Описание постера Натюрморт с морской раковиной и яблоками.
Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. stilleven, нем.
Другие символы спасения – это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. vanitas).
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). На картинах этого жанра изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления обеда. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте.
Композиция в натюрморте очень важна, она как фундамент для воплощения идеи натюрморта. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. В этих условиях жанр натюрморта оказался в наиболее выгодном положении. Раковина в картине, вообще, очень "филосовский" элемент. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
В отличие от человека и живой природы, неживая природа (предмет натюрморта) весьма соответствовала возможностям светописи первых десятилетий. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать по-разному – в зависимости от контекста и от общего послания натюрморта. Кроме ранних опытов Л. Дагерра, здесь следует назвать ранние работы Ф. Тальбота.
Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Скажем, в снимке «Руки Джорджии ОКифф» А. Стиглица главное место занимает лошадиный череп, с мертвой белизной которого контрастируют нежные женские руки. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые постоянно сменяют друг друга. Его калотипии, составившие альбом «Карандаш природы» (1844 г. ), в большей части своей могут быть отнесены именно к жанру натюрморта.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Если в подражательном портрете или пейзаже можно было в виде «нерастворимого остатка» обнаружить черты интересующей нас реальной личности или уголка природы, которые пробивались сквозь стесняющие их покровы живописной по своей сути пластики, то в натюрморте подобное обнаружить было трудно. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. stilleben, англ.
Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Он обращает на себя внимание необычностью масштабов, пристальностью взгляда. Приведу в пример его «Книги на полках». Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Слсжное светотональное построение снова позволяет дать разные жанровые атрибуции, однако, думаю, в целом здесь, как и в предшествующем примере, торжествует натюрмортный подход к натуре.
и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Напомню приведенный ранее «Стручок перца» Э. Уэстона. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. Тут все зависело от самого фотографа: предметы неживой природы терпеливо «позировали» камере столь долго, сколько это было нужно. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. На помощь (а вскоре и на смену) графике пришла фотография, сначала черно-белая, а теперь цветная.
Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными. В них нередко сквозили черты, присущие плакату. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). В центре в вазе засахаренные сладости с корицей и миндалем. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Кроме того, летают мухи и бабочки.
Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Он позволял сформулировать новые представления о таящихся в фотографии возможностях. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Натюрморты, сделанные в это время, отличались ясностью и простотой построения. И еще одно обстоятельство серьезно повлияло на становление и развитие фотонатюрморта.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Ещё одним новшеством, которое ван Алст принёс в цветочный натюрморт, стала асимметричная композиция букета. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Справа в глубине изображена таверна. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Вот таким образом фотографы и по сей день не брезгуют снимать от цветочков до черепов, что было присуще и художникам. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Тут нет ни цветочков, ни плодов земли — привычных предметов, привлекавших представителей жанра в изобразительном искусстве в течение столетий. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. Первый изображали на картинах еще в 15-м веке (пышные, богатые цветками и фруктами композиции), второй – удел современных «Рембрандтов от фотографии» (минимальное количество предметов, тусклый свет, настроение).
Еще в предвоенную пору почти вся реклама делалась художниками. Все живет и движется, все вдыхает и выдыхает, все ежеминутно изменяется", – говорил французский арт-критик Торе-Бюрже, а величайший мастер натюрморта Шарден утверждал: "Писать надо не красками, а чувством".
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Люблю эту тему. А для фотографа оказалось очень интересным со всей подлинностью и в деталях воссоздать на снимке «физиономию» каждой из книг. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Отказ от них – один из способов спасти душу.
Или вот «Студия Мондриана» А. Кертеша: на переднем плане стоит ваза с цветком, а за нею сквозь открытую дверь видна часть лестницы. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Вот таким образом, наверное история натюрморта стоит особняком от истории других фотографических жанров: здесь эволюция происходила медленнее, она была в меньшей степени связана с развитием техники и художественных. поветрий. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. А. Родченко дал чеканную пластическую формулу нелегкой профессии. Фотографы будто вспомнили уроки Тальбота, остававшиеся в забвении более полувека. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы.
почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. За столом у огня сидит веселая компания, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похотью. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Утварь, посуда — все это подано в торжественном ключе, все сверкает, «купается» в лучах света, все прославляет полноту и радость жизни («Советское Фото», 1979, 2).
"Нет в природе натюрморта. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Примеры натюрмортов мы можем видеть выше на фото 1 и фото 2. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Я думаю и тут нет лучше и доказательнее примера, чем фотонатюрморт. Художник старается передать мир изобилия и красоты, мир роскошных и дорогих деликатесов, в семнадцатом веке подобные настольные натюрморты вызывали чувство восторга у зрителей.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос.
В отличие от скромной палитры подобных снимков, работы Б. Смелова выдержаны в бравурном стиле, чем-то напоминающем полотна знаменитого Ф. Снейдерса. В этих условиях пафос репортажных работ, сделанных на крупнейших стройках, естественно продолжался и в натюрмортах. Теперь обратим внимание на задний план.
Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.
Термин «застывшая жизнь» (голл. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами.
Той стилизации, которая хорошо видна, скажем, в «Морском натюрморте» Л. Балодиса.
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. (nature morte переводится как "мертвая природа"). Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Так сложилось, что натюрморт и фотография – спутники почти с самого рождения последней, но считается, что натюрморт снимается фотографами реже любого другого жанра (если говорить об основных, а не суб-жанрах).
У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Объединяет эти два стиля вся та же тема данной статьи – композиция, а точнее, ее правила. Тут уж, действительно, натюрморт был, как говорили о фотографии ее противники, «суррогатом живописи». И они не могли скрыть своего благоговения перед предметным миром новой эпохи. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь».
Пока опять студенческая работа, где натюрморт был поставлен преподавателем. Недаром и «чистые» представители этого жанра — назову А. Хлебникова — развивались в проложенном репортерами русле.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Да и в выборе самих предметов фотограф был достаточно свободен.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Таковы сделанные на рубеже 20—30-х годов серии индустриальных натюрмортов — «Работа металла» А. Шайхета. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Художественный натюрморт можно разделить на живописный и фотографический. Резкое расширение сюжетов в натюрморте повлекло за собой появление неких «гибридов», в которых присутствовали элементы других жанров. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte).
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Любопытно отметить, что увлечение съемками, что называется, «в лоб», крупномасштабно, с отвлечением от окружающих деталей, было в ту пору в натюрморте весьма распространенным. Их авторы, подобно художникам XVII века, предпочитают рассказывать о каждом из них «соло»: вот, к примеру, старый, повидавший виды кофейник, вот только что разрезанная дыня — поблескивающая свежим, не успевшим подсохнуть, соком на срезе. В натюрмортную группу часто входят рёмеры, акелей-бокалы, кубки-наутилусы, китайские вазы и кувшины изображённые с исключительной достоверностью.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. И может производить абсолютно разное впечатление. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Так прозаические сюжеты обретают вдруг немалую долю пафоса.
С сюжетом и композицией не совсем согласна, хотя сами раковины рисовать было приятно. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).