Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю. Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет. Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом. В середине двадцатого столетия в жанре «натюрморт» много фотографий сделал Йозеф Судек, который придавал предметам изображенным на фото, особое настроение при помощи тонкой игры со светом.
Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями. И в живописи и в фотографии один из самых сложных жанров — натюрморт. Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас.
Популярностьнатюрморта в фотографии в последнее время растет и набираетзаметныеобороты. В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора. Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии. Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт.
С появление фотографии натюрморт не потерял своей популярности, даже не смотря на то, что большинство сегодняшних фотографов привлекает возможность съемки в действии. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Чтобы вдохновить вас, мы отобрали прекрасные натюрмортные фотографии, снятые участниками фотосообщества 35photo. Прекрасные, красочные натюрморт фотографии с цветамиАшрафула Арефина (Ashraful Arefin), фотографа изДакка, Бангладеш.
Фотографические натюрморты на сюжет Vanitas (лат.
Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом.
Обработка в графических редакторах (Photoshop). Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой). Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира.
Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием.
Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию. Кто о чём, а я снова о цветах. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно. Ирвинг Пенн эстетизировал то, что ранее вообще никто не мог даже представить в качестве основы для произведения искусства. И вот почему.
Не случайно объекты на фото натюрмортах выглядят гармонично и слаженно расположенными, составляющими единую законченную картину, которая может рассказать не одну историю. «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов. Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации).
Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты.
Основными предметами изображавшимися художниками на натюрмортах, были фрукты, цветы либо мертвая дичь. Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи.
На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет. В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны.
В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers). В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью.
Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. Для фото натюрморта более важна композиция, свет и детали. Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе».
Угол наклона тоже важен. Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. Особенно если на них красивые цветы и красивые предметы домашнего обихода. В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». Обратите внимание, куда падают тени, также, как и на то, что происходит с отражающими поверхностями.
Фото натюрморты основаны на абсолютно другой концепции, отличной от обычной фотографии. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа.
И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. К тому же, если не использовать вспышки источники света достаточно слабые. С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться. В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность».
Технические параметры съемки так же очень важны. Если бы край абажура не был отрезан, то потерялся бы объем создаваемый комодом, так как диагональ проходила бы только по половине кадра. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь.
Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. Фото натюрморты сосредоточены на цвете, контрасте, тенях и свете. Очень мало фотографов действительно серьезно изучают этот вид съемки — а его работы не только воплощают новые идеи, но и заставляют всмотреться и задуматься. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен. Важно увидеть необычное, в расположении обычных вещей.
Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности. Делая обычную фотографию, фотограф просто запечатлевает обычное течение окружающей действительности. Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона.
Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией». Расширился и круг используемых предметов. Все это нужно умело применить к разным объектам, расположить и организовать их в гармонии друг с другом. Такого рода натюрморты присутствуют в работах Ричарда Джонса, Ипполита Байяра и Реми Робера. Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные».
Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Фото натюрморты, как известно, достаточно популярный вид фотографии.
Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Это был отдых, расслабление и полная свобода.