Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. С появление фотографии натюрморт не потерял своей популярности, даже не смотря на то, что большинство сегодняшних фотографов привлекает возможность съемки в действии. Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии. Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю.
Если вы новичок в натюрмортах или самой съемке, лучше всего избегать отражающих свет и блестящих вещей, так как их труднее сфотографировать правильно. И в живописи и в фотографии один из самых сложных жанров — натюрморт. Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом.
Фотографические натюрморты на сюжет Vanitas (лат. В середине двадцатого столетия в жанре «натюрморт» много фотографий сделал Йозеф Судек, который придавал предметам изображенным на фото, особое настроение при помощи тонкой игры со светом. Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями.
В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора. Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Чтобы вдохновить вас, мы отобрали прекрасные натюрмортные фотографии, снятые участниками фотосообщества 35photo. Популярностьнатюрморта в фотографии в последнее время растет и набираетзаметныеобороты.
Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас.
Уникальное чувство визуального ритма позволяло ему разглядеть красоту в чем-то незначительном — в тех же окурках, фотография которых стала его визитной карточкой. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности. Фото натюрморты основаны на абсолютно другой концепции, отличной от обычной фотографии.
Контуры предметов смягчены, подразмыты, создан эффект дымки, свечения, практически сна. Дело в том, что ранние фотоматериалы отличались плохой светочувствительностью, вот таким образом некоторые фотографы предпочитали фотографировать натюрморты в палисаднике либо саду. Это был отдых, расслабление и полная свобода. Перед его дебютным показом в Галерее Мальборо Пенн отметил: «Зритель вправе ожидать от автора подобных работ специальных познаний в садоводстве, однако могу вас уверить, что их у меня нет.
И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). Во всех трех приведенных случаях и во многих других, формирование идеи (задумки) или «истории» для создания натюрморта сложный процесс с большим количеством проб, ошибок и т. д. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты. Возникает конфликт автора (мнение, видение, замысел фотографа) и общества (восприятие и реакция на работу). В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием.
Сами предметы подобраны как символы познания: разломленный гранат – структура познания, книги и свиток – его результаты, а часы (символ времени) – необходимое условие.
Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе». Технические параметры съемки так же очень важны. Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации).
В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». Фото натюрморты, как известно, достаточно популярный вид фотографии. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Особенно если на них красивые цветы и красивые предметы домашнего обихода. Расширился и круг используемых предметов.
Работу над натюрмортом художник К. С. Петров-Водкин описывал как одну из «острых бесед живописца с натурой». Фотограф так же, как и художник, при работе над созданием натюрморта должен, как отмечал В. А. Фаворский, «слышать тихую жизнь» предметов, слышать, как они «разговаривают» друг с другом. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Двусоставная композиция, построенная на объединении групп объектов и заключение их композиционные фигуры – поддерживающая группа (в данном натюрморте – треугольник, полученный группой листьев) находится внутри главной (эллипс, полученный общей постановкой предметов). Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии.
Натюрморт называется «Симфония в красных и золотых тонах». Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. На мой взгляд, натюрморт достаточно сложный жанр фотографии, так как роль моделей отведена молчаливым предметам.
Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой).
Для фото натюрморта более важна композиция, свет и детали. Кто о чём, а я снова о цветах. Натюрморт дословно переводится как «мертвая натура».
Фрукты так же подобраны маленького размера для поддержания атмосферы. С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться. Идеей этой работы стало «рождение нового натюрморта». В зависимости от своей идеи автор подбирает композицию фотографии, расставляет акценты, добавляет визуальные (световые или цветовые) эффекты.
Но за прошедшее с момента появления в искусстве этого жанра ситуация стала меняться. Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды.
«Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией». Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. Среди ранних гелиографических опытов Нисефора Ньепса был натюрморт, состоявший из бутылки, ножа, ложки, миски и буханки хлеба, лежащих на столе.
В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны. Сценки простые, забавные, но вполне реалистичные. Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. Угол наклона тоже важен.
Также автор фото получил красивый рисунок боке (размытие), (в который как раз попали окно с задними цветами) придавший ощущение мягкости, свежести и чистоты. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. Появилось новое название этого жанра именно в фотографии – «Still life» - «тихая жизнь», все больше экспериментов. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно.
В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». Варианты самого процесса создания конечно у всех фотографов разные (например: кто-то очень долго обдумывает идею, а только потом подбирает необходимые предметы, а кто- то определяется с задумкой уже в процессе постановки), но суть длительного поиска, раздумий или экспериментов очевидна. За исключением последнего уточнения, данное определение вполне соответствует тому, которое используется по отношению к живописи. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. Теплые оттенки цветов хорошо контрастируют с таким фоном.
Цветы заднего плана из-за размытия буквально слились с окном. В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа. Он часто называл свои работы «симфониями».
Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. «Натюржив». Во втором случае разбегаются мысли, а за ними глаза. В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». Вот таким образом, каждый раз, когда фотохудожник создает работу, он должен задавать себе вопросы: «А для кого она. », «Кому можно ее показывать, а кому нет. ».
В первом случае глаза разбегаются, а за ними разбегаются и мысли. Важно увидеть необычное, в расположении обычных вещей. Вчера до позднего часа сидела за компьютером, потому как никакая сила не могла меня оторвать от увлекательнейшего занятия:) Меня посетила идея, посмотреть как люди снимают букеты цветов.
Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. И вот почему. Цветовая поддержка левого нижнего и правого верхнего углов (бабочка и драпировка на заднем плане) является так же (вместе со зрительной линией от носика кувшина) и динамическим выходом на левый верхний угол. Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен.
Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Still life classic with the butterfly. Обработка в графических редакторах (Photoshop). В третьем случае мысли должны появиться. Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию. В это время фотографии в жанре натюрморт делали такие фотографы, как Уильям Андерхил, Эдвард Уэстон, Александр Родченко, Эдвард Стейхен, Андре Кертец и пр.
Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers). Композиция «контурная», «линейная». Многие фото, снятые в этом жанре, поражают тонкостью композиционных решений и блеском мастерства фотохудожника. Работа построена на единстве тоновых и цветовых отношений (по темным тонам). Котенок в натюрморте – центр композиции – главная составляющая часть натюрморта. Фото натюрморты сосредоточены на цвете, контрасте, тенях и свете. На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет.
Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира. Линейно-тоновая композиция выстроена в треугольнике. К тому же, если не использовать вспышки источники света достаточно слабые.