Гоген признавался, что пишет натюрморты тогда, когда чувствует усталость. Таким образом, московский натюрморт Фрукты можно считать зашифрованным посланием Гогена к Лавалю и Мадлен, в котором звучат предостережение и тоска. Нередко Гоген выполнял картины в смешенном жанре, сочетая натюрморт с интерьером и даже портретом.
Купить картину или постер Натюрморт, художника Поля Гогена вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Натюрморты Поля Гогена не столь многочисленны, но он тоже любил этот жанр живописи. В цветовых решениях натюрморт Гогена несёт явные черты индивидуальной манеры художника – крупные цветовые пятна, лишённые полутонов, пренебрежение тенью, яркий колорит и декоративность.
«Природой в клетке», ее мощью, красочностью, плотностью, силой, буйством, зажатым в поле холста, воспринимаются парижские натюрморты В. Ван Гога («Фриттелярии в медной вазе», 1887, Музей дrsquoОрсе, Париж). «Парадоксально, – считает Кашен, – но добряк Писсарропередал Гогену идеи, которые, доведенные до крайности, помогут последнему отделиться как от него самого, так и от импрессионизма». Каждый изобразительный ряд написан в своей манере, — сезанновские фрукты выписаны объемно, «по-сезанновски». Кладем на стол яблоки и еще один подсолнух. Для мастера характерны удлиненные фигуры, протянутые вдоль плоскости картины.
Они желтые. Но первое после долгого перерыва путешествие Гогена оказалось не слишком удачным. de Gauguen.
По цвету она тоже выглядит керамичной (настоящая глиняная статуэтка со склоненной женской фигурой отставлена в сторону, на подоконник). У этого странного движения посуды два направления. В московской картине сохранены оба источника композиционной игры. Там художник торговал брезентовыми изделиями, а его жена давала уроки французского языка.
Это произведение чистейшего, «классического» импрессионизма, последовательно воплощающее заветы Писсарро: моделированное мелкими мазками звучного цвета воплощение целостного впечатления. Картина Варварские сказания, 1902 пронизана духом древних легенд.
Несмотря на то, что символизм моментально распространился по всей Европе, корни его следует искать во Франции. В зале особняка С. И. Он трактует позу нищенки в картине Сбор винограда в Арле как конфликт между желанием и страхом: Гоген запечатлел в этой картине «Еву до грехопадения, в момент дьявольского искушения». В то время как Гогену приходилось придумывать фигуры никому не известных таитянских божков, Гончарова опиралась на изваяния «русских» (как она выражалась) «каменных баб», лепя из глины (в настольных размерах) свои собственные их варианты. Отталкиваясь от изображения фруктов в нижней части холста – по сути цитаты из произведений Сезанна (вспомним, например, его натюрморт «Фрукты» (около 1879 – 1882, ГЭ) – Гоген утверждает собственные законы в живописи.
Ведь уже в ее «Крестьянках, сажающих картофель» (1907-1908, ГТГ) появились кучи картофеля, похожие на каменные валуны, на которые столь же похожи и фигуры работающих женщин. Paris, 1984. Родился будущий рисовальщик в Париже 7 июня 1848 года.
Ведь уже в ее «Крестьянках, сажающих картофель» (1907-1908, ГТГ) появились кучи картофеля, похожие на каменные валуны, на которые столь же похожи и фигуры работающих женщин. Самоуглубленное миропознание (пожалуй, так можно было бы определить суть этого процесса) – сущностное качество личности Гогена.
Верьте своим глазам, а не формальной логике. Сам называвший себя «дикарем», Гоген как личность, действительно, не вписывался ни в какие рамки и не подчинялся никаким правилам. Лакающие из миски щенки, бокалы, фрукты, расположенные у края стола — последняя деталь была явно навеяна картинами Сезанна, — все эти элементы располагаются «линиями». Но художник, кропотливо составляя натюрморт, вдохновляется красотой этих обычных вещей и передаёт этот восторг и вдохновение в своей картине.
Это очаровавшая художника японская графика. Сравнивая технику исполнения двух натюрмортов, отметим, что, хотя оба и написаны раздельными мазками чистого цвета, тонко нюансированы в цветных тенях и рефлексах – по всем правилам импрессионистической живописи, – цветовая гамма «Натюрморта с японскими пионами в вазе и мандолиной» не столь светла и радужна, как в натюрморте 1884 года, более близком импрессионистам, а формы, вылепленные, как бы построенные мазками, заключены в четко обозначенные контуры. Но это было «прежде», до Арля, а Тщета человеческая возникла «потом». Именно эту доктрину, хотя и довольно радикальным образом, декларирует «Натюрморт с тремя щенками».
Таков Гоген-горшечник – с рукой в печи, заглушающий готовый вырваться крик». В картине Деревенская драма воплощена скорбь человеческая, притча о поруганной чести – на это недвусмысленно указывает фигура прифранченного парня, презрительно смотрящего на простоволосую женщину сверху вниз. Камертоном троичности выступает подчеркнуто трехчастное строение бокалов центральной строки.
Если фон гогеновского «Сбора плодов» мы во многом ощущаем как сияние мозаичного золота, то гончаровские фоны – как залитые солнцем поляны в саду. Невесомые фигуры гогеновских аборигенов не столько стоят на поземе, сколько «подвешены» в лучах золотого свечения, фигуры гончаровских крестьянок – прочнее оперты о позем.
Связываясь со случайными женщинами (результатом чего был сифилис, последствия которого мучили художника до конца дней), он плодил внебрачных детей, чьи судьбы его не интересовали. Лёгкими вибрирующими мазками художник передаёт плоскость стола и объём предметов. На переднем плане лежит его любимая мандолина, с которой Гоген не расставался, а все предметы, как бы хранящие тепло рук художника изображены перед висящим на стене пейзажем, по всей вероятности, тоже принадлежащим кисти Гогена (или его приятеля-импрессиониста Гийомена, по предположению М. Бодельсен). Лишь в таком случае рождался истинный «синтез», целостность означаемого и означающего. Зиму он провел у друзей, а ранней весной 1888 года вновь перебрался в Бретань.
Помощи этой приятели не дождались и Гогену пришлось наняться рабочим на строительство Панамского канала. Переводя ее примитивизм в уже фазу, новую к 1910-м годам гогеновский период у Гончаровой закончится. В 1871 году он устраивается работать в банк, женится.
Владимира Бурлюка на портрете 1910 года (Художественный музей, Лион), написанном в бурлюковской Чернянке, еще более явном «Таити», нежели ларионовский Тирасполь, он изобразил в подобающих случаю гогеновских красках, однако в его руку вложил не экзотический плод-сосуд, а гантель (силач Бурлюк вовсю занимался спортом). Добавляем деталей в нижней части композиции. Непосредственное участие в разработке этого стиля принимал Э. Бернар. Нечто подобное можно сказать и о Гончаровой: ее примитивистские настроения зародились (еще до встречи с Гогеном) тоже под впечатлением от фигур калужских или тульских крестьянок. «Работа в поте лица своего», как результат грехопадения, воплощена в их согбенных фигурах и в облике замужней бретонки (на что указывает ее костюм), застывшей у левого края картины с гроздьями винограда в фартуке.
Охру и белила в качестве основных зеленую, Будем использовать коричневый, фиолетовую красную и железоокисную (кирпичный цвет) можно применять как дополнительные цвета. Морозова. Коваленко) – едва ли не вызов целомудренным позам таитянок из «А ты ревнуешь. » (1892, коллекция С. И. Catalogue Raisonn. В 1895 возвращается на Таити. То сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» «Сбора плодов» или Если представить себе подобный собор, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, более повествовательные по мотивам, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения.
Почему ивы со свисающими вниз ветвями называются плакучими. 1800 – 1881, собрание О. Кребса, Хольцдорф, временно в ГЭ), пылающие в раскаленном мареве световоздушной среды подсолнухи К. Моне («Подсолнухи», 1881, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) или чарующие нежностью пионы в изысканных композициях Э. Манэ («Натюрморт с веткой пиона и ножницами», 1864, Музей дrsquoОрсе, Париж). Интерес художника к культуре Востока, проявлявшийся и ранее, обретает новые свойства. Перед зрителем предстаёт, словно выхваченный фотоаппаратом кадр, когда не все предметы вписываются в рамки произведения.
Наверное, благодаря этому, его картины настолько самобытны, не похожи на других. Гоген в своих полотнах имел в виду не глубину, но прежде всего плоскость картины. Они достаточно небольшие на фотографии. Композиция картины отличается от академической живописи.
Гоген в своих полотнах имел в виду не глубину, но прежде всего плоскость картины. Наверху – «мистический глаз», помещенный в середину цветка, ниже – поставленная на кресло корзина с подсолнухами с возбужденно вскинутыми или, наоборот, поникшими лепестками и, наконец, внизу (уже и вовсе нейтральное) сиденье тяжелого кресла.
Между лепестками цветов могут просветы, быть Ну и в-третьих, если мы не закроем весь фон сразу, где проглядывает фон, то потом будет сложно аккуратно и гармонично эти просветы закрыть. Между нами говоря, я отчасти нарочно решил испытать силу ее восхищения такими вещами, а затем мне хотелось подарить ей одно из лучших моих произведений, хотя и не очень удавшееся (в смысле обжига)». Гоген купил соломенную хижину в глухой деревушке и принялся за работу.
Натюрморт подписан и датирован 1888 годом. В эссе, написанных им в разные годы, в том числе уже на Таити, художник, «говоря о живописи, как художник», неоднократно обращается к этому вопросу и, апеллируя к Джотто, Рафаэлю, Веласкесу, Делакруа, не перестает отстаивать право творца видоизменять реальность в соответствии с художественным замыслом. 148). Bern, 1988.
Она исполнена сразу после бегства из Арля и дышит кошмаром страшной вангоговской драмы. Типичным в этом смысле можно считать работу Окорок, 1889, где изображение пищи является второстепенным, а больше всего другого автора интересует резкий контраст между изгибами стола и вертикальными полосами на обоях. Он сдвигает планы, «пропуская» средние («Девочки в Пульдю» 1889, собрание А. Шиндлера, Унтервальд, Швейцария и «Желтый Христос» 1889, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало).
Любопытно, что именно Писсарро воспитал в своем ученике один из принципов, который тот разовьет впоследствии, взглянув на него через призму символизма: «Нужно воссоздавать природу в соответствии с наблюдением, а не ограничиваться ее изображением». Благодаря этой поддержке к малоизвестному мастеру пришла настоящая слава. Что же касается натюрморта Фрукты, то начало работы над ним, очевидно, совпало по времени с письмами Гогена к Мадлен из Арля, когда он предвидел ее скорую помолвку. Натюрморт написан Гогеном в деревне Атуона на полинезийском острове Хива Оа. Я думаю, что это трансформация, которая не дала еще результатов, но, безусловно, даст».
Картина создана во время пребывания Гогена в Бретани. Однако действительность оказалась банальнее.
Vol. Выбирая разные точки зрения на предметы, сопоставленные в единой плоскости, Гоген создает при развитии пространства вдоль плоскости холста сверху вниз «ныряющую» и, наоборот, – «взлетающую» перспективу («Портрет Мейера де Хаана» и «Видение после проповеди» 1888, Национальная галерея, Эдинбург) или же сообщает композициям абсолютную плоскостность («Прекрасная Анжела» 1889, Musee dOrsay, Париж), «Автопортрет с нимбом» 1889, Национальная галерея, Вашингтон). Влияние натюрмортов Гогена проявилось у Гончаровой не только в подборе предметов. Перед нами настойчивый, прямой акт самоутверждения, скрытый за «красивостью» этого натюрморта. Это признание свидетельствует о необычайной силе воображения художника.
XIX века, представленного Делакруа и Энгром, барбизонцами и Коро, Курбе и Домье в отличие от авангардистов начала XX века кубистов, футуристов, абстракционистов, они не искажали действительности, не деформировали виденного до неузнаваемости, а сохраняли в основе «портретность» изображаемого, хотя и акцентируя, каждый на свой манер, то, что считали для себя главным. Любопытно отметить, что в изображении щенков исследователи тоже усматривают трансформированную цитату – гравюры японского художника Куниеси «Кошки». Ф. А.
В то время как Гогену приходилось придумывать фигуры никому не известных таитянских божков, Гончарова опиралась на изваяния «русских» (как она выражалась) «каменных баб», лепя из глины (в настольных размерах) свои собственные их варианты. Данной теме, проходящей через все творчество художника, уделил большое место в своей монографии «Потерянный рай Поля Гогена» американский исследователь Уильям Андерсен (1971). Его «рыб» не воспринимаешь в качестве nature morte39 ов не потому, что они лежат не на столе, а на траве под ногами: это (как и у Гогена) живая натура и Ларионов всегда оставался верен этому ее свойству. Владимира Бурлюка на портрете 1910 года (Художественный музей, Лион), написанном в бурлюковской Чернянке, еще более явном «Таити», нежели ларионовский Тирасполь, он изобразил в подобающих случаю гогеновских красках, однако в его руку вложил не экзотический плод-сосуд, а гантель (силач Бурлюк вовсю занимался спортом). Не потому ли, что опускающиеся линии печальны.
Накопив немного денег, художники отправились дальше. На картине Сбор винограда в Арле драма лишь назревает: простоволосая молодая нищенка охвачена помыслами она ушла в себя и бездействует, в то время как пожилые бретонки заняты тяжким трудом. Но в 1893 году Поль Гоген возвращается во Францию. Paris, 1927. Лепестки, на которые падает тень рисуем коричневым, красным и охрой. Примером такой картины может служить «Натюрморт с фруктами», написанного в 1888 году. Его груши – почти живые создания: в «Ноготках и филокактусах» (1910, Центр Помпиду) они вольготно разбредутся по столу, то неподвижно лежа (как гуси), то поднимая вверх свои шейки. «Не пишите слишком с натуры.
И так же строились гогеновские натюрморты (я упоминаю лишь те из них, какие художница знала по московским коллекциям). «Лучшее полотно», а ведь в том же году были написаны Борьба Иакова с ангелом и Натюрморт с тремя щенками – программные полотна клуазонизма. В «Цыганке» Ларионова (1908, частное собрание, Франция) такой же, как и в гогеновском «Сборе плодов», контраст затененного переднего плана и залитого солнцем второго аналогичный прием и в «Сборе плодов» Гончаровой (1908, ГРМ), в котором следует видеть откровенный Hommage одноименному сюжету Гогена.
Во многих его вещах, в частности, в «Пейзаже с павлинами» (1892 из собрания Морозова) изображения строятся планами, расположенными друг над другом: над павлинами в нижней части картины – человеческие фигурки и хижина, еще выше – пейзаж с деревьями и горами, зрительно не более удаленными от нас, чем пара павлинов внизу. Гоген говорил, что приступал к созданию натюрмортов, когда чувствовал себя усталым. Логика подсказывает, что небо – голубое, трава – зеленая, а глиняный кувшин – коричневый. Каково же содержание картины.
Но источник этого движения уже другой. Пускайте в ход вермильон». Тут абсолютно ясен саркастический подтекст Гогена. Всегда имейте перед своими глазами персов, камбоджийцев и египтян, – советовал Гоген.
К трактовке Андерсеном данного персонажа остается лишь присоединиться. Этот этап можно проделать и раньше, до детализации цветков. Если представить себе подобный собор, то сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», более повествовательные по мотивам, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения.
Унаследовавший мятежную душу своей бабки Флоры Тристан, Анархист по натуре, порой доводя дело до судебного разбирательства, он афишировал неприятие действительности и умудрялся враждовать со всеми властями, что, кстати, одной явилось из причин его преждевременной смерти. Щукина, отведенном полотнам Гогена, лишь этот натюрморт выбивался из знаменитого гогеновского «таитянского иконостаса». Возможность для более основательного знакомства с искусством Японии появилась у французских художников в 1887 году, когда в Париже состоялась выставка, посвященная японской гравюре, а с 1888 года С. Бинг экспонирует в своем магазине оригинальные произведения и начинает выпускать журнал «Искусство Японии». Помимо Сезанна здесь есть еще один предмет диалога – японский эстамп.
Наверху – «мистический глаз», помещенный в середину цветка, ниже – поставленная на кресло корзина с подсолнухами с возбужденно вскинутыми или, наоборот, поникшими лепестками и, наконец, внизу (уже и вовсе нейтральное) сиденье тяжелого кресла. Ларионову подобные настроения чужды. Натюрморт «Фрукты и гравюра» (1907-1908, Тульский музей изобразительного искусства) соединил ее впечатления от «Натюрморта с попугаями» и от «Подсолнечников». Вскоре дружба с импрессионистами и участие в выставках полностью перевернули жизнь Гогена. В июне 1885 года брак распался.
«Рисовать искренне, – напишет Гоген в одном из своих эссе, – абсолютно не значит повторять природу, это значит уметь пользоваться живописными выразительными средствами, которые не скрывают мысль». Вот и кладите желтый.
Гончарова усвоила эти композиционные схемы. Если представить себе подобный собор, то сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», более повествовательные по мотивам, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения. Гончарова усвоила эти композиционные схемы.
Именно японское искусство повлекло за собой возникновение клуазонизма. Три овала разных размеров, поставленные друг на друга, «складываются» в бокал и в результате соединения двух цилиндров разной формы возникает кастрюля. Sculpture and Ceramics of Paul Gauguin. Подобное расположение задает последовательность считывания произведения (от верхней строки к нижней) и вместе с тем определяет контекст его художественного восприятия. Натюрморт с яблоками и персиками можно было продать куда успешнее, чем натюрморт с рыбой.
Его рождение относится к последним десятилетиям XIX века. Однако сам Гоген питал слишком глубокое отвращение ко всякого рода теориям, чтобы по-настоящему «серьезно» воспринимать свою собственную. Некоторые из его сюжетов кажутся пародиями на популярные полотна Гогена., Женщины Таити, Одна и многие-многие другие картины.
Также смотрим на фото и определяем, какие цвета нам понадобятся. Кто не знает ирисы Ван Гога. Убедиться в этом можно, обратившись к натюрморту, выполненному в 1884 году, – «Корзина цветов». London, 1964.
Начинаем мы как правило с нанесения основного фона. В письме к Бернару Гоген, как обычно, лишь перечисляет элементы композиции, обозначая колорит. Сами они совершенно реальны, так же как и поверхность стола, на котором они находятся. Подобно бретонкам Гогена, персонажи Гончаровой будут все более казаться то вылепленными из глины, то вырубленными из дерева и тоже с «непропорционально большими руками и ступнями».
Второе произведение поражает своей необычностью. Еще отчетливее то же движение в натюрморте «Подсолнечники». Основываясь на новых документальных источниках, Декс показывает, что, во-первых, в дни своего благополучия Гоген не был богачом и, во-вторых, утратил выгодную должность не по своему желанию, а был уволен вследствие кризиса, начавшегося в то время во Франции, причем еще долгое время пытался «зацепиться» за какую-нибудь работу. Действительно, при всех своих «новациях» Сезанн, Ван Гог и Гоген, как и их предшественники-импрессионисты, не отрывались полностью от реалистического искусства.
В верхней своей части натюрморт напоминает арабеск или декоративное панно. Морозова), а позы купальщиц («Деревенские купальщицы», Краснодарский краевой художественный музей им. Дата поставлена не одновременно с подписью и посвятительной надписью: «А mon ami Laval» («Моему другу Лавалю»), а значительно ниже этой строки и нанесена художником более тонкой кистью, осторожной рукой, видимо, позже уверенной надписи и монограммы «P. Go», включенных в первоначальную композиционную игру. Пишите ее чистым ультрамарином.
Этим общим, по-видимому, была «стадиальная общность заключительная стадия реализма нового времени на переходе к новейшему». Кроме того, смотрите где именно они расположены на столе. Тема – еда. Бизнес Гогена не задался, что (вкупе со всем остальным) привело к обострению его отношений с Мэтт. Ручка вазы представляет собой разрезанное пополам ухо, а по раскроенному черепу (в данном случае черепу Гогена) стекают струи красной поливы рельефное лицо вазы оказывается сплошь залитым поливой, как кровью.
Сотканный из тончайших нюансов основных элементов цветовой гармонии холста цветок словно бы вобрал в себя все ее колористическое богатство и, накаленный будоражащими сочетаниями дополнительных цветов (фиолетового – желтого, оранжевого – синего), воспринимается неким энергетическим ядром композиции. Следует заметить, что в данном случае страхи и тревоги Гогена были не напрасны.
Превосходной иллюстрацией этих рекомендаций могли бы послужить пейзажи самого художника 70-х годов – «Огород и цветущие деревья, весна, Понтуаз» (1877, Музей дrsquoОрсе, Париж) или «Красные крыши» (1877, Музей дrsquoОрсе, Париж) натюрмортов вплоть до 1898 года он не писал. В большинстве это все же калужские или тульские бабы и только фигура с корзиной в руках (из сюжета со сборщицей, склоненной над грудой плодов) кажется сошедшей с одного из полотен французского мастера. Художник открывал взаимосвязь между явлениями, видимыми только поэтической душе истинного творца. А характер серой керамики – весь в ощущении сильного пламени и фигура, прокалившаяся в таком аду, по-моему, выражает такой характер с достаточной силой. Ревалда, принадлежала инициатива.
Вслед за А. КанторshyГуковской нельзя не признать, что «главный урок импрессионизма – отказ от апробированных, но мертвых, условных схем и верность только личному визуальному опыту» – Гоген усвоил на всю жизнь, а «в основе его синтеза или символизма, всегда лежал и аналитический метод, усвоенный от импрессионизма». Пожалуй, не зная имени автора, едва ли можно узнать в нем Гогена. Единственное расхождение – в том, что учитель видит цель в сохранении «первого впечатления», а ученик – в необходимости удержать «свое ощущение». От согнувшейся бабы из этой картины шла прямая дорога к еще более грузной фигуре из «Сбора плодов», наклоненной над кучей яблок. Если Гоген после работ в Ле Пульдю все же отправился в далекие страны (как позднее Кузнецов и Сарьян «на Восток»), то Гончарова так и осталась на собственной почве, отождествив с Востоком саму Россию. Поль Гоген «Натюрморт с фруктами» Натюрморт был всегда популярным жанром искусства известным ещё с античности.
– Г. П. ), а об изваяниях из скифских могильников предпочитала (как уже упоминалось) говорить как о «русских» каменных бабах. Если смысловые ассоциации Гогена уводили воображение зрителя в глубины его персональной мифологии, то у Гончаровой (на ее раннем этапе) скорее выводили его «на поверхность», в рамки коллективного национального мифа. А вот эти листья красные. Подобный разброд не случаен, если учесть, что термин «постимпрессионизм» не выражает какого-то определенного направления в искусстве, а лишь констатирует временную последовательность («после импрессионизма»). Вверху вместо гогеновской керамической Хины иконка с Богородицей и младенцем. Увидев в «Натюрморте с попугаями» (собрание Морозова) терракотовую статуэтку Хины (таитянской богини Луны), выполненную, бесспорно, самим Гогеном, она очень скоро населит подобными статуэтками свои собственные постановки.
Щукина). Морозова), а позы купальщиц («Деревенские купальщицы», Краснодарский краевой художественный музей им. Теперь же конкретные символы исчезли. Во-первых, так краски ложатся плотнее и работа приобретает больше живописности. Впрочем, финансовый кризис отразился и на живописи.
Так цыганка с отвисшими грудями, – пожалуй, ответ на величаво-стройную, почти статуарную «Женщину, держащую плод» (1893 из собрания И. А. И материал книги доказывает, что это утверждение отнюдь не было парадоксом. По цвету она тоже выглядит керамичной (настоящая глиняная статуэтка со склоненной женской фигурой отставлена в сторону, на подоконник). Я, пожалуй, предпочел бы это живописи декадентов». Кроме того, Декс исправляет ряд уже принятых искусствоведами датировок (в частности, время встречи Гогена с Писсарро). 1.
Если смысловые ассоциации Гогена уводили воображение зрителя в глубины его персональной мифологии, то у Гончаровой (на ее раннем этапе) скорее выводили его «на поверхность», в рамки коллективного национального мифа. А ниже – тяжелое (как в «Подсолнечниках» Гогена) зеленое кресло. New York, 1980. Подобное активное силовое поле между человеком и вещами возникает только в одном произведении Гогена того же времени – созданном сразу по приезде в Арль Портрете Ван Гога, пишущего подсолнухи (Городской музей, Амстердам Wildenstein, 296). Что «главный урок импрессионизма – отказ от апробированных, но мертвых, условных схем и верность только личному визуальному опыту» – Гоген усвоил всю на жизнь, Вслед за А. КанторshyГуковской нельзя не признать, а «в основе его синтеза или символизма, всегда лежал и аналитический метод, усвоенный от импрессионизма». Плоды на московской картине как будто охвачены неким странным беспокойством.
Бенуа отметил в холстах Гончаровой «большую и властную» силу, утверждая, что «кучность ее красок» заставляет мечтать об украшенных ею стенах целых соборов9. Содержание проясняет картина Деревенская драма (частное собр., США Wildenstein, 523), повторяющая центральный персонаж раннего полотна и созданная уже в 1895 году, во время последнего приезда в Бретань между двумя путешествиями на Таити. Сильно пошатнулось и здоровье художника. Если Хоровод бретонских девочек (Национальная художественная галерея, Вашингтон Wildenstein, 251), написанный в том же 1888 году до поездки к Ван Гогу в Арль, еще весь пронизан этнографией и древний бретонский танец, архаичность которого подчеркнута неумелыми, скованными движениями девочек, органично ложится в основание стилизованной геометрической композиции, какой-то неживой в своей совершенной неподвижности, уподобленной орнаменту, арабеске, – то маленькие бретонки, застывшие как два истукана на берегу моря из картины Музея западного искусства в Токио (Wildenstein, 340), написанные уже в следующем, 1889 году, поражают композиционной разомкнутостью, несбалансированностью и вообще всякого рода анатомическими неправильностями, что и наполняет эти, как бы изваянные из неживой материи фигуры особой жизненной силой. В сотрудничестве с Анкетеном именно ему, по утверждению Дж.
Нам важно создать от работы ощущение цельности и завершенности. of His Prints. Прежде всего обращает на себя внимание строгая ясность в построении композиции. Нет, это не Дега. В 1886 году в Понт-Авене Гоген написал Натюрморт с профилем Лаваля (частное собр. Картины перестали пользоваться спросом и жизнь Гогена превратилась в борьбу за выживание.
Нечто подобное можно сказать и о Гончаровой: ее примитивистские настроения зародились (еще до встречи с Гогеном) тоже под впечатлением от фигур калужских или тульских крестьянок. Если фон гогеновского «Сбора плодов» мы во многом ощущаем как сияние мозаичного золота, то гончаровские фоны – как залитые солнцем поляны в саду. rin M. L. Его «рыб» не воспринимаешь в качестве nature morte39 ов не потому, что они лежат не на столе, а на траве под ногами: это (как и у Гогена) живая натура и Ларионов всегда оставался верен этому ее свойству. В «Натюрморте с геранью» (1908-1909, ГТГ) композиция построена так же, как и в гогеновском «Пейзаже с павлинами» : ярус алых цветков, сияющих на белом фоне вверху, ниже – ярус листьев герани на фоне развешанных тканей и, наконец, ярус фруктов на фоне стола, зрительно не более приближенных к нам, чем красные герани в верхней части полотна.
И только нижняя часть картины не несет в себе такого противопоставления. И все это для мифологизации обыденной реальности. Невесомые фигуры гогеновских аборигенов не столько стоят на поземе, сколько «подвешены» в лучах золотого свечения, фигуры гончаровских крестьянок – прочнее оперты о позем. В изобразительном искусстве новый стиль разительно отличался от символизма известного на протяжении многих столетий. В строгой упорядоченности распределения пятен цвета на поверхности холста сказывается увлечение японской гравюрой, а в изображении застывших, плотных монолитов спелых яблок, груш и персиков на плоском плетеном блюде справа и в особенности в прочерке диагональной линии края столешницы, уводящей глаз за пределы пространства картины и создающей ощущение «вздыбленной» перспективы, – уроки мастера из Экса. Ларионов привязан к витальным силам природы.
Анри Матисс – удивительный художник, которого восхвалял С. И. Впрочем и сам Гоген вечно сидел без денег, а когда получал их (например, в качестве наследства), то тратил, не думая о будущем. В июне 1885 года Гоген пишет «Натюрморт с японскими пионами в вазе и мандолиной», ныне находящийся в собрании Музея дrsquoОрсе. И далее в том же письме: «В каждом материале я ищу характерности. Гончарова охотно лепит из глины, Ларионов в «Автопортрете в тюрбане» (около 1907, ГТГ) изобразил себя рядом с рельефом, вырезанным им из деревянной колоды4.
5 Kornfeld E., Joacyim H., Morgan E. Paul Gauguin. Натюрморт «Фрукты и гравюра» (1907-1908, Тульский музей изобразительного искусства) соединил ее впечатления от «Натюрморта с попугаями» и от «Подсолнечников». И так же строились гогеновские натюрморты (я упоминаю лишь те из них, какие художница знала по московским коллекциям).
11). Следуя этим рекомендациям, П. Серюзье написал свой знаменитый «Талисман» (1888, частное собрание, Франция), запечатлев в этом пейзаже заветы мастера и передав их своим товарищам по Академии Жулиана, будущим «набидам». Это столкновение двух систем и становится ведущей темой «Натюрморта с тремя щенками».
Иногда Гоген смешивал жанры, как, например, в Натюрморте с профилем Лаваля, 1886. Когда в начале 1888 года в Брюсселе, а затем и в Па-риже на выставке «Группы двадцати» впервые появились работы Л. Анкетена, технику их исполнения В. Ван Гог определил как «японизм», а Э. Дюжарден, приветствуя рождение нового стиля, дал ему следующую характеристику: «На первый взгляд эти работы производят впечатление декоративной живописи подчеркнутый внешний контур интенсивный и убедительный цвет неизбежно наводят на мысль о народном искусстве и японских гравюрах. Он же дал имя новой форме искусства – клуазонизм (от французского сloison – перегородка), обнаружив в ней определенные параллели с техникой изготовления перегородчатых эмалей. Фокусом их слияния оказывается цветок пиона – оптический центр натюрморта. Поль Гоген всегда был смелой, решительной личностью, таким он оказался и в живописи. И к живописи он обратился не «вдруг», а подходил к ней медленно и с оглядкой, пока окончательно не уверовал в себя.
Бенуа отметил в холстах Гончаровой «большую и властную» силу, утверждая, что «кучность ее красок» заставляет мечтать об украшенных ею стенах целых соборов9. Влияние древних культур очевидно в таких его работах, как Рынок, 1892, где профили девушек напоминают египетские барельефы с усыпальницы в Фивах. Кажется, что цвет, подобно композиции, развивается по диагоналям: от правого нижнего угла к левому верхнему пробивается «теплая» диагональ, а от левого нижнего к правому верхнему углу – «холодная».
Я не стремлюсь к тому, чтобы создать иллюзию предмета, – признавался он. Для мастера характерны удлиненные фигуры, протянутые вдоль плоскости картины.
Они сродни музыке. uvre grav.
Позднее она напишет «о большой любви в понимании окружающего мира и декоративности в его передаче», характерной «для жителя Востока, в том числе и славянина» 8 (курсив мой. В возрасте семи лет Поль переезжает во Францию, что бы учиться. А эта тень скорее голубая. Бретонки в их заметных национальных костюмах нужны были не для «соблюдения неточности», но для внесения смысловой ясности в эту, созданную «целиком по памяти», как сказал Ван Гог, композицию Гогена. Вспомним в этой связи пленяющие свежестью натюрморты О. Ренуара, в которых вазы воспринимаются неким сдерживающим началом цветочной стихии («Розы и жасмин в дельфтской вазе», ок. Не забываем, что цветки расположены под разными углами к зрителю и на разном расстоянии.
Фигуры Гончаровой сильнее укоренены в реальной натуре. Фигуры из ее сюжетов, навеянных впечатлениями от таитянок Гогена, воспринимаешь все же как тульских крестьянок – это относится к изображениям баб из «Хоровода» (1910, Серпуховской историко-художественный музей) или к написанным еще раньше фигурам из «Сбора плодов». А знаменитые натюрморты с подсолнухами (многие из которых он написал, чтобы порадовать своего друга Поля Гогена) и по сей день можно видеть на открытках, плакатах и популярных для украшения интерьера постерах. Простые витражи, которые привлекают глаз, четко деля форму и цвет, гораздо лучше. Подсолнух рисуем по тому же принципу, что и цветы в кувшине.
Поль Гоген – французский художник, художник, один из когорты величайших мастеров мира. То, что эта аналогия была хорошо продуманным приемом, подтверждает высказывание В. Ван Гога, относящееся к августу 1888 года: «Гоген и Бернар говорят о том, что надо «рисовать, как рисуют дети».
В «Натюрморте с попугаями» (1902) мы видим (вверху) статуэтку вышеупомянутой Хины и только затем переходим к оперениям пестрых птиц, разложенных на светлой скатерти, движемся вниз с наклоном стола, пока не соскальзываем вместе со скатертью к самому низу. А ниже – тяжелое (как в «Подсолнечниках» Гогена) зеленое кресло. Он использует высокую линию горизонта в сочетании с интенсивно окрашенными дальними планами (что уплощает пространство). Так, в «гогениане» прочно утвердилась легенда о том, будто Гоген, преуспевающий делец, ведший жизнь респектабельного буржуа, вдруг в тридцатилетием возрасте бросил биржевую карьеру и «сладкую жизнь», чтобы посвятить себя исключительно живописи. Кидаем тень от предметов на поверхность стола используя фиолетовую и коричневую краску. А сикоморагрустна оттого, что ее сажают на кладбищах.
Увидев в 1913 году ее персональную выставку, А. Н. До 7 лет мальчик проживал в Лиме, после чего вернулся во Францию. Мысленно можно разделить композицию на сетку из 4 равных частей (или больше), так будет проще разместить всё на своих местах. Шли поиски индивидуальных и очень разных решений, нередко более динамичных по композициям (Ларионов, Сапунов, Константин Коровин) и потому могли живее восприниматься и композиционные приемы идущие от Гогена.
Наконец он переезжает на Маркизские острова, а именно на Атуону, где в 1903 году скончался от болезни. Однако чопорное и консервативное датское общество, недоверчиво и враждебно отнесшееся как к живописным поискам, так и к самому образу мыслей художника, вскоре вынудило его «сдаться перед физической невозможностью выполнить свой долг». Она вожделеет разбросанных перед ней спелых плодов». Необычно и колористическое решение. Увидев в «Натюрморте с попугаями» (собрание Морозова) терракотовую статуэтку Хины (таитянской богини Луны), выполненную, бесспорно, самим Гогеном, она очень скоро населит подобными статуэтками свои собственные постановки.
1888 год был решающим в биографии Гогена-живописца. От ученического копирования миниатюрных натюрмортов с цветами в бокалах Э. Мане и робкой постановки предметов, как на небольших по формату натюрмортах с фруктами Сезанна (знаменателен, конечно, сам выбор мастеров для подражания), – до большой композиции с цветами и мандолиной 1885 года, уже совершенно самостоятельной, гогеновской. Одновременно художник воздвигает на пути взгляда зрителя некие вехи, уводящие его в дальние дали, подобно тому, как это делали японцы («Свинопас» (1888, собрание Н. Симона, Лос-Анджелес), «Здравствуйте, господин Гоген. » (1889, Национальная галерея, Прага).
Наконец, после просьб сфотографировать для него вазу, это письмо завершается язвительным и горьким постскриптумом: «Передайте Мадлен мои сожаления по поводу грубого вида ее горшка». 65, Bodelsen M. Gauguins Ceramics: A Study in the Development of His Art. Это увлечение в немалой степени способствовало тому, что он оказался сначала в Бретани, самой нецивилизованной французской провинции (Две бретонки на берегу моря, 1889 относятся к этому периоду творчества), а потом – в Полинезии. В «Натюрморте с попугаями» (1902) мы видим (вверху) статуэтку вышеупомянутой Хины и только затем переходим к оперениям пестрых птиц, разложенных на светлой скатерти, движемся вниз с наклоном стола, пока не соскальзываем вместе со скатертью к самому низу. Калитиной, «разумное равновесие между свойственным предметам конструктивным началом и эмоциональной взволнованностью смотрящего на них человека», доминируют плотно вылепленные соцветия георгинов («Цветы в дельфтской вазе», 1873, частное собрание).
Отклики на картины Гогена очевидны и в живописи обоих художников. Во многих его вещах, в частности, в «Пейзаже с павлинами» (1892 из собрания Морозова) изображения строятся планами, расположенными друг над другом: над павлинами в нижней части картины – человеческие фигурки и хижина, еще выше – пейзаж с деревьями и горами, зрительно не более удаленными от нас, чем пара павлинов внизу. В произведениях понт-авенского периода (1888 – 1890 годы) Гоген изобретает самые невероятные способы манипуляции пространством.
Три щенка, лакающие из кастрюли, три бокала и три плода, ваза и салфетка с фруктами – помещенные друг под другом, они представляются строками манускрипта, начертанного на плоскости белой скатерти (этот эффект достигается точкой зрения сверху). На самые освещенный участки можно добавлять белил. Хоть на многих предметах видна чёрная окантовка, это не делает натюрморт декоративным.
«Для меня великий художник – олицетворение величайшего интеллекта, ему свойственны чувства, являющиеся выражением наиболее тонкой, наиболее незримой деятельности мозга», – пишет он в письме Э. Шуффенекеру от 14 января 1885 года. Еще отчетливее то же движение в натюрморте «Подсолнечники». Круглыми они будут только у тех цветков, которые смотрят прямо на нас. Фигуры из ее сюжетов, навеянных впечатлениями от таитянок Гогена, воспринимаешь все же как тульских крестьянок – это относится к изображениям баб из «Хоровода» (1910, Серпуховской историко-художественный музей) или к написанным еще раньше фигурам из «Сбора плодов».
Затем осознание своей несостоятельности, болезнь сына, горькое понимание того, что его призвание и отцовство несовместимы полная капитуляция и возврат в Данию к Метте и ее ненавистной родне. «Я улыбаюсь, представив Вашу сестру перед моим горшком. В «Натюрморте с геранью» (1908-1909, ГТГ) композиция построена так же, как и в гогеновском «Пейзаже с павлинами» : ярус алых цветков, сияющих на белом фоне вверху, ниже – ярус листьев герани на фоне развешанных тканей и, наконец, ярус фруктов на фоне стола, зрительно не более приближенных к нам, чем красные герани в верхней части полотна.
Одновременно Гоген продолжает разрабатывать уже давно занимавший его вопрос о «душе» цвета, его суггестивном потенциале. Экзотическая природа Перу, яркие национальные одежды настолько поразили маленького Поля Гогена, что всю свою жизнь он не мог избавиться от неуемной жажды путешествий и желания снова увидеть тропики. Как вам удобнее. Художник с драматичной судьбой, получивший признание публики и экспертного сообщества лишь в пожилом возрасте. В конце концов, он запросился обратно во Францию.
Творчество Винсента Ван Гога очень многогранно. Таков финал отношений Гогена и Мадлен, воплощенный в скульптуре. Впоследствии натюрморт привлек внимание русских художников-авангардистов, видевших его в доме И. А. Теперь полотно в целом должно было будить в зрителей сильное субъективное переживание.
Возможно, приведенные выше высказывания учителя и ученика (а Гоген, невзирая на расхождения во взглядах, до последнего считалПиссарро своим учителем) несколько разнородны. Шли поиски индивидуальных и очень разных решений, нередко более динамичных по композициям (Ларионов, Сапунов, Константин Коровин) и потому могли живее восприниматься и композиционные приемы идущие от Гогена. В 1910-е годы получат распространение приемы натюрмортов Сезанна со столами, поставленными параллельно холсту и ограничивающей глубину пространства задней стеной.
Поль Сезанн. Его груши – почти живые создания: в «Ноготках и филокактусах» (1910, Центр Помпиду) они вольготно разбредутся по столу, то неподвижно лежа (как гуси), то поднимая вверх свои шейки.
Щукин. Гоген был увлечен культурой нецивилизованных народов. Отсюда оттенок иронии, пронизывающий «Натюрморт с тремя щенками», отсюда и неизбежный путь вовне, за рамки стиля, к новым гармониям.
Подобно бретонкам Гогена, персонажи Гончаровой будут все более казаться то вылепленными из глины, то вырубленными из дерева и тоже с «непропорционально большими руками и ступнями». Ф. А. Ларионов привязан к витальным силам природы. Щукина).
В традиционном натюрморте художники стремятся как можно точнее передать фактуру предметов, но основное внимание Гогена привлекало иное. Фигуры Гончаровой сильнее укоренены в реальной натуре. Они все отражаются друг от друга, отдают и поглощают свет.