В эрмитажной коллекции хранится картина неизвестного художника, получившая название «Торговец рыбой». Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции. Именно потому название «stilleven», появившееся после 1650 года, точнее, чем выражение «nature morte» («мертвая природа»), отражает суть произведений, созданных живописцами Голландии. nature morte итал.
В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Это замечательный образчик примата формы над содержанием. Вовсе не обязательно, чтобы рыба на полотне вообще была соленой.
vanitas). Термин «застывшая жизнь» (голл. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание.
Два параллельных плана кажутся не связанными между собой, да и передача перспективы для художника — пока еще трудная задача. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта.
Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. В отличие от натюрмортов XVI века «Рыбная лавка» исполненная мастером XVII столетия, лишена красочности, ее колорит тяготеет к единой тональности. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Справа в глубине изображена таверна. Хозяин дома, радостно встреченный собакой, входит в комнату.
Изображения вещей (часто обыденных) в испанском Н. отличаются возвышенной строгостью и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (Х. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Постимпрессионисты также увлекались этим жанром.
Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника. Да-да. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций.
Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Дальнейшее развитие цивилизации постепенно расширяло эти рамки. Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых. Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в Н. крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Рядом с Н. цветов (Ж. Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Эти исследования помогли создать перспективу и объем в натюрмортах не только с помощью классических методов, но и путем мастерского использования цвета. Голландский Н. отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме «завтраков» и «десертов», «рыбы» (А. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Этот способ сохранился у некоторых примитивных народов даже сегодня.
Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Формальное описание стиля «Рыбсолизм» крайне просто, если не примитивно. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
Голландия присоединяет и основывает многочисленные колонии. Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше.
Таково полотно «Цветы, бабочки и змеи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Предшественниками жанра считаются так называемые memento mori, аллегорические изображения известные со времён Средневековья и призванные напоминать о бренности и преходящести всего земного. Однажды я решил изучить странный зелёный овощ в натюрморте. В настоящее время большая часть натюрмортов, созданных в XVIII веке, хранится в Эрмитаже, Останкинском дворце и музее в Кусково. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует».
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. Специальная организация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра Н. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в Н. изображают объекты живой природы изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, — рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Аналогично, добывание соли рассольным способом способствовало развитию зачатков химии.
Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него. Во Франции мастера фовизма (А. Сюжет его, казалось бы, прост избит и тривиален. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.
«Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его.
О личности этого мастера ничего не известно. Точность подбора этого элемента композиции автором просто изумительна. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Огромную роль для дальнейшего развития русского искусства сыграли передвижники, стремившиеся показать в своих произведениях правду жизни. Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
Автор показывает зрителю два плана, в которых одновременно разворачивается действие. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
В. Лебедев, Н. А. Тырса и др. ). В европейском искусстве приблизительно с XV века получили распространения изображения, призванные создать иллюзию трёхмерности. В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью. Историю Н. как жанра станковой живописи и в частности его типа «trompeloeil» («обманка»), открывает «Натюрморт» итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов.
Вообще, достаточным основанием для причисления произведения к стилю «Рыбсолизм» я считаю обязательным наличие на полотне изображения пойманной рыбы. Да что-то подобное мы только что уже видели. Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова. как натюрмортисты выступают А. Ю. Никич, В. Ф. Стожаров. В первую очередь это символ плодородия, размножения и любви. В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо.
Мастер специально отодвинул фигуру модели к краю полотна, чтобы зрителю были хорошо видны предметы, разложенные на столе. В целом, сочетание двух столь разноплановых и неоднозначных символов в едином термине «рыбсолизм» чрезвычайно красиво и остроумно. А. С. Пушкина. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира.
Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». В 19 в. судьбы Н. определяют ведущие мастера живописи, работающие во многих жанрах и вовлекающие Н. в борьбу эстетических и художественных идей (Ф. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи.
Многие народы и культуры приписывают соли магическое значение. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности.
А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Излюбленные темы мастеров итальянского Н. (П. Даже наоборот. Занимался гимнастикой и посещал детскую художественную школу.
Особенно заметно его воздействие в картинах с охотничьими трофеями кисти Жана-Батиста Удри и Франсуа Депорта. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке.
Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». живописцев круга «Голубой розы» яркие, пластичные Н. мастеров «Бубнового валета» (П.
Уже в конце XVI века в творчестве живописцев Голландии появились новые мотивы. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Корабли голландских мореплавателей бороздят океаны и открывают новые земли. Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастера выписывали очень тщательно и с величайшим мастерством. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе.
На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы. Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками». Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. С дальнейшим укреплением голландской буржуазии изменяются требования к живописи. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Значительную роль играл Лейденский университет. В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам. Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом». В то же время такие детали, как песочные часы и букет нежных цветов, чья жизнь недолговечна, напоминают о бренности бытия и сближают картину с натюрмортами типа vanitas. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др. ). В общем виде это натюрморт, в котором в той или иной ипостаси выступает соленая рыба.
Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта.